Научная статья на тему 'Особенности развития системы непрерывного образования в США в XX веке'

Особенности развития системы непрерывного образования в США в XX веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1551
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продолжающееся образование / пожизненное образование / дальнейшее образование / образование взрослых / пожизненное образование / continuing education / life-long education / further education / adult educa-tion / long-life education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокова Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются дефиниции понятия «непрерывное образование» в контексте его современного понимания, сложившиеся в американской и мировой образовательной практиках, особенности развития непрерывного образования в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper devoted to the definitions of the term "lifelong learning" in the context of its modern understanding, which was formed in american and world educational practice. Fea-tures of continuous education development in the USA.

Текст научной работы на тему «Особенности развития системы непрерывного образования в США в XX веке»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США В XX ВЕКЕ

Т. Н. Бокова

В статье рассматриваются дефиниции понятия «непрерывное образование» в контексте его современного понимания, сложившиеся в американской и мировой образовательной практиках, особенности развития непрерывного образования в США.

The paper devoted to the definitions of the term "lifelong learning" in the context of its modern understanding, which was formed in american and world educational practice. Features of continuous education development in the USA.

Ключевые слова: продолжающееся образование, пожизненное образование, дальнейшее образование, образование взрослых, пожизненное образование.

Key words: continuing education, life-long education, further education, adult education, long-life education.

В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» определяется как: «continuing education» («продолжающееся образование»); «life-long education» («пожизненное образование»); «permanent education» и «leducation permanente» «постоянное образование»; «further education» и «Weiterbildung»

(«дальнейшее образование»); «adult education», «leducation des adul-tes», «Erwachsenenbildung» («образование взрослых») и др. В США непрерывное образование понимается не только как продолжающееся образование (continuing education), но и как пожизненное образование (longlife education). Так, Г. Уильяме и А. Крошш отмечают, что непрерывное образование включает такие этапы образования, как дошкольное, начальное, среднее, высшее. По определению Р. Дейва, непрерывное образование понимается как «всестороннее понятие, которое включает формальное (formal), неформальное (non-formal) и внеформальное (informal) обучение индивида с целью достижения им наиболее полного развития в личностной, социальной и профессиональной жизни [2].

В XX в. США обеспечили продвижение к модели непрерывного образования, которая характеризовалась всеобщим охватом обучения, а также гибкостью и вариативностью форм образования. К началу XX в. в США сформировалась высокоразвитая система образования, достаточно сложная и многоступенчатая, состоящая из нескольких звеньев. Дошкольное образование (Preschool, 5-6 лет) в США осуществлялось в яслях, детсадах и подготовительных дошкольных центрах, и за счет раннего массового вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышался общий уровень школьного образования. В результате целенаправленной политики федерального правительства и местных органов власти охват детей в возрасте 3-5 лет различными программами дошкольного воспитания вырос в XX в. несколько раз.

Средняя школа играла ведущую роль в системе непрерывного образования, так как здесь учащиеся помимо знаний, развивали познавательные потребности и способности к постоянному обновлению знаний. Если в 1920 г. в Америке насчитывалось примерно 2,5 миллиона обучающихся в средних школах (почти треть населений 14-17 лет), то уже в 1985 г. насчитывалось

320

больше 25 миллионов учеников (почти 85 % возрастной группы высшей школы). Существовало большое количество профессиональных или технических высших школ, особенно в крупных городах, а типичные американские средние школы стали государственными общеобразовательными высшими школами. Помимо занятий в школе, многие школьники имели возможность работать неполный рабочий день в течение учебного года. Например, 68 % учащихся 12-го класса работали в течение всего учебного года, а 77 % из них работали менее 20 часов в неделю. Важно заметить, что практически 99 % детей, окончивших детсадовские группы, поступали в школу (с 6 до 13 лет), 94 % из них продолжали обучение до 17 лет. 29 % юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет становились студентами колледжей и университетов [3, с. 112].

В начале XX в. «старшие школы» предлагали как традиционные учебные программы, так и практические, но акцент всегда делается на учебный план, который готовит учеников к поступлению в колледж. Некоторые школы предложили специализированные профессиональные курсы. Учебный план старших общеобразовательных школ имел очень широкий выбор предметов, включая профессиональное или бизнес-образование. Профессиональное образование включало в себя обучение розничной торговле, земледелию, плотническим работам, механике и т. д. Курс коммерции включал в себя обучению печатным навыкам на клавиатуре и обучение бухгалтерскому учету. Физическая культура, рисование, музыкальные занятия и религиозные входили в перечень предметов многих школ США XX в. Множество нововведений в учебном плане имело место в 1918 г., что было закреплено в «Главных принципах среднего образования» (Cardinal Principles of Secondary Education). В 1950-е NDEA ввели учебный план, центром которого являлись учебные дисциплины, а также они делали упор на математику и иностранные языки. Целью обучения стал сам ребенок, при этом акцент делался на этические, социальные и мультикультурные предметы [4].

Средняя школа к концу XX в. не настолько тесно была связана с колледжами (хотя существовало много совместных программ между университетами и начальными школами), как высшая школа. Эта связь допускала гибкость расписания и учебного плана. Командное обучение, блок планирования, запрограммированная команда и мини-курсы для факультативов (например, введение в иностранные языки профессиональное образование, курсы обучения на ПК, компьютерная грамотность, обучающие программы и информатика) начали применяться в 1990-2000 гг. в соответствии с инновационными программами в учебных технологиях.

Многоступенчатость системы высшего образования, созданная на базе «разделения функций» к концу XX в. между учебными заведениями внутри этой системы (когда одни учебные заведения ставили своей целью дать лишь общее образование, другие давали разного уровня профессиональную подготовку, а третьи готовили кадры самой высокой квалификации), являлось именно тем механизмом, с помощью которого США пытались решить такую сложную задачу, как повышение качества подготовки специалистов. Модернизированные университеты делали упор на выпускные программы, включая обучение и защиту диссертации и получение степени. Многие базовые про-

321

граммы по сельскому хозяйству, инженерии, внутренней экономике и т. п., вместе с освоением военного дела бросили вызов старому образованию. Медицина, право и теология - три основных направления выбора профессии -разделились на более узкие специальности по академическим стандартам. Но недостаток таких стандартов, особенно в средних школах, университетах и колледжах, дал толчок к превращению этих частных учреждений в высшие учебные заведения.

Важным периодом для развития высшего образования явились 19451970 гг. В этот период американские университеты и колледжи принимали непосредственное и эффективное участие в комплексе усилий Второй мировой войны. Одной из самых заметных трансформаций стало появление сети государственных колледжей для студентов младших курсов. Основанные в начале XX в. «младшие» колледжи испытали расширение важнейших функций массового высшего образования. Поначалу они создали «функцию переводов», при которой студенты могли поступить в колледжи или университеты после двухлетнего курсового обучения в «младших» колледжах. Они также предложили более совершенную заключительную ступень программы обучения и сертифицирование ряда профессий. К 1960 г. произошло добавление еще одной функции - легкодоступность поступления и невысокая цена обучения для продолжения образования взрослыми людьми, что привело к тому, что «младшие» колледжи были переименованы в «училища» (community colleges). Главной особенностью этих колледжей стал тот факт, что успешно оканчивающий его мог продолжать учебу на втором и даже третьем курсе обычного вуза. Это достигалось тем, что помимо профессиональнотехнической подготовки (средней квалификации) колледж давал и общеобразовательную подготовку, которая в целом соответствовала первому и даже второму курсу четырехгодичного колледжа или университета. Другими словами, главная положительная идея «создания» младшего колледжа, по мысли инициаторов, состояла в том, что он рассматривался как одна из ступеней высшей школы, обеспечивающая непрерывность и преемственность образования. По их утверждениям, именно эта особенность - интеграция с университетской программой - отличает американский младший колледж от западноевропейской практики «краткосрочных» учебных заведений, которые создают тупик в образовании учащихся и привязывают их на всю жизнь к определенной профессии.

Федеральное правительство участвовало в расширении спонсирования исследований и развития образования в период с 1950 г по 1960 г. Демонстрацией такого правительственного интереса было обязательство обеспечения обучающихся студенческой финансовой помощью. Пелл Грант, официально известный как Basic Educational Opportunity Grant (BEOG), обеспечил этим правом студентов, которые нуждались в финансовой поддержке.

Пятнадцатилетний период (с 1985 г.) можно назвать «финансовыми американскими горками» для высшего образования в США. К середине 1980-х гг. фактически каждый кандидат на должность губернатора считался «губернатором для развития образования», свидетельствуя о надежде колледжей и университетов стимулировать в штатах экономическое развитие. Принимая во внимание, что в 1970 г. относительно немного женщин получали учёные

322

степени в области права или медицины, к 2000 г. женщины составляли приблизительно половину студентов, поступающих в юридическую школу и около 40 % - в высшие учебные заведения медицинского профиля. Женщины даже составили большинство среди получателей ученых степеней в области философии и биологии, литературы и гуманитарных науках. Однако они были недостаточно представлены в таких областях, как инженерия и физика [3]. Отметим, что практически в каждом крупном университете США существовали центры непрерывного образования (например, при университете штата Джорджия; или нетрадиционные учебные заведения для взрослых, такие как Университет Средней Америки, объединяющий университеты штатов Айова, Канзас, Миннесота и др.). Примерно в это же время была образована специализированная телеобучающая фирма, объединившая 16 ведущих технических вузов, в которых учебными программами было предусмотрено изучение телевидения и радиовещания, видеозапись и спутниковая телесвязь.

Таким образом, непрерывное образование в США в XX в. характеризуется взаимосвязью всех звеньев данной системы (дошкольное воспитание, средняя школа, высшее образование, которое включает профессиональное образование и систему повышения квалификации). Развитие непрерывного образования в США основано на обеспечении доступности ко всем видам образования, гибкости, вариативности системы образования и предполагает увеличение расходов на финансирование всех звеньев непрерывного образования.

Список литературы

1. Грэм П. А. Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации. - М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011. - 288 с.

2. Сорокоумова Г. Д. Развитие системы непрерывного образования в США: автореф. дис. ...

канд. пед. наук. - М., 1993. - 19 с.

3. Pulliam J., Van Patten J. History of Education in America, 2009. - 393 p.

4. Spring J. H. The American School 1942-1996. N.Y: McGraw Hill Companies, Inc., 1997 -

190 p.

323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.