Научная статья на тему 'Основные этапы становления и развития немецкой терминологии авторского права как науки'

Основные этапы становления и развития немецкой терминологии авторского права как науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1565
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПЛАГИАТ / ПРИВИЛЕГИЯ / COPYRIGHT / INTELLECTUAL PROPERTY / NATURAL RIGHT / PLAGIARISM / PRIVILEGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются основные этапы становления немецкой терминологии авторского права, приводятся разные точки зрения, касающиеся факта существования авторского права в античный период и средние века, описываются характерные особенности каждого этапа, обосновывается актуальность исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of establishment and development of copyright terminology as a science

This article deals with the basic stages of formation of German terminology in the sphere of copyright. The copyright and the various points of view concerning it are considered. The author describes the peculiarities of copyright terminology diachronically and suggests the further investigation of the material.

Текст научной работы на тему «Основные этапы становления и развития немецкой терминологии авторского права как науки»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

САУРБАЕВ Ришат Журкенович, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингводидактики и меж-культурной коммуникации, декан факультета очного обучения.

Адрес для переписки: e-mai: rishat_1062@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.06.2010 г.

© Р. Ж. Саурбаев

УДК 811.112.2 : 347.78 Т. В. СОКОЛОВА

Омский государственный технический университет

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕМЕЦКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ АВТОРСКОГО ПРАВА КАК НАУКИ

В статье рассматриваются основные этапы становления немецкой терминологии авторского права, приводятся разные точки зрения, касающиеся факта существования авторского права в античный период и средние века, описываются характерные особенности каждого этапа, обосновывается актуальность исследования.

Ключевые слова: авторское право, интеллектуальная собственность, естественное право, плагиат, привилегия.

Впервые теория интеллектуальных прав была сформулирована бельгийским юристом Е. Пикаром (нач. XIX в.), ее главная идея состоит в том, что традиционная, состоящая из трех частей (вещные права, личные права и обязательственные права) классификация прав является недостаточно полной. Пикар разработал общую классификацию юридических взаимосвязей, в соответствии с которой авторское право причисляется к новой категории, являющейся самостоятельной: категории интеллектуальных прав [1].

Интеллектуальная собственность (далее ИС) создавалась во все исторические эпохи для удовлетворения потребностей человека. Но многие столетия эти достижения не воспринимались как ИС. Лишь в 1893 году, с созданием Объединенного международного бюро по охране ИС (БИРПИ), автору предоставили права на результаты его авторской деятельности. Такой вид собственности стали называть интеллектуальной. Широкое распространение термин «интеллектуальная собственность» получил после реорганизации БИРПИ во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), учрежденную Стокгольмской конвенцией (1967 г.). В конвенции указывается, что ИС включает права, относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям.

Происхождение самого термина ИС связывают обычно с французским законодательством конца XVIII в. — propriete litteraire et artistique (фр.), geis-tiges Eigentum (нем.). Известно, что в конце XIX века во Франции Эженом Пуйе (Eugene Pouillet) была создана школа ИС. В своей теории, которая увидела свет в 1879 году, Пуйе так определяет природу авторского права: «Авторское право есть право особого рода, име-

ющее, несомненно, общие черты с традиционным правом, собственности, но отличающимся от. него некоторыми своими характеристиками» [2]. Подходы, способствующие возникновению авторского права, не только родились во Франции, но и опирались на теорию естественного права Naturrecht, которая получила наиболее последовательное развитие в трудах французских философов-просветителей. Идеи ИС развивались также немецкими философами-натуралистами Э. Кантом, И. Фихте, которые связывали понятие Naturrecht с естественным, прирожденным правом собственности (naturliches Recht). Их теория естественного права, или теория собственности (Eigentumstheorie), рассматривала ИС как прирожденное, неотъемлемое право. При этом в первую очередь разграничивались права вещной собственности (Sacheigentum), к которой относились книги, рукописи и права на нематериальные вещи (Immaterial-guter), к которым относились произведения и изобретения. Согласно натуралистической концепции, авторское право является вечным. Особенности современной концепции права ИС Германии, являющейся частью частного права (Privatrecht) является то, что право ИС не отождествляется с гражданским правом (в России принят противоположный подход). В соответствии с позицией, принятой в германской правовой теории, гражданское право и право ИС представляют собой «соседние правовые дисциплины» [3]. Другие теории оказались несостоятельными, так как проводили аналогию с вещной собственностью (Sacheigentum), вместо которой часто использовалось введенное Е. Колером (J. Kohler) в 1907 г. понятие право нематериальной собственности (Immaterialgu-terrecht). После многочисленной критики в юридической литературе понятие нематериальной собственности (Immaterielle GOter) и, соответственно, монопольное право нематериальной собственности (Im-materielle Monopolrechte) или (geistige Monopolre-

Период Этап Название периода

Донаучный 1. VIII в. - XIV в. 2. XV в. - сер. XIX в. Период предыстории авторского права Период привилегий

Научный 3. Сер. XIX в. — до наших дней Период интенсивного развития авторского права

chte) были заменены в дальнейшем термином geistiges Eigentum, соответственно англ. intellectual property.

Изучению отдельных сторон развития авторского права посвящено довольно много работ как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди немецких ученых назовем таких, как И. Иолли (Jolly), И. Блун-чли (Bluntschli Johann), О. Гирке (Gierke, Otto), А. Диц (A. Dietz), Г. Шрикер (G. Schricker), У. Ойген (Eugen Ulmer), Бор (H.O. de Boor), Е. Колер (Josef Kohler), Р. Михаэлис (R. Michaelis), Вандке (A. Wandtke).

Среди отечественных ученых этой проблемой занимались И.Т. Табашников, Г.Ф. Шершеневич, Э.П. Гаврилов, А.И. Яфаев, М.В. Гордон, А.В. Калинин, Е.В. Хали-пова, И.В. Исупова. Правовой терминологии немецкого языка различной лингвистической направленности посвящены работы Р.И. Комаровой, Т.А. Прониной, Л.П. Шишкановой, И.И. Сушинского, Г.И. Тарховой, Т.М. Дементьевой.

Немецкая терминология авторского права стала активно развиваться с середины XIX века. Сфера ее деятельности распространяется на произведения науки, литературы, искусства, существующие в какой-либо форме. Появление авторского права является результатом длительного исторического развития.

Придерживаясь точки зрения Л.Б. Ткачевой, отметим, что многие лингвистические проблемы терминологии невозможно решить без обращения к истории становления и развития соответствующей области знаний [4]. Рассмотрим последовательно исторические аспекты возникновения терминологии авторского права.

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе ученые рассматривают историю авторского права начиная с XV века, т.е. с момента изобретения книгопечатания. Известно, что идеи, предвосхитившие авторское право, возникли еще в древности. Поэтому факт существования авторского права в античный период остается одним из дискуссионных. По мнению одних историков Мари-Клод Док (M.-C. Dock), Михаелидес-Нуарос (Michaelides-Nouaros G.) [1] существует свидетельство того, что уже 2300 лет назад в Афинской республике особо выделялось право на защиту целостности произведения и запрещалось подвергать его изменениям. В 330 г. до н.э. был принят закон, в соответствии с которым оригиналы произведений крупных классиков подлежали хранению в официальном архиве. Известны примеры использования авторского права в древности, касающиеся периодов расцвета в Древней Греции и Риме. Теория Мари-Клод Док сводится к тому, что «право авторов в области литературной собственности существовало всегда, но не было с абсолютной ясностью законодательно оформлено [1]. Согласно этой теории авторские права признавались совершенно определенно. Существуют и другие теории. Так, например, французский юрист Оланье (P. Olag-nier) отмечает, что за античными авторами нет каких-либо прав, а вышеупомянутые факты лишь свидетельствуют о единичных случаях проявления суверенной власти правителя [5].

Из отечественных специалистов эту точку зрения разделяет О.А. Пронина, высказывая мнение о том, что, несмотря на многочисленные произведения античных поэтов и философов, в которых плагиат всячески порицался, а также, несмотря на законодательные акты, в частности, закон Фабия, предусматривавший наказание за совершение деликта, именуемого plagium, настоящая история авторского права начинается на самом деле в XIX веке [5]. Этой же точки зрения придерживается Ю.А. Громов, рассматривая авторское право на литературные, музыкальные и художественные произведения как исключительное право автора издавать и, вообще, размножать, распространять свои сочинения всеми возможными средствами установилось в законодательствах разных стран в новое и новейшее время. Хотя многие правовые институты гражданского права древних римлян достигли высокого развития, они не относились к авторскому праву, несмотря на высочайшие примеры имен выдающихся поэтов и философов. Не было еще соответствующей объективной потребности: круг грамотных людей, способных приобрести печатные произведения, а значит, и читателей, был довольно узок, и небольшого числа переписчиков книг было достаточно для удовлетворения интеллектуальных потребностей образованной части общества [6].

Принимая во внимания различные точки зрения, будем придерживаться того мнения, что период античности и средних веков относится к предыстории авторского права, которое как таковое еще не существовало, и назовем этот период донаучным, а появившиеся термины по определению С.В. Гринёва прототерминами (прото... первый) [7].

На основе вышеупомянутых теорий предложим следующую периодизацию становления авторского права как науки и представим ее в табл. 1.

Соотнеся социолингвистические факты с фактами лингвистическими, мы подтверждаем, что наша классификация исторических периодов полностью совпадает с периодами становления терминологии авторского права. Все это позволило предложить следующую периодизацию формирования немецкой терминологии авторского права общим объемом 3150 терминологических единиц.

Период предыстории: VIII в. - XIV в.

В Германии в античный период и средние века деятели искусств пользовались особым положением: им содействовали меценаты (Mazen) и князья (Landes-fursten), они организовывались в ремесленные цеха и поддерживались материально. Переработка произведений различными авторами была обычным явлением. Однако уже тогда плагиат резко порицался. Авторы не были законодательно защищены и боялись искажения своих произведений при размножении путем переписки. Если автор не хотел никаких изменений в своем произведении, то ему оставалось лишь довольствоваться книжным ругательством (Bucherfluch). Так было с автором «Саксонского зерцала» (Sachsenspiegel) Eike von Repgow, который по-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

сылал проклятья каждому, кто фальсифицировал или искажал его произведение.

Особенностью этого периода было то, что первые появившиеся термины были терминами, заимствованными из классических языков. Например: Text текст, Autor автор, Privileg привилегия, Person юридическое лицо. Более раннее образование терминов проследить не представляется возможным, так как история немецкого языка начинается с появления письменных памятников, т.е. с VIII века.

Период привилегий XV в. - сер. XIX в.

Характерной особенностью этого периода является создание системы привилегий, а созданные термины относятся к сфере книгопечатания и издательского дела.

Изобретение книгопечатания (Buchdruck) Гуттенбергом (около 1440 г.) послужило основой для возникновения в Германии законодательства об охране интеллектуального труда. Книгопечатание обеспечивало прекрасное качество печати. Это открытие ознаменовало конец эпохи рукописных книг, которая длилась двадцать столетий (с V в. до н.э. до XV в. н.э.). В то время авторы не имели никаких «авторских прав». Автор мог лишь гордиться, если его произведение не только печаталось, но и издатель (Verleger) или печатник (Drucker) ему что-нибудь платили за рукопись. Часто случалось, что первый набор (Erstdruck) мог печататься другими печатниками, т.е. появлялись копии (Kopie) уже выпущенных в свет произведений. Отметим, что переиздателю незаконной продукции (Nachdrucker) приходилось предлагать ее дешевле, так как издания были низкого качества или даже с умышленно измененным авторским текстом. Для того, чтобы противиться беспределу контрафакции (Nachdruck-Unwesen), издатели упросили властей запретить на время перепечатку, а чтобы оградить издателей от незаконной перепечатки (Raubdruck) власти наделили издателей особыми правами (Sonderrechte), по которым распечатка ограничивалась определенным сроком. С введением особых прав интересы издателей и властей в большинстве случаев совпадали. Книги порой содержали опасные мысли о несовершенстве государственного правления, о примитивности религиозных догматов, что представляло угрозу для государства и церкви. Государство оказалось заинтересованным в принятии законов, которые вводили цензуру издаваемых книг и выдаче привилегий, тогда книга казалась не опасной для церкви и государства. Власти пытались распространить через печать свое влияние на подвластных территориях, но в Германии это не особо удавалось. Иногда издатели игнорировали кайзеровские привилегии для того, чтобы получить больше выгоды и приобрести дешевую литературу. Так, идеи эпохи Просвещения в Германии распространялись большей частью через незаконную перепечатку.

Привилегии были своего рода особыми законами. Семантика термина Privileg происходит от латинских слов «privus», т.е. частный, отдельный и «lex» — закон, т.е. отдельный закон, предназначенный оградить права отдельного человека или нескольких людей. Привилегии были в каждом случае разрешением на издание или распространение книги, которое выдавалось по усмотрению суверена и не было полноценным правом. Предоставление привилегий связывалось как с признанием исключительных прав создателей художественной литературы и музыкальных произведений, так и с признанием определенных прав за теми, кто, используя промышленные возможности репродуцирования, мог тиражировать произведения автора.

Природа привилегий в противоположность к авторскому праву в современном его понимании — это, прежде всего, признание того, что привилегированный автор был привилегирован только как само-издатель, но не как автор. Речь шла только о совокупности правовых норм, регулирующих издательскую деятельность. Привилегии защищали издателя, автора и книготорговца от перепечатки прежде всего с имущественно-правовой точки зрения. Появление привилегий было вызвано также необходимостью для правительства принять цензурные меры против злоупотребления в печати.

Для размножения произведений механическим путем требовались большие денежные затраты. С XV века власти стали предоставлять привилегии печатникам (Druckerprivilegien) за печатание определенных произведений, одновременно подвергая их цензуре. Именно издателю полагались исключительные права на защиту (ausschlieBliches gewerbliches Schutzrecht), таким образом, появилась издательская собственность (Verlagseigentum). Особые права получила типография (Offizin), а также церковь, которой предоставлялось право подписи (Imprimatur), разрешающее печать (XV в.). Привилегии выдавались через открытые документы (offentliche Urkunde) лат. offener Brief. Большое количество привилегий авторы новых произведений, переводчики, а также переработчики старых произведений получили в XVI — XVII столетиях.

Самые первые упоминания о привилегиях относятся к Венецианской республике. Считается, что модель авторского права возникла в XV веке в этой крупнейшей морской и торговой державе того времени. В 1476 году был принят первый Указ о патентах и привилегиях для охраны изобретений и произведений. Считается, что имущественное авторское право возникло в 1492 году в Венеции, когда автору книги «Феникс» знатному юрисконсульту Петру из Равенны была выдана привилегия, содержание которой свидетельствует о том, что она защищала интересы не автора, а издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение. Несмотря на все свои старания и труды, не автор, а издатель получал право на опубликование книги. С самого начала система имущественного права обеспечивала интересы правообладателей в лице издателей, а не авторов.

В эпоху Ренессанса в основе выдачи привилегий ценилась индивидуальность автора, за которую создатель произведения (Schopfer) получал вознаграждение. Эти привилегии назывались авторскими привилегиями (Autorenprivilegien). В Германии впервые такой привилегией воспользовался живописец Альбрехт Дюрер (1511 г.) за гравюру на меди, выданной канцлером Карлом V. Такая защита касалась прежде всего создателя произведения. Право защиты от перепечатки выдавалось определенному лицу (Person) и называлось (Personlichkeitsrecht), но не приносило автору никакой выручки. Примером таких привилегий могут служить привилегии на печатание книг, выданные Гёте, чьи произведения часто перепечатывались без соответствующего разрешения. Гёте получил 39 привилегий от отдельных немецких государств. Система привилегий была чрезвычайно громоздкой и не всегда эффективной, и уже в конце XVIII века привилегии теряют в Германии свое значение [3]. В этот же период в Англии впервые заговорили о правах на интеллектуальную собственность (geistige Leistung) и о феномене нематериальной собственности (immaterielle Besitz).

Период интенсивного развития авторского права: середина XIX в. - до наших дней

Известно, что родиной первого в мире закона об авторском праве является Англия. Он вышел под названием «Статут Королевы Анны» (1710 г.) (Statute of Anne) по имени правившей в то время королевы Анны (Anne Stuart). Закон устанавливал право издателя на опубликованную книгу на 14 лет с момента ее опубликования. Автор мог получить право на свое произведение только спустя 14 лет после его опубликования. Потребовался почти целый век для признания на основании французских революционных законов 1791-1793 гг. права на наследуемую защиту произведения сроком на 5 и 10 лет соответственно. Вслед за Англией и Францией закон об авторском праве вышел в 1837 году в Пруссии (Urhebergesetz).

В данный период активно формируется немецкая законодательная терминология авторского права. Федеральное собрание решило установить 10-летний срок защиты (S^^z^st) с момента появления произведения, который продлевался до 30 лет с 1845 года после смерти автора. Согласно этому закону автор получал право на репродуцирование (Vervielf-altigungsrecht). Это право передавалось автором издателю, а после определенного срока возвращалось автору. В 1857 году на Северо-немецком федеральном собрании был принят общий закон о защите авторского права (Urheberrechtsgesetz), который действовал с 1871 года до создания немецкого рейха и в дальнейшем в него вносили изменения. В третьем рейхе автор являлся только доверенным лицом (Treu-hander des Werkes) для «единого немецкого народа» (Volksgemeinschaft), что являлось официальной идеологией фашистской Германии.

Таким образом, в Германии к середине XIX века постепенно складывается единая система защиты прав авторов. В начале XX века принимается ряд законов, продолжающих действовать и сейчас. Это Закон об издательском, праве fGesetz uber das Verlagsre-cht vom i9. Juni i9Gi) (с изменением), Закон 1907г. об авторском праве на произведения изобразительного искусства и фотографии (Urheberrecht an Wer-ken der bildenden Kunste und der Photographie vom 9. Januar 1907). Центральное положение занимает Основной закон ФРГ от. 1949 г. как источник авторского права (Grundgesetz vom 23. mai i949) и Закон об авторском праве и смежных правах 1965 г. (Gesetz uber Urheberrecht und verwandte Schutzrechte (Urheberrechtsgesetz vom 9. September 1965),

Наибольшее развитие авторское право в Германии получило в 90-х годах XX века, а принятые в XXI веке документы лишь укрепили права авторов и пользователей произведениями интеллектуального труда;

— Еи-игНеЬеггесНІ8гісНШпіе — директива ЕС по авторскому праву, принятая Европейским союзом в 2001 г., согласно которой в Германии вносятся изменения в авторское право;

— игНеЬеггесНІ8геІогш — реформа авторского права, проведенная в Германии в 2004 году, еще более ограничивает права пользователя и укрепляет права автора в международном масштабе.

В результате проведенного исследования, соотнеся социолингвистические факты с фактами лингвистическими, мы предложили свою периодизацию формирования немецкой терминологии авторского права общим объемом 3150 терминологических единиц, совпадающую с периодами становления авторского права как науки.

Пройдя длительный путь развития, терминология авторского права не стоит на месте, она постоянно развивается и обогащается новыми терминами, которые требуют систематизации, унификации и дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Липцик, Делия Авторское право и смежные права / Делия Липцик : пер. с франц. ; предисловие М. Федотова. — М. : Ладомир ; Изд. ЮНЕСКО, 2002. - 788 с.

2. Симоненко, В. Зарождение и развитие проприетарной теории авторского права во Франции / В. Симоненко // ИС Авторское право и смежные права. — 2010. — № 5. — С. 62-73.

3. Арсланов, К. М. Законодательство и авторское право Германии / К. М. Арсланов // Современные проблемы права: Интеллектуальная собственность: теория и практика : сборник научных трудов. — Казань, 1998. — 135 с.

4. Ткачева, Л. Б. Основные закономерности английской терминологии / Л. Б. Ткачева. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1987. — 200 с.

5. Пронина, О. А. Моральные права: предыстория появления / О. А. Пронина // ИС Авторское право и смежные права. — 2007. — № 10. — С. 60 — 69.

6. Громов, Ю. А. Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности / Ю. А. Громов. — М. :Изд. Экономика, 2003. — 575 с.

7. Гринев-Гриневич, С. В. Терминоведение / С. В. Гринев-Гриневич. — М. : Академия, 2008. — 302 с.

СОКОЛОВА Татьяна Владимировна, аспирантка, старший преподаватель кафедры иностранных языков. Адрес для переписки: е-шаП: 51sokol@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.10.2010 г.

© Т. В. Соколова

Книжная полка

ББК 81.432.1/Р45

Рец, Н. И. Практический курс английского языка для таможенников [Текст] : учебник / Н. И. Рец ; Рос. тамож. акад. - 2-е изд. - М. : Изд-во Рос. тамож. акад., 2009. - 212 с.- ISBN 978-5-9590-0095-0.

Учебник содержит лингвострановедческий и профессионально ориентированный материал, способствующий развитию и совершенствованию умений и навыков практического применения иностранного языка в повседневном и профессиональном общении.

Кроме грамматического материала, в учебник входят 12 уроков. Каждый урок включает в себя грамматический материал, лексико-грамматические упражнения и упражнения, формирующие умения и навыки устной речи по изучаемой теме.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов, а также лиц, изучающих английский язык.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.