Научная статья на тему 'Некоторые аспекты организации страховой деятельности в Республике Казахстан'

Некоторые аспекты организации страховой деятельности в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТУАРИЙ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / РАЗРЕШЕНИЕ / СОГЛАСИЕ / КРУПНЫЙ УЧАСТНИК / СТРАХОВОЙ ХОЛДИНГ СТРАХОВОЙ (ПЕРЕСТРАХОВОЧНОЙ) ОРГАНИ-ЗАЦИИ / КОСВЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ АКЦИЯМИ СТРАХОВОЙ (ПЕРЕСТРАХОВОЧНОЙ) ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУ-ДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / СУБЪЕКТЫ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ / ДУБЛИРОВАНИЕ НОРМ И Т.Д

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елубай Ерболат Мағжанұлы, Калмагамбетов Айвар Жакиевич

Система страхования в Республике Казахстан претерпела ряд важных структурных изменений, которые произошли благодаря переходу к рыночным отноше-ниям. На нее было оказано серьезное влияние: государственная монополия на страхо-вые операции плавно перешла к страховому рынку. За годы независимости Казахста-на наблюдался активный процесс формирования новых страховых компаний, которые начали строить свою работу, учитывая реально существующие страховые интересы всех хозяйствующих субъектов.Принципы организации страховых отношений современного рынка Казахстана тре-буют дальнейшего развития и модернизации страхового дела, большей его адаптации и приближения к мировым стандартам. И это, в первую очередь, касается совершенство-вания законодательной базы, разработок методических рекомендаций в сфере страхо-вания и форм страховых операций в соответствии с требованиями рыночной экономики. В статье на основе изучения законодательства в сфере страхования, практики его применения, научных изысканий, материалов круглого стола с представителями непра-вительственных организаций, Национального банка Республики Казахстан анализиру-ются нормы и положения Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности». Особое внимание автор уделяет содержанию и стилю изложения текста норма-тивного правового акта. Выделяет такие концептуальные замечания, как наличие про-белов, коллизий, дублирования, а также неэффективно используемых и коррупциогенных норм. Автор полагает, что выявленные в ходе анализа недостатки свидетельствуют о ненадлежащем соблюдении норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, что затрудняет правильное понимание норм закона на практике.Кроме тог, автор отмечает приоритетность развития страхового рынка, как инструмента финансовой защиты, что имеет свое отражение в программных доку-ментах, выступлениях Главы государства, Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года.В целях совершенствования страховой деятельности автором внесены предложе-ния по устранению выявленных недостатков Закона «О страховой деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елубай Ерболат Мағжанұлы, Калмагамбетов Айвар Жакиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты организации страховой деятельности в Республике Казахстан»

УДК 34.09

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (результат правового мониторинга)

Елубай Ерболат МаFжан¥лы

Ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: ye.yelubay@adilet.gov.kz

Калмагамбетов Айвар Жакиевич

Научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстану. Астана, Республика Казахстан, e-mail: a.kalmagambetov@adilet.gov.kz

Ключевые слова: страховая деятельность, актуарий, лицензирование, разрешение, согласие, крупный участник, страховой холдинг страховой (перестраховочной) организации, косвенное владение акциями страховой (перестраховочной) организации, государственное регулирование страховой деятельностью, субъекты страховой деятельности, дублирование норм и т.д.

Аннотация. Система страхования в Республике Казахстан претерпела ряд важных структурных изменений, которые произошли благодаря переходу к рыночным отношениям. На нее было оказано серьезное влияние: государственная монополия на страховые операции плавно перешла к страховому рынку. За годы независимости Казахстана наблюдался активный процесс формирования новых страховых компаний, которые начали строить свою работу, учитывая реально существующие страховые интересы всех хозяйствующих субъектов.

Принципы организации страховых отношений современного рынка Казахстана требуют дальнейшего развития и модернизации страхового дела, большей его адаптации и приближения к мировым стандартам. И это, в первую очередь, касается совершенствования законодательной базы, разработок методических рекомендаций в сфере страхования и форм страховых операций в соответствии с требованиями рыночной экономики.

В статье на основе изучения законодательства в сфере страхования, практики его применения, научных изысканий, материалов круглого стола с представителями неправительственных организаций, Национального банка Республики Казахстан анализируются нормы и положения Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности».

Особое внимание автор уделяет содержанию и стилю изложения текста нормативного правового акта. Выделяет такие концептуальные замечания, как наличие пробелов, коллизий, дублирования, а также неэффективно используемых и коррупциогенных норм. Автор полагает, что выявленные в ходе анализа недостатки свидетельствуют о ненадлежащем соблюдении норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, что затрудняет правильное понимание норм закона на практике.

Кроме тог, автор отмечает приоритетность развития страхового рынка, как инструмента финансовой защиты, что имеет свое отражение в программных документах, выступлениях Главы государства, Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года.

В целях совершенствования страховой деятельности автором внесены предложения по устранению выявленных недостатков Закона «О страховой деятельности».

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ САЦТАНДЫРУ ЦЫЗМЕТШ ¥ЙЫМДАСТЫРУДЫЦ КЕЙБ1Р АСПЕКТ1ЛЕР1

мониторингтщ нэтижеа)

Ерболат МаFжан¥лы Елубай

Казацстан Республикасыныц Зацнама институты

Кщыцтыц мониторинг орталыгыныц жетекшi зылыми цызметкерi,

Астана ц., Казахстан Республикасы, e-mail: ye.yelubay@adilet.gov.kz

Айвар Жа^ия^лы ^алмаFамбетов

Казацстан Республикасыныц Зацнама институты Куцыцтыц мониторинг орталыгыныц зылыми цызметкерi,Астана ц., Казацстан Республикасы, e-mail: a.kalmagambetov@adilet.gov.kz

ТYйiнсвздер:сацтандыруцызметi, актуарий,лицензиялау,руцсат, келшм, сацтандыру (цайтасацтандыру)^йымыныц1р1цатысушысы, сацтандырухолдингi, сацтандыру(цайта сацтандыру) уйымыныц акцияларымен жанама иелену, сацтандыру цызметш мемлекет-ттреттеу,сацтандыру цызметШц субъекттерi, нормалардыц цайталануы жэне т.б..

Аннотация. Казацстан Республикасыныц сацтандыру ЖYйесi нарыцтыц цатына-старга квшуге байланысты бiрцатар мацызды цурылымдыц взгерютерге ушырады. Бул аталган ЖYйеге айтарлыцтай эсер еттi: сацтандыру операцияларына мемлекеттк монополиясы бiртiндеп сацтандыру нарыгына втт1 Казацстан тэуелЫздш жылда-рында жаца сацтандыру компанияларыныц белсендi цалыптасцан урдс байцалды, олар вз жумыстарын барлыц шаруашылыц субъекттерШц нацты сацтандыру мYдделерiн ескере отырыпбастаган.

Казiргi замангы Казацстан нарыгыныц сацтандыру цатынастарын уйымдасты-ру принциптерi сацтандыру ww эрi царай дамытуды жэне жацгыртуды, оны элемдк стандарттарга квбiрек бейiмдеудi жэне жацындатуды талап етедиБул бiрiншi кезек-те зацнамалыц базаны жетiлдiруге, нарыцтыц экономика талаптарына сэйкес сацтандыру саласында эдiстемелiк усыныстардыжэне сацтандыру операцияларыныц нысан-дарын эзiрлеуге цатысты.

Мацалада сацтандыру саласындагы зацнаманы, оны практикада цолдануын зертте-удщ гылыми iзденiстердiц, Казацстан Республикасы ¥лттыц Банктщ, Yкiметтiк емес уымдарыныц вкiлдерiмен вткен двцгелек Yстел материалдардыц негiзiнде Казацстан Республикасыныц «Сацтандыру цызметi туралы» Зацыныц нормалары жэне ережелерi талцыланады.

Автор нормативтт цуцыцтыц актШц мазмунына жэне мэтШн баяндау стилте ерекше назар бвледi. Олцылыцтар, коллизиялар, цайталанулар, сондай-ац тшмЫз цол-данатын жэне сыбайлас жемцорлыц нормалар сияцты концептуалдыц ескертулердщ болуын кврсетедi. Автор талдау барысында аныцталган кемшшктер эдеби ты нормалары, зац терминологиясы, зац техникасы тиiстi тYрде сацталмаганын растайды деп санайды, бул практикада зац нормаларын дурыс тYсiнуiн циындатады.

Сонымен цатар автор багдарламалыц цужаттарда, Ел басыныц свйлеген свз-дертде, Казацстан Республикасыныц царжы секторын дамытудыц 2030 жылга дешн-гi тужырымдамасында квзделген каржылыц цоргану цуралы реттде сацтандыру на-рыгын дамытудыц басымдыгын кврсетедi.

Сацтандыру цызметш жетiлдiру мацсатында автормен «Сацтандыру цызметi туралы» Зацында аныцталган кемшiлiктердi жою жвншде усыныстар енгiзiлдi.

SOME ASPECTS OF THE INSURANCE ORGANIZATION ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN (result of legal monitoring)

Elubay Erbolat Magzhjanuli

Leading Researcher at the Legal Monitoring Center

Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan,

Astana, Republic of Kazakhstan, e-mail: ye.yelubay@adilet.gov.kz

Kalmagambetov Aivar Zhakievich

Researcher at the Legal Monitoring Center

Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan,

Astana, Republic of Kazakhstan, e-mail: a.kalmagambetov@adilet.gov.kz

Keywords: insurance activity, actuary, licensing, permission, consent, large participant, insurance holding of an insurance (reinsurance) organization, indirect ownership of shares of an insurance (reinsurance) organization, state regulation of insurance activities, subjects of insurance activity, duplication of norms, etc.

Abstract. The insurance system in the Republic of Kazakhstan has undergone a number of important structural changes that have occurred as a result of the transition to market relations. It

had a serious impact: the state monopoly on insurance operations smoothly passed to the insurance market. During the years of independence of Kazakhstan, an active process of the formation of new insurance companies was observed, which began to build their work, taking into account the real insurance interests of all economic entities.

The principles of organization of insurance relations of the modern market of Kazakhstan require further development and modernization of the insurance business, its greater adaptation and approximation to world standards. And this, first of all, concerns the improvement of the legislative base, the development of guidelines in the field of insurance and forms of insurance operations in accordance with the requirements of a market economy.

In the article, based on the study of legislation in the field of insurance, the practice of its application, scientific research and based on the materials of the round table with representatives of non-governmental organizations, the National Bank of the Republic of Kazakhstan, the norms and provisions of the Law of the Republic of Kazakhstan "On insurance activity" are analyzed.

The author pays special attention to the content and style of presentation of the text of a regulatory legal act. It identifies such conceptual notes as the presence of gaps, collisions, duplication, as well as inefficiently used and corrupt norms. The author believes that the shortcomings revealed during the analysis testify to inadequate compliance with the norms of the literary language, legal terminology and legal techniques, which makes it difficult to properly understand the norms of the law in practice.

In addition, the author notes the priority development of the insurance market as a tool for financial protection, which is reflected in program documents, speeches by the Head of State, the Concept for the Development of the Financial Sector of the Republic of Kazakhstan until 2030.

In order to improve the insurance activity, the author has made suggestions for eliminating the identified shortcomings of the Law "On Insurance Activity".

В условиях развития рыночной экономики страховой рынок является одним из приоритетных направлений. На современном этапе этот рынок еще не является эффективным инструментом финансовой защиты. Отечественная страховая система развивается при слабом участии государства, что выражается в сужении функций в управлении страховым делом, которые в настоящее время основаны на жестком контроле за деятельностью страховщиков1.

В програмных документах, выступлениях Главы государства регулярно отмечается о необходимости совершенствования данной отрасли законодательства. Так, в Послании Президента народу Казахстана «К свободному, эффективному и безопасному обществу» одной из задач Правительства на 2010-2020 годы является выведение на новый уровень страхового рынка2.

Кроме того, Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года предусматривает страхование в качестве одного из стратегических секторов экономики. Учитывая потенциал страхового сектора в экономике, охватывающего все стороны человеческой жизни, производственной и социально-экономической деятельности, подчеркивается

важная роль государства в повышении страховой культуры населения, а также надежности страховых организаций3.

Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» (далее - Закон) был принят 18 декабря 2000 года. На протяжении восемнадцати лет в целях совершенствования Закона в него вносились множество различных изменений и дополнений.

Вместе с этим, в ходе его анализа были выявлены ряд коллизий, пробелов, дублирований, неэффективно реализуемых норм и других недостатков, в связи с чем сформированы соответствующие выводы и рекомендации приведенные ниже.

Так, Закон определяет страхование, как вид предпринимательской деятельности. Между тем, общества взаимного страхования создаются в организационно-правовой форме потребительского кооператива и не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

В связи с этим полагаем, что подпункт 19) статьи 3 Закона в качестве субъектов страховой деятельности закрепляет только страховую и перестраховочную организации. Хотя, согласно пункту 2 статьи 4 Закона страховую деятельность, помимо страховых (перестрахо-

1 Шатанова А.Страховой рынок: сущность, современное состояние и направления развития // Вестник КазЭУ. -Алматы, 2011интернет-ресурс https://articlekz.com/article/14038

2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319 «Об утверждении Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы», интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/P070000319_

3 Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2014 года № 954 «Об утверждении Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года», интернет-ресурс http://adilet. zan.kz/rus/docs/P1400000954

вочных) организаций, осуществляют общества взаимного страхования. Пункт 1 статьи 4 Закона, определяющий понятие «страхование», также в качестве субъекта страховой деятельности не указывает общества взаимного страхования4. Учитывая, что приведенные нормы Закона относятся к 1 главе (Общие положения) было предложено устранить выявленные противоречия.

Далее, субъектом права части третьей пункта 1 статьи 26 Закона,содержащей исключение нормативно-правового предписания, предусмотренного частью второй данного пункта (на приобретение статуса страхового холдинга или крупного участника страховой (перестраховочной) организации для юридических лиц-нерезидентов Республики Казахстан необходимо наличие минимального требуемого рейтинга одного из рейтинговых агентств) является юридическое лицо-нерезидент Республики Казахстан, предполагающее косвенно владеть или косвенно голосовать акциями страховой (перестраховочной) организации через владение (голосование) акциями (долями участия в уставном капитале) юридического лица-нерезидента Республики Казахстан, являющегося крупным участником страховой (перестраховочной) организации, прямо владеющего десятью или более процентами размещенных акций страховой (перестраховочной) организации или имеющего возможность голосовать десятью или более процентами голосующих акций страховой (перестраховочной) организации, имеющего минимальный требуемый рейтинг5.

Следует отметить, что права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются согласно статье 7 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК) вследствие действий, событий, из административных актов, из судебных решений6.

Учитывая, что предполагание (намерение) не может порождать прав и обязанностей, поскольку не является действием, было предложено отредактировать анализируемую норму Закона.

В подпункте 3) статьи 29 Закона повторяется один и тот же причастный оборот (выданного уполномоченным органом разрешения на создание страховой (перестраховочной) организации), который затрудняет восприятие нормы. Помимо этого данная норма, предусматривающая отзыв разрешения на создание страховой (перестраховочной) организации, в

случае истечения срока его действия, в течение которого она не была зарегистрирована в органах юстиции или не обратилась в уполномоченный орган за получением лицензии на право осуществления страховой деятельности, противоречит подпункту 3) пункта 1 статьи 38 Закона, из смысла которого следует, что срок для получения лицензии начинается со дня государственной регистрации страховой (перестраховочной) организации, а не дня выдачи разрешения на ее создание.

Необходимо отметить, что согласно пункту 3 статьи 42 ГК РК юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации.

Кроме этого, по общему правилу истечение срока действия разрешения, влечет прекращение прав, предусмотренных в ней. В связи с этим отзыв разрешения после истечения срока его действия не имеет смысла. Между тем, вменение обязанности вернуть разрешение, в случае истечения срока действия, в течение которого организация не была зарегистрирована в органах юстиции было бы уместным.С учетом изложенного было предложено исключить из анализируемой нормы Закона случай необращения за получением лицензии, а также отредактировать норму, с учетом других замечаний.

В подпункте 1-1) статьи 3 Закона определение актуария не в полной мере соответствует положениям других норм Закона. Согласно данной норме актуарий - это физическое лицо, сдавшее экзамены по минимальной обязательной программе обучения актуариев, установленной нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Между тем, сдача экзаменов по минимальной обязательной программе обучения актуариев представляет собой первый этап в процессе получения лицензии.Следует отметить, что деятельность актуария согласно статьи 40 Закона подлежит лицензированию. Вторым этапом является тестирование на знание законодательства в сфере страхования, по результатам которого выдается лицензия. Кроме этого, следует учесть, что актуарием может быть физическое лицо-нерезидент, который подтверждает свой статус актуария и членство в международных ассоциациях актуариев. На данное лицо не распространяется требование по минимальной обязательной программе обучения актуариев. На основании изложенного, было предложено определение актуария привести в соответствие

4 Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000126_

5 Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000126_

6 Гражданский кодекс Республики Казахстанот 27 декабря 1994 года № 268-ХШ, интернет-ресурс http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000

с другими нормами Закона.

В подпункте 5) пункта 1 статьи 38 Закона в качестве субъектов определены вновь создаваемые страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры. Данная норма предусматривает основание отказа в выдаче (переоформлении) лицензий, в связи с несогласованием руководящего работника из числа избранных органами общества7.

Между тем, правом на получение лицензии обладают созданные страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры, потому как правоспособность юридического лица в соответствии с пунктом 2 статьи 35 ГК РК возникает в момент его создания, которым согласно пункту 3 статьи 42 ГК РК признается государственная регистрация8. Кроме этого, подпункт 3) пункта 1 статьи 38 Закона устанавливает, что отказ в выдаче (переоформлении) лицензий на право осуществления страховой деятельности, деятельности по перестрахованию и деятельности страхового брокера производится со дня государственной регистрации.

В связи с вышеизложенным, было предложено изменить в подпункте 5) пункта 1 статьи 38 Закона слово «создаваемой» на «созданной».

Далее, в анализируемом Законе отсутствуют определения понятий «разрешение» и «согласие», хотя подпункты 3), 4), 5), 6), 15), 32) статьи 43 Закона содержат полномочия уполномоченного органа по выдаче разрешения (на создание страховой (перестраховочной) организации; на приобретение статуса крупного участника или страхового холдинга страховой (перестраховочной) организации; на создание дочерней организации страховой (перестраховочной) организации, на значительное участие страховому холдингу в уставном капитале юридических лиц), по выдаче согласия (на приобретение статусакрупного участника страховой (перестраховочной) организации или страхового холдинга; на добровольную реорганизацию и ликвидацию страховой (перестраховочной) организации; на назначение (избрание) руководящих работников страховых (перестраховочных) организаций, страховых холдингов и страховых брокеров),по согласованию решения временной администрации о передаче страхового портфеля при консервации или лишении лицензии страховой (пере-

страховочной) организации.

Определение понятию «разрешение» предусмотрено в подпункте 15) статьи 1 Закона «О разрешениях и уведомлениях»(разрешение -подтверждение права физического или юридического лица на осуществление деятельности или действий (операций), осуществляемое разрешительными органами посредством лицензирования или разрешительной процеду-ры)9. Понятие «согласие» не определено в законодательных актах. При соотношении этих понятий в «разрешении» просматривается определенная подчиненность одной стороны другой (вертикальные отношения), в «согласии» равенство сторон (горизонтальные отно-шения).Принимая во внимание, что уполномоченный орган осуществляет непосредственное государственное регулирование, контроль и надзор за страховой деятельностью, отношения между ним и субъектами страховой деятельности не могут быть горизонтальными.

Следует отметить, что действие Закона «О разрешениях и уведомлениях», в соответствии с подпунктом 10) пункта 2 статьи 3 не распространяется на деятельность финансовых организаций, а также иных юридических лиц, осуществляемую в рамках особого режима регулирования в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан». Между тем, Закон «О разрешениях и уведомлениях», который принят позже Закона, является консолидированным законом, и в соответствии с подпунктом 8) статьи 9 Закона «О правовых актах» принят с целью совершенствования структуры законодательства и объединения законов, регулирующих комплексные по своему характеру общественные отношения в сфере (области)разрешений и уведомлений10.Кро-ме того, Закон (в пункте 5 статьи 37, в части третьей пункта 10 статьи 37, в части четвертой подпункта 9) пункта 2 статьи 40) содержит отсылочные нормы на Закон «О разрешениях и уведомлениях» по вопросам лицензирования11.

Учитывая, что анализируемый Закон и Закон «О разрешениях и уведомлениях» обладают одинаковой юридической силой, наблюдается конкуренция данных нормативных правовых актов, ввиду отсутствия надлежащих горизонтальных связей касательно используе-

7 Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000126_

8 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII, интернет-ресурс http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_

9 Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года №202-V ЗРК, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000202

10 Закон Республики Казахстан «О правовых актах»от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480

11 Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000126_

мых терминов, поскольку в последнем термин «согласие» не применяется. Согласны с мнением российского ученного А. Ушакова, что «термины отражающие правовые понятия должны быть точными, не должны допускать любой двусмысленности. Многозначность слов, допускаемая и даже необходимая в художественной литературе, должна быть исключена. Все слова должны использоваться в строго определенном единственном значении»12.

С учетом изложенного, было предложено скорреспондировать нормы анализируемого Закона с нормами Закона «О разрешениях и уведомлениях», в части использования терминов.

Запрещающая норма, предусмотренная в пункте 1 статьи 48 Закона содержит исключение для осуществления сделок с ценными бумагами в случаях, предусмотренных пунктом 4 этой статьи.Данное исключение отражено в подпункте 2) части первой пункта 4 статьи 48 Закона. Однако, предусмотренная в ней норма со ссылкой на пункт 1 статьи 48 Закона трактуется, как запрет, хотя в последнем она предусмотрена, как исключение. Аналогичное противоречие выявлено между нормами пункта 2 статьи 48 Закона и подпунктом 1) части первой пункта 4 этой статьи.

Кроме того, в пункте 1 статьи 48 Закона исключение касается ценных бумаг, тогда как подпункт 2) части первой пункта 4 статьи 48 Закона предусматривает приобретение финансовых инструментов (за исключением акций и долей участия в уставном капитале)13. Следует отметить, что объем понятия «финансовые инструменты» шире объема понятия «ценные бумаги», поскольку в силу пункта 1 статьи 128-1 ГК РК финансовые инструменты помимо ценных бумаг (которые являются первичными финансовыми инструментами) включают в себя деньги, производные финансовые инструменты и другие финансовые инструмен-ты14. С учетом изложенного было предложено устранить выявленнные противоречия норм Закона.

Понятие косвенного владения (голосования) акциями страховой (перестраховочной) организации, предусмотренное в подпункте 25) статьи 3 Закона имеет иное содержание, чем это же понятие, повторно изложенное в частях первой и второй пункта 3 статьи 26, части второй пункта 1 статьи 32, части второй пун-

кта 11 статьи 32, абзаце четвертом части пятой пункта 3 статьи 48, подпункте 3 пункта 9 статьи 48 Закона.

Смысл понятия в подпункте 25) статьи 3 Закона заключается в возможности определять решения страховой (перестраховочной) организации, крупного участника страховой (перестраховочной) организации, страхового холдинга или лиц, совместно являющихся крупным участником страховой (перестраховочной) организации, страховым холдингом, через владение акциями (долями участия в уставном капитале) юридических лиц. В других приведенных нормах Закона лицо признается косвенно владеющим акциями в силу договора или иным образом.

Следует отметить, что изменение содержания понятия влечет изменение его объема и смысла. В связи с этим полагаем нецелесообразным определять содержание понятия в каждой норме, если оно определено в основных понятиях. С учетом изложенного было предложено устранить выявленные недостатки норм Закона, а также исключить их дублирование.

Части первая и вторая пункта 4 статьи 18 Закона взаимосвязаны между собой. В первой устанавливается запрет на принятие страховыми агентами наличных денег в уплату страховой премии от страхователей (юридических лиц), вторая исключает этот запрет в отношении лиц, временно въезжающих на территорию Республики Казахстан в пунктах пропуска через Государственную границу. Между тем, в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «О миграции населения» временно въезжающими на территорию Республики Казахстанявляются физические лица15.

Таким образом, запрет, предусмотренный в части первой не может быть исключен в части второй, потому как в части первой запрет касается страхователей (юридических лиц), а часть вторая устанавливает правило для физических лиц. На основании изложенного было предложено изменить формулировку части второй, либо исключить ее.

Следующий недостаток Закона выявлен в пункте 8 статьи 37, состоящей из двух частей. В части первой приведен перечень документов для получения лицензии на право осуществления деятельности страхового брокера. Во второй части предусмотрен срок (пять лет) в те-

12 Реутов В.Единство терминологии как проявление культуры юридического языка // Юридическая тех-ника2016 №10, интернет-ресурс https://cyberleninka.ru/article/v/edinstvo-terminologii-kak-proyavlenie-kultury-yuridicheskogo-yazyka

13 Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000126_

14 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII, интернет-ресурс http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_

15 Закон Республики Казахстан «О миграции населения»от 22 июля 2011 года № 477-IV, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000477

чение которого после лишения лицензии, даты принятия решения о принудительной ликвидации, принудительном выкупе акций страховой (перестраховочной) организации, страхового брокера применяется указанное требование16. Между тем, суть требования в части второй не изложена, а также отсутствует ссылка на другую норму, в связи с чем часть вторая не несет смысловой нагрузки.

Похожее требование имеется в подпункте 10) части первой, касательно представления сведений об отсутствии у учредителя (физического лица-нерезидента) деятельности в качестве руководящего работника страховой (перестраховочной) организации, страхового брокера либо иной финансовой организации в период, не более чем за один год с момента лишения лицензии в установленном законодательством порядке, принятия решения о принудительной ликвидации, принудительном выкупе акций страховой (перестраховочной) организации, страхового брокера.

Однако оба срока начинаются в один и тот же момент (в части второй после лишения лицензии и т.д., в подпункте 10) части первой с момента лишения лицензии и т.д.). Вероятно, что в подпункте 10) части первой допущена грубая ошибка, поскольку запрашивать сведения о деятельности в качестве руководящего работника с момента лишения лицензии и т.д. не имеет смысла. В связи с этим полагаем, что законодатель в подпункте 10) части первой скорее всего имел в виду срок до момента лишения лицензии и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом изложенного было предложено скорреспондировать вышеуказанные части анализируемого пункта Закона, с учетом приведенных замечаний.

Статья 40 Закона регламентирует лицензирование актуарной деятельности.Четвертая и пятая части пункта 2 этой статьи предусматривают порядок переоформления лицензии, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». Между тем, в Законе не определены условия (обстоятельства) при которых лицензия подлежит переоформлению. Кроме этого, статья 34 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», на которую имеется ссылка, регулирует действие лицензии и (или) приложения к лицензии в случае реорганизации юридиче-

ского лица-лицензиата, тогда как актуарий по определению является физическим лицом17.

Таким образом, анализируемые нормы Закона не могут быть реализованы, поскольку в Законе не определены условия, при которых они вступают в действие.С учетом изложенного, предложено предусмотреть в Законе условия (обстоятельства), при которых лицензия подлежит переоформлению, а также указать ссылку на правильную норму.

В абзаце четвертом пункта 1 статьи 26 Закона возможность голосовать прямо голосующими акциями отделена от прямого владения размещенными (за вычетом привилегированных и выкупленных страховой (перестраховочной) организацией) акциями страховой (перестраховочной) организации18.

Следует отметить, что согласно подпункту 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» собственником акции является акционер. Согласно статьи 13 этого закона простая акция предоставляет акционеру право на участие в общем собрании с правом голоса при решении всех вопросов. Привилегированная акция не предоставляет акционеру права на участие в управлении обществом, за исключением случаев: ограничения прав акционера; внесения изменений в методику определения стоимости привилегированных акций при их выкупе обществом на неорганизованном рынке; реорганизации либо ликвидации общества; невыплаты, неначисления дивидендов по привилегированным акциям19.

В связи с этим полагаем, что выделение возможности голосовать в отдельную диспозицию нормы Закона является дублированием, поскольку право голоса является неотъемлемым правом владельца акции в силу закона.

Аналогичные замечания выявлены в подпунктах 26) и 26-1) статьи 3 Закона. С учетом изложеного предложено устранить выявленные недостатки.

Подпункт 26) статьи 3 Закона содержит следующее исключение: «за исключением случаев, когда таким владельцем является государство или национальный управляющий холдинг, а также случаев, предусмотренных настоящим Законом», которое дублируется в первом абзаце пункта 1 статьи 26 Закона.Также, в абзаце втором подпункта 1) пункта 6 статьи 15-1 Закона имеется бланкетная норма следующего содержания: «перечень рейтинговых агентств

16 Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000126_

17 Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»от 16 мая 2014 года №202-V ЗРК, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000202

18 Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000126_

19 Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах»от 13 мая 2003 года № 415, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z030000415_

устанавливается уполномоченным органом», которая повторяется в абзаце втором подпункта 1) пункта 14 статьи 32, абзаце втором подпункта 1) пункта 15 статьи 34, абзаце втором пункта 6 статьи 44, абзаце шестом части пятой подпункта 2) пункта 3 статьи 48, абзаце втором подпункта 1) пункта 9 статьи 48, абзаце втором пункта 9 статьи 62 Закона. Кроме этого, в абзаце третьем подпункта 1) пункта 6 статьи 15-1 Закона предусмотрена следующая бланкетная норма: «минимальный рейтинг и перечень рейтинговых агентств устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа», которая дублируется в абзаце третьем подпункта 1) пункта 14 статьи 32, абзаце третьем подпункта 1) пункта 15 статьи 34, абзаце третьем пункта 6 статьи 44, абзаце седьмом части пятой подпункта 2) пункта 3 статьи 48, абзаце третьем подпункта 1) пункта 9 статьи 48, абзаце третьем пункта 9 статьи 62 Закона20. Принимая во внимание, что дублирование снижает качество Закона, предложено их устранение.

Для исключения из лицензии отдельных классов страхования подпункт 3) пункта 6 статьи 37 Закона предусматривает представление документов, подтверждающих досрочное расторжение договоров страхования и (или) передачу страхового портфеля в порядке, предусмотренном статьей 37-1 настоящего Закона, в случаях досрочного расторжения

Учитывая, что в диспозиции и гипотезе данной нормы повторяется один и тот же оборот (досрочное расторжение договоров страхования и (или) передачу страхового портфеля), который затрудняет восприятие, предложено изменить формулировку анализируемой нормы Закона.

Пункт 2 статьи 30 Закона обязывает учредителей страховой (перестраховочной) организации обратиться в органы юстиции для ее государственной регистрации не позднее двух месяцев со дня получения разрешения уполномоченного органа на ее создание. Данная норма не содержит правовых последствий пропуска срока обращения в органы юстиции учредителями страховой (перестраховочной) организации, тем самым, создает неблагоприятные условия для отказа в государственной регистрации страховой (перестраховочной) организации.

Между тем, согласно пункту 4 статьи 27 Закона разрешение на создание страховой (перестраховочной) организации имеет юридическую силу в течение шести месяцев со дня ее выдачи. Кроме этого, в соответствии с подпун-

ктом 3) статьи 29 Закона уполномоченный орган в случае истечения срока действия отзывает разрешение на создание страховой (перестраховочной) организации, в течение которого она не была зарегистрирована в органах юстиции.

Таким образом, пропуск срока обращения в органы юстиции для регистрации страховой (перестраховочной) организации не является основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на ее создание, однако, создает условия для отказа в государственной регистрации страховой (перестраховочной) организации. С учетом изложенного, в целях предотвращения коррупциогенных факторов было предложено в пункте 2 статьи 30 Закона четко определить правовые последствия пропуска срока обращения в органы юстиции, либо приравнять срок обращения в органы юстиции со сроком действия разрешения на создание страховой (перестраховочной) организации.

Пункт 1 статьи 55 Закона перечисляет основания, по которым уполномоченный орган вправе вынести решение о лишении лицензии. Данная норма носит диспозитивный характер, несмотря на веские основания для лишения лицензии (такие как: принятие судом решения о прекращении деятельности страховой (перестраховочной) организации или страхового брокера; участие страховой (перестраховочной) организации, страхового брокера в сделках, связанных с отмыванием денег или финансированием терроризма). При этом, в норме не определены критерии, по которым уполномоченный орган принимает либо не принимает решение о лишении лицензии.

Тем самым полагаем, что при указанных обстоятельствах создаются условия для совершения коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц. С учетом изложенного было предложено изменить диспозитив-ный характер анализируемой нормы Закона на императивный, то есть, обязательный.

В завершение статьи хочется отметить, что одними из основных задач Реформы 4 «Правовое государство без коррупции» Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года являются обеспечение высокого качества, понятного населению языкового стиля законов, точных критериев, позволяющих со всей определенностью отличить правомерное поведение от противоправного, устранение возможности для неоднозначных трактовок, произвольной интерпретации законов, исключение дублирования норм21.

20 Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности»от 18 декабря 2000 года № 126, интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000126_

21 Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан», интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.