Научная статья на тему 'Сравнительный анализ подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых в Великобритании и США'

Сравнительный анализ подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых в Великобритании и США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ПРОДОЛЖЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION IN GREAT BRITAIN AND THE USA / ADULT CONTINUING EDUCATION / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тикушина Ирина Александровна

В работе дана краткая характеристика современных тенденций и требований в подготовке преподавателей дополнительного образования взрослых в Великобритании и США, таких как усиление внимания со стороны государства и общества, реформирование системы подготовки с целью создания единой системы подготовки по всей стране, использование современных мультимедийных технологий и сети Интернет для оценки качества подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тикушина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative analysis of adult continuing education teacher training in Great Britain and the USA

The article gives a an outline and analysis of current trends and issues in adult continuing education teacher training in Great Britain and the USA, such as governmental and social control, reforming the system of training, using modern multimedia and computer technologies for teacher training quality evaluation

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых в Великобритании и США»

межпредметных связей, позволяет выделить определенные уровни интеграции учебного материала.

• На 1-м уровне устанавливаются внутри-предметные связи. В результате этого из разных частей учебного материала создаётся единое целое.

• На 2-м уровне происходит объединение понятийно-информационной сферы разных предметов для лучшего запоминания сведе-

ний, повторения, использования дополнительного материала.

• 3-й уровень выражается в выработке у школьников умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.

• На 4-м уровне интеграции школьники сами сопоставляют факты, суждения, устанавливают связи и закономерности, применяют выработанные учебные умения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гурьев И. И. Межпредметные связи в системе современного образования. М., 2002.

2. Дружкова Л. В. Межпредметные связи в школьном курсе обществоведения. Л., 1978.

3. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

4. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М., 1984.

5. Румянцева Д. М. Межпредметные связи при изучении истории. Киев, 1984.

6. СамаринЮ. А. Очерки психологии ума. М., 1962.

7. Теория и методика обучения истории: Словарь-справочник / Э. В. Ванина, Л. К. Ермолоева, О. Н. Журавлева и др. / Под ред. В. В. Барабанова и Н. Н. Лазуковой. М., 2007.

REFERENCES

1. Gur'ev 1.1. Mezhpredmetnye svjazi v sisteme sovremennogo obrazovanija. M., 2002.

2. Druzhkova L. V. Mezhpredmetnye svjazi v shkol'nom kurse obshchestvovedenija. L., 1978.

3. Zverev I. D. Mezhpredmetnye svjazi v sovremennoj shkole. M., 1981.

4. Maksimova V. N. Mezhpredmetnye svjazi i sovershenstvovanie protsessa obuchenija. M., 1984.

5. RumjantsevaD. M. Mezhpredmetnye svjazi pri izuchenii istorii. Kiev, 1984.

6. Samarin Ju. A. Ocherki psihologii uma. M., 1962.

7. Teorija i metodika obuchenija istorii: Slovar'-spravochnik / Je. V. Vanina, L. K. Ermoloeva, O. N. Zhuravleva i dr. / Pod red. V. V. Barabanova i N. N. Lazukovoj. M., 2007.

И. А. Тикушина

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США

В работе дана краткая характеристика современных тенденций и требований в подготовке преподавателей дополнительного образования взрослых в Великобритании и США, таких как усиление внимания со стороны государства и общества, реформирование системы подготовки с целью создания единой системы подготовки по всей стране, использование современных мультимедийных технологий и сети Интернет для оценки качества подготовки.

Ключевые слова: образование в Великобритании и США, дополнительное образование взрослых, подготовка преподавателей, продолженное образование.

I. Tikushina

A COMPARATIVE ANALYSIS OF ADULT CONTINUING EDUCATION TEACHER TRAINING IN GREAT BRITAIN AND THE USA

The article gives a an outline and analysis of current trends and issues in adult continuing education teacher training in Great Britain and the USA, such as governmental and social control, reforming the system of training, using modern multimedia and computer technologies for teacher training quality evaluation.

Keywords: education in Great Britain and the USA, adult continuing education, teacher training, continuing education.

Дополнительное образование взрослых как неотъемлемый компонент системы непрерывного образования является одним из приоритетных направлений мирового образования, обеспечивая непрерывное профессиональное и личностное развитие взрослого населения в условиях динамичных социально-экономических изменений в обществе. Всевозрастающий интерес к области дополнительного образования взрослых обусловил необходимость большего внимания и более четких требований к подготовке педагогических кадров как важнейшего гаранта качественного функционирования этой системы, учитывающей различные целевые и ценностные установки и возрастные особенности взрослого человека. Знакомство с опытом Великобритании и США — стран, известных высоким уровнем образования в целом и глубокими разработками в области образования взрослых, представляется актуальным и своевременным.

Анализ работ отечественных, британских и американских ученых [1; 2; 5; 6; 8; 10; 15] показал, что на формирование систем подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых в Великобритании и США оказали влияние следующие факторы: 1) экономические изменения в обществе, глобализация экономики, развитие сферы услуг; 2) увеличение объема получаемых знаний; 3) широкое использование компьютерных технологий и сети Интернет; 4) современная тенденция старения населения западных стран, отмечаемая российскими,

британскими и американскими учеными [2; 5; 8; 15], которая усилила значение гуманитарного дополнительного образования взрослых, дающего возможность пожилому населению жить полноценной жизнью и сохранять свое здоровье. Согласно статистическим данным, в Англии в настоящее время 15 млн человек составляют группу 50-74-летних и только 12,6 млн младше 16 лет [1, с. 24]. По данным Бюро переписи населения США, с 2000 по 2010 гг. население США в возрасте с 45 до 64 лет увеличилось на 31,5% и старше 64 лет — на 15,1% [16], что почти в 15 раз больше, чем процент роста молодого населения. Соответственно и в Великобритании, и в США усилилось внимание образовательных учреждений к дополнительному образованию взрослых, в том числе к подготовке преподавателей для работы с данным контингентом учащихся.

Все эти изменения порождают необходимость постоянного повышения квалификации населения и сохранения конкурентоспособности на рынке труда, что способствует росту значения дополнительного образования взрослых.

Наряду с ростом внимания к подготовке преподавателей дополнительного образования взрослых в обеих странах, в Великобритании и в США есть специфические факторы, повлиявшие на формирование систем подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых в каждой из этих стран. Необходимо отметить давние

традиции в дополнительном образовании взрослых и в подготовке преподавателей в Великобритании, насчитывающие несколько сотен лет, а также значительные научные исследования в этой области.

В США специфика подготовки преподавателей дополнительного образования обусловлена многонациональностью страны и относительной юридической самостоятельностью каждого из штатов. В настоящее время постоянный поток взрослых иммигрантов с ограниченными знаниями английского языка и желанием найти хорошую работу привел к необходимости организации их обучения. Как показывают статистические данные [9], для 6,4 млн иммигрантов США английский язык необходим для получения гражданства и для 2,4 млн — для получения высшего образования.

Анализ интернет-сайтов крупнейших университетов Великобритании (Оксфорда, Кембриджа, Варвика, Йорка, Суррея и др.) и США (Ейла, Гарварда, Принстона, Стретфорда, Дартмуса и др.), материалов Открытого университета, официальных документов и правительственных отчетов Великобритании и США, а также работ британских и американских авторов [5; 6; 8; 15] свидетельствуют о том, что среди общих характеристик систем подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых выступают следующие: 1) непрерывность подготовки преподавателей; 2) наличие специальных сертификатов для преподавания взрослым; 3) использование аналогичных форм обучения; 4) сходство провайдеров дополнительного образования взрослых.

В результате анализа материалов Открытого университета, официальных документов, отчетов и интернет-сайтов по подготовке преподавателей дополнительного образования взрослых в обеих странах, в Великобритании и США, установлено, что подготовка преподавателей дополнительного образования взрослых ведется в основном на базе университетов как главных провайдеров высшего и дополнительного образова-

ния, а также общественных колледжей и разнообразных организаций и ассоциаций — общественных, государственных или созданных в результате объединения университетов с общественными организациями или другими университетами. Такое многообразие организаций позволяет преподавателям дополнительного образования взрослых принимать активное участие в предлагаемых мероприятиях и обмениваться опытом.

Подготовка варьируется в зависимости от требований того или иного образовательного учреждения, учебного плана и места работы преподавателя. Например, для работы в сфере неформального или общинного образования достаточно сертификата об окончании школы, общественного колледжа (community college) или прохождения пятинедельных курсов по обучению преподаванию, а в университетах необходима степень бакалавра, магистра или доктора [4; 12]. Предлагаются разные формы обучения: очное или заочное, дневное или вечернее, на территории кампуса, дистанционное — через Интернет или в виде участия в интернет-сетях, по выходным, с получением сертификата или диплома [3; 15, с. 55-73; 17, с. 133]. В Великобритании выдается сертификат Сити и Гилдз 7307/5 «Преподавание в секторе образования взрослых» («Teaching in Adult and Continuing Education»), «Сертификат на дальнейшее образование» («Certificate in Further Education»), «Сертификат на образование взрослых» («Certificate in Adult Education») и др. Во многих штатах и образовательных учреждениях США требуется «Сертификат для преподавания взрослым» («Adult Education Certificate») [4].

В обеих странах налажена многоуровневая система подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых — в Великобритании работает трехэтапная система подготовки на территории всей страны, в США, в зависимости от штата, могут быть два и более уровня подготовки. Анализ государственных нормативных актов в области дополнительного образования

30б

взрослых дает возможность утверждать, что подготовка и повышение квалификации преподавателей дополнительного образования взрослых ведется во многих штатах США [4; 7]. Однако сертификаты и лицензии даются только на ограниченное время, и для их возобновления необходимо выполнение определенных условий по повышению квалификации — таких, как определенное количество лет преподавания взрослым (от 3 до 10 лет), получение ученой степени, специальное обучение и сдача экзаменов, составление портфолио (методических копилок), консультации с преподавате-лем-наставником. В некоторых штатах для усиления качества введена многоуровневая сертификация, и после получения Начального сертификата преподаватель вынужден активно работать для приобретения следующего. В штатах Колорадо, Огайо и Вирджиния созданы ресурсные центры, где преподаватели дополнительного образования взрослых могут обмениваться опытом; в штатах Огайо и Массачусетс работает система повышения квалификации преподавателей; в нескольких штатах (Индиана, Мэриленд, Миссури, Огайо, Роуд Айленд, Южная Дакота, Теннеси) работают курсы для начинающих преподавателей (a Course for Beginning Teachers).

Созданная в Великобритании трехэтапная система подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых способствует постоянному самосовершенствованию, обмену опытом и повышению квалификации, что также ведет к росту качества дополнительного образования взрослых [5; 15]. Например, после прохождения первого уровня — базовой подготовки преподавателей взрослых (post16 Initial Teacher Training) необходимо получение «Сертификата по преподаванию в секторе непрерывного образования» («Certificate in Teaching in the Lifelong Learning Sector» (CTLLS), а затем «Диплома по преподаванию в секторе непрерывного образования» («Diploma in Teaching in the Lifelong Learning Sector»

(DTLLS). Контроль за повышением квалификации и качеством преподавания в дополнительном образовании взрослых ведется на нескольких уровнях [11, с. 15].

На государственном уровне правительство Великобритании следит за совершенствованием системы подготовки преподавателей дополнительного образования и обязывает преподавателей соответствовать новым требованиям; на местном уровне разнообразные организации для повышения квалификации и обмена опытом поощряют или обязывают преподавателей сотрудничать с ними; на уровне образовательных учреждений и профессиональных объединений преподавателей ведется обучение и стимулируется постоянный обмен опытом преподавателей.

В результате проведенного анализа установлено, что требования к образованию, к сертификации и к обучению педагогов дополнительного образования взрослых в США отличаются от штата к штату, в то время как в Великобритании система подготовки преподавателей едина для всей страны и в данный момент проходит этап государственной стандартизации [3; 4; 13; 14].

Отделы образования 27 штатов рекомендуют преподавателю получить специальный «Сертификат преподавателя образования взрослых» («Adult Education Certificate») или особое «Разрешение на преподавание», и в четырех штатах в настоящее время ведется разработка процесса сертификации. Это свидетельствует о возрастающем значении дополнительного образования взрослых в США и об усилении контроля со стороны правительства штатов и местных отделов образования за качеством предоставляемых образовательных услуг. Однако требуется большее внимание со стороны правительства, поскольку в некоторых штатах (Небраска, Роуд Айленд) для преподавания взрослым достаточно диплома о высшем образовании, а в десяти штатах не предъявляют никаких требований к уровню образо-

30 7

вания преподавателя дополнительного образования взрослых.

В Великобритании в результате образовательных реформ 2001, 2007 и 2008 годов были созданы государственные документы «Устав Англии по квалификациям преподавателей дальнейшего образования взрослых» от 2007 года и «Устав Англии по постоянному повышению квалификации преподавателей дальнейшего образования взрослых» от 2007 года, регулирующие работу, подготовку и повышение квалификации преподавателей на всей территории страны [5; 13; 14; 17]. В соответствии с этими уставами всем педагогам дополнительного образования рекомендовалось — а с 2008 года стало обязательным — получение «Диплома по преподаванию в секторе непрерывного образования» или «Сертификата по преподаванию в секторе непрерывного образования». Для этого преподавателю в течение первых пяти лет работы в данной должности необходимо получить квалификацию по специальности, пройти базовую подготовку преподавателя образования взрослых (post 16 Initial Teacher Training) и в Институте обучения (Institute for Learning, IfL) подтвердить полученные в процессе обучения профессиональные знания и навыки, сдав соответствующий экзамен, получивший название Профессиональной формации.

В результате анализа этих уставов было установлено, что в Великобритании работа организаций и ассоциаций по подготовке преподавателей дополнительного образования взрослых контролируется государством через Организацию по обучению в течение всей жизни в Великобритании («Lifelong

Learning UK» (LLUK)), Отдел стандартов в образовании при правительстве страны («Office for Standards in Education» (OFSTED)), Институт образования (Institute for Learning) и через Организацию по обучению и повышению квалификации (Learning and Skills Improvement Service (LSIS)), что повышает качество образования преподавателей.

Таким образом, в США и Великобритании отмечается тенденция усиления внимания к проблемам подготовки преподавателей для работы в системе дополнительного образования со стороны административных органов и образовательных учреждений. Однако система сертификации, контроля, подготовки и повышения квалификации преподавателей дополнительного образования в США недостаточно структурирована и отличается в разных штатах, а в некоторых штатах требования отсутствуют. Это не дает возможности преподавателям переезжать из штата в штат без потери своих предыдущих активов, а отделам образования разных штатов — координировать свою работу и контролировать подготовку и повышение квалификации преподавателей вне штата. В отличие от США, система подготовки преподавателя дополнительного образования в Великобритании едина для всей страны, разработана трехэтапная система подготовки, налажена система контроля за качеством обучения преподавателей и образовательных программ как со стороны местных образовательных учреждений и организаций, так и со стороны государства и общества в целом. В настоящее время в Великобритании проходит этап государственной стандартизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершловский С. Г. Вызовы научно-технической революции и образование // Новые знания. 2008. № 3.

2. Митина А. М. Дополнительное образование взрослых за рубежом: Концептуальное становление и развитие. М.: Наука, 2004.

3. Adult Education and Family Literacy Act of 1998. Washington, DC: U.S. Department of Education. Retrieved January 7, 2008, from www.ed.gov/policy/adulted/leg /legis.html

4. Crandall J. A., Ingersoll G, Lopez J. Adult ESL Teacher Credentialing and Certification. Center for Adult English Language Acquisition. Retrieved January, 2008 from attachment:/1/tchrcred.html

5. Jarvis Peter. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. Third Edition. RoutledgeFal-mer, NY, 2004.

6. KnowlesM. S. The Adult Learner: a Neglected Species.Houston, TX:Gulf, 1990.

7. Massachusetts Department of Education. (n.d.). Adult (basic) education credential information by state. Boston, MA: Author. Retrieved January 7, 2008, from www.doe.mass.edu/acls/abecert/abecred.xls

8. Merriam Sh. B., Caffarella, R. Sh., Baumgartner L. Learning in adulthood: a comprehensive guide. Jossey-Bass, 2007.

9. McHugh M., Gelatt J., & Fix M. (2007). Adult English language instruction in the United States: Determining need and investing wisely. Washington, DC: Migration Policy Institute. Retrieved January 7, 2008, www.migrationpolicy.org/pubs/NCIIP English Instruction073107.pdf

10. Peers Robert. Adult Education. Routledge, London, 2003.

11. Robinson Bernadette, Latchem Colin. Teacher Education through Open and Distance Learning: World review of Distance Education and Open Learning. Volume 3. RoutledgeFalmer, NY, 2002.

12. Smith K. Non-formal education// The informal education homepage, First listing: July 1996. Last update: February 05, 2009// http://www.infed.org/biblio/b-nonfor.htm/06.04.2009.

13. The Further Education Teachers’ Continuing Professional Development and Registration (England)

Regulations 2007. Retrieved June, 6th 2011 from

http://www. itslifej imbutnotasweknowit. org.uk/Qualifying.htm

14. The Further Education Teachers’ Qualifications (England) Regulations 2007 No.2264. Retrieved June, 12 2009 from www.opsi.gov.uk/si/si2007/uksi 20072264 en 1

15. Tight, Malcolm. Key Concepts in Adult Education and Training. 2nd edition. London and New York: Routledge, 2003.

16. U.S. Bureau of the Census. Age and Sex Composition: 2010. By Lindsay M. Howden and Julie A. Meyer Retrieved June, 25th from http ://2010. census. gov/2010census/data/

17. Venkataiah S. Encyclopaedia of Contemprorary Education. First Edition. Edited by S. Venkataiah. Me-hra Offset Press: Dehli, 2002.

REFERENCES

1. Vershlovskij S. G Vyzovy nauchno-tehnicheskoj revoljucii i obrazovanie // Novye znanija. 2008. № 3.

2. Mitina A. M. Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslyh za rubezhom: Konceptual'noe stanovlenie i razvitie. M.: Nauka, 2004.

3. Adult Education and Family Literacy Act of 1998. Washington, DC: U.S. Department of Education. Retrieved January 7, 2008, from www.ed.gov/policy/adulted/leg /legis.html

4. Crandall J. A., Ingersoll G., Lopez J. Adult ESL Teacher Credentialing and Certification. Center for Adult English Language Acquisition. Retrieved January, 2008 from attachment:/1/tchrcred.html

5. Jarvis Peter. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. Third Edition. RoutledgeFal-mer, NY, 2004.

6. KnowlesM. S. The Adult Learner:a Neglected Species.Houston, TX:Gulf. 1990.

7. Massachusetts Department of Education. (n.d.). Adult (basic) education credential information by state. Boston, MA: Author. Retrieved January 7, 2008, from www.doe.mass.edu/acls/abecert/abecred.xls

8. Merriam Sh. B., Caffarella R. Sh., Baumgartner L. Learning in adulthood: a comprehensive guide. Jossey-Bass, 2007.

9. McHugh M., Gelatt J., & Fix M. (2007). Adult English language instruction in the United States: Determining need and investing wisely. Washington, DC: Migration Policy Institute. Retrieved January 7, 2008, www.migrationpolicy.org/pubs/NCIIP English Instruction073107.pdf

10. Peers Robert. Adult Education. Routledge, London, 2003.

11. Robinson Bernadette; Latchem Colin. Teacher Education through Open and Distance Learning: World review of Distance Education and Open Learning. Volume 3. RoutledgeFalmer, NY, 2002.

12. Smith K. Non-formal education// The informal education homepage, First listing: July 1996. Last update: February 05, 2009// http://www.infed.org/biblio/b-nonfor.htm/06.04.2009.

13. The Further Education Teachers’ Continuing Professional Development and Registration (England) Regulations 2007. Retrieved June, 6th 2011 from http: //www. its lifej imbutnotasweknowit. org. uk/Qualifying. htm

14. The Further Education Teachers’ Qualifications (England) Regulations 2007 No.2264. Retrieved June, 12 2009 from www.opsi.gov.uk/si/si2007/uksi 20072264 en 1

15. Tight Malcolm. Key Concepts in Adult Education and Training. 2nd edition. London and New York: Routledge, 2003.

16. U. S. Bureau of the Census. Age and Sex Composition: 2010. By Lindsay M. Howden and Julie A. Meyer Retrieved June, 25th from http ://2010. census. gov/2010census/data/

17. Venkataiah S. Encyclopaedia of Contemprorary Education. First Edition. Edited by S. Venkataiah. Me-hra Offset Press: Dehli, 2002.

Н. А. Федорова

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

(НАДЗОРА)

Проведен анализ существующих педагогических технологий. Сделан вывод о том, что для повышения эффективности обучения слушателей курса по государственному контролю (надзору) в вузах МЧС России целесообразно применение технологии, предполагающей построение учебного процесса на ситуативной, игровой основе, кроме того, при составлении учебно-методического комплекса, включающего в себя учебный курс и рабочую программу дисциплины (блок дисциплин в части государственного контроля), использование модульной технологии наиболее эффективно.

Ключевые слова: педагогическая технология; модульная технология; учебнометодический комплекс; эффективность обучения; государственный контроль (надзор).

N. Fedorova

INCREASING PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF CADETS OF MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES HEIS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE STATE CONTROL

(SUPERVISION)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

An analysis of existing pedagogical technologies has been carried out. The conclusion is drawn that for increasing of efficiency of learning of cadets of HEIs the state control (supervision) of the Ministry of Emergency Measures of Russia, it is necessary to apply the technologies based on situations and games. Besides, it is recommended to design textbooks based on modules.

Keywords: pedagogical technology; modular technology; efficiency of learning; state control (supervision).

Основной упор в повышении профессиональной готовности курсантов вузов МЧС к осуществлению государственного контроля (надзора) делается на внедрение, применение и совершенствование имеющихся педагогических технологий. Одной из задач диссертационного исследования является определение наиболее эффективной педагогической технологии.

Большой вклад в развитие и совершенствование современных педагогических технологий обучения и управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля внесли В. С. Артамонов, Ю. Г Баскин, А. А. Грешных.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий: В. Г Гульчевской, В. Т. Фоменко,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.