Научная статья на тему 'Проблемы определения объекта авторского права на этапе его становления в зарубежных странах'

Проблемы определения объекта авторского права на этапе его становления в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
405
144
Поделиться
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ИЗДАТЕЛЬ / ПРИВИЛЕГИИ / РАЗВИТИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ / СOPYRIGHTS

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Макаренко Андрей Иванович

В статье раскрываются проблемы становления института авторского права в зарубежных странах. Также рассматриваются проблемы определения результатов авторской деятельности на этапе появления и развития авторского права.The article describes the problems of the institute of copyright in foreign countries. Also addresses the problem of determining the results of the author's activities during the emergence and development of copyright.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения объекта авторского права на этапе его становления в зарубежных странах»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИМ ПРОЦЕСС

Макаренко Андрей Иванович

преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВДРоссии (тел. 89189980029)

Проблемы определения объекта авторского права на этапе его становления в зарубежных странах

Аннотация

В статье раскрываются проблемы становления института авторского права в зарубежных странах. Также рассматриваются проблемы определения результатов авторской деятельности на этапе появления и развития авторского права.

Annotation

The article describes the problems of the institute of copyright in foreign countries. Also addresses the problem of determining the results of the author's activities during the emergence and development of copyright.

Ключевые слова: авторское право, литературное произведение, издатель, привилегии, развитие, становление, эволюция.

Key words: сорупдЬ^, literary work, the publisher, privileges, development, formation, evolution.

Для того чтобы понять что такое современное авторское право и какова его сущность, необходимо рассмотреть вопросы возникновения и эволюцию института авторского права.

Авторское право как совокупность норм регулирующих права автора на произведения возникло не сразу, а в результате длительного развития, как в правовом, так и в историческом аспекте. В настоящее время в историко-правовой науке выступает версия о том, что впервые авторское право возникло в Англии, в 1709 году в связи с принятием законодательного акта называемого "Статут Анны" [1], однако данная позиция не является единственной. По этой причине мы постараемся рассмотреть развитие и становление авторского права на основании наиболее известных фактов.

Следует отметить, что уже в древнем мире появились отношения, которые, хотя и нельзя считать авторскими, тем не менее, можно отнести к прообразам авторского права. Так в Древней Греции, а именно в Афинах литература и книгоиздательство достигли такого уровня, при котором потребовалась защита произведений от их не правильного копирования. Следует отметить, что процесс выпуска литературного произведения в Афинах представлял собой изготовление оригинала автором (лично или

писцами под наблюдением автора), а за тем с оригинального произведения снимались копии. В связи с отсутствием, каких либо правил распространения произведений, либо защиты автора, копировать произведения мог каждый, не испрашивая на то разрешения у автора, что могло приводить к искажениям самого содержания произведения. В связи с этим оригиналы произведений, в первую очередь тексты драматических произведений - комедий и трагедий передавались на хранение в публичные учреждения и служили своего рода эталонами, позволявшими не только сверять изготовленные копии, но и оберегать автора от плагиата. Плагиат рассматривался как проступок, позорящий честь гражданина, и зачастую наказывался изгнанием из полиса.

В Древнем Риме как наследнике правовой системы Древней Греции так же не возникло отношений регулировавших права автора на произведения, не смотря на то, что Рим являлся в то время государством, имеющим одну из самых сильных правовых систем. Так Рим времен становления и развития Римской Империи (27г. до н.э. - 476г. н.э.) многие историки и правоведы относят к времени рассвета Гражданского права. В Риме признавалось только право собственности на материальный объект, в котором содержалось литературное или иное произведение. На наш взгляд отсутствие в римском праве специальных

_114

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)

норм о правовой охране авторских прав было обусловлено отсутствием на тот момент технических средств, позволявших воспроизводить произведения в достаточном количестве, необходимом для того, чтобы они стали полноценным товаром, предлагаемым участникам гражданских правоотношений. Размножение произведений было затруднено, поскольку рукопись могла быть переписана только от руки, а картина перерисована. Автор произведения, существовавшего либо в единственном экземпляре, либо в виде нескольких рукописных копий, являлся собственником материального объекта, который можно было продать или подарить другому лицу. Поскольку произведение как нематериальный объект фактически не отделялось от материального объекта, в котором оно было воплощено, то для регулирования подобного рода отношений не требовалось создания иного, кроме права собственности, правового института. В связи с тем, как сказано выше размножением результатов авторской деятельности возникали определенные сложности, объекты права интеллектуальной собственности могли распространяться в очень ограниченных количествах. Для того чтобы сделать несколько копий литературного произведения приходилось каждую копию переписывать от руки.

Следует отметить, что для позднего времени -времени правления Юстиниана (527г. н.э. - 565г. н.э.) такая норма показалась уже устаревшей и была отменена, но, тем не менее, о каких бы то ни было авторских правах в Юстиниановском Своде прав "Corpus juris civlis" составленном в 529 - 534 годах речи не шло [2].

Как отмечают многие исследователи появление авторского права в первую очередь связанно с изобретением и развитием книгопечатанья в Европе. Так в 1456 году Иоганн Гуттенберг изобрел п е р в ы й п е ч а т н ы й с танок с п о д в ижн ы м и металлическими литерами. А первая печатная книга была издана еще в 1440 году. Это не только ознаменовало новую эпоху промышленного использования литературных произведений и имело решающее значение для развития культуры и стимулирования литературного творчества. Изобретение Гуттенберга привело к тому, что процесс изготовления копий произведений значительно упростился, цена на книги понизилась и они стали более доступными - теперь рукопись могла быть напечатана большим тиражом и распространена среди широкой аудитории. Тем самым, результаты творческого труда авторов стали полноценным товаром и могли приносить стабильный доход. Так

называемое право литературной собственности впервые появляется в виде права издателя произведения для защиты его имущественных интересов. Книгопечатание стало обычным коммерческим делом. В связи с этим стали появляться так называемые привилегии, имевшие своей целью закрепить права на издание определенной книги за конкретным издателем, и запретить ее перепечатку другими лицами. Так в английском языке до сих пор авторское право именуется "copyright", то есть право на изготовление копии [3]. Соответственно при выдаче привилегий монархи или иные государственные органы не только не задавались вопросом об авторских правах, но и о том, кто является автором издаваемого произведения. Скорее всего, причиной защиты в первую очередь именно издателя являлось то, что издатели, которые несли значительные расходы на приобретение типографского оборудования, покупку рукописи автора, изготовление тиража не были защищены от конкурентов, которые перепечатывали уже выпущенные в свет книги и могли предлагать их по более низкой цене. Когда перепечатывание книг подобным образом приняло массовый характер, издатели вынуждены были обратиться за защитой своих интересов к власти - королевской (государственной) или церковной с просьбой о защите их монопольного права на издание той или иной книги.

Первым актом о защите прав издателей стал "Указ о патентах или привилегиях" принятый в 1476 году Венецианской республикой, который распространялся на некоторые творения человеческого разума, в том числе и на изобретения и книги.

Первая из известных издательских привилегий была дана в венецианской республике в 1491 году [4]. Так Судариков С.А. отмечает, что 3 января 1491г., когда была выдана первая привилегия на книгу "Phoenix", автором которой был юрисконсульт - Петр из Равенны [5]. Следует отметить, что содержала данная привилегия защиту прав и интересов издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение [6]. Исходя из смысла данной привилегии, следовало, что автор обладал лишь правом разрешить издателю опубликовать свое произведение, затем все права на произведение переходили издателю. Мерой пресечения за нарушение привилегий служили - штрафы, а также конфискация незаконно напечатанных копий произведения. О защите авторских прав в данном случае говорить не приходилось. Она могла возникнуть только в том случае если между автором и издателем ^^

115

принятия общегражданского закона, который защищал бы права авторов или

устанавливалась возможность получения доли от заработка за распространение копий произведения, если же такого договора не предусматривалось, то автор в некотором роде даже получал выгоду в виде ознакомления большего числа людей с его трудами.

В Германии подобные привилегии раздавали как император на всю империю, так и местные земские духовные и светские владетели, равно как и города. Привилегия обычно печаталась в начале или в конце той книги, на которую она выдавалась.

Во Франции привилегия имела форму королевского послания ко всем судам. Привилегии выдавались либо бессрочно, либо на 2 года или на 5 лет. Их краткосрочность можно объяснить тем, что главными ходатайствующими лицами были не авторы, а опять-таки издатели книг, и срок привилегии зависел от вероятности сбыта тиража издания и в случае успеха мог быть продлен. Автор же довольствовался единовременным гонораром. После его получения он отдавал рукопись в полное распоряжение издателю и продавцу книг и лишался права на рукопись. В итоге издатели могли быстро обогатиться.

Во второй половине XVI века английское правительство поняло, что книгопечатание может быть не только полезным для развития государства, но также может подрывать авторитет церкви и самого правительства, сеять смуту среди населения. Тогда было решено ввести монополию на издание книг. В 1566 году была создана гильдия книгоиздателей (stationers), которая получила исключительное право издания. Желающий издать книгу должен был внести ее в особый реестр гильдии и, уплатив необходимую пошлину, получить разрешение на печать книги (licence). Эти изменения предоставили возможность ввести предварительную цензуру, которая и была введена Елизаветой. При Карле I указом 1637 года количество типографий ограничивается 20-ю во всей Англии. Попытки королевской власти защититься от революции во многом сделали невозможным выпуск контрафактной литературы, но практически не помогли авторам. Вся выгода от выпуска книг шла издателям. Через некоторое время после революции в 1694 году цензура была отменена. Таким образом, возникла свобода печати, а вместе с ней и опасность появления контрафактных изданий. Издатели снова начали подавать прошения о защите их изданий от незаконного перепечатывания. Учитывая, что все это время привилегии давались только решением монарха, к XVIII веку возникает необходимость

правообладателей независимо от того, ходатайствовал ли он перед правительством об охране его прав или нет [7]. В литературе принято называть данный этап развития авторского права Венецианским авторским правом.

Необходимо указать, что результатами авторской деятельности, в отношении которых устанавливались привилегии, в первую очередь являлись литературные произведения, что было связанно с развитием печати, а также различные научные трактаты, об изображениях как объектах авторского права речи в то время не шло.

Второй датой, которую можно считать временем появления авторского права - является 1709г [8]. В связи с тем, что перепечатка книг затронула все европейские страны, в которых полиграфия получила распространение. В том числе и в Англии. В 1709 году - принят, а в 1710 году вступил в законную силу закон известный как Статут Анны (Акт о поощрении просвещения) по имени правящей в то время королевы Анны Стюарт (Anne Stuart, 1665 - 1714гг.).

Судариков С.А. отмечает, что дату принятия данного акта многие исследователи не вполне обоснованно считают первым законом об авторском праве, и соответственно временем появления собственно авторского права [9]. В законе было отмечено, что издатели, выпускающие книги при приобретении права на печать зачастую ставили авторов в невыгодное положение, что зачастую доводило до разорения авторов. Кроме того отмечалось, что закон также принят и для побуждения ученых заниматься написанием "полезных" книг [10]. Данный закон имел много общего с "Указом о патентах или привилегиях" так меры ответственности за нарушение предусматривались сходные -конфискация и штраф. Однако закон содержал и новые нормы. Так законом устанавливалось право издателя на произведение в течение первых 14 лет с момента его опубликования, затем право на произведение получал автор на тот же четырнадцатилетний срок [11]. По завершении этих сроков авторское право прекращалось, и произведения становились - общественным состоянием. Охрана книг предусматривалась только после внесения произведения в реестр гильдии книгоиздателей без этой регистрации иски о защите авторских прав не принимались судами. Кроме того следует отметить что в целях общества и государства право на произведение могло быть и ограничено, например снижением стоимости книг. Однако общественное мнение требовало расширения прав авторов. Статут

Ш

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)

Георга III 1801 года увеличил срок защиты авторского права до 28 лет от первого издания, или если автор еще жив, то до его смерти. Далее, в 1842 году был принят Закон, который установил срок охраны авторских прав в 42 года или 7 лет после смерти автора (как выгоднее правообладателю), законом 1899г. расширен до 30 лет после смерти автора. Также устанавливались конфискация и уничтожение контрафактных экземпляров произведений, ввозимых из других стран, наложение штрафа за их ввоз и взыскание двойной цены каждого ввезенного экземпляра. Тем не менее, Английская модель авторского права не признавала личные неимущественные права вплоть до 1988г!

Следует отметить, что Законодательство в США во многом было схоже с законодательством Великобритании. После принятия Конституции 1787 года этот вопрос был отнесен к компетенции Конгресса [12]. Законами 1790 и 1802 годов Конгресс предоставил авторам права, которыми они пользовались по Статуту королевы Анны 1709 года. И далее, по Закону 1831 года продлил срок охраны прав авторов до 28 лет. Если же автор по истечении этого срока был еще жив, либо он оставил вдову и детей, то они могли ходатайствовать о продлении этого срока еще на 14 лет. Пользоваться своими правами автор мог после своевременно поданной заявки в местный окружной суд штата о предполагаемом издании произведения. Наибольшие изменения законодательство США претерпело в 1909 г., в связи с принятием нового закона "Об авторском праве". Ключевым нововведением в данном законе был принцип обязательной регистрации и депонирования экземпляров произведений и соответственно возникновения авторских прав с момента их регистрации. Многие положения данного закона также нашли свое отражение и в последнем Нормативно-правовом акте США -принятом в 1998 г. - законе "Об авторском праве цифрового тысячелетия" (Digital Millennium Copyright Act)

Развитие авторского права в Англии и распространение его на Британское содружество наций, а также на Соединенные Штаты Америки, говорит о том, что авторское право Англии можно выделить в отдельную категорию - Английское авторское право.

Однако Английское авторское право является не единственным развитием авторского права. Так во времена Великой французской революции -сложилось так называемое Французское авторское право [13].

Во Франции переход от частных привилегий к

общегражданскому закону начался с постановления королевского совета 1777 года, в соответствии с которым привилегия давалась автору и его наследникам навсегда, если только он не передавал своих прав какому-либо издателю. В 1791 году был принят "Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений". Кроме того в 1793 году был принят "Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков". Данными декретами запрещалась перепечатка или воспроизведение произведений литературы и искусства в течение жизни автора, а наследники и другие правопреемники могли пользоваться авторским правом в течение 10 лет после его смерти. А на основании императорских указа 1810 года и Закона 1854 года вдова автора пользуется правами автора пожизненно, а дальнейшие наследники еще на протяжении тридцати лет. Если же после смерти автора не осталось ни вдовы, ни наследников, либо если права были переданы другому лицу, то они прекращаются через 10 лет [14].

В последствие законодательство об авторском праве совершенствовалось, не один раз так изменения в законодательстве Франции связанные с авторским правом происходили в -1866, 1902, 1910, 1920, 1925, 1957, 1985 и в 1992 годах. А в 1997 году был принят Кодекс интеллектуальной собственности, отменивший действие всех специальных законов об авторском праве.

Кроме того следует отметить что авторское право Франции впервые ввело принцип автоматической охраны, который означал, что возникновение авторских прав не зависит от каких либо формальностей, будь то выдача привилегий или регистрация произведения в гильдии издателей. Однако кроме положительных свойств такой принцип принес и определенные сложности, поскольку теперь чтобы в случае спора доказать право на произведение автор был вынужден представить суду определенные доказательства своего права на произведение.

Также нововведением во французском авторском праве являлось и то, что кроме признанных в византийском и английском авторских правах как результатов авторской деятельности как объектов права - литературных и научных произведений "Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков" добавлял к объектам также и художественные изображения. И сейчас совокупность литературных, научных и

117

художественных произведении является классической триадоИ авторского права, в том числе и в российском праве.

Несмотря на такое развитие законодательства об охране прав авторов и издателей в то время, практически все они были направлены на защиту имущественных прав. "Обращаясь к существующим в литературе теориям авторского права, мы видим, что одни рассматривают это право как исключительно имущественное, другие же, как преимущественно личное (Блюнчли, Безелер), видя в нем проявление личности. Последние признают, что имущественная сторона этого права практически несравненно важнее, но утверждают, что не ею определяется его природа" [15]. Они были согласны с тем, что в произведении заключается изложение идеалов и мыслей автора, отражение его духовной личности. И для автора, при этом, очень важно, чтобы его мысли были переданы окружающим верно и тогда, когда он сам этого пожелает. Из этого следует, что обнародование произведения против воли автора является очень существенным посягательством на его личность [16]. Однако законодательство европейских государств не делало различия между контрафакцией и самовольным обнародованием произведения. Более того, Германский Закон 1870 года прямо указывал, что издание рукописей без разрешения автора считалось просто контрафакцией. Считалось, что довольно высокий денежный штраф за контрафакцию достаточно гарантировал права автора, кроме этого он и сам мог охранять свое произведение, пока оно находится только в рукописи. Отсюда можно сделать вывод, что "нарушение личного права, отступая на второй план, является здесь как бы случайным и преследуется лишь настолько, насколько оно может быть подведено под имущественное правонарушение" [17].

В заключение хотелось бы отметить, авторское право прошло длительный этап развития от, непризнания его как такового, затем признания его за издателями в ущерб правам авторов до принятой во всем мире в настоящее время международной защиты авторских прав.

2. Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей. Сб. научных трудов в 2-х т. Вып. 7. Т.1. Н. Новгород, 2001. С. 119 -130.

3. Судариков С.А. Авторское право: учебник -М.: Проспект, 2010. с. 35.

4. Спасович В.Д. Права авторские и контрафакция. СПб.: тип. М.О. Вольфа, 1865. С. 3.

5. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник - М.: Проспект, 2011. с. 53.

6. Канторович Я.А. Авторское право. Пг., 1916г. с. 10-11

7. Спасович В.Д. Права авторские и контрафакция. СПб.:тип. М.О. Вольфа, 1865. С. 3.

8. Свечникова И.В. Авторское право: учебное пособие - 2е изд. - М.: Дашков и Ко, 2010. с. 6.

9. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник М.: Проспект, 2011. с. 54.

10. Хейвец И.Я. авторское право. М.: Советское государство. 1931. С. 13

11. Риверс Т. Справочник для вещателей о владении, приобретении, освобождении, взыскании и административном управлении прав. Лондон: ЕСВ/АКТ. 1998. С. 22.

12. U.S. Constitutution. Act. I. § 8. c1. 1.

13. Дюма Р. Литературная и художественная особенность: авторское право Франции. М.: "Международные отношения". 1989. С. 14.

14. Спасович В.Д. Права авторские и контрафакция. СПб.:тип. М.О. Вольфа, 1865. С. 3.

15. Панкевич А.В. Объект авторского права. Студента Панкевича //Записки Новороссийского университета. Одесса, 1878. С. 4.

16. Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей. Сб. научных трудов в 2-х т. Вып. 7. Т.1. Н. Новгород, 2001. С. 119 -130.

17. Панкевич А.В. Объект авторского права. Студента Панкевича // Записки Новороссийского университета. Одесса, 1878. С. 6.

1. Свечникова И.В. Авторское право: учебное пособие - 2е изд. М.: Дашков и Ко, 2010. С. 6.

118

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)