Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный мониторинг / статистика труда / статистические формы отчетности / сбор данных / информационные системы / автоматизация / цифровизация процессов / механизмы страхования / state monitoring / labor statistics / statistical reporting forms / data collection / information systems / automation / digitalization of processes / insurance mechanisms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сактаганова Индира Советовна, Ошакбаева Жулдыз Орынтайқызы, Енсебаева Анель Рахметжановна

Первая часть статьи посвящена обзору истории развития и становления Управления социального страхования Республики Польша, рассмотрены основные этапы ее становления. Посредством использования сравнительного и факторного анализа, ретроспективного и статистико-аналитического методов исследования, проанализированы предпосылки возникновения и действующая структура института социального страхования Республики Польша. Существующая национальная статистика Республики Казахстан, как инструмент сбора и накопления информации номенклатурного перечня профессиональных заболеваний, травматизма и несчастных случаев с летальным исходом в рамках их мониторинга, а также созданная база статистических данных, не учитывает влияние многих негативных факторов рабочей среды. В этой связи, на национальном уровне назрела необходимость унифицированного подхода к стратегическим статическим исследованиям всех видов отрицательных факторов рабочей среды, трудовых условий. Научное обоснование данного процесса направлено на поиск, адаптацию, разработку и апробацию наилучших международных практик и способов внедрения новейших формуляров цифровых инструментариев статистической отчётности, что без ретроспективного анализа невозможно. На данный момент государственная политика в сфере охраны труда имеет превентивную направленность, что отражается в необходимости автоматизации процессов формирования и реализации статистических наблюдений за состоянием охраны труда. Этому должна предшествовать работа по кардинальному улучшению отечественной системы статистических наблюдений с учетом передового опыта стран ОЭСР. Одними из таких ярких примеров выступают разработки Польши, основанные на собственных исторических предпосылках, а также на современных принципах, стандартах и подходах Евростата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сактаганова Индира Советовна, Ошакбаева Жулдыз Орынтайқызы, Енсебаева Анель Рахметжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SOCIAL INSURANCE ADMINISTRATION OF THE POLISH REPUBLIC

In the first part of the review article devoted to the history of the development and formation of the Social Insurance Administration of the Republic of Poland, the main stages of its formation are considered. The prerequisites for its occurrence and the current structure are analyzed through the use of comparative and factor analysis, retrospective and statisticalanalytical research methods. The existing national statistics of the Republic of Kazakhstan as a tool for collecting and accumulating information on the nomenclature list of occupational diseases, injuries and fatal accidents as part of their monitoring, as well as creating a database of statistical data, does not take into account the influence of many negative factors of the working environment. In this regard, at the national level, there is a need for a unified approach to strategic static studies of all types of negative factors of the working environment, working conditions. The scientific justification of this process is aimed at finding, adapting, developing and testing the best international practices and ways to introduce the latest forms of digital statistical reporting tools, which is impossible without a retrospective analysis. At the moment, the state policy in the field of labor protection has a preventive orientation, which is reflected in the need to automate the processes of forming and implementing statistical observations of the state of labor protection. This should be preceded by work to radically improve the domestic system of statistical observations, taking into account the best practices of the OECD countries. One of such striking examples is Poland's developments based on its own historical background, as well as on modern principles, standards and approaches of Eurostat.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 331.45

основные этапы становления и развития управления социального страхования польской республики

Сактаганова Индира Советовна

Кандидат юридических наук, ассоциированный профессор, ведущий научный сотрудник, РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда МТСЗН РК», г. Астана, Казахстан, e-mail: Aridnis@mail.ru

Ошакбаева Жулдыз Орынтайкызы

Кандидат биологических наук, ассоциированный профессор, руководитель отдела социально-правовых исследований РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда МТСЗН РК», г. Астана, Казахстан, e-mail: oshakbayeva@rniiot.kz

Енсебаева Анель Рахметжановна

Кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда МТСЗН РК», г. Астана, Казахстан, e-mail: nell212kz@gmail.com

В статье представлены результаты научных исследований, полученные в ходе реализации научно-технической программы на тему: «Экономические проблемы безопасного труда и институциональные преобразования механизма страхования в Республике Казахстан» (BR11965728) в рамках программно-целевого финансирования исследований Республиканского научно-исследовательского института по охране труда Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан.

Аннотация. Первая часть статьи посвящена обзору истории развития и становления Управления социального страхования Республики Польша, рассмотрены основные этапы ее становления. Посредством использования сравнительного и факторного анализа, ретроспективного и статистико-аналитического методов исследования, проанализированы предпосылки возникновения и действующая структура института социального страхования Республики Польша. Т Существующая национальная статистика Республики Казахстан, как инструмент А сбора и накопления информации номенклатурного перечня профессиональных заболева- а ний, травматизма и несчастных случаев с летальным исходом в рамках их мониторинга, О а также созданная база статистических данных, не учитывает влияние многих негатив- о ных факторов рабочей среды. В этой связи, на национальном уровне назрела необходи- Т мость унифицированного подхода к стратегическим статическим исследованиям всех Ь видов отрицательных факторов рабочей среды, трудовых условий. Т Научное обоснование данного процесса направлено на поиск, адаптацию, разработку и > апробацию наилучших международных практик и способов внедрения новейших формуляров цифровых инструментариев статистической отчётности, что без ретроспективно- В го анализа невозможно. В На данный момент государственная политика в сфере охраны труда имеет превен- §■ тивную направленность, что отражается в необходимости автоматизации процессов Ф

формирования и реализации статистических наблюдений за состоянием охраны труда. о

1

А

Этому должна предшествовать работа по кардинальному улучшению отечественной системы статистических наблюдений с учетом передового опыта стран ОЭСР.

Одними из таких ярких примеров выступают разработки Польши, основанные на соб- К

ственных исторических предпосылках, а также на современных принципах, стандартах №

и подходах Евростата. (

Ключевые слова: государственный мониторинг, статистика труда, статистические )

формы отчетности, сбор данных, информационные системы, автоматизация, цифрови- 0

зация процессов, механизмы страхования. 3

польша республикасыныц элеуметт1к сацтандыру

бас^армасыньщ цалыптасуы мен дамуыныц

нег1зг1 кезецдер1 Индира Советовна Сактаганова1

Зац гылымдарыныц кандидаты, цауымдастырылган профессор, ШЖК РМК «Казацстан Республикасы Ецбек жэне халыцты элеуметтт цоргау министрлшнщ Ецбект1 цоргау жвнiндегi республикалъщ гылыми-зерттеу институты», Астана ц., Казацстан Республикасы, e-mail: Aridnis@mail.ru

Ж^лдыз Орынтайкызы Ошакбаева

Биология гылымдарыныц кандидаты, цауымдастырылган профессор, элеумет-тж-цуцыцтыц бвлiмiнiц басшысы, ШЖК РМК «Казацстан Республикасы Ецбек жэне халыцты элеуметтт цоргау министрлттц Ецбeктi цоргау жвнiндeгi республикалыц гылыми-зерттеу институты», Астана ц., Казацстан Республикасы, e-mail: oshakbayeva@rniiot.kz

Анель Рахметжанкызы Енсебаева

Зац гылымдарыныц кандидаты, ШЖК РМК «Казацстан Республикасы Ецбек жэне халыцты элеуметтж цоргау министрлшнщ Ецбeктi цоргау жвнiндeгi республикалыц гылыми-зерттеу институты», Астана ц., Казацстан Республикасы, e-mail: nell212kz@gmail.com

Мацалада «КР Ецбек жэне халыцты элеуметтж цоргау министрлттц Ецбектг цоргау жвтндегг республикалыц гылыми-зерттеу институты» ШЖК РМКзерттеулерт багдар-ламалыц-нысаналы царжыландыру шецбертде «Казацстан Республикасында ецбектг цоргаудыц жай-куйгне статистикалыц байцауларды цалыптастыру жэне гске асыру процестерт жYйeлi модельдеу» (ЖРН BR18674262) тацырыбында гылыми-техникалыц багдарламаны ime асыру барысында алынган гылыми зерттеулердщ нэтижeлeрi усы-нылган.

СО

S Аннотация. Польша Республикасы элеуметтж сацтандыру басцармасыныц даму жэне Ф цалыптасу тарихына арналган шолу мацаласыныц бiрiншi бвлiмiндe оныц цалыптасуы-^ ныц нeгiзгi кeзeцдeрi царастырылган. Зерттеудщ салыстырмалы жэне факторлыц тал-дауын, рeтроспeктивтi жэне статистикалыц-аналитикалыц эд^терт цолдану арцылы * оныц пайда болуыныц алгышарттары мен цолданыстагы цурылымы талданады. g Казацстан Республикасыныц цолданыстагы улттыц статистикасы олардыц монито-5 рингi шецбертде кэсттж аурулардыц, жарацаттанудыц жэне влiммeн аяцталатын жа-| затайым оцигалардыц номенклатуралыц тiзбeсiнiц ацпаратын жинау жэне жинацтау, е сондай-ац статистикалыц деректер базасын цуру цуралы реттде жумыс ортасыныц ^ квптеген жагымсыз факторларыныц эсерт eскeрмeйдi. Осыган байланысты, улттыц ° децгейде жумыс ортасыныц барлыц жагымсыз факторларын, ецбек жагдайларын стра-§ тегиялыц статикалыц зерттеулерге бiрыцгай тэсш цажет болды.

£ Бул процестщ гылыми нeгiздeмeсi статистикалыц есепттктщ цифрлыц цуралдары-^ ныц жаца формулярларын eнгiзудiц ец Yздiк халыцаралыц тэжiрибeлeрi мен тэсшдерт ¡5 iздeугe, бешмдеуге, эзiрлeугe жэне сынацтан втюзуге багытталган, бул рeтроспeктивтi талдаусызмYмкiн емес. Казiргiуацытта eцбeктi цоргау саласындагы мемлекеттж саясат £ профилактикалыц багытца ие, бул eцбeктi цоргаудыц жай-куйте статистикалыц бацы-ч лауларды цалыптастыру жэне irne асыру процестерт автоматтандыру цажеттшшнде g кврiнeдi. Буган дейт ЭЫД¥ елдертщ озыц тэжiрибeсiн ескере отырып, отандыц стати-

< стикалыц байцаулар жYйeсiн тYбeгeйлi жацсарту жвнiндeгi жумыс жYргiзiлуi тшс.

< Осындай жарцын мысалдардыц бiрi - Польшаныц взнц тарихи алгышарттарына, сон-|Е дай-ац Еуростаттыц заманауи nринциnтeрiнe, стандарттары мен тэсiлдeрiнe нeгiздeл-ь ген дамуы.

i Tymh свздер: мемлекеттж мониторинг, ецбек статистикасы, есепттктщ стати-i стикалыц нысандары, дeрeктeрдi жинау, ацпараттыц жYйeлeр, nроцeстeрдi автомать тандыру, цифрландыру, сацтандыру мeханизмдeрi.

LU CQ

1 Автор для корреспонденции

the main stages of formation and development of the social insurance administration of the

polish republic

Saktaganova Indira Sovetovna

Candidate of Law, Associate Professor, RSE at the National Research Institute for Occupational Safety and Health of the Republic of Kazakhstan, Astana, Kazakhstan, e-mail: Aridnis@mail.ru

Oshakbayeva Zhuldiz Oryntaykizi

Candidate of biological sciences, Associate Professor, RSE on PCV «Republican Research Institute for Labor Protection of the Ministry of Health and Safety of the Republic of Kazakhstan», Astana, Kazakhstan, e-mail: oshakbayeva@rniiot.kz

Ensebayeva Anel Rakhmetzhanovna

Candidate of Law, leading researcher, RSE at the National Research Institute for Labor Protection of the Ministry of Health and Safety of the Republic of Kazakhstan, Astana, Kazakhstan, e-mail: nell212kz@gmail.com

The article presents the results of scientific research obtained during the implementation of a scientific and technical program on the topic: «System modeling of the processes of formation and implementation of statistical observations on the state of labor protection in the Republic of Kazakhstan» (IRN BR18674262) within the framework ofprogram-targeted funding of research of the RSE at the PCV «Republican Research Institute for Labor Protection of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan».

Abstract. In the first part of the review article devoted to the history of the development and formation of the Social Insurance Administration of the Republic of Poland, the main stages of its formation are considered. The prerequisites for its occurrence and the current structure are analyzed through the use of comparative and factor analysis, retrospective and statistical-analytical research methods.

The existing national statistics of the Republic of Kazakhstan as a tool for collecting and accumulating information on the nomenclature list of occupational diseases, injuries and fatal accidents as part of their monitoring, as well as creating a database of statistical data, does C not take into account the influence of many negative factors of the working environment. In this h regard, at the national level, there is a needfor a unified approach to strategic static studies of all T types of negative factors of the working environment, working conditions.

The scientific justification of this process is aimed at finding, adapting, developing and testing the best international practices and ways to introduce the latestforms ofdigital statistical reporting tools, which is impossible without a retrospective analysis.

At the moment, the state policy in the field of labor protection has a preventive orientation, which is reflected in the need to automate the processes of forming and implementing statistical observations of the state of labor protection. This should be preceded by work to radically improve the domestic system ofstatistical observations, taking into account the best practices of the OECD countries. A

One of such striking examples is Poland's developments based on its own historical background, o as well as on modern principles, standards and approaches of Eurostat. o

Keywords: state monitoring, labor statistics, statistical reporting forms, data collection, s

information systems, automation, digitalization of processes, insurance mechanisms. o

p

A

DOI: 10.52026/27885291_2023_74_3_123

Введение стоверной статистической информации,

Фундаментом эффективной системы достаточность применяемых индикаторов и

управления охраной труда и профессио- показателей, их полнота и широкий охват. нальными рисками является наличие до- Анализ текущего состояния действую-

TJ

щей казахстанской системы статистических наблюдений по условиям труда выявил ряд проблем: несоответствие статистических показателей безопасного труда, различных органов и организаций, затрудняющих государственный мониторинг; неудовлетворительная организация производства работ, как основной причины производственных травм; проблемы скрытого травматизма; узкий охват работников системой ОСНС; волатильность показателя «количество регистрируемых случаев профессиональных заболеваний работников».

Определяющими в развитии страхования должны быть добровольные виды. Вызывает большую озабоченность сокращение размеров и снижение их роли и значения [1].

Необходимо отметить, что данный факт свидетельствует о неэффективности действующей системы ОСНС, включая ее институциональную составляющую, в значительной мере вызванной отсутствием комплексного подхода к осуществлению восстановительных мероприятий и реабилитации в отношении пострадавшего работника.

В Республике Казахстан страховая деятельность и развитие системы обязательного страхования несчастных случаев на произ-т водстве получила широкое распространение ° сравнительно не так давно [2, с. 148-149]. £ Современное страхование в том виде, в ^ котором оно существует в настоящее время г в Республике Казахстан, прошло ряд этапов развития, которым были присущи свои особенности организации и проведения стра-^ хования [3, с. 37-38]. Необходимо отметить, о что первые страховые компании появились § в 1990 году [4, с.610-612].

Необходимость в систематических на-§ блюдениях за динамикой производственно-< го травматизма является неоспоримым тренер дом в общемировой практике организаций, «с связанных с охраной труда. Актуализация ¡5 индикаторов и показателей казахстанской [ц государственной системы наблюдений за ^ состоянием охраны труда должна быть ос-5 нована на научно- обоснованной, критиче-о ской оценки и прогноза путем изучения теоретических положений методов и способов ь построения информационно-аналитических £ систем мониторинга показателей условий Ь труда и производственного травматизма по ^ результатам исследования международной ^ практики.

у Помимо этого, актуальность данной пуаз

бликации продиктована современными казахстанскими реалиями, в частности отсутствием в Республике Казахстан единого методического подхода к процессу формирования и ведения единой информационной базы в данной сфере. Тем самым определяя необходимость выработки предложений по модернизации действующей системы мониторинга и статистического наблюдения в сфере охраны труда с учетом передового опыта зарубежных стран. Ведь как справедливо отмечают отечественные специалисты «На основании статистических данных строятся прогнозы, делаются выводы и определяются тенденции» [5, с. 47]

В основной части будут раскрыты основные этапы и действующая структура Управления социальной статистики Польши.

В рамках проводимого исследования были проанализированы нормативно-правовые акты Республики Польша, регламентирующие вопросы социальной защиты населения, данные международной организации труда, института социальных исследований им. Роберта Б. Зайонца Варшавского университета, публикации Всемирного банка, Министерства труда и социальной политики Республики Польша, Министерства здравоохранения и Министерства сельского хозяйства и развития села Республики Польша, а также труды некоторых исследователей посвященных данному вопросу.

Материалы и методы

В ходе исследования были применены общенаучные теоретические методы. Метод познания научно-теоретического материала был основным для всей работы. При рассмотрении и анализе эффективной системы управления охраной труда в Польской Республике использовался метод анализа литературы; метод обобщения; логический метод - при анализе проблемных вопросов [6, с. 254-255].

Обсуждение

Источниками общеобязательного права Республики Польша являются: Конституция, законы, ратифицированные международные договоры, а также распоряжения. Источниками общеобязательного права Республики Польша на территории деятельности органов, которые его установили, являются акты местного права.

В соответствии с положениями статей (ст. 65, ст. 66, ст. 67) Конституции Польской

Республики2 Правительство проводит политику, направленную на полную, продуктивную занятость, посредством реализации программ борьбы с безработицей, в частности, организации и поддержки профессионального консультирования и обучения, а также публичных работ и интервенционного труда, где каждый имеет право на безопасные и гигиеничные условия труда. Гражданин имеет право на социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, вследствие болезни или инвалидности, а также по достижению пенсионного возраста. Объем и формы социального обеспечения определяются законом. Гражданин, оставшийся без работы не по собственной воле и не имеющий иных средств существования, имеет право на социальное обеспечение, объем и формы которого определяются законом.

Таким образом, основными нормативно-правовыми документами Республики Польши по вопросам безопасных и здоровых условий труда является Конституция и Трудовой кодекс3. Конституция как основной закон - гарантирует гражданам право на безопасный труд с обеспечением здоровых условий жизнедеятельности. Трудовой кодекс - определяет порядок реализации прав, гарантируемых Конституцией Республики Польша.

Вопросы, касающиеся безопасных и здоровых условий труда, регулируются также:

- исполнительными актами;

- актами, устанавливающими надзор и контроль за условиями труда;

- положениями, относящиеся к другим отраслям права, но регулирующие вопросы в сфере охраны труда (например, строительное право, горно-геологическое право или ядерное право);

- избранными техническими стандартами;

- правилами, установленными путем соглашения между социальными партнерами.

История развития и становления социальной защиты польского населения показал, что вопрос обеспечения социальной защиты населения был актуален в Польше еще в начале XX века.

Так, в 1934 г. на основании Указа Президента Республики Польша от 24 октября 1934 г. «Об изменении закона от 28 марта 1933 г. «О социальном страховании» было образовано Управление социального страхования (Zakladu Ubezpieczen Spolecznych - ZUS) посредством слияния 5 страховых организаций, которые объединены в одно целое (Палата социального страхования, Управление страхования от болезни, Управление страхования от несчастных случаев, Управление страхования работников умственного труда, Управление пенсионного страхования рабочих)4.

Через 20 лет, в 1955 году учреждение было упразднено, а его задачи переданы профсоюзам и Министерству труда и социальной защиты населения. Однако, спустя 5 лет, практика доказала эффективность его деятельности и, в 1960 году учреждение было реактивировано. При этом был расширен его функционал, в частности, системой страхования были охвачены различные социальные группы, расширен спектр предоставляемых услуг и льгот. В 1998 году в Польше проведено реформирование системы социального обеспечения, затронувшее системы социального страхования и здравоохранения, результатом которого стало разработка и принятие закона от 13 октября 1998 года «О системе социального страхования»5, определившим правовой статус ZUS в качестве государственной организации, совмещающей в себе функции финансовой организации (сбор взносов, выплата пособий) подведомственной министру, в компетенции которого находятся вопросы социального обеспечения. При этом, следует отметить и то, что министры сельского хозяйства и здравоохранения, также принимают участие в социальной политике по вопросам, которые относятся к компетенции их ведомства.

Вступление в 2004 году Польши в Европейский Союз, повлекло за собой актуализацию развития действующей системы социальной защиты населения6. Дальнейшее ее развитие было направлено на повышение эффективности удовлетворенности клиентов, прозрачности и эффективности управ-

2 Конституция Польской Республики от 2 апреля 1997 года. URL: https://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/rosyjSki/kon1.htm дата обращения: 01.03.2023 г.

3 Трудовой Кодекс Польской Республики от 25 июня 1974 года (по состоянию на декабрь 2022 года) URL: https://lexlege. pl/kodeks-pracy/дата обращения:01.03.2023 г.

4 Научный обзор на тему: что такое ZUS https://polsha.in/chto-takoe-zus дата обращения: 01.03.2023 г.

5 Закон Польской Республики «О системе социального страхования»от 13 октября 1998 года URL:https:// isap.sejm. gov. pl/isap. nsf/download. Xsp/ WDU19981370887/U/D19980887Lj.pdf дата обращения: 01.03.2023 г.

6 Договор о присоединении десяти новых государств-членов к Европейскому Союзу (16 апреля 2003 года). URL: https:// translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.3116ff45-6394a75f-b7a bbcf2-4722d776562 (Дата обращения: 01.03.2023 г.)

го гп

Г) Т I

т.

Г)

Т

W А

0

1

о ь

Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m Л сг

Г) Т

го А

В

го о го

о

Т.

е о

■а

2 А

С

■а

гм о гм

а.

<

Z а.

О ©

х

о

CQ О CQ

£ С

<

CQ I-U .Û

с;

ш

Ч О х

о <

m с

и х

s

^

s X H

и

ш CQ

ления финансовыми средствами. В 2012 году была запущена платформа электронных услуг - PUE, главной целью которого является облегчение доступа к услугам, предоставляемым компанией социального обеспечения без физического контакта. Данная платформа консолидирует в себе следующую функции: просмотр данных, собранных в ZUS; возможность сдавать страховые документы; подавать заявки и получать на них ответы; задавать вопросы и получать ответы отдела социального обеспечения, а также записаться на прием в отдел социального обеспечения. При этом воспользоваться ее услугами могут граждане, которые достигли возраста 13 лет7.

В целях облегчения работы с платформой на сайте ZUS размещена брошюра (инструкция) с детальным изложением работы с платформой8.

Более того, в 2010 году была принята стратегия развития ZUS (на 2010-2012 гг.), заложившая основополагающие критерии развития организации, в ходе реализации которой также был модернизирован подход к проведению информационно-разъяснительной работы о действующей системе социального обеспечения и его роли в развитии страны. В 2012г. принята Стратегия на 2013-2015 гг., далее приняты стратегии 2016-2020 гг. и 2021-2025 гг.9. Одним из положительных моментов следует отметить разработку проекта для средних школ «Уроки социального обеспечения», который в дальнейшем был значительно расширен. В настоящее время охватывает не только учащихся средних школ, но и обучающихся колледжей. Целью данного проекта является повышение осведомленности молодого поколения поляков о таком важном аспекте их будущей жизни, как социальное обеспе-чение10.

Вопросы развития социальной защиты, как основополагающего элемента развития страны будет рассмотрен в ходе дальнейших публикаций, посвященных социальной защите Польской Республики.

2015 год ознаменовался внедрением интерактивной программы участников страховой системы, посредством которой пла-

тельщики могут сами создавать, проверять и отправлять страховые документы.

К 2021 году была разработана новая Стратегия развития организации, определившей четыре направления организационной и цифровой трансформации учреждения: современный электронный офис, автоматизация и совершенствование процессов и современная ИТ-архитектура, электронизация процессов, коммуникаций и документации, обмен и интеграция данных в рамках электронного управления. В Стратегии определены 10 целей, которые будут реализованы с помощью программ трансформации и региональных инициатив. Ключевые цифровые программы социального обеспечения включают автоматизацию расчетов плательщиков, а также консолидацию и автоматизацию выплаты пособий, которые помогут минимизировать нагрузку на предпринимателей, сократят время и затраты, которые предприниматели должны были тратить на вопросы выставления счетов, и повлияют на герметизацию системы государственных финансов.

Также стратегия предусматривает создание единой платформы для обмена данными в рамках электронного правительства в целях обеспечения граждан и предпринимателей, доступ к высококачественным передовым электронным услугам, предоставляемым ZUS и государственной администрацией.

Анализ данной стратегии подтвердил необходимость модернизации действующей системы мониторинга, статистического учета страховых случаев в результате производственного травматизма. Поскольку сфера страхования несчастных случаев на производстве требует наличия точного статистического учета, возможности проведения тщательного анализа, включая критическую оценку и прогноз, в целях повышения эффективности состояния польской системы охраны труда.

Решение указанных проблемных аспектов видится в необходимости создания единой республиканской базы для регистрации, расследований и учета несчастных случаев на производстве, модифицировании механизмов предоставления информации

7 О платформе электронных услуг Польской Республики PUE. URL: https://www.zus.pl/baza-wiedzy/o-platformie-uslug-elektronicznych-pue дата обращения:01.03.2023 г.

8 KROK PO KROKU Rejestracja, logowanie i ustawienia profilu URL: https://www.zus.pl/documents/10182/167564/ Rejestracja_i_logowame.pdf/b43e762e-8924-415f-8057-7c0aafc9217c (дата обращения: 01.03.2023 г.)

9 Стратегия развития организации в Польской Республике на 2021 -2025 гг.https://www.zus.pl/o-zus/o-nas/strategia-zus (дата бращения:01.03.2023 г.).

10 Проект для средних школ «Уроки социального обеспечения» https:// www.zus.pl/baza-wiedzy/lekcje-z-zus/o-projekcie-lekcje-z-zus (дата обращения: 01.03.2023 г.).

по несчастным случаям на производстве, оформления материалов расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, оценки профессиональных рисков.

В настоящее время, благодаря проводимым в Польше реформам, направленным на повышение эффективности социальной защиты населения, в сфере охраны труда задействованы все центральные уполномоченные органы.

обеспечения, в процессы их формирования, управления ими или контроля. В его состав входят представители ZUS, представители организаций работодателей, профсоюзных организаций, общенациональной организации пенсионеров.

Заключение

Закон «О государственной статистике» от 29 июня 1995 г12. является основным правовым актом, регулирующим систему государственной статистики в Польше, опре-

Структура 1: Основные организационные компоненты системы охраны труда в Польше

При этом, исследование структуры и индикаторов ее деятельности показало, что основными координационными министерствами являются Министерство труда и социальной политики Республики Польша, Министерство здравоохранения и Министерство сельского хозяйства и развития села Республики Польша.

Более того, следует также отметить что Закон Польской Республики 1998 года «О системе социального страхования»11 установил Наблюдательный совет социального обеспечения в качестве одного из трех, наряду с президентом и Советом директоров, органов социального страхования в качестве представительного органа, о котором говорят стандарты международной организации труда. Эти стандарты предусматривают вовлечение представителей сторон, наиболее заинтересованных в функционировании систем и институтов социального

деляющим принципы создания основы для надежного, объективного, профессионального и независимого проведения статистических исследований, результаты которых имеют характер официальных статистических данных. В Законе также указывается организация и способ проведения данных исследований и система, связанных с ними обязанностей. Важную роль в государственной статистике Польши играют исполнительные акты к Закону «О государственной статистике». Наиболее важный из них -«Программа статистических исследований государственной статистики» (ПСИГС)13. Этот список представляет тематический, предметный и объектный охват статистических исследований, а также связанные с ними обязанности. ПСИГС является основным документом, к которому нужно обращаться для получения информации о данном исследовании.

11 Закон Польской Республики 1998 года «О системе социального cmpaxoeaH^»//40b070d6-cd0a-4072-8468-86b940b8668e (zus.pl) (дата обращения: 01.03.2023г.).

12 Закон Польши «О государственной статистике» от 29 июня 1995 г. URL: https://lexlege.pl/ustawa-o-statystyce-publicznej/ (дата обращения:01.03.2023 г.).

13 Программа статистических исследований государственной статистики» (ПСИГС) https://bip.stat.gov.pl/dzialalnosc-statystyki-publicznej/program-badan-tatystycznych/ (дата обращения: 01.03.2023 г.).

го гп

Г) Т I

т.

Г)

Т

W А

о

о ь

Е

гп Л сг

Г) Т

го А

В

го о го

о

Т.

е о

ТЗ

2 А

С

ТЗ

гм о гм

а.

<

Z а.

О ©

х

о

CQ О CQ

£ С

<

CQ I-U .Û

с;

ш

Ч О х

о <

m с

и х

s

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s X H

и

ш CQ

С 1 мая 2004 года Польша, как член Европейского союза, также подчиняется европейским нормам. Условия функционирования системы государственной статистике в каждой стране, генерирующей европейскую статистику, регулируются основным Положением Европейского парламента и Совета № 223/2009 от 11 марта 2009 г. «О европейской статистике» (с поправками, внесенными Постановлением Европейского парламента и Совета (ЕС) № 2015/759 от 29 апреля 2015 г.)14.

Центральным органом польской государственной администрации, компетентным в вопросах статистики, является председатель Центрального статистического управления, выполняющий свои задачи при помощи представителей официальных статистических служб, к которым относятся: председатель Центрального статистического управления, подчиненные ему директора шестнадцати статистических управлений в воеводствах и другие подразделения государственной статистической службы. Председателя Центрального статистического управления назначает, контролирует и освобождает от должности премьер-министр.

Исследование информационного ресурса ZUS подтвердило удобство его использования для клиентов, прозрачность деятельности подтверждается наличием отчетности.

К примеру, в разделе «Рабочий», потребитель может получить информацию по вопросу системы социального страхования в Польше, раскрывающей следующие аспекты: кто подлежит социальному страхованию, периоды обязательного социального страхования, добровольное социальное обеспечение, категории социального обеспечения, размер взносов, их финансирование, определение измерений, кто является плательщиком страховых взносов и т.д.15.

Мы солидарны с мнением Zbigniew Derdziuk отмечающим, что осознание непрерывности системы социального обеспечения требует упреждающего мышления.

Общество становится все более современным учреждением, не только лучше обслуживающим своих клиентов, но также предлагая польскому государству особую добавленную стоимость: экспертные знания о будущих демографических и пенсионных тенденциях и потенциал развития и популяризация идей социального страхования, а также повышение осведомленности поляков о страховании16.

Дальнейшее исследование польской модели ведения государственного мониторинга статистического учета в сфере социальной страхования будет способствовать обеспечению актуализации и повышению эффективности государственного мониторинга и контроля в сфере безопасности и охраны труда в Республике Казахстан и послужит основой для совершенствования государственной политики в области охраны труда, в соответствии с современными условиями производства и актуальными тенденциями в организации безопасного труда.

Результаты

Научные результаты имеют большой социальный спрос, экономическую и индустриальную заинтересованность и окажут положительное воздействие на развитие науки и технологий в области охраны труда и предполагают продолжение более углубленного исследования в данной сфере поскольку служат оптимизации процессов интеграции рекомендаций МОТ 1944 года об обеспечении дохода (№67)17 и 1944 года о медицинском обслуживании (№69)18, а также Конвенции 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (102)19 представляющих собой основу используемую при разработке актов МОТ по социальному обеспечению.

Более того, в Рекомендации 67 рекомендовано создать всеобъемлющую систему социального обеспечения в целях предоставления гарантий доходов (денежные пособия) в отношении восьми страховых слу-

14 О европейской статистике (с поправками, внесенными Постановлением Европейского парламента и Совета (ЕС) № 2015/759 от 29 апреля 2015 г. https://ec.europa.eu/eurostat/web/main/home (дата обращения: 01.03.2023 г.)

15 Система социального страхования в Польше https: //www.zus.pl /pracujacy/ system-ubezpieczen-spolecznych-w-polsce/ podleganie-ubezpieczeniom-spolecznym (дата обращения: 01.03.2023 г.)

16 Ubezpieczeniaspoieczne w procesiezmian 80latZakiadu Ubezpieczen Spoiecznych https://www.zus.pl/documents/10182/167609/ Monografia_Ubezpieczenia_spoleczne_w_procesie_zmian.pdf/33488d9e-78e0-4fbc-81aa-eb1a92c884fa?t=1436351975386 (дата обращения:01.03.2023 г.)

17 Рекомендация МОТ об обеспечении дохода https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/—normes/documents/ normativeinstrument/wcms_r067_ru.htm (дата обращения:01.03.2023 г.)

18 Рекомендация МОТ о медицинском обслуживании https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/ documents/normative instrument /wcms_r069_ru.htm (дата обращения: 01.03.2023 г.)

19 Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения https://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/---ed_ norm/---normes /documents/ normative instrument/ wcms_c102_ru.pdf (дата обращения:01.03.2023 г.)

чаев: болезнь, материнство, инвалидность, при ее разработке были применен механизм

старость, смерть кормильца, безработица, поэтапного применение принципов более

расходы в связи с чрезвычайными обстоя- всеобъемлющей защиты как с точки зрения

тельствами и производственные травмы, а числа охваченных страховых случаев, так и

Конвенция 102 на наш взгляд единственная численности подлежащих защите лиц. международная конвенция, в которой опре- Таким образом, проведенное авторами

делены девять классических видов социаль- исследование действующей системы управ-

ного обеспечения (медицинская помощь, ления социального страхования Польской

пособия по болезни, пособия по безработи- Республики показал, что действующая си-

це, пособия по старости, пособия по произ- стема социального страхования требует зна-

водственному травматизму или профессио- чительных изменений посредством внедре-

нальному заболеванию, семейные пособия, ния более совершенных институциональных

пособия по беременности и родам, пособия норм, развития системы риск-менеджмента,

по инвалидности и пособия по случаю по- совершенствования инфраструктуры в це-

тери кормильца), но при этом она содержит лях устойчивого развития национальной

гибкие положения, позволяющие ратифи- экономики с учетом общемировых тенден-

цирующему государству-члену поэтапно ций развития институциональных, органи-

обеспечивать всеобщий охват, поскольку зационных и финансовых основ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2001. - 274 с.

2. Мергалиева Р. История развития страхового рынка РК. - Астана: изд-во Фолиант, 2007. - 156 с.

3. Мергалиева Р. Финансы и Кредиты. - Астана: изд-во Фолиант, 2007.- 194 с.

4. Кадырбеков Т. Рынок страхования //Право. - №12. - 2007. - С. 610 -612.

5. Абикенова Ш.К., Абдрахманова Н.Б. Оптимизация статистической информации по производственному травматизму в Республике Казахстан // «Вестник Восточно-Казахстанского государственного технического университета»-2018-№ 2-С47-52.

6. Ахметов Е.Б. Принцип активной роли суда в административном судопроизводстве Республики Казахстан и в зарубежных странах //Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. -№4 (71)-2022.- С.254-255.

Т

И

Т

А

REFERENCES А

К

о

1. Grishchenko N.B. Osnovy strahovoj deyatel'nosti: Uchebnoe posobie. Barnaul: Izd-vo Alt. Д Un-ta, 2001.-274 s. Т

ГП

Л

2. Mergalieva R. Istoriya razvitiya strahovogo rynka RK. - Astana: izd-vo Foliant, 2007. - 156 s. В

3. Mergalieva R. Finansy i Kredity. - Astana: izd-vo Foliant, 2007.- 194 s.

4. Kadyrbekov T. Rynok strahovaniya //Pravo. - №12. - 2007. - S. 610 -612.

5. Abikenova SH.K., Abdrakhmanova N.B. Optimizatsiya statisticheskoy informatsii po proizvodstvennomu travmatizmu vRespublikeKazakhstan//«Vestnik Vostochno-Kazakhstanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta»-2018-№ 2-S47-52.

6. Ahmetov E.B. Princip aktivnoj roli suda v administrativnom sudoproizvodstve Respubliki Ф Kazahstan i v zarubezhnyh stranah//Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii p Respubliki Kazahstan. -№4 (71)-2022.- S.254-255. Ц

TJ

NJ

о

NJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.