Научная статья на тему 'Участие женщин Египта в революции 1919 г'

Участие женщин Египта в революции 1919 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / ЕГИПЕТ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЖЕНЩИНЫ ВОСТОКА / ЭМАНСИПАЦИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЖЕНЩИН / ДЕМОНСТРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА / REVOLUTION / EGYPT / GREAT BRITAIN / WOMEN OF THE EAST / EMANCIPATION / WOMEN'S RIGHTS AND FREEDOMS / DEMONSTRATION / NATIONAL LIBERATION STRUGGLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турк Светлана Нальбиевна

Статья посвящена истории возникновения и развития в Египте женского движения. Показано политическое участие женщин в революционных событиях в Египте 1919 г. Актуальность проблемы связана как с активизацией феминизма, так и с усилением «женского фактора» в современной мировой политике. Автор отмечает, что египетские женщины впервые на Арабском Востоке приняли участие в антибританском движении за национальное освобождение, показав пример мужества и самоотверженности, которых не знала история Египта. Это были женщины с высоким уровнем политического самосознания и образования. Показаны мотивы участия женщин в революции и их ключевая роль в данный исторический период. Указывается, что революция способствовала эмансипации женщин, формированию принципиально нового самосознания женщин и созданию первой женской политической организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Egyptian Women’s Participation in the 1919 Revolution

The study discusses the historical background to the women’s movement in Egypt. The research shows the political engagement of women in the Egyptian Revolution of 1919. The relevance of the problem is determined by both the intensified feminism and the increased female factor in the modern world politics. Egyptian women took part in anti-British national liberation struggle for the first time and set an example of courage and dedication for the rest of the Arab East. They were women with a high level of political awareness and education. The author shows the motives for women’s participation in the revolution and their key role in the historical period under review. The Egyptian Revolution of 1919 contributed to the emancipation of women, the development of their fundamentally new political awareness, and the establishment of the first female political organization.

Текст научной работы на тему «Участие женщин Египта в революции 1919 г»

УДК 94(620)

https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.23

Турк Светлана Нальбиевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина

УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН ЕГИПТА В РЕВОЛЮЦИИ 1919 Г.

Turk Svetlana Nalbievna

PhD in History, Associate Professor, History and Political Science Department, Kuban State Agrarian University

EGYPTIAN WOMEN'S PARTICIPATION IN THE 1919 REVOLUTION

Аннотация:

Статья посвящена истории возникновения и развития в Египте женского движения. Показано политическое участие женщин в революционных событиях в Египте 1919 г. Актуальность проблемы связана как с активизацией феминизма, так и с усилением «женского фактора» в современной мировой политике. Автор отмечает, что египетские женщины впервые на Арабском Востоке приняли участие в антибританском движении за национальное освобождение, показав пример мужества и самоотверженности, которых не знала история Египта. Это были женщины с высоким уровнем политического самосознания и образования. Показаны мотивы участия женщин в революции и их ключевая роль в данный исторический период. Указывается, что революция способствовала эмансипации женщин, формированию принципиально нового самосознания женщин и созданию первой женской политической организации.

Ключевые слова:

революция, Египет, Великобритания, женщины Востока, эмансипация, права и свободы женщин, демонстрация, национально-освободительная борьба.

Summary:

The study discusses the historical background to the women's movement in Egypt. The research shows the political engagement of women in the Egyptian Revolution of 1919. The relevance of the problem is determined by both the intensified feminism and the increased female factor in the modern world politics. Egyptian women took part in anti-British national liberation struggle for the first time and set an example of courage and dedication for the rest of the Arab East. They were women with a high level of political awareness and education. The author shows the motives for women's participation in the revolution and their key role in the historical period under review. The Egyptian Revolution of 1919 contributed to the emancipation of women, the development of their fundamentally new political awareness, and the establishment of the first female political organization.

Keywords:

Revolution, Egypt, Great Britain, women of the East, emancipation, women's rights and freedoms, demonstration, national liberation struggle.

Актуальность проблемы возникновения и развития в Египте женского движения связана как с активизацией феминизма, так и с усилением «женского фактора» в современной мировой политике. Как известно, женщина всегда являлась своеобразным индикатором цивилизованности и демократизации общества. Изучение положения мусульманской женщины на примере Египта представляет особый интерес, так как Египет в начале ХХ в. стал родиной феминистского движения на Арабском Востоке. Женское движение в Египте зародилось на пике борьбы за национальное освобождение от британского владычества.

Первая мировая война подготовила почву для антиколониальной борьбы в Египте, апогеем которой явилось восстание в марте 1919 г. Революционный кризис 1919 г. был вызван всеми событиями 36-летней британской колониальной зависимости. Египетский историк ар-Рафии писал о периоде британской оккупации: «Эти годы в области просвещения, культуры, здравоохранения, промышленности, торговли, армии и флота, в отношении экономического и социального положения в стране, а также политических свобод были годами регресса и упадка» [1].

Существует древняя египетская пословица: «Только мумии страдают молча». Египетский народ никогда не страдал молча. Лозунг «Египет для египтян», дополненный требованием национальной независимости, обрел характер общенационального призыва. Восстание началось в Каире. Все слои общества пришли в движение. Политическая активность широких масс в Египте в некоторой степени усиливалась под влиянием Октябрьской революции в России. По словам англичанина Э. Бимэна, «Каир был почти неделю во власти толпы» [2, p. 118]. Уже на третий-четвертый день после событий в Каире начались волнения в крупнейших провинциальных городах: Александрии, Танте, Эль-Мансуре и др. 16 марта прошла первая в египетской истории женская демонстрация. Около 300 египтянок вышли в этот день на улицы с лозунгами «Да здравствует свобода и независимость!» и «Свободу Сааду Заглулу!». Их процессия привлекала взоры и вызывала в сердцах народа чувство восторга и восхищения. Люди везде встречали их приветственными возгласами. Демонстранток приветствовали женщины из своих домов и с балконов [3, S. 97].

Большинство жителей Каира - мужчины и женщины - вышло посмотреть на эту невиданную ранее, ликующую процессию и отвечало на приветствия демонстранток. Женщины шли к иностранным консульствам, чтобы вручить свой письменный протест. Но английские солдаты преградили путь этой мирной процессии. Когда демонстрантки прибыли на улицу, где жил Саад Заглул, чтобы пройти к «Дому нации», они были окружены солдатами, и им запретили двигаться дальше. Женщины простояли около двух часов под палящим солнцем. Затем одна из них, та, что несла знамя, выступила навстречу солдату, который направил на нее винтовку, и сказала ему по-английски: «Мы не страшимся смерти. Стреляй в меня! Пусть в Египте будет вторая мисс Кафель!» [4, с. 182].

Выступая против бесчинства англичан, женщины написали второй протест. Вторую ноту протеста подписали 114 мусульманских и коптских женщин. Демонстрантки были преимущественно женами и дочерьми политиков, адвокатов, чиновников, журналистов и ученых, политически ангажированных и тесно связанных с Вафдом. Подписи свидетельствуют, что 64 мужа и отца носили титул бея, 31 - титул паши, 13 - титул профессора, доктора или шейха. Несмотря на то что почти все женщины были европейски образованны, на демонстрацию они вышли в чадре, за исключением копток [5, S. 37]. Египетский «поэт Нила» Хафиз Ибрахим написал тогда блестящую поэму (касыду), посвященную этой женской демонстрации, в которой он прославлял патриотические чувства и отвагу египетских женщин и разоблачал поведение английских солдат. Лидерами женской демонстрации были Худа Шарави и Софья Заглул, которой египетский народ дал имя «умм ал-мисрийун» («Мать египтян») [6, с. 45].

Женщины были активными участниками движения, приведшего к патриотическому подъему нации; они нередко подвергались преследованиям, избиению и даже расстрелу, но достойно переносили невзгоды, связанные с участием в этой борьбе [7, с. 92]. Не только в городах, но и в деревнях в освободительном движении участвовали женщины. «Вместе с мужчинами и молодежью они находились во всех опасных местах, подвергаясь нападениям солдат» [8, с. 231]. Крестьянки помогали своим мужьям разбирать линии железных дорог, по которым должны были пройти поезда с английскими солдатами, опрокидывали телеграфные столбы и т. д. [9]. В Асьюте и Танте женщины участвовали в актах саботажа против британцев. Вместе с мужчинами женщины обрезали телефонные линии, блокировали железнодорожные проезды, участвовали в нападениях на тюрьмы, где находились задержанные повстанцы [10, с. 86]. Даже школьницы выходили на демонстрации и посылали телеграммы протеста премьер-министру; временами они вели себя более жестко, чем мальчики. Некоторые английские преподавательницы неоднократно подвергались «чрезвычайно неприятному вниманию» со стороны своих мятежных учениц [11, p. 173].

20 марта в Каире состоялась вторая демонстрация женщин. Демонстрантки несли шесть знамен, на которых были написаны лозунги по-арабски: «Мы протестуем против пролития крови невиновных и безоружных!», «Мы протестуем против убийства невиновных!», «Мы требуем полной независимости!». На трех остальных знаменах были написаны те же слова по-французски. Они остановились перед домом Заглула и стали выкрикивать лозунги. В это время туда прибыли в бронеавтомобилях крупные силы полиции и английских солдат и окружили демонстранток. Возмущенные женщины выразили протест иностранным представителям. Когда последовал приказ о прекращении осады демонстранток, солдаты расселись по своим машинам и экипажам, которые ожидали их, и разъехались по домам [12, с. 195-196]. Смерть Шафики Мухаммад, первой женщины, убитой британской пулей, вызвала широкий резонанс и всеобщую скорбь в стране. Ее похороны стали центром национального траура, сплотившего египтян всех классов и религий [13, p. 116].

Восстание 1919 г. (всего оно длилось 55 дней) расшатало до основания колониальный порядок, созданный еще лордом Кромером. В волнениях 1919 г. жертвами борьбы с английским империализмом пали Шафика Мухаммад, Фахима Рийад, Аиша Омар, Халида Халиль и др. Многие женщины были заключены в тюрьмы за участие в антибританском восстании [14, с. 23].

16 января 1920 г. состоялась третья демонстрация женщин против англичан и комитета Милнера под руководством Худы Шарави, Шарифы Рияд и др. Движение бойкота миссии с ноября 1919 г. охватило широкие круги населения. После трех месяцев безуспешных попыток провести свою работу миссия Милнера вынуждена была вернуться в Лондон. В январе 1920 г. по предложению Саада Заглула и под руководством Шарифы Рияд, Худы Шарави и Софьи Заглул была основана первая политическая женская организация «Центральный комитет женщин Вафда». Президентом ее была избрана Х. Шарави. Комитет носил антибританский характер. Женщины агитировали за отмену протектората, за экономический бойкот Британии. Они издавали брошюры, в которых призывали людей не покупать английские товары, которые поддерживали британский бизнес, и подчеркивали необходимость строительства национальной независимости [15, p. 636].

В восстании женщины получили «первое крещение». По признанию Э. Бимэна, весна 1919 г. «смела почти всю работу Кромера и Китченера, и отношения Англии и Египта основывались теперь

на совершенно новых началах» [16, p. 121]. 16 марта 1923 г. в Каире, в доме Х. Шарави собрались около 80 эмансипированных египтянок с целью создать первую политическую женскую организацию страны «Союз египетских женщин». В 1923 г. в Египте была создана коммунистическая партия. В одном из пунктов своей программы она провозгласила полную эмансипацию женщин [17, p. 101]. Однако принцип всеобщего избирательного права для женщин не был утвержден. Это решение наметило окончательный раскол в коротком альянсе феминизма и национализма; активистки из организации Вафд сформировали свою собственную политическую организацию [18, S. 30]. Революция способствовала тому, что многие женщины стали покидать гаремы и появляться в публичной жизни с согласия своих мужей. Эмансипация стала реальностью [19].

Женское движение стало существовать де-факто и де-юре. Количество членов Союза к концу 1920-х гг. возросло до 250. Таким образом, участие женщин в революции 1919 г. способствовало повышению их политической активности и росту их самосознания. Революция 1919 г. привела к июльской революции 1952 г., полному освобождению Египта от британского империализма и провозглашению его республикой. После завоевания Египтом независимости главной целью египетского женского движения стало обеспечение политических, экономических и гражданских прав женщин.

Ссылки:

1. Ар-Рафии А. Восстание 1919 г. в Египте. История национально-освободительного движения 1914-1921 гг. : сокр. пер. с араб. М., 1954. 432 с.

2. Beaman A.H. The Dethronement of the Khedive. L., 1929. 190 p.

3. Rathmann L. Araber stehen auf über den Befreiungskampf der arabischen Völker bis zum Ausbruch des zweiten. Weltkrieges. Berlin, 1960. 184 S.

4. Ар-Рафии А. Указ. соч. С. 182.

5. Timm K. Frau und Familie im neuen Ägypten // Timm K., Aalami Sch. Die muslimische Frau zwischen Tradition und Fortschritt. Frauenfrage und Familienentwicklung in Ägypten und Iran. Berlin, 1976. 322 S.

6. Аш-Шатби М.У. Джихан ас-Садат - лидер арабских женщин. Каир, 1975. На араб. яз.

7. Ар-Рафии А. Указ. соч. С. 92.

8. Ал Аккад М.А. Гений реформ и просвещения. Каир, 1961. На араб. яз.

9. Chirol V. The Egyptian Problem. L., 1921. 322 p.

10. Каспарова В., Ралли Е. Пробуждение трудящейся женщины Востока // Новый Восток. 1922. № 2. С. 86.

11. Ahmed L. Women and Gender in Islam: Historical Roots of a Modern Debate. New Haven ; L., 1992. 304 p.

12. Ар-Рафии А. Указ. соч. С. 195-196.

13. Shaarawi H. Harem Years: The Memoirs of an Egyptian Feminist (1879-1924) / trans., ed. and introd. by M. Badran. N. Y., 1987. 158 p.

14. Ал Аккад М.А. Указ. соч. С. 23.

15. King J.W. Wafdist Women's Central Committee // Historical Dictionary of Egypt. L., 1984. 719 p.

16. Beaman A.H. Op. cit. P. 121.

17. Rathman L. Op. cit. P. 101.

18. Harders C. Frauen und Politik in Ägypten: Untersuchungen zur Situation ägyptischer Politikerinnen. Münster, 1988. 165 S.

19. Marsot A.L. The Revolutionary Gentlewomen in Egypt // Women in the Muslim World / ed. by L. Beck, N. Keddie. Cambridge, 1978. P. 261-276. https://doi.org/10.4159/harvard.9780674733091.c15.

References:

Ahmed, L 1992, Women and Gender in Islam: Historical Roots of a Modern Debate, New Haven, London, 304 p. Al Akkad, MA 1961, Genius of Reforms and Enlightenment, Cairo, (in Arabic). Al-Shatbi, MU 1975, Jihan al-Sadat - leader of Arab Women, Cairo, (in Arabic).

Ar-Rafi, A 1954, Revolt of 1919 in Egypt. History of the National Liberation Movement of 1914-1921, Moscow, 432 p., (in Russian). Beaman, AH 1929, The Dethronement of the Khedive, London, 190 p. Chirol, V 1921, The Egyptian Problem, London, 322 p.

Harders, C 1988, Women and Politics in Egypt: Studies on the Situation of Egyptian Politicians, Muenster, 165 p., (in German). Kasparova, V & Ralli, E 1922, 'Awakening of the Working Woman of the East', Novy Vostok, no. 2, p. 86, (in Russian). King, JW 1984, 'Wafdist Women's Central Committee', Historical Dictionary of Egypt, London, 719 p. Marsot, AL 1978, 'The Revolutionary Gentlewomen in Egypt', in L Beck & N Keddie (eds), Women in the Muslim World, Cambridge, pp. 261-276, https://doi.org/10.4159/harvard.9780674733091.c15.

Rathmann, L 1960, Arabs Stand Up For the Liberation Struggle of the Arab Peoples Until the Outbreak of the Second World War, Berlin, 184 p., (in German).

Shaarawi, H & Badran, M (trans., ed. and introd.) 1987, Harem Years: The Memoirs of an Egyptian Feminist (1879-1924), New York, 158 p.

Timm, K 1976, 'Woman and Family in New Egypt', in K Timm & Sch Aalami, The Muslim Woman Between Tradition and Progress: Women's Issue and Family Development in Egypt and Iran, Berlin, 322 p., (in German).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.