УДК 369.231.2+ 369.231.1
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Бекмагамбетов Алимжан Бауржанович1
Кандидат юридических наук, ассоциированный профессор, руководитель отдела социально-правовых исследований, и.о. заместителя Генерального директора РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда МТСЗНРК», г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: adilet1979@mail.ru.
Енсебаева Анель Рахметжановна
Кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела социально-правовых исследований РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда МТСЗН РК», г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: nel1212kz@gmail.com
Исмагулова Айгуль Турехановна
Кандидат юридических наук, доцент кафедры «Национальное и международное право» Университета «Туран -Астана», г. Астана, Республика Казахстан e-mail: 7aigul7@mail.ru
Аннотация. Настоящая публикация посвящена вопросам совершенствования законодательства об обязательном социальном страховании несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью (исполнением служебных/трудовых обязанностей) в контексте выполнения стандартов Международной организации труда и реализации Плана действий Я по обеспечению безопасного труда до 2025 года.
™ МОТ продвигает проактивную парадигму, предлагающую трансформировать действу -К ющие неэффективные программы страхования, которые только реагируют на уже прои-- зошедшие несчастные случаи и профессиональные заболевания, в упреждающие програм-^ мы, играющие своюроль в обеспечении безопасныхусловий труда.
CL Авторами акцентируется внимание на том, что действующий механизм страхования несчастных случаев на производстве, во-первых с точки зрения международных стандар-f тов является неполноценным (в нем отсутствует превентивная функция, а всего таких
0 функций три, включая компенсаторную и реабилитационную), во-вторых, нынешняя ин-
1 ституциональная инфраструктура не является эффективной в плане социально-значимо->s го эффекта (снижения производственного травматизма, увеличения охвата социальным g страхования) поскольку исключительно фокусируется на коммерческой деятельности.
< Кроме того, в статье выявлены определенные недочеты юридико-технического харак-с тера Закона РК «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев при
< исполнении им служебных (трудовых) обязанностей» (ссылка на несуществующие нормы k трудового законодательства), отсутствие унифицированного подхода при изложении ^ (дефинировании) основополагающих терминов (несчастный случай при исполнении слу-^ жебных (трудовых) обязанностей в вышеназванном законе или несчастный случай, свя-о занный с трудовой деятельностью).
о Научно-практическая значимость данной статьи заключается в разработке ряда новых идей и подходов по совершенствованию действующего законодательства в сфере со-¡5 циального страхования от несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью и Р модернизации соответствующей институциональной инфраструктуры с акцентом на Ь реализацию триединого функционала (компенсаторного, реабилитационного, превентив-s ного) страховых программ.
s Ключевые слова: несчастный случай, работник, работодатель, трудовые отношения, ¡5 производственный травматизм, превентивные страховые программы.
ш m
1 Автор для корреспонденции
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ЕЦБЕК ЦЫЗМЕТШЕ БАЙЛАНЫСТЫ ЖАЗАТАЙЫМ ОЦИГАЛАРДАН М1НДЕТТ1 ЭЛЕУМЕТТ1К САЦТАНДЫРУ ТУРАЛЫ ЗАЦНАМАСЫН ЖЕТ1ЛД1РУДЩ ЭЗЕКТ1 МЭСЕЛЕЛЕР1
Эл1мжан Бауыржанулы BeKMaFaM6eT0B
Зац гылымдарыныц кандидаты, цауымдастырылган профессор, элеуметтк цуцыцтыц зерттеулер бел1мтщ басшысы, «ЦР Ецбекмит Ецбект1 цоргау жетндег1 республикалыц гылыми-зерттеу институты» ШЖЦРМК Бас директорыныц орынбасарыныц м.а., e-mail: adilet1979@mail.ru.
Анель Рахметжанкызы Енсебаева
Зац гылымдарыныц кандидаты, «ЦР Ецбекмим ецбектi цоргау жвнiндегi республикалыщ гылыми-зерттеу институты» ШЖЦРМК Элеуметтк цуцыцтыц зерттеулер бвлiмiнiц жетекшi гылыми цызметкерi, Астана ц., Цазацстан Республикасы, e-mail: nel1212kz@gmail.com
Айгул Тереханкызы Исмагулова
Зац гылымдарыныц кандидаты, «Туран-Астана» университеттщ «¥лттыц жэне халыцаралыц цуцыц» кафедрасыныц доцентi, Астана ц., Цазацстан Республикасы, e-mail: 7aigul7@mail.ru
Аннотация. Осы жарияланым Халыцаралыц ецбек уйымыныц стандарттарын орын-дау жэне 2025 жылга дейт цау1пс1з ецбект1 цамтамасыз ету жвн1ндег1 iс-цимыл Жоспа-рын 1ске асыру контекстде ецбек цызмет1не (цызметт1к/ецбек мтдеттерт орындауга) байланысты жазатайым оцигаларды мтдетт1 элеуметтт сацтандыру туралы зацнама-ны жетглдгру мэселелергне арналган.
ХЕ¥ цаз1рд1ц взтде орын алган жазатайым оцигалар мен кэсттт ауруларга гана жа-уап беретт цолданыстагы тшмсгз сацтандыру багдарламаларын цаутЫз ецбек жагдай-
ларын цамтамасыз етуде вз рвл1н атцаратын белсенд1 багдарламаларга айналдыруды m
усынатын белсенд1 парадигманы алга тартады. Н
Авторлар внд1р1стег1 жазатайым оцигаларды сацтандырудыц цолданыстагы тет1- к
г1, б1ртш1ден, халыцаралыц стандарттар тургысынан твмен екендтне назар аударады Н
(оныц алдын алу функциясы жоц ал ушеуг, соныц гшгнде компенсаторлыц жэне оцалту И
функциялары), етнш1ден, цазгргг институционалдыц инфрацурылым элеуметтт мацызды q
эсер тургысынан ти1мд1 емес (внд1р1стт жарацаттануды азайту, элеуметтт сацтан- >
дыруды улгайту) вйткенг ол тек коммерциялыц цызметке багытталган. К
Будан басца, мацалада «Цызметкер ецбек (цызметтт) мтдеттерт атцарган кезде О
оны жазатайым оцигалардан мтдетт1 сацтандыру туралы» ЦР Зацыныц зац-техникалыц g
сипатындагы белгш б1р кемшшктер (ецбек зацнамасыныц цолданыстагы нормаларына Л
сштеме), нег1зг1 терминдерд1 (цызметтт (Ецбек) мтдеттерт орындау кезтде жазатай- q
ым оцига) баяндау (дефинациялау) кезтде б1р1зденд1ршген тэсшдщ болмауы аныцталды g
жогарыда аталган Зацда немесе ецбек цызмет1не байланысты жазатайым оцига). П
Бул мацаланыц гылыми-практикалыц мацыздылыгы ецбек цызметгне байланысты жа- g
затайым оцигалардан элеуметтт сацтандыру саласындагы цолданыстагы зацнаманы g
жетглдгру жэне сацтандыру багдарламаларыныц уштугырлы функционалын (компенса- §<
торлыц, оцалту, алдын алу) 1ске асыруга баса назар аудара отырып, тшстг институци- Н
оналдыц инфрацурылымды жацгырту бойынша бгрцатар жаца идеялар мен тэстдердг о
эзгрлеу болып табылады. g
TyrnHdi свздер: жазатайым оцига, цызметкер, жумыс беруш1, ецбек цатынастары, И
внд1р1стт жарацаттану, профилактикалыц сацтандыру багдарламалары. к
№ 7
) 2
CURRENT ISSUES OF IMPROVEMENT OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON COMPULSORY SOCIAL INSURANCE AGAINST WORK-RELATED ACCIDENTS
Bekmagambetov Alimzhan Baurzhanovich
PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Social and Legal Research, Acting Deputy General Director of the RSE on REM "Republican Research Institute for Labor Protection of the Ministry of Labor and Social Protection of the Republic of Kazakhstan", Astana, Republic of Kazakhstan, e-mail: adilet1979@mail.ru.
Yensebayeva Anel Rakhmetzhanovna
PhD in Law, Leading Researcher of the Department of Social and Legal Research of the RSE on REM "Republican Research Institute for Labor Protection of the Ministry of Labor and Social Protection of the Republic of Kazakhstan", Astana, Republic of Kazakhstan, e-mail: nel1212kz@ gmail.com
Ismagulova Aigul Turekhanovna
PhD in Law, Associate Professor of the Department of National and International Law, Turan-Astana University, Astana, Republic of Kazakhstan e-mail: 7aigul7@mail.ru
CL
< z
CL
О
e
X
Abstract. This publication is devoted to the issues of improving the legislation on compulsory social insurance of accidents related to labor activity (performance of official / labor duties) in the context of the implementation of the standards of the International Labor Organization and the implementation of the Action Plan to ensure safe work until 2025.
The ILO is promoting a proactive paradigm that proposes to transform existing ineffective insurance programs that only respond to accidents and occupational diseases that have already occurred, into proactive programs that play their part in ensuring safe working conditions.
The authors focus on the fact that the current mechanism for insurance of accidents at work, firstly, from the point of view of international standards, is inferior (it lacks a preventive function, and there are three such functions in total, including compensatory and rehabilitation), and secondly, the current institutional the infrastructure is not effective in terms of socially significant effect (reducing industrial injuries, increasing social insurance coverage) because it focuses exclusively on commercial activities.
In addition, the article revealed certain shortcomings of the legal and technical nature of the Law of the Republic of Kazakhstan "On Compulsory Social Insurance against Accidents in the Performance of Official (Labor) Duties" (reference to non-existent labor legislation), the lack of a unified approach in the presentation (definition) of fundamental terms (an accident in the performance of official (labor) duties in the above-mentioned law or an accident related to labor 'g activity).
о The scientific and practical significance of this article lies in the development of several new cl ideas and approaches to improve the current legislation in the field of social insurance against accidents related to work and the modernization of the relevant institutional infrastructure with an emphasis on the implementation of the triune functionality (compensatory, rehabilitation, preventive) insurance programs.
Key words: accident, employee, employer, labor relations, industrial injuries, preventive in-ч surance programs.
X
< DOI: 10.52026/2788-5291_2023_72_1_24
pi Введение подходов и решений накопившихся систем-
k Выполнение международных стандартов ных проблем. В современных условиях,
s и опыт непрерывного реформирования на- действующая система обязательного стра-
s циональной системы управления охраной хования от несчастных случаев, связанных
^ труда и обязательного страхования несчаст- с трудовой деятельностью, прежде всего,
m ных случаев на производстве обусловливают должна рассматриваться не как коммерче-
необходимость выработки инновационных ская деятельность, а как социальная ответ-
< СП
ь
-О
с;
ственность страхового бизнеса, нацеленная на повышение эффективности предупреждения производственного травматизма.
Материалы и методы
Сбор, анализ и изучение, предоставленных министерством и подведомственными организациями материалов, имеющих непосредственное отношение к оценке эффективности действующей системы обязательного страхования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, ее проблем (включая, корпоративные проблемы конкретного оператора - АО «Компания страхования жизни «Государственная аннуитетная компания», а также предложений, представленных данной организацией и АО «Государственный фонд социального страхования» направленных на развитие и (или) реформирование системы обязательного страхования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью в Казахстане, подтверждают многоаспектность, сложность и актуальность настоящего исследования.
Обзорный анализ специальной литературы также свидетельствует об актуальности научной темы.
Научные методы отражают специфику общей исследовательской стратегия Программы, предусматривающей последовательное прохождение в течение всего периода выполнения (36 месяцев) информационно-поискового, описательного и экспериментального этапа разработок. Данная статья выполнена на информационно-поисковом этапе с использованием успешно апробированных методов ретроспективного, компаративистского, формально-логического анализов.
Основные положения
Новейший период истории политико-правового развития страны неразрывно связан с реализацией государственной программы правовой реформы (1994-1998 гг), а затем концепций правовой политики (с 2002 года по настоящее время), которые четко очерчивают горизонты, обозначают приоритетные задачи всех отраслей законодательства, начиная с конституционного.
Так, если в государственной программе правовой реформы лаконично был сделан акцент на том, что «трудовое право концептуально должно быть переосмыслено с точки зрения полноценных отношений работника и работодателя»2, то уже в Концепции правовой политики РК от 2002 года ставилась четкая задача «создать правовую базу для дальнейшего совершенствования системы обязательного социального страхования в целях обеспечения дополнительной социальной защиты населения в случаях потери трудоспособности, потери кормильца или потери работы»3.
Как ответ на современные вызовы в Казахстане состоялось несколько конституционных реформ, появился ряд кодифицированных актов, совершенствуется правоприменительная практика, формируется новое правосознание граждан.
Наряду с кардинальными изменениями, неизменной константой является положение о том, что высшими ценностями государства выступают жизнь и здоровье каждого человека и гражданина.
Кроме того, п. 2 ст. 24 Конституции РК закреплено неотъемлемое право человека на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработи-цы4.
В Национальном плане развития до 2025 года предлагается четкий алгоритм, основанный на риск-ориентированном подходе: «оценка рисков позволит выявить вредное воздействие производственных факторов на каждом конкретном рабочем месте и снизить риск возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний»5.
В целом, социальная защита граждан, в том числе социальное обеспечение, социальная поддержка - это ключевые направления социальной политики государства.
В настоящий период новая социальная политика во главу угла ставит социальную справедливость, социальное благополучие, которые в свою очередь в значительной мере зависит от трудолюбия, активного экономического поведения и ответственности за
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
>
го О го О
X
е о
"О
2 А
С
2 Постановление Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года N1569 «О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан//https://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001569/Дата обращения: 23.10.2022 г.
3 Указ Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года №949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан»// https://adilet.zan.kz/rus/docs/U020000949_. Дата обращения: 23.10.2022 г.
4 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года //https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000. Дата обращения: 23.10.2022 г.
5 Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Обутверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»//https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636#z1357. Дата обращения: 23.10.2022 г.
"О
CL
< z
CL
О в х
о
m О
in <
< СП
ь
-Q
с;
ш £
Ч О X
о <
СП
X
ь
свою судьбу каждого казахстанца.
Государство в рамках нового социального контракта (общественного договора) путем разработки различных программ, инструментов создает условия для открытия работодателями новых рабочих мест.
Работодатели согласно положениям данного общественного договора помимо так называемого соцпакета, берут еще на себя ответственность за обеспечение безопасных условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Осуществляется это посредством механизма обязательного социального страхования от несчастных случаев, который стал результатом целенаправленной деятельности по имплементации основополагающих принципов, схем, моделей и программ Международной организации труда и наиболее передовых зарубежных стран и организаций.
Страхование как сегмент финансового сектора имеет свою экономическую сущность, особенности становления и закономерности развития, а также влияния на регуляторные функции ряда отраслей законодательства.
Результаты, обсуждение
Страхование несчастных случаев на производстве (общепринятое в зарубежной практике обозначение) или обязательного социального страхования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью (связанных с исполнением служебных или трудовых обязанностей) нуждается в дальнейшей модернизации.
Несмотря на то, что в контексте выполнения задач правовой политики по приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами, на сегодняшний день, все еще остаются коллизионные вопросы, актуализировалась проблема недостаточной эффективности нынешней системы обязательного страхования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью в части усиления профилактики производственного травматизма, возмещение ущерба в связи с увечьем на производстве или профессиональным заболеванием. В данный момент, существуют проблемные вопросы, связанные с невысоким охватом страхованием (не более 33%
заключили соответствующие договоры обязательного страхования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью), социальной несправедливости возмещения страховых случаев из-за института «смешанной» ответственности при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, отсутствия единой достоверной страховой статистики. Кроме того, нет персонифицированного учета по пострадавшим от производственного травматизма, существуют расхождения между общегосударственной и ведомственной статистикой несчастным случаям на производстве, нет четкой выстроенной интегрированной системы базы данных государственных органов и организаций.
В конечном счете, на передний план выдвигается главный вопрос об эффективности действующей институциональной инфраструктуры, а именно операторов системы обязательного страхования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью в лице Компаний по страхованию жизни. Здесь важен баланс между их финансовой устойчивостью и выполнением своей социальной миссии. Поскольку в данный момент наблюдается перекос в сторону коммерческой деятельности, а в их терминологическом обороте не значатся программы страхования, которые в мировой практике выполняют триединую функцию.
Ретроспективный анализ показывает, что в мировой практике, Программы страхования от несчастных случаев на производстве в наиболее развитых странах прочно укоренились и подтвердили свою эффективность и общественную значимость.
Программы страхования от несчастных случаев на производстве появились в XIX веке в Европе. Первый закон о создании национальной программы был принят в Германии под руководством канцлера Бисмарка в 1884 году6.
В некоторых странах программы страхования от несчастных случаев на производстве основаны на профилактике, то есть стимулировании улучшения условий и охраны труда для снижения числа несчастных случаев. Это достигается за счет установления зависимости размера страховых взносов работодателей от степени риска или активности поддержки и финансирования мероприятий, направленных на повышение осве-
6 Усиление роли программ страхования в предотвращении несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. - Москва: ILO, 2016. -56 с.// https://www. ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/—ro-geneva/--
домленности и профилактику (повышение страховой культуры).
Отдельные общемировые тенденции дополнительно повышают актуальность реформирования систем страхования профессионального травматизма. К подобным тенденциям относятся:
- изменения самой сущности профессиональных рисков по причине появления и развития новых технологий, новых возможностей в сфере предотвращения риска, развития профессиональной медицины и реабилитации;
- изменения в экономике, вызванные глобальной конкуренцией, сдвигами в структуре занятости (перераспределение рабочей силы от доминирующего ранее промышленного производства к сфере услуг);
- изменения в организации рабочих мест, которые выражаются в появлении нестандартных форм занятости (работа в течение неполного рабочего дня, временная работа, контрактная работа), росте индивидуального предпринимательства, развитии новых технологий, приводящих к снижению потребности в физическом труде;
- изменение качественных характеристик самой рабочей силы, произошедшее в результате повышения уровня образования населения: увеличения числа женщин среди работающих, старения рабочей силы из-за роста продолжительности жизни и снижения рождаемости.
Исходя из международной практики развития страхования от несчастных случаев на производстве в экономически развитых стран, дальнейшую модернизацию функционирования национальной системы страхования от несчастных случаев на производстве следует рассматривать через призму совершенствовании правового регулирования мер, обеспечивающих повышение заинтересованности работодателя в снижении уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках внедрения системы действенных
профилактических мероприятий по профессиональным заболеваниям, эффективной реабилитационной политики по смягчению последствий утраты трудоспособности и восстановлению утраченной трудовой активности, а также снижению селективной смертности7.
Международная организация труда акцентирует внимание на необходимости целостного подхода к совершенствованию системы обязательного страхования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний посредством реализации функций профилактики, реабилитации, компенсации.
Анализ норм действующего законодательства показал следующее. В целом национальные нормы соответствуют международным страндартам, однако имеются ряд недочетов, пробелов и коллизий.
Различия в определениях терминологической базы.
Так, п.27 ст. 1 Трудового кодекса РК определяет несчастный случай, связанный с трудовой деятельностью, как воздействие на работника, работника направляющей стороны вредного и (или) опасного производственного фактора при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей или заданий работодателя либо принимающей стороны, в результате которого произошли производственная травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, работника направляющей стороны, приведшие их к временной или стойкой утрате трудоспособности либо смерти8.
В то время как Закон РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» дает определение несчастного случая как страхового случая, произошедшего с работником (работниками) при исполнении им (ими) трудовых (служебных) обязанностей в результате воздействия вредного и (или) опасного производственного фактора, вследствие которого
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
А
СП
О
СП
О
-sro-moscow/documents/publication/wcms_492746.pdf. Дата обращения: 23.10.2022 г.
7 См.: Конвенция 17 «О возмещении трудящимся при несчастных случаях на npomeodcmee»//Mtps://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c017_ru.htm дату обращения; Конвенция 18 «О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях»//https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ednorm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c018_ru.htm дату обращения; Конвенция 19 «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях»//https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c019_ru.htm дату обращения; Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102) «Построение систем социальной защиты: международные нормы и документы о правах человека». Публикации Международного бюро труда. Женева,2020//https://www.social-protection. org/gimi/gess/RessourcePDF.action?id=56874 дату обращения; Конвенция 121 Об обеспечении в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием//https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/ documents/normativeinstrument/wcms_c121_ru.pdf. Дата обращения: 23.10.2022 г.
8 Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-VЗРК. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414.
ZL
е о
"U
2 А
JZ
"и
произошли производственная травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, приведшие его к установлению ему степени утраты профессиональной трудоспособности, профессиональному заболеванию либо смерти, при обстоятельствах, предусмотренных статьей 16-1 Закона9.
При этом, следует принять во внимание, что Закон РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» дает ссылку на нормы ТК РК отсутствующие в действующей редакции10.
Анализ истории изменения и дополнений, вносимых в Закон РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей»11 показал, что с момента принятия и вступления Трудового кодекса РК в силу, а именно с 23 ноября 2015 года и 1 января 2016 года соответственно, в Закон РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» было внесено 18 поправок, последние из которых датируются 12.09.2022, однако, ни в одной из них не учтена необходимость внесения поправок в статьи 16-1 и 22.
IX
< IX
О в х
о
СО
О
СП <
< СП
ь
-О
ш £
ч О X
0 <
т
1
ь
х
х
ь
История изменений закона РК "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей"
- 2 1 V 32
■ 2015г. ■ 2016г. « 2017г. ■ 2018г. 1 ■ 2019г. ■ 2020г. ■ 2021г. ■ 2022г.
Кроме того, проводимое РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда МТСЗН РК» научное исследование в рамках программно-целевого финансирования «Экономические проблемы безопасного труда и институциональных преобразований механизма страхования в Республике Казахстан» (ИРН BR1965728) позволил выявить несоответствие статистических показателей об ус-
ловиях труда и производственном травма-тизмеразличных органов и организаций, что в существенной мере затрудняет государственный мониторинг данной сферы.
Имеющаяся статистика не отражает в полной мере точное число застрахованных работников поскольку в соответствии с особенностями национального законодательства страхованию подлежат не сами работники, а рабочие места. Также установлено, что в Казахстане, несмотря на реализацию международных актов МОТ, слабо используются превентивные механизмы.
Заключение
Все вышеприведённые проблемные аспекты несомненно имеют негативное влияние на комплексное развитие данной сферы страхования. И пути решения на наш взгляд следующие:
1. Приведение понятийного аппарата к единому определению несчастного случая на производстве (унификация).
2. В целях повышения эффективности системы обязательного страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей необходима проработка о совершенствовании институциональной инфраструктуры, в том числе (возможно) путем создания единого оператора (фонда) социального страхования несчастных случаев, реализующего триединый функционал: компенсаторный, реабилитационный, превентивный. В этой связи, в Закон РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» необходимо ввести понятия «функции программ страхования».
Комплекс мер должен также включать: создание единой системы учета несчастных случаев, персонифицированной базы данных, интеграции всех информационных систем государственных органов и других заинтересованных организаций.
При этом, доступ к регистрации производственного травматизма должны иметь все работники. Что позволит в значительной мере снизить, а в дальнейшем и исключить латентность производственных травм.
Дата обращения: 23.10.2022 г.
9 Закон Республики Казахстан Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей от 7 февраля 2005 года № 30 https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000030_ . Дата обращения: 23.10.2022 г.
10 Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251. Утратил силу Кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-VЗРК https://adilet.zan.kz/rus/docs/K070000251_. Дата обращения: 23.10.2022 г.
11 https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000030_/history Дата обращения: 23.10.2022 г.
Более того, единая база позволит сформировать и вести единый республиканский реестр выданных страховыми компаниями страховых полисов. Что соответствует приоритетам и задачам Концепции правовой политики до 2030 года12, Плана действий по обеспечению безопасного труда в Республике Казахстан до 2025 года13, Концепции безопасного труда в Республике Казахстан до 2030 года14.
3. В свете выполнения требований Международной организации труда необходимо усилить применение превентивных механизмов страховых программ. Причем, в реализации данного инструмента особую ответственность необходимо возложить на страховщиков.
Это в свою очередь, соответствует экспертным мнениям об особой природе обязательного страхования несчастных случаев на производстве.
Несомненно, представленные нами аспекты являются лишь малой частью существующих вопросов, связанных с повышение эффективности действующей системы обязательного страхования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью.
Однако, они являются фундаментальными и их разрешение в значительно степени позволят повысить эффективность предупреждения производственного травматизма.
В целом, на наш взгляд, при осуществлении институционального реформирования системы обязательного страхования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью следует исходить, из того, что данный вид страхования следует рассматривать не как вид коммерческой деятельности,
а как специфическую форму социальной защиты в рамках реализации функции социального государства, закрепленной в Конституции РК.
Это верно, поскольку как подчеркивается в специальных исследованиях «именно социальные факторы, социальные стимулы, социальные механизмы поведения человека в обществе являются основой любой государственности» [1, с.3].
Поэтому закономерно, что в рамках модели социальной защиты «страховые технологии в этом направлении ориентировано в большей степени на трудовые отношения и отношения социального обеспечения, чем на страховые» [2, с.3].
Кроме того, правы и другие специалисты в том, что «защита трудящихся от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выступает как один из основных способов реализации конституционных прав граждан на достойную жизнь и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены [3, с.3].
Информация о финансировании
Научная статья подготовлена в рамках научно-технической программы «Экономические проблемы безопасного труда и институциональных преобразований механизма страхования в Республике Казахстан» (ИРН ВЮ965728), реализуемой на базе РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда МТСЗН РК».
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
А
СП
О
СП
О
X
е о
"О
2 А
С
12 Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года» https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000674. Дата обращения: 23.10.2022 г.
13 Постановление Правительства Республики Казахстан «Обутверждении Плана действий по обеспечению безопасного труда в Республике Казахстан до 2025 года» от 17 июня 2021 года № 419//https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000419. Дата обращения: 23.10.2022 г.
14 Концепции безопасного труда в Республике Казахстан до 2030 года// https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek/ documents/details/285862?lang=ru. Дата обращения: 23.10.2022 г.
-о
7^
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурдыгина Е.А. Развитие социального страхования в России в период трансформации социально-экономической системы (на материалах Оренбургской области). Автореферат дисс...к.э.н. - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2007. -
2. Сливка А.В. Развитие обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Автореферат дисс...к.э.н. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2008. - 27 с.
3. Синьков С.Н. Возмещение вреда в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (правовой аспект). Автореферат дисс.к.ю.н. - Москва: Московская государственная юридическая академия,
1. BurdyginaE.A. Razvitie social'nogo strahovanija vRossii vperiod transformacii social'no-jekonomicheskoj sistemy (na materialah Orenburgskoj oblasti). Avtofererat diss.k.e.n. Samara: Samarskijgosudarstvennyj ekonomicheskij universitet,2007- 23 s.
2. Slivka A.V. Razvitie objazatel'nogo social'nogo strahovanija ot neschastnyh sluchaev na proizvodstve iprofzabolevanij. Avtofererat diss.k.e.n. Volgograd: Volgogradskijgosudarstvennyj universitet,2008- 27 s.
3. Sin'kov S.N. Vozmeshhenie vreda v porjadke objazatel'nogo social'nogo strahovanija ot neschastnyh sluchaev na proizvodstve i professional'nyh zabolevanij (pravovoj aspekt). Avtofererat diss.k.ju.n. Moskva: Moskovskaya gosudarstvennayayuridicheskaya akademiya,2006- 33 s.
n
IN О IN
IN
Ol
CL
23 с.
2006. - 33 с.
REFERENCES
X