УДК 331 (1-22)
ББК 65.24: 60.54 П-185
Паронян Артюш Степанович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Анализ, аудит и статистика» финансового факультета Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И.И. Иванова, т.: (84712)581427;
Паронян Арарат Артюшович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Анализ, аудит и статистика» финансового факультета Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И.И. Иванова, т.: (84712)581427.
МОТИВАЦИЯ ТРУДА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛА
(рецензирована)
В статье рассмотрены виды мотивов и факторы, обуславливающие мотивацию труда, представлены показатели, характеризующие роль мотивов на занятость и эффективность труда, предложены пути рационализации занятости сельского населения.
Ключевые слова: мотиваций труда сельского работника; активные, пассивные, долговременные, краткосрочные и психологические факторы мотивации; материальная и социальная мотивация; влияние уровня развития системы образования, культуры, спорта, медицинского обеспечения, торгового и бытового обслуживания на мотивацию труда сельских жителей; экологический аспект мотивации.
Paronyan Artyush Stepanovich, Doctor of Economics, professor of the Department of Analysis, Audit and Statistics of the Financial Faculty of the Kursk State Agricultural Academy named after prof. I.I. Ivanov, tel.: (84712) 581427;
Paronyan Ararat Artyushovich, Candidate of Economics, senior lecturer of the Department of Analysis, Audit and Statistics of the Financial Faculty of the Kursk State Agricultural Academy named after prof. I.I. Ivanov, tel.: (84712) 581427.
MOTIVATION OF LABOR AND RURAL WORKFORCE EMPLOYMENT REGULATION
In the article motives and factors causing the motivation of work have been considered, indicators characterizing the role of motivation on the employment and labor efficiency have been presented, ways to streamline the employment of the rural population have been suggested.
Keywords: motivation of agriculture employee, active, passive, long-term, short -term and psychological factors of motivation, material and social motivation, influence of the level of education, culture, sports, health care, trade and consumer services on the motivation of rural labor, the environmental aspect of motivation.
Мотивация - побуждение к активности и деятельности личности (социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В зависимости от личности (субъекта) мотивацию подразделяют на индивидуальную и групповую (коллективную). По объекту насыщения потребности мотивы делятся на материальные и духовные. [2] Мотиваций труда сельского работника всегда проявляется в реальной действительности с различной степенью интенсивности в зависимости от двух групп факторов: активных и пассивных.
Активные факторы - привлекательность и престижность труда; профессиональные знания и квалификация; образование; предприимчивость и инициативность; ответственность и карьера.
Пассивные факторы - высокие кредитные ставки и налоги; низкий технический и качественный уровни материально-технических средств; низкий уровень механизации и автоматизации трудовых процессов; высокая доля ручного труда; плохие условия труда; низкий уровень заработной платы; слабая правовая защищенность; низкий уровень социально-бытового обслуживания.
По продолжительности воздействия на трудовую деятельность мотивы проявляются длительно и краткосрочно. Например, обслуживание сельскохозяйственных животных является непрерывным и долгосрочным процессом (животные требуют ухода, кормления, поения без перерыва на выходные, а это накладывает отпечаток на престижность и мотивацию труда, на занятость и миграцию работников из села в город).
Сельскохозяйственный труд - это весьма тяжелый и сложный труд, требующий знаний, умений, крепкого здоровья, опыта, терпения и природной мудрости, который еще остается малопривлекательным, слабо механизированным и низкооплачиваемым. Поэтому следует подчеркнуть важную роль механизма
формирования мотивации труда с учетом системы психологических факторов: собственно-психологических; психофизиологических; санитарно-гигиенических; эстетических и социально-психологических.
Собственно-психологические факторы мотивации труда включают в себя различные элементы (соответствие рабочего места, техники или оборудования возможностям и особенностям ощущения, восприятия, мышления и навыкам работника).
Психофизиологические факторы мотивации труда включают тяжесть труда, его нервноэмоциональную напряженность и динамику работоспособности в течение рабочего дня. Так, 78,6% работников сельского хозяйства выполняют ручные работы, а продолжительность рабочего дня составляет 10 и более часов.[8]
В сельском хозяйстве большое влияние на эстетические факторы, как на средство снижения утомляемости и повышения мотивации труда оказывают отношения между реальным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внешним.
Уровень и развитие мотивации труда работника проявляется через формы и размеры трудовых коллективов и систему частных, официальных и неофициальных взаимоотношений в них, от формальной и неформальной структуры коллектива. Формальный состав определяется соотношением численности работников различных групп, выделенных с учетом места их работы, и формируется на основании приказов и распоряжений руководителя организации, определяющих их поведение в соответствии с должностными инструкциями. Неформальная структура образуется соотношением численности различных групп населения их интересов, привычек, личных связей и т.д.
На мотивацию труда работников сельского хозяйства оказывают влияние множество факторов, которые непосредственно связаны с производством и с потреблением продукции. Существенным фактором воздействия на процесс формирования мотивации труда является научно-технический прогресс. Повышение мотивации труда зависит также от реализации права на собственность. Среди материальных мотивов наиболее активным, побуждающим к труду является семейное благополучие, повышение оплаты труда, желание увеличить свой доход и желание приумножить личную долю в собственности предприятия.[3]
За период рыночных реформ роль оплаты труда сельского населения существенно понизилась. Низкий уровень и существенная дифференциация оплаты труда по отраслям экономики ведут к замедлению положительных изменений в сельском хозяйстве и к значительному оттоку трудовых ресурсов из сельской местности. Поэтому существует объективная необходимость в совершенствовании организации стимулирования труда сельских работников с целью повышения мотивации их трудовой деятельности.
Соотношение среднемесячной оплаты труда работников отрасли добычи полезных ископаемых к среднемесячной оплате труда работников сельского хозяйства составило в 2005 году - 1:0,352, в 2008 году - 1:0,479. Соответственно работников отрасли обрабатывающего производства в 2000 году 1:0,416; в 2005 году 1:0,358; в 2008 году 1:0,516; работников отрасли производства и распределения электроэнергии соответственно: в 2000 году 1:0,313; в 2005 году 1:0,306; в 2008 году 1:0,430. Прирост среднемесячной зарплаты работников сельского хозяйства за период 2000-2008 годы в 2,08 раза ниже среднемесячной зарплаты работников народного хозяйства. [10, 11]
Низкий уровень минимальной оплаты труда сельских работников затрудняет взаимоотношения работников и работодателей, повышает текучесть кадров, снижает уровень занятости на селе.
Уровень и дифференциация доходов различных категорий работников оказываются решающими факторами регулирования уровня жизни не только работников сельского хозяйства, но и всего сельского населения. От структуры дохода существенно зависят: мотивы и результаты деятельности работников, что непосредственно связано с эффективностью сельскохозяйственной организации, региона и отрасли; социально-трудовые отношения между работниками и в трудовых коллективах; качество жизни сельского населения, характеризующее степень удовлетворения их материальных, духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей.
Важным мотивом занятости трудовых ресурсов села является социальная сфера. Обеспеченность сельского населения жилой площадью (по сравнению с городским) снижается. Так, с 1990 по 2000 годы, сельский жилой фонд уменьшился на 10,7 млн. кв. м или в 2,49 раза. В дальнейшем происходит увеличение жилищного фонда в сельской местности по сравнению с 2000 годом. В 2008 году площадь объектов социального назначения достигнет 15,1 млн. кв. м. По сравнению с 2000 годом это выше на 7,2 млн. кв.м., но меньше уровня 1990 г. на 2,8 млн. кв.м. Ввод дошкольных учреждений существенно сократился, ввод школ общеобразовательного назначения сократился в 6,92 раза, ввод учреждений культуры сократился в 18,8 раза. Сократился ввод внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием в 4,14 раза, ввод больничных учреждений сократился в 5,89 раза. За эти годы возрос-
ло внедрение газовых сетей в 1,65 раза. В основном по всем объектам происходит резкое сокращение мощностей вех объектов социального назначения в пределах до 2000 года, а в дальнейшем к 2008 году наблюдается тенденция роста мощности всех объектов социального назначения. [5, 6, 7]
Обслуживание водопроводом в 2008 году составило 70% населения села, обслуживание средствами канализации и центральным отоплением составила 55%, в то время как в 2000 году составило 30 и 38% соответственно, обеспеченность газом составила 94%, что выше уровня обеспеченности 2000 года на 20%. В целом уровень коммунального обслуживания возрос, однако в среднем ниже уровня городского населения в 2,3-4,2 раза. [10, 11]
Уровень культурного обеспечения сельского населения имеет важное, нравственное значение в воспитании сельской молодежи и их здорового морального образа жизни. С 1990 по 2008 годы охват детей в сельской местности детскими дошкольными учреждениями снизился с 46,2 по 36,4%, а число в них мест на - с 23,1 до 19,5 чел. 42,5% детей дошкольного возраста в сельской местности воспитываются дома и не могут получить необходимой подготовки к школе. За данные период количество сельских школ уменьшалось на 25,8%. Ежегодно 7,4% сельских детей в возрасте 7-15 лет не могут обучаться в школах в связи с их закрытием из-за малой комплектности, отсутствия и нерегулярностью автобусного сообщения и ростом бедности семей. [10, 11]
Оснащенность сельских школ техническими средствами обучения в 2-4 раза ниже городских, а компьютерной техникой и средствами телекоммуникаций всего ниже на 11%. Все это приводит в информационной изолированности сельских школьников и создает неравные условия для получения качественного образования. Выпуск из сельских школ снизился на 31,3%, а в отдельных регионах страны - 41%.
Уровень культурного обслуживания на селе в динамике имеет тенденцию к снижению. Так, число массовых библиотек сократилось на 5,8 тыс. или на 13,7%, а число их пользователей - на 3,6 млн. чел. или на 15,6%, количество клубных киноустановок - на 56,7 тыс. или на 90,9%, а число посещений киносеансов на 533,0 млн. или в 77,1 раз. [10, 11]
Уровень медицинского обеспечения и обслуживания сельского населения за период с 1990 по 2008 годы снизился, так сеть участковых больниц сократилась на 24,8 тыс. единиц или на 53,7%, фельдшерско-акушерских пунктов - на 12,4 тыс. единиц или на 2,9%. На 10 тыс. сельского населения приходится 70,6 больничных коек, тогда как в городе - 127, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в 2,17 раза меньше, чем в городе. [10, 11]
Обеспеченность сельского населения врачами в 3,7 раза ниже по сравнению с городским. В каждой шестой сельской амбулатории и каждой одиннадцатой участковой больнице нет врачей. Объем помощи, оказываемой жителям сельской местности медицинскими учреждениями городов сократился до 580 тыс. человек в год или 1589 человек в день. [8, 10, 11]. Количество межхозяйственных санаторно-курортных здравниц сократилось вдвое, и составило 41,7 места на 10 тыс. койко-мест, а детских оздоровительных учреждений в 8,3 раза, 33,6 на 10 тыс. мест. Прекратили свою деятельность санатории профилактории при крупных сельскохозяйственных организациях. Снижение обеспеченности сельской местности медицинскими учреждениями и ухудшение обслуживания сельского населения привели к росту заболеваемости населения и смертности, особенно младенческой к снижению рождаемости, численности сельского населения и уменьшению численности трудовых ресурсов, к снижению продолжительности жизни сельского населения.
Сеть культурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилось на 42%. Физической культурой и спортом в сельской местности занимаются от 10 до 2% взрослого населения и от 5 до 8% учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 45-55%. [8, 10, 11]
Важным фактором мотивации труда сельских работников является уровень их торгового и бытового обслуживания. Число кооперативных предприятий розничной торговли сократилось в 2,1 раза, а предприятий общественного питания - в 5,3 раза; при этом на начало 2008 г 90% сохранившихся предприятий не действовали. Товарооборот розничной торговли и общественного питания предприятий потребительской кооперации, торгующих в сельской местности, снизился в 2,7 раз с охватом 1,9% денежных доходов сельского населения. Суммарная величина долга жителей села организациям потребительской кооперации на начало 2008 г. составляла 7,3 млрд. руб. [5, 6, 7]
Одним из важных факторов мотивации труда работников и их закрепление на селе является экология. Изменение экологии меняет состояние здоровья населения, уровень жизни, миграцию населения. К экологическим факторам мотивации труда относят радиацию, загрязнение воздуха, воды и почвы, недоброкачественную продукцию. Ухудшение экологической ситуации пагубно влияет на урожайность сельскохозяйственных культур и качество продукции, на темпы роста населения,
снижает рождаемость и повышает младенческую смертность. Происходит ускоренное старение населения, сокращение продолжительности жизни и разрушаем генофонд нации, усиливается миграция и эмиграция населения страны.
Аграрная реформа оказала существенное влияние на изменение структуры мотивов, интересов, потребностей сельских работников. В настоящее время сложилась совокупность факторов, способствующих созданию нового мотивационного механизма работников села в повышении эффективности труда. Новые экономические реалии требуют изменить стереотип работника, его уровень профессиональной подготовки, восприятия экономической, социальной и морально-психологической действительности, а также соответствующее отношение и мотивацию к труду, формы и методы управления во всех звеньях сельского хозяйства с учетом различных форм хозяйствования, собственности, мотивации и стимулирования труда. [4]
В социальной политике необходим переход к субсидиарной модели, которая означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых бедных групп населения, сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.
Для включения социальной сферы сельской местности в рыночное пространство и вывода ее из кризиса с учетом выполнения селом широкого спектра общественных функций (производственной, демографической, формирования трудовых ресурсов, природоохранной, культурной и других), необходима государственная поддержка и применение комплекса программных методов.[9]
Для решения данной проблемы Правительством РФ разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2014 г.». При этом стратегия финансового обеспечения развития социальной сферы сельской местности должна реализовываться на макро- и микро экономическом уровнях с учетом демографической, социальной, производственной, экономической, правовой, информационной и экологической значимости.
С ростом конкуренции на рынке труда и в связи с внедрением в сельскохозяйственное производство современных технологий, техники и оборудования, соответствующих международным стандартам, потребуется существенный рост квалифицированных работников. Для чего необходимо создать условия по повышению квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения гибких и эффективных систем управления, организации, стимулирования и мотивации труда.
С учетом многообразия организационно-правовых форм хозяйствования и собственности необходимо создать широкую информационную систему о потребности работодателей в работниках и возможностях профессионального обучения и переподготовки кадров с последующим их трудоустройством; внедрить механизм адресного предоставления пособий по безработице с постепенным сближением минимального размера пособий по безработице с величиной прожиточного минимума; повысить мобильность работников посредством развития эффективной системы их профессионального обучения и переобучения на основе спроса и предложения территориальных и региональных аграрных рынков труда; содействовать незанятой молодежи не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда.
Для повышения качества всех категорий работников сельскохозяйственного производства необходимо: разработать систему классификаций работников, адекватную структурным изменениям, происходящим в сельском хозяйстве и на аграрном рынке труда; создать отраслевую систему оценки качества работников, гибко и оперативно реагирующую на изменения в требованиях к квалификации работников; сформировать систему внутрихозяйственного обучения работников в целях обеспечения единства и сопоставимости требований к квалификации сельских работников, предъявляемых на аграрном рынке труда.
Проблема рациональной занятости сельского населения может быть решена только при последовательном осуществлении глубоких социальных, экономических, правовых и политических преобразований на селе с учетом факторов мотивации сельскохозяйственного труда. Для этого необходимо реализовать аграрную политику важнейшей составной частью народнохозяйственной политики, и ее цели рассматривать как приоритетные.
Литература:
1. Гатаулин А.М., Ахметов Р.Г., Стратонович Ю.Р. Рыночный анализ аграрного сектора экономики. М.: Изд-во МСХА, 1999. 197 с.
2. Еремин В.И., Шумаков Ю.Н. Мотивация труда в сельском хозяйстве: учеб. пособие. М.: Изд-во МСХА, 1996. 40 с.
3. Паронян А.С. Совершенствование подготовки и закрепления рабочих кадров массовых профессий на этапе перехода к рыночной экономике // Социальные проблемы села в условиях многоукладной экономики. СПб., 1993. С. 116-118.
4. Проблемы демографического развития России: доклад института статистики и экономических исследований Госкомстата России // Междунар. науч. конф. «Воспроизводство населения, миграция и занятость населения России в период 1996-2005 г.г.». М.: Респ. информ.-издат. центр Госкомстата России, 1995. 320 с.
5. Российский статистический ежегодник. 1995: стат. сб. / Госкомстат России. М., 1995. 976 с.
6. Российский статистический ежегодник. 2000: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. 671 с.
7. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008.
8. Смирнов М. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез // Экономист. 2009. №1. С. 27-37.
9. Соколова Т.Н. Основные направления наращивания кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2008. №11.
10. Социальное положение и уровень жизни России: стат. сб. / Госкомстат. М., 2002. 493 с.
11. Социальное положение и уровень жизни России. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. 503 с.
12. О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»: постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. №858. М., 2001. 142 с.