Научная статья на тему 'Современные особенности осуществления государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности и их совершенствования'

Современные особенности осуществления государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности и их совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
979
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивакин В.И.

Несмотря на наличия различных социально-кризисного характера ситуаций как внутри России, так и вне Россия достаточно полно реагирует на вопросы обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Так, ныне на основе требований Президента и Правительства России Минтранс России определил перечень объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств I категории, на которых ведется дистанционное наблюдение за соблюдением требований в области транспортной безопасности с применением аудиои видеосистем. Всего в перечень вошли 14 аэропортов, 10 автовокзалов, 10 ж/д вокзалов, 6 объектов морского и внутреннего водного транспорта. Объекты категорируются исходя из степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства (далее АНВ) в их деятельность и возможных последствий такого акта. Первая категория самая значимая. И несомненно данное ведомство, являясь основным субъектом по регулированию жизнедеятельности всех объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) свои полномочия реализовывает взаимодействуя с МВД, ФСБ, Минобороны, МЧС и другими федеральными органами власти (и местными органами власти). В работе на основе анализа нормативно правовых актов показаны возможности совершенствования регулирования контрольных функций в области обеспечения транспортной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные особенности осуществления государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности и их совершенствования»

УДК 330.131.7:656.6

Ивакин В.И.

К.ю.н., доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право»,

Юридический институт МИИТ

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Несмотря на наличия различных социально-кризисного характера ситуаций как внутри России, так и вне Россия достаточно полно реагирует на вопросы обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Так, ныне на основе требований Президента и Правительства России Минтранс России определил перечень объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и транспортных средств I категории, на которых ведется дистанционное наблюдение за соблюдением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем. Всего в перечень вошли 14 аэропортов, 10 автовокзалов, 10 ж/д вокзалов, 6 объектов морского и внутреннего водного транспорта. Объекты категорируются исходя из степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства (далее — АНВ) в их деятельность и возможных последствий такого акта. Первая категория — самая значимая. И несомненно данное ведомство, являясь основным субъектом по регулированию жизнедеятельности всех объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) свои полномочия реализовывает взаимодействуя с МВД, ФСБ, Минобороны, МЧС и другими федеральными органами власти (и местными органами власти). В работе на основе анализа нормативно правовых актов показаны возможности совершенствования регулирования контрольных функций в области обеспечения транспортной безопасности.

Ключевые слова: государственный контроль, транспортная безопасность, полномочия органов исполнительной власти, объекты транспортной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 11.1 ФЗ «О транспортной безопасности» Правительство России Постановлением Правительства России от 4.10.2013 № 880 утверждается «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности» (с изменениями от 13.08.2014)1 (далее — Положение). В последующем, во исполнения данного постановления Минтрансом России издается приказ от 28.08.2014 № 234 «Об утверждении Перечня отнесенных к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на которых осуществляется дистанционное наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем»2.

Утверждённое Положение Правительством страны устанавливает порядок осуществления федерального госконтроля (надзора) в области транспортной безопасности (далее — ОТБ), направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками ОТИ обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными НПА РФ в ОТБ (далее соответственно — федеральный госконтроль (надзор), требования в ОТБ). Уполномоченным же федеральным органом является Ространснадзор и ее

1 СЗ РФ от 14.10.2013 № 41 ст. 5193.

2

Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2014 № 34114. Но при этом, в данном приказе не прослеживается о согласовании с МВД и ФСБ России перечини объектов, как было указано в требовании Постановлении Правительства издание приказа по согласовании ими.

территориальные органы. А федеральный госконтроль (надзор) осуществляется государственными транспортными инспекторами — должностными лицами Ространснадзора и ее территориальных органов (далее — гострансинспектор (ГТИ)). Предметом же осуществления федерального госконтроля (надзора) является исполнение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками ОТИ в процессе осуществления их деятельности требований в ОТБ. К отношениям, связанным с осуществлением федерального госконтроля (надзора), организацией и проведением проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), применяются положения «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ФЗ «О транспортной безопасности» (части 3-6 ст. 11.1). И ныне федеральный госконтроль (надзор) осуществляется посредством:

• организации и проведения проверок субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков ОТИ3, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок, при проведении которых допускается использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по ОТБ); • принятия Ространснадзором и ее территориальными органами предусмотренных ФЗ мер по пресечению, устранению последствий выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками ОТИ требований в ОТБ, анализа и прогнозирования исполнения требований в ОТБ.

В целях должного обеспечения безопасности (процессов жизнедеятельности) проводятся плановые и внеплановые выездные проверки с использованием тест-предметов и тест-объектов, предусмотренные Положением, проводятся органами госконтроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов ФСБ, ОВД или уполномоченных подразделений указанных органов в порядке, установленном Минтрансом России по согласованию с ФСБ и МВД России. Так, в данном случае следует учитывать Приказ МВД России от 1.04.2014 № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»4 (с изменениями от 17.03.2015) (далее — Инструкция). В котором определено порядок обследования сотрудниками ОВД (в основном осуществляют сотрудники полиции МВД России) помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Так, для принятия решения провести мероприятие сотрудник подразделения, уполномоченного на ОРД (уголовного розыска — УР), представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт. Приказом также определен более четкий состав указываемых в последнем сведений и подписанное распоряжение регистрируется в специальном журнале учета, а если обследование необходимо провести за пределами обслуживаемой органом территории, то предварительно нужно проинформировать начальника соответствующего органа (его заместителя). Кроме того, подробно определена процедура обследования. В ночное время оно допускается в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях

3

Имеется в виду — объектов транспортной инфраструктуры.

4 Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2014 г. № 32369).

(бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности России. Но, при этом, перед началом мероприятия представителю юрлица либо физлицу предъявляют для ознакомления распоряжение. Вручают копию. Предупреждают о применении технических средств (если они необходимы).

Положительным правовым аспектом в данном случае то, что в самостоятельный раздел помещены правила изъятия предметов и документов. Речь идет, в частности, о тех, которые имеют признаки подделки, а также о вещах, изъятых из гражданского оборота (об ограниченно оборотоспособных), находящихся у лиц без специального разрешения. Т.е. определены процессуальные особенности реализации административно-правового характера государственные правоприменительные процедуры. Одновременно закреплены положения о ведомственном контроле за соблюдением законности при проведении обследования.

Подобного характера конкретизированные требования мы можем заметить и в приказе Минтранса России от 25.09.2014 № 269 «Об утверждении Порядка проверки субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов»5. Так, при проведении проверок субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков ОТИ могут использоваться тест-предметы. Последние имитируют оружие, взрывчатые вещества и другие предметы, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности (т/безопасности) или ее часть. Также допускается задействовать тест-объекты. Это лица, изображающие нарушителей требований т/безопасности. Одновременно, урегулирована процедура таких проверок. Они проводятся Ространснадзором во взаимодействии с уполномоченными представителями органов ФСБ, ОВД. Плановые и внеплановые выездные проверки с использованием тест-предметов, тест-объектов проводятся по местонахождению ОТИ либо фактическому местонахождению транспортных средств. Цель — предупреждение, выявление и пресечение нарушений в ОТБ. Выездные проверки физлиц — субъектов т/инфраструктуры проводятся на основании поступления в орган контроля (надзора) обращений и заявлений граждан и организаций, информации от органов власти и МСУ, из СМИ о фактах возникновения угрозы совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса или нарушений требований т/безопасности либо совершение такого акта. Процесс проверки фиксируется средствами фотосъемки, видеосъемки. Прописан порядок оформления результатов проверки.

Полномочия вышеназванных субъектов проверки закреплены в утвержденном нормативном правовом акте (НПА) Правительством России — Положении. Так, при осуществлении федерального госконтроля (надзора) проводятся следующие мероприятия: • рассмотрение и анализ документов и материалов, характеризующих деятельность субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков ОТИ, обусловленную выполнением требований в ОТБ; • обследование ОТИ, в том числе строящихся, транспортных средств, перевозимых грузов на предмет соответствия требованиям в ОТБ; проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственных связей выявленного нарушения требований в ОТБ с фактами совершения АНВ; • систематическое наблюдение за исполнением требований в ОТБ, в том числе путем дистанционного наблюдения за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах с применением аудио- и видеосистем.

Дистанционное наблюдение за ОТБ, предусмотренное Положения, осуществляется на ОТИ и транспортных средствах, отнесенных в порядке, предусмотренном ФЗ «О транспортной

Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2015 № 36163.

безопасности» (ст. 6), к первой категории ОТИ и транспортных средств и включенных в перечень, утвержденный Минтрансом России по согласованию с МВД и ФСБ России и Минэкономразвития России6. А сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального госконтроля (надзора) устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства России от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

В процессе правоприменительной деятельности ГТИ при осуществлении федерального госконтроля (надзора) руководствуется Конституции РФ, ФКЗ, федеральными законами, НПА Президента и Правительства России международными договорами РФ, актами Минтранса и Ространснадзора, а также Положением.

А при осуществлении федерального госконтроля (надзора) ГТИ вправе:

- производить осмотр ОТИ, строящихся ОТИ, транспортных средств, перевозимых грузов на предмет выполнения требований в ОТБ, для чего имеет право беспрепятственно посещать служебные, производственные помещения, иные помещения и сооружения ОТИ, в том числе строящихся, транспортные средства субъектов транспортной инфраструктуры; запрашивать у субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков ОТИ необходимые для выполнения задач федерального госконтроля (надзора) документы и информацию;

- участвовать в проведении расследования происшествий (инцидентов), связанных с нарушением требований в области ОТБ; применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение, пресечение нарушений требований в ОТБ субъектами т/инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками ОТИ, и меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;

- составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать административные дела о правонарушении; осуществлять; проверку соблюдения правил проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, а также проверку порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств; иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, актами Президента и Правительства России.

Дополнительно см. Приказ МВД России, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от 23.06.2005 № 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 № 6842. Данным совместным НПА определены паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при их ввозе в Россию. Паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в ГИБДД, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства. При первичной регистрации в подразделениях Госавтоинспекции транспортных средств, паспорта на которые были выданы таможенными органами, собственниками или владельцами транспортных средств вместе с паспортом представляются его копия (ксерокопия), копия (ксерокопия) таможенной декларации, а при наличии факта оплаты физическим лицом таможенных платежей — указанный в паспорте таможенный приходный ордер и его копия (ксерокопия). На копии (ксерокопии) таможенной декларации должны быть указана дата ее изготовления и сделана запись о том, что подлинник декларации находится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым таможенным органом выданы паспорта. Устанавливаются особенности оформления паспортов таможенными органами. Приводятся новые образцы бланков паспорта транспортного средства и шасси транспортного средства.

В процессе осуществления федерального госконтроля (надзора) он несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него полномочий в соответствии с законодательством РФ. А его решения и действия (бездействие) при осуществлении федерального госконтроля (надзора) могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством РФ. Притом, информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов госнадзора в информационно-телекоммуникационной сети (ИТС) «Интернет» в соответствии с законодательством РФ.

Несомненно, субъектам, обладающим правом (обязанные) осуществления госнадзора (контроля), в процессе их осуществления следует учитывать НПА Президента и Правительства России а также Минтрнса России. Например, Указ Президента России от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»1. В частности, Правительством России на основе требований данного НПА разработано комплексная программа по обеспечению безопасности населения на транспорте. Что создание самой системы безопасности должно быть завершено к началу 2014 г. а оветственное ведомство — Минтранс России. Что фактически они были выпилены в течения 2014-2015 гг. В нстоящее времф продолжается (совершенствуется) по выявлению наиболее уязвимые ОТИ и оснащаются спецсредствами для борьбы с незаконным вмешательством. При этом, также органы власти и организации продолжают (усиливают) обеспечить техустройствами и каналами связи для сбора и распространения информации о возникновении (угрозе возникновения) ЧС и террористических актов.

В рамках исследуемого вопроса вполне уместно отметить, что в целях обеспечения должной безопасности (оборот, эксплуатация и безопасность граждан) Правительством России издается Постановление от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы»8. Что с 1.04.2013 все перевозчики обязаны оснастить принадлежащий им автотранспорт тахографами и эти устройства по существу обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения машины, режиме труда и отдыха водителей. Все требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля работы утверждает Минтранс России по согласованию с ФСБ и МВД России9.

Порядок установки тахографов Минтранс России определяет самостоятельно.

В изданном приказе Минтрансом России от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»10 (с изменениями от 17.12.2013) установлены категории и виды транспортных средств (ТС), оснащаемых тахографами. Это ТС для перевозки пассажиров с более чем 8 местами для сидения помимо места водителя (категории М2 и М3), а также ТС для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн (категории №2 и №3). Исключения — ТС категорий М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Сюда же входят автомобили, допущенные к международным перевозкам и оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей ТС, производящих международные автомобильные перевозки. Министертсвом установлены требования к тахографам и целью является — обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию этими устройствами информации о скорости и маршруте движения ТС, о режиме труда и

СЗ РФ 05.04.2010 № 14 ст. 1637. СЗ РФ 2012 № 48, ст. 6114.

Но, при этом в приказах не прослеживаются о согласовании. В частности с МВД России. Отсутствуют

исходные данные.

10 Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 № 31407.

отдыха водителей. Закреплены правила использования тахографов. Так, на ТС устанавливается, активизируется и используется 1 тахограф, данные о котором включены ФБУ «Росавтотранс» в перечень сведений о моделях этого оборудования. Утверждены правила обслуживания тахографов. Они регулируют деятельность мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в соответствующем перечне. Речь идет о следующих процедурах: активизация тахографа, блока СКЗИ, замена последнего, настройка (корректировка) установочных данных, техобслуживание, периодические проверки, ремонт тахографа, а также его замена в связи с поломкой или окончанием срока эксплуатации. Сюда же входит направление в ФБУ «Росавтотранс» информации о переданных и об утилизированных тахографах. Установлены правила контроля работы тахографов. За это отвечают мастерские и транспортные предприятия.

Безусловно, в области регулировании любой госполитики в основном присутсвуют )действуют) опреленные программв, планы, концепции, стратегии. Так и в нашем случае в рамках названного требования Президента России Правительством России издается Распоряжение от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии РФ»11 (ред. от 11.06.2014). В частности утверждена Транспортная стратегия страны на период до 2030 г. К основным проблемам транспортной отрасли относятся: износ объектов инфраструктуры; диспропорции в развитии транспорта (например, рост автомобилизации и отставание в развитии водного транспорта, различие в транспортной обеспеченности между Европейской частью России и районами Сибири и Дальнего Востока); недостаточная доступность транспортных услуг для населения; низкий уровень безопасности перевозок; негативное влияние транспорта на экологию. В связи с этим политика государства должна быть направлена на: формирование единого транспортного пространства; модернизацию транспортной системы и внедрение инноваций; обеспечение доступности, качества и конкурентоспособности транспортных услуг; повышение безопасности на транспорте; снижение вредного воздействия на окружающую среду. Транспортная стратегия включает два этапа. Во-первых, (до 2015 г.) планируется реализовать федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 гг.)», включающую 6 подпрограмм («Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация», «Развитие экспорта транспортных услуг»).. И по существу они за эти годы государством пересмотрены. Во-вторых, (2015-2030 гг.) будут реализованы федеральные целевые программы, рассчитанные на 5 лет. Предполагается: ликвидировать разрывы и «узкие места» в транспортной сети; повысить подвижность населения; снизить аварийность; увеличить экспорт транспортных услуг в 7,8 раза; уменьшить энергоемкость транспорта на 30 %; создать систему логистических центров; увеличить долю скоростных и высокоскоростных перевозок и принять иные меры. И в основном основным субъектом их реализации является Минтранс России, а также Росавтодор, Ространснадзор, Росавиация, Росморречфлот, Росжелдор и те субъекты (собственники — юридические лица и федеральные органы власти, имеющие свои ведомственные объекты транспортной инфраструктуры. Например, МВД и Минобороны России).

Продолжая рассматривать избранный актуальный вопрос, как отмечают в своих трудах ученые и практики, что транспортную безопасность как таковое обеспечивают не только Минтранс, ОВД или Росжелдор, но и представители общественных формирований (ДНД, различные комиссии т.д.). Или же за последние годы (2012-2015) изданы (пересмотрены) достаточное обилия НПА, которые способствуют регулировании деятельности вес категорий и видов объектов транспортной инфраструктуры. Но при этом надо отметить весьма значимый для сегодняшней времени НПА -Постановление Правительства России от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности ОТИ и транспортных средств и о порядке их объявления

СЗ РФ 15.12.2008, № 50, ст. 5977.

(установления)»12 (с изменениями от 30.12.2013). Так, для принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются 3 уровня безопасности ОТИ и транспортных средств. В частности:

Уровень № 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз. Данный уровень действует постоянно, если не объявлен иной.

Уровень № 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз.

Уровень № 3 — степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз.

Два последних уровня объявляются как в отношении одного, так и в отношении нескольких объектов. Они устанавливаются и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании решений об изменении степени угрозы совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса. Такие решения принимаются руководителями Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах РФ либо Министром транспорта и Министром внутренних дел РФ (уполномоченными ими лицами). И в данном случае существенную роль играют НПА Минтранса России, в частности приказы:

- от 8.02.2011 № 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и

13

транспортных средств морского и речного транспорта»13;

- от 8.02.2011 № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства»14;

- от 8.02.2011 № 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и транспортных средств воздушного транспорта»15;

от 21.02.2011 № 62 (с изм. от 10.10.2013) «Порядок установления количества категорий и критериев категорирования ОТИ и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности»16, т. е. Министерством установлены до 4х категорий ОТИ. А также и средств передвижения в порядке убывания их значимости: первая, вторая, третья, четвертая. В данном случае имеется в виду автомобильные, воздушные, городские наземные электрические, железнодорожные, морские и речные транспортные объекты и метрополитена и объекты дорожного хозяйства. Критерием же отнесения к той или иной категории является степень угрозы совершения АНВ (далее — АНВ). Она определяется на основании статданных о количестве произошедших и предотвращенных АНВ в России за год до категорирования. Также это предполагаемые последствия совершения АНВ. Они рассчитываются исходя из количества возможных погибших или получивших вред здоровью людей, ущерба окружающей природной среде и материального. Категория присваивается в зависимости от наивысшего количественного показателя любого из названных критериев. Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности должен сообщить субъекту транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее установленной категории. Срок — до 15 рабочих дней.

В итоге, как ныне отмечают в своих различных фундаментальных трудах Н.А. Духно, Н.Ф. Бережкова, Ф.П. Васильев, В.А. Быкадоров, А.М. Карякин, А.Н. Миронов и др., что вопросы транспортной и иных видов безопасности в основном обеспечиваются через

12 СЗ РФ от 15 декабря 2008 г. № 50 ст. 5964.

13 Зарегистрирован в Минюсте России 2 марта 2011 г. № 19982.

14 Зарегистрирован в Минюсте России 2 марта 2011 г. № 19981.

15 Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 марта 2011 г. № 19978.

Зарегистрировано в Минюсте России 16 марта 2011 г. № 20150. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 11 апреля 2011 г. № 15. Зарегистрировано в Минюсте России

16 марта 2011 г. № 20150.

административно-технические регламенты, что нельзя отвергать эти уместные научно-практические позиции авторов. Тем самым параллельно мы видим и современный уровень (мер), особенностей осуществления (обеспечения) государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности и их совершенствования.

В итоге, современный уровень обеспечения транспортной безопасности — это специфические особенности деятельности субъектов государственного управления (ответственных лиц, собственников) через осуществления государственного контроля (надзора) и реализации правоприменительных (профилактических) полномочий. Направленные на защиту законных интересов и безопасности всех участников правоотношения.

Литература

1. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Николаев А.Г., Ускова А.С., Дембицкая И.Л., Лятифова Т.С. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// Вестник Московского университета МВД России № 5 — 2014 г. С. 146153.

2. Васильев Ф.П., Николаев А.Г. Правовое регулирование проведения служебных проверок в стстеме органов внутренних дел в Российской Федерации и их особенности // Вестник Московского университета МВД России № 4 — 2015 г. С. 184-188.

3. Васильев Ф.П. Духно Н.А. Правовое положение Ространснадзора в области обеспечения безопасности на современном этапе //Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 1 (сентябрь), 2015

4. Васильев, Ф. П. Духно Н.А. Корякин В.М. Современное толкование о транспортной безопасности в России и ее административно-правовое регулирование //Крымский научный вестник. — 2015. — № 5.

5. Духно Н.А., Васильев Ф.П. Вопросы нормативного регулирования разработки и применения технических регламентов в Российской Федерации// Крымский научный вестник. — № 4 — 2015 г., Том 3. «Юридические науки», с. 38-57. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/DuhnoNA-VasilievFP.pdf

6. Духно Н. А., Васильев Ф.П. Паспортизация объектов как способ установления стандартов безопасности и их обеспечения// Таврический научный обозреватель (сентябрь), (окт.) 2015 № 2.

7. Духно Н. А., Васильев Ф. П. Современные особенности административно-правового регулирования проведения технического осмотра транспортных средств в России (из серии: транспортная безопасность) //Таврический научный обозреватель. — С. 31.

8. Васильев Ф.П., Емельянова А.Н. Предоставление госуслуги Росавтодором по утверждению результатов оценки уязимости объектов объектов транспортной инфраструктуры и транспорттных средств // Сборник научных трудов. Выпуск № 3-2014 г. Академии СК России «Расследование преступлений проблемы и пути их решения». М. 2014. С.113-118.

9. Бережкова Н.Ф. Совершенствование административно-правовых норм современной России. // Административное право и процесс № 7 2012. С. 67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.