Научная статья на тему 'Литературная и художественная собственность и авторское право в законодательстве европейских государств и России XVIII - начала XX вв. : традиции и концепции'

Литературная и художественная собственность и авторское право в законодательстве европейских государств и России XVIII - начала XX вв. : традиции и концепции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
693
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ИСТОРИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА / КОНЦЕПЦИЯ / ПРИВИЛЕГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильницкий К. О.

Предметом статьи выступают вопросы генезиса и правопонимания обоснования существования литературной и художественной собственности и авторского права, рассматриваются философско-правовые концепции через правовые системы: романо-германскую, англо-саксонскую, а также взгляды отечественных ученых на определение места авторского права в законодательстве Российской империи. Цель исследования реконструкция возникновения авторского права через историю становления привилегий и выделения разных толкований природы авторского права. Методологическая основа исследования представлена методами научного познания: сравнительно-правовым, формально-юридическим и системным. В исследовании также использовались проблемно-теоретический и историко-правовой приемы исследования, а также сочетание методов анализа, синтеза и аналогии. Полученные выводы в ходе исследования дополняют знания по истории отечественного и зарубежного государства и права, уточняют особенности природы авторского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературная и художественная собственность и авторское право в законодательстве европейских государств и России XVIII - начала XX вв. : традиции и концепции»

Литературная и художественная собственность и авторское право в законодательстве европейских государств и России XVIII - начала XX вв.: традиции и концепции

Ильницкий Константин Олегович

соискатель сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН, [email protected]

Предметом статьи выступают вопросы генезиса и правопони-мания обоснования существования литературной и художественной собственности и авторского права, рассматриваются философско-правовые концепции через правовые системы: романо-германскую, англо-саксонскую, а также взгляды отечественных ученых на определение места авторского права в законодательстве Российской империи. Цель исследования -реконструкция возникновения авторского права через историю становления привилегий и выделения разных толкований природы авторского права. Методологическая основа исследования представлена методами научного познания: сравнительно-правовым, формально-юридическим и системным. В исследовании также использовались проблемно-теоретический и исто-рико-правовой приемы исследования, а также сочетание методов анализа, синтеза и аналогии. Полученные выводы в ходе исследования дополняют знания по истории отечественного и зарубежного государства и права, уточняют особенности природы авторского права.

Ключевые слова: литературная собственность, авторское право, право собственности, история авторского права, концепция, привилегия

X 2 о о

CSI

Традиции и концепции литературной и художественной собственности и авторского права в законодательстве европейских государств XIX - начала XX вв. имеют важное значение для обоснования существования авторских прав. Востребованность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время исследователи практически не обращаются к истории и обоснованию зарождения авторского права. Комплексных и системных исследований по данному вопросу не было, тем не менее, стоит выделить ряд современных исследований, которые обращались к некоторым аспектам данной проблемы частично. Например, исследования Н. Б. Верховой, Н. Н. Доцика, А. Г. Матвеева, Т. Л. Полусмак1. К дореволюционным исследованиям можно отнести работы выдающихся отечественных ученых таких как А. Г. Антонович, С. А. Беляцкин, Я. А. Канторович, В. Д. Спасович, И. Г. Табашников. В советское время данная проблема не изучалась, традиции и концепции возникновения авторского права не рассматривались. Научная новизна состоит в том, что отдельно исследуется проблема зарождения литературной и художественной собственности, а позднее авторского права в осмыслении существования концепций двух систем - романо-германской и англо-саксонской. Это, в том числе, показано через историю становления авторского права - систему привилегий.

Творчество, как вид умственной деятельности, зародилось несколько тысячелетий тому назад. Предки современного человека наносили изображения в пещерах, а на камнях - письмена (петроглифы). В Античность и Средние века творческая или интеллектуальная деятельность проявляется наиболее ярко . Создавались произведения архи -тектуры и искусства, признанные позднее шедеврами и внесенные в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (например, фрески Кносского дворца, Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Кёльнский собор, картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»). Ни личных, ни имуществен-

1 Верхова Н. Б. Законодательная охрана литературных и издательских прав в дореволюционной России : Дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2007. - 169 с.; Доцик Н. Н. Авторское право в России: XVIII - начало XX вв. : Дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2008. - 180 с.; Матвеев И. Г. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства: учеб. пособие; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2015. - 444 с.; Полусмак Т. Л. Цензурное законодательство дореволюционной России : Дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2003. - 194 с.

ных авторских прав не существовало, а законодатель не принимал законов по защите литературных, художественных и иных произведений. Художники указывали свое имя на холсте, архитекторы - на фасадах зданий, сочинители первых рукописных, а позднее печатных книг - на титульных страницах. Любое лицо могло скопировать, переписать сочинение без выплаты авторского вознаграждения.

Литературная и художественная собственность, а позднее авторское право возникли в связи с распространением литературных произведений и возникновением исключительного права продажи своих сочинений.

А. Г. Антонович определял, что «начало законодательства, обеспечивающего авторские права собственности, относится к средневековым привилегиям, устанавливавшим за издателями исключительное право на изданные ими книги. Первая такая привилегия была дарована издателям в Венеции (1491 г.), затем в Медиолане (1495 г.), во Франции (1507 г.), в Англии (1518 г.) и т. д. В Англии законами 1643 и 1662 г.г. учрежден был книжный цех, в книги которого записывались издаваемые членами цеха книги, и перепечатка их преследовалась. В Германии еще во время жизни Лютера право собственности не признавалось. Лютер в 1525 г. в предисловии к "Истолкованию апостольских посланий и евангелия от Филиппова поста до Пасхи" увещевает занимающихся печатанием не грабить и не красть произведений своих ближних, причем жалуется, что наборщик украл его рукопись и издал в свет. Также Эразм Ротер-дамский жалуется, что книги крадут из лавок, перепечатывают и по дешевым ценам продают. Лейпцигский юридический факультет в 1706 г. боролся с этим злом и высказал воззрение, что перепечатка книг без согласия автора есть воровство. Так медленно пробивается в жизнь воззрение, что автору, как и всякому рабочему, должно быть гарантировано право собственности на его произ-ведение»1.

«Примером привилегии в Венеции в XVI в. являлась привилегия, выданная Виченцо Вуковичу и его компаньону Бартоломео ди Агустино из города Скио (Bortolomeo di Agustiono da Schio), которые «обратились в венецианский Сенат с просьбой выдать им 25-летнюю привилегию на исключительное право издания и распространения книг, «напечатанных сербским языком и сербскими литерами ("in lingua et caractere serviano"). Такое решение было принято Сенатом 4 сентября 1546 г.» .

В России первая привилегия на печатание книг и карт была выдана Яну Тессенгу в 1700 г. на 15 лет. Первые издания книг Тесенга 1699 г. имели своим содержанием историю, астрономию и лите-

ратуру. «Посредством монополии Петр I хотел ввезти в Россию в виде книг и карт знания о мире за пределами России, как ремесленные и научные, так и географические. Жалованная грамота, предоставленная Тесенгу, охватывала ввоз и распространение в России западных знаний в виде книг и карт на русском языке, касающихся науки, техники и географии»3.

Для контроля над исполнением этой личной монополии, которая распространялась на всю Европу, Тесенгу надлежало снабдить свои публикации собственным клеймом и подписью. Со смертью Тесенга, последовавшей 25 июля 1701 г., монополия прекратила свое существование.

Привилегии как в европейских государствах, так и в России не закрепляли авторского права на опубликованные сочинения, а защищали, прежде всего, издателей, которые получали имущественную выгоду от продажи книг. Привилегии, как и другие монополии, были распространенной в средневековье формой предоставления, по словам академика В. С. Нерсесянца, «элитарными преимуществами»4, а С. Ю. Суменков полагает, что привилегии «выступают в качестве универсальных юридических средств, создают режим благоприятствования своим обладателям, устанавливая дополнительные гарантии, изъятия и облегчения из общего порядка»5.

В начале XVIII в. в Европе и в конце XVIII - начале XIX вв. в России система выдачи привилегий постепенно утрачивается. В это время начинается принятие первых законов об авторском праве. В Англии в 1710 г. Королевой Анной из династии Стюартов был подписан закон, который в юридической литературе известен как Статут Королевы Анны, определявший порядок управления книгопечатания. Статут не являлся законом об авторском праве в прямом смысле, так как в нем не существовало самого понятия «авторское право», однако им подтверждались права авторов и издателей на основе ранее выданных срочных привилегий. Статут предусматривал четырнадцатилетний срок действия исключительного права на опубликованные и неопубликованные произведения. Срок действия исключительного права на опубликованные произведения до 1710 г. устанавливался в двадцать один год. Статут Королевы Анны 1710 г. действовал чуть более ста лет, который был отменен английским законом об авторском праве 1814 г. (Copyright Act 1814)6.

1 Антонович А. Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Часть первая. - Киев, типография В. И. Завадского, 1890. С. 335, 336.

2 Немировский Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта: 1491-2000. Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Т. I. 1491-2000. М. : Знак, 2009. С. 172.

Окхезен Э. Карта южной России Тесинга и привилегия, предоставленная ему Петром I // Россия - Голландия. Книжные

связи ХУ-ХХ вв. Сост. и науч. ред. Н.П. Копанева. СПб., Европейский Дом, 2000. С. 246, 250, 252, 257.

4 Беседа о праве. Академик В. С. Нерсесянц [Электронный ресурс] / НТВ. - Электрон. дан. - М. : НТВ, 2011. - Режим доступа: Ь|Прз://\\\\\\.уои1иЬе.сот/\\а1сЬ|?у=274Ра41-122Хо, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.

5 Суменков С. Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории : дисс... канд. юрид. наук. - Саратов, 2002. С. 2.

6 Ильницкий К. О. Правовой анализ становления и развития законодательства Великобритании об авторском праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2012. - № 1. - С. 133.

5

m

о т;

>

У

т; А

В России первый закон об авторском праве появился в рамках законодательства о цезуре (§§ 135-139 раздела II «О сочинителях и издателях книг» части IV Устава о цензуре от 22 апреля 1828 г.). Под сочинениями или произведениями словесности, наук и искусств законодатель определял книги всякого рода и на всех языках, эстампы, рисунки, чертежи, планы, карты, а также и ноты с присовокуплением слов (параграф 2 Устава о цензуре от 22 апреля 1828 г., статья 2 Свода уставов о цензуре 1857 г.). Такое легальное определение просуществовало чуть более восьмидесяти лет - с 22 апреля 1828 г. до принятия 20 марта 1911 г. Положения об авторском праве.

В отечественной и зарубежной доктринах XIX -начала XX вв. существовали разные подходы в понимании природы авторского права и литературной и художественной собственности. Становление «института так называемой литературной собственности», как отмечал Я.А. Канторович, «идет рядом с научным анализом того, что называется правом авторов на их творения, - выяснением юридической природы авторского права, оснований, объекта и содержания этого права...»1.

Появление разного правопонимания терминологии ведет к существованию двух правовых систем: англо-саксонской и романо-германской. В государствах с англо-саксонской правовой системой (Великобритания, Канада, США) copyright означает «право на воспроизведение», «право на копирование», когда как в государствах с романо-германской правовой системой (Франция, Германия, Россия) - «право автора», то есть авторское право. Во Франции и Германии терминология менялась. Например, В. Д. Спасович замечал, что существует «путаница. в понятиях. что англичане называют copy-right или правом снимания копий с оригинального произведения, то есть, правом размножения экземпляров, а немцы Verlagsrecht, или правом издательства, то французы именуют propriété littéraire или литературною собственностью.»2.

Значение термина copyright не равнозначно. Если англо-американское «право на копию» имеет коммерческую ориентацию, то континентальное «право автора» - личностную. Конструкция первого призвана прежде всего стимулировать создание новых произведений. Второе же, наделяя автора неотчуждаемыми моральными правами, использует личностный подход, при котором интересы творца произведения должны соблюдаться в первую очередь хотя бы потому, что именно он является центральной фигурой всей системы, давшей название этой области права 3.

1 Канторович Я. А. Литературная собственность (с приложени-

ем всех постановлений действующего законодательства о ли" тературной, художественной и музыкальной собственности, Q вместе с разъясн. по кассац. решен. Сената). С.-Петербург, ¿Ь типо-литография К. Л. Пентковского, 1895 г. С. 14. 0» 2 Спасович В. Д. Права авторские и контрафакция. - СПб., о 1865. С. 17.

3 Матвеев И. Г. Интеллектуальные права на произведения нау-

& ки, литературы и искусства: учеб. пособие / А. Г. Матвеев;

^ Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2015. С. 19.

Философы и юристы XIX - начала XX вв. определяли литературную собственность как вид собственности, как категорию вещных прав, проводя аналогию с правом собственности на вещи, а другие - напротив, считали литературную собственность как собственность личную, связанную с личностью автора, его правом на самовыражение и свободу действий.

Эдуард Лабуле сравнивал приобретение авторского права или литературной собственности с первоначальным способом приобретения и высказывался, что «литературная собственность, в принципе, подобна всякой другой. Все равно, будет ли она признана или отвергнута, весь мир соглашается видеть в ней высшее применение человеческого ума.»4. Лабуле считал, что рукопись являлась объектом литературной собственности, равно как и право собственности на вещь.

Французский философ Адольф Франк утверждал, что литературная собственность имеет те же основания, что и собственность материальная, в том числе имеющая переход по наследству. Сочинения, по его мнению, имеют форму: текст, напечатанный на бумаге, форма, выбитая в мраморе, рисунок, написанный на картине5.

В немецкой историографии учёные также соотносили литературную собственность к праву собственности.

Например, Кристиан Эйзенлор полагал, что «литературная и художественная собственность не является самостоятельным правовым институтом, но является выражением нового правосозна-ния»6, а для Адольфа Вагнера авторское право являлось правом собственности, при этом государственная власть силой закона расширяла пределы понятия права собственности соответственно новым потребностям7. Вагнер считал, что конструкция права собственности не отвечает современности и его необходимо расширить, включив в этот институт литературную и художественную собственность.

Швейцарский юрист Иоаганн Блунчли, напротив, утверждал, что авторское право относится к личному праву, а имущественная сторона авторского права второстепенна8. Юридическая природа авторского права основывается на тесной связи сочинителя, художника или музыканта. Автор имеет полные основания иметь от общества уважение к своему труду, а имущественная ценность не должна играть главную роль.

Герман Ортлоф убеждал, что авторскому праву присущ, в основном, личный характер, и, «если автор литературного произведения получает воз-

4 Laboulaye Édouard. Études sur la propriété littéraire en France et en Angleterre. - Paris. - 1858. - p. XXIX.

5 Franck Adolphe. Philosophie du droit civil. - Paris. - 1886. - p. 235, 237.

6 Eisenlohr Christian Friedrich: Das literarisch-artistische Eigenthum und Verlagsrecht : mit Rücks. auf die Gesetzgebungen / Von Ch. F. M. Eisenlohr Schwerin : Bärensprung, 1855. S. 43, 44.

7 Wagner Adolph: Lehrbuch der politischen Oekonomie In einzelnen selbständigen Abtheilungen. C.F. Winter, 1880. - S. 569-575.

8 См. § 46 Bluntschli Johann Caspar: Deutsches Privatrecht. Erster Band. München: Literarisch-Artistische Anstalt, 1853.

награждение за свой труд, то это возможно лишь потому, что ему принадлежит исключительное право передачи своих мыслей обществу»1. В этом смысле авторское право необходимо считать личным правом создателя произведения.

В отечественной историографии Табашников И.Г. обозначил, что «в вопросе о юридических свойствах авторского права следует отправляться от того, что сочинение это вещь; эта вещь хотя не похожа на остальные, но тем не менее она имеет реальное бытие, распознается внешними чувствами и способна к воспроизведению до бесконеч-

2

ности и к денежной оценке» .

Беляцкин С.А. впервые выделил общественный интерес и определял авторское право в сочетании с имущественным, личным и общественным интересами. «Притязания общества покоятся на том, что произведение автора принадлежит обществу (или даже человечеству); опубликовав свое произведение, автор фактически присоединил общество к предмету своего творчества; общество имеет особый, специфический интерес в творениях духа, обуславливающих культурное существование че-

3

ловека» .

Спасович В.Д. же делал вывод о том, что авторское право «однородно по существу и назначению с привилегию на изобретение... выросло... из привилегий» 4 и является особенным правом.

Назначение понятий «литературная и художественная собственность» и «авторское право» различно, но в двух правовых системах объект права одинаков - произведение, созданное интеллектуальным трудом. В государствах английской традиции господствует толкование как имущественное право, в основе которого лежит право на воспроизведение произведений и получение экономической выгоды. Другая цель присутствует в государствах романо-германской правовой системы, в которых автор - носитель, прежде всего, личных (моральных) прав. Российский законодатель, используя терминологию «собственность» в сочетании с видами произведений, практически имел ввиду лишь принадлежность к автору произведения, то есть личным правам, хотя не закрепляя это законодательно. Русские юристы вслед за законодателем расширительно толковали литературную и тому подобную собственность, считая, что права сочинителей, а в дальнейшем и институт авторского права, имело своеобразную автономность. В дальнейшем при вступлении в силу

1 Ortloff Hermann: Das Autor und Verlagsrecht II Jahrbuch für die Dogmatik des heutigen römischen und deutschen Privatrechts. 18б1. Vol. VI. - S. 31б, 328.

2 Табашников И. Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права и по постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии, Англии и России. - Т. 1.: Литературная собственность, её понятие, история, объект и субъект. - СПб., 1878. С. 1бб-1б7.

3 Беляцкин С. А. Новое авторское право в его основных принципах. - СПб.: Издание Юридического книжного склада «Право», 1912. С. 12.

4 Спасович В. Д. Права авторские и контрафакция. - СПб., 18б5. С. 33.

Положения об авторском праве в 1911 г. законодатель прочно закрепляет «авторское право» в законодательстве, а литературную и подобную собственность исключает из правоприменения. В настоящее время понимание copyright также различается странами с разными правовыми традициями. Как следствие в 1886 году была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, а не литературной и художественной собственности, что было обусловлено сочетанием разных правовых традиций государств-участников конвенции.

Литература

1. Антонович, А. Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права) [Текст] / А. Я. Антонович. Часть первая. - Киев, типография В. И. Завадского, 1890. - 410 с.;

2. Беляцкин, С. А. Новое авторское право в его основных принципах [Текст] / С. А. Беляцкин. -СПб. : Издание Юридического книжного склада «Право», 1912. - 151 с.;

3. Верхова, Н. Б. Законодательная охрана литературных и издательских прав в дореволюционной России [Текст] / Н. Б. Верхова : Дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2007. - 169 с.;

4. Доцик, Н. Н. Авторское право в России: XVIII

- начало XX вв. [Текст] / Н. Н. Доцик : дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2008. - 180 с.;

5. Ильницкий, К. О. Правовой анализ становления и развития законодательства Великобритании об авторском праве [Текст] / К. О. Ильницкий // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2012. - № 1. - С. 132135;

6. Канторович, Я. А. Литературная собственность. С приложениями всех постановлений действующего законодательства о литературной, художественной и музыкальной собственности, вместе с разъяснением по кассационным решениям Сената [Текст] / Я. А. Канторович. - Изд. 3-е. -СПб., 1899. - 163 с.;

7. Матвеев, А. Г. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства: учеб. пособие [Текст] / А. Г. Матвеев; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2015. - 444 с.;

8. Немировский, Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта: 14912000. Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы [Текст] / Е. Л. Немировский. Т. I. 1491-2000. М. : Знак, 2009. - 588 с. : ил.;

9. Окхезен, Э. Карта южной России Тесинга и привилегия, предоставленная ему Петром I [Текст] ; Россия - Голландия. Книжные связи XV-XX вв. Сост. и науч. ред. Н.П. Копанева. - СПб. : Европейский Дом, 2000. - С. 244-260;

10. Полусмак, Т. Л. Цензурное законодательство дореволюционной России [Текст] / Т. Л. Полусмак : дис. . канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2003.

- 194 с.;

11. Спасович, В. Д. Права авторские и контрафакция [Текст] / В. Д. Спасович. - СПб., 1865. -107 с.;

5

m

о т;

>

У

т; А

12. Суменков, С. Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории [Текст] / С. Ю. Суменков : дисс... канд. юрид. наук. - Саратов, 2002.

- 187 с.;

13.Табашников, И. Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права и по постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии, Англии и России [Текст] / И. Г. Табашников. - Т. 1.: Литературная собственность, её понятие, история, объект и субъект. - СПб. : Тип. М.И. Попова, 1878.

- 568 с.;

14. Bluntschli, Johann Caspar. Deutsches Privatrecht. Erster Band. [Текст] / J. C. Bluntschli. - München: Literarisch-Artistische Anstalt, 1853. - 487 S.;

15. Eisenlohr, Christian Friedrich. Das literarischartistische Eigenthum und Verlagsrecht : mit Rücks. auf die Gesetzgebungen / Von Ch. F. M. Eisenlohr [Текст] / Ch. F. Eisenlohr. - Schwerin : Bärensprung, 1855. - 118 S.;

16. Franck, Adolphe. Philosophie du droit civil [Текст] / A. Franck. - Paris. - 1886. - 305 p.;

17. Laboulaye, Édouard. Études sur la propriété littéraire en France et en Angleterre [Текст] / É. Laboulaye. - Paris. - 1858. - 200 p.;

18. Ortloff, Hermann. Das Autor und Verlagsrecht // Jahrbuch für die Dogmatik des heutigen römischen und deutschen Privatrechts [Текст] / H. Ortloff. 1861. Vol. VI. - S. 263-353;

19.Wagner, Adolph. Lehrbuch der politischen Oekonomie In einzelnen selbständigen Abtheilungen [Текст] / A. Wagner. C.F. Winter, 1880. - 710 S.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Беседа о праве. Академик В. С. Нерсесянц [Электронный ресурс] / НТВ. - Электрон. дан. - М. : НТВ, 2011. - Режим доступа : https://www.youtube.com/ watch?v=z74Fa4Hz2Xo, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

Literary and Artistic Property and Copyright in Legislation of European States and Russia of XVIII cent. - the early of XX cent.: Traditions and Conceptions Ilnitskiy K.O.

Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences The subject of the article is the genesis and legal consciousness of the substantiation of the literary and artistic property and copyright existence, the philosophical and legal concepts through the legal systems: Romano-German, Anglo-Saxon, as well as the views of domestic scientists to determine the place of copyright in the legislation of the Russian Empire. The aim of the study is to reconstruct the origin of copyright through the history of privileges and the allocation of different interpretations of the nature of copyright. The methodological basis of the research is represented by the methods of scientific knowledge: comparative legal, formal legal and systemic. The study also used the problem-theoretical and historical-legal methods of research, as well as a combination of methods of analysis, synthesis and analogy. The findings of the study complement the knowledge of the history of domestic and foreign States and law, clarify the nature of copyright. Key words: literary property, copyright, property law, history of copyright, conception, privilege

]Н Ю[

o> о

2

References

1. Antonovich, A. Ya. The course of state improvement (police law)

[Text] / A. Ya. Antonovich. Part one. - Kiev, V.I. Zavadsky Printing House, 1890. - 410 p .;

2. Belyatskin, S. A. New copyright in its basic principles [Text] / S.

A. Belyatskin. - SPb. : Publication of the Legal book warehouse "Law", 1912. - 151 p .;

3. Verkhov, N. B. Legislative protection of literary and publishing

rights in pre-revolutionary Russia [Text] / N. B. Verkhov: Dis. ... Cand. legal sciences. - Nizhny Novgorod, 2007. - 169 c .;

4. Dotsik, N. N. Copyright in Russia: XVIII - early XX centuries.

[Text] / N.N. Dotsik: dis. ... Cand. legal sciences. - Moscow, 2008. - 180 p .;

5. Ilnitsky, K. O. Legal analysis of the formation and development of

UK legislation on copyright [Text] / K. O. Ilnitsky // Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. - 2012. - № 1. - p. 132-135;

6. Kantorovich, Ya. A. Literary property. With the annexes of all

resolutions of the current legislation on literary, artistic and musical property, together with an explanation of the cassation decisions of the Senate [Text] / Ya. A. Kantorovich. - Ed. 3rd -SPb., 1899. - 163 p .;

7. Matveev, A.G. Intellectual rights to works of science, literature

and art: studies. manual [Text] / A. G. Matveev; Perm. state nat researches un-t - Perm, 2015. - 444 p .;

8. Nemirovsky, Ye. L. Slavic editions of Cyril (Church Slavonic) font:

1491-2000. Inventory of extant copies and index of literature [Text] / E. L. Nemirovsky. T.I. 1491-2000. M.: Sign, 2009. - 588 p. : or;

9. Oakhezen, E. Map of southern Russia Tesinga and the privilege

granted to him by Peter I [Text]; Russia - Holland. Book ties XV-XX centuries. Comp. and scientific ed. N.P. Kopaneva. - SPb. : European House, 2000. - p. 244-260;

10. Polusmak, T.L. Censorship legislation of pre-revolutionary Russia [Text] / T. L. Polusmak: dis. ... Cand. legal sciences. -Nizhny Novgorod, 2003. - 194 p .;

11. Spasovich, V. D. Copyright and counterfeiting rights [Text] / V. D. Spasovich. - SPb., 1865. - 107 p .;

12. Sumenkov, S. Yu. Privileges and Immunities as General Legal Categories [Text] / S. Yu. Sumenkov: Diss ... cand. legal sciences. - Saratov, 2002. - 187 p .;

13. Tabashnikov, I. G. Literary, musical and artistic property from the point of view of the science of civil law and according to resolutions of the legislations: Northern Germany, Austria, England and Russia [Text] / IG Tabashnikov. - T. 1 .: Literary property, its concept, history, object and subject. - SPb. : Type of. M.I. Popova, 1878. - 568 s .;

14. Bluntschli, Johann Caspar. Deutsches Privatrecht. Erster Band. [Text] / J.C. Bluntschli. - München: Literarisch-Artistische Anstalt, 1853. - 487 S .;

15. Eisenlohr, Christian Friedrich. Das literarisch-artistische Eigenthum und Verlagsrecht: mit Rücks. auf die Gesetzgebungen / Von Ch. F. M. Eisenlohr [Text] / Ch. F. Eisenlohr. - Schwerin: Bärensprung, 1855. - 118 S .;

16. Franck, Adolphe. Philosophie du droit civil [Text] / A. Franck. -Paris. - 1886. - 305 p .;

17. Laboulaye, Édouard. Études sur la propriété littéraire en France et en Angleterre [Text] / É. Laboulaye. - Paris. - 1858. - 200 p .;

18. Ortloff, Hermann. Das Autor und Verlagsrecht // Jahrbuch für die Dogmatik des heutigen römischen und deutschen Privatrechts [Text] / H. Ortloff. 1861. Vol. Vi. - S. 263-353;

19. Wagner, Adolph. Lehrbuch der politischen Oekonomie In einzelnen selbständigen Abtheilungen [Text] / A. Wagner. C.F. Winter, 1880. - 710 S .;

20. Talk about the law. Academician V.S. Nersesyants [Electronic resource] / NTV. - Electron. Dan. - M.: NTV, 2011. - Access mode: https://www.youtube.com/ watch? V = z74Fa4Hz2Xo, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.