Научная статья на тему 'Эволюция моральных прав автора в Германии'

Эволюция моральных прав автора в Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / МОРАЛЬНЫЕ ПРАВА АВТОРА / ТЕОРИЯ МОНОПОЛИЙ / ВСЕОБЩЕЕ ПРАВО ЛИЧНОСТИ / ПЛАГИАТ / COPYRIGHT / MORAL RIGHTS OF THE AUTHOR / THEORY OF MONOPOLIES / GENERAL RIGHT OF THE PERSONALITY / PLAGIARIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исупова Ирина Викторовна

Кратко изложены вопросы эволюции моральных прав автора в Германии, а также способы нарушений прав в отношении произведения, носящих в первую очередь неимущественный характер и прав автора, носящих имущественный характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE MORAL RIGHTS OF THE A UTHOR IN GERMANY

In article questions of evolution of the moral rights of the author in Germany, and also ways of violations of the rights concerning work having first of all non-property character and the rights of the author having property character are briefly stated

Текст научной работы на тему «Эволюция моральных прав автора в Германии»

УДК 347.78(430)

ЭВОЛЮЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРАВ АВТОРА В ГЕРМАНИИ

И.В. Исупова

Кратко изложены вопросы эволюции моральных прав автора в Германии, а также способы нарушений прав в отношении произведения, носящих в первую очередь неимущественный характер и прав автора, носящих имущественный характер

Ключевые слова: авторское право, моральные права автора, теория монополий, всеобщее право личности, плагиат

Научное исследование затрагивает изучение развития авторского права Германии в период с 1870 по 1963 годов и таких аспектов как: произведение как предмет авторско-правовой охраны; основные этапы эволюции авторского права Германии; правовое положение автора после передачи авторского права; имущественные права автора и др.

Авторское право Германии прошло несколько этапов своего развития. К старым теориям причисляют так называемую теорию монополий. В авторском праве привилегии выдавались на отдельные произведения. Такие привилегии были уже известны с XV века и регулярно выдавались печатникам и издателям. Развитие книгопечатания в XV веке создало возможность для экономического использования произведений литературы и искусства, так как появилась возможность изготовления большого количества экземпляров произведений. С открытием книгопечатания впервые встал вопрос о возможности гарантий экономического использования произведения и как следствие этого законодательного регулирования.

Первым шагом в этом направлении стало предоставление привилегий, действие которых было ограничено по времени. Однако привилегированным оставался издатель, но не автор. Решающим шагом к связи автора со своим произведением, стало появление учения о праве интеллектуальной собственности. Хотя в центре внимания оставались права автора, носящие имущественный характер, в теории и судебной практике нашло отражение мнение, что охраняться должны не только чисто имущественные интересы автора на созданное им произведение, но также его интеллектуальные интересы. Судебные решения Имперского Верховного суда и Федеральной судебной палаты оформили моральные права автора таким образом, что они послужили основой нового закона об авторском праве.

Решающее значение для развития морального права автора имели учение права личности и учение об интеллектуальной собственности. Представление об авторском праве как праве интеллектуальной собственности возникло из осознания того, что авторское право не представляет собой ни чистого имущественного права, ни чистого личного права. Однако разные взгляды ученых привели к развитию двух общеизвестных теорий: дуалистической

теории (Kohler) [1]и монистической теории (Ulmer) [2]. Достойна внимания также и третья теория, разработанная Alexander Elster [3].

Представители дуалистического видения авторского права придерживались мнения, что авторское право состоит из двух самостоятельных прав, которые по своей сути и по действию независимы друг от друга. [4]

Монистическая теория неразрывно соединяет лично -правовые и имущественно - правовые интересы автора и поэтому авторское право охраняет сумму отдельных полномочий, которые отчасти служат охране имущественных интересов автора (имущественные права), а отчасти охране интеллектуальных и личных отношений автора к своему произведению.

Как ранее отмечалось, оставался и остается спорным вопрос соотношения морального права автора и всеобщего права личности. Анализ юридической литературы и материалов судебной практики дает нам возможность сделать вывод, что моральное право автора представляет собой особую форму выражения всеобщего права личности. В судопроизводстве всеобщее право личности, по началу, отклонялось, однако уже в судебном решении от 7 ноября 1908 г. уже делается намек, что действующему гражданскому праву не являются чуждыми лично-правовые составные части авторского права. Законодательное закрепление моральных прав автора осуществлялось в рамках нескольких законов. Во-первых, следует указать Закон от 11 июля 1870 г. Ключевым моментом закона оставался запрет перепечатки. Единственным отдельно упомянутым правом автора являлось право на воспроизведение механическим путем. Вскользь упоминалось право обнародования (§ 5) и право на авторское упоминание (§ 7а). После принятия данного закона в научных кругах развернулась дискуссия, приведшая к признанию не только на уровне теории, но и на уровне судопроизводства, что закон охраняет не только имущественные, но также идеальные интересы автора.

Дальнейшее развитие авторского права проявилось в двух основных законах: Закон LUG от 1901 г. и Закон KUG от 1907 г. Хотя моральное право автора так и не было закреплено на законодательном уровне, но оно нашло отражение в отдельных положениях, которые охраняли исключительно идеальные интересы автора. Эти положения можно сгруппировать в несколько групп: а) положения, касающиеся обнародования произведения (§§ 10, 11, 22 Закона LUG от 1901 г., § 14 Закона KUG от 1907 г.); б) положения, касающиеся обозначения автора (§ 9 Закона LUG от 1901 г., § 12 Закона KUG от 1907 г., абзац 1 § 18 Закона LUG от 1901 г., § 25 Закона LUG от 1901 г., абзац 3 § 18 Закона KUG от 1907 г.); в) положения, касающиесязапрета внесения изменений (§§ 9, 24 Закона LUG от 1901 г., §§ 12, 21 Закона KUG от 1907 г.). Шаги по реформированию авторского права нашли отражение в ряде законопроектов. В период с 1929 по 1933 следует указать на такие законопроекты как законопроекты Goldbaum/Wolff, Elster, Hoffman, Marwitz. Впервые на уровне закона охрана моральным правам автора была предоставлена в официальном законопроекты 1932 г. (§ 12). В законопроекте Marwitz впервые используется термин «Urheberpersonlichkeitsrecht» (моральное право автора) [5].

После второй мировой войны была продолжена работа по реформированию авторского права. Этому в частности способствовали 3 официальных законопроекта: 1954 г., 1959 и 1962 г. В законопроекты 1954 г. право на обнародование впервые закреплялось исключительно как моральное право автора. Законопроект 1959 г. ввел понятие «моральное право автора» как промежуточный заголовок. Однако под данное понятие попали лишь право на признание авторства (§ 21) и право на защиту от искажений (§ 22). Правительственный законопроект 1962 г., как и законопроект 1954 г. располагает право на обнародование под родовым понятием «моральное право автора». Под это же понятие подпадали также право на признание авторства (§ 13) и право на защиту от искажений§ 14).

Анализ судебной практики по развитию законодательства Германии в период с 1870 по 1963 г. в отношении понятия, структуры и содержания моральных прав автора позволил сделать несколько выводов:

- закон от 1870 г. охраняет не только имущественные, но и идеальные интересы автора, которые также переходят на наследников;

- из лично-правовых составных частей авторского права Имперский Верховный суд вывел и признал право обнародования;

- было признано, что право на обнародование имеет как имущественно -правовую, так и лично-правовую природу и может передаваться;

- было признано существование права на признание авторства как полномочия автора, вытекающего из морального права автора;

- из ограниченно сформулированного в законе права на неприкосновенность произведения Имперский Верховный суд вывел абсолютный характер этого права, действующий по отношению к каждому;

- издателю разрешалось вносить небольшие изменения, которые необходимы в процессе обнародования.

Одним из наиболее распространенных способов нарушения морального права автора было и остается «плагиат». Плагиат связан не с присвоением произведения, а с нарушением прав в отношении данного произведения, носящих в первую очередь неимущественный характер, так как нарушается право автора именоваться автором произведения, а в дальнейшем прав автора, носящих имущественный характер.

В случае оспаривания авторства на первый план выходит необходимость ответить, в первую очередь на вопрос, идет ли в данном конкретном случае речь о свободном использовании оригинального произведения или о его переработке. Анализ юридической литературы и материалов судебной практики позволяет вывести несколько условий свободного использования: наличие самостоятельного произведения, использование охраняемых в авторско-правовом отношении элементов; в составе плагиата необходимо выделять объективный и субъективный составы. В объективном составе выделяют: принятие оригинала произведения, охраняемого авторским правом или части произведения; нарушение права автора оригинального произведения на признание его авторства. В субъективном отношении состав плагиата

требует личной предосудительности плагиатирующих

действий. Противоправное действие плагиатора должно проявляться: в известности чужого произведения; в сознательном заимствовании. Только если налицо эти два обстоятельства, может идти речь о присвоении чужого интеллектуального блага. Во всех судебных решениях, касавшихся присвоения авторства, наличие плагиата проверялось по нескольким аспектам: наличествует ли охраняемое произведение; наличествует ли полная или частичная перепечатка; представляет ли новое произведение или части нового произведения по отношению к оригинальному произведению «самостоятельное творение» [6].

Список литературы

1.Josef, Kohler. Urheberrecht an Schriftwerken und Verlagsrecht. -Stuttgart,

1907.

2. Ulmer Eugen. Urheber- und Verlagsrecht. - Berlin; Heidelberg: SpringerVerlag, 1980. - S. 50

3. Elster, Alexander. Gesetz tiber das Urheberrecht vom 19. Juni 1901 in der Fassung vom 22. Mai 1910 nebst Kunsturheberrechtsgesetz und erganzenden Gesetzen. Berlin: Walter de Gruyter & Co, 1942. - 288 c.

4. Benkard Georg. Pesonlichkeitsrecht und Erfindungsschutz // GRUR. 1950. Heft 11. - S. 481.

5. Entwurf eines Gesetzes tiber das Urheberrecht an Werken der Literatur, der Kunst und der Photographie mit Begrundung. Veroffentlicht durch das Reichsjustizministerium. Berlin, 1932.

6. Якушева, Т.А. Личные неимущественные (моральные) права автора в России и Германии. Ставрополь: Сервисшкола, 2007.

7. Федеральный Закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. //Собрание законодательства РФ 25.12.2006. N 52 (1 ч.). ст. 5496.

Исупова Ирина Викторовна, канд. юрид. наук, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса, i isupova@mail.ru, Россия, Геленджик, филиал Кубанского государственного университета

EVOLUTION OF THE MORAL RIGHTS OF THE AUTHOR IN GERMANY

I. V. Isupova

In article questions of evolution of the moral rights of the author in Germany, and also ways of violations of the rights concerning work having first of all non-property character and the rights of the author having property character are briefly stated

Keywords: copyright, moral rights of the author, theory of monopolies, general right of the personality, plagiaris.

Isupova Irina Viktorovna, PhD. jurid. Sciences, head of the department of civil law and civil procedure, i isupova@mail.ru, Russia, Gelendzhik, Kuban State University branch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.