Научная статья на тему 'Развитие образования взрослых в библиотеках США: исторический аспект'

Развитие образования взрослых в библиотеках США: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1203
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИКА / БИБЛИОТЕКИ США / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADULT EDUCATION / ANDRAGOGY / LIBRARY OF THE USA / LIBRARY SERVICE OF ADULTS / NONFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спесивцева Надежда Викторовна

Рассматриваются ключевые моменты истории образования взрослых в публичных библиотеках США с учетом социокультурной, экономической, политической истории страны, развития теории и практики образования взрослых. Приводятся примеры реализации образовательных программ для взрослых в библиотеках США, а также направления и формы предоставления библиотеками образовательных услуг взрослому населению на разных исторических этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ADULT EDUCATION IN THE LIBRARIES OF THE UNITED STATES: HISTORICAL ASPECT

The article examines key moments in the history of adult education in the public libraries of the USA with the account of the socio-cultural, economic, political history of the country, development of theory and practice of adult education. Examples of realization of educational programs for adults, as well as directions and forms of the provision of public libraries of educational services and opportunities for the adult population at different historical periods.

Текст научной работы на тему «Развитие образования взрослых в библиотеках США: исторический аспект»

УДК 37.013. 83 (73)

Н. В. Спесивцева

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫх В БИБЛИОТЕКАх США: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассматриваются ключевые моменты истории образования взрослых в публичных библиотеках США с учетом социокультурной, экономической, политической истории страны, развития теории и практики образования взрослых. Приводятся примеры реализации образовательных программ для взрослых в библиотеках США, а также направления и формы предоставления библиотеками образовательных услуг взрослому населению на разных исторических этапах.

Ключевые слова: образование взрослых, андрагогика, библиотеки США, образовательные услуги, неформальное образование.

Современной общемировой тенденцией совершенствования национальных систем образования является курс на непрерывное образование и, в частности, на образование взрослых. В США образование взрослых рассматривается как ведущая сфера экономики страны. Публичная библиотека является одним из активных провайдеров образовательных услуг для взрослых. История возникновения и деятельности американских библиотек самым тесным образом связана с признанием важности непрерывного образования для профессионального и личностного развития человека. Образование взрослых как направление деятельности публичных библиотек рассматривается Американской библиотечной ассоциацией (АБА) в качестве одной из приоритетных задач на всех этапах развития библиотечного дела в США.

Как известно, первые публичные библиотеки в США появились во второй половине XVII в. Началу бурного роста библиотек, доступных для населения, послужило основание Бостонской публичной библиотеки в 1854 г. Постепенно публичные библиотеки стали центрами неформального образования, предоставляющие всему взрослому населению возможность продолжать свое образование и после окончания школы. До 20-х гг. XX в. деятельность библиотек, связанная с образованием взрослых, проявлялась в личных беседах, разработке планов чтения, адаптации традиционных направлений и форм деятельности библиотеки к потребностям особых групп населения, поддержке библиотеками различных образовательных программ. Чтение признавалось мощным инструментом развития и становления человека как личности и профессионала.

Представления о задачах и специфике обучения взрослых в библиотеках начали формироваться в 20-30-е гг. XX в. В это время в США стал широко употребляться термин «образование взрослых». Закрепление этого термина связано с программами Всемирной ассоциации образования взрослых и Корпорации Карнеги, благодаря которым была проведена серия конференций по проблемам обра-

зования взрослых, где и была основана Американская ассоциация образования взрослых (ААОВ). До сих пор это основная организация по сбору и распространению информации и услуг в области образования взрослых в Северной Америке.

Большое значение имело научное обоснование способности человека продолжать обучение в любом возрасте, сделанное в 1920-х гг. Эдвардом Торндайком (Колумбийский университет), и последовавшие за этим исследования, предметом изучения которых явились технологии обучения, активизирующие познавательную деятельность взрослых учащихся. Тогда наряду с лекциями основными формами учебных занятий стали групповые дискуссии, экскурсии, просмотр фильмов и др. [1]. Это послужило импульсом к изучению и развитию форм образования взрослых, в том числе и в деятельности библиотек.

В 1924 г. АБА формирует Комиссию по библиотекам и образованию взрослых, а в 1926 г. - Совет по библиотекам и образованию взрослых, в отчете которого образование взрослых названо «функцией библиотек». В это время начинается выпуск бюллетеня «Образование взрослых и библиотека», разрабатываются технологии работы с различными группами читателей библиотек (рабочими, студентами, иммигрантами, слепыми и др.), реализуется популярный проект «Целенаправленное чтение» (выпуск брошюр с вводной статьей и краткой библиографией) и др. Налаживаются тесные контакты с ААОВ, развивается социальное партнерство в сфере образования взрослых, расширяются услуги и формы образовательной деятельности [2-4].

1936-1940 гг. - период, когда в библиотеках начинает использоваться термин «обслуживание взрослых» как признание особого подхода к читателям с учетом их психолого-педагогических, социально-возрастных особенностей. В крупных библиотеках (в первую очередь, в Нью-Йоркской публичной библиотеке) создаются отделы обслуживания взрослых, возникает интерес к групповым формам работы как основному средству реализации образовательной функции библиотеки.

В послевоенный период наступило время технического и экономического прогресса. Это способствовало развитию образования взрослых как национального общественного движения и мощного инструмента национальной политики. В 1950 г. цели и методы образования взрослых включаются в национальную концепцию библиотечного обслуживания. В 1954 г. была опубликована работа Хелен Лаймен Смит «Деятельность публичных библиотек по образованию взрослых», в которой отражены результаты исследования, проведенного в различных библиотеках США и раскрывающего значимость библиотек в развитии образования взрослых [2, 5, 6]. В 1957 г. при АБА создается Отделение обслуживания взрослых, в 1963 г. начинается издание его специального «Информационного бюллетеня». Несмотря на изменение в названии, сохраняется тесная связь с движением за общее образование, ликвидацию неграмотности, социальной адаптации. Особое внимание обращалось на удовлетворение культурных запросов взрослых, расширение их кругозора.

В 1960-1970-х гг. в стране наблюдается рост и развитие библиотек. Подъем образования взрослых в США связывают с известным педагогом-ис-следователем М. Ноулзом, который призывал библиотеку пересмотреть свою посредническую роль в процессе обучения и развиваться как полноценный и самостоятельный провайдер образования взрослых. М. Ноулз рассматривал библиотекаря как андрагога, т. е. «человека, который знает доступные образовательные ресурсы и знает, как их задействовать в работе с учеником» [7], человека реализующего андрагогическую (образовательновоспитательную) функцию.

В 1978 г. в США был принят Акт о непрерывном образовании, его реализация определила новое направление развития образования взрослых. Согласно этому закону непрерывное образование взрослых понималось как программа, услуга, проект, которые предназначены для удовлетворения постоянно меняющихся на протяжении жизни потребностей граждан в образовании [1, 8]. Другим важным событием стала прошедшая в 1979 г. конференция в Белом доме, которая была посвящена библиотечным и информационным службам. Ряд резолюций конференции посвящены роли библиотек в непрерывном образовании. Был озвучен призыв к обществу активнее использовать услуги и возможности библиотек. А в 1984 г. библиотечное сообщество отреагировало на публикацию доклада «Нация в опасности» (1983) экспертной группы Национальной комиссии по качеству образования, который был посвящен состоянию и серьезным проблемам образования в США, в том числе функциональной неграмотности. Доклад имел резонанс

в американском обществе и дал импульс для разработки реформ и нововведений, направленных на повышение качества образования. В это время широко обсуждался вопрос о том, как библиотеки наилучшим образом могут помочь в сложившейся ситуации. Были озвучены рекомендации и предложения, призванные сделать библиотеку сильным союзником американского образования, эффективным органом «обучающегося общества» [6].

Библиотеки в период 1960-1980 гг., осознавая социальную ответственность, обращаются к образованию взрослых как одному из приоритетных направлений деятельности. Реализуются проекты и программы по образованию взрослых, такие как содействие начальному образованию, обучение английскому языку как иностранному, обучение пожилых, безработных и др. Библиотеки все активнее участвуют в совместных образовательных программах с другими учреждениями. В декларации АБА «Библиотечные права взрослого» (1970), было заявлено, что «каждый взрослый имеет право на такую библиотеку, которая стремится понять его нужды и потребности и использует все средства, чтобы удовлетворить их» [2, с. 23], содействующую удовлетворению образовательных, информационных, рекреационных, социальных интересов, потребностей пользователей библиотек.

В библиотеках получает дальнейшее развитие концепция образовательного посредничества. Библиотеки помогают разобраться гражданам в образовательных услугах и возможностях общества, общины, выполняя тем самым посредническую функцию. Создаются и развиваются консультационные программы, службы, подразделения, информационные сети и центры по рабочим местам, центры постоянного обучения, центры образовательной информации, действует проект «Взрослые как самостоятельные учащиеся». Все это обеспечивало доступность информации о профессиях и образовательных возможностях, предоставляемых различными организациями, способствовало сотрудничеству между образовательными и профессиональными заведениями. С другой стороны, многие библиотеки расширили собственную работу в помощь образованию и самообразованию, начальному образованию и грамотности, овладению профессиями. Помогали приобрести необходимые навыки для поиска работы и трудоустройства, проводили семинары по написанию резюме, умению вести себя на собеседовании, учили работе на компьютере и т. д.

Программы, направленные на работу с пожилыми людьми, в 1980-е гг. превосходили по объему все остальные (за исключением программ для родителей и детей). Это связано с увеличением в стране доли населения пожилого возраста. Пожилые люди

принимали участие в обучающих семинарах, в сборе и передаче краеведческой информации, объединялись в клубы и кружки и др. Оказывалась помощь в трудоустройстве и приобретении соответствующих навыков, в подготовке к сдаче экзаменов по программе средней школы. Курсы английского языка организовывались для различных этнических групп пожилых, для которых английский неродной. Получили популярность образовательные программы, посвященные уходу на пенсию, борьбе со стрессами, а также занятия по музыке, рисованию, физкультуре, вопросам здоровья, курсы компьютерной грамотности и др.

В этот период АБА был проведен общенациональный исследовательский проект «Обслуживание взрослых в 1980-е гг.». Проект был начат под руководством Кэтлин Хайм (Луизианский университет) и должен был показать в том числе степень охвата взрослого населения образовательными услугами библиотек. Результаты показали, что образовательно-просветительская работа ведется по следующим направлениям: помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве, образование пожилых, родителей, женщин, инвалидов, иммигрантов, генеалогия, обучение компьютерной грамотности. К работе по реализации вышеназванных направлений привлекались и специалисты-консультанты, волонтеры. Деятельность координировалась с различными учреждениями и организациями, библиотеками. Разрабатывались образовательные проекты и программы, осуществлялась подготовка специалистов. Формы и услуги изменялись по ходу развития деятельности, адаптируясь к образовательным потребностям местных жителей. Так, например, был разработан и реализован проект учебно-информационных центров (1^1С) сельских библиотек для обеспечения населения образовательными и информационными услугами [2, 4, 6].

Начало 1990-х гг. в США было ознаменовано принятием законопроекта под названием «Билль о правах взрослого учащегося» (1991), согласно которому к числу основных гарантированных прав взрослого учащегося относятся [1]:

- право на надлежащее образование независимо от возраста, пола, расовой и этнической принадлежности, имеющегося учебного опыта, материального положения, состояния здоровья и семейного положения;

- право на равный доступ к различным образовательным источникам;

- право на финансовую помощь и экономическую поддержку со стороны государства и общества;

- право на оценку и признание предыдущего образовательного опыта для возможного перезачета;

- право на условия обучения, соответствующие особенностям взрослого субъекта учебной деятельности и т. д.;

- право взрослого на официальное признание его фактической квалификации, приобретенной посредством неформального и информального образования и др.

Принятие билля послужило точкой отсчета следующего периода в развития образования взрослых. Библиотеки, сохраняя традиционные направления и формы образования взрослых, весь инструментарий, накопленный и проверенный за предшествующие годы, ориентируясь на образовательные потребности населения, развивают соответствующие услуги и возможности. По-прежнему реализуются программы по повышению грамотности населения, обучающие программы для родителей, пожилых людей, инвалидов, иммигрантов и других групп населения. Проходят лекции, обучающие семинары, мастер-классы на различные темы, показы фильмов, слайдов, дискуссии, исследования материальной культуры, конференции в связи с тем или иным значимым событием в жизни общества, трансляция обучающих теле- и радиопередач. Регулярно проводятся занятия по ориентации в рабочих местах, методам подготовки к собеседованию, инвестированию в ценные бумаги, составлению бизнес-плана и многое другое.

Сегодня в библиотеках все более активно используются новые информационные технологии, что позволяет не отставать от изменяющихся потребностей общества и расширять диапазон своих ресурсов и услуг. Традиционно библиотеки предлагают всем желающим обучение работе на компьютере и информационной культуре, целью чего является содействие развитию ключевых умений, необходимых для использования ИКТ в работе, учебе и частной жизни, в том числе способности критически оценивать информацию. В США библиотеки являются пунктами открытого доступа населения к компьютеру и Интернету (во многих сельских районах США только в библиотеке люди могут получить свободный доступ к Интернету). Это создает в библиотеках условия для получения дистанционного образования с помощью новых информационных технологий, что помогает индивидуализировать обучение, преодолеть многие ограничения и барьеры и является дополнительной технологической возможностью для получения формального и неформального образования, весьма эффективной и интересной для образования взрослых.

Таким образом, публичные библиотеки США за достаточно длительный период в своем развитии постоянно обращались к предоставлению образовательных услуг взрослому населению. Библиоте-

ки реагировали на образовательные потребности распространенности, приближенности к месту жи-

услугами, различными направлениями, формами тельства людей призваны быть каналом обеспече-

работы, созданием структурных подразделений. ния права личности на доступ к информации, зна-

Направления и формы образовательной деятель- ниями. Осуществляя образовательную деятельности разнообразны и варьировались от библиоте- ность, библиотеки как многофункциональный соци-

ки к библиотеке с учетом потребностей населения альный институт являются ресурсом для чтения, без

конкретной территории и исторического периода, которого сложно представить образование и самоо-

социокультурной специфики, гражданско-право- бразование, способствуют культурному развитию

вой поддержки. взрослых, их социальному продвижению и реаби-

Современные публичные библиотеки США на- литации, содействуют профессиональному и лич-

ряду с многочисленными образовательными ресур- ностному росту, содержательному досугу, имеюще-

сами для взрослых в силу своей многочисленности, го образовательно-просветительские возможности.

Список литературы

1. Бирюкова Н . А . Основные этапы развития американской системы образования взрослых в XX веке // Казан . пед . журн . 2009 . № 1. С . 119-125 .

2 . Библиотечное дело: информ . материалы: в 2 ч . / РГБ . М .: РГБ - Американская библ . ассоциация . Вып . 1-6: Обслуживание взрослых

публичными библиотеками США: пер . с англ . , 1995.

3 . John R . Rachal. The American library adult education movement: the diffusion of knowledge and the democratic ideal, 1924-1933. URL: http://

www-distance . syr. edu/rachal . html

4 . Killacky J . Public Libraries and Adult Education: A Historical Review. URL: http://www. psu . edu/dept/jrre/articles/v2,n2,p51-58,Killacky.pdf

5 . Cushman J . Library Services to Adult Education in the Smaller Community. URL: http://www. ideals . illinois . edu/bitstream/handle/2142/5868/libr-

arytrendsv8i1e_opt . pdf?sequence=1

6 . Mary C . Chobot . Public Libraries and Museums // Merriam S . Handbook of Adult and Continuing Education / B . Sharan . M .: Cunningham, 1990 .

P. 369-383.

7 . Adams S . , Krolak L . , Kupidura E . Libraries and Resource Centres: Celebrating Adult Learners every week of the year // Convergence . 2002 .

Vol . XXV, № 2-3 . P. 27-38.

8 . Зайцева О . В . Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical

University Bulletin) . 2009 . Вып . 7 (85) . С . 106-109 .

Спесивцева Н. В., ст. преподаватель, соискатель.

Марийский государственный университет

Пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, Россия, 424000.

E-mail: leovik2009@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 24.05.2012.

N. V Spesivtseva

THE DEVELOPMENT OF ADULT EDUCATION IN THE LIBRARIES OF THE UNITED STATES: HISTORICAL ASPECT

The article examines key moments in the history of adult education in the public libraries of the USA with the account of the socio-cultural, economic, political history of the country, development of theory and practice of adult education. Examples of realization of educational programs for adults, as well as directions and forms of the provision of public libraries of educational services and opportunities for the adult population at different historical periods.

Key words: adult education, andragogy, library of the USA, library service of adults, nonformal education.

Mari State University.

Pl. Lenina, 1, Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russia, 424000.

E-mail: leovik2009@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.