Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ В СССР (1949-1966 ГГ.)'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ В СССР (1949-1966 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / КИТАЙСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ / СССР / КНР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ян Цзые

В статье характеризуется культурная дипломатия Китая в отношении СССР в период с 1949 по 1966 гг., т. е. с момента образования КНР до фактического свертывания всех контактов между двумя странами. Отмечаются внутренние и внешние измерения отношений. С одной стороны, культурная дипломатия осуществлялась внутри самого Китая в целях создания стабильной внутренней среды для развития государства и формирования положительного имиджа СССР в стране. Пекин использовал культурные обмены с СССР, чтобы сблизиться с Москвой, изучить ее опыт в построении социалистического государства и общества. С другой стороны, посредством культурной дипломатии Китай продвигал положительный образ КНР в СССР, что было призвано способствовать укреплению двусторонних отношений. Заключается, что сформированные в рассматриваемый период на уровне населения представления о культуре друг друга стали основой для дружественных отношений между Россией и Китаем сегодня, спустя десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STAGES IN THE DEVELOPMENT OF CHINESE CULTURAL DIPLOMACY IN THE USSR (1949-1966)

The article describes the cultural diplomacy of the PRC towards the USSR from 1949 to 1966, i.e. from the formation of the PRC to the actual curtailment of all contacts between the two countries. Internal and external dimensions of the relations are considered. On the one hand, cultural diplomacy was conducted within China itself in order to create a stable internal environment for the development of the state and to form a positive image of the USSR in the country. Beijing used cultural exchanges with the USSR in order to get closer to Moscow and study the experience of the USSR in building a socialist state and society. On the other hand, through cultural diplomacy China was promoting a positive image of the PRC in the USSR, which was designed to strengthen bilateral relations. The author concludes that the population-level perceptions of each other's culture formed in the period under consideration paved the way for friendly relations between Russia and China today, decades later.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ В СССР (1949-1966 ГГ.)»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 4. С. 83-87. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 4. P. 83-87.

Научная статья

УДК 327.821"1949/1966"

https://doi.org/10.24158/pep.2023.4.11

Основные этапы развития китайской культурной дипломатии в СССР (1949-1966 гг.) Ян Цзые

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ziye657579889@gmail.com

Аннотация. В статье характеризуется культурная дипломатия Китая в отношении СССР в период с 1949 по 1966 гг., т. е. с момента образования КНР до фактического свертывания всех контактов между двумя странами. Отмечаются внутренние и внешние измерения отношений. С одной стороны, культурная дипломатия осуществлялась внутри самого Китая в целях создания стабильной внутренней среды для развития государства и формирования положительного имиджа СССР в стране. Пекин использовал культурные обмены с СССР, чтобы сблизиться с Москвой, изучить ее опыт в построении социалистического государства и общества. С другой стороны, посредством культурной дипломатии Китай продвигал положительный образ КНР в СССР, что было призвано способствовать укреплению двусторонних отношений. Заключается, что сформированные в рассматриваемый период на уровне населения представления о культуре друг друга стали основой для дружественных отношений между Россией и Китаем сегодня, спустя десятилетия.

Ключевые слова: культурная дипломатия, китайско-советские отношения, культурные обмены, СССР, КНР

Для цитирования: Ян Цзые. Основные этапы развития китайской культурной дипломатии в СССР (1949-1966 гг.) // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 4. С. 83-87. https://doi.org/10.24158/pep.2023A11.

Original article

Main Stages in the Development of Chinese Cultural Diplomacy in the USSR (1949-1966) Yang Ziye

St. Petersburg University, St. Petersburg, Russia, ziye657579889@gmail.com

Abstract. The article describes the cultural diplomacy of the PRC towards the USSR from 1949 to 1966, i.e. from the formation of the PRC to the actual curtailment of all contacts between the two countries. Internal and external dimensions of the relations are considered. On the one hand, cultural diplomacy was conducted within China itself in order to create a stable internal environment for the development of the state and to form a positive image of the USSR in the country. Beijing used cultural exchanges with the USSR in order to get closer to Moscow and study the experience of the USSR in building a socialist state and society. On the other hand, through cultural diplomacy China was promoting a positive image of the PRC in the USSR, which was designed to strengthen bilateral relations. The author concludes that the population-level perceptions of each other's culture formed in the period under consideration paved the way for friendly relations between Russia and China today, decades later.

Keywords: cultural diplomacy, China-Soviet relations, cultural exchanges, USSR, PRC

For citation: Yang Ziye (2023) Main Stages in the Development of Chinese Cultural Diplomacy in the USSR (1949-1966). Society: Politics, Economics, Law. (4), 83-87. Available from: doi:10.24158/pep.2023.4.11 (In Russian).

После образования Китайской Народной Республики (КНР) 1 октября 1949 г. СССР стал первым государством, установившим с ней дипломатические отношения. В развитии китайско-советских отношений с 1949 по 1966 гг. можно выделить два основных этапа: так называемый «медовый месяц» между СССР и КНР, когда на протяжении десятилетия, последовавшего после установления дипломатических отношений, стороны демонстрировали высокую степень сплоченности и дружбы, практиковали тесный культурный обмен; в период же с 1960 по 1966 гг. разногласия между Коммунистической партией Китая (КПК) и КПСС вылились в свертывание сотрудничества между двумя странами (Калашников, 2009).

Важно отметить, что культурная дипломатия КНР в отношении Советского Союза в рассматриваемый период - 1949-1966 гг. - имела два измерения. С одной стороны, она осуществлялась внутри Китая для улучшения имиджа Советского Союза, с тем чтобы скорректировать негативное отношение отдельных слоев китайского населения к «старшему брату» из-за исторических проблем. С другой стороны, посредством культурных обменов граждане КНР узнавали о

© Ян Цзые, 2023

советской модели национального развития, культуре, технологиях, что было важно для Пекина в контексте формулирования собственной модели социально-экономического и общественного развития страны, создания стабильной внутренней среды для развития нового Китая. Пекин использовал культурные обмены с СССР в целях изучения опыта последнего в построении социалистического государства и общества. Посредством культурной дипломатии Пекин также продвигал положительный образ КНР в СССР, что было призвано способствовать укреплению китайско-советских отношений (Вотинцева, 2014).

Что касается внутреннего измерения культурной дипломатии КНР, то здесь важно понимать, что задача улучшить имидж СССР в Китае была обусловлена тем, что по результатам завершения Второй мировой войны, в феврале 1945 г. Советский Союз, США и Великобритания подписали Ялтинское соглашение, ущемлявшее интересы Китая (так, например, положения соглашения предполагали также интернационализацию торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов СССР в этом порту и восстановление статуса Порт-Артура как военно-морской базы СССР1).

Антисоветские настроения в Китае достигли своего пика во второй половине 1940-х гг. Весной 1946 г. в Китае началось массовое движение против СССР в знак протеста против Ялтинского соглашения. 4 сентября 1949 г. в газете «Чанцзянские ежедневные новости» была опубликована статья под названием «Знакомство с Советским Союзом», в которой содержались недружественные высказывания в отношении СССР, идущие вразрез с линией КПК, ориентированной на развитие двусторонних контактов: «Внешняя Монголия находится под советским контролем», «Северо-Восточный Китай - советская сфера влияния», «Советский Союз имеет территориальные амбиции на Люйшунь и Далянь», «Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи - неравноправный договор» и пр.2

Недоверие китайской общественности советской стороне вызывало большую озабоченность в КПК. В своей речи по этому поводу «правая рука» Мао Цзэдуна Лю Шаоци сказал: «История Китая вступила в совершенно новую эпоху, и мы придаем большое значение и ценность дружбе и сотрудничеству с Советским Союзом и не можем допустить никаких действий, препятствующих их развитию»3. Соответственно, за культурной дипломатией была закреплена важная роль продвижения положительного образа Советского Союза внутри КНР.

Коммунистическая партия КНР и правительство начали прилагать все усилия для создания атмосферы крепкой китайско-советской дружбы по всей стране, используя почти все доступные в то время средства связи для реализации мощной идеологической и образовательной кампании среди населения: приведение убедительных доводов в пользу китайско-советской дружбы, ознакомление с советской культурой, создание позитивного образа СССР и разъяснение китайским гражданам важности установления союзнических отношений с Советским Союзом.

В октябре 1949 г. было создано Общество китайско-советской дружбы, в задачи которого входило развитие культурной дипломатии с Советским Союзом, продвижение двустороннего взаимодействия, снижение антисоветских настроений в КНР и создание мирной межнациональной обстановки4. Общество китайско-советской дружбы мобилизовывало массы для участия в мероприятиях по случаю значимых праздников для обеих стран и ведения активной пропагандистской деятельности. Организовывались массовые митинги, выступления, обсуждения, парады, спектакли, осуществлялась публикация книг пропагандистского содержания. В 1952 г. более 40 млн китайских граждан посмотрели советские фильмы в 67 городах страны, где проходили трансляции, из них 5,9 млн человек - в Шанхае. В Ухани было проведено более 1 400 симпозиумов и презентаций, которые посетили более 540 тыс. человек. Люди всех национальностей, классов, профессий и религий с энтузиазмом участвовали в мероприятиях в рамках развития двусторонних отношений. Например, провинция Юньнань организовала труппу этнических певцов и танцоров численностью 4 000 человек для демонстрации китайско-советской дружбы в зарубежных странах5.

1 Материалы Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании. 4-11 февраля 1945 г. [Электронный ресурс] // Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/krim.htm (дата обращения: 21.03.2023).

2 ШЖ. ШЯШК = Сюн Фу. Знакомство с Советским Союзом // Чанцзянские ежедневные новости. 1949. 04 сентября. (на кит. яз.)

3 Я\'рЩ. = Лю Шаоци. Рукописи : в 7 т. Пекин, 1998. Т. 1. С. 71-72. (на кит. яз.)

4 ШФЛ-lbMS. Советско-китайские культурные связи 1949-1960 гг. : сборник документов. М., 2022. 848 с.

5 ФШЖШЯШШШШё-Х Й—ФЖИТФШМШЛКМЙ® = Достижения кампании месяца китайско-советской дружбы были огромны. Дружба между китайским и советским народами еще больше укрепилась // Жэнь-минь жибао. 1959. 09 декабря. (на кит. яз.)

Помимо массированной пропаганды по улучшению образа Советского Союза внутри страны, Китай также использовал культурную дипломатию для внедрения передового советского опыта в различные сферы жизни своих граждан - образование, литературу, искусство и др.

Китай использовал советские учебные материалы и методы работы в образовательном процессе всех уровней. С начала 1952 г. до конца 1956 г. в КНР было переведено с русского языка на китайский и опубликовано около 1 393 учебников для высшей школы. Кроме того, во многих учебниках для начальной и средней школы по математике, физике, химии, истории содержались переработанные версии оригинальных советских текстов1. Эксперты в области образования из СССР были приглашены в Китай в качестве советников или преподавателей. В общей сложности 754 советских специалиста работали в национальных университетах КНР в период с 1949 по 1957 гг. (Шэнь Чжихуа, 2003). В период китайско-советского «медового месяца» большинство студентов из КНР, направленных в Советский Союз, изучали дисциплины, тесно связанные с задачами внутреннего экономического строительства Китая. Они получали образование в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, подготовки учителей и военного дела, изучали предметы более чем в 40 областях, которые в то время были в дефиците в Китае, в частности, к ним относилось машиностроение, гидроэнергетика, нефтедобыча, металлургия, авиация и геология. За годы учебы граждане КНР расширили свой кругозор, познакомились с лучшими образцами советской культуры и установили настоящие дружеские отношения со своими однокурсниками.

В фокусе культурной дипломатии находилась и литература. В 1950-х гг. Китай принял советский принцип «социалистического реализма» в качестве высшего критерия для литературно-художественной критики и творчества. В этот период количество советских произведений, переведенных на китайский язык и изданных в КНР, достигло исторического максимума. Среди них могут быть названы: «Война и мир» и «Воскресение» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, стихи и романы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. С октября 1949 г. по декабрь 1956 г. в Китае было переведено и издано 2 746 наименований советской литературы общим тиражом 69,61 млн экземпляров2.

В период активного увеличения интенсивности двусторонних взаимодействий советское кино стало главным объектом изучения для китайских кинематографистов (хотя ранее их творчество в основном находилось под влиянием европейского и американского кинематографа и культуры), поскольку обе страны имели общую политическую систему и идеологию. После образования КНР на ее территорию было ввезено большое количество советских фильмов, например, «Ленин в 1918 году», «Как закалялась сталь», «Петр Великий», «Сельская учительница» и т. д. С 1949 по 1959 гг. в Китае было показано до 750 советских фильмов со среднегодовой аудиторией около 200 млн человек (Сунь Цимин, 2002).

В период китайско-советского «медового месяца» Китай использовал культурную дипломатию как средство успешного внедрения передового опыта в большинстве областей, что способствовало тому, что китайский народ быстро понял и полюбил Советский Союз. Это позволило обеспечить КНР стабильность общественной среды в первые годы существования страны и заложить основы для развития социалистического пути в будущем.

Вместе с тем культурная дипломатия КНР в отношении СССР имела не только внутреннее, но и внешнее выражение. Целью ее было представление молодого государства миру и использование культурных обменов как возможности для заключения союзов с другими странами. Стоит, однако, заметить, что внешнее измерение культурной дипломатии КНР в отношении СССР значительно уступало внутреннему. В этот период существовал дисбаланс в культурном обмене между двумя странами, поскольку поток советской культуры в Китай был намного больше, чем поток китайской культуры - в Советский Союз. Известный писатель Го Можо очень наглядно описал разницу между ними, использовав в качестве терминов слова «поток» и «ручей».

Направление правительством КНР делегаций в Советский Союз стало сигналом того, что китайская культурная дипломатия начала развиваться в Советском Союзе в 1950-х гг. Всего за три года после основания КНР в СССР отправились 22 делегации, их участники активно задей-ствовались в различных мероприятиях. Примером могут служить китайская народная делегация, отправленная в Союз в честь Октябрьской революции, китайская молодежная делегация и делегация во главе с китайским писателем Го Можо (Сунь Вэйсюэ, Линь Ди, 1999). Все это демонстрировало, прежде всего, значимость для Китая подобных культурных обменов с СССР на государственном уровне.

1 1954^МИ^ЙШп1955^МИ^5,£) = Итоги работы Министерства высшего образования за 1954 г. и перспективные направления работы в 1955 г. // Вестник высшего образования. 1955. № 8. С. 27-30. (на кит. яз.)

2 = Сколько советских литературных книг было переведено в Китае за 8 лет? // Литературно-художественная газета. 1957. 10 ноября. (на кит. яз.)

Другой формой проявления культурной дипломатии была организация выступлений различных национальных художественных трупп. Китайские коллективы, отправленные в Советский Союз, в основном гастролировали с народными песнями и танцами, а также акробатическими номерами. Яркие и простые в содержании выступления были хорошо приняты аудиторией Советского Союза. Среди художественных коллективов, посетивших Советский Союз, были: китайская акробатическая труппа (72 человека) в 1950 г., молодежная культурная труппа Пальмового кабинета (216 человек) в 1951 г. и труппа песни и танца Народно-освободительной армии Китая (270 человек) в 1954 г. (Сунь Вэйсюэ, Линь Ди, 1999). Все они устанавливали широкие связи с населением Советского Союза и играли важную роль в продвижении китайской национальной культуры.

В дополнение к вышеупомянутым формам китайской культурной дипломатии в Советском Союзе стоит также отметить, что в 1950-х гг. советское театральное сообщество по достоинству оценило китайские театральные постановки, их сюжеты впоследствии были использованы русскими режиссерами в собственных пьесах. В 1954 г. в Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой состоялась премьера китайского спектакля «Цюй Юань» в постановке известного в то время советского театрального режиссера В. Комиссаржевского, которая привлекла большое внимание советских зрителей. В журнале «Огонек» была опубликована рецензия, согласно которой «спектакль, поставленный Комиссаржевским, являлся глубоко выразительным воспроизведением характера, языка и стиля автора того времени и чрезвычайно ярким рассказом о великом поэте, мыслителе и борце»1.

Многие театральные критики того времени начали публиковать монографии, знакомящие, объясняющие и оценивающие китайский театр. Например, А. Анастасьев, заместитель редактора журнала «Театр», опубликовал путевые заметки «В китайском театре», в которых он пишет: «Восхищаясь историческими достижениями великого, свободного народа, не раз больно чувствовать, что мы еще так мало знаем об этой замечательной стране, ее жизни и культуре»2.

Еще одним средством развития культурной дипломатии был показ китайских фильмов. Первый публичный показ кинокартины «Дети Китая» состоялся в Советском Союзе 1 августа 1950 года. Всего было выпущено 600 копий этого фильма, чтобы иметь возможность демонстрировать его одновременно в 23 кинотеатрах и 7 клубах в Москве3.

Несмотря на то, что количество китайских фильмов, снятых в 1950-х гг., было невелико, они реалистично воссоздавали многие аспекты прошлой и настоящей жизни своего народа, а пропаганда в Советском Союзе с их помощью эффективно информировала русских зрителей о новом Китае. Мероприятия «Недели китайского кино», проведенные в Советском Союзе в этот период, также были хорошо приняты жителями страны.

С 1960 г. из-за углубившихся разногласий между КПК и КПСС в китайско-советских отношениях наметилось охлаждение, началось свертывание сотрудничества, в том числе и по линии культурного обмена и взаимодействия. Активность Общества китайско-советской дружбы также стала снижаться. Основной фокус её работы был смещен на политику и идеологию. Даже соответствующая литературная деятельность и содержание демонстрируемых фильмов должны были подвергаться цензуре. В 1961 г. Общество китайско-советской дружбы практически прекратило свою деятельность в провинциях и городах Китая. В нем осталось только около 600 штатных сотрудников (Шень Чжихуа, 2003). Однако его значение как средства поддержания отношений между Советским Союзом и Китаем на внешнем уровне оставалось высоким.

В этот период Советский Союз и Китай, несмотря на сложную ситуацию, продолжали проводить ряд мероприятий по линии развития двусторонних отношений и культурного обмена. Так, в СССР по-прежнему направлялись артистические коллективы из КНР. В качестве примера можно привести гастроли китайской труппы Центрального театра оперы и танца в 1961 г., Гуан-дунской акробатической труппы - в 1962 г., коллектива Центрального театра оперы и танца - в 1963 г., труппы песни и танца Народно-освободительной армии Китая - в 1965 г. и Пекинской труппы песни и танца в 1966 г. Однако в отличие от 1950-х гг. китайская культурная дипломатия в этот период на фоне ухудшения советско-китайских отношений была лишь пропагандистской, выступая лишь способом поддержания связей между двумя странами.

Таким образом, наибольшая активность КНР в реализации культурной дипломатии в отношении СССР пришлась на период «медового месяца» в 1950-х гг. В это время она осуществлялась государственными и частными организациями, которые дополняли друг друга. В отсутствие материальной базы для модернизации и практического опыта ведения страны к социализму

1 Вершинина И.А. Историческая трагедия // Огонек. 1954. № 29. С. 25.

2 Анастасьев А.В. В китайском театре : путевые заметки. М., 1957. 71 с.

3 = Бо Фен. Народы Советского Союза и братских стран любят наши фильмы // Популярное кино. 1954. № 18. С. 12-16 (на кит. яз.).

наиболее реалистичным способом получения необходимых стратегий для КНР было ознакомление с практиками Советского Союза. С другой стороны, в высококонфликтной международной обстановке холодной войны западные капиталистические страны во главе с США проводили враждебную политику изоляции и санкций против Китая. Поэтому, равно как и по идеологическим и иным причинам, развитие культурных обменов именно с СССР было неизбежным историческим выбором Пекина того времени.

В 1960-х гг. культурная дипломатии Китая в отношении СССР по ряду причин изменилась и сохранялась лишь на минимально необходимом для поддержания отношений уровне. Когда в 1966 г. разразилась культурная революция в КНР, все отношения между ней и Советским Союзом, включая культурные обмены, были фактически свернуты.

Обобщая сказанное, следует заключить, что двусторонние отношения СССР и КНР в период с 1949 по 1966 гг. сыграли важную роль в истории новой китайской внешнеполитической стратегии. Культурная дипломатия принесла в молодую республику передовые советские технологические и образовательные ресурсы, заложившие прочный фундамент для строительства современного китайского государства. При помощи тесных двусторонних контактов часть традиционной китайской культуры была привнесена и в Советский Союз, обеспечив его гражданам лучшее понимание Поднебесной. Сформированные на уровне населения представления о культуре друг друга проложили путь к дружественным отношениям между Россией и Китаем на современном этапе выстраивания двустороннего взаимодействия.

Список источников:

Вотинцева К.А. Культурная дипломатия Китая // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С. 112-115.

Калашников П.А. Советско-китайские культурные связи в 1949-1964 гг. источниковедческий анализ проблемы // Вестник РУДН. Серия: История России. 2009. № 6. С. 142-148.

= Сунь Цимин. Начало и конец китайско-советских отношений. Шанхай, 2002. 709 с. (на кит. яз.)

ЯФИ^таЬЙЖ®. = Сунь Вэйсюэ, Линь Ди. История зарубежных культурных обменов нового Китая // Китайская издательская корпорация дружбы. 1999. № 12. С. 119-127 (на кит. яз.)

= Шэнь Чжихуа. Советские эксперты в Китае. Пекин, 2003. 396 с. (на кит. яз.)

References:

Kalashnikov, P. A. (2009) Sovetsko-kitaiskie kul'turnye svyazi v 1949-1964 gg. istochnikovedcheskii analiz problemy [Sino-Soviet Cultural Relations in 1949-1964. Source Analysis of the Issue]. RUDN Journal of Russian History. (6), 142-148 (In Russian).

Shen Zhihua (2003) [Soviet Experts in China]. Beijing. 396 p. (In Chinese)

Sun Qiming (2002) [The Beginning and the End of Sino-Soviet Relations]. Shanghai. 709 p. (In Chinese)

Sun Weixue & Lin Di (1999) [History of Foreign Cultural Exchanges of New Chi-na]. [Chinese Publishing Corporation of Friendship]. (12), 119-127 (in Chinese)

Votintseva, C.A. Cultural Diplomacy of China. Gumanitarnye nauchnye issledo-vaniya. (11 (39)), 112-115. (In Russian).

Информация об авторе

Ян Цзые - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия.

Information about the author

Yang Ziye - PhD student, St. Petersburg University, St. Petersburg, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.