Научная статья на тему 'Советская культурная дипломатия в КНР: основные этапы, акторы, целевые группы'

Советская культурная дипломатия в КНР: основные этапы, акторы, целевые группы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
741
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВЕТСКИЕ АКТОРЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ / USSR CULTURAL DIPLOMACY / SOVIET-SINO CULTURAL RELATIONS / SOVIET ACTORS OF CULTURAL DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Приходько О. К.

В статье рассматриваются основные этапы советской культурной дипломатии в отношении Китая. Приводится классификация ключевых акторов, определяется их роль во внешней культурной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET CULTURAL DIPLOMACY IN PRC: PERIODS, ACTORS AND TARGET AUDIENCE

The article discusses the periods of Soviet cultural diplomacy in China. The classification of the main actors is suggested. The author analyses the role of these actors in soviet-sino cultural diplomacy. The target audience of the USSR cultural diplomacy in China is also observed in the article.

Текст научной работы на тему «Советская культурная дипломатия в КНР: основные этапы, акторы, целевые группы»

УДК 93/94

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В КНР: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ,

АКТОРЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ3

О.К. Приходько, магистрант ФГАОУВО «Южно-Уральский государственный

университет» (НИУ), E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы советской культурной дипломатии в отношении Китая. Приводится классификация ключевых акторов, определяется их роль во внешней культурной политике.

Ключевые слова: советская культурная дипломатия, советско-китайские культурные отношения, советские акторы культурной дипломатии.

С середины ХХ в. традиционная кабинетная дипломатия претерпевает колоссальные изменения, становясь более многоуровневой и многогранной. Взаимодействие государственных деятелей и профессиональных работников дипломатических служб выступает отныне лишь частью дипломатической деятельности, которая теперь задействует и рядовых граждан, и коммерческие структуры, и общественные организации. Именно в это время из уст политических деятелей, а также специалистов в области политологии и международных отношений все чаще начинают звучать такие понятия, как «публичная дипломатия», «общественная дипломатия», «культурная дипломатия» и другие смежные термины. В конце ХХ - начале XXI вв. появляются такие понятия, как «мягкая сила», «государственный PR», «национальный брендинг».

Основываясь на изученных определениях культурной дипломатии, данных Ф. Баргхорном, Д. Котом, М. Каммингсом, Т. Арндом, А.В. Голубевым, Н.М. Боголюбовой, мы сформулировали собственное рабочее определение. Под «культурной дипломатией» в данной статье будет пониматься совокупность приемов, методов и практических мероприятий, разрабатываемых и реализуемых органами внешних сношений и другими уполномоченными на то государственными органами, а также другими негосударственными акторами, основывающаяся на использовании культуры в качестве основного инструмента для достижения особых целей внешней политики государства. В данном определении под культурой мы подразумеваем широкое понятие, которое охватывает разделяемую членами общества систему верований, материальных ценностей, идеологии, обычаев и образа жизни, включая «высокую» культуру (литературу, искусство, образование) и массовую (телевидение, кино, поп-музыку, индустрию развлечений)1.

К акторам культурной дипломатии, по нашему мнению, следует отнести как государственные структуры (специализированные государственные органы, особые отделы в посольствах и консульствах, и др.), так и негосударственные. При этом негосударственные акторы культурной дипломатии, осуществляя свою деятельность в этом направлении, не должны противоречить внешнеполитическим интересам страны. Мы полагаем, что деятельность негосударственного актора будет считаться культурной дипломатией только в том случае, если она будет отвечать интересам государства и способствовать улучшению межгосударственных отношений с той или иной страной. Что касается целевой аудитории культурной дипломатии, то мы согласны с мнением новозеландского исследователя С. Марка, который считает, что культурная дипломатия нацелена и на широкую общественность, и на государственных деятелей2.

3 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10213)

Периоды развития советско-китайских отношений и их влияние на культурную

дипломатию

Советско-китайские отношения во второй половине ХХ в. сложно оценить однозначно. В разные периоды времени они переходили от дружбы к резкой конфронтации. В этих сложных условиях культурная дипломатия также переживала периоды расцвета и упадка, поэтому нам необходимо четко определить периоды развития советско-китайской культурной дипломатии.

Первый период - 1949-1960 гг. Для создания международно-правовой базы сотрудничества между двумя странами 14 февраля 1950 г. был подписан советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на 40 лет. Вопрос, когда заканчивается период «вечной дружбы» и начинается период конфронтации, до сих пор является дискуссионным. Изменения в отношениях между двумя странами начинаются фактически сразу после смерти И.В. Сталина, контакты еще более обостряются после ХХ съезда КПСС. Тем не менее культурная дипломатия продолжала осуществляться: к примеру, стремление поддерживать отношения с КНР проявилось и в создании Общества советско-китайской дружбы 29 октября 1957 г.

Открытая критика лидеров СССР и КНР по отношению друг к другу была проявлена в 1960 г. на съезде Румынской коммунистической партии, где Н.С. Хрущев и председатель Мао обменялись резкими выражениями по поводу различий в идеологических взглядах3. В этом же году СССР отозвал из Китая более 1600 советских экспертов и технических специалистов. Были свернуты более 200 научно-технических проектов, нацеленных на развитие сотрудничества между странами. Советский Союз практически полностью прекратил оказание помощи Китаю. Политическая элита СССР обосновала свой поступок тем, что в КНР развернулась «антисоветская кампания, что условия для наших специалистов в Китае стали невыносимыми»4.

Второй период - 1960-1984 гг. Этот период, помимо приграничных конфликтов и идеологических противоречий, характеризуется еще и резким сокращением объемов сотрудничества в сфере науки, образования и культуры, хотя культурные обмены не были приостановлены. Все же планируемая численность культурных мероприятий в эти годы сокращается в десятки, а то и в сотни раз5.

Третий период - 1984-1991 гг. После целого ряда безуспешных попыток наладить сотрудничество, в декабре 1984 г. первому заместителю Председателя Совета министров СССР И.В. Архипову в рамках запланированного визита в КНР удалось подписать ряд соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, наметить курс на расширение обменов в сфере науки, образования, культуры6. Изменения внутри каждой из стран, поворот внешнеполитических и идеологических курсов способствовали постепенному налаживанию отношений во многих сферах, в том числе и в культурной. Достигнутые в 1984 г. договоренности были закреплены рядом соглашений в 1986 г, благодаря которым значительно возрос поток журналистов, ученых, деятелей культуры, официальных лиц в обеих направлениях7.

Партийные, государственные, общественные акторы культурной дипломатии

Одной из особенностей социалистической системы являлось наличие правящей партии, которая обладала монополией на политическую власть. В рамках исследуемой темы нам необходимо отметить, что ключевую роль в культурной дипломатии, проводимой СССР не только в отношении Китая, но и многих других стран, играла именно правящая партия.

ЦК КПСС выступал как высший партийный орган в промежутках между съездами партии. В своей структуре орган имел отдел культуры; отдел науки и учебных заведений; отдел по работе с заграничными кадрами и выездам за границу; а также отдел пропаганды и агитации, который включал в себя подразделения по работе с прессой, радио, телевидением.

Вышеперечисленные отделы, возглавляемые Политбюро, путем издания постановлений и директив, осуществлением контроля над их исполнением, определяли всю культурную дипломатию СССР в Китае. Эти выводы основываются на многочисленных архивных источниках, опубликованных В.С. Мясниковым8.

ВЛКСМ (Комсомол) принимал участие в культурной дипломатии в КНР. Ему было поручено оказание помощи в развитии физической культуры в Китае: подготовка кадров, разработка программ, организация спортивных коллективов, предоставление литературы, журналов, учебных пособий9. ВЛКСМ принимал участие и во многих культурных мероприятиях, а также обменивался молодежными делегациями с китайскими партнерами. Эта организация также осуществляла деятельность среди обучавшихся в СССР студентов из Китая10.

Ведущую роль в управлении культурной дипломатией СССР играли государственные акторы: они задавали направления ее развития, определяли планы работы, контролировали их исполнение.

Совет министров СССР. В его компетенцию входило осуществление общего руководства в области отношений с иностранными государствами, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами, утверждение и денонсация межправительственных международных договоров11.

В рамках исследуемой темы необходимо отдельно выделить комитеты и управления, принимавшие наибольшее участие в культурной дипломатии.

1. Управление по иностранному туризму, учрежденное в 1964 г., в 1969 г. преобразовано в Главное управление по иностранному туризму (ГУИТ)12.

2. Комитет по делам искусств, существовавший с 1946 г..

3. Комитет кинематографии и входивший в него «Совэкспортфильм» -государственная организация, осуществляющая внешнеэкономическую деятельностью в области кино, существующая под этим названием с 1945 г. Эта организация занималась экспортом советских фильмов в КНР, а также импортировала в СССР китайские кинокартины, оказывала содействие в развитии китайской киноиндустрии (высылала специализированную литературу, готовила кадры)13.

4. Комитет по культурным связям с зарубежными странами (с 1957 по 1967 гг.), осуществлявший руководство в области культурного сотрудничества с зарубежными странами, координировавший деятельность министерств и организаций, занимавшихся по государственной линии международными связями в области образования, здравоохранения, культуры, литературы, искусства, спорта. Оказывал содействие общественным организациям, творческим союзам, спортивным организациям, городам СССР, породнившимся с зарубежными городами, в осуществлении интернациональных связей в области культуры. Комитет имел своих представителей в составе посольств и миссий СССР за границей. Ликвидирован постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1967 г. После чего его главные функции были переданы МИД14.

Академия наук СССР (АН СССР) — высшее научное учреждение СССР с 1925 по 1991 гг., объединявшее ведущих учёных страны и подчинённое непосредственно Совету Министров СССР. АН СССР расширила связи с научными учреждениями и организациями Академии наук КНР путем посылки научной литературы, приема китайских ученых в подведомственных учреждениях и ознакомления их с организацией и методами своей работы15.

Министерство культуры СССР (Минкульт СССР). Образовано 15 марта 1953 г. Наличие в ЦК КПСС отделов культуры и пропаганды, ведающих вопросами культурной политики, нередко приводило к дублированию и параллелизму с государственными органами16. Минкульт СССР организовывало и координировало работу по культурным связям с зарубежными странами, в том числе и с КНР, сотрудничая с МИД, ССОД, с другими организациями (ВЛКСМ, ВЦСПС, творческие союзы и пр.). В рамках культурной дипломатии с КНР Минкульт СССР осуществляло следующие виды деятельности:

проведение дней культуры, различных фестивалей и концертов; организация артистических обменов, совместных выставок; организация зарубежного туризма деятелей культуры и искусства; подготовка и стажировка кадров в учебных заведениях; проведение научных исследований в области культуры, международных симпозиумов и конференций по проблемам культуры; лекционная деятельность17.

Министерство иностранных дел СССР. Проведение совместных работ с Комитетом по культурным связям с зарубежными странами и Министерством культуры с целью продвижения советской культуры за рубежом18.

Посольство СССР в КНР располагается в Пекине с 1949 г. В годы китайской культурной революции посольство находилось фактически в осаде отрядов китайских хунвэйбинов. Из архивных описей ГАРФ без сомнений остается факт, что Посольство СССР в КНР занималось установлением и поддержанием культурных связей, содействовало организации таких форм культурного общения, как устройство концертов советских музыкантов, артистов в крупнейших городах страны пребывания.

Общественные акторы включают в себя разного рода неправительственные организации, осуществляющие самостоятельную независимую деятельность, но в СССР все нижеперечисленные организации были псевдо-общественными. Об этом в своих работах пишут такие исследователи, как Ю Мин Лин19, Джессика У.Э. Гиноу-Хехт и Марк С. Донфрид20, а также Томас П. Бернштейн и Хуа-Ю Ли21.

Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) - советская общественная организация, основанная в 1925 г. и существовавшая по 1958 г. Официально в задачи ВОКС входило «ознакомление общественности СССР с достижениями культуры зарубежных стран и популяризация культуры народов Советского Союза за границей, содействие развитию и укреплению дружбы и взаимопонимания между народами СССР и других стран»22. ВОКС координировало культурные, научные и литературные обмены; оказывало содействие в приеме ведущих деятелей иностранных государств, посещавших Советский Союз; организовывало встречи с советскими коллегами.

В период с 1945 по 1957 гг. по всему миру стали появляться советские общества дружбы в отдельных странах. В октябре 1957 г. появилось и общество советско-китайской дружбы (ОСКД). В 1958 г. они были объединены в Союз советских обществ дружбы, который стал правопреемником ВОКСа. ССОД стал массовым добровольным объединением советских общественных организаций, ставящих своей целью развитие и укрепление дружбы и культурного сотрудничества народов Советского Союза с зарубежными государствами. Его высшим руководящим органом была Всесоюзная конференция, три заседания которой состоялись в 1958, 1967 и 1974 гг. Руководящим органом между конференциями стал Совет, исполнительным органом - Президиум23. ССОД формировал планы для обществ дружбы, контролировала их выполнение. Механизм работы с ОСКД планируется изучить в ГАРФ.

Общество советско-китайской дружбы. ОСКД имело достаточно разветвленную структуру, т. к. включало в себя отделения во всех союзных республиках, во многих областях и городах СССР. В состав ОСКД на правах коллективных членов вошли более 400 крупнейших промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учебных заведений, научных институтов и учреждений культуры Советского Союза. ОСКД тесно контактировало с Обществом китайско-советской дружбы, созданным в Китае 5 октября 1949 г. Постепенно стали устанавливаться связи между отделениями ОСКД и ОКСД приграничных областей, краев СССР и провинций Китая. Стороны активно обменивались делегациями, печатными и другими информационными материалами, спортивными и театральными коллективами. В сложные для двусторонних отношений годы деятельность общества не прекратилась, несмотря на то, что практически свелись к нулю все контакты с китайскими партнерами.24 В период с 1960 по 1983 гг. в домах дружбы на территории СССР регулярно проводились различные мероприятия, посвященные культуре Китая, годовщинам знаменательных событий КНР, вехам истории советско-китайской дружбы. В 1983 г. восстановлены связи с ОКСД и Китайским народным обществом дружбы с заграницей

(КНОДЗ). Между ССОД и ОСКД и китайскими партнерами возобновился делегационный обмен активистами обществ дружбы двух стран, стали развиваться контакты между отделениями обществ дружбы в приграничных районах. В конце 1989 г. в условиях расширяющихся контактов ССОД и ОСКД с КНОДЗ и ОКСД в целях содействия дальнейшему развитию общественных связей, по согласованию с китайской стороной, в составе Посольства СССР в Китае была учреждена должность представителя ССОД.

Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). Существовал с 1918 по 1990 гг. С 1936 по 1962 гг. в его состав входило туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), которое было преобразовано в Центральный совет по туризму (ЦСТ), в который вошли представители центральных государственных и общественных организаций и учреждений, соучаствующих в обслуживании туристов. В ЦСТ был также образован отдел по международному туризму.

Государственное акционерное общество по иностранному туризму в СССР «Интурист», основанное в 1929 г. «Интурист» был единственным оператором, который принимал иностранцев на территории Советского Союза. Большую роль в работе этой организации, а также и в культурной дипломатии СССР играли гиды-переводчики. Экскурсовод, и гид-переводчик имели статус идеологических работников и являлись пропагандистами советского образа жизни и коммунистического строительства25. Гид-переводчик, кроме того, был обязан свободно владеть иностранным языком и основами страноведения, стремиться опровергнуть стереотипы иностранных граждан о Советском Союзе, с самой положительной стороны представить страну и ее культуру. План обучения гидов-переводчиков разрабатывался отделением ВАО «Интурист» утверждался отделом пропаганды КПСС26.

Бюро международного молодёжного туризма «Спутник», созданное в 1958 г. Устав «Спутника» закреплял за ним организацию туристских путешествий зарубежной молодежи по СССР и направление советской молодежи для путешествия за границу «в целях расширения связей советской молодежи с молодежью зарубежных стран, содействия дальнейшему укреплению дружбы и сотрудничества молодежи»27.

Всесоюзное объединение «Международная книга» - организация, занимавшаяся экспортно-импортными торговыми операциями с книгами, периодикой. Книги и периодические издания объединение экспортировало как на русском языке, так и на языках народов СССР и на иностранных языках. Деятельность объединения в Китае была приостановлена в 1960 г.28

Рядовые граждане как послы культурной дипломатии

1. Советские туристы. Впервые советские туристы (35 работников из разных областей) посетили Китай в мае-июне 1956 г. Старший группы не только вел «большую разъяснительную работу среди туристов», но и ежедневно назначал дежурных, отбирал сувениры для вручения, указывал «туристов для выступления с ответными словами на фабриках»29. Туристы из СССР воспринимались как носители советской культуры, их тщательно готовили к поездкам в КНР, проводили различные консультации, поэтому нельзя не отметить их роль в культурной дипломатии. Стоит заметить, что иногда подобные консультации имели особый характер. Например, специализированные беседы начали проводить с туристами в период обострения советско-китайских отношений в 1960 г. 30

2. Советские специалисты, посылаемые в Китай с целью оказания помощи в развитии самых разных отраслей: черной и цветной металлургии, угледобыче, энергетике, в химической, нефтяной, машиностроительной, электротехнической, финансовой, торговой сфере, сфере здравоохранения, в сельском и лесном хозяйстве. Все они были носителями советской культуры, с которой знакомили своих китайских коллег.

Что касается целевой аудитории культурной дипломатии СССР, то мы полагаем, что она была направлена на всех граждан КНР. Деятельность акторов культурной дипломатии

была чрезвычайно разнообразной (издание советских книг; демонстрация советских фильмов; взаимодействие со специалистами разных областей; организация студенческих, научных, культурных обменов, проведение выставок) и затрагивала большинство слоев населения Китая. Наибольшее влияние советской культурной дипломатии, на наш взгляд, испытало образованное население Китая со средним и выше среднего достатком. Именно эта часть населения в исследуемый период имела возможность не только смотреть советские фильмы, но и читать советскую литературу, периодические издания, посещать различные культурные мероприятия, путешествовать в СССР. Еще большее влияние советской культуры ощутили студенты, обучавшиеся в СССР, а также китайские рабочие, отправляемые на заводы Советского Союза с целью получения опыта.

Таким образом, мы определили основные этапы развития советско-китайской культурной дипломатии, выяснили, какие структуры были задействованы в проведении культурной дипломатии СССР в отношениях с Китаем и на кого была направлена культурная дипломатия. Советская культурная дипломатия в Китае имела волнообразный характер. После резкого взлета в 1950-х наступил период столь же резкого падения, когда между странами прекратилось сотрудничество во всех сферах; затем, с середины 1980-х, произошло постепенное восстановление отношений и частично возобновились культурные контакты. Среди целевой аудитории советской культурной дипломатии мы особенно выделяем образованных граждан КНР, т. к. именно они имели достаточно возможностей и способностей для культурного взаимодействия с СССР. В рамках этой категории наиболее плотные контакты с советской стороной осуществляли студенты, отправленные на обучение в советские вузы, а также китайские специалисты, изучавшие производственный опыт на предприятиях СССР.

Примечания

1 Василенко Е.В. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» государства [Электронный ресурс] -URL:http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/kulturnaja_diplomatija_kak_instrument_magkoj_sily_gosudarstva_2 015-11-23.htm (Дата обращения 05.09.2016)

2 Mark S. A Greater Role for Cultural Diplomacy. Netherlands Institute of International Relations "Clingendael", 2009 P.14

3 Bromke A. Communist States at the Crossroads: Between Moscow and Peking. New York: G.P. Putnam's Sons, 1965 . P. 50

4 Лавренов С.Я., Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. -М.: ACT; Астрель, 2003. С. 342

5 См.: Борисов О.Б., Колосков Б.Т. Советско-китайские отношения, 1945-1980. 3-е изд., доп. - Москва: Мысль, 1980. С. 340-341

6 Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XX веках. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. С.270

7 Lowell Dittmer, Sino-Soviet Normalization and Its International Implications, 1945-1990. Seattle and London: University of Washington Press, 1992. P. 70-77

8 Китайская Народная Республика в 1950-е годы : сб. док. : в 2 т. / [Рос. акад. наук, Архив РАН и др.] ; сост. Е. Р. Курапова [и др.],. ред. В. С. Мясников .- М. : Памятники ист. мысли, 2009. С.30

9 Китайская Народная Республика в 1950-е годы : сб. док. : в 2 т. / [Рос. акад. наук, Архив РАН и др.] ; сост. Е. Р. Курапова [и др.],. ред. В. С. Мясников .- М. : Памятники ист. мысли, 2009. С.80

10 См.: Thomas P Bernstein; Hua-Yu Li. China learns from the Soviet Union, 1949-present / edited by Thomas P. Bernstein and Hua-yu Li. Lexington Books, USA, 2010. P. 371.

11 Закон от 5 июля 1978 года О Совете Министров СССР (рус.) // Ведомости Верховного Совета СССР : сб. -1978. - № 28. - С. 436. (с изм. и доп., внесёнными в 1981, 1985, 1989 и 1990 га-)

12 Туризм в СССР- [Электронный ресурс] - URL: http://tourlib.net/statti_tourism/tourism_sssr.htm/) (Дата обращения 10.09.2016)

13 См.: Мясников В.С. Китайская Народная Республика в 1950-е годы. Сборник документов. Том 2. - М.: Памятники исторической мысли, 2010. С.33-34.

14 Мироненко, С.В. [и др.]: Государственный архив Российской Федерации. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории РСФСР. Путеводитель. Том 3. 1997. Фонды центральных органов государственного управления СССР и подведомственных им учреждений. Культура, искусство. Комитет по

культурным связям с зарубежными странами при Совете Министров СССР. 1957 - 1967 . [Электронный ресурс] - URL: http://guides.rusarchives.ru/browse/gbfond.html?bid=203&fund_id=1155004 (Дата обращения 10.09.2016)

15 См.: Мясников В.С. Китайская Народная Республика в 1950-е годы. Сборник документов. Том 2. - М.: Памятники исторической мысли, 2010. С.89-90.

16 Понько А.Д. Очерки истории Министерства культуры СССР - М., 2016. С.13

17 Там же. С. 85

18 Feldbrugge, Ferdinand Joseph Maria; Pieter van den Berg, Gerard; Simons, William B. (1985). Encyclopedia of Soviet law. Brill Publishers. P. 515.

19 Yu Minling. Learning from the Soviet Union: CPC Propaganda and Its Effects / Parallel History Project on NATO and the Warsaw Pact. The Cold War History of Sino-Soviet Relations. June 2005. P. 1

20 Searching for a cultural diplomacy / edited by Jessica C.E. Gienow-Hecht and Mark C. Donfried. Berghahn Books, 2010. P.40

21 Thomas P Bernstein; Hua-Yu Li. China learns from the Soviet Union, 1949-present / edited by Thomas P. Bernstein and Hua-yu Li. Lexington Books, USA, 2010. P.296

22 Frederick C. Barghoorn, "Soviet Cultural Diplomacy since Stalin," Russian Review, vol. 17, no. 1 (Jan. 1958), P/ 41 -55.

23 История отечественной публичной дипломатии. [Электронный ресурс] - URL: http://old.rs.gov.ru/node/565 (Дата обращения 06.09.2016)

24 История Общества Российско-Китайской Дружбы. Официальный сайт Общества Российско-Китайской Дружбы. [Электронный ресурс] - URL: http://orkd.ifes-ras.ru/index.php?page=history (Дата обращения 08.09.2016)

25 Попов А.Д. Организация приема иностранных туристов в Крыму во второй половине 1950-х - 1980-х гг. // Историческая панорама. - 2008. - Вып. 7. - С.147-156.

26Кирсанова И.А. Обучение экскурсоводов и гидов-переводчиков в 1960-1980-е годы (на примере Куйбышевской области) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса - 2013 - №4 - С. 90

27 Цит.по: Орлов И.Б. Молодежный выездной туризм в СССР (1958-1970 годы) // Электронный журнал «Вестник

МГОУ».- 2013. - № 2. [Электронный ресурс] - URL: http://evestnik-mgou.ru/vipuski/2013_2/stati/pdf/orlov.pdf. (Дата обращения 15.09.2016)

28 Цит.по: Борисов О.Б., Колосков Б.Т. Советско-китайские отношения, 1945-1980. 3-е изд., доп. — Москва: Мысль, 1980. С.178

29 Цит.по: Орлов И. Б. Первые шаги выездного туризма в СССР (1955-1964 гг.) // Сервис plus. - 2013. - № 4. -С. 77.

30 Там же. С. 76.

SOVIET CULTURAL DIPLOMACY IN PRC: PERIODS, ACTORS AND TARGET

AUDIENCE

O. Prikhodko, Master's Degree Student, South Ural State University, E-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses the periods of Soviet cultural diplomacy in China. The classification of the main actors is suggested. The author analyses the role of these actors in soviet-sino cultural diplomacy. The target audience of the USSR cultural diplomacy in China is also observed in the article.

Keywords: USSR cultural diplomacy, soviet-sino cultural relations, soviet actors of cultural diplomacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.