Научная статья на тему 'История женского образования в Египте в хiх-ххi вв'

История женского образования в Египте в хiх-ххi вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕГИПЕТ / ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН / ПРОСВЕТИТЕЛИ / МЕДРЕСЕ / УНИВЕРСИТЕТ АЛЬ-АЗХАР / FEMALE EDUCATION / EGYPT / EMANCIPATION OF WOMEN / EDUCATORS / MADRASAH / AL-AZHAR UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турк Светлана Нальбиевна

В статье поднимается проблема гендерных стереотипов и гендерного неравенства в Египте в сфере женского образования. Исходя из актуальности научной проблемы, обусловленной важностью изучения истории женского образования, тесно связанной с борьбой женщин за свои права, основная цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать динамику системы женского образования в Египте на всех ее этапах, с XIX в. и до настоящего времени, обнаружить основные тенденции, проблемы и перспективы развития женского образования в Египте в означенный период. Новизна исследования заключается в рассмотрении процесса развития женских учебных заведений на основе обширного круга источников. В научный оборот введены конкретно-исторические материалы о содержании, тенденциях, противоречиях и проблемах развития образования в Египте, а также новые исторические источники, малодоступные широкому кругу исследователей. Методологической основой статьи являются принципы историзма и научной объективности, предполагающие критическое отношение к источникам, а также рассмотрение событий в причинно-следственной связи и во взаимодействии с основными образовательными процессами того времени. Применена гендерная методология, основанная на признании паритета полов. Основные результаты исследования могут быть востребованы при проведении лекционных и семинарских занятий по истории стран Азии и Африки, спецкурса по гендерной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of Female Education in Egypt in the 19th-21st Centuries

The paper discusses gender stereotypes and gender inequality in the field of female education in Egypt. It is relevant to study the history of female education that is closely associated with women’s struggle for their rights. The purpose of the research is to analyze the dynamics of the female education system in Egypt at all its stages from the 19th century to the present and discover its main development trends, problems, and prospects in this period. The development of women’s educational institutions is investigated on the basis of a wide range of sources. The author introduces the particular historical materials on the content, trends, contradictions, and issues of education development in Egypt and the new historical sources unavailable to most researchers. The methodological basis involves the principles of historicism and scientific objectivity which imply a critical attitude to the sources. Besides, the events are considered in the cause-and-effect relationship and in the context of the basic educational processes of that time. The author employs a gender methodology based on the recognition of gender parity. The findings may be useful in delivering lectures and seminars on the history of the countries of Asia and Africa and teaching a special course on gender history.

Текст научной работы на тему «История женского образования в Египте в хiх-ххi вв»

УДК 94(620)"19/20"

https://doi.org/10.24158/fik.2019.9.14

Турк Светлана Нальбиевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина

ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕГИПТЕ В XIX-XXI ВВ.

Turk Svetlana Nalbievna

PhD in History, Associate Professor, History and Political Science Department, Kuban State Agrarian University

THE HISTORY OF FEMALE EDUCATION IN EGYPT IN THE 19TH-21ST CENTURIES

Аннотация:

В статье поднимается проблема гендерных стереотипов и гендерного неравенства в Египте в сфере женского образования. Исходя из актуальности научной проблемы, обусловленной важностью изучения истории женского образования, тесно связанной с борьбой женщин за свои права, основная цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать динамику системы женского образования в Египте на всех ее этапах, с XIX в. и до настоящего времени, обнаружить основные тенденции, проблемы и перспективы развития женского образования в Египте в означенный период. Новизна исследования заключается в рассмотрении процесса развития женских учебных заведений на основе обширного круга источников. В научный оборот введены конкретно-исторические материалы о содержании, тенденциях, противоречиях и проблемах развития образования в Египте, а также новые исторические источники, малодоступные широкому кругу исследователей. Методологической основой статьи являются принципы историзма и научной объективности, предполагающие критическое отношение к источникам, а также рассмотрение событий в причинно-следственной связи и во взаимодействии с основными образовательными процессами того времени. Применена гендерная методология, основанная на признании паритета полов. Основные результаты исследования могут быть востребованы при проведении лекционных и семинарских занятий по истории стран Азии и Африки, спецкурса по гендерной истории.

Summary:

The paper discusses gender stereotypes and gender inequality in the field of female education in Egypt. It is relevant to study the history of female education that is closely associated with women's struggle for their rights. The purpose of the research is to analyze the dynamics of the female education system in Egypt at all its stages from the 19th century to the present and discover its main development trends, problems, and prospects in this period. The development of women's educational institutions is investigated on the basis of a wide range of sources. The author introduces the particular historical materials on the content, trends, contradictions, and issues of education development in Egypt and the new historical sources unavailable to most researchers. The methodological basis involves the principles of historicism and scientific objectivity which imply a critical attitude to the sources. Besides, the events are considered in the cause-and-effect relationship and in the context of the basic educational processes of that time. The author employs a gender methodology based on the recognition of gender parity. The findings may be useful in delivering lectures and seminars on the history of the countries of Asia and Africa and teaching a special course on gender history.

Ключевые слова:

женское образование, Египет, эмансипация женщин, просветители, медресе, Университет аль-Азхар.

Keywords:

female education, Egypt, emancipation of women, educators, madrasah, Al-Azhar University.

В конце XIX в. в период модернизации Египта интеллектуалы и просветители актуализировали вопрос об эмансипации женщин. Египетские просветители объясняли существующие тендерные различия разным уровнем воспитания и образования граждан.

21 марта 1867 г. хедив Исмаил (внук Мухаммеда Али) основал особый комитет, который должен был заниматься обучением девочек. Однако каких-либо значимых изменений не происходило до тех пор, пока третья жена Исмаила Чехмет Афет не взяла этот вопрос под личный контроль. В 1873 г. она открыла первую государственную школу для девочек - медресе ас-Сийюфия, в которой обучались 286 учениц.

Хедив Исмаил велел обустраивать школы как интернаты. Все девочки, которые хотели получить образование по акушерскому делу, теперь должны были сначала окончить эту школу. Учебный план предполагал изучение курса религиоведения, арабского и турецкого языков, национальной истории, географии, математики, ведения семейного бюджета, физики, живописи, рукоделия и кулинарии. В 1875 г. был добавлен французский язык, а с 1876 г. ученицам, обладающим музыкальными способностями, преподавали игру на пианино. Условиями приема было хорошее здоровье и возраст от 7 до 10 лет. Обучение было бесплатным. После окончания школы девочки либо

возвращались в свои семьи, либо устраивались домработницами в другие семьи. Также они могли работать в текстильной промышленности, изготовляя школьную одежду [1, Б. 27-29]. Таким образом, школа готовила в основном обслуживающий персонал для богатых домов.

Становление этой школы дало импульс к созданию других подобных школ. За все время британской оккупации правительственные ассигнования на образование не превышали 3 % бюджета страны. В первые же годы после воцарения в Египте англичан расходы на образование составили всего 0,75 % общей суммы расходов государства [2, с. 73, 98]. Апологет английского империализма В. Чирол с горечью констатировал: «Система образования в Египте при британском контроле - наша самая большая неудача... В области женского образования нам, к несчастью, приходится гордиться не больше, нежели в области мужского» [3, р. 221].

Низкий уровень просвещения в Египте помогал укрепить английское господство в государстве. Англичане использовали школу как средство для распространения своего языка и своих взглядов. Впервые эту политику «инглизирования» в 1890 г. начал только что назначенный на должность школьного инспектора Д. Данлоп (потом состоявший советником в министерстве просвещения), который ввел обычай конкурсных экзаменов на английском языке [4, с. 262]. Английский историк Дж. Янг откровенно пишет, что «среди английских чиновников господствовало убеждение, что египетская интеллигенция может быть помехой [британской политике]» [5, р. 166].

Египетский писатель Рифаа ат-Тахтави после учебы во Франции в 1826-1831 гг. стал выступать за доступность школьного образования для девочек. В 1871 г. Тахтави написал книгу «Верный наставник для дочерей и сыновей». Произведение было опубликовано посмертно и вышло с примечанием на титульном листе, рекомендовавшим его школьникам обоих полов. Лейтмотивом книги была идея необходимости образования женщин, воспитывающих подрастающее поколение.

С 1900 г. девушкам Египта начали выдавать свидетельство преподавателя. В 1907 г. Наба-вия Муса стала первой египетской девушкой, получившей сертификат о среднем школьном образовании, хотя Д. Данлоп всячески этому препятствовал, отказываясь допускать ее к экзаменам из-за того, что она женщина. Н. Муса все же настояла на своем и в 1908 г. сдала экзамены на получение сертификата. Этот инцидент вызвал резонанс и был отмечен в прессе [6, р. 171].

В декабре 1908 г. в Каире был открыт университет европейского типа - Университет Фуада. Первым ректором назначен египетский просветитель Ахмед Лютфи ас-Сайид (1872-1963). Он был известен как «учитель поколения». Во время его пребывания на посту ректора в университет стали принимать девушек. Также в университете было открыто специальное отделение для женщин, на котором читали лекции французские и английские женщины-ученые. Принц Ахмад Фуад поддержал проведение курса лекций для женщин по пятницам, когда в университете не было студентов-мужчин [7, р. 93]. Программа обучения была рассчитана на подготовку в лице женщин не ученых, но примерных матерей и жен, что было видно из учебного плана на 1910/11 учебный год: в него входили такие дисциплины, как психология и мораль, феминизм, детская гигиена и медицина [8, с. 203]. Первыми преподавательницами, выступившими в университете со своими лекциями, были поэтесса Мелек Хифни Насиф и редактор женского журнала «Фатат-аш-Шарк» («Восточная девушка») Лябиба Хашим, читавшая лекции по педагогике. В 1911/12 учебном году в университет были приглашены еще две женщины - директор женского учительского института Набавийе Муса с лекциями по истории Египта и Рахме Сарруф с лекциями по домашней экономике [9, с. 508].

В 1929 г. впервые в истории Египта 4 девушки поступили в Каирский университет на философский факультет. «От них требовалось сидеть в первых рядах аудитории - это был пережиток сегрегации» [10, р. 135]. Спустя некоторое время в том же году 8 девушек поступили на факультет естественных наук и 4 на медицинский [11, р. 47]. Это было большим шагом вперед в деле раскрепощения женщин, хотя и касалось представительниц состоятельных слоев населения.

В 1941 г. Сухейр аль-Каламави стала первой женщиной, получившей докторскую степень (доктора философских наук) в Египте. Впоследствии она заняла пост декана литературного факультета в Каирском университете. Дория Шафик, знаменитая поэтесса и феминистка, стала первой египтянкой - доктором философии в Сорбонне. По возвращении из Франции в Египет в 1940 г. Шафик стремилась внести свой вклад в дело воспитания молодежи страны, но декан факультета литературы Каирского университета отказал ей в должности преподавателя, объяснив это тем, что она была «слишком современной». В1948 г. Шафик организовала первую египетскую феминистскую организацию «Дочь Нила», проводившую активную работу по ликвидации неграмотности среди женщин.

В 1924 г. в Шубре (Каир) открылась первая средняя школа для девочек, выпускницы которой могли продолжить обучение в педагогическом институте или медицинском училище. Тем не менее образование в основном оставалось доступным только избранным.

Таким образом, в XX в. равноправие в доступе к получению образования способствовало переосмыслению египтянками своей традиционной роли и расширило сферу применения их знаний, которая раньше ограничивалась домом. Накануне революции 1952 г. около 80 % населения было неграмотным.

Система светского образования в современном Египте подразделяется на три этапа: базовое, среднее и высшее. В Египте имеются как частные, так и государственные высшие учебные заведения. Крупнейшие университеты Египта - Каирский (100 000 студентов), Айн-Шамс, Александрийский и мусульманский Аль-Азхар - старейший вуз Египта с 1000-летней историей. Наполеон сравнивал Аль-Азхар с Сорбонной. Только после революции 1952 г. был издан закон, по которому мальчики и девочки принимаются на равных правах во все школы, по возможности вводилось совместное обучение. Долгое время в Аль-Азхаре обучались исключительно юноши, и лишь в 1962 г. был открыт женский факультет, который постепенно перерос в нынешний колледж. Весь его преподавательский состав - исключительно женский [12, с. 97].

В 1981 г. по инициативе жены президента Хосни Мубарака Сюзанны Мубарак в Египте был принят Закон об обязательном начальном образовании. До 1981 г. большой процент египтянок не умел читать и писать. Сегодня, претендуя на роль культурного локомотива, Египет в то же время входит в лидирующую группу стран по количеству неграмотного населения. Согласно данным организации Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры, в начале XXI в. насчитывается свыше 17 млн неграмотных египтян [13].

Таким образом, уровень женского образования является одним из индикаторов прогрессивного развития Египта. Реализация мер социальной политики для поддержки женщин в науке обеспечит гендерное равенство не только в ближайшее время, но и на отдаленную перспективу. Более высокая степень гендерного равенства будет способствовать экономической эффективности, что особенно важно в условиях усиления глобализации.

Ссылки:

1. Badr S. Frauenbildung und Frauenbewegung in Ägypten: ihre Geschichte und ihre Probleme. Wuppertal, 1968. 239 S.

2. Исави Ш. Египет в середине XX в. (Экономический обзор). М., 1958. 440 с.

3. Chirol V. The Egyptian Problem. L., 1920. 331 p.

4. Ротштейн Ф.А. Захват и закабаление Египта. М., 1959. 370 с.

5. Young G. Egypt. L., 1927. 352 p.

6. Ahmed L. Women and Gender in Islam: Historical Roots of a Modern Debate. L., 1992. 304 p.

7. Shaarawi H. Harem Years: The Memoirs of an Egyptian Feminist (1879-1924) / trans., ed. and introd. by M. Badran. N. Y., 1987. 158 p.

8. Шайдуллина Л.И. Мусульманские идеологи о положении женщины на Арабском Востоке // Идейно-политическая борьба и некоторые проблемы женского движения / Е.П. Блинова [и др.] ; отв. ред. Н.А. Ковальский. М., 1981. 253 с.

9. Крачковский И.Ю. Из арабской печати Египта // Мир ислама. 1912. № 1. С. 429-509.

10. Shaarawi H. Op. cit. P. 135.

11. El Saadawi N. The Hidden Face of Eve: Women in the Arab World. L., 1980. 224 p.

12. Мельник В.В. Зарождение современной системы образования в Арабской Республике Египет // Проблемы обучения и воспитания в зарубежных странах : сборник научных трудов / ред.-сост. Ф.И. Юрченко. М., 1972. 461 с.

13. Мамед-заде П.Н. Ближний Восток перед лицом проблемы неграмотности [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. 2005. 11 апр. URL: http://www.iimes.ru/?p=3565 (дата обращения: 10.09.2019).

References:

Ahmed, L 1992, Women and Gender in Islam: Historical Roots of a Modern Debate, London, 304 p.

Badr, S 1968, Frauenbildung und Frauenbewegung in Ägypten: ihre Geschichte und ihre Probleme, Wuppertal, 239 S.

Chirol, V 1920, The Egyptian Problem, London, 331 p.

El Saadawi, N 1980, The Hidden Face of Eve: Women in the Arab World, London, 224 p. Isavi, Sh 1958, Egypt in the Mid-20th Century (Economic Review), Moscow, 440 p., (in Russian). Krachkovsky, lYu 1912, 'From the Arab Press of Egypt', Mirislama, no. 1, pp. 429-509, (in Russian). Mamed-zade, PN 2005, 'The Middle East in the Face of Illiteracy', Middle East Institute, April 11, viewed 10 September 2019, <http://www.iimes.ru/?p=3565>, (in Russian).

Melnik, VV 1972, 'The Dawn of the Modern Education System in the Arab Republic of Egypt', in Fl Yurchenko (ed.) (comp.), Issues of Education and Upbringing in Foreign Countries: Collection of Research Papers, Moscow, 461 p., (in Russian). Rothstein, FA 1958, Conquest and Enslavement of Egypt, Moscow, 370 p., (in Russian).

Shaarawi, H & Badran, M (trans.) (ed.) 1987, Harem Years: The Memoirs of an Egyptian Feminist (1879-1924), New York, 158 p. Shaidullina, LI 1981, 'Muslim ideologists on the Situation of Women in the Arab East', in EP Blinova (et al.) & NA Kovalsky (ed.), Ideological and Political Struggle and Several Problems of the Women's Movement, Moscow, 253 p., (in Russian). Young, G 1927, Egypt, London, 352 p.

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Перевод: Куликова Маргарита Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.