Научная статья на тему 'Значимость изучения зарубежной практики в области оказания образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования'

Значимость изучения зарубежной практики в области оказания образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАРУБЕЖНАЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРТЕХНОЛОГИЯ / ОБРПРОГРАММА / ОБРУСЛУГА / ПРОФОБРАЗОВАНИЕ ППС (ПРОФЕССОРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА) / ТРАНСПОРТ / ТРЕБОВАНИЯ / SAFETY / THE VITAL ACTIVITY / FOREIGN / FORMATION / OBRTEKHNOLOGIYA / OBRPROGRAMMA / OBRUSLUGA / PROFOBRAZOVANIE PPS (PROFESSORIAL-PEDAGOGICAL COMPOSITION) / TRANSPORT / REQUIREMENT / ZARUBZHNAYA / VITAL ACTIVITY / RIGHT / LEGAL CONSCIENCE / PPS (PROFESSORIALPEDAGOGICAL COMPOSITION) / LAW-ENFORCEMENT / CRIMINAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Виктория Александровна

Вопросы образования нуждаются в их рассмотрении во всестороннем порядке. Тем более для обеспечения жизнедеятельности ОТИ ж/д необходимо совершенствование через переподготовку (обучение) кадровых ресурсов, что позволит стабилизировать общую обстановку (жизнедеятельность) на местах. Профилактику правонарушений рассматривать по отдельности административных и уголовных. Например, в сфере эксплуатации транспортных средств и обеспечения безопасности на всех объектах транспортной инфраструктуры. Затронутые вопросы будут полезными не только для субъектов управления, но и в области образования, науки и нормотворческой деятельности (в том числе и ведомственной).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of the study of foreign practice in the region of the rendering of educational services in the system of the additional vocational education

Questions of formation need in their examination comprehensive order. For those more for life support OTI of RR are necessary improvements through the retrainings (instruction) of cadre resources, which will make it possible to stabilize the general situation (vital activity) at the places. Prevention of offenses should be considered separately administrative and criminal. For example, in the sphere of the operation of transportation means and providing of safety on all objects of transport infrastructure. Matters under discussion will be useful not only for the subjects for administration and preventive maintenance, but also in the region of formation, science and normotvorcheskoy activity (including departmental).

Текст научной работы на тему «Значимость изучения зарубежной практики в области оказания образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования»

дискуссий и публичных выступлений, на высокие моральные и волевые качества сотрудника подразделения дознания. Как тут не вспомнить слова Анатолия Федоровича Кони: «Университет — эта alma mater своих питомцев — должен напитать их здоровым, чистым и укрепляющим молоком общих руководящих начал. В практической жизни, среди злободневных вопросов техники и практики, об этих началах придется им услышать уже редко. Отыскивать их и раздумывать о них в лихорадочной суете деловой жизни уже поздно. С ними, как с прочным

вооружением, как с верным компасом, надо войти в жизнь» [2, с. 125].

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в последующих редакциях) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53(1). Ст. 7598.

2. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избранные произведения в 2-х т. М., 1959.

© В.А. Павлова, 2018 УДК 378 ББК 74

ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Виктория Александровна Павлова,

руководитель дополнительного профессионального образования Юридического института МГУПС (МИИТ)

Научный руководитель: В.М. Корякин, доктор юридических наук Научная пециальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Вопросы образования нуждаются в их рассмотрении во всестороннем порядке. Тем более для обеспечения жизнедеятельности ОТИ ж/д необходимо совершенствование через переподготовку (обучение) кадровых ресурсов, что позволит стабилизировать общую обстановку (жизнедеятельность) на местах. Профилактику правонарушений рассматривать по отдельности — административных и уголовных. Например, в сфере эксплуатации транспортных средств и обеспечения безопасности на всех объектах транспортной инфраструктуры. Затронутые вопросы будут полезными не только для субъектов управления, но и в области образования, науки и нормотворческой деятельности (в том числе и ведомственной).

Ключевые слова: безопасность, жизнедеятельность, зарубежная, образование, обртехнология, обрпрограмма, обруслу-га, профобразование ППС (профессорско-педагогического состава), транспорт, требования.

Для цитирования: Павлова В.А. Значимость изучения зарубежной практики в области оказания образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):311-6.

SIGNIFICANCE OF THE STUDY OF FOREIGN PRACTICE IN THE REGION OF THE RENDERING OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE SYSTEM OF THE ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Viktoriya A. Pavlova,

Head of additional professional education of the Law Institute of the Moscow State University ofRailway Transport (MIIT)

Abstract. Questions of formation need in their examination comprehensive order. For those more for life support OTI of RR are necessary improvements through the retrainings (instruction) of cadre resources, which will make it possible to stabilize the general situation (vital activity) at the places. Prevention of offenses should be considered separately — administrative and criminal. For example, in the sphere of the operation of transportation means and providing of safety on all objects of transport infrastructure. Matters under discussion will be useful not only for the subjects for administration and preventive maintenance, but also in the region of formation, science and normotvorcheskoy activity (including departmental).

Keywords: safety, the vital activity, foreign, formation, obrtekhnologiya, obrprogramma, obrusluga, profobrazovanie PPS (professorial-pedagogical composition), transport, requirement.The keywords: zarubzhnaya, safety, vital activity, formation, right, legal conscience, PPS (professorial- pedagogical composition), law-enforcement, transport, requirement, criminal.

Необходимо отметить, что рассмотрения (анализ и исследования) избранной темы является то, что российские (Минтранса — Росжелдора, ОАО «РЖД») системы научно-образовательные вопросы в какой то степени должны соответствовать международным нормам. Тем более, Россия (Минобрна-уки России и Минтранс) всемерно активизируют вопросы сотрудничества с иностранными государствами (договоры) как в области образования, так и научно-исследовательской деятельности. Тем более вопросы обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры ныне актуальны для любого государства. И их обеспечения невозможно без рассмотрения рассматриваемого нами вопроса.

Так, в требованиях Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в России»1 (ред. от 29.12.2017) мы можем заметить, что российская госполитика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе создание условий для получения образования в России иностранными гражданами и лицами без гражданства (см. ст. 3 названного ФЗ). Или же лицензирование образовательной деятельности иностранных образовательных организаций, осуществляющих данную деятельность по месту нахождения филиала на территории России.

Подобного характера установленных требований мы можем заметить и в ФЗ от 23.08.1996 № 127 (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике»2, в частности согласно данного НПА, научный работник имеет право подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных, научно-технических результатов за пределами территории России). Ныне эти вопросы достаточно полно и

1 Доп. см. Рекомендации субъектам РФ по подготовке к реализации ФЗ об образовании, направленные письмом Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17. Далее — ФЗ об образовании.

2 С изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017. Далее — ФЗ о НТП.

успешно реализовываются как МГУ МИИТа, так и Дальневосточного университета путей сообщения (г. Хабаровск) в тесном сотрудничестве с вузами Вьетнама, Китая, Монголии, Казахстана, Белоруссии и др.

Безусловно, вопросы о необходимости сотрудничества с иностранными государствами (науки и образования) как в области образования, так и практической деятельности (жизнедеятельности соответствующих ОТИ) закреплены в различных ФЗ (о транспортной безопасности, уставах), иных НПА, регламентирующих деятельности Минтранса России, Росжелдора, ОАО «РЖД» и др. субъектов управления России.

В сущности дополнительное (послевузовского) образование работников (служащих) в зарубежных странах также является одним из необходимых направлений как и в российской образовательной системе. Всемерная необходимость научно-практических знаний, изменения технологий производственных отношений, социально-экономические кризисные ситуация вопросы трудовой занятности — безработица требуют то, что для разрешения этих и других проблем в государстве (собственника, производственной сфере) центральное место занимает профессиональная подготовка кадровых ресурсов (переподготовка) — необходимо постоянное, непрерывное обучение.

Безусловно, данная необходимость требует также всемерного развития научных исследований, анализов и сравнений в той или иной области (в нашем случае транспортная технология), или же более конкретного отраслевого-ведомственного определения функций и обязанностей оброрганизаций (профессорско-преподавательского состава (ППС), кафедр, циклов), а также отдельно-специфические работы в этой сфере образования. Так, в системе транспортных технологий, следует выделить автомобильных или железнодорожных, авиационных, речных, морских (скоростных и высокоскоростных, сверхзвуковых и др.) и т.д. Тем самым, дополни-

тельное образование как в зарубежных, так и отечественных позволят оценить возможности разработки и реализации необходимых программ обучении, переквалификации для подготовки педагогов кадровых ресурсов через заимствования зарубежных об-ртехнологий (программ), для развития и выработки Российской технологии.

Проведенный анализ зарубежной (мировой практики), Отечественной, в том числе ведомственной (Минтранса России, Росжелдора, МГУ МИИТа и Юридического института МГУ МИИТа), образовательной практики о дополнительном профобразовании работников, служащих можем отметить, что все это:

• переориентация исполнителя «профперепод-готовка (обучение) в процессе жизнедеятельности» как нужный компонентный процесс закономерного участия страны (государства, кампании, отрасли) в глобальной экономическо-производственной и научно-образовательной конкуренции;

• усугубление централизации и контроля со стороны государства для повышения качества об-руслуг;

• увеличение значительности и поиск новаторских возможностей применения высокотехнологических современных информационных и коммуникационных электронных и иных технологий в сфере образования (профподготовки);

• всемерное повышение научно-производственных исследований в области сравнения обрпрофси-стем разных стран для разработки международных и российских государственных (ведомственно-отраслевых) стандартов в сфере технологий современного (текущего) образовании;

• беспрерывное реформирование (пересмотр) Национальной политики образования и появление новых национальных стандартов подготовки, сертификации и повышения квалификации исполнителей в соответствующих сферах, через адресно-дифференцированного подхода (к ус-луговым вопросам);

• маневрированность от образовательной современной технологии передачи потребных знаний от преподавателя (учителя, ученного, исследователя, наставника к обучающемуся к конструктивистской технологий обучения, где обуча-

ющиеся (исполнители, работник, служащий) становятся независимыми и самостоятельными в изучении востребованных профзнаний, приобретают необходимые для жизнедеятельности практические навыки и критически оценивать любую жизненно-практическую ситуацию. При этом в большинстве зарубежных странах в сфере образования и производства желают видеть работника-универсала, исполнителя — специалиста универсала;

• установление соответствующего качества и эффективности профобрмодели по итогам обучения [12, с. 8-11; 13, с. 26—37; 19; 28].

Или же подобного характера научно-исследовательского анализа в сфере обруслуг мы можем заметить в суждениях А.М. Митиной:

• институциональность или достаточно четкая организованность обучения и его санкциониро-ванность государством;

• наличие у учащихся основного образования и собственного жизненного опыта;

• возрастные особенности учащихся; личностная ориентированность;

• актуализация образовательных потребностей;

• комплементарность; непрерывность;

• ориентированность на практику (эмпирический подход) [11].

Тем самым, педагог, ППС в сфере обруслуг организует свою работу — обучение, ориентируясь прежде всего на практику (на потребности работодателя, собственника) и восполняет основное образование (процесс), учитывает не только интересы, возраст и потребности, но и наличие у обучающихся жизненно-практического опыта и основного образования.

Вместе с тем зарубежные же исследователи дают довольно широкое определение понятия «педагог дополнительного образования». В частности господин К. Дьюк определяет преподавателя дополнительного образования взрослых как «активного работника, задействованного в сфере образования взрослых» [29] подчеркивая, таким образом, что преподавание (обруслуга) является одной из составляющих данной профессии наряду с другими функциями.

По существу в целом, обязанности ППС дополнительного образования различаются в зави-

симости тем, что от учебного заведения и статуса присутствуют закономерные двухсторонние обязанности и права. В частности обязательность среди общих функций должны быть научные исследования и публикации в данной (той или иной) предметной области, преподавание. Притом организация обучения, создание программ курсов дополнительного обруслуги специалистов — обучающихся, связь с центрами по организации образования взрослых вне вуза — оброрганизации, помощь и контроль начинающих ППС (К. Дюк). Анализ работ зарубежных исследователей позволил выделить следующие функции педагога дополнительного образования исполнителей (обучающихся) за рубежом:

• предпринимательская (организация курсов дополнительного образования, исходя из интересов и спроса, поиск источников финансирования);

• организационная (написание программ, поиск необходимого персонала);

• менеджерская (организация рабочей обстановки и необходимого помещения);

• экспертная (консультирование и методическая помощь молодым преподавателям; посещение курсов по повышению квалификации);

• преподавательская (преподавание предмета слушателям, планирование процесса обучения);

• научно-практическая (исследования и специализация в предметной области).

Или же в Англии учитывают отличие преподавателей с полной занятостью (full-time educators) от преподавателей с частичной занятостью (parttime educators). Они заключаются в исполнение ими педагогических функций. Так, педагоги с полной занятостью редко преподают, но по большей части составляют программы курсов и занимаются организацией процесса обучения и контролем качества преподавания, в то время как педсостав с частичной занятостью только преподают. Когда же их работа с полной занятостью мотивируется заработной платой, творческой автономностью и независимостью при создании курса и написании программы, то они (ППС) с частичной занятостью, помимо заработной платы, нацелены на совершенствование навыков технологий преподавания и повышение квалификации. Притом педсостав на добровольной основе

развивают свои потребности от преподавания своего мастерства (технологии) и от приносимой пользы потребителям (государству, собственникам) [19].

Научно-образовательные источники (издания) позволяют утверждать также, что многие зарубежные исследователи не считают работу в сфере дополнительного образования (обруслуг) переподготовки, поскольку понятие «профессия» включает в себя получение материальных (денежных) выгод за работу, а часть преподавателей дополнительного образования работают на добровольной основе (А.М. Митина). Этиже же позиции (суждения) мы видим и в следующей классификации ППС дополнительного образования взрослых, предложенной К. Дьюком это: оплачиваемые преподаватели с полной занятостью (full-time paid), оплачиваемые преподаватели с частичной занятостью (part-time paid) и преподаватели с частичной занятостью, работающие на добровольной основе (part-time voluntary) [19; 14, с. 124—128; 15, с. 57—59].

Представляет также определенный интерес в суждениях Малколма Ноулза, который выдвигает схожую классификацию, однако избегает термина «преподаватель» для добровольцев и временных работников в сфере дополнительного образования взрослых:

• преподаватели дополнительного образования взрослых; добровольные лидеры; лидеры с обязательствами преподавания взрослым, однако не являющиеся квалифицированными преподавателями (временные работники в сфере дополнительного образования взрослых; преподаватели, перешедшие из других профессий; начинающие преподаватели). А для другой категории обучающих (преподаватели — ППС) Б. Робинсон и К. Лэтчий вводят понятие «пара-профессионалов» — «группа преподавателей, предоставляющая квалифицированным преподавателям возможность сосредоточиться на более важных аспектах их работы и/или временно компенсирующая недостаток преподавателей» [16; 26; 30]. И в понятие «преподаватель дополнительного образования взрослых» включаются как добровольные работники, так и оплачиваемые преподаватели, среди которых есть па-рапрофессионалы (с частичной занятостью) и профессионалы (с полной занятостью), что сви-

детельствует о наличии возможности профессионального роста и совершенствования.

В итоге можно отметить, что в зарубежной системе уже сложилось понятие «педагог дополнительного образования взрослых», определены его функции и свои особенности специфическими качествами работ. Притом в России с этих позиций еще недостаточно изучены и система подготовки дополнительного образования ныне на стадии формирования (особенно с 2012 г. по настоящее время). В условиях быстрого развития рынка дополнительных образовательных услуг в России знакомство ППС с некоторыми научно-практическими и теоретическими положениями зарубежной практики с применением форм и содержания обучения (частичное заимствование) ППС за рубежом, критическое осмысление и применение лучших идей могли бы способствовать решению многих актуальных проблем дополнительного образования в России (в сфере обруслуг. При этом автор не сторонник идеализировать зарубежную педагогическую практику, Так как Россия (особенно в период СССР) была всесильным государством со своими технологическими достижениями. То есть как отмечают в своих трудах доктора юридических наук Ф.П. Васильев и Ю.Н. Старилов, что если Петр I развивал российскую обрполитику с помощью западных стран, то Екатерина II выдвигала свои требования и правила, что если мы хотим сильную Россию, то мы должны иметь свою науку и образование. Тем самым ныне мы видим то, что до 2015 года Россия излишне скопировала зарубежную образовательную систему, тем самым следует развить свои российские образовательные технологии.

Несомненно, параллельно надо отметить, что если ФЗ об образовании РФ закрепляет понятие дополнительного образования — что это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. И в целях обеспечения ее реализации Минобрнауки России издано приказ от 1.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным профессиональным программам»3 (с изм. 15.11.2013). Но притом с юридических позиций в России вопросы транспортного права еще недостаточно изучается в связи с тем, что в вузах МВД и Минтранса России еще отсутствует юридический предмет, (Минобрнаукой России не установлено) «Транспортное право» (в том числе диссертационное исследование).

Литература

1. Антропов Р.В. История развития юридического образования в Германии: сущность, модели и этапы эволюции — Режим доступу: http://www. e-notabene. ru/ hr/article_14496. htmlÉ.

2. Бережкова Н.Ф. Проблемы повышения профессионального уровня государственными гражданскими служащими Российской Федерации / Н.Ф. Бережкова. // Право и государство. 2006. № 2.

3. Васильев Ф.П., Большаков М.С. адъюнкт Академии управления МВД России Функционирование государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием. / Ежемес. жур. (ВАК) Административное право и процесс. М.: № 6 2010.

4. Васильев Ф.П., Булатова Л.А. заместитель директора по УВР МБ0У «СОШ № 11» г. Рубцовска Алтайского края. Дистанционное образование и особенности современного толкования его применения. М.: Журнал № 9 (189) 2012. Юридический мир, ИГ «Юрист».

5. Гурак Р.В. Юридична освта в Сполуче-них Штатах Америки. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://irbis-nbuv. gov. ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64. exe? C 21 COM= 2&I21DBN= UJRN&P21DBN= UJRN&IMA GEFILEDOWNL OAD=1 &Image_file_ name =PDF/ Pis_2015_2_3.

6. Дент М. О практике преподавания методом Сократа // Юрфак. 2003. № 14.

7. Духно Н.А., Васильев Ф.П., Корякин В.М. Современное толкование о транспортной безопасности в России и их административно-правовое

3 Доп. см. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме, направленные письмом Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06.

регулирование// Крымский научный вестник, № 5. 2015.

8. Захаров В.В., Ильина Т.Н. Юридическое образование в Великобритании: традиции и перспективы развития [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://cyberleninka. ru/ article/n/ yuridicheskoe-obrazovanie-v-veHkobritanii-traditsii-i-perspektivy-razvitiya.

9. Захаров В.В. Современные модели юридического образования: традиции и новации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10(47).

10. Вершловский С.Г. Вызовы научно-технической революции и образование // Новые знания. 2008. № 3.

11. Митина А.М. Дополнительное образование взрослых за рубежом: Концептуальное становление и развитие. М.: Наука, 2004.

12. Юридическое образование и этические нормы // Ежемес. жур. Алтайский юридический вестник № 2(2) г. Барнаул, 2013.

13. Бережкова Н.Ф., Бычков В.В., Васильев Ф.П., Миронов А.Н.Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений в области проведения экспертиз по гражданским, административным, уголовным делам в России и как их совершенствовать//Путь науки. 2016. № 1 (23).

14. Быкадорова В.А., Васильева Ф.П., Лятифо-вой Т.С. О необходимости изучения технических регламентов в вузах МВД России // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. Сборник трудов XXII Всероссийской научной конференции (29—30 мая 2013 г.).

15. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П., Мельников А.В., Ушаков С.Н. Технические регламенты: необходимость изучения в ведомственных вузах // Вестник Владимирского юридического института. Владимир: Изд-во ВЮИ ФСИН России, 2013, № 2 (27).

16. Васильев Ф.П., Николаев А.Г. Сущность и необходимость совершенствования обеспечения транспортной безопасности и вопросов образования в России и их административно-правовое регулирование // Международный научный журнал «Наука и Мир» (№ 5 (33), май) 2016 г.

17. Adult Education and Family Literacy Act of 1998. Washington, DC: U.S. Department of Education.

Retrieved January 7, 2008, from www.ed.gov/policy/ adulted/leg /legis.html

18. Crandall J.A., Ingersoll G, Lopez J. Adult ESL Teacher Credentialing and Certification. Center for Adult English Language Acquisition. Retrieved January, 2008 from attachment:/1/tchrcred.html

19. Jarvis Peter. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. Third Edition. RoutledgeFal-mer, NY, 2004.

20. Knowles M.S. The Adult Learner: a Neglected Species.Houston, TX:Gulf, 1990.

21. Massachusetts Department of Education. (n.d.). Adult (basic) education credential information by state. Boston, M.A: Author. Retrieved January 7, 2008, from www.doe.mass.edu/acls/abecert/abecred.xls

22. MerriamSh.B., CaffarellaR.Sh.,Baumgartner L. Learning in adulthood: a comprehensive guide. Jossey-Bass, 2007.

23. Mcnugh M., Gelatt J., & FixM. (2007). Adult English language instruction in the United States: Determining need and investing wisely. Washington, DC: Migration Policy Institute. Retrieved January 7, 2008, www.migrationpolicy.org/pubs/NCIIP English Instruction 073107.pdf

24. Peers Robert. Adult Education. Routledge, London, 2003.

25. Robinson B., Latchem Colin. Teacher Education through Open and Distance Learning: World review of Distance Education and Open Learning. RoutledgeFalmer, NY, 2002. Vol. 3.

26. Robinson B. Teacher Education through Open and Distance Learning / B. Robinson, C. Latchem // World review of Distance Education and Open Learning. RoutledgeFal-mer, NY, 2003. Vol. 3.

27. Smith K. Non-formal education// The informal education homepage, First listing: July 1996. Last update: February 05, 2009 // http://www.infed.org/ biblio/b-nonfor.htm/06.04.2009.

28. The Further Education Teachers' Continuing Professional Development and Registration (England) Regulations 2007. Retrieved June, 6th 2011 from.

29. Duke C. Adult Education: International Perspectives from China / C. Duke. Croom Helm, USA, 1987.

30. Brookfield S. Training Educators of Adults: The Theory and Practice of Graduate Adult Education / S. Brookfield. -Routledge London and New York, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.