Научная статья на тему 'Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. Xx в'

Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1910
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / КНР / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / HUMANITARIAN COOPERATION / НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / PUBLIC DIPLOMACY / "МЯГКАЯ СИЛА" / "SOFT POWER" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATIONAL COOPERATION / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / CULTURAL LINKS / RUSSIAN FEDERATION / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ганьшина Елена Игоревна

Статья посвящена российско-китайскому гуманитарному сотрудничеству в 90-е гг. XX в. Автор выделяет особую значимость гуманитарного взаимодействия двух государств для продвижения национальных интересов и расширения присутствия России в КНР после распада СССР, а также формирования позитивного имиджа российского государства в Китае путем применения механизма «мягкой силы». Автор отмечает, что 90-е гг. XX в. явились отправной точкой сотрудничества РФ и КНР в гуманитарной сфере, заложили его нормативно-правовой фундамент, были определены основные направления и приоритеты сотрудничества двух государств в гуманитарной сфере. Вместе с тем автор подчеркивает, что практическая реализация задач, поставленных в подписанных межгосударственных документах, осуществлялась в недостаточно широком формате. И основной причиной тому являлся глубокий социально-экономический кризис, в котором находилась Россия после распада Советского Союза, и, как следствие, недостаток финансирования совместных российско-китайских инициатив в гуманитарной области. Между тем автор заостряет внимание на том факте, что после прихода на должность министра иностранных дел РФ Е.М. Примакова с его внешнеполитическим курсом на многополярность и активное сотрудничество со странами восточного полушария, в том числе выдвинутой им идеи о создании геополитического треугольника «Россия-Индия-Китай», увеличились объемы сотрудничества России и Китая в гуманитарной сфере, оба государства осознали значение «народной дипломатии» и важность продвижения межкультурного диалога народов двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Chinese Humanitarian Cooperation in 1990-s

The article is devoted to Russian-Chinese humanitarian cooperation in the 90-ies of XX century. The author emphasizes the special importance of humanitarian cooperation between Russia and China for the promotion of national interests and the expansion of Russia's presence in China after the collapse of the USSR, as well as creating a positive image of the Russian state in China by applying the mechanism of “soft power”. The author notes that the 90-ies of XX century were the starting point of cooperation between Russia and China in the humanitarian sphere, it laid the legal foundation of Russian-Chinese humanitarian cooperation, moreover, the main directions and priorities of cooperation between the two countries in the humanitarian field have been identified. However, the author stresses that the practical realization of the objectives of the signed intergovernmental documents was carried out in an insufficiently wide format. And the main reason is the deep socio-economic crisis, which Russia had faced after the collapse of the Soviet Union, and, as a consequence, the lack of funding for joint Russian-Chinese projects in the humanitarian field.

Текст научной работы на тему «Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. Xx в»

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В 90-Е ГГ. XX В.

Е.И. Гапмнппа

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена российско-китайскому гуманитарному сотрудничеству в 90-е гг. XX в. Автор выделяет особую значимость гуманитарного взаимодействия двух государств для продвижения национальных интересов и расширения присутствия России в КНР после распада СССР, а также формирования позитивного имиджа российского государства в Китае путем применения механизма «мягкой силы». Автор отмечает, что 90-е гг. XX в. явились отправной точкой сотрудничества РФ и КНР в гуманитарной сфере, заложили его нормативно-правовой фундамент, были определены основные направления и приоритеты сотрудничества двух государств в гуманитарной сфере. Вместе с тем автор подчеркивает, что практическая реализация задач, поставленных в подписанных межгосударственных документах, осуществлялась в недостаточно широком формате. И основной причиной тому являлся глубокий социально-экономический кризис, в котором находилась Россия после распада Советского Союза, и, как следствие, недостаток финансирования совместных российско-китайских инициатив в гуманитарной области. Между тем автор заостряет внимание на том факте, что после прихода на должность министра иностранных дел РФ Е.М. Примакова с его внешнеполитическим курсом на многополярность и активное сотрудничество со странами восточного полушария, в том числе выдвинутой им идеи о создании геополитического треугольника «Россия—Индия—Китай», увеличились объемы сотрудничества России и Китая в гуманитарной сфере, оба государства осознали значение «народной дипломатии» и важность продвижения межкультурного диалога народов двух стран.

Ключевые слова: РФ, КНР, гуманитарное сотрудничество, народная дипломатия, «мягкая сила», образовательное сотрудничество, культурные связи.

Гуманитарное сотрудничество всегда являлось важной составляющей российско-китайских межгосударственных отношений, ключевым элементом народной дипломатии двух государств.

В ходе первого официального визита Президента России Б.Н. Ельцина в Китайскую Народную Республику 18 декабря 1992 г. была подписана «Совместная декларация об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией», в которой было выделено и сотрудничество в гуманитарной сфере. В частности, в документе говорилось о том, что «стороны будут стимулировать и расширять взаимные связи в области культуры, искусства, образования, информации, туризма и спорта, молодежные обмены, поощрять прямые связи между организациями сферы культуры и контакты между гражданами двух стран». Кроме того, в документе приоритетным направлением гуманитарного сотрудничества было выделено «взаимное преподавание языков и литературы двух стран, совместной подготовки кадров в области культуры, охраны нацио-

нального культурного достояния, переводческой, издательской деятельности и связей между учебными заведениями» [8]. Данные аспекты были отдельно освещены в «Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве», подписанным в том же 1992 г. в рамках визита Б.Н. Ельцина в Пекин [9].

В 1994 г. указом Президента РФ Б.Н. Ельцина был создан Российский Центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел РФ (Росзарубежцентр, ныне Россотрудничество) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации [3]. В целях укрепления российско-китайских гуманитарных отношений в г. Пекине было открыто региональное представительство Росзарубежцентра в Китае, которое стало функционировать в тесном сотрудничестве с посольством РФ в КНР. Ранее данные функции выполнял отдел по культуре российского посольства в Пекине. Деятельность представительства основывается на сотрудничестве с государственными и общественными организациями России и Китая, научными учреждениями и вузами, творческими и молодежными объединениями. Наиболее активное взаимодействие получило сотрудничество с такими организациями, как Китайское народное общество дружбы с заграницей (КНОДЗ), Общество китайско-российской дружбы (ОКРД), Китайская ассоциация выпускников советских вузов, Всекитайская ассоциация по науке и технике, Всекитайская федерация женщин и Китайская народная ассоциация за мир и разоружение.

Стоит отметить, что Росзарубежцентр (ныне — Россотрудничество) является правопреемником основанного еще в 1925 г. Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), которое было преобразовано в 1958 г. в Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД).

После распада Советского Союза ССОД и советские общества дружбы претерпели существенные преобразования [3]. Подобные структурные изменения претерпело Общество советско-китайской дружбы (ОСКД).

ОСКД было впервые создано в 1957 г. и на протяжении долгих десятилетий являлось важнейшим мостом, связывающим общественность СССР и КНР. ОСКД находилось в тесном сотрудничестве с соответствующей организацией в КНР — Обществом китайско-советской дружбы (ОКСД), созданным в Китае 5 октября 1949 г., на пятый день после образования Китайской Народной Республики, и переименованным в Общество китайско-российской дружбы после распада СССР [2].

Помимо деятельности Общества китайско-советской дружбы с китайской стороны вопросами гуманитарного сотрудничества с СССР и с правопреемницей СССР Россией занимается Китайское Народное Общество дружбы с заграницей (КНОДЗ), которое было основано 3 мая 1954 г., в целях содействия укреплению дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами всего мира [7]. И несмотря на то, что КНОДЗ было учреждено позже, Общество китайско-советской дружбы официально входит в состав КНОДЗ и является его структурным подразделением.

Основными направлениями сотрудничества двух Обществ в советский период были: обмен делегациями в области культуры, науки и образования, обмен печатными и информационными материалами, обмен спортивными и театральными коллективами, а также совместное празднование знаменательных событий и памятных дат в области литературы двух государств, востоковедения и русистики, празднования юбилеев деятелей культуры СССР и КНР и многих других мероприятий в области культурного сотрудничества. В 1992 г. Общество советско-китайской дружбы было переименовано в Общество российско-китайской дружбы, и в 1993 г. был принят новый Устав Общества. Однако в 1994 г. из-за лишения бюджетного финансирования Общество было вынуждено перейти на сомообеспе-чение, в связи с этим резко сократились контакты и обмены делегациями двух государств [2].

Продолжателем деятельности ССОД по развитию общественных связей стала Российская ассоциация международного сотрудничества (РАМС), учрежденная в 1992 г. В 1994 г. Общество российско-китайской дружбы стало членом Российской ассоциации международного сотрудничества. В части управления деятельностью культурных центров за рубежом правопреемником ССОД стал Российский центр международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр) со статусом государственного органа при Правительстве Российской Федерации [3], впоследствии преобразованный в Россотрудничество.

Значимым событием в российско-китайском сотрудничестве в гуманитарной сфере в тот период стал визит 7 мая 1995 г. в Москву председателя КНР Цзян Цзэминя по случаю празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне [7]. В рамках визита состоялась встреча на высшем уровне лидеров РФ и КНР, в результате которой стороны пришли к единому мнению о необходимости развивать долгосрочные и стабильные отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества принципиально нового типа [4]. И в данном контексте стоит отметить большой вклад Общества российско-китайской дружбы (ОРКД) в празднование памятной годовщины ВОВ. ОРКД организовало в Пекине фотовыставку «На сопках Маньчжурии», на которой китайским гражданам были представлены работы бывшего фотокорреспондента 5-й гвардейской армии 1 ДВФ, члена ОРКД А.И. Становова. Подобные фотовыставки были организованы при содействии с китайской стороны Китайского Народного Общества дружбы с заграницей и Общества китайско-российской дружбы и в ряде городов Северо-Восточного Китая, а также концертные программы, в которых звучали песни времен Великой Отечественной войны и произведения Д. Шостаковича.

В том же 1995 г., в ноябре, Москву и Санкт-Петербург посетила делегация Китайского Народного Общества дружбы с заграницей (КНОДЗ) во главе с дочерью Дэн Сяопина — Сяо Жун, в ходе визита которой состоялась презентация книги Мао Мао (она же Сяо Жун) о жизни Дэн Сяопина — «Мой отец Дэн Сяопин» [2].

Во второй половине 1990-х гг. российско-китайское сотрудничество стало значительно расширяться. Именно в этот период российской и китайской сторона-

ми были намечены конкретные проекты сотрудничества в данной сфере, среди которых: ежегодное проведение фестивалей культуры, создание совместных вузов, более тесное взаимодействие в области спорта, туризма, театрального и музыкального искусства, а также популяризация в России произведений китайских художников [1].

После подписания 25 апреля 1996 г. Совместной российско-китайской декларации были провозглашены отношения равноправного доверительного партнерства между РФ и КНР, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в. [7]. В ходе официального визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву в апреле 1997 г. российская и китайская стороны приняли решение о создании российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития.

Являясь межгосударственной общественной организацией, Комитет был призван заниматься расширением двусторонних неправительственных обменов, способствующих укреплению дружественных связей и углублению взаимопонимания двух стран. Основные задачи Комитета прописаны в «Соглашении о руководящих принципах деятельности российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития», подписанного российской и китайской сторонами 10 ноября 1997 г. в Пекине. В задачи Комитета входила «организация различных двусторонних мероприятий, включая научные симпозиумы, чтение лекций, встречи специалистов по интересам, фестивали культуры и искусства, выставки, кинонедели, месячники дружбы молодежи, дни России в Китае и дни Китая в России, взаимные визиты активистов российско-китайской дружбы, издание и распространение литературы и материалов, популяризирующих российско-китайскую дружбу и достижения народов двух стран в различных областях» [11]. Впоследствии часть функций Комитета была передана созданной в 2000 г. Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта, в дальнейшем переименованной в Российско-Китайскую комиссию по гуманитарному сотрудничеству.

В рамках официального визита в Китай в 1997 г. Президента РФ Б.Н. Ельцина состоялось награждение китайских деятелей культуры орденами «Дружбы» за вклад в развитие российско-китайского культурного сотрудничества. Данных наград были удостоены писатель и переводчик Гао Мао, популяризатор советской и русской песни в Китае Сюэ Фань, дирижер Ли Дэлунь и музыкальный деятель У Цзуцян [2]. В том же 1997 г., в октябре, состоялось празднование 40-летнего юбилея Общества российско-китайской дружбы, бывшего Общества советско-китайской дружбы. Данное мероприятие посетил Посол КНР в РФ Ли Фэнлинь, зачитавший приветствие КНОДЗ и ОКРД, в котором было отмечено: «На протяжении всех 40 лет, невзирая на то, какой была погода в международных отношениях, Общество российско-китайской дружбы всегда неустанно прилагало усилия и внесло важный вклад в дело укрепления и развития дружбы и взаимопонимания между народами наших стран. В этой связи мы выражаем наше глубокое уважение всем нашим российским друзьям за их самоотверженный труд во имя китайско-российской дружбы. Китайский народ навсегда сохранит в своей памяти этот их

подвиг» [2]. Это говорит о том, что подобные общественные организации, такие как Общества дружбы, являются важными исполнителями внешнеполитического курса страны и передают общие настроения обществ двух государств, помогая установить более тесный межгосударственный диалог и создать благодатную почву для дальнейшего развития отношений по всем направлениям сотрудничества, а также создать благоприятный образ страны в глазах граждан двух государств.

В рамках реализации подписанных соглашений в октябре 1997 г. в России были проведены Дни культуры Китая — первое широкомасштабное массово-культурное мероприятие, организованное китайской стороной на территории РФ. Культурные мероприятия были организованы в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Хабаровске. В них приняли участие различные китайские творческие коллективы: Яньтайская труппа Пекинской оперы, оркестр национальных инструментов, Чэндусский цирк; были проведены выставки фотографии и традиционной национальной живописи; организованы визиты делегаций китайских писателей и кинематографистов в Россию. В свою очередь, Дни культуры России в Китае прошли в апреле 1998 г. в Пекине и Шанхае. С российской стороны в них приняли участие ансамбль «Березка», Оренбургский русский народный хор, камерный оркестр Московской консерватории «Московия», солистка Большого театра России Т. Ерастова; экспонировалась выставка «Пейзажная живопись И. Левитана и его современников» [6].

Подобные обменные Дни национальных культур оказали большое влияние на развитие российско-китайских культурных связей, способствовали более тесному ознакомлению народов двух стран с культурным наследием друг друга, а также предоставили возможность получить объективное и позитивное представление и информацию об историко-культурных особенностях каждого государства.

Следом, в 1999 г., в Китае был проведен ряд культурных мероприятий, связанных с 200-летием со дня рождения А.С. Пушкина, литературные произведения которого были переведены на китайский язык во времена советско-китайской дружбы и изучались в китайских школах и высших учебных заведениях. В Пекине по случаю праздника был организован литературно-музыкальный фестиваль, было выпущено несколько собраний сочинений А.С. Пушкина, сборников его стихотворений, были проведены три научных конференции и два всекитайских конкурса, посвященных творчеству поэта. Все это способствовало возобновлению интереса к российской литературе, и, как следствие, к изучению русского языка, к тому же в 1999 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российской государственной библиотекой и Национальной библиотекой Китая. В том же году в рамках празднования 50-летия установления дипломатических отношений между РФ и КНР в Государственном Кремлевском Дворце состоялся совместный российско-китайский праздничный концерт «Браво, Китай!», а также организованы концерты российских и китайских симфонических оркестров, выступления Центральной балетной труппы Китая, китайских цирковых трупп и эстрадных коллективов [6].

Интерес к подобным перекрестным культурным мероприятиям был достаточно высок и среди российского и среди китайского населения и способствовал более быстрому налаживанию межкультурной коммуникации между двумя государствами. Не стоит забывать, что в Китае во времена советско-китайской дружбы до охлаждения отношений к концу 1950-х гг. целое поколение людей было воспитано на советских литературных произведениях, советских песнях и кинофильмах, а также проходило обучение в школах, базировавшихся на советской системе образования с преподаванием русского языка.

Во второй половине 1990-х гг. XX в. постепенно развивалось и российско-китайское сотрудничество в области образования. Образование, наряду с культурой, является одной из важнейших составляющих гуманитарного сотрудничества России и Китая, этот факт имеет серьезные исторические предпосылки. Прежде всего, это связано с началом строительства в 1897 г. Российской империей Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проходящей через китайские территории, и возникшей в связи с этим необходимости в подготовке профессиональных кадров среди местного китайского населения со знанием русского языка. Для этой цели Россия стала открывать школы, базирующиеся на российской системе образования, с привлечением российских специалистов [5].

Во времена СССР подобное взаимодействие продолжилось еще более динамичными темпами, сопровождавшимися интенсивным образовательным и научным сотрудничеством между двумя государствами: обучением китайской партийной элиты в высших учебных заведениях СССР, созданием Советским Союзом научно-технической и образовательной инфраструктуры для подготовки инженерных и педагогических кадров Китая, которые в свою очередь стали основой для развития китайской национальной системы образования по всем направлениям естественных и гуманитарных наук.

После прошедшего в 1956 г. XX съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, наметилось некоторое охлаждение в отношениях двух государств, впоследствии переросшее в открытую конфронтацию. Усугублялась данная ситуация проведением в Китае Великой пролетарской культурной революции, начавшейся в 1966 г. и продолжавшейся вплоть до смерти в 1976 г. председателя Китая Мао Цзэдуна.

После прихода к власти Дэн Сяопина советско-китайские отношения стали постепенно восстанавливаться. Существенный поворот произошел в 1982 г., когда китайская сторона стала планомерно направлять свои усилия на то, чтобы смягчить и улучшить межгосударственные отношения с Советским Союзом.

Безусловно, Дэн Сяопин, которому в наследство досталась страна, находящаяся в полном экономическом и культурном упадке после Культурной революции, понимал, что восстановить государство невозможно без нормализации и укрепления отношений с внешним миром. И, возрождая отношения с СССР, он тем самым делал ставку и на возобновление того научно-образовательного сотрудничества, которое существовало до периода охлаждения отношений с Советским Союзом, так как в нем испытывала огромную потребность полностью разрушен-

ная китайская система образования и подготовки национальных кадров для различных сфер производства. В свою очередь, Советский Союз прилагал большие усилия, чтобы изменить эту ситуацию, направить ее развитие на путь разрядки и нормализации, восстановления духа добрососедства.

После развала СССР, анализируя исторический опыт, Россия и Китай пришли к взаимному пониманию важности развития образовательного сотрудничества. Это было отмечено и в «Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве» от 18 декабря 1992 г.

Значимым событием стало подписание 26 июня 1995 г. Правительством РФ и КНР «Соглашения о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях» в рамках визита делегации Правительства Китая в Россию [10]. Подписание данного соглашения заложило нормативно-правовой фундамент в развитие образовательных обменов между двумя государствами.

Однако вопрос взаимного признания документов об образовании остается не до конца решенным. Трудность заключается в особенностях системы образования в России и Китае. Если ранее во времена существования Советского Союза Китай строил свою национальную систему образования по советской модели, используя советские педагогические методики и советские учебные материалы, выстраивая весь учебный процесс по советской образовательной системе, то в 90-е гг. Китай выработал свою систему национального образования, нашедшую отражение в принятом в 1995 г. Законе об образовании КНР [16]. В связи с этим существует некоторая трудность в вопросе согласования учебных программ, их соответствия друг другу, в вопросе критериев оценивания и количества учебных часов, учебных дисциплин и их содержания.

В 1990 учебном году в Советском Союзе проходили обучение порядка 126 тысяч иностранных граждан, в период с 1991 по 1996 г. их численность сократилась до 73 тысяч [14]. Однако начиная с 1996 г. эта цифра стала постепенно расти. Со второй половины 1090-х гг. стало расти и количество российских студентов, стажирующихся за границей. Так, например, в 1993/1994 гг. российских студентов в Китае насчитывалось 214 человек, а в 1999 г. их число увеличилось до 609 человек [15]. Подобное, крайне низкое по количеству студентов присутствие России на образовательном рынке КНР еще раз указывало на то, что сотрудничество двух государств в гуманитарной сфере в большей степени существует в виде подписания официальных соглашений, но не в виде их активного практического применения.

***

Подводя итог, следует отметить, что в 90-е гг. XX в. была заложена нормативно-правовая база гуманитарного сотрудничества РФ и КНР, были определены основные направления и приоритеты сотрудничества двух государств в гуманитарной сфере. Однако практическая реализация данной нормативно-правовой базы происходила отнюдь не в полном объеме, многие направления такие, как работа

с соотечественниками, спорт, туризм, здравоохранение, СМИ, не получили должного развития. В основном в данный период сотрудничество в гуманитарной сфере развивалось только в области культуры и образования, и то в недостаточно полном для таких государств, как Россия и Китай, объеме.

ЛИТЕРАТУРА

Ганьшин И.Н. Формирование и реализация приоритетных межгосударственных отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики в 1991—2005 годы: опыт и перспективы: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2009.

История Общества российско-китайской дружбы // Общество российско-китайской дружбы. URL: http://orkd.ifes-ras.ru/index.php?page=history.

История отечественной публичной дипломатии // Россотрудничество. URL: http://www.rs-gov.ru/ node/565.

История отношений России и КНР. Справка // РИА Новости. URL: http://www.rian.ru/ spravka/20070326/62607849.html.

Маслов А.А. Россия-Китай: этапы и проблемы образовательного обмена в XX—XXI вв. // Сотрудничество России и КНР в сфере образования: анализ прошлого и перспективы будущего / Под ред. Н.Е. Боревской. М.: НИТУ «МИСиС», 2009. С. 133—159. О российско-китайском сотрудничестве в области культуры // МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d8002198 5f432569b000468978! OpenDocument

Рогачев И.А. Российско-китайские отношения в конце XX — начале XXI века. М.: Издательство «Известия», 2005.

Совместная декларация об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией от 18.12.1992. URL: http://www.legal-way.ru/agr48.php. Соглашение между правительством РФ и правительством КНР о культурном сотрудничестве от 18.12.1992. URL: http://www.lawmix.ru/abro.php?id=9506. Соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях от 26.06.1995. URL: http://www.legal-way.ru/agr73.php.

Соглашение о руководящих принципах деятельности российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития от 10.11.1997. URL: http://zakon.law7.ru/base46/part6/ d46ru6212.htm.

Соловьева Е.В. Российско-китайское культурное взаимодействие: к вопросу об историографии проблемы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2009. № 1. С. 99—106. Foreign Affairs Organizations // МИД КНР. URL: http://www.fmprc.gov.cn/eng/ljzg/zgjk/3575/ t17824.htm.

1996 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.14. Third level: foreign students by country of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1997, P. 410.

1997 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1998, P. 392.

Лю Госинь. Обзор китайско-российского культурного взаимодействия за последние двадцать лет // Академия общественных наук КНР. URL: http://www.iccs.cn/contents/610/ 13344_2.html.

Су Сяохуань. Образование в Китае — реформы и новшества. Межконтинентальное издательство Китая. 2002. С. 16.

Чжан Чунь, Юй Цзыся, Лю Чжэньюй. Развитие китайско-российского и китайско-советского образовательного взаимодействия. (Чжун-Э-Су цзяоюй цзяолю дэ яньбянь.) Шаньдун цзяоюй чубаньшэ. 2010.

1

6

[

[

1

[

[

RUSSIAN-CHINESE HUMANITARIAN COOPERATION IN 1990-S

E.I. Ganshina

Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to Russian-Chinese humanitarian cooperation in the 90-ies of XX century. The author emphasizes the special importance of humanitarian cooperation between Russia and China for the promotion of national interests and the expansion of Russia's presence in China after the collapse of the USSR, as well as creating a positive image of the Russian state in China by applying the mechanism of "soft power". The author notes that the 90-ies of XX century were the starting point of cooperation between Russia and China in the humanitarian sphere, it laid the legal foundation of Russian-Chinese humanitarian cooperation, moreover, the main directions and priorities of cooperation between the two countries in the humanitarian field have been identified. However, the author stresses that the practical realization of the objectives of the signed intergovernmental documents was carried out in an insufficiently wide format. And the main reason is the deep socio-economic crisis, which Russia had faced after the collapse of the Soviet Union, and, as a consequence, the lack of funding for joint Russian-Chinese projects in the humanitarian field.

Key words: Russian Federation, People's Republic of China, humanitarian cooperation, public diplomacy, "soft power", educational cooperation, cultural links.

REFERENCES

[1] Gan'shin I.N. Formation and implementation of the priority international relations of the Russian Federation and the People's Republic of China in 1991—2005: experience and prospects. the dissertation of the candidate of historical sciences. Moscow, 2009.

[2] History of the Russian-Chinese Association for Friendship // The Russian-Chinese Association for Friendship. Available at: http://orkd.ifes-ras.ru/index.php?page=history.

[3] History of Russian public diplomacy // Rossotrudnichestvo. Available at: http://www.rs-gov.ru/ node/565.

[4] The history of relations between Russia and China. Information // RIA Novosti. Available at: http://www.rian.ru/spravka/20070326/62607849.html.

[5] Maslov A.A. Russia-China: the stages and challenges of educational exchange in the XX— XXI centuries // Cooperation between Russia and China in the field of education: an analysis of past and future perspectives/ Edited by N.E. Borevskaya. Moscow: NITU «MISiS», 2009, P. 133—159.

[6] The Russian-Chinese cooperation in the field of culture // Russian Foreign Ministry. Available at: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80 021985f432569b000468978! OpenDocument.

[7] Rogachev I.A. Russian-Chinese relations in the late XX — early XXI century. Moscow: Izda-tel'stvo «Izvestiya», 2005.

[8] Joint Declaration on Principles of Relations between China and the Russian Federation of 18.12.1992. Available at: http://www.legal-way.ru/agr48.php.

[9] Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of China on cultural cooperation of 18.12.1992. Available at: http://www.lawmix.ru/abro.php?id=9506.

[10] Agreement on mutual recognition of diplomas and degrees of 26.06.1995. Available at: http://www.legal-way.ru/agr73.php.

[11] An agreement on guidelines for the activities of the Russian-Chinese Committee of Friendship, Peace and Development of 10.11.1997. Available at: http://zakon.law7.ru/base46/part6/ d46ru6212.htm.

[12] Solov'eva E.V. Russian-Chinese cultural interaction: the question of the historiography of the problem // Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya. 2009. № 1. P. 99—106.

[13] Foreign Affairs Organizations // China's Foreign Ministry. Available at: http://www.fmprc.gov.cn/ eng/ljzg/zgjk/3575/t17824.htm.

[14] 1996 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.14. Third level: foreign students by country of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1997. P. 410.

[15] 1997 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1998. P. 392.

[16] Liu Guoxin. Overview of the Sino-Russian cultural cooperation over the past twenty years // Academy of Social Sciences of China. Available at: http://www.iccs.cn/contents/610/13344_2.html.

[17] Su Xiaohuan. Education in China — reform and innovation. Mejkontinental'noe izdatel'stvo Kitaya, 2002, P. 16.

[18] Zhang Chun, Yu Zixia, Liu Zhenyu. The development of Sino-Russian and Sino-Soviet educational interaction. (Zhong-E-Su jiaoyu jiaoliu de yanbian). Shan'dun tzyaoyui chyuban'she, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.