DOI: 10.18287/2542-047X-2018-4-4-115-122 УДК 347.78
Дата поступления статьи: 30/IX/2018 Дата принятия статьи: 12/X/2018
Е. М. Полянская, В. Д. Кадовбенко
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
© Полянская Евгения Михайловна ([email protected]), кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, Московский государственный областной университет, 141014, Российская Федерация, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24.
Тема кандидатской диссертации: «Проблемы предупреждения использования рабского труда и торговли людьми». Автор 35 научных работ, в т. ч. является соавтором коллективных монографий: «Уголовно-правовые и международные аспекты борьбы с использованием рабского труда и торговлей людьми» (2016), «Современное рабство» (2017).
Область научных интересов: уголовное право, криминология, сравнительное правоведение, гражданское право.
© Кадовбенко Вероника Дмитриевна ([email protected]), преподаватель кафедры среднего профессионального образования, Воронежский экономико-правовой институт, 394007, Российская Федерация, г. Воронеж, Ленинский пр-т, 119 А; аспирант кафедры международного права и международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности, Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 117279, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55а.
Область научных интересов: гражданское право, гражданско-процессуальное право, право интеллектуальной собственности.
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается история возникновения и развития авторского права в Российской Федерации и в иностранных государствах: США, Великобритании, Франции, Швейцарии, Бельгии. Анализируются международные правовые акты в сфере защиты авторских прав. Сравниваются периоды становления и развития института авторского права в различных странах, выделяются особенности, присущие каждой стране в сфере защиты авторских прав. Подробно исследуются основные положения, принципы международных конвенций. При изучении становления института авторского права в России рассматриваются правовые акты времен дореволюционной России с 1828 года, такие как «Положения о правах Сочинителей», и иные документы, в том числе и правовые акты времен Советского Союза. Уделено внимание и современному состоянию законодательства о защите авторских прав в Российской Федерации. Также затронуты проблемы защиты авторских прав в сети Интернет. Данный вопрос является актуальным, поскольку каждый год растет количество нарушений как авторских, так и иных прав правообладателей в сети Интернет.
На основе проведенного исследования авторы приходят к выводу, что для осуществления полноценной защиты прав создателей произведений институт авторского права необходимо продолжать реформировать, руководствуясь нормами международного права.
Ключевые слова: интеллектуальные права, авторское право, иностранное законодательство, международные правовые акты.
Цитирование. Полянская Е. М., Кадовбенко В. Д. История возникновения и развития авторского права в Российской Федерации и в зарубежных странах // Юридический вестник Самарского
университета. 2018. Т. 4. № 4. С. 115-122. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2018-4-4-115-122.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
DOI: 10.1 8287/2542-047X-20 18-4-4-11 5-122 Submitted: 30/IX/2018
UDC 347.78 Accessed: 12/X/2018
E. M. Polyanskaya, V. D. Kadovbenko
HISTORY OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF COPYRIGHT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND IN FOREIGN COUNTRIES
© Polyanskaya Evgenia Michailovna ([email protected]), Candidate of Legal Sciences, assistant professor of the Department of Criminal Law, Moscow Region State University, 24, Very Voloshinoy Street, Mytishi, 141014, Russian Federation.
Subject of Candidate's thesis: «Problems of preventing the use of slave labor and human trafficking». Author of 35 scientific works, including co-author of collective monographs: «Criminal law and international aspects of combating the use of slave labor and human trafficking» (2016), «Modern slavery» (2017). Research interests: criminal law, criminology, comparative law, civil law.
© Kadovbenko Veronika Dmitrievna ([email protected]), lecturer at the Department of Secondary Professional Education, Voronezh Economical and Legal Institution; 119 А, Leninsky Avenue, Voronezh, 394007, Russian Federation; postgraduate student, Department of Inernational Law and International Cooperation in the sphere of intellectual property, Russian State Academy of Intellectual property, 55a, Miklukho-Maklay Street, Moscow, 117279, Russian Federation. Research interests: civil law, law of civil procedure, intellectual property right.
ABSTRACT
The article discusses the history of the origin and development of copyright in the Russian Federation and in foreign countries: the United States, Great Britain, France, Switzerland, Belgium. International legal acts in the field of copyright protection are analyzed. The author compares the periods of formation and development of the Institute of copyright in different countries, highlights the features inherent in each country in the field of copyright protection. The main provisions and principles of international conventions are studied in detail. In the study of the formation of the Institute of copyright in Russia, considered legal acts of the pre-revolutionary Russia since 1828, such as «Regulations on the rights of Writers» and other documents, including legal acts of the Soviet Union. Attention is paid to the current state of legislation on copyright protection in the Russian Federation. The problems of copyright protection on the Internet are also touched upon. This issue is relevant, because every year the number of violations of copyright and other rights holders on the Internet.
On the basis of the study, the authors conclude that in order to fully protect the rights of creators of works, the Institute of copyright should be further reformed, guided by the norms of international law.
Key words: intellectual rights, copyright, foreign legislation, international legal acts.
Citation. Polyanskaya E. M., Kadovbenko V. D. [History of emergence and development of copyright in the Russian Federation and in foreign countries]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2018, Vol. 4, no. 4, pp. 115-122. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2018-4-4-115-122 [in Russian]. _
В современных условиях жизни все большее значение приобретает развитие института защиты авторских, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности человека.
Авторское право способствует созданию благоприятных условий для занятия творческим трудом, позволяя авторам произведений свободно и беспрепятственно пользоваться, распоряжаться и получать доходы от созданных ими результатов творческой деятельности.
Вопросом возникновения и развития авторского права занимались как ученые-правоведы XIX - начала XX веков, такие как Ю. В. Александровский, А. А. Борзенко, Г. К. Градовский, В. Ф. Дерюжинский, так и современные отечественные ученые, например В. Ю. Аксенова, А. В. Бакунцев, И. А. Близнец, А. П. Сергеев.
Авторское право по сути своей неразрывно связано с понятием собственности и, соответственно, с защитой этой собственности.
Существует точка зрения, что первые представления об авторском праве появились в Древней Греции и Риме. Так, тексты трагедий, исполняемых на сцене, подлежали сохранению для того, чтобы была возможность проследить сохранность авторского замысла в исполняемом произведении [1, с. 29]. Уже в то время плагиат рассматривался как проступок.
Среди ученых, занимающихся проблемой исследования и возникновения авторских прав, принято считать, что необходимость защиты авторского права возникла в связи с изобретением печатных станков, то есть с появившейся возможностью тиражирования произведений авторов промышленным типографским способом, позволяющим достаточно
быстро распространять произведения авторов, доводя их до широкого круга лиц [2, с. 37].
В связи со значительным техническим прогрессом, ростом затрат на первичное опубликование произведений возникла необходимость правового регулирования защиты авторских прав.
Первый документ, выдаваемый авторам органами власти для защиты их прав, носил название «привилегии», это были так называемые охранные грамоты.
Одним из первых выданных привилегий считается привилегия от 1486 года, выданная Антонио Са-беллико. Именно он получил исключительное право печатать произведения по истории республики: «Декаду Венецианских дел». За нарушение данной привилегии был установлен штраф в размере 500 дукатов [3].
С помощью привилегий в европейских странах первоначально обеспечивалась охрана авторских прав.
Впоследствии, в связи с постепенным правовым развитием общества, система привилегий в европейских странах стала заменяться различными законами.
Впервые закон о защите авторских прав появился в Великобритании, в 1710 году, назывался он «Статут королевы Анны». Суть данного закона заключалась в том, что он запрещал тиражирование произведения, опубликованного без согласия автора [4]. Также устанавливался запрет на тиражирование произведения автора без его согласия сроком на 14 лет. Данный срок мог быть продлен однократно еще на 14 лет.
Впоследствии законы о защите авторских прав были приняты в США и в ряде европейских стран. Так, во Франции принят Декрет 1791 года, в котором произведение автора рассматривается как частная собственность. В Конституции США в 1787 году указывалось, что авторам гарантируются сохранение исключительных прав на результаты их творческой деятельности.
Таким образом, в большинстве европейских стран к началу XIX века уже осуществлялась защита авторского права, однако оно приравнивалось к правам собственности. Понятие интеллектуального права на тот период времени еще не было введено в терминологический лексикон правоведов.
Стоит отметить, что принятые законы все-таки не обеспечивали надежную защиту авторских прав и не позволяли получать справедливую компенсацию за их нарушение.
Принято считать, что само понятие «интеллектуальная собственность» возникло в 1879 году, когда такое определение сформулировал бельгийский ученый Э. Пикар. Он считал, что авторские права существенно отличаются от права собственности на вещи, и они не относятся ни к вещным, ни к обязательственным правам.
В связи с техническим прогрессом в сфере книгопечатания, развитием книжной торговли, распространением прессы, появлением большого объема переводной литературы требовалось обеспечивать охрану авторских прав.
Во многих странах к началу XIX века уже действовали различные законы о защите авторских прав, но данные законы охраняли лишь произведения национальных авторов [5, с. 7].
Для полноценного обеспечения охраны авторских прав в других государствах требовалось заключение международных актов, соглашений, защищающих права авторов и на территории других стран.
Для разработки международных актов по вышеуказанной проблеме проводились международные конгрессы. Так, в 1858 году в Брюсселе был проведен Конгресс авторов произведений литературы и искусства по вопросу подготовки многостороннего документа по охране прав авторов. В 1878 году состоялся Конгресс в Париже, в период проведения всемирной выставки, именно на данном Конгрессе была принята резолюция о необходимости разработки конвенции по охране авторских прав.
В результате проведения указанных конгрессов при участии делегатов от большинства европейских стран в 1886 году в Швейцарии была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
Именно с момента принятия указанной конвенции начинается международная защита авторских прав. Принятие данной конвенции позволило преодолеть территориальный принцип охраны авторских прав, давая возможность защиты прав иностранных авторов на их произведения.
Впоследствии в текст конвенции вносились неоднократные изменения, связанные в основном с расширением объектов охраны авторских прав, которые появлялись в связи с ростом технического прогресса в обществе.
Так, объектами охраны, помимо литературных и художественных произведений, являлись лекции, проповеди, музыкально-драматические произведения, хореографические сочинения, кинематографические произведения, произведения живописи, архитектуры, фотографические произведения, карты, иллюстрации.
Бернская конвенция закрепила основные принципы защиты авторских прав, которые применяются и в настоящее время во многих странах мира.
Примером таких принципов является принцип национального режима, в соответствии с которым каждая страна, подписавшая конвенцию, должна предоставлять иностранным авторам такой же объем прав, что и для авторов своей страны.
Одним из важных аспектов конвенции явилось условие, в соответствии с которым «невозможно ставить охрану авторских прав в зависимость от соблюдения каких-либо формальностей, даже если они существуют в стране первой публикации» [6, с. 166]. Указанное положение позволило авторам произведений практически беспрепятственно оформлять право авторства за собой и применять закрепленное за собой право в любом государстве, подписавшем конвенцию.
Также конвенция установила минимальный срок охраны авторских прав: в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Позже в конвенцию были внесены изменения - минимальный срок охраны авторских прав увеличился до 50 лет после смерти автора [7]. Увеличение срока защиты авторских является, несомненно, большим достижением, гарантируя защиту авторских прав и после смерти автора.
Данную конвенцию подписало большинство европейских стран, включая Бельгию, Германию,
Францию и другие страны, в том числе Тунис. В настоящее время участниками Бернской конвенции являются более 160 государств.
Таким образом, уже в XIX веке в большинстве европейских стран авторские права подлежали защите не только на национальном, но и на международном уровне.
В XX веке, в связи с продолжающимся техническим развитием в обществе, в промышленности, международная законодательная защита авторских и смежных прав требовала своего обновления и совершенствования. В результате появления новых объектов интеллектуальных прав, требующих правовой охраны, был принят ряд конвенций, направленных на защиту интеллектуальных прав. Такими конвенциями являются: Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года, Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года и другие.
Указанные конвенции расширяли круг объектов защиты авторских прав, охраняя уже не только авторов произведений, но и исполнителей, изготовителей фонограмм, а также защищали произведения от их незаконного распространения.
В результате принятия данных конвенций появляется особый знак защиты авторских прав.
Так, статьей 3 «Всемирной конвенции об авторском праве» 1952 года установлен знак охраны авторских прав в виде латинской буквы «С», заключенной в окружность. Рядом со знаком указывается фамилия (либо фамилия и имя) владельца данного произведения с указанием года первого выпуска произведения в свет. Наличие данного знака позволяет идентифицировать автора и осуществлять охрану авторских прав на произведение от несанкционированного копирования и иного использования.
Целью принятия данной конвенции, согласно ее преамбуле, является создание международного правового инструмента, который позволяет легче распространять произведения для лучшего международного сотрудничества.
Основным же принципом Всемирной конвенции является принцип национального режима [8]. Данная конвенция тесно связана с Бернской конвенцией и по сути дополняет ее, растворяясь в ней.
«Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций», принятая в 1961 году, установила дополнительные объекты охраны. Так, предметом охраны стали права исполнителей в отношении исполнений, производителей фонограмм в отношении фонограмм и вещательных организаций в отношении передач.
Появлению данной конвенции способствовало распространение радиовещания и телевизионного вещания, возникновение новых способов звукозаписи.
Именно с принятия данной конвенции началась международная охрана смежных прав, в национальных законодательствах различных государств стали появляться различные нормы об охране смежных прав.
В основе данной конвенции лежит два принципа:
- принцип национального режима, который обязывает государства - члены конвенции устанавливать для иностранных исполнителей такой же уровень охраны смежных прав, какой представляется и для собственных граждан страны;
- принцип установления минимального уровня охраны прав, в соответствии с которым государства -участники конвенции должны гарантировать внутри своей страны предоставление минимальных прав, установленных в конвенции, представителям других стран - участников конвенции.
Данная конвенция устанавливает минимальный срок охраны для производителей фонограмм -20 лет.
В конвенции впервые даны такие понятия, как «исполнитель», «фонограмма», «передача в эфир», «публикация» и другие [9]. Формулировка таких понятий позволяет установить более конкретные рамки объектов охраны авторских и смежных прав.
Следующей конвенцией, которая способствовала продолжению охраны смежных прав на международном уровне, является «Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм».
Принятие данной конвенции было обусловлено тем, что с ростом технического прогресса копирование аудиозаписей стало легким и быстрым процессом, не требующим особых затрат, а международный документ, защищающий права производителей фонограмм, отсутствовал.
Конвенция установила необходимую охрану интересов производителей фонограмм от производства копий фонограмм, от ввоза таких копий с целью их распространения без согласия производителя.
Особенностью конвенции явилось то, что вместо принципа национального режима в документе установлена обязанность всех членов - участников конвенции охранять интересы иностранных производителей фонограмм от их незаконного ввоза, копирования и распространения.
Каждое государство обязано самостоятельно установить меры, необходимые для охраны прав производителей фонограмм. Какие-либо ограничения в этом плане конвенцией не установлены, что дает правовую свободу государствам, присоединившимся к конвенции, в выборе специфических мер охраны.
Характерной особенностью принятых конвенций явилось установление возможности странам -участникам конвенций на национальном уровне самостоятельно устанавливать дополнительные меры ответственности за нарушение авторских и смежных прав.
Таким образом, можно считать, что к середине XX века международная защита интеллектуальных прав получила достаточное развитие, множество объектов подпадали под защиту в виде авторских и смежных прав, была установлена обязанность государств самостоятельно устанавливать меры ответственности за нарушение авторских прав.
Что касается истории развития авторского права как института интеллектуальной собственности в России, то, по мнению ряда авторов, ведет свое на-
чало лишь с 1828 года, с принятия Устава о цензуре 22 апреля 1828 года и «Положения о правах Сочинителей», измененного и расширенного в 1830 году в «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей».
Историей развития авторского права в дореволюционной России занимался ряд ученых: Д. А. Коптев, А. Б. Думашевский, Г. Ф. Шершеневич, И. Г. Табашников, К. П. Победоносцев, В. Д. Спасо-вич и другие.
По мнению И. Г. Табашникова, до 1828 года «Россия не знала права автора или издателя на защиту от произвольных перепечаток» [10, с. 345].
Положение о правах сочинителей, принятое в период правления Николая I, стало начальной точкой отсчета в формировании института авторского права в России. Согласно Положению, впервые был установлен срок охраны произведений. Произведение охранялось в течение всей жизни автора и последующие 25 лет после его смерти, впоследствии оно становилось достоянием общества. Однако для охраны авторских прав произведение необходимо было печатать в соответствии с соблюдением строгих цензурных правил. Без соблюдения цензурных правил охранные меры к произведению автора не применялись.
В Положении впервые был применен термин «контрафакторы». К ним относились нарушители авторских прав, например, те, кто продают свою рукопись или право на ее издание двум или нескольким лицам без взаимного согласия этих лиц. За «контра-фактор» возможно было применить наказание в виде преследования, но только если автор произведения сам обратится за этим в течение двух лет со дня обнаружения нарушения его авторских прав [11, с. 19].
В 1830 году Государственным советом был утвержден новый документ под названием «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей».
Интерес представляет тот факт, что в Положении права сочинителей народных песен, сказок, повестей приравнены к авторским правам. Также охране подлежали частные письма, статьи в журналах, иных периодических изданиях [12, с. 297].
Положительным аспектом также явилось увеличение срока охраны авторских прав после смерти автора до 35 лет.
В целом авторское право в то время понималось как право на издание произведений литературы. По соглашению сторон можно было ограничить передачу авторских прав определенным изданием и сроком. Третьим лицам запрещалось перепечатывать книги, был установлен запрет на опубликование устных произведений авторов.
Помимо запрета на «контрафактор», существовала и иная ответственность за нарушение авторских прав. Запрещалось издание произведений без разрешения автора. Так, за продажу произведений авторов, выпущенных в свет без их согласия, авторы могли не только требовать прекращения продажи данной продукции, но и настаивать на передаче автору вырученных денег за уже проданные экземпляры произведения [13, с. 43-46].
Впоследствии, в 1857 году, в указанное Положение были внесены изменения, срок охра-
ны авторских прав после смерти автора составил 50 лет. Увеличив данный срок защиты авторских прав, Российская империя оказалась на шаг впереди европейских стран, в которых установление повышенного срока охраны авторских прав произошло только в начале XX века (норвежский закон 1920 года, великобританский закон 1911 года) [14, с. 301].
В 1887 году нормы об авторском праве были помещены в Свод гражданских законов в раздел права собственности, то есть авторское право к концу XIX века в Российской империи ставилось в один уровень с правами собственности. Как самостоятельный институт интеллектуальные права еще не были выделены.
Несмотря на принятие большинством европейских стран Бернской конвенции в 1886 году, Российская империя пока остается в стороне от подписания международных конвенций в области защиты авторских прав. Данную ситуацию историки связывают с особой политической, экономической ситуацией в то время в стране.
Тем не менее в связи с продолжающимся экономическим, промышленным развитием общества, расширением международных связей, торговли требовалось принятие новых нормативно-правовых актов в области защиты авторских прав.
Следующим шагом в развитии института авторского права в Российской империи явилось принятие в 1911 году Положения об авторском праве.
В текст документа вошли некоторые положения Бернской конвенции, немецких и французских законов об авторском праве, поэтому закон получился довольно прогрессивным для того периода времени. Указанное Положение содержало основные понятия об авторском праве, регламентировались правила издательского договора, закреплялось право автора на перевод произведения, появилось понятие «исключительное право» [15]. Исключительное право может являться самостоятельным объектом гражданского оборота, является имущественным правом.
Как отмечают современные ученые, Положение 1911 года только косвенно признает право автора на имя, на неприкосновенность произведения, права авторов не относятся ни к исключительным, ни к авторским [16, с. 599-600].
В Положении 1911 года впервые прописаны нормы об издательском договоре. Таковым являлся договор, в соответствии с которым издатель обязан был не только напечатать произведение, но и принять меры к его распространению.
Также в Положении впервые появилась возможность отчуждать исключительное право, то есть наделять третье лицо всеми правами, которые имелись у автора произведения.
За нарушение авторского права предоставлялась возможность в рамках гражданского процесса предъявить иск в суд о возмещении причиненного ущерба или причиненного вреда автору произведения.
Институт авторского права продолжил свое развитие и в советский период существования государства. Первым законом, регулирующим авторские права, был Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издании», направленный на широкое и дешевое издание различных книг, особенно произ-
ведений русских классиков. Признавалась возможность государственной монополии сроком на 5 лет на произведения, подлежащие изданию.
26 ноября 1918 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». Данный Декрет ввел новое понятие для произведений авторов: «достояние РСФСР».
В соответствии с указанным Декретом, «всякое как опубликованное, так и не опубликованное научное, литературное, музыкальное или художественное произведение, в чьих бы руках оно ни находилось, может быть признано по постановлению Народного комиссариата просвещения достоянием Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» [17]. Произведения любого умершего автора также могли быть признаны достоянием РСФСР.
Достоянием РСФСР могли быть не только художественные, но и драматические, музыкальные произведения. Особенностью таких произведений являлось то, что исполняться они могли только с разрешения органов государственной власти. Авторам таких произведений выплачивался гонорар от государства.
Произведения, которые не имели статуса «достояние РСФСР», могли распространяться при жизни автора только с его согласия.
Указанным Декретом также устанавливалась ответственность за самовольное издание произведений.
Следующим законодательным актом, имеющим значение для развития авторского права в стране, является Закон РСФСР «Об авторском праве» от 1928 года.
В соответствии с данным законом, авторское право распространялось не только на художественные литературные произведения, но и на произведения науки, искусства. Право автора признавалось за ним пожизненно, а после его смерти оно переходило к наследникам автора на 15 лет. Право авторства на произведение признавалось за автором независимо от его гражданства и вне зависимости от территории происхождения произведения [18, с. 38].
В 1960-1980-е гг. продолжалось развитие и совершенствование законодательных актов в сфере авторского права в СССР. В гражданских кодексах республик появились разделы под названием «Авторское право», стали появляться стандартные договоры по авторским правам.
Законодательством подробно регулировались права авторов. Исполнителям, издателям запрещалось без согласия автора вносить изменения в созданные им произведения.
Однако, несмотря на активное развитие законодательства в области авторского права, по мнению ряда авторов, регламентация авторского права того времени обладала рядом негативных черт. Например, авторский гонорар мог уплачиваться не выше утвержденных ставок, механизм защиты нарушенных прав был неэффективным, смежные права на произведения не учитывались вовсе [18, 4].
Тем не менее среди положительных моментов в развитии законодательства об авторском праве можно отметить факт подписания СССР в 1973 году Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года.
Благодаря данной конвенции в СССР срок охраны авторских прав после смерти автора возрос до 25 лет, было закреплено право автора на перевод, на произведениях стал появляться специфический знак охраны прав - копирайт.
Следующим важным этапом в развитии законодательства об авторском праве в России является период времени с 1992 по 1994 год.
В указанный период времени принимается ряд законов об охране интеллектуальных прав.
Особое значение имел Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», принятый 9 июля 1993 года. Указанный закон опирался на формулировки Бернской, Римской конвенций. Большее внимание в законе было уделено подробным положениям о смежных правах, одинаково защищались обнародованные произведения и необнародо-ванные. В законе признавалось разделение прав на личные неимущественные и имущественные права.
3 ноября 1994 года Российская Федерация наконец-то присоединяется к основополагающим международным конвенциям об авторских и смежных правах, а именно - к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм, Всемирной конвенции об авторском праве.
Смена исторической формации государства в конце XX века, переход экономики России на рыночные отношения предполагал усиленную защиту авторских прав и подробную регламентацию исключительных прав.
Принятие 24 ноября 2006 года IV части Гражданского кодекса, вступившей в силу с 1 января 2008 года, является следующим важным этапом в развитии современных прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации.
В данном законодательном акте полностью сгруппированы все положения об авторских правах, результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации. За автором так же, как и в законе 1993 года, признаются личные неимущественные права и имущественные права.
После вступления в силу части IV Гражданского кодекса 5 ноября 2008 года Россия присоединилась к Договору по авторскому праву и Договору по исполнениям и фонограммам.
Положительным моментом в развитии прав интеллектуальной собственности является тот факт, что нормы о защите авторского права не ограничиваются только нормами гражданского законодательства, как это было в предыдущие периоды развития законодательства. Помимо гражданской ответственности, предусмотрены меры административной и уголовной ответственности за нарушение авторских прав, например, установлена уголовная ответственность за «плагиат».
В связи с развитием информационных технологий под защиту авторских прав с 2013 года попали новые объекты: фильмы и кинофильмы, распространяемые с нарушением авторских прав в информационно-телекоммуникационных сетях, то есть в сети Интернет.
Новеллой в российском законодательстве в области защиты авторских прав являются нормы о
лицензионном договоре, заключаемом между правообладателем и пользователем и позволяющем использовать произведение с согласия автора за определенное денежное вознаграждение.
Лицензионный договор позволяет обезопасить правообладателей от незаконного использования их произведений и отличить добросовестных приобретателей произведений от нарушителей закона в области использования авторских прав.
Таким образом, после анализа современного законодательства Российской Федерации очевидно, что институт авторского права достаточно регламентирован законодательством, охраняются как личные неимущественные права автора, так и имущественные права, ответственность за нарушение авторских прав установлена и защищается как в рамках гражданских дел, так и в административном и уголовном судопроизводстве. Однако еще не все объекты авторских прав имеют полноценную правовую защиту (например, защита авторских прав в информационно-телекоммуникационных сетях еще недостаточно развита).
В настоящий период времени в связи с переходом на электронно-цифровой уровень обмена информацией и созданием «информационного» общества, количество нарушений авторских или иных прав правообладателя в Интернете растет с каждым годом.
Нарушения авторских прав в сети Интернет почти не отличаются от нарушений за пределами виртуальной жизни: плагиат, незаконное распространение информации, защищенной авторскими правами, и прочее.
Стремительное развитие Интернета привело к появлению ряда проблем, касающихся защиты авторских прав:
- законодательная незащищенность практически всех объектов авторского права в сети;
- нецелесообразность защиты авторских прав по причине того, что в сети автоматически создаются копии экземпляров объектов права, которые не поддаются учету;
- несовершенство законодательства, которое регулирует правоотношения в области защиты авторских прав в сети Интернет.
Сегодня ни в одном государстве мира нет достаточного количества законов о регулировании правоотношений в Глобальной сети, что обеспечивает весьма широкие возможности пользователям для бесконтрольного воспроизведения, копирования и дальнейшего распространения объектов права. Интернет практически невозможно ограничить рамками закона, так как изначально технических требований регулирования деятельности в самостоятельно развивавшейся сети ни у кого просто не было.
Но в последнее время для обеспечения прав граждан как в иностранной правовой системе, так и в российском законодательстве придается большое значение охране объектов авторских прав, размещенных в сети Интернет.
Так, в части четвертой Гражданского кодекса РФ в 2013 году была введена статья ответственности информационного посредника, в изменениях к федеральному закону от 2014 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была включена статья, ограничивающая до-
ступ к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав.
Однако до сих пор в России Интернет является наименее защищенной сферой по вопросам регулирования авторских прав, чем отличается от иных стран. Так, в США еще с 1998 года действует Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху. В Великобритании защита авторских прав в сети интернет осуществляется еще с 1988 года (Copyright, Designsand PatentsAct 1988 год) [19].
Таким образом, необходимо отметить, что в настоящее время как Российская Федерация, так и иные страны активно взаимодействуют с международным сообществом в направлении развития защиты авторских прав, расширяя номенклатуру объектов и степень охраны авторских прав. Реформирование правовой базы общественных отношений, связанных с охраной результатов интеллектуальной деятельности, необходимо продолжать для обеспечения каждому человеку свободы творчества и гарантий защиты созданных им результатов творческой деятельности.
Библиографический список
1. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. М.: Книга, 1988. 312 с.
2. Близнец И. А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы // Труды по интеллектуальной собственности. Т. III Актуальные проблемы авторских и смежных прав. М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова (ИМПЭ), 2001. 112 с.
3. Колесников Е. А. Некоторые материалы к истории авторского права в России. URL: http://www. eakolesnikov.narod.ru/CopyrightRussia.html (дата обращения: 15.04.2018)
4. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Общая теория интеллектуальной собственности. Ст. 3. Интеллектуальная собственность и исключительные права. URL: http: // www.copyright.ru/ru/library/stati_ knigi (дата обращения: 16.04.2018).
5. Матвеев Ю. Г. Международная охрана авторских прав / под ред. Ю.Г. Матвеева. М.: Русский Двор, 2000. 240 с.
6. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права / под ред. проф. И. А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. 275 с.
7. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. URL: http://www.copyright.ru/ru/documents/zakoni/ megdunarodnopravovoie_akti (дата обращения: 16.04.2018).
8. Всемирная конвенция об авторском праве. URL: http:// www.copyright.ru/ru/documents/zakoni/ megdunarodno-pravovie_akti. (дата обращения: 13.04.2018).
9. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. URL: http://www. copyright.ru/ru/library/megdunarodnie_akti. (дата обращения: 12.04.2018).
10. Табашников И. Г. Литературная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права и по постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии, Франции, Англии и России. Т. 1. Литературная собственность, ее понятие, история, объект и субъект /
под ред. И.Г. Табашникова. СПб.: Тип. М. И. Попова, 1878. VIII. 568 с.
11. Россия. Законы и постановления. Устав о цензуре. СПб.: Тип. Деп. нар. прос., 1829. 101 с.
12. Полное собрание законов Российской империи: Собрание второе. Т. 5. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830-1885. 825 с.
13. Гессен С. Книгоиздатель Александр Пушкин. Л.: Academia, 1930. 148 с.
14. Раевич С. Н. Гражданское право буржуазно-капиталистического мира в его историческом развитии (1789-1926. Франция, Италия, Польша, Голландия, Румыния, Российская империя, Австрия, Германия, Швейцария). М., Л.: Гос. изд-во, 1929. 310 с.
15. Беляцкин С. А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб.: Право, типография Л. В. Гутмана, 1912. 150 с.
16. Маковский А. Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса / Гражданское право современной России. М.: Статут, 2008.736 с.
17. Декрет СНК «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». URL: http://www.opentextnn.ru. (дата обращения: 10.04.2018).
18. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: ТК «Велби», 2003. 752 с.
19. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/ 48/contents (дата обращения: 16.04.2018).
References
1. Vladimirov L. I. Vseobshchaia istoriia knigi [General history of a book]. M: Kniga, 1988, 312 p. [in Russian].
2. Bliznets I. A. Intellektual'naia sobstvennost' i zakon. Teoreticheskie voprosy [Intellectual property and the law. Theoretical issues]. In: Trudy po intellektual'noi sobstvennosti. Т. III Aktual'nye problemy avtorskikh i smezhnykh prav [Proceedings on intellectual property. Vol. III Actual problems of copyright and related rights]. M.: Institut mezhdunarodnogo prava i ekonomiki imeni A. S. Griboedova (IMPE), 2001, 112 p. [in Russian].
3. Kolesnikov E. A. Nekotorye materialy k istorii avtorskogo prava v Rossii [Some materials on the history of copyright in Russia]. Available at: http://www.eakolesnikov. narod.ru/CopyrightRussia.html (accessed 15.04.2018) [in Russian].
4. Bliznets I. A. Leont'ev K. B. Obshchaia teoriia intellektual'noi sobstvennosti. St. 3. Intellektual'naia sobstvennost' i iskliuchitel'nye prava [General theory of intellectual property. Article 3. Intellectual property and exclusive rights]. Available at: http://www.copyright.ru/ru/ library/stati_knigi. (accessed 16.04.2018) [in Russian].
5. Matveev Yu. G. Mezhdunarodnaia okhrana avtorskikh prav. Pod red. Iu.G. Matveeva [International copyright protection. Yu. G. Matveev]. M.: Russkii Dvor, 2000, 240 p. [in Russian].
6. Bliznets I. A., Leont'ev K. B. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. Pod red. prof I. A. Bliznetsa [Copyright and related rights. I. A. Bliznets (Ed.)]. M.: Prospekt, 2011, 275 p. [in Russian].
7. Bernskaia konventsiia ob okhrane literaturnykh i khudozhestvennykh proizvedenii [Berne Convention for the protection of literary and artistic works]. Available at: http://www.copyright.EN/EN/documents/
zakoni/megdunarodnopravovoie_akti. (accessed 16.04.2018) [in English].
8. Vsemirnaia konventsiia ob avtorskom prove [World Сopyright Convention]. Available at: http://www.copyright. ru/ru/documents/zakoni/megdunarodno-pravovie_akti. (accessed 13.04.2018) [in Russian].
9. Mezhdunarodnaia konventsiia ob okhrane prav ispolnitelei, izgotovitelei fonogramm i veshchatel'nykh organizatsii [International Convention for the protection of performers, producers of phonograms and broadcasting organizations]. Available at: http://www.copyright.ru/ ru/library/megdunarodnie_akti. (accessed 12.04.2018) [in Russian].
10. Tabashnikov I. G. Literaturnaia i khudozhestvennaia sobstvennost's tochki zreniia nauki grazhdanskogo prava i po postanovleniiam zakonodatel 'stv: Severnoi Germanii, Avstrii, Frantsii, Anglii i Rossii. T. 1. Literaturnaia sobstvennost', ee poniatie, istoriia, ob"ekt i sub"ekt. Pod red. I. G. Tabashnikova [Literary and artistic property from the point of view of a science of civil law and according to regulations and legislation: Northern Germany, Austria, France, England and Russia. Vol. 1. Literary property, its concept, history, object and subject. I. G. Tabachnikov (Ed.)]. SPb.: Tip. M. I. Popova, 1878, VIII, 568 p. [in Russian].
11. Rossiia. Zakony i postanovleniia. Ustav o tsenzure [Russia. The laws and regulations. Statute of censorship]. St. Petersburg: tip. Dep. nar. pros., 1829, 101 p. [in Russian].
12. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii: Sobranie vtoroe. T. 5 [Complete collection of laws of the Russian Empire: Collection second. Volume 5]. SPb.: Tip. 2-go Otd-niia Sobstv. E. I. V. Kantseliarii, 1830-1885, 825 p. [in Russian].
13. Hesse S. Knigoizdatel' Aleksandr Pushkin [Publisher Alexander Pushkin]. L.: Academia, 1930, 148 p. [in Russian].
14. Raevich S. N. Grazhdanskoe pravo burzhuazno-kapitalisticheskogo mira v ego istoricheskom razvitii (17891926. Frantsiia, Italiia, Pol'sha, Gollandiia, Rumyniia, Rossiiskaia imperiia, Avstriia, Germaniia, Shveitsariia) [Civil law of the bourgeois-capitalist world in its historical development (1789-1926. France, Italy, Poland, Holland, Romania, Russian Empire, Austria, Germany, Switzerland)]. M.; L.: Gos. Izd-vo, 1929, 310 p. [in Russian].
15. Belyatskin S. A. Novoe avtorskoe pravo v ego osnovnykh printsipakh [New copyright law in its basic principles]. SPb.: Pravo, tipografiia L. V Gutmana, 1912, 150 p. [in Russian].
16. Makovsky A. L. Iskliuchitel'nye prava i kontseptsiia chasti chetvertoi Grazhdanskogo kodeksa [Exclusive rights and the concept of fourth part of the Civil Code]. In: Grazhdanskoe pravo sovremennoi Rossii [Civil Law of modern Russia]. M.: Statut, 2008, 736 p. [in Russian].
17. Dekret SNK «O priznanii nauchnykh, literaturnykh, muzykal 'nykh i khudozhestvennykh proizvedenii gosudarstvennym dostoianiem» [Decree of the Council of People's Comissars «On the recognition of scientific, literary, musical and artistic works as state property»]. Available at: http://www.opentextnn.ru. (accessed 10.04.2018) [in Russian].
18. Sergeev A. P. Pravo intellektual'noi sobstvennosti v Rossiiskoi Federatsii [Intellectual property law in the Russian Federation]. M.: TK «Velbi», 2003, 752 p. [in Russian].
19. Available at: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1988/48/contents. (accessed 16.04.2018) [in English].