Научная статья на тему 'УРЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЛ И СПОРОВ В ЦИВИЛИСТИКЕ И СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАЗАХСТАНА (ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ)'

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЛ И СПОРОВ В ЦИВИЛИСТИКЕ И СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАЗАХСТАНА (ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРЫ / ПРИМИРЕНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ / МЕДИАЦИЯ / АРБИТРАЖ / ПАРТИСИПАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / СУДЬЯ-ПРИМИРИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аблаева Эльвира Бекболатовна, Енсебаева Анель Рахметжановна, Исмагулова Айгуль Турехановна, Утанов Мухтархан Айдарханович

В статье изложена история возникновения, становления и развития мирного разрешения дел и споров в цивилистике и судопроизводстве Республики Казахстан. Отмечены достижения Республики Казахстан в деле урегулирования дел и споров посредством примирительных процедур, раскрыты перспективные направления по укреплению мира и согласия в стране, указаны проблемные вопросы, стоящие перед цивилистикой и судопроизводством. Авторами установлено, что урегулирование дел и споров мирными способами согласуется с концептуальными идеями развития национальной правовой системы. На основе данного исследования выявлено, что имеющееся множество способов урегулирования дел и споров, известные как система альтернативного разрешения споров, прошел несколько этапов развития. Историко-правовой анализ позволил авторам определить тенденцию развития и совершенствования национальной правовой системы в сторону упрощения судопроизводства и гуманизации законодательства. Наряду с этим определить, что сегодня мирное разрешение дел и споров, с одной стороны, является основным фактором снижения уровня конфликтности в стране и судебной нагрузки, а с другой стороны, показателем повышения уровня правовой культуры казахстанского населения и его доверия судебной власти. Авторами показана социально-правовая значимость для цивилистики и судопроизводства Казахстана неформальных и гибких процедур урегулирования конфликтов, образующих институт восстановительного правосудия, возникших как альтернатива карательному правосудию. В процессе исследования использованы понятия и категории, выработанные цивилистикой и судопроизводством, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок урегулирования дел и споров, концептуальные и стратегические документы, определяющие развитие и совершенствование национальной правовой системы, статистические данные судов по проведению примирительных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTLEMENT OF CASES AND DISPUTES IN CIVIL LAW AND PROCEEDINGS IN KAZAKHSTAN (ACHIEVEMENTS, PROBLEMS AND PROSPECTS)

The article describes the history of the emergence, formation and development of peaceful settlement of cases and disputes in civil law and judicial proceedings of the Republic of Kazakhstan. The achievements of the Republic of Kazakhstan in the settlement of cases and disputes through conciliation procedures were noted, promising directions for strengthening peace and harmony in the country were revealed, problematic issues facing civil law and judicial proceedings were indicated. The authors found that the settlement of cases and disputes by peaceful means is consistent with the conceptual ideas of the development of the national legal system. Based on this study, it has been revealed that the existing set of ways to settle cases and disputes, known as the alternative dispute resolution system, has gone through several stages of development. The historical and legal analysis allowed the authors to determine the trend of development and improvement of the national legal system towards simpli cation of legal proceedings and humanization of legislation. Along with this, to determine that today the peaceful resolution of cases and disputes, on the one hand, is the main factor in reducing the level of con ict in the country and the judicial burden, and on the other hand, an indicator of increasing the level of legal culture of the Kazakh population and its con dence in the judiciary. The authors show the socio-legal signi cance for civil law and judicial proceedings in Kazakhstan of informal and exible con ict resolution procedures forming the institution of restorative justice, which arose as an alternative to punitive justice. In the course of the research, concepts and categories developed by civil law and judicial proceedings, normative legal acts regulating the procedure for settling cases and disputes, conceptual and strategic documents de ning the development and improvement of the national legal system, statistical data of courts on conducting conciliation procedures were used.

Текст научной работы на тему «УРЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЛ И СПОРОВ В ЦИВИЛИСТИКЕ И СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАЗАХСТАНА (ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ)»

УДК 347.91/.95

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЛ И СПОРОВ В ЦИВИЛИСТИКЕ И СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАЗАХСТАНА (ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ)

Аблаева Эльвира Бекболатовна1

Кандидат юридических наук, ассоциированный профессор, профессор-исследователь Евразийского технологического университета, г. Алматы, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]

Енсебаева Анель Рахметжановна

Кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Республиканского научно-исследовательского института по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]

Исмагулова Айгуль Турехановна

Кандидат юридических наук, ассоциированный профессор кафедры Национального и международного права университета Туран-Астана, г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]

Утанов Мухтархан Айдарханович

Доктор юридических наук, доцент, советник председателя Верховного Суда Республики Казахстан по уголовным делам, г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье изложена история возникновения, становления и развития мирного разрешения дел и споров в цивилистике и судопроизводстве Республики Казахстан Отмечены достижения Республики Казахстан в деле урегулирования дел и споров посред- Т ством примирительных процедур, раскрыты перспективные направления по укреплению мира и согласия в стране, указаны проблемные вопросы, стоящие перед цивилистикой и судопроизводством.

Авторами установлено, что урегулирование дел и споров мирными способами согласуется с концептуальными идеями развития национальной правовой системы. На основе

Автор для корреспонденции

X

данного исследования выявлено, что имеющееся множество способов урегулирования дел К и споров, известные как система альтернативного разрешения споров, прошел несколько Н этапов развития. ДА

сг

В

СП А

Историко-правовой анализ позволил авторам определить тенденцию развития и совершенствования национальной правовой системы в сторону упрощения судопроизводства и гуманизации законодательства. Наряду с этим определить, что сегодня мирное разрешение дел и споров, с одной стороны, является основным фактором снижения уровня конфликтности в стране и судебной нагрузки, а с другой стороны, показателем повышения А уровня правовой культуры казахстанского населения и его доверия судебной власти. о

Авторами показана социально-правовая значимость для цивилистики и судопроизвод- о ства Казахстана неформальных и гибких процедур урегулирования конфликтов, образующих институт восстановительного правосудия, возникших как альтернатива карательному правосудию.

В процессе исследования использованы понятия и категории, выработанные цивилистикой и судопроизводством, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок урегулирования дел и споров, концептуальные и стратегические документы, определяющие развитие и совершенствование национальной правовой системы, статистические данные судов по проведению примирительных процедур.

i

е о

"U 2 А JZ

1

Ключевые слова: переговоры, примирение, альтернативное разрешение споров, медиация, арбитраж, партисипативные процедуры, судья-примиритель.

ЦАЗАЦСТАННЫЦ ЭРКЕНИЕТ1 МЕН СОТ ЭНД1Р1СШДЕ 1СТЕР

МЕН ДАУЛАРДЫ РЕТТЕУ (ЖЕТ1СТ1КТЕР, МЭСЕЛЕЛЕР, КЕЛЕШЕГ1)

Эльвира Бекболаткызы Аблаева

Зац гылымдарыныц кандидаты, цауымдастырылган профессор, Еуразия технологиялыц университеттщ зерттеуш1 профессоры, Алматы ц., Казацстан Республикасы, e-mail: [email protected]

Анель Рахметжанкызы Енсебаева

Зац гылымдарыныц кандидаты, Казацстан Республикасы Ецбек жэне халыцты элеуметтт цоргау министрлiгi Ецбектi цоргау жвнiндегi Республикалыц гылыми-зерттеу институты-ныц жетекшi гылыми цызметкерi, Астана ц., Казацстан Республикасы, e-mail: [email protected]

Айгул Тереханкызы Исмагулова

Зац гылымдарыныц кандидаты, Туран-Астана университеттщ ¥лттыц жэне халыцара-лыц цуцыц кафедрасыныц цауымдастырылган профессоры, Астана ц., Казацстан Республикасы, e-mail: [email protected]

Мухтархан Айдарханулы Утанов

Зац гылымдарыныц докторы, доцент, Казацстан Республикасы Жогаргы Соты Тврагасы-ныц цылмыстыц iстер жвнiндегi кецесшiсi, Астана ц., Казацстан Республикасы, e-mail: [email protected]

п

IN

0

ем

£ Аннотация. Мацалада Казацстан Республикасыныц вркениетг мен сот шн ЖYргiзу-

^ дег1 iстер мен дауларды бейбт жолмен шешудщ пайда болу, цалыптасу жэне даму та-

1 рихы баяндалган. Татуластыру рэс1мдер1 арцылы iстер мен дауларды реттеу iсiндегi Казацстан Республикасыныц жетiстiктерi атап втiлдi, елде бейбтшшк пен келiсiмдi

1 ныгайту жвнiндегi келешек багыттары ашылды, вркениет пен сот шн ЖYргiзудiц алдын-

f да турган квкейкестi мэселелер квтерiлдi.

о Авторлар wтер мен дауларды бейбт жолмен реттеу улттыц цуцыцтыц ЖYйенi дамы-

^ тудыц тужырымдамалыц ойларына сэйкес келеттдтн аныцтады. Осы зерттеу негiзiн-

>g де дауларды балама шешу ЖYйесi деп аталатын wтер мен дауларды шешудщ квптеген

0 эдiстерi дамудыц бiрнеше кезецдерiнен вткет аныцталды.

< Тарихи-цуцыцтыц талдау авторларга сот шн ЖYргiзудi жецшдету жэне зацнама-^ ны iзгiлендiру жагына царай улттыц цуцыцтыц ЖYйенiц даму жэне жетiлдiру урдшн ¡g аныцтауга мYмкiндiк берди Сонымен цатар, бYгiнде ктер мен дауларды бейбт жолмен С шешу, бiр жагынан, елдегi жанжал децгешн жэне сот ЖYктемесiн твмендетудщ негiзгi ш факторы, ал екiншi жагынан, Казацстан халцыныц цуцыцтыц мэдениетi децгешн жэне $ оныц сот билтне деген семмт арттырудыц кврсеткiшi болып табылатынын айцында-

1 уга мYмкiндiк бердi.

^ Авторлар жазалаушы сот тврелтне балама реттде туындаган цалпына келтiру сот

< тврелт институтын цурайтын цацтыгыстардыреттеудщ бейресми жэне икемдiрэЫм-|Е дершщ Казацстанныц вркениетi мен сот шн ЖYргiзуi Yшiн элеуметтж-цуцыцтыц мацы-k здылыгын кврсеттi.

s Зерттеу барысында вркениет пен сот вндiрiсiнде эзiрлеген угымдар мен санаттар,

s wтер мен дауларды реттеу тэртiбiн реттейтт нормативтт цуцыцтыц актшер, улт-

(З тыц цуцыцтыц ЖYйенiц дамуы мен жетiлдiрiлуiн айцындайтын тужырымдамалыц жэне

m стратегиялыц цужаттар, татуластыру рэЫмдерт ЖYзеге асыру жвнiндегi соттардыц

статистикалыц деректерг пайдаланылды.

Тушнд1 сездер: кел1ссвздер, татуласу, дауларды баламалы шешу, медиация, арбитраж, партисипативтж рэЫмдер, судья-б1т1мгер..

SETTLEMENT OF CASES AND DISPUTES IN CIVIL LAW AND PROCEEDINGS IN KAZAKHSTAN (ACHIEVEMENTS, PROBLEMS AND PROSPECTS)

Ablaeva Elvira Bekbolatovna

Candidates' degree in jurisprudence, Associate Professor, Research Professor of Eurasian Technological University, Almaty, Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected]

Ensebayeva Anel Rakhmetzhanovna

Candidates' degree in jurisprudence, Leading Researcher, Republican Research Institute of Labor Protection of the Ministry of Labor and Social Protection of Population of the Republic of Kazakhstan, Astana, Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected]

Ismagulova Aigul Turekhanovna

Candidates' degree in jurisprudence, Associate Professor of the Department of National and International Law of the University of Turan-Astana, Astana, Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected]

Utanov Mukhtarhan Aidarkhanovich

Doctor of Law, Associate Professor, Counselor of the Chairman of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan in Criminal Cases, Astana, Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected]

Abstract. The article describes the history of the emergence, formation and development of e

peaceful settlement of cases and disputes in civil law and judicial proceedings of the Republic q

of Kazakhstan. The achievements of the Republic of Kazakhstan in the settlement of cases and s

disputes through conciliation procedures were noted, promising directions for strengthening s

peace and harmony in the country were revealed, problematic issues facing civil law andjudicial 3

proceedings were indicated. q

The authors found that the settlement of cases and disputes by peaceful means is consistent with >

the conceptual ideas of the development of the national legal system. Based on this study, it has K

been revealed that the existing set of ways to settle cases and disputes, known as the alternative 3

dispute resolution system, has gone through several stages of development. a

The historical and legal analysis allowed the authors to determine the trend of development m

and improvement of ^ the national legal system towards simplification of legal proceedings and q

humanization of legislation. Along with this, to determine that today the peaceful resolution of g

cases and disputes, on the one hand, is the main factor in reducing the level of conflict in the ^

country and the judicial burden, and on the other hand, an indicator of increasing the level of g

legal culture of the Kazakh population and its confidence in the judiciary. o

The authors show the socio-legal significance for civil law and judicial proceedings in §<

Kazakhstan of informal and flexible conflict resolution procedures forming the institution of H

restorative justice, which arose as an alternative to punitive justice. o

In the course of the research, concepts and categories developed by civil law and judicial g

proceedings, normative legal acts regulating the procedure for settling cases and disputes, s

conceptual and strategic documents defining the development and improvement of the national k

legal system, statistical data of courts on conducting conciliation procedures were used. №

Keywords: negotiations, reconciliation, alternative dispute resolution, mediation, arbitration, (

participatory procedures, conciliator judge. -

2

Введение

DOI: 10.52026/2788-5291 2023 73 2 63

IX

< IX

О в х

о

со О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП <

< СП

ь

ш £

ч О X

0 <

т

1

В условиях увеличения объема судебных дел, связанных с обращением граждан и юридических лиц в суды РК за разрешением дел и споров, урегулирование их иными способами, в том числе с использованием различных примирительных процедур, приобретают особую значимость. Обращение в суд за судебной защитой своих прав, свобод и законных интересов является конституционным правом каждого, их ущемление или ограничение недопустимо. С одной стороны, данные обстоятельства служат показателем доступности правосудия населению и оказания доверия ему, а с другой стороны, социального благосостояния и развитости правовой культуры населения. Непременно, уровень социальной напряженности и конфликтности в стране отражает уровень правовой культуры граждан, что, в тоже время, является условием формирования подлинно правового и социального государства, а проводимые им социально-правовые реформы влияют на развитие правовой культуры. Сегодня мирные средства урегулирования дел и споров представляются наиболее эффективными мерами повышения правовой культуры, поскольку они направлены на снижение уровня социальной напряженности и конфликтности между людьми, стимулирует их к достижению обоюдно согласованного и приемлемого варианта решения, дает им возможность сохранить брачные, родственные, дружеские, партнерские, трудовые отношения.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составляют обще-логический, теоретический, эмпирический, специальный юридический методы историко-правовой и правовое моделирование. В процессе исследования использовались материалы по мирному разрешению дел и споров.

Результаты и их обсуждение

Появление в нашей стране различных способов урегулирования споров в качестве альтернативы судебному разбирательству

обусловлено концептуальными идеями развития национальной правовой системы РК. Так, в Концепции правовой политики РК от 20 сентября 2002 г., отмечено о том, что следует в законодательстве РК закрепить альтернативные методы урегулирования гражданско-правовых споров и привести третейское разбирательство в соответствие с международной практикой2 . Таким образом, условием дальнейшего совершенствования законодательства РК о гражданском судопроизводстве явились разработка и внедрение альтернативных судебному разбирательству методов урегулирования споров. Как вытекает из этого, во-первых, на первых порах предполагалось предусмотреть альтернативные методы для урегулирования споров, вытекающих только из сферы частноправовых правоотношений, во-вторых, совершенствовать третейское разбирательство, представляющего собой одну из альтернатив судебному разбирательству.

Дальнейшая история развития права и государства РК показывает, что стало предаваться значение регламентации публично-правовых отношений, возникающих в случаях привлечения лица, совершившего преступление к уголовной ответственности и назначения ему наказания, посредством института примирения. Концепция правовой политики от 2009 г., указала, что необходим новый подход в регламентации уголовных правоотношений. В частности, в сферу уголовно-процессуального законодательства РК следует последовательно ввести институт восстановительного правосудия, предполагающий примирение сторон и возмещение причиненного вреда3 .

Возрастание интереса к альтернативным способам урегулирования гражданско-правовых споров привело к тому, что в их числе стали предусматривать медиацию и посредничество. Так, в Концепции правовой политики РК от 2009 г. среди мер по совершенствованию гражданского процессуального законодательства РК указано о том, что в судебном и внесудебном порядках следует предусмотреть различные варианты до-

X

ь

2 О Концепции правовой политики РК [Электронный ресурс]: Указ Президента РК от 20 сентября 2002 года N 949. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдыет». Режим доступа: свободный. URL: https:// adilet.zan.kz/rus/archive/docs/U020000949_/20.09.2002 (дата обращения: 20.11.2022)

3 О Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РК от 24 августа 2009 года № 858. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдыет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/U090000858_/24.08.2009 (дата обращения: 20.11.2022)

стижения компромисса по делам и спорам частно-правового характера, изучить возможности их урегулирования посредством проведения примирительных процедур на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, развивать внесудебные способы защиты гражданских прав4 . Должно быть, медиация, посредничество и другие способы в урегулировании гражданско-правовых споров восприняты как судебные и внесудебные примирительные процедуры. Следовательно, в перспективе намечено придать им обязательный характер, т. е. предусмотреть возможность примирения сторон по истечению 7 рабочих дней со дня принятия иска, заявления в производство суда. Судя по всему, еще 14 лет тому назад, встал вопрос о важности проведения примирительных процедур на стадии подготовки гражданского дела к судебному разбирательству. В контексте реформирования казахстанской судебной системы также не остался неучтенным вопрос о развитии третейского суда и арбитража. Тем не менее, как нам известно, развитие этих судов пошло по пути их учреждения в виде внесудебных органов.

Концептуальные идеи о разработке и внедрении альтернативных способов разрешения дел и споров получили дальнейшее развитие на V Съезде судей РК. Н.А. Назарбаев, выступая перед высшим органом Союза судей, поставил перед судейским сообществом 5 перспективных задач, среди которых применительно к рассматриваемой нами теме, вызвала интерес вторая - совершенствование и упрощение судопроизводства [1]. Из его речи следует, что решение указанной задачи обусловлено приданием казахстанскому правосудию восстановительный характер, которая вполне осуществима сокращением споров, подлежащих рассмотрению и разрешению судом, за счет внедрения альтернативных способов их урегулирования, как: примирительные процедуры и медиация.

В череде событий упомянем о том, что спустя год последовал Указ Президента РК по выработке мер, направленных на повышение эффективности судебной и правоох-

ранительной деятельности. В частности, Назарбаев поручил разработать законопроекты, предусматривающие нормы о примирении по уголовным делам, в т. ч. медиацией, а также расширенный перечень категорий дел о преступлениях частного и частно-публичного обвинения5 . Таким образом, внимание заострилось на регламентации публичных правоотношений, возникающих при применении норм уголовного закона, посредством медиации. Очевидно, расширение примирительных процедур предполагает увеличение количества уголовных дел о преступлениях, преследуемых в частном и частно-публичном порядках, подпадающих под нормы освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением. Сокращение перечня уголовных дел, по которым уголовное преследование и обвинение в суде может осуществляться в публичном порядке, объясняется тем, что государство обеспечивает соблюдение принципа невмешательства в частные дела, касающиеся одного человека или небольшой его группы, носящих в основном личный, индивидуальный, бытовой, интимный характер. Соблюдая их, законодатель даёт возможность сторонам самостоятельно урегулировать частные дела, не вовлекая в них само государство и других лиц.

Во исполнение президентского указа в План законопроектных работ на 2010 г. вошло мероприятие по разработке проекта закона о медиации и внесения изменений в нормативные правовые акты по вопросам медиации6 . Итогом исполнения поручений, указанных Президентом, стало вступление в силу с 05.08.2011 г. первого в РК закона о медиации. Немаловажно упомянуть о роли Верховного Суда РК в разработке и внедрении альтернативных способов урегулирования споров, выступившего автором-составителем проекта закона о медиации и проекта постановления о правилах прохождения обучения по программе подготовки медиаторов.

Почерпнем, что УПК РК от 1997 г. в своей первоначальной редакции к делам о преступлениях, преследуемым в частном порядке, отнес лишь 10 составов преступлений, а в

4 Там же.

5 О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан [Электронный ресурс]: Указ Президента РК от 17 августа 2010 года № 1039. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдтет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U100001039_ (дата обращения: 20.11.2022)

6 О внесении изменения и дополнений в постановление Правительства РК от 2 марта 2010 года № 162 [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РК от 28 августа 2010 года № 845. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдыет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P100000845_ (дата обращения: 20.11.2022)

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

последней редакции УПК РК, действовавшего до вступления в силу УПК РК от 2015 г., их количество превысило 17. К категории дел о преступлениях, преследуемым в частно-публичном порядке, прежний законодатель передал 20 составов преступлений, а в последующем они возросли до 22. Соответственно увеличилось и количество составов преступлений, к которым применимы нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Нельзя не сказать о том, что органы дознания, следствия, прокуратуры не всегда руководствовались правилами ведения уголовных дел, а также регламентации обстоятельств, исключающих производство по делу или позволяющих не осуществлять уголовное преследование. Известно, что на практике под норму об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим подпадали намного больше составов преступлений и лиц их совершивших, чем предусмотрено УПК РК, в т. ч. по которым уголовное преследование и обвинение в суде осуществляется в публичном порядке.

С вступлением в силу Закона РК «О медиации» последовали изменения и дополнения в УК РК и УПК РК от 1997 г. Медиативные ро процедуры стали применять в отношении ¡3 преступлений небольшой или средней тя-^ жести, не связанных с причинением смер-™ ти или тяжкого вреда здоровью. Вопрос об 1 освобождении от уголовной ответственного сти в связи с примирением сторон, в т. ч. ^ в порядке медиации вставал в тех случаях, ^ когда лица, совершившие преступления ука-

0 занной категории, заглаживали за собой,

1 причиненный потерпевшему или заявителю вред. Перечень иных лиц, участвующих в

§ уголовном процессе, был дополнен новым

< лицом - «медиатор» (ст. 88-1 УПК). В объ-<=■ ем процессуальных прав подозреваемого,

< обвиняемого вошло право на примирение с (З потерпевшим, в т. ч. в порядке медиации (ст. £ 68-69 УПК).

^ Некоторые правоприменители не видят о принципиальных отличий между прекра-о щением уголовного дела в связи с примирено нием в суде и в порядке медиации, а видят ^ сходство в полномочиях адвокатов и медиа-£ торов, которые, кстати, могут конкурировать Ь между собой в проведении примирительных ^ процедур. Соответственно у сторон уголов-^ ного процесса нет необходимости в преры-Ь вании судебного процесса для того, чтобы т прибегнуть к процедуре примирения в по-

рядке медиации. Такие обстоятельства на взгляд А. Рамазановой служат одной из главных проблем, по причине чего невозможно ожидать развития и повышения эффективности института медиации в уголовном судопроизводстве. Поэтому судьей предложено предусмотреть медиацию на стадии досудебного производства по уголовному делу [2]. Следуя авторской логике, предполагаем, что имелось в виду обязательное приглашение медиатора на досудебную стадию уголовного процесса для проведения им примирительных процедур, по аналогии с приглашением защитника.

В литературе встречается мнение о необходимости выработки единого подхода в применении альтернативных разрешений споров при его классических и гибридных формах, например, «med-arb» и «arb-med». Так, К.К. Сабиров считает единый подход нужно применить к комбинированной процедуре альтернативного разрешения спора - «медиация-арбитраж», начинающейся как медиация и продолжающейся как арбитраж при невозможности разрешения спора. Автору еще кажется, что более приемлемым является проведение одновременной процедуры медиации и арбитража. Им также разделяется гибридная форма альтернативного разрешения спора с помощью посредника и наблюдателя, действующего в последующем в лице арбитра при недостижении сторонами взаимоприемлемого варианта решения спора посредничеством. По мнению К.К. Сабирова, это будет способствовать развитию в РК различных способов альтернативного разрешения спора [3, с.223]. Поддерживая точку зрения автора, следует добавить, что МФЦА с 2019 г. внедрил процедуру «arb-med» для разрешение инвестиционных споров, существенным отличием которой является невозможность медиатора в последующем при передаче спора в арбитраж выступать в лице арбитра.

Государство, предоставляя нам возможность по своему усмотрению прибегнуть к альтернативным способам урегулирования споров, как и законным способам защиты, безусловно, руководствуется положениями о конституционно-правовом статусе личности, а также ссылается на международные стандарты в области прав человека. Именно на конституционные нормы о праве каждого на судебную защиту прав в 2012 г. обратил внимание общественности Н.А. Назарбаев, говоря о том, что для их реализации, в первую очередь, нужно упростить судопро-

изводство и искоренить судебную волокиту. В этом плане, на его взгляд представляется важным предусмотреть внесудебный порядок урегулирования споров [4]. Упомянем, что в том же году в печати опубликован его труд «Общество Всеобщего Труда». Обозначив 20 шагов на этом пути, 7 и 8 шагом Н.А. Назарбаев обратил внимание на отсутствие медиации в сфере трудовых и социальных отношений [5].

Неслучайно, М.К. Сулейменов признает альтернативное разрешение споров частным процессуальным правом. Автор исходит из возможности сторон самостоятельно урегулировать возникший между ними гражданско-правовой спор без обращения в государственный суд, что, собственно, будет являться частным процессуальным правом или же правом альтернативного разрешения споров. К тому же, учёный к нему относит только три его разновидности, как: переговоры, посредничество, третейское или арбитражное разбирательство. Определение им посредничества «медиацией», вытекает из английской терминологии «mediation» [6, с. 35]. При этом, М.К. Сулейменов разделяет медиацию в уголовном процессе, рассматриваемую как примирение потерпевшего и правосудия, а также медиацию в гражданском процессе, под которой понимает примирение, состоявшееся между спорящими сторонами [7].

С.Э. Асанова в системе разрешения юридических споров разделяет альтернативные способы разрешения споров и примирительные процедуры. Рассматривая механизмы альтернативного разрешения споров как систему правовых средств, с помощью которых защищаются и восстанавливаются права, а также упорядочиваются правовые отношения, автор относит их к внесудебным формам урегулирования частноправовых споров. Напротив, примирительные процедуры - это правомерные способы достижения консенсуса в спорах частноправового и публичного правового характера [8, с. 15].

Имеющееся на сегодняшний день разнообразие способов урегулирования споров охватывают широкий спектр правоотношений, в т. ч. возникающих из частных и публичных, а также применяются не только негосударственными органами или лицами, но и госорганами или должностными лица-

ми. Между тем, если исходить из общих начал и смысла Закона РК «О медиации», то медиацию наш законодатель определил как процедуру урегулирования споров, возникающих из гражданских, административных, уголовных и публичных правоотношений, осуществляемую с участием медиатора, посредством проведения им переговоров между спорящими сторонами.

Со временем социально-правовая природа альтернативных способов разрешения споров в корне изменилась. На данном этапе развития и совершенствования правовой системы РК под ними стали понимать процедуры урегулирования дел и споров, существующие не только в качестве альтернативы судебному разбирательству и параллельно с судопроизводством, но и внутри самой судебной системы РК. Высокая востребованность таких процедур наблюдается в 2014 г., со дня объявления ВС РК о старте пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи. Безусловно, толчком ему послужило выступление Президента РК на VI казахстанском Съезде судей, где он представил судейскому сообществу задачи, поставленные перед национальной судебной системой, в контексте Стратегии «Казахстан-2050». Н.А. Назарбаев в своей речи сказал, что ему видится возможность развития национальной правовой системы в применении альтернативных способов урегулирования споров, особенно в социальной сфере. Однако, с его точки зрения, сдерживающим фактором на этом пути выступает несовершенство законодательства РК в сфере медиации. Соответственно поручено привести его в соответствие с международными стандартами, что в последующем положительно отразится на проблеме разгрузки судей, усиления деловой активности граждан, улучшения инвестиционного климата [9].

В итоге, распоряжением председателя ВС РК от 11.04.2014 г. утверждено «Положение о судебной медиации». Согласно ему, судебная медиация - это есть примирительная процедура урегулирования спора между сторонами гражданского процесса, проводимая при содействии судьи7 . Пилотный проект озадачился выявлением у населения интереса в мирном урегулировании споров. От полученных ответов зависела пер-

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

7 Положение о реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных

процедур с участием судьи (судебной медиации) [Электронный ресурс]: Распоряжение Председателя Верховного Суда РК от 11.04.2014 г. № 92. Доступ предоставлен интернет-ресурсом Верховного Суда РК. URL: https://sud.kz/rus/content/ polozhenie-o-realizacii-pilotnogo-proekta-po-vnedreniyu-v-grazhdanskoe-sudoproizvodstvo-0 (дата обращения: 19.11.2022)

CL

< Z

CL

О

е

X

о

m О

сп <

< СП

ь

-Q

с;

ш £

Ч О X

о <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП

спектива расширения сферы применения примирительных процедур. Среди других задач данного пилотного проекта предусматривалось уменьшение судебной нагрузки и судебных расходов. Так, судьи при рассмотрении дела по существу и в порядке апелляционного пересмотра выясняли имеются ли у сторон желание провести судебное примирение или нет. При наличии такого желания судья приостанавливал производство по данному делу и передавал его другому судье для проведения примирительных процедур. Судья, к которому поступило это дело, проводил примирительные процедуры в соответствии с Законом РК «О медиации». В случаях достижения сторонами соглашения о разрешении спора в порядке судебного примирения, судья-примиритель утверждал мировое соглашение и прекращал производство по делу вынесением определения или постановления об этом с указанием о возврате уплаченной государственной пошлины в полном объеме. В пилотный проект задействовали суды общей юрисдикции и апелляционные судебные коллегии по гражданским и административным делам, т. е. 59 судов. Согласно Справке об итогах реализации пилотного проекта в период с май по декабрь 2014 г. в целом, классическая и судебная медиация применена по 9 029 делам, что составляет 1,4% от общего числа рассмотренных дел, из которых 44% - посредством судебной медиации. В сравнении с 2013 г., в котором число таких дел составляло всего лишь 0,2%, данные показатели говорят о существенном расширении сферы применения альтернативных способов разрешения споров. Основную долю составили дела о расторжении брака, взыскании алиментов, а также задолженности, в т. ч. по коммунальным платежам8 . Результаты реализации пилотного проекта превзошли все ожидания. Вслед за ним последовали изменения и дополнения в ГПК РК от 1999 г. Появилась новая Глава 16-1 «Мировое соглашение». Достойно внимания то, что законодатель впервые указал суду совершить действия по принятию мер необходимых для примирения сторон, оказанию им содействия в урегулировании спора (ч. 1 ст. 1731). Также отмечено, что помимо судебного примирения возможно использование иных примирительных процедур (ч. 2 ст. 173-2).

Тем временем, вступил в силу новый ГПК РК. Теперь перед гражданским судопроизводством РК впервые поставлена новая задача - содействие мирному урегулированию спора, появилась новая Глава 17 ГПК РК «Примирительные процедуры», внедрен новый способ урегулирования споров в порядке партисипативной процедуры. Согласно комментарию ВС РК, новая задача гражданского судопроизводства основана на международной практике урегулирования споров посредством проведения переговоров, получения консультаций, заключения досудебного соглашения сторон. Определяя гражданское судопроизводство как систему процессуальных действий судьи, ВС РК считает, что судьи обязаны обеспечить сторонам условия для урегулирования ими спора в порядке мирового, медиативного и парти-сипативного соглашения [10, с.16-17]. Хотелось добавить, что с принятием 31.10.2015 г. нового ГПК РК внесен ряд изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, в т. ч. в закон РК «О нотариате», наделивший нотариусов правом проводить примирительные процедуры (ст. 17). Таким образом, в качестве альтернативных судебному разбирательству новых способов урегулирования споров предусмотрено примирение в порядке партисипативных и нотариальных процедур. А с 2018 г. новым законом РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» расширился перечень лиц, имеющих право проводить примирительные процедуры. В объем юридической помощи, оказываемой юрисконсультами, вошло проведение ими партисипативных процедур наравне с адвокатами (ст. 76). Обращаем внимание на то, что в числе новых задач гражданского процесса еще предусмотрено формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду, служащее дополнением к задаче по содействию мирному урегулированию спора, которые в своей совокупности свидетельствует о преследуемой законодателем главной цели - повышение уровня правовой культуры населения.

Мощный импульс расширению области применения примирительных процедур в урегулировании споров придала речь Н.А. Назарбаева РК, произнесенная им на VII Съезде судей: «Судья выступает не просто в роли вершителя законности, он - лицо,

X

Ь

8 Справка об итогах реализации в судах пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство

судебной медиации [Электронный ресурс]: Анализы по основным направлениям судебной деятельности. Доступ предоставлен интернет-ресурсом Верховного Суда РК. URL: https://sud.gov.kz/rus/content/za-2015-god (дата обращения: 20.11.2022)

призванное устранять противоречия в обществе, гармонизировать человеческие отношения, делать жизнь граждан предсказуемой и стабильной» [11]. Эти слова являются подтверждением особой роли суда в разрешении споров и устранении конфликтов. Пятая названная президентом задача - это разгрузка судей, решение которой невозможно одним лишь увеличением штатной численности судей и аппарата судов. Первый президент РК поручил провести детальный анализ причин, вследствие которых, по сей день, отсутствуют положительные результаты от мер, предпринятых для расширения примирительных процедур и механизмов внесудебного урегулирования споров. Им высказано предложение о важности проведения разъяснительной работы среди населения, осуществления правового просвещения для повышения правовой культуры граждан, которые, в конечном счете, позволят в разы сократить количество судебных споров. По окончании работы VII Съезда судей РК постановлено провести исследование по выработке соответствующих мер, направленных на снижение нагрузки судей, с использованием современных подходов, в т. ч. с совершенствованием процедур урегулирования споров в судебном и внесудебном порядках9.

Во исполнение данных поручений и предложений распоряжением председателя ВС РК от 27.01.2017 г. был запущен пилотный проект, ориентированный на досудебное урегулирование споров по отдельным категориям споров в порядке медиации. Новый пилотный проект поставил те же задачи, что ставил перед собой предыдущий. Споры, которых предполагалось урегулировать в порядке медиации, вытекали из брачно-се-мейных, трудовых, наследственных, земельных, жилищных, страховых, договорных правоотношений. В его реализацию вовлечены специализированные ювенальные суды, районные и приравненные к ним суды, специализированные экономические суды, медиаторы. Отличительной особенностью пилотного проекта является охват им строго определенных категорий гражданских дел, а новшеством - направление в адрес сторон

извещения о праве прекратить дело заключением соглашения об урегулировании спора в порядке медиации. Судьи в извещении отмечали следующие преимущества медиации: создание медиатором условий для проведения переговорного процесса между сторонами и преодоления ими конфликтных отношений, которые в последующем способствуют ускоренному восстановлению нарушенных прав; наличие возможности изменить предмет или основания иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований; возврат уплаченной госпошлины10 . ВС РК в целях правового информирования и правового просвещения населения разместил на платформе «Судебный кабинет» информацию о минусах судебного разбирательства, плюсах примирения тяжущихся сторон, возможности внесудебного урегулирования спора и посредством Центров примирения, в которых работают медиаторы, психологи, конфликтологи и др.

Со дня вступления в должность Президента РК, К.-Ж. Токаев стал продвигать идею «слышащего государства». На вопрос, что такое «слышащее государство», он ответил так: «Это, по сути, концепция строительства «Справедливого государства» [12]. В своем обращении народу от 2020 г. Глава государства РК отметил о важности развития альтернативных способов разрешения споров в строительстве справедливого государства, стоящего на защите интересов граждан. Среди таких способов внимание обращено на институт медиации, у которой, к сожалению, не наблюдается развитие. В том же году, выступая на VIII Съезде судей Казахстана, он сделал акцент на проблеме оптимизации судебных процессов и внедрения бесконфликтных механизмов разрешения споров, которые нужно решить в скором времени [13].

Новое гражданское судопроизводство РК не ограничилось решением вышеперечисленных задач. ГПК РК 2015 г. озадачился решением вопросов обеспечения полного и своевременного рассмотрения дела. Для реализации этой задачи срок принятия иска продлен от 5 до 10 рабочих дней при проведении примирительных процедур11 . Со-

Н

X

ы А

о х о

Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

9 Постановление VII Съезда судей РК [Электронный ресурс]: Постановление от 21 ноября 2016 года. Доступ предоставлен интернет-ресурсом Союза Судей РК. Режим доступа: свободный. URL: https://krso.kz/storage/app/media/ postanovleniya/7.pdf (дата обращения: 24.11.2022)

10 Об утверждении Положения о реализации пилотного проекта по внедрению досудебного урегулирования споров (конфликтов) по отдельным категориям споров в порядке медиации [Электронный ресурс]: Распоряжение Председателя Верховного Суда РК от 26 января 2017 года № 6001-17-7-4/16. Доступ предоставлен интернет-ресурсом Верховного Суда РК. URL: https://sud.kz/sites/default/files/polozhenie_o_realizacii_pilotnogo_proekta.pdf (дата обращения: 22.11.2022)

11 О внесении изменений и дополнений в ГПК РК по вопросам внедрения современных форматов работы судов,

7s

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

гласно обобщению судебной практики по рассмотренным делам, увеличение сроков принятия иска положительно отражаются на применении ч. 1 ст. 150 ГПК РК, т. к. судье, сторонам гражданского процесса и участвующим в деле лицам дается больше времени для мирного урегулирования спора, заключения соглашений12 .

По верному замечанию ученого Р.К. Сарпекова, необходимо предусмотреть в законодательстве возможность урегулирования споров, вытекающих из публичных правоотношений, альтернативными судебному разбирательству способами. В числе преимуществ автор называет уменьшение количества судебных дел и издержек, а также повышение уровня доверия населения к государственным органам и качества осуществляемых ими административных процедур [14, с.17-18]. Мнение Р.К. Сарпекова не осталось незамеченным и учтено при разработке Административного процедурного-процессуального кодекса РК. Впервые в истории цивилистики и судопроизводства РК предусмотрено примирение физических и юридических лиц с административными органами и должностными лицами при наличии у последних на то административного усмотрения.

Серьезные изменения и дополнения в ГПК РК внесены вначале 2022 г. Так, в целях урегулирования споров вне суда и до суда ГПК РК предусмотрел составление досудебного протокола с отражением в нем действий сторон и участвующих в деле лиц по предоставлению, раскрытию и обмену

доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. С введением досудебного протокола, указанный в ст. 150 ГПК РК срок, был увеличен до 15 рабочих дней. Весьма интересно, что судейское сообщество воодушевленно отнеслось к досудебному урегулированию спора с участием судьи. «Досудебный протокол, позволяет сторонам спрогнозировать шансы на успех в суде и использовать возможность урегулирования споров в досудебном порядке» [15], - отмечает Г. Баткалова. Апеллируя статистическими сведениями, судья отметила, что досудебное урегулирование спора судьями способствует эффективности правосудия и росту доверия населения к нему. Действительно, за короткий промежуток времени с 05 января по 11 марта 2022 г. судьями с утверждением мирового соглашения прекращено производство по 398 делам.

Однако, в юридической печати бытует противоположное мнение, согласно которому проведение медиации судьями-примирителями, особенно по гражданским делам, накладывает на них дополнительную нагрузку, что негативно отразится на качестве правосудия. Во избежание таких ситуаций, М.И. Дячук предлагает, чтобы судей-примирителей освободили от судебных функций с наделением их функцией судебной медиации [16, с. 224-225].

Как нам представляется, досудебное урегулирование спора судьями с составлением ими досудебного протокола согласуется с принципами права - правовой определенности и предсказуемости судебных актов,

сокращения излишних судебных процедур и издержек [Электронный ресурс]: Закон РК от 10 июня 2020 года № 342-У1 ЗРК. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдыет». Режим доступа: свободный. URL: https:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z2000000342 (дата обращения: 21.11.2022)

12 Обобщение судебной практики по рассмотренным делам после вступления Закона РК «О внесении изменений и

дополнений в РК по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек» [Электронный ресурс]: Обобщение от 26 февраля 2021 г. Доступ предоставлен интернет-ресурсом Верховного Суда РК. URL: https://sud.kz/rus/content/obzory-sudebnoy-praktiki (дата обращения: 21.11.2022)

< ел

ь

ш £

Ч О X

о <

т

х

ь

которые в последующем не должны вызвать особых сомнений в их законности и обоснованности. В свою очередь, критерием верховенства права являются правовая определенность и предсказуемость судебных актов, требующие ясности и постоянства в правовом положении субъектов и содержании норм права, обеспечивающие единообразное понимание и применение ими норм материального и процессуального закона, а также исключающие неограниченное судейское усмотрение или административный произвол. Кроме того, обеспечение принципа равноправия и состязательности сторон возможно при единообразном понимании и применении судами норм материального и процессуального закона.

Заключение

Исследование позволяет выделить три этапа истории возникновения, становления, развития мирного разрешения дел и споров в цивилистике и судопроизводстве Казахстана. На первом этапе (2000-2009 гг.) они разрабатывались в качестве альтернативы судебному разбирательству, существовали параллельно с ним, а также применялись в отношении дел и споров, вытекающих из гражданских правоотношений. На следующем этапе (2014-2020 гг.) они перестали быть альтернативой судебному разбирательству, стали существовать внутри самой судебной системы РК, а также применяться в отношении дел и споров, вытекающих из

уголовных правоотношений. На современном этапе, начиная с 2021 г. они стали распространяться в отношении дел и споров, вытекающих из административных правоотношений.

Наиболее адекватным способом разрешения споров между физическими лицами представляется судебная медиация, а в спорах между юридическими лицами гибридные формы арбитража и медиации. При этом, выбор той или иной формы зависит от модели поведения спорящих сторон по достижению ими результата. В достижении удобного для сторон варианта разрешения спора, перспективными являются вопросы разработки и внедрения различных способов мирного разрешения спора, обращение к которым предоставляет им широкий выбор. Однако, чрезмерное увлечение ими, особенно требование об обязательном урегулировании спора в досудебном порядках, не должны ограничивать доступ населения правосудию, так как его условием и гарантией является реализация конституционного права каждого на обращение в суды.

Нижеприведенные данные судов по гражданским и административным делам13 свидетельствуют об успешном решении судьями задачи по содействию мирному урегулированию спора, их активной роли в социально-психологическом оздоровлении населения, о реализации ими идей концепции слышащего государства.

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

13 Судопроизводство, декабрь 2022 [Электронный ресурс]: О работе судов 2018-2022 годы. Доступ из интер-

нет-ресурса Верховного Суда РК. Режим доступа: свободный. URL: https://sud.gov.kz/rus/content/o-rabote-sudov-za-2018-2022-gody (дата обращения: 25.12.2022)

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Президента Республики Казахстан на V съезде судей. [Электронный ресурс]: V съезд судей, 18.11.2009. Доступ предоставлен Информационной системой «Юрист». Режим доступа: свободный. URL: https://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=30510310 (дата обращения: 20.11.2022).

2. Рамазанова А. Медиация в уголовном процессе: статья судьи районного суда № 2 Ал-матинского района г. Астана, 28.10.2014 // Информационная система «Юрист». - URL: https://online.zakon.kz/Document/7doc_id=31619647&pos=32;-27#pos=32;-27 (дата обращения: 22.11.2022).

3. Сабиров К.К. О необходимости единого подхода в правовом регулировании отдельных альтернативных способов разрешения конфликтов //Вестник Института законодательства РК, 2017. - № 2 (47). - С. 220-225.

4. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства [Электронный ресурс]: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана, 14 декабря 2012 г. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдыет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 (дата обращения: 22.11.2022).

5. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда [Электронный ресурс]: Программная статья Президента РК от 12 июля 2012. Доступ предоставлен Международным информационным агентством «Kazinform». Режим доступа: свободный. URL: https://www.inform.kz/ru/social-naya-modernizaciya-kazahstana-dvadcat-shagov-k-obschestvu-vseobschego-truda_a2478336 (дата обращения: 22.11.2022).

6. Сулейменов К.М. Внесудебное урегулирование споров в Казахстане: проблемы теории и практики //Вестник Института законодательства Республики Казахстан, 2013. - № 3 (31). - С. 35-41.

7. Сулейменов К.М. Развитие медиации как альтернативного способа разрешения споров: - статья Председателя Казахстанского Международного Арбитража, академик

£ HAH PK, д.ю.н., профессора // Информационная система Параграф «Юрист». URL: https:// 8 online.zakon.kz/Document/7doc_id=31644604 (дата обращения: 13.02.2022). К 8. Асанова С.Э. Альтернативные способы разрешения споров в гражданском процес-™ се: теоретический и практический аспекты: диссертация ... доктора философии (PhD): z 6D030100 / Асанова С.Э.; [Место защиты: КазНУ им. Аль-Фараби]. - Алматы, 2021. -| 150 с.

s 9. Задачи национальной судебной системы в контексте Стратегии «Казахстан-2050» f [Электронный ресурс]: Выступление Президента Республики Казахстан на VI съезде о судей, 20.11.2013. Доступ предоставлен интернет-ресурсом Akorda.kz. Режим доступа: ^ свободный. URL: https://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_ >g and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kazahstana-nursultana-nazarbaeva-na-vi-sezde-sudei-g respubliki-kazahstan (дата обращения: 23.11.2022).

< 10. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Казахстан: ^Е науч. изд. /под общ. ред. К.А. Мами. - Астана: ТОО «Дагмар», 2016. - 808 с.

< 11. Выступление Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]: VII съезд Ь судей Казахстана, 21.11.2016. Доступ предоставлен интернет-ресурсом Akorda.kz. Режим 5 доступа: свободный. URL: https://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_ ti speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kazahstana-nnazarbaeva-na-vii-sezde-sudei-о kazahstana (дата обращения: 20.11.2022).

§ 12. Казахстан в новой реальности: время действий [Электронный ресурс]: Послание m Президента народу Казахстана от 01.09.2020. Доступ предоставлен интернет-ресурсом t; Akorda.kz. Режим доступа: свободный. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_ s of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-Ь sentyabrya-2020-g (дата обращения: 05.12.2022).

^ 13. Выступление Президента Республики Казахстан на VIII Съезде судей Казахстана, х 23.10.2020. //Видеохостинг YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch7v=efBDZNaJNyU Ь (дата обращения: 22.11.2022).

m 14. Сарпеков Р.К. К вопросу о применении альтернативных форм урегулирования публич-

ных споров в зарубежных странах //Вестник Института законодательства РК, 2018. - № 5 (54). - С. 16-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Баткалова Г. Досудебный протокол как первый шаг устранения разногласий: - статья судьи Специализированного межрайонного экономического суда г. Нур-Султана //Новостной портал «Infozakon». - URL: http://infozakon.kz/sud/20656-dosudebnyy-protokol-kak-pervyy-shag-ustraneniya-raznoglasiy.html (дата обращения: 20.11.2022).

16. Дячук М.И. Развитие института медиации в Республике Казахстан // Вестник Института законодательства РК, 2021. - № 1 (64). - С. 219-232.

REFERENCES

1. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Kazahstan na V s#ezde sudej. [Jelektronnyj resurs]: V s#ezdsudej, 18.11.2009. Dostuppredostavlen Informacionnoj sistemoj «Jurist». Rezhim dostupa: svobodnyj. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30510310 (data obrashhenija: 20.11.2022).

2. Ramazanova A. Mediacija v ugolovnom processe: statja sud'i rajonnogo suda № 2 Almatinskogo rajona g. Astana, 28.10.2014 //Informacionnaja sistema «Jurist». - URL: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=31619647&pos=32;-27#pos=32;-27 (data obrashhenija: 22.11.2022).

3. Sabirov K.K. O neobhodimosti edinogo podhoda v pravovom regulirovanii otdel'nyh al'ternativnyh sposobov razreshenija konfliktov // Vestnik Instituta zakonodatel'stva RK, 2017. -№ 2 (47). - S. 220-225.

4. Strategija "Kazahstan-2050": novyj politicheskij kurs sostojavshegosja gosudarstva [Jelektronnyj resurs]: Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan narodu Kazahstana, 14 dekabrja 2012 g. Dostup predostavlen Informacionno-pravovoj sistemoj «ddilet». Rezhim dostupa: svobodnyj. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 (data obrashhenija: 22.11.2022).

5. «Social'naja modernizacija Kazahstana: Dvadcat' shagov k Obshhestvu Vseobshhego Truda». [Jelektronnyj resurs]: Programmnaja statja Prezidenta RK ot 12 ijulja 2012. Dostup predostavlen Mezhdunarodnym informacionnym agentstvom «Kazinform». Rezhim dostupa: svobodnyj. URL: https://www.inform.kz/ru/social-naya-modernizaciya-kazahstana-dvadcat- w shagov-k-obschestvu-vseobschego-truda_a2478336 (data obrashhenija: 22.11.2022).

6. Sulejmenov K.M. Vnesudebnoe uregulirovanie sporov v Kazahstane: problemy teorii i i praktiki // Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan, 2013. - № 3 (31). - S. 35-41. И

7. Sulejmenov K.M. Razvitie mediacii kak al'ternativnogo sposoba razresheniya sporov: q - stat'ya Predsedatelya Kazahstanskogo Mezhdunarodnogo Arbitrazha, akademik HAH PK, 5 d.yu.n., professora //Informacionnaya sistema Paragraf «YUrist». URL: https://online.zakon.kz/ ^ Document/?doc_id=31644604 (data obrashcheniya: 13.02.2022). А

8. Asanova, Saida Ergashevna. Al'ternativnye sposoby razresheniya sporov v grazhdanskom о processe: teoreticheskij iprakticheskijaspekty: dissertaciya ... doktorafilosofii (PhD): 6D030100 g / Asanova Saida Ergashevna; [Mesto zashchity: KazNU im. Al'-Farabi]. - Almaty, 2021. - 150 s. Е

9. Zadachi nacional'noj sudebnoj sistemy v kontekste Strategii «Kazahstan-2050» [Jelektronnyj ь resurs]: Vystuplenie Prezidenta Respubliki Kazahstan na VI s#ezde sudej, 20.11.2013. Dostup В predostavlen internet-resursom Akorda.kz. Rezhim dostupa: svobodnyj. URL: https://www.akorda. И kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta- p kazahstana-nursultana-nazarbaeva-na-vi-sezde-sudei-respubliki-kazahstan (data obrashhenija: В 23.11.2022). §

10. Kommentarii k Grazhdanskomu processual'nomu kodeksu Respubliki Kazahstan: nauch. и izd. / pod obshh. red. K.A. Mami. - Astana: TOO «Dagmar», 2016. - 808 s. ф

11. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Kazahstan [Jelektronnyj resurs]: VII s#ezd sudej p Kazahstana, 21.11.2016. Dostup predostavlen internet-resursom Akorda.kz. Rezhim dostupa: А svobodnyj. URL: https://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_ И and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kazahstana-nnazarbaeva-na-vii-sezde-sudei-kazahstana к (data obrashhenija: 20.11.2022). №

12. Kazahstan v novoj real'nosti: vremja dejstvij [Jelektronnyj resurs]: Poslanie Prezidenta ( narodu Kazahstana ot 01.09.2020. Dostup predostavlen internet-resursom Akorda.kz. Rezhim — dostupa: svobodnyj. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie- 2 glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g (data 3

obrashhenija: 05.12.2022).

13. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Kazahstan na VIIIS#ezde sudej Kazahstana, 23.10.2020 // Videohosting YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=efBDZNaJNyU (data obrashhenija: 22.11.2022).

14. Sarpekov RK. K voprosu o primenenii al'ternativnyh form uregulirovanija publichnyh sporov v zarubezhnyh stranah // Vestnik Instituta zakonodatel'stva RK, 2018. - № 5 (54). -S. 16-20.

15. Batkalova G. Dosudebnyj protokol kak pervyj shag ustranenija raznoglasij: - statja sud'i Specializirovannogo mezhrajonnogo jekonomicheskogo suda g. Nur-Sultana // Novostnoj portal «Infozakon». - URL: http://infozakon.kz/sud/20656-dosudebnyy-protokol-kak-pervyy-shag-ustraneniya-raznoglasiy.html (data obrashhenija: 20.11.2022).

16. Djachuk M.I. Razvitie instituta mediacii v Respublike Kazahstan // Vestnik Instituta zakonodatel'stva RK, 2021. - № 1 (64). - S. 219-232.

CL

< z

CL

o 0 X

o

in O

m <

<

m

b .0

LU £

CI

o x

o ^

< en

H

ZQAI

X

b

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.