5. Доливо-Добровольский-Евдокимов, В.Я. Из кавказской жизни. 1848 год в Дагестане // Осада Кавказа... СПб., 2000. - С. 545.
6. Китаев-Смык Л.А. Любить и прощать // Труд. - 1995. - 19 сентября. - С. 2.
7. Дневник поручика Н.В. Симановского. 2 апреля - 3 октября 1837 г., Кавказ // Гордин Я. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX века. - СПб., 2000. - С. 412-413.
8. Доливо-Добровольский-Евдокимов В.Я. Указ. соч. - С. 551.
9. Филипсон Г.И. Воспоминания. 1837-1847 // Осада Кавказа... - С. 83, 105.
10. Там же. - С. 106.
11. См., напр.: Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). - Ф. 318. - Оп. 1.
12. Ракович. Тенгинский полк на Кавказе. 1819-1846. Правый фланг. Персия. Черноморская береговая линия. - Тифлис, 1900. - С. 137.
13. Филипсон Г.И. Указ. соч. - С. 92.
14. Венюков М.И. Кавказские воспоминания. 1862-1863 // Осада Кавказа. - С. 606.
15. Милютин Д.А. Год на Кавказе. 1839-1840 // Осада Кавказа. - С. 217-218.
16. Волконский Н.А. Погром Чечни в 1862 году // Россия и Кавказ - сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. - С. 386.
17. Венюков М.И. Указ. соч. - С. 616-617.
18. Лапин В.В. Армия России в Кавказской войне XVIII-XIX вв. - СПб., 2008. - С. 267.
19. Там же. - С. 608-611.
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI вв.
К. и. н. Турк С. Н.
Россия, г. Краснодар,
ФГБОУВПО «Кубанский государственный аграрный университет»
Abstract. The article is devoted to problems of women's participation in the political process of modern Egypt. The author explores the roots of gender inequality in power relations and the phenomenon offemale political leadership. The article discusses the dynamics of women's political participation in Egypt in the second half of XX - beginning of XXI centuries identifies the causes of low representation of women in politics of Egypt. The role of women in politics. According to the Egyptian Constitution, men and women have equal rights and equal opportunities for their implementation, but in practice, in political life, continues to exist a significant difference between de jure and de facto in the field of equal participation of women in the highest power structures and decision-making. Women of Egypt are outsiders in the political sphere, they have been traditionally weak in the legislative bodies occupy few leading positions in the government. The policy is traditionally considered a male domain. The representation of women in bodies of political power is characterized by gender asymmetry. The dominance of men in political structures, women's low level of self-consciousness, lack of support from parties and mass media, the lack of appropriate linkages with various community organizations - all this serves as a serious barrier to increasing the representation of women in politics. In masculine-orientirovana society's political system contains in itself a tendency to block the entrance of women to preserve the Patriarchal status quo. The dominance of men in political structures, women's low level of self-consciousness, lack of support from parties and mass media, the lack of appropriate linkages with various community organizations - all this serves as a serious barrier to increasing the representation of women in politics. In masculine-orientirovana society's political system contains in itself a tendency to block the entrance of women to preserve the Patriarchal status quo. Very often it is declared to be a concern of society about women who need to protect against "dirty politics" and save for the family as the primary place of their activities.
Keywords: power, politics, gender inequality, political participation, political activity, feminism.
В начале третьего тысячелетия мусульманское общественное сознание все еще с трудом воспринимает идею политического партнерства полов.
В самой женской среде по-прежнему доминирует убеждение, что политика-не женское дело. В связи с этим большинство египтянок не стремится войти в «большую политику» и даже критически относится к женщинам-лидерам. В какой-то степени это подтверждает мысль О. Вейнингера, что «последняя противница женской эмансипации есть сама женщина» [1].
Если на Западе женщины на высших государственных постах - традиционное явление, то на Востоке женщины-политические лидеры как правило это «первые леди» - супруги президентов, министров, влиятельных политических лидеров или представительницы правящих королевских фамилий.
Кардинальные изменения в жизни египетских женщин произошли после июльской революции 1952 г., в результате которой организация «Свободные офицеры» во главе с подполковником Гамаль Абдель Насером совершила государственный переворот, свергла монархию, и Египет был провозглашен республикой.
После завоевания Египтом независимости главной целью египетского женского движения было обеспечение политических, экономических и гражданских прав женщин.
В марте 1954 г. египетская феминистка, писательница, лидер организации «Дочери Нила» Дория Шафик с 18 другими женщинами вступила в бессрочную голодовку не только, чтобы возразить отсутствию женских политических прав в новой временной конституции, но также подчеркнуть силу демократических тенденций в общественном сознании, которое больше не могло быть терпимым к отсутствию конституции и свободы [2]. Дория Шафик прекратила голодовку только после того как получила письменное заявление президента Мухаммед Нагиба, обещавшего соблюсти в Конституции права женщин.
Временная конституция 1952 г. предоставила всем женщинам, умеющим читать и писать пассивное избирательное право.
23 июня 1956 г. путем референдума была утверждена конституция Египетской Республики (при президенте Г.А. Насере). Конституция АРЕ гласила: «Все египтяне равны перед законом. Они равны в осуществлении своих общих прав и обязанностей и в этом между ними нет никаких различий» [3]. Конституция предоставила египтянкам активное избирательное право (избирать и быть избранными на парламентских выборах) и право занимать государственные должности [4].
Впервые в арабском мире египтянки получили активное избирательное право. Свыше 30 лет женщины Египта вели упорную борьбу за это право. Конституция бросила вызов существовавшему status quo, лишавшему женщин возможности участвовать в политической жизни. Однако надежды феминисток, что с обретением женщинами равных избирательных прав политика автоматически изменится к лучшему, оказались иллюзией. От декларации равноправия до реального ее осуществления - дистанция, для преодоления которой нужны годы. В 1956 г. среди избирателей было около трех тысяч женщин, в 1964 г. - примерно семнадцать тысяч из семи миллионов потенциальных избирательниц. Мужчина все еще имели право вычеркнуть фамилию жены из списка избирателей [5].
Во время правления Насера образ эмансипированной женщины использовался как эмблема прогресса и просвещения. Формировалась женская политическая элита: появились первые женщины-министры и женщины-депутаты парламента. Высшим законодательным органом Египта стал однопалатный парламент - Национальное собрание (после Садата называлось Народное собрание). В 1957 г. впервые в истории Египта две женщины - Равийя Аттия и Амина Шукри (из 360 парламентариев) стали членами Национального собрания (0,5 %). В 1962 г. впервые в истории Египта женщина Хикмат Абу Саид - профессор социологии Каирского университета, стала министром по социальным вопросам в правительстве. Таким образом, женщины вошли во властные структуры [6]. В парламенте 1964 г. было уже 8 женщин среди 360 парламентариев (2,2 %) [7].
На выборах в парламент 1969 г. представили свои кандидатуры 6 женщин. Однако только две женщины - адвокат Бутайна ат-Тавил и рабочая Наваль Амир набрали необходимое количество голосов. Третья представительница адвокат Муфида Абдурахман из Каира была назначена в парламент по указу президента [8].
В 1979 г. согласно декрету президента А. Садата (закон № 21/79) в парламенте резервировалось 30 мест для женщин. В том же году в парламенте были представлены 35 женщин (8,9 %) из 390 членов. Это был самый высокий уровень представительства женщин в парламенте.
Таким образом, египтянки постепенно входили во властные структуры. Их присутствие в государственных учреждениях рассматривалось как дань требованиям времени, как демонстрация "прогрессивности".
Это был период общедемократических преобразований. В ситуации слома старой политической системы и формирования новой, египетское общество, в целом и новые структуры власти, в частности, оказались более открыты к требованиям различных социальных групп.
После убийтва Садата 6 октября 1981 г. группой исламских фундаменталистов, на референдуме, проведенном 13 октября 1981 г. президентом Египта стал Хосни Мубарак, в пользу которого было подано 98,46 % голосов избирателей [9]. Он стал четвертым президентом республиканского Египта. Хосни Мубарак, в прошлом военный летчик, прославившийся в период арабо-израильского конфликта, придя к власти, осуществил некоторую либерализацию общественной жизни и экономическую стабилизацию.
В 1986 г. закон о системе квот был аннулирован. В связи с этим представительство женщин в египетском парламенте резко снизилось. В парламенте 1987 г. было 18 женщин из 458 членов (3,9 %) [10].
С 1984 г. парламентские выборы проводятся по партийным спискам на основе пропорционального представительства, то есть каждая партия получает в округе число мест пропорционально количеству голосов избирателей, отданных за кандидатов этой партии. Партия, не набравшая на выборах 8 % голосов избирателей в масштабе всей страны, не может иметь депутатов в парламенте. Срок полномочий парламента - 5 лет. Активное избирательное право предоставлено лицам, достигшим 18 лет, пассивное - 25 лет [11].
В последнем парламенте Египта (2000 - 2005 гг.) 10 из 458 депутатских мест занимали женщины, что составляло 2,4 %.
Участие женщин-депутатов в работе парламентов и иных представительных органов государственной власти крайне важно не только для самих женщин, но и для общества в целом.
Женщины выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин. Так, для них на первом плане стоят вопросы здравоохранения, планирования семьи, воспитания детей, гигиены и др., стоящие на периферии интересов мужчин.
Жена президента Сюзанна Мубарак, социолог по образованию, боролась за права женщин, возглавляла Национальный совет женщин (создан 12 марта 2000 г. по президентскому указу) при президентском фонде, который неоднократно убеждал женщин более активно участвовать в политической деятельности, и особенно регистрироваться в качестве избирателей. Сегодня эта организация является основным представителем политических и других интересов женщин.
В 2005 г. в период президентской предвыборной кампании один из высших религиозных мусульманских деятелей Египта, бывший муфтий страны, и руководитель аппарата мусульманских богословов Египта, шейх Фарид Наср Вассиль издал фетву, в которой он указывал на религиозный запрет женщине ставить свою кандидатуру на пост руководителя страны.
Заявление шейха Фарида Насра Вассиля поступило после того, как известная египетская писательница и журналистка, 75 летняя Наваль Саадави, выдвинула свою кандидатуру на предстоявших президентских выборах в качестве кандидата. Несколько позже она отказалась от своего намерения так как силы безопасности Египта не давали ей устраивать общественные собрания, читать лекции, появляться на радио и телевидении и публиковать свои статьи в газетах. Впервые в истории Египта женщина заявила о своем намерении баллотироваться на высший государственный пост, создав прецедент участия женщин в борьбе за президентское кресло.
В январе 2011 г. в Египте произошла революция с требованиями отставки бессменного президента Хосни Мубарака. Причинами массовых акций протеста стало низкое качество жизни, безработиица, рост цен на продовольствие, отсутствие свободы слова. Женщины не только страдали от репрессий, как и мужчины, но и от дискриминационных законов.
С января по ноябрь 2011 г. на площади Тахрир, ставшей символом «финиковой революции» женщины всех возрастов, разных социальных слоев и вероисповеданий требовали перемен и настаивали на своем участии в строительстве новой страны.
В результате 29 января 2011 г. президент Хосни Мубарак, правивший страной 30 лет (с 1981 г. пять раз переизбирался на этом посту), ушел в отставку.
В 2014 Абдель Фатта эль-Сиси (экс-министр обороны страны), был избран шестым президентом Египта. На сегодняшний день в Народном собрании Египта 6 женщин-депутатов (1,3% от общей численности депутатов). В Консультативное собрание в 2004 г. были избраны 18 женщин-депутатов (6,82% от общей численности депутатов). Их голос негромок во время дебатов, они не активны и едва ли имеют политический вес. В состав правительства Египта входит 1 женщина-министр (2,9% от общей численности должностных лиц в ранге министра). .
Недавно избранная депутатом от Партии свободы и справедливости Аза аль-Гарф подчеркнула, что количество женщин в парламенте соответствует желанию народа, выраженному в избирательных бюллетенях. «Я уверена, что одна избранная женщина-депутат может оказаться более полезной, чем множество назначенных чиновников, которые не разбираются в делах и проблемах женщин», - сказала она, выступая на конференции по
вопросу представительства женщин в органах власти. Аза аль-Гарф добавила, что верит в будущее нового свободного Египта, несмотря на нынешнюю нестабильность в стране [12].
Таким образом, «арабская весна» 2011 г. значительно повлияла на гендерную политику, выявив при этом негативные тенденции и перспективы. Гендерная структура власти свидетельствует о ее четком «мужском» профиле и, соответственно, о маргинальном положении женщин на политическом Олимпе.
Арабская весна привела к нарастанию исламистских настроений принятию новым государством ряда дискриминационных законов. Все это привело к тому, что Египет стал самой неблагоприятной страной арабского мира для женщин. Согласно исследованию, проведенному экспертами по гендерным вопросам фонда Thomson Reuters Foundation, которое приводит британское издание The Independent, по уровню соблюдения прав женщин Египет занимает последнее место среди 22 арабских стран, расположившись ниже Ирака и Саудовской Аравии. Столь низкую позицию страны пирамид специалисты объясняют политической нестабильностью, резко сократившейся долей женщин в парламенте - с 12% до 2%, а также возросшими показателями сексуального насилия.
Усиливается влияние мусульманского фундаментализма, который апеллируя к исламским ценностям, стремится свести на нет все достижения женщин. Мусульманские фундаменталисты требуют возвращения общества к первоначальным принципам ислама, вынуждают женщин носить чадру, запрещают им работать вне дома, проводят политику сегрегации полов и деэмансипаци. Статус женщины таков, как он определен в Коране и сунне, считают фундаменталисты, все остальное - от лукавого, от развращенного и тлетворного Запада.
Женщины, стремящиеся к участию в процессе принятия решений в области законодательной власти, сталкиваются с многими преградами. Это традиции, предрассудки, культура общества, стереотипы в отношении женщин-политиков, отсутствие доверия к власти в целом, недостаточная политическая подготовка и отдаленность женщин от партийных политических структур.
Как женщины могут преодолеть эти преграды, и каковы наиболее эффективные методы повышения уровня их участия в процессе принятия решений в парламенте? Это женское движение, вовлеченность в иные общественно-политические движения, участие в неправительственных организациях и политических партиях (в том числе женских). Это налаживание связей между неформальными политическими движениями и официальными политическими структурами, а также эффективные методы работы со СМИ, активное использование средств электронных коммуникаций, Интернета.
Многое зависит от степени понимания обществом того непреложного факта, что повышение представительства женщин в политических институтах является индикатором уровня демократии и прогресса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. - М., 1991.- С. 372.
2. Härders C. Frauen und Politik in Ägypten: Untersuchungen zur Situation Ägyptischer Politikerinnen. - H., 1998. - С. 37.
3. Конституция Республики Египет. - М., 1956. - Ст. 31.
4. Там же. - Ст. 19.
5. Васильев А.М. Египет и египтяне. - М., 2000. - С. 181.
6. Ahmed L. Women and Gender in Islam. - L., 1992. - Р. 210-211.
7. Härders C. Указ. соч. - P. 100-101.
8. Timm K. Frau und Familie im neuen Ägypten // Timm K., Aalami Sch. Die muslimische Frau zwischen Tradition und Fortschritt. Frauenfrage und Familienentwicklung in Ägypten und Iran. -Berlin, 1976. - P. 37.
9. Сейранян Б.Г. Хосни Мубарак: начало политической деятельности // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. - М., 1997. - С. 318.
10. Harders C. Указ. соч. - Р. 100-101.
11. Зеленев Е. И. По странам мира. Египет. - СПб., 2004. - С.96.
12. «Количество женщин в египетском парламенте соответствует желанию народа», -аль-Гарф [Электронный ресурс] // ANSAR: информационно-аналитический канал. - URL: http://www.ansar.ru/world/kolichestvo-zhenshhin-v-egipetskom-parlamente-sootvetstvuet-zhelaniyu-naroda-al-garf