Научная статья на тему 'Историко-правовые основы регулирования авторских прав России в сравнении с опытом зарубежных стран'

Историко-правовые основы регулирования авторских прав России в сравнении с опытом зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
722
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / АВТОР / ПРИВИЛЕГИИ / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / COPYRIGHT / AUTHOR / PRIVILEGES / PUBLISHING / PRODUCT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оганян Валерий Арменович

Статья посвящена комплексному исследованию развития издательского дела и авторского права в России. Анализ историко-правовых основ авторского права России позволяет сделать вывод о том, что российское законодательство заметно отставало от ведущих мировых держав. Автор определил основные этапы развития авторского права зарубежных стран и провёл сравнение с российским опытом. Обобщается опыт законодательных инициатив авторского права России на протяжении всей истории. Основное внимание в работе автор акцентирует на нормативно-правовом регулировании авторского права в историческом разрезе и возможности его развития на территории России. На основании этого автор сделал вывод о том, что именно исторические особенности государственного регулирования и нестабильность государственного режима прямо повлияли на развитие авторского права в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and legal basis of regulation the copyright law in Russia in comparison with the experience of foreign countries

The article is devoted to a comprehensive study of the development of publishing and copyright in Russia. An analysis of the historical and legal basis of copyright in Russia allows us concluding that Russian legislation has been behind that of the leading countries. The author identified the main stages of the development of copyright law in foreign countries and made a comparison with the Russian experience. The experience of legislative initiatives of copyright Russia throughout the history is generalised. The author focuses on the main attention on the legal regulation of copyright law from a historical perspective and on the possibility of its development in Russia. Based on this, we conclude that it was the historical particular qualities of state regulation and instability of the state regime that had a direct impact on the development of copyright law in Russia.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые основы регулирования авторских прав России в сравнении с опытом зарубежных стран»

УДК 347

Оганян Валерий Арменович

Российский государственный социальный университет, г. Москва

[email protected]

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ РОССИИ В СРАВНЕНИИ С ОПЫТОМ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Статья посвящена комплексному исследованию развития издательского дела и авторского права в России. Анализ историко-правовых основ авторского права России позволяет сделать вывод о том, что российское законодательство заметно отставало от ведущих мировых держав. Автор определил основные этапы развития авторского права зарубежных стран и провёл сравнение с российским опытом. Обобщается опыт законодательных инициатив авторского права России на протяжении всей истории. Основное внимание в работе автор акцентирует на нормативно-правовом регулировании авторского права в историческом разрезе и возможности его развития на территории России. На основании этого автор сделал вывод о том, что именно исторические особенности государственного регулирования и нестабильность государственного режима прямо повлияли на развитие авторского права в России.

Ключевые слова: авторское право, автор, привилегии, издательское дело, произведение.

Начало истории авторского права в России связано с 1 марта 1771 г., когда в Российской империи открывается первая в её истории частная типография, получившая от государства право печатать иностранные книги с условием, что вся издаваемая литература будет проходить государственную цензуру[3].

Основанием для этого послужил сенатский указ «О даче иноземцу Гартунгу привилегии на заведение в Санкт-Петербурге вольной типографии и словолитной, для иностранных языков» [4]. По воле Екатерины II и решению Сената привилегия владельцу типографии Гартунгу была нужным и полезным делом для общества. После успешного опыта книгопечатания зарубежных книг в 1783 году было получено разрешение на печатание русскоязычной литературы. Однако в 1796 году частные типографии были лишены права книгопечатания Екатериной II, и право монопольного книгопечатания снова перешло к государству.

В 1801 году Александр I отменяет запрет на частное книгопечатание, создав возможность получения привилегии на осуществление типографического дела. Однако важным аспектом этого дозволения стала жёсткая государственная цензура, которая распространялась на всю издаваемую литературу в Российской империи. Уровень частного книгопечатания напрямую зависел от государства, которое не давало возможности создать конкуренцию между типографиями, регламентируя последних как посредников государственной воли и контроля сознания [5].

Вплоть до XIX века в России прослеживается тенденция превалирования интересов государства в печатном деле. Всё правовое регулирование произведений заключалось в государственном цензоре. Несмотря на выпуск литературы с указанием автора, формально не существовало законодательства, регламентирующего права авторов.

Таким образом, первые предпосылки к возникновению авторского права появляются на основе частного издательского дела по аналогии с

европейским опытом развития - путём выдачи привилегий на книгопечатание. Однако авторское право в России уже на начальном этапе заметно отстаёт от европейского пути развития авторских прав и их защиты.

Например, в Англии первая государственная привилегия была предоставлена Лондонской гильдии 4 мая 1557 г., получив название «copyright», что в дословном переводе означает «право на копию», которая продолжает существовать вплоть до настоящего времени в англосаксонском праве [9]. Привилегии представляли собой закреплённое за издателем право, позволяющее заниматься издательским делом. Семантика термина «privileg» происходит от латинских слов «privus» - частный. отдельный, и «lex» - закон, то есть отдельный закон, призванный оградить права конкретного человека (издателя) или нескольких людей. Привилегия предоставляла им исключительную возможность заниматься определённой деятельностью, в частности, такие права давали разрешение на издание или распространение книг [6].

Во Франции в 1547 г. король Генрих II издаёт Акт о книжных делах. Законом было запрещено печатать и продавать книги, содержание которых очерняло статус католической церкви и религии в целом. Но помимо содержавшихся в нём запретов им было закреплено предписание, согласно которому издатели были обязаны указывать на каждом печатном экземпляре не только имя издателя, но и автора.

Таким образом, на первом этапе развития авторского права Россия заметно, более чем на двести лет, отставала от европейских держав.

22 апреля 1828 г. Николаем I принимается Цензурный устав, который можно отнести к первой государственной воле, регламентирующей права авторов. Главой особенностью данного нормативно-правового акта является наличием главы «О сочинителях и издателях книг» [2].

Исходя из названия Устава, принятый документ содержал в себе ряд внушительных ограничений

© Оганян В.А., 2019

Вестник КГУ^ № 1. 2019

239

и запрещал публиковать сочинения, в которых содержалось «что-либо клонящееся к поколебанию учения православной греко-российской церкви, её преданий и обрядов, или вообще истин и догматов христианской веры». Помимо этого, запрещалось издавать «что-либо нарушающее неприкосновенность верховной самодержавной власти, или уважение к Императорскому дому, и что-либо противное коренным государственным постановлениям», и оскорбляющее «добрые нравы и благопристойность» [8].

В 1832 г. выходит в свет официальное издание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов России - Свод законов Российской империи, включающий в себя собрание всех законодательных актов страны, куда был включен Цензурный устав. Это положило начало законодательному закреплению первых положений к становлению авторского права в России, которое выглядело весьма запоздавшим по сравнению с опытом зарубежных стран.

Если в Российской империи первые законодательные инициативы в отношении авторов и издателей были реализованы в нормативно-правовых актах в XIX веке, то самые первые упоминания о регламентированных авторских правах во всём мире относятся к Венецианской республике. Считается, что первоначальная модель авторского права возникла в XV веке в этой крупнейшей морской и торговой державе того времени. В 1476 г. был принят первый Указ о патентах и привилегиях для охраны изобретений и произведений. Таким образом, получение исключительного права на книгопечатание стало возможным при помощи привилегий, которые по своей природе являлись монопольным правом на производство и распространение печатной продукции [6].

Веком ранее Соединённым Королевством был принят Статут королевы Анны (в 1710 г.), положения которого утвердили права автора. Первоочерёдной целью нормативно-правового акта была защита авторских прав, нежели издательских, в то время как в России все ещё превалировал государственный интерес и устанавливались минимальные права издателей.

В 1845 г. принимаются нормы, устанавливающие авторские права композиторов, а в 1846 г. -авторские права художников и архитекторов. С 1857 г. Цензурный устав включал в себя нормы о литературной и музыкальной собственности. Также в законе стали решаться вопросы об охране статей в журналах, частных писем и хрестоматий, тем самым увеличивая перечень охраняемых результатов интеллектуальной собственности.

В 1886 г. происходит мировое событие для авторского права - в Швейцарии была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Однако Россия

не ратифицирует международный акт в силу разногласия с национальным законодательством. Согласно конвенции, авторы могли запрещать вносить изменения в издаваемые ими книги, что не соответствовало положениям Цензурного устава. Несоответствие национальному законодательству и отсутствие заинтересованности менять имеющиеся нормы привело к отказу Российской империи присоединяться к Бернскому союзу, что в очередной раз сделало Россию отстающей от мировых держав в сфере развития авторского права и интеллектуальной собственности в целом.

Первым самостоятельным нормативно-правовым актом России в сфере регулирования отношений в области авторского права стал закон Российской империи «Об авторском праве» от 20 марта 1911 г. Акт был составлен на основе лучших образцов европейского законодательства и международных соглашений, регулирующих правоотношения с интеллектуальной собственностью. Он содержал основные понятия авторского права, перечень охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, нарушения авторских прав, средства их защиты и др.

В перечень охраняемых произведений были добавлены географические, топологические, астрономические карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматические, музыкально-драматические, фотографические и подобные им произведения [7].

Несмотря на учёт европейского опыта и заимствования основ авторского права зарубежных стран, Россия так и не ратифицировала Бернскую конвенцию, поскольку не все положения нового законодательства соответствовали положениям конвенции, в частности, законом допускался свободный перевод произведений без получения разрешения у автора.

После Октябрьской революции 1917 г. перестаёт существовать Российская империя, а вместе с ней теряет юридическую силу всё законодательство, включая закон «Об авторском праве» 1911 г. Дальнейшая судьба авторского права напрямую зависела от Совета народных комиссаров (далее -СНК). Так, на основании декрета СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» 1918 г. любое произведение могло быть признано достоянием республики, однако при издании произведения автор мог претендовать на получение гонорара [1].

В отличие от закона «Об авторском праве» 1911 г., Декрет не преследовал в качестве цели охрану прав автора и его наследников, напротив, целью новой власти была охрана революционных достижений. К примеру, на основании Декрета СНК в 1919 г. список признаваемых достоянием РСФСР произведений пополнили работы П.И. Чайковско-

240

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

го, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина и других известных композиторов [2]. В акте также указывалось, что наследники авторов, чьи произведения были национализированы, вознаграждаются в соответствии с текущим законом. Помимо указанного вознаграждения, в случае смерти автора право на получение материальной помощи возникало у его нуждающихся и нетрудоспособных родственников, в то время как авторское право на произведение не передавалось по наследству.

Первым советским законом об авторском праве стал закон СССР «Об авторском праве» 1925 г., в 1928 г. претерпевший некоторые изменения. В первой версии законопроекта срок действия авторского права составлял 25 лет с момента опубликования произведения, а с принятыми изменениями - всю жизнь автора и последующие 15 лет после его смерти [7].

Закон «Об авторском праве» просуществовал до 1960-х гг., вплоть до периода кодификации законодательства, где было решено выделить авторское право в виде самостоятельного раздела в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик. Согласно новому, адаптированному закону, авторское право подразделялось на два вида прав: личные права, дающие право распространять произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно, право на неприкосновенность произведения, право на его опубликование и распространение, и имущественные права, дающие право на получение материальной выгоды.

Что касается периода современной России, то в 1993 г. был принят закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Согласно законодательному акту, авторские права охранялись в течение жизни автора и ещё пятидесяти лет после его смерти, с 1 января последующего года. Авторское право подразделялось на личное и имущественное, и для охраны произведения не требовалось соблюдения формальных процедур.

Закон 1993 г. действовал вплоть до принятия четвёртой части ГК РФ, работа над которой началась в 2005 г. Впоследствии ныне действующий закон объединит в себе охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Кроме того, сроки авторского права вновь были увеличены, и действуют в течение жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Проект был принят 24 ноября 2006 г., и четвёртая часть ГК РФ вступила в силу с 1 января 2008 г., где действует на территории Российской Федерации по сей день.

Проанализировав динамику развития авторского права в России, необходимо резюмировать, что законодательство в сфере защиты авторских прав заметно отставало от зарубежного развития не менее чем на два столетия, что может быть представлено в виде одной из причин существующих

проблем современного авторского права и его принятия государством и обществом.

При первой попытке признания интеллектуальной собственности частным правом в 1911 г. страну охватывает большевистская и коммунистическая идеологии, отрицающие институт интеллектуальной собственности европейского образца, тем самым отодвигая дальнейшее развитие авторского права на столетие вперёд.

Законодательство об интеллектуальной собственности советского периода характеризуется динамичностью, обусловленной как экономическими, так и политическими событиями. Идеология коммунистической партии имела прямо противоположные авторскому праву принципы, что не давало возможности развитию института интеллектуальной собственности и авторским правам.

В конечном счёте, только в конце XX - начале XXI века авторское право в России регламентировало полный объём прав автора, утвердив его как частное право и практически нивелировав участие государства в гражданских правоотношениях.

Результаты проведённого исследования позволяют сделать предположительное заключение о том, что российское авторское право не имело возможности стабильно и поэтапно развиваться в имеющихся условиях, что создавало трудности его естественному формированию. Вплоть до XX века за авторами произведений не закреплялись в полном объёме авторские имущественные и личные неимущественные права. Таким образом, исторический опыт развития авторского права в России свидетельствует о том, что институт интеллектуальной собственности долгое время оставался монопольной прерогативой государства, не давая возможности авторам произведений в полной мере пользоваться своими творческими трудами. Все исторические предпосылки авторского права образовывались и возникали заметно позднее, нежели в зарубежных странах, что обусловлено особенностями правления и государственной политикой России на протяжении всех лет.

Библиографический список

1. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. - М.: Юридическая литература, 1957. -278 с.

2. Давыдова Н.Ю. Правовое регулирование авторского права в России в 1917-1928 гг. // Учёные записки Орловского государственного университета. - Орёл: Орловский гос. ун-т им. И.С. Тургенева, 2013. - № 5 (55). - С. 168-169.

3. Плиева С. В. Исторические этапы развития авторского права в России // Бизнес в законе. -2009. - № 5. - С. 48-50.

4. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 19. - Юридический центр, 2013. - 1083 с.

Вестник КГУ^ № 1. 2019

241

5. Салицкая Е.А. Развитие отечественного законодательства в области авторского права: исторический аспект // Наука. Инновации. Образование. -2014. - № 16. - С. 265-274.

6. Соколова Т.В. Основные этапы становления и развития немецкой терминологии авторского права как науки // Омский научный вестник. -Омск: Омский гос. тех. ун-т, 2011. - № 2 (96). -С. 102-105.

7. Судариков С.А. Интеллектуальная собственность.- М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. - 796 с.

8. Утверждён устав о цензуре 1828 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.prlib.ru/ history/619216 (дата обращения: 02.11.2018).

9. История авторского права. Ч. 2. Кровавая Мэри [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://geektimes.ru/post/162011/ (дата обращения: 01.11.2018).

References

1. Antimonov B.S., Flejshic E.A. Avtorskoe pravo. - M.: YUridicheskaya literatura, 1957. - 278 s.

2. Davydova N.YU. Pravovoe regulirovanie avtorskogo prava v Rossii v 1917-1928 gg. // Uchyonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. -

Oryol: Orlovskij gos. un-t im. I.S. Turgeneva, 2013. -№ 5 (55). - S. 168-169.

3. Plieva S.V. Istoricheskie ehtapy razvitiya avtorskogo prava v Rossii // Biznes v zakone. - 2009. -№ 5. - S. 48-50.

4. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 goda. T. 19. - YUridicheskij centr, 2013. - 1083 s.

5. Salickaya E.A. Razvitie otechestvennogo zakonodatel'stva v oblasti avtorskogo prava: istoricheskij aspekt // Nauka. Innovacii. Obrazovanie. -2014. - № 16. - S. 265-274.

6. Sokolova T.V. Osnovnye ehtapy stanovleniya i razvitiya nemeckoj terminologii avtorskogo prava kak nauki // Omskij nauchnyj vestnik. - Omsk: Omskij gos. tekh. un-t, 2011. - № 2 (96). - S. 102-105.

7. Sudarikov S.A. Intellektual'naya sobstvennost'.-M.: Izd-vo delovoj i uchebnoj literatury, 2007. - 796 s.

8. Utverzhdyon ustav o cenzure 1828 g. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:https:// www.prlib.ru/history/619216 (data obrashcheniya: 02.11.2018).

9. Istoriya avtorskogo prava. CH. 2. Krovavaya Mehri [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://geektimes.ru/post/162011/ (data obrashcheniya: 01.11.2018).

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.