Научная статья на тему 'Вопросы пруденциального регулирования и надзора на российском страховом рынке'

Вопросы пруденциального регулирования и надзора на российском страховом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ СТРАХОВОЙ НАДЗОР / ПРУДЕНЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / INSURANCE MARKET / THE INSURANCE PRUDENTIAL SUPERVISION / PRUDENTIAL INSURANCE REGULATION / PRUDENTIAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огорелкова Наталья Владимировна

Изучены проблемы внедрения в российскую практику страхового регулирования норм пруденциального регулирования и надзора. На основе изучения построения системы пруденциальных страховых нормативов в Республике Казахстан проанализированы возможности использования различных экономических нормативов в качестве пруденциальных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of prudential regulation and supervision

This article is devoted to the problems of implementing the standards of prudential regulation and supervision in Russian practice of insurance regulatory. Based on a study of building a system of prudential insurance standards in the Republic of Kazakhstan, author analyzes the possibilities of using different economic standards as prudential norms.

Текст научной работы на тему «Вопросы пруденциального регулирования и надзора на российском страховом рынке»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 2. С. 143-14S.

УДК 36S.06S

ВОПРОСЫ ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА НА РОССИЙСКОМ СТРАХОВОМ РЫНКЕ

QUESTIONS OF PRUDENTIAL REGULATION AND SUPERVISION АT THE RUSSIAN INSURANCE MARKET

Н.В. Огорелкова N.V. Ogorelkova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Изучены проблемы внедрения в российскую практику страхового регулирования норм пруденциального регулирования и надзора. На основе изучения построения системы пруденциальных страховых нормативов в Республике Казахстан проанализированы возможности использования различных экономических нормативов в качестве пруденциальных норм.

This article is devoted to the problems of implementing the standards of prudential regulation and supervision in Russian practice of insurance regulatory. Based on a study of building a system of prudential insurance standards in the Republic of Kazakhstan, author analyzes the possibilities of using different economic standards as prudential norms.

Ключевые слова: страховой рынок, пруденциальный страховой надзор, пруденциальное страховое регулирование, пруденциальные нормативы.

Key words: insurance market, the insurance prudential supervision, prudential insurance regulation, prudential standards.

В российской практике термин «страховое регулирование» используется редко, чаще употребляется термин, закрепленный законодательно, - «страховой надзор». Под страховым регулированием понимают создание соответствующей нормативно-правовой базы и системы специфических мер, направленных на обеспечение устойчивого развития страхового рынка. К ним относится разработка и принятие законов, регламентирующих деятельность страховых организаций, а также принятие соответствующими учреждениями, уполномоченными государством, нормативных актов, регламентирующих функционирование субъектов страхового дела. Основным содержанием страхового надзора является контроль за соблюдением страхового законодательства. Фактически страховой надзор является направлением страхового регулирования.

В законе РФ от 26 ноября 1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» отсутствует определение как страхового регулирования, так и страхового надзора. Можно привести

следующее определение страхового надзора из учебной литературы: «Система нормативных требований, предъявляемых к деятельности субъектов страхового дела, контроля за их соблюдением и применения санкций [1, с. 29].

Осуществление функций страхового регулирования и страхового надзора в нашей стране разделено на установление правовых норм и их применение. Функция по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере страховой деятельности возложена на орган страхового регулирования - Министерство финансов РФ. Функция контроля и надзора в сфере страховой детальности реализуется с апреля 2011 г. Федеральной службой по финансовым рынкам (см. таблицу).

Министерство финансов РФ, согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов РФ», принимает следующие нормативные акты в части регулирования страхового рынка: требования к финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщи-

© Н.В. Огорелкова, 2013

Органы страхового регулирования и надзора рынка в РФ

Направление Орган Цель

Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере страховой деятельности Орган страхового регулирования -Министерство финансов РФ Формирование нормативно-правовой базы регулирования страхового рынка

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела Орган страхового надзора - ФСФР Соблюдение страхового законодательства Предупреждение и пресечение нарушений участниками страхового рынка страхового законодательства Обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей,иных заинтересованных лиц и государства Эффективное развитие страхового дела

ков; правила формирования страховых резервов, порядок принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации; порядок продажи страхового портфеля иной страховой организации при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; порядок передачи страхового портфеля другой страховой организации либо страховым организациям при применении мер по предупреждению банкротства и т. д. [2].

К основным функциям Федеральной службы по финансовым рынкам в части страхового надзора, согласно постановлению Правительства РФ от 26 апреля 2011 г. № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков», относятся: контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий субъектам страхового дела; проведение аттестации страховых актуариев; ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела; обращение в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица; обобщение практики страхового надзора, разработка и представление предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора; осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями; принятие решения о назначении

временной администрации страховой организации и т. д. [3].

Однако традиционные методы страхового надзора, перечисленные выше, не всегда дают удовлетворительный результат, поскольку фиксируют уже произошедшие события. Так, в 2011-2012 гг. российский страховой рынок покинули, не выполнив свои обязательства, такие крупные компании, как «Ростра» (19-е место по взносам в 2010 г.), «Инногарант» (36-е место), «Росстрах» (40-е место), «Русские страховые традиции» (48-е место по взносам в 2011 г.). Основные «проблемные точки» в надежности российских страховых компаний - недорезер-вирование и недостаток реальных активов [4].

Для ранней диагностики проблемности важна регистрация потенциальной возможности осложнений через систему соответствующих показателей, или нормативов. Разработка таких показателей и их мониторинг составляют основу пруденциального регулирования и надзора на страховом рынке.

В литературе по страхованию практически нет определения пруденциального регулирования или надзора. Само название происходит от английского слова prudential - благоразумный, рассудительно-разумный, осторожный, отказывающийся от риска.

Так, например, с точки зрения Н.Ю. Каменской, «пруденциальное регулирование страхового рынка Российской Федерации можно охарактеризовать как систему норм государственно-властного характера, имеющую целью обеспечение стабильного и надежного функционирования страхового рынка в целом, а также защиту интересов страхователей (застрахованных лиц) с помощью государственной регистрации и лицензирования страховой деятельности, установления экономических нормативов функционирования страховых организаций и осуществления страхового надзора, главным инструментом которого выступает

применение мер воздействия (санкций) от имени государства» [5, с. 13].

По аналогии с понятием пруденциального регулирования в банковской сфере можно дать следующее определение пруденциального регулирования страхового рынка - это комплекс мер, обеспечивающих регулирующее воздействие на субъекты страхового дела в условиях рыночной экономики без вмешательства в их оперативную деятельность с целью ограничения риска их деятельности. Соответственно, пруденциальный страховой надзор - это контроль деятельности страховых и перестраховочных организаций на основании определенных показателей (индикаторов) в процессе их учреждения, осуществления страховой деятельности, реорганизации и ликвидации.

Цель пруденциального страхового регулирования - в обеспечении стабильности и надежности страхового рынка для осуществления страховой защиты государства, физических и юридических лиц, а также защите интересов потребителей страховых услуг.

В связи с этим можно выделить основные задачи пруденциального страхового регулирования:

- обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;

- защита страхового рынка в целом;

- создание конкурентной среды на страховом рынке для снижения стоимости страховой защиты, внедрения новейших технологий и услуг и др.;

- обеспечение прозрачности деятельности страхового рынка в целом и каждого субъекта страхового дела в отдельности.

Пруденциальное регулирование не ставит задачей предотвратить банкротство каждого конкретно взятого страховщика, оно нацелено на защиту системного интереса и в этом смысле носит макроэкономический характер.

Учитывая вышеизложенное, можно выделить следующие функции пруденциального регулирования страховой деятельности:

1) превентивную, предназначенную для минимизации рисковой деятельности субъектов страхового дела;

2) защитную, призванную гарантировать интересы страхователей и других заинтересованных лиц в случае неисполнения страховщиками своих обязательств.

Достаточно полно содержание превентивной функции пруденциального регулирования раскрывается через следующие аспекты:

1)введение ограничений для субъектов экономической деятельности, желающих заняться страховым бизнесом, в форме их обязательной регистрации и лицензирования;

2) формулирование минимальных экономических стандартов страховой деятельности, касающихся достаточности капитала, ликвидности и платежеспособности страховых организаций, определяющих основные параметры их функционирования и тем самым сдерживающих их излишне рисковую активность (демпинг и пр.);

3) осуществление надзора за соответствием деятельности страховых организаций предписанным экономическим стандартам с целью контроля за стабильностью и надежностью функционирования страховой системы в целом [5, с. 14].

В настоящий момент в РФ пруденциальный надзор в страховании представлен на этапе предварительного надзора, а именно в процессе выдачи лицензии, при котором страховой надзор осуществляет предварительную проверку всех соискателей лицензии и всей представленной ими документации.

Экономические нормативы, направленные на ограничение рисков страховой организации, представлены: нормативом соотношения фактической и нормативной маржи платежеспособности страховщика, ограничениями на состав и структуры активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика. Однако данные нормативы нельзя назвать пруденциальными нормами, так как они фиксируются редко (только ежеквартально в процессе сдачи отчетности страховщиками по истечении месяца и более после отчетной даты) и, соответственно, не дают возможности регулятору оперативно реагировать на их изменение.

Пруденциальное регулирование страхового рынка должно осуществляться посредством установления к субъектам страхового дела:

- норм, ограничивающих доступ к занятию страховой деятельностью, предусматривающих обязательную государственную регистрацию и лицензирование страховщиков;

- нормативов, направленных на ограничение рисков страховщиков (достаточности собственных средств; ликвидности; ограничения на структуру активов, принимаемых в покрытие собственных средств, и т. д.).

- норм, закрепляющих порядок и сроки представления отчетности страховыми организациями;

- норм контроля на этапах банкротства, финансового оздоровления, ликвидации;

- ответственности страховщиков за нарушение пруденциальных нормативов и нерас-крытие информации;

и соблюдения:

- требований к системе управления рисками страховщика;

- требований к системе внутреннего контроля страховщика;

- требований к раскрытию информации страховщиком;

- правил (стандартов) предоставления страховых услуг.

Интересно обратиться к опыту установления пруденциальных нормативов в Республике Казахстан, где они внедрены еще в 2006 г. Законом «О страховой деятельности» (ст. 46) для надзора за платежеспособностью и финансовой устойчивостью страховой (перестраховочной) организации предусмотрено соблюдение следующих пруденциальных норм и лимитов [6]:

1) минимального размера уставного капитала;

2) минимального размера гарантийного фонда;

3) минимального размера маржи платежеспособности;

4) норматива достаточности маржи платежеспособности и гарантийного фонда;

5) норматива достаточности высоколиквидных активов;

6) нормативов диверсификации активов.

Страховщики в Казахстане с 1 января

2011 г. производят расчет данных нормативов ежедневно (отслеживается соблюдение нормативов), предоставляют отчетность ежедекадно и ежемесячно.

Первые два показателя (минимальный размер уставного капитала и минимальный размер гарантийного фонда) устанавливаются законодательно в зависимости от отрасли страхования. Минимальный размер маржи платежеспособности - показатель, рассчитываемый отдельно для страховщиков, осуществляющих общее страхование, или в процентах от полученных страховых премий, или от произведенных страховых выплат.

Норматив достаточности фактической маржи платежеспособности рассчитывается как отношение фактической маржи платежеспособности к минимальному размеру маржи платежеспособности и должен быть не менее единицы. Если минимальный размер маржи платежеспособности меньше минимального гаран-

тийного фонда, то минимальный размер маржи платежеспособности составляет величина, равная минимальному гарантийному фонду. Минимальный размер маржи платежеспособности или гарантийного фонда страховой (перестраховочной) организации увеличивается на сумму передаваемых (переданных) в перестрахование страховых премий по действующим договорам перестрахования в зависимости от рейтинговой оценки перестраховщика.

Норматив достаточности высоколиквидных активов рассчитывается как отношение стоимости высоколиквидных активов к сумме страховых резервов за минусом доли перестраховщика и должен быть не менее единицы.

Нормативы диверсификации активов (всего девять) устанавливаются в процентах от суммы активов страховых (перестраховочных) организаций за вычетом активов перестрахования (в РФ ограничения по активам, принимаемым в покрытие страховых резервов, устанавливаются в процентах от размеров страховых резервов). В Республике Казахстан в отличие от РФ нет отдельных требований к активами, принимаемым в покрытие страховых резервов, и к активам, принимаемым для покрытия собственных средств страховщика.

Нормативы диверсификации устанавливаются на следующие виды активов [7]:

- суммарное размещение в ценные бумаги (с учетом операций РЕПО), вклады и деньги в одном банке второго уровня и аффилированных лиц данного банка;

- суммарное размещение в ценные бумаги (с учетом операций РЕПО) и деньги в одном юридическом лице, не являющемся банком второго уровня, и аффилированных лицах данного юридического лица;

- суммарное размещение в ценные бумаги (с учетом операций РЕПО), имеющие статус государственных, выпущенные центральным правительством иностранного государства;

- суммарное размещение в ценные бумаги (с учетом операций РЕПО) международной финансовой организации установленного статуса;

- сделки «Обратного РЕПО», совершаемые с участием активов страховых (перестраховочных) организаций;

- аффинированные драгоценные металлы и металлические счета;

- суммарный размер займов страхователям страховой организации, осуществляющей деятельность в отрасли «страхование жизни»;

- суммарный размер инвестиций в паи одного инвестиционного фонда;

- суммарный размер инвестиций в долговые ценные бумаги, выпущенные местными исполнительными органами Республики Казахстан.

Для хеджирования разрешено использовать производные финансовые инструменты: фьючерсы, опционы, свопы, но установлены его пределы - не более 50 % от размера инвестиций в объект хеджирования (базовый актив).

Дополнительные пруденциальные нормативы и ограничения:

- максимальный размер собственного удержания страховой (перестраховочной) организации по отдельному договору страхования или перестрахования не может превышать фактический размер маржи платежеспособности;

- дополнительные требования к минимальному уровню маржи платежеспособности предъявляются для страховых организаций, осуществляющих деятельность по ипотечному страхованию и обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, а также к порядку расчета страховых резервов для страховой организации, осуществляющей деятельность по ипотечному страхованию [7].

Бесспорно, накопленный опыт установления пруденциальных нормативов в Республике Казахстан должен быть использован при разработке соответствующих нормативов в РФ. При этом, по нашему мнению, первые два норматива - минимальный размер уставного капитала и минимальный размер гарантийного фонда - вводить нецелесообразно, так как они не рассчитываются, а устанавливаются на законодательном уровне.

В российской практике оценки платёжеспособности страховых организаций, основанной на требованиях Solvency I, используются показатели фактической и нормативной маржи платежеспособности, и уже существующее требование к превышению фактической маржи над нормативной может стать соответствующим нормативом, рассчитываемым в порядке пруденциального надзора. С внедрением в практику страховщиков отчетности по МСФО и перспективами перехода к Solvency II данный норматив будет соответственно трансформироваться.

Российский аналог нормативов достаточности высоколиквидных активов и норматива диверсификации активов - показатели формы № 7 - страховщик «Отчет о размещении страховых резервов» и формы № 14 - страховщик «Отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой ор-

ганизации». Другое дело, что, возможно, необходимо укрупнить группы активов, тем самым сократить количество нормативов и представлять их в отчетности в относительном виде.

Помимо вышеуказанных показателей, считаем целесообразным ввести в практику российского пруденциального страхового надзора следующие экономические нормативы:

- норматив на долю активов, размещённых у аффилированных лиц или контролирующего лица;

- норматив собственного удержания страховой организации по отдельному договору страхования или перестрахования, устанавливаемый как фиксированная доля от фактической маржи платежеспособности;

- норматив обязательств страховщика (перестраховщика) по нескольким (5-10) наиболее крупным договорам страхования (перестрахования);

- норматив (ограничение) на величину забалансовых обязательств;

- предельный размер неденежных вкладов в уставный капитал страховой организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

- нормативы расходов на ведение дела в страховой премии, дифференцированные по видам страхования;

- норматив ликвидности страховой организации, рассчитываемый как отношение высоколиквидных активов (перечень установить) к страховым резервам. Таким образом, будут установлены не только требования к покрытию страховых резервов качественными активами, но и требования ликвидности части данных активов.

В рамках пруденциального регулирования возможно также установление следующих требований:

- наличие системы управления рисками страховщиком, внутренних документов, содержащих стратегии, процессы и порядок предоставления отчетности, необходимые для постоянного выявления, оценки, мониторинга, управления и информирования по возникающим или возможным рискам, а также наличие подразделения, отвечающего за данные вопросы;

- наличие системы внутреннего контроля страховщика (существование внутренних документов, регламентирующих административные и бухгалтерские процедуры внутреннего контроля, обязательность подразделения (должности) по внутреннему контролю и т. д.);

- наличие в штате актуария;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выполнение требований по прозрачности страховщиков (ежемесячная публикация на сайте информации по выполнению пруден-циалных нормативов, а также всех форм финансовой отчетности и отчетности, предоставляемой в порядке надзора);

- соблюдение правил предоставления страховых услуг и выплат страховых возмещений (например, количество заявленных страховых событий, процент жалоб и пр.)

Таким образом, переход к пруденциальным принципам регулирования российского страхового рынка - вопрос уже решенный. Необходимо дальнейшее изучение уже сложившейся практики пруденциального страхового надзора за рубежом, его анализ и переосмысление, а также адаптация такой практики к российским условиям.

1. Орланюк-Малицкая Л. А. и др. Страховое дело : учебник. - М. : Академия, 2003. -204 с.

2. О Министерстве финансов РФ : постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (с изменениями и дополнениями). Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Версия Проф.

3. О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков : постановление Пра-

вительства РФ от 26 апреля 2011 г. № 326 (с изменениями и дополнениями). Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Версия Проф.

4. К вопросу о стратегии развития страхового рынка, подготовленной Oliver Wyman под эгидой ВСС. - URL: http://www.raexpert.ru/ project/insur_future/2012-1/resume (дата обращения: 28.02.2013).

5. Каменская Н. Ю. Инновационный подход к развитию регулирования и контроля страхового рынка Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2012. - 26 с.

6. О страховой деятельности : закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. № 126-II (с изменениями и дополнениями). - URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00430 - Казахстан (дата обращения: 28.02.2013).

7. Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации, норматива достаточности маржи платежеспособности страховой группы, формах и сроках представления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов : постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 22 августа 2008 г. № 131 (с изменениями и дополнениями). - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V080005331_ (дата обращения: 28.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.