УДК 94 (620) "19-20"
Турк Светлана Нальбиевна
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории и политологии,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
turk. svetlana@mail .ru
Svetlana N. Turk
Candidate of Historical Sciences,
Associate Professor of the Department of History and Political Science, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin turk. svetlana@mail. ru
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕГИПТЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО XXI ВВ.)
THE MAIN STAGES OF THE DEVELOPMENT OF THE FEMINIST MOVEMENT IN EGYPT: PROBLEMS AND PROSPECTS (LATE XX - EARLY XXI CENTURIES.)
Аннотация. Актуальность темы публикации сопряжена как с активизацией ислама в мировом сообществе, так и с ростом феминизма и усилением женского влияния в мировой политике. В статье рассматриваются неоднозначные и двойственные процессы феминизма в исламском культурном сообществе на примере Египта, анализируется феминизм как общественно-политическое явление движения за равенство женщин. Исследуется происхождение феминистского движения в Египте, выявляются его социально-экономические предпосылки и исторические корни. Ключевые слова: феминизм, эмансипация женщин, женский вопрос,
ФЕМИНИЗМ, ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН, ЖЕНСКИЙ ВОПРОС, ВОЛНЫ ФЕМИНИЗМА, ГЕНДЕРНЫЕ ПРАВА, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА, ХИДЖАБ, ГЕНДЕР, ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ, РЕВОЛЮЦИЯ.
Annotation. The relevance of the topic of publication is associated both with the activation of Islam in the world community, and with the growth offeminism and the strengthening of women's influence in world politics.The article examines the ambiguous and dual processes of feminism in the Islamic cultural community on the example of Egypt, analyzes feminism as a socio-political phenomenon of the movement for women's equality. The origin of the feminist movement in Egypt is investigated, and its socio-economic prerequisites and historical roots are revealed.
Keywords: FEMINISM, EMANCIPATION OF WOMEN, WOMEN'S ISSUE, WAVES OF FEMINISM, GENDER RIGHTS, POLITICAL RIGHTS, HIJAB, GENDER, GENDER ASYMMETRY, REVOLUTION.
Актуальность темы сопряжена как с активизацией ислама в мировом сообществе, так и с ростом феминизма и усилением женского влияния в мировой политике. В условиях глобализации исламская религия претерпевает
серьезную модернизацию, включая устранение гендерной асимметрии. Воздействие Запада, финансовая отсталость восточных стран, увеличение общественных и политических движений привели к переменам в наиболее консервативных и теологических кругах.
Целью исследования является изучение феминистского движения в Египте в контексте историко-культурных процессов второй половины XIX - начала XXI в.
Как известно, женщина всегда была своеобразным индикатором цивилизации и демократизации общества. Египет в конце XIX - начале ХХ вв. возглавил борьбу за эмансипацию женщин на Арабском Востоке. Главными задачами женского движения стали повышение роли египтянок в сфере наемного труда, ликвидация неграмотности, преодоление отживших норм общественной жизни. В результате, феминистки инициировали борьбу за равноправие во всех областях государственной и общественной жизни, а также - в сфере семейных отношений. Они приблизили их к передовым взглядам современности. В попытках сохранить исчерпавшее себя прошлое, консерваторы прибегли к пересмотру религиозных догм, приближая их к современности.
Конец ХХ века в Египте был ознаменован возникновением исламского феминизма, который противопоставлял себя европейскому светскому феминизму. Это событие проходило на фоне третьей волны феминизма. Вхождение арабских государств в мир глобализации и информационно-коммуникативных технологий и появление исламского феминизма способствовали успеху женщин в борьбе за свои права. Исламские феминистки выступают за справедливую трактовку Священного Корана, искаженную мужским патриархальным сообществом.
В конце XIX - начале XX вв. в Египте имел место процесс стремительной урбанизации. Это потребовало значительного увеличения работников сервиса: горничных, швей, парикмахеров-женщин. Одним из источников заработка и самого существования значительного числа женщин стали швейные машинки «Зингер», которые получили широкое распространение среди населения [1]. К примеру, ношение чадры показывалось как необходимое условие сохранение культурно-религиозного наследия. Между тем, в начале XX в. наблюдается падение интереса к чадре. Это объясняется возросшим культурным уровнем женщин, их более активным участием в производственном процессе и общественной жизни. Снятие чадры способствовало преодолению половой сегрегации, созданию благоприятной атмосферы для взаимопонимания между мужчинами и женщинами. Однако на пути модернизации Египта стоят сложные проблемы. Значительная часть мужского населения Египта, находится в плену устаревших обычаев и традиций, освященных религиозными установками. Но и большинство египтянок еще не осознали своих сил и возможностей по обновлению страны. Очень многие женщины воспринимали свое угнетенное положение как естественное, определенное высшей божественной волей. Итак, феминистское
движение достигло определенных успехов в деле уничтожения всех форм дискриминации женщин на государственном и семейном уровне. Но сделаны лишь первые шаги в этом направлении.
Для того чтобы достичь этого, требуется активизация феминистского движения, упрочение его сотрудничества с государством в интересах воплощения в жизнь прав женщин. Мировой опыт свидетельствует, что достижение фактического равенства мужчин и женщин возможно лишь в рамках социального правового государства.
Поистине революционные изменения произошли в жизни египетских женщин в результате июльской революции 1952 г., которую возглавил подполковник Гамаль Абдель Насер, руководитель организации «Свободные офицеры». Монархия была свергнута и Египет провозглашен республикой. В годы правления Насера (1954-1970) шел процесс дальнейшей эмансипации египтянок. В это время суфражистки уверовали в то, что завоевания избирательных прав поможет женщинам освободиться от всех форм дискриминации, чему способствовала и Конституция Египетской республики 1956 г., которая провозглашала равенство всех египтян перед законом.
Конституция наделила египтянок активным избирательным правом и возможностью занимать государственные должности. Египтянки первыми в арабском мире получили активное избирательное право [2]. Это стало возможным в результате упорной многолетней борьбы (свыше 30 лет). Появилась женская политическая элита. Впервые женщины становились министрами, депутатами парламента. Наличие женщин в государственных структурах свидетельствовало о прогрессивных изменениях, происшедших в обществе.
Курс на либерализацию был подхвачен президентом Анваром Садатом (1970-19817 ). При нем страна открыла свои границы для западных капиталов и начала переход к рыночным отношениям. Однако в 1980-е гг. в стране началась постепенная исламизация. На улицах стало более заметным влияние ислама: женщины носили одежду, закрывающие лицо, а мужчины не брили бороды [3].
В 60-е годы XX столетия началась вторая волна феминизма. Если главной задачей первой волны женского движения в XIX веке была борьба за равенство, то в XX веке основным направлением становится феминизм различий. Вторую волну возглавила Наваль Саадави - социолог, врач и писатель, анализирующая женские проблемы в своих исследованиях. Она широко известна международной общественности, а ее книги изданы на 12 языках мира.
Саадави постоянно критикует практику генитального обрезания (которой подверглась в детстве), отбывала наказание в тюрьме, выдвигалась кандидатом в президенты Египта в 2005, в 2011 гг., выступала на площади Тахрир, требуя отмены религиозного воспитания в школе. Это было время глубоких демократических реформ. В условиях ликвидации устаревшего политического режима и становления нового египетского социума, возникли дополнительные возможности для удовлетворения запросов разнообразных социальных слоев. 6 октября 1981 г. исламскими экстремистами был убит президент Египта Анвар
Садат. Новым президентом стал Хосни Мубарак, за которого проголосовало 98,46 % электората [4].
Во времена правления президента Мубарака (1981-2017) положение женщин заметно ухудшилось. 2000 г. ознаменовался определенным успехом женского движения. В 2000 г. египетский парламент в ходе ожесточенных дискуссий принял закон, по которому египетские женщины получили право инициировать бракоразводный процесс, мотивировав его несовместимостью характеров и невозможностью дальнейшего совместного проживания [5].
Так как появлению закона содействовала жена экс-президента Мубарака, в народе он получил название "Закон Сюзанны Мубарак", по аналогии с законом первой леди Джихан Садат. По старому закону мужчинам предоставлялось одностороннее и безусловное право развода с женой, тогда как женщинам приходилось преодолевать большие трудности, чтобы получить развод через суд и добиться решения об алиментах [6]. Также, в 2000 г. женщины Египта впервые получили паспорта, и Верховный суд поддержал право замужних женщин выезжать за границу без согласия супруга и без его сопровождения или отца и брата. Активисты движения в защиту прав женщин назвали это решение великой победой. В этом же году египтянки получили паспорта, а Верховный суд разрешил женщинам выезд за границу без сопровождения. Демократическая общественность страны определила это событие как значительную победу, но консервативные силы Египта не оставляют попыток ограничить размах женского движения.
Таким образом, Египет обрел сомнительную славу самого жесткого государства в арабском сообществе. Вновь на общественной арене возвышается голос салафитов, которые, якобы, исходя из исламских ценностей, считают, что женщины должны носить чадру, не имеют права трудится вне дома. В целом же, этот курс был направлен на сегрегацию полов и деэмансипацию. Сегодня усиливается влияние cалафитов, которые, апеллируя к исламским ценностям, требуют возвращения общества к первоначальным принципам ислама, вынуждают женщин носить чадру, запрещают им работать вне дома, проводят политику сегрегации полов и деэмансипации. Многие приверженцы исламского догматизма считают, что движение феминисток являются частью «заговора западников», направленного против основных принципов ислама [7].
Фундаменталисты полагают, что образ жизни женщин четко сформулирован в Коране и Сунне, а все иное исходит от деградирующего Запада. Однако факты показывают, что активистки женского движения в Египте, считают, что без признания гендерных прав на законодательном уровне модернизация страны невозможна. Это внушает определенный оптимизм, учитывая непростую ситуацию, сложившуюся в арабском мире.
Литература:
1. Baron B. The Women's Awakening in Egypt: Culture, Society, and the Press. -L, 1994. - С.115.
2. Конституция Республики Египет. М., 1956. - Ст. 2.
3. Хааг М., История Египта. М. 2009. -101.
4. Шагаль. В. Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. М., 2001. - 163.
5. Шагаль. В. Э. -163.
6. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы. М., 2002. - С.124.
7. Карпачева О.В. (2007). Нерелигиозное феминистское движение и «исламский феминизм» в Египте: XX век /О. В.Карпачева // Восток. т. № 2. - С.45.
Literature:
1. Baron B. The Women's Awakening in Egypt: Culture, Society, and the Press. - L, 1994. - p.115.
2. Constitution of the Republic of Egypt. M., 1956. - St. 2.
3. Haag M., History of Egypt. M. 2009. -101.
4. Chagall. V. E. The Arab world: ways of knowledge. Intercultural communication and the Arabic language. M., 2001. -163.
5. Chagall. V. E. - 163.
6. Gender problems and development. Stimulating development through gender equality in rights, in the availability of resources and the ability to express their interests. M., 2002. - p.124.
7. Karpacheva O.V. (2007). Non-religious Feminist movement and "Islamic Feminism" in Egypt: XXcentury / O. V.Karpacheva //East. vol. No. 2. -p.45.