Научная статья на тему 'Основные этапы развития американской системы образования взрослых в ХХ веке'

Основные этапы развития американской системы образования взрослых в ХХ веке Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
129
80
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Бирюкова Н. А.

Бирюкова Н.А. Основные этапы развития американской системы образования взрослых в ХХ веке. В статье рассматриваются основные этапы развития системы образования взрослых в США, обусловленные политической, социальной и экономической ситуацией в стране, анализируются различные образовательные программы для взрослых, приводятся примеры организационных форм обучения взрослых в ведущих университетах США.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития американской системы образования взрослых в ХХ веке»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ХХ ВЕКЕ Бирюкова Н.А.

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Многие страны, разрабатывая национальные концепции и программы своего устойчивого развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений - разработку принципиально новых подходов к совершенствованию национальных систем образования. Современным общемировым подходом является курс на непрерывное образование и, в частности, образование взрослых. В США образование взрослых рассматривается как ведущая сфера экономики страны. На национальных конференциях, проводившихся в 2006 г., (например, Конференция по проблемам образования взрослых (Adult Education Research Conference - AERC) или Конференция по вопросам обучения взрослых на базе университета (Standing Conference on University Teaching and Research in the Education of Adults - SCUTREA), образование взрослых рассматривалось как выгодная «инвестиция в человека», которая играет все более решающую роль в обеспечении конкурентоспособности страны.

Развитие образования взрослых в США обусловлено историческим взаимодействием экономических, политических и социокультурных факторов. К числу основных этапов развития данной сферы можно отнести: основание первых колледжей и университетов (Гарвард, Йельский, Дартмутский, колледж Квинз и др.), установление Республики, реализация идей Т. Джефферсона о всеобщем гражданском образовании, принятие закона Морилла и открытие лэнд-грант университетов, интенсивную иммиграцию, организацию программ заочного образования и летних школ для взрослых.

Наиболее важным событием в истории развития образования взрослых в США в начале ХХ века явилось появление новой институциональной формы обучения -дополнительной деятельности университета по распространению знаний среди населения региона (university extension). Эта деятельность включала в себя

1

проведение популярных лекций, заочные курсы и практические занятия, организуемые университетом для лиц, не являющихся студентами. В 1915 г. была основана Национальная Ассоциация университетов по распространению образования (the National University Extension Association), что означало введение этого нового направления деятельности вуза в качестве постоянного элемента американской системы высшего образования.

Хотя термин «образование взрослых» впервые стал употребляться в Европе еще в конце XIX века, до 1924 г. он был практически неизвестен в США. Учебные организации, занимающиеся обучением взрослых, были разобщены и, более того, не имели даже общего названия деятельности, которую они вели. Закрепление этого термина в США связано с программами Всемирной Ассоциации образования взрослых и Корпорации Карнеги, благодаря которым была проведена серия конференций по проблемам образования взрослых, где и была основана Американская Ассоциация образования взрослых. До сих пор это основная организация по сбору, классификации и распространению информации и услуг в области образования взрослых в Северной Америке.

В 1928 г. Эдвардом Торндайком из Колумбийского университета был опубликован доклад под названием «Обучение взрослых» («Adult Learning») с результатами исследований способностей взрослых к обучению. Оказалось, что, становясь старше, у человека не происходит ослабевания умственных и познавательных способностей. За этим исследованием последовали и другие, предметом изучения которых явились технологии обучения, активизирующие познавательную деятельность взрослых учащихся. Теперь, наряду с лекциями, основными формами учебных занятий стали групповые дискуссии, экскурсии, просмотр фильмов и занятия с применением разнообразных аудиовизуальных средств.

В годы второй мировой войны в США для выполнения военных заказов требовались высококвалифицированные специалисты, и за счет обучения и переобучения работников и успешного выполнения военных заказов американцы укрепили свою экономику. Этому способствовало и принятие в 1944 г. «Солдатского Билля» - закона о переподготовке ветеранов войны,

предоставлявшего стипендии бывшим военнослужащим, что дало им возможность поступать в высшие учебные заведения.

В послевоенный период наступило время технического и экономического прогресса. Экономика развивалась, стали создаваться новые предприятия, увеличился рынок труда, стремительно двигались вперед наука и техника, появились новые специальности и т.д. Все это способствовало развитию образования взрослых как национального общественного движения и мощного инструмента национальной политики. Так, в США в это время высшее образование получило около 30% населения, в то время как в Европе продолжала существовать элитарная система образования, которая позволяла получить высшее образование не более 5% населения.

В 50-60-е годы XX века в США стали появляться первые программы непрерывного образования для женщин и после распространения сотен таких программ они стали вводится в колледжах и университетах. Ключевыми услугами этих программ являются консультирование, профориентация, семинары, мастерские, работа в малочисленных группах, информация о рынке вакансий, спецкурсы по профессиональному и карьерному росту и т.д. Так, например, были организованы образовательные программы для разведенных женщин и матерей одиночек, которым предлагались не только возможности получить или продолжить образование, но также и финансовая помощь, помощь в поисках работы и даже по уходу за ребенком. В 1975 году был впервые употреблен термин «бывшая домохозяйка» ("displaced homemaker") для описания женщин, которые из-за смерти, болезни или ухода супруга были вынуждены расстаться с ролью домохозяйки и вернуться к работе. Через десять лет по всей стране было создано около 750 образовательных программ для бывших домохозяек, которые давали им возможность пройти профессиональную подготовку, найти достойную работу. Кроме того они получали рекомендации по преодолению психологических проблем, связанных с изменениями их социальных ролей и т.д.

Следует отметить, что во всех законодательных актах об образовании, принятых в послевоенные годы и в конце 50-х - начале 60-х годов, прослеживалась тенденция, главным образом, целевого финансирования, то есть субсидировались и

развивались лишь те звенья образования, которые удовлетворяли потребности производства того времени, что вело к несбалансированности системы образования. Кроме того зачастую законодательные акты правительства США носили в большей степени декларативный характер. В результате существовал разрыв между тем, что провозглашалось законом и тем, что существовало в действительности. Поэтому появилась необходимость качественно нового подхода к решению проблем образования взрослых.

Во второй половине XX века было определено новое направление развития образования взрослых, которое стало рассматриваться не просто как компенсаторное, адаптирующее и корректирующее издержки школьного и другого ранее полученного образования, а как часть непрерывного. Именно с этого времени идея непрерывного образования в США была обозначена как ключевая. В связи с этим новым подходом в 1978 г. был принят «Акт о непрерывном образовании», в котором в качестве главного постулата была провозглашена опережающая функция образования - вооружить каждого индивида умением преодолевать нарушения непрерывности своей трудовой деятельности и справляться с появляющимися неопределенными ситуациями. Согласно этому закону непрерывное образование понималось как программа, услуга, проект, которые предназначены для удовлетворения постоянно меняющихся на протяжении жизни потребностей граждан в образовании и включало в себя общее, постсреднее образование, повышение квалификации и т.д., а также программы для лиц третьего возраста и с ограниченными возможностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начало 90-х годов в США было ознаменовано принятием законопроекта под названием «Билль о правах взрослого учащегося» («A Bill of Rights of the Adult Learner»), изданным в 1991 г. Американской коалицией организаций образования взрослых (Coalition of Adult Education Organizations). Согласно этому законопроекту, к числу основных гарантированных прав взрослого учащегося относятся:

- право на надлежащее образование независимо от возраста, пола, расовой и этнической принадлежности, имеющегося учебного опыта, материального положения, состояния здоровья и семейного положения;

- право на равный доступ к различным образовательным источникам ;

- право на финансовую помощь и экономическую поддержку со стороны государства и общества;

- право на оценку и признание предыдущего образовательного опыта для возможного перезачета;

- право на условия обучения, соответствующие особенностям взрослого субъекта учебной деятельности, которые включают в себя, например, право учиться у квалифицированного и компетентного преподавателя, право на обучение с применением соответствующих форм и методов организации и осуществления учебного процесса и т.д.;

- а также право взрослого на официальное признание его фактической квалификации, приобретенной посредством неформального и информального образования.

Это событие стало началом следующего периода развития образования взрослых, основной характеристикой которого, начиная с 90-х годов XX века и по сей день, является высокая скорость перемен, которые предоставляют людям больше шансов и выбора, но также приносят и больше риска и неожиданностей. Население страны быстро стареет, что в результате изменяет состав рабочей силы и требования к социальным, здравоохранительным и образовательным услугам.

Наряду с многочисленными образовательными ресурсами для взрослых, которые обеспечиваются библиотеками, музеями, исправительными учреждениями, вооруженными силами, основным источником программ для взрослых в США является университет, который сегодня можно рассматривать в качестве центра образования взрослых в регионе.

Анализ деятельности различных американских университетов показал, что высшая школа концентрирует в себе разнообразные образовательные ресурсы для взрослых. Основными механизмами организации образования взрослых являются центры образования взрослых, центры непрерывного образования и т.д. Так, например, в Сиракузском университете действует подразделение - Колледж образования взрослых, который объединяет в себе центры (распространения знаний, непрерывного образования женщин, непрерывного образования

общественных деятелей) и программы (основного высшего образования, постдипломного образования, гуманитарных исследований).

В Хайдельбергском колледже действует Отдел непрерывного образования, основными направлениями которого являются вечернее обучение, обучение в выходные дни и экстернат.

Центр продолженного образования Университета Боулин Грин является своеобразным «мини-университетом» для взрослых. В его структуру входят программы для саморазвития, программы вечернего обучения (профессиональная подготовка), Центр дистанционного образования, Консультационная служба.

Одним из наиболее эффективных путей интеграции образования взрослых в систему университетского образования руководители вузов видят в развитии технологий дистанционного образования. Особенностью этого вида обучения является возможность организации учебного процесса в интерактивном режиме и в режиме реального времени. Преподаватель находится на рабочем месте и через Интернет осуществляет все необходимые взаимодействия с группой обучаемых или одним студентом в любом удаленном Интернет-классе или дома. Как следствие использования преимуществ информационных и телекоммуникационных средств в системе образования в качестве средства интенсификации учебного процесса сегодня наблюдается рост числа виртуальных университетов или он-лайн университетов. Уже сегодня в 33 штатах США созданы виртуальные университеты, работающие в масштабе штата, имея доступ к студентам через систему Интернет и каналы спутниковой связи.

Развитие дистанционного образования дало новый импульс для совершенствования образования взрослых в США. Новые информационные технологии рассматриваются как дополнительная технологическая возможность, которая не меняет содержания образования и не может изменить философию университета, но делает возможным преодолеть границы времени и пространства, расширить географию обучающихся, обеспечить индивидуальное обучение, ориентируясь на потребителя, делая тем самым учебный процесс интересным, привлекательным и эффективным для взрослых граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главной задачей организаторов образования взрослых в университетах США является создание для обучения человека необходимых условий как средства реализации его жизненных целей, то есть ориентация в первую очередь на образовательные потребности человека.

Заканчивая анализ основных этапов развития образования взрослых в США в ХХ веке, еще раз отметим, что это развитие определялось политической, социальной и экономической ситуацией в стране. Разработка идей в этой области подкреплялась законами, через которые образование взрослых эволюционировало на основе идей демократизма, равенства, доступности и непрерывности.

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы развития системы образования взрослых в США, обусловленные политической, социальной и экономической ситуацией в стране, анализируются различные образовательные программы для взрослых, приводятся примеры организационных форм обучения взрослых в ведущих университетах США.

Annotation

Biryukova N.A.

The article deals with the main stages of the development of American adult education system n the 20th Century, determined by political, social and economic situation in the country. Also different adult education schemes are analyzed, and the examples of organizational forms of adult education in the leading universities of the USA are given.

Авторская справка

1. ФИО - Бирюкова Наталья Алексеевна

2. Место работы, должность - Марийский государственный университет, заведующая кафедрой педагогики.

3. Ученая степень - кандидат педагогических наук.

4. Контактная информация - р.тел. (8362) 45-24-06, дом. Тел.(8362) 42-05-92 E-mail: natbir@mari-el .ru