Приглашаем к дискуссии
Invite to discussion
УДК 342,9; 378 © Ф. П. Васильев, В. Ф. Шкирков, Н. Ф. Бережкова, Д. В. Вечерникова, А. Л. Дрондин DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11017
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Совершенствование процесса правового образования и воспитания сотрудников правоохранительных органов и обеспечение безопасности
и правопорядка
Васильев Федор Петрович \
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ, член Российской академии юридических наук.
Е-mail: vasilev! [email protected]
Шкирков Владимир Федорович 2,
кандидат педагогических наук, начальник суворовского военного училища. E-mail: [email protected]
Бережкова Надежда Федоровна 3,
юрист первого класса, помощник прокурора. E-mail: [email protected] Вечерникова Дина Васильевна 4,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин.
E-mail: [email protected]
Дрондин Александр Леонидович 5,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента.
E-mail: [email protected]
1Академия управления МВД России, Москва, 125171, Россия 2 Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Минобороны России, Ульяновск, 432071, Россия 3 Прокуратура Ленинского района, Ульяновск, 432030, Россия 4 Краснодарский университет МВД России, Краснодар, 350005, Россия 5 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, 105318, Россия
Аннотация
Введение. Вопросы правового образования, правосознания граждан и патриотического воспитания особенно актуальны. Их совершенствование необходимо в целях обеспечения на должном уровне национальной безопасности страны. Укрепление международного положения России невозможно без формирования и развития правовой образованности, а также пересмотра функций и задач правоохранительных органов (в том числе и создания субъекта в области обеспечения транспортной технической безопасности).
Материалы, результаты и обсуждения. Внутриорганизационная деятельность правоохранительных органов, имеющих в своем ведомстве научные образовательные организации, нуждается в развитии и совершенствовании. Законодательно установлена обязательность изучения определенных специальных предметов, но не предусмотрены такие дисциплины, как «Транспортное право», «Безопасность жизнедеятельности», «Транспортно-техническая безопасность». Аргументируется целесообразность разработки соответствующих «букварей правоведения» и обязательного изучения дисциплин правоведения и основ безопасности как в общеобразовательных, так и в ведомственных организациях.
Выводы. Требует совершенствования система образования в целом с учетом особенностей деятельности правоохранительных органов, подготовки с ранних стадий формирования личности, через развитие кадетско-суворовских организаций. Одним из способов является пересмотр и разработка нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов и их территориальных подразделений, служб.
Ключевые слова: «букварь правоведения»; воспитание; отечество; образование; образовательная программа; образовательная организация; патриотизм; право; сознание; честь.
Для цитирования: Васильев Ф. П, Шкирков В. Ф., Бережкова Н. Ф., Вечерникова Д. В., Дрондин А. Л. Совершенствование процесса правового образования и воспитания сотрудников правоохранительных органов и обеспечение безопасности и правопорядка // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 118-123. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11017
Основные положения:
1. В условиях наличия угроз национальной личной безопасности качественное обеспечение правопорядка правоохранительными органами зависит от уровня правового образования и воспитания сотрудников.
2. Требуется совершенствование системы образования в правоохранительных органах, в том числе пересмотр учебных дисциплин (технологий) с учетом особенностей деятельности правоохранительных органов, их подготовки с ранних стадий формирования личности в кадетско-суворовских организациях. Одним из направлений оптимизации деятельности правоохранительных органов является, прежде всего, пересмотр и разработка соответствующих нормативных правовых актов.
Введение. В настоящее время обострилась проблема необходимости устранения правовых пробелов регламентирования деятельности федеральных органов власти, имеющих непосредственное отношение к образовательным вопросам, а также изучения таких специальных предметов в сфере начального профессионального образования, как «Правоведение», «Безопасность жизнедеятельности», «Транспортная безопасность» и др.
От уровня образовательной системы, патриотического и правового воспитания, правовой грамотности во многом зависит будущее Российского государства. Образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.
Правовое государство и гражданское общество России должно развиваться на международном уровне в соответствии с требованиями стандартов (ФГОС) цивилизованного общества [1; 2; 3; 4]. Первоначальное профессиональное образование способствует закладке и дальнейшему формированию у человека (гражданина) правового сознания и правовой грамотности.
Образование, профессиональная подготовка, этические нормы, патриотическое воспитание и исполнение государственных функций, соблюдение и развитие народных традиций, государственных и ведомственных ритуалов взаимосвязаны. Эти и другие особенности обсуждаются в современных научных трудах [5; 6; 7; 8; 9; 10].
Президентом РФ были определены основные направления политики государства в сфере развития правового образования, правовой грамотности и правосознания граждан, закреплены принципы, основные направления и цели государственной политики страны в сфере совершенствования правовой культуры населения '.
Развитие правового государства и укрепление национального согласия в России невозможно без правовой образованности, культуры, следования этическим нормам, традиций безусловного соблюдения закона, правопорядка, добросовестности как преобладающей модели социального поведения. Именно образовательные учреждения, осуществляющие первоначальную профессиональную подготовку, являются резервом будущих защитников Отечества и служащих для силовых структур.
Правовые нормы, закрепленные в приказах МВД России и Минобороны России 1 2, способствуют практической реализации совершенствования системы образования в стране.
Вопросы, регулирующие государственную образовательную политику и научно-педагогическую деятельность, должны изучаться во всех сферах образования, на всех его ступенях.
Правовое воспитание (образование) берет начало в семье и в детских дошкольных и начальных образовательных организациях. Вместе с тем пока не разработаны основные понятия или так называемый «букварь правоведения», не определены критерии оценки процесса обучения (воспитания).
Образование не должно существовать самостоятельно, в отрыве от права и правового сознания. Процесс формирования личности осуществляется посредством воспитательных и патриотическо-образовательных мер 3. Такие меры должны иметь отношение не только к педагогу-воспитателю, но и к слушателям, курсантам. Вместе с тем внутриорганизационная деятельность Министерства просвещения РФ или другого федерального органа исполнительной власти (субъекта управления), имеющего в своем ведомстве научные образовательные организации (МВД, Минтранс, ФСИН России и т. д.), нуждается в определенных общественно-процессуальных правилах, касающихся регулирования образовательных вопросов субъектов их применения [10; 11].
Современная образовательно-воспитательная политика рассматривается в юридической и других науках, что способствует развитию общественного правосознания.
Как отмечает С. Н. Емельянов, ныне существуют проблемные аспекты в области образовательной политики России и с точек зрения международных образовательных стандартов [12].
Материалы, результаты и обсуждения. Согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 24 мая 2013 г. № 437 был утверж-
1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ от 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Рос. газета. 2011. 14 июля.
2 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Минобороны России, и приема в указанные образовательные организации : приказ Минобороны России от 21 июля 2014 г. № 515 ; Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.09.2018).
3 Об утверждении государственной программы «Развитие образования» : постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ден перечень специальностей, по которым государственными образовательными организациями осуществляются образовательные программы среднего профобразования в сферах обороны, внутренних дел, деятельности Росгвар-дии, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства, производства продукции по оборонному заказу. Данный документ устанавливает обязательность изучения определенных специальных предметов в ведомственных образовательных организациях, в том числе в области правоведения, безопасности жизнедеятельности и др. В целом они направлены на формирование правовой культуры, правосознания, правового воспитания. В приказе Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. 4 № 870 отсутствуют термины «правовое образование», «правовое воспитание», поэтому нельзя утверждать, что он способствует разрешению современных проблем правосознания и правового воспитания. Такое положение недопустимо, когда речь идет о формировании личности в правовом государстве. По нашему мнению, необходимо развитие следующих направлений: введение в образовательную (производственно-служебную) деятельность предмета «Безопасность жизнедеятельности» как обязательной дисциплины; изучение транспортно-технической безопасности (в связи с расширением возможностей использования техники в современной жизни); совершенствование научно-образовательной, патриотической, воспитательной и образовательной деятельности в России и др.
Правовое воспитание должно стать необходимым условием динамичного развития каждого современного человека. Правовое воспитание — сложный процесс, который направлен на решение насущных задач, стоящих перед российским гражданским обществом. Среди них следует выделить: формирование высокого уровня правосознания, развитие в личности таких качеств, как патриотизм — служение Отечеству; правильное понимание обеспечения безопасности, строгого и постоянного соблюдения в личной, коллективной и общественной безопасности в России; формирование культуры личности в сфере права как производной составляющей правосознания; воспитание чувства ответственности граждан, строгого соблюдения правовых норм, осознание важности правопорядка, убежденности в правильности и справедливости правовых предписаний и привычки к правопослушному поведению.
Перечисленные качества должны закладываться в процессе как образовательной деятельности индивидуума (через изучение специальных предметов), так и закрепления профессионально-квалификационных требований по месту трудовой (служебной) деятельности гражданина.
Изучение специальных предметов позволяет обеспечить реализацию норм Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики
правонарушений в Российской Федерации», где, в частности, были закреплены основные направления профилактики правонарушений, а именно: повышение грамотности в сфере права; развитие правосознания граждан; профилактические мероприятия и учет лиц, склонных к совершению правонарушений; ликвидация и минимизация последствий ЧС природного и техногенного характера; профилактика безнадзорности и беспризорности правонарушений, совершаемых детьми; превентивная направленность незаконной миграции, коррупционных правонарушений, выявление и устранение причин и условий их возникновения. В качестве профилактических мероприятий законодатель также определил обеспечение общественной безопасности, защиту и охрану частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, экономической, экологической, пожарной безопасности и др. Их реализация осуществляется посредством развития механизмов результативного взаимодействия между субъектами, осуществляющими профилактику правонарушений, обнаружения, прогнозирования и оценки правонарушений, правовой регламентации профилактики правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению и совершению правонарушений. Данные меры профилактики в пределах установленной компетенции уполномочены применять должностные лица органов прокуратуры РФ, следственных органов СК России, ОВД, Росгвардии, органов ФСБ, органов уголовно-исполнительной системы (ФСИН) и др.
Вопросы развития и совершенствования правовой культуры в сфере образования сегодня особенно актуальны. Именно они способствуют дальнейшему развитию страны не только на внутреннем, но и на международном уровне. Технологии правовой культуры необходимы как основные способы прогрессивного развития правового государства.
Современную образовательную технологию в стране, качественное изучение того или иного предмета можно развивать только при отсутствии правовых пробелов законодательного регулирования деятельности федеральных органов, имеющих непосредственное отношение к сфере образования. По нашему мнению, надлежит пересмотреть нормативные правовые акты Минпросвещения России и Минобрнауки России в части, касающейся изучения предметов «Безопасность жизнедеятельности», «Транспортнотехническая безопасность», «Транспортное право» и «Правоведение» во всех вузах правоохранительной системы.
Безусловно, изучение дополнительных предметов (дисциплин) в области обеспечения безопасности, как отмечает В. А. Павлова [2; 3], должно проходить с учетом зарубежной практики и взаимодействия с соответствующими международными организациями (Интерпол, Голубые каски), а также отечественных и зарубежных научно-практических разработок [13-18].
4 Об утверждении Порядка формирования Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования : приказ Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. № 870. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Кроме того, назрела необходимость создания профилирующего ведомства в сфере контроля за образованием в правоохранительных органах, как, например, Министерство транспортно-технической безопасности в ведении Президента РФ, и совершенствования вопросов взаимодействия. К данному ведомству должны относиться не только кадетско-суворовские образовательные организации, но и высшие образовательные учреждения.
Проведенный анализ различных нормативных актов, а также обмен мнениями с сотрудниками практических органов в процессе участия избирательных кампаний (2017-2018 гг.), практическая, научно-исследовательская и научно-педагогическая деятельность, дискуссии на различных научных форумах привели к выводу, что для обеспечения единой координации деятельности правоохранительных органов целесообразно издание ряда указов Президентом РФ, в частности «Особенности организации и совершенствования деятельности правоохранительных органов Российской Федерации» с утверждением этим же указом Положения об организации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. Кроме того, надлежит преобразовать Министерство транспортно-технической безопасности РФ и утвердить положение о данном министерстве (правоохранительном органе), которое должно находиться в ведении Президента РФ как федеральный орган исполнительной власти в сфере регулирования обеспечения (профилактики) транспортно-технической безопасности, в том числе контрольно-надзорных полномочий, функций дознания и предварительного расследования, предоставления права вести оперативно-розыскную деятельность.
Указанные меры позволят усовершенствовать процесс изучения таких новых дисциплин в системе правоохранительных органов, как:
— «Транспортно-техническая безопасность» (обязательное изучение технических регламентов с юридических точек зрения);
— «Транспортное право» (обязательное изучение во всех вузах, так как объекты транспортной инфраструктуры являются объектами повышенной опасности);
— «Безопасность жизнедеятельности» с учетом ведомственных образовательных требований на различных этапах. Должны предусматриваться первоначальная подготовка, высшие и средние специальные курсы, сборы, курсы повышения квалификации и служебной подготовки.
Изложенное требует также совершенствования взаимодействия как между самими правоохранительными органами, так и с государственными органами управления (исполнительной власти), научно-исследовательскими и образовательными организациями, общественными формированиями и гражданами.
Выводы
1. Анализ функций и задач правоохранительных органов за последние годы (2014-2018 гг.) требует совершенствования системы образования (пересмотра учебных дисциплин, предметов и т. д.) в целом с учетом особенностей деятельности правоохранительных органов, подготовки с ранних стадий формирования личности, через развитие кадетско-суворовских организаций.
2. Одним из способов совершенствования организации, координации и направления деятельности правоохранительных органов является пересмотр и разработка нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов и их территориальных подразделений, служб.
Список литературы
1. Духно Н. А., Корякин В. М. Теория транспортного права : монография. М., 2016. 288 с.
2. Павлова В. Обеспечение профилактики правонарушений в России как необходимость совершенствования дополнительного профессионального образования в сфере транспорта // Финансовая экономика. 2018. № 4, ч. 4. С. 443-447.
3. Павлова В. А. Значимость изучения зарубежной практики в области оказания образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 12-16.
4. Булатова Л. А., Васильев Ф. П. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России // Административное право и процесс. 2013. № 4. С. 36-38.
5. Бережкова Н. Ф. Современные этические требования к сотрудникам полиции России // Административное право и процесс. 2013. № 3. С. 61-62.
6. Емельянов С. Н. О неотложных мерах по повышению эффективности и качества подготовки научно-педагогических кадров в образовательных (научно-исследовательских) учреждениях, подведомственных ФСИН России // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 2(11). С. 6-7.
7. Анохина С. Ю., Васильев Ф. П., Дембицкая И. Л., Лятифова Т. С. Осуществление государственных надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 146-152.
8. Васильев Ф. П., Шкирков В. Ф. Росгвардия в обеспечении безопасности и профилактики правонарушений в России и их совершенствование // Евразийский союз ученых (ЕСУ). 2018. № 7(52), 3 ч. С. 42-47.
9. Васильев Ф. П., Духно Н. А., Корякин В. М. Современное толкование транспортной безопасности в России и их административно-правовое регулирование // Крымский научный вестник. 2015. № 5. С. 34-37.
10. Васильев Ф. П., Дрондин А. Л., Вечерникова Д. В. К вопросу о необходимости совершенствования современной российской образовательной системы (технологий // Общество и право. 2018. № 1(63). С. 115-121.
11. Емельянов С. Н. Проблемы повышения качества высшего профессионального образования в условиях интеграции с европейским образовательным пространством // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 1(10). С. 4-6.
12. Роберт Бакли, Джим Кэйпл. Теория и практика тренинга. СПб., 2002. 352 с.
13. ФиценсЖак (Jac Fitzenz). Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость // Кадры. 2009. № 3. С. 24-27.
14. Шубина Л. В. Отчет о прохождении стажировки в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (г. Дарэм) с 7 по 20 мая 2006 года и Королевстве Нидерландов (г. Маастрихт) с 20 по 27 мая 2006 года по теме «Принципы управления процессом формирования бюджетных расходов государственными органами в условиях смешанной экономики» // Гос. служба. 2006. № 8. С. 24-25.
15. Захаров В. В. Современные модели юридического образования: традиции и новации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10(47). С. 34-36.
16. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. Third Edition. RoutledgeFal-mer, New York, 2004. Рр. 45-48.
17. Jarvis P. Erwachsenenbildung und lebenslanges Lernen: Theorie und Praxis. Dritte Auflage. RoutledgeFal-Mer, New York, 2004. 108 р.
18. Dunlop I. Arbeitsbeziehungen Systeme. New York, 1958. 142 р.
Поступила 26.06.2018
UDC 342,9; 378 © F. P. Vasilyev, V. F. Shkirkov, N. F. Berezhkova, D. V. Vechernikova, A. L. Drondin
DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11017
13.00.08 Theory and Methodology of Professional Education
Enhancement of the Process of Legal Education and Upbringing of Officers of Law-Enforcement Bodies and Safety and Security Management
Fedor P. Vasilyev \
Doctor of Sciences (Law), professor, Chief Research Scientist of Research Centre, Member of the Russian Law Academy.
Е-mail: [email protected]
Vladimir F. Shkirkov 2,
Candidate of Sciences (Pedagogy), Chief of the Suvorov Military School. Е-mail: [email protected]
Nadezhda F. Berezhkova 3,
First Class Lawyer, Prosecutor Assistant. Е-mail: [email protected] Dina V. Vechernikova 4,
Candidate of Sciences (Law), senior lecturer at the department of Special Subjects. Е-mail: [email protected]
Alexander L. Drondin 5,
Candidate of Sciences (Pedagogy). E-mail: [email protected]
1 the Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs, Moscow, 125171, Russia 2 Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the Russian Ministry of Defense, Ulyanovsk, 432071, Russia 3 Prosecutor's Office of the Lenin District, Ulyanovsk, 432030, Russia 4 Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Krasnodar, 350005, Russia 5 Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, 105318, Russia
Abstract
Introduction. The issues of legal education, legal awareness of citizens and enhancement of patriotic upbringing are particularly topical. Their improvement is necessary for the purposes of national security protection at an adequate level. Strengthening of the international standing of Russia is impossible without formation and development of legal education and the revision of functions and tasks of law-enforcement bodies (among them creation of a subject in the sphere of transportation security provision).
Materials, Results of the Survey and Discussion. Corporate activity of law-enforcement bodies including scientific educational organizations needs development and enhancement. Necessity of studying certain special subjects is statutorily prescribed but such subjects as "Transport Law", "Health and Safety", "Transport and Technical Safety" are unauthorized. Advisability of the elaboration of the corresponding "ABC-books of law science" and obligatory studies of legal science and safety basics both at comprehensive and departmental organizations are argued.
Conclusions. It is required to improve the whole educational system in view of peculiar features of the activity of law-enforcement bodies, training beginning with the early stages of personality formation by means of the development of cadet and suvorov organizations. One of the ways in this respect is the review and formulation of normative legal acts regulating the activity of law-enforcement bodies and their territorial units and services.
Keywords: "ABC-books of law science"; upbringing; Motherland; education, educational program; educational organization; patriotism; law; awareness; honour.
Citation: Vasilyev F. P, Shkirkov V. F., Berezhkova N. F.,Vechernikova D. V., Drondin A. L. Enhancement of the Process of Legal Education and Upbringing of Officers of Law-Enforcement Bodies and Safety and Security Management. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 1(76). 2019. Pp. 118-123 . DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11017
References.
1. Dukhno N. A., Koryakin V. M. The Theory of Transport Law: Monograph. Moscow, 2016. 288 p. (In Russ.)
2. Pavlova V. A. Provision of Crime Prevention in Russia as a Necessity of Enhancement of Additional Professional Education in Transportation Sphere. Financial Economy. 2018. No. 4. Part 4. Pp. 443-447. (In Russ.)
3. Pavlova V. A. The Significance of Studying Foreign Practice in the Sphere of Rendering Educational Services in the System of Additional Professional Education. Bulletin of Economic Security. 2018. No. 2. Pp. 12-16. (In Russ.)
4. Bulatova L. A., Vasilyev F. P. Modern Legal Education as a Necessary Factor in the Educational Policy of Russia. Administrative Law and Procedure. 2013. No. 4. Pp. 36-38 (In Russ.)
5. Berezhkova N. F Modern Ethic Requirements to Russian Police Officers. Administrative Law and Procedure. 2013. No. 3. Pp. 61-62. (In Russ.)
6. Yemelyanov S. N. About Urgent Measures for Improvement of Efficiency and Quality of Training Scientific and Pedagogical Staff at the Educational (Research) Institutions Subordinate to the Federal Penal Service of Russia. Bulletin of the Vladimir Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2009. No. 2 (11). Pp. 6-7. (In Russ.)
7. Anokhina S. Yu., Vasilyev F. P., Dembitskaya I. L., Lyatifova T. S. Exercise of Supervisory and Control Functions in Russia and Their Scientific and Theoretical Interpretation in the Administrative Law in Modern Times. Bulletin of the Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2014. No. 5. Pp. 146-152. (In Russ.)
8. Vasilyev F. P., Shkirkov V. F. Federal National Guard Troops Service in Security Protection and Prevention of Offences in Russia and Their Improvement. Eurasian union of scientists (EUS). 2018. No. 7(52). Part 3. Pp. 42-47. (In Russ.)
9. Vasilyev F. P., Dukhno N. A., Koryakin V. M. Modern Interpretation of Transport Security in Russia and Its Administrative and Legal Regulation. Crimean Scientific Bulletin. 2015. No. 5. Pp. 34-37. (In Russ.)
10. Vasilyev F. P., Drondin A. L., Vechernikova D. V. True of the Necessity of Improvement of a Modern Russian Educational System (Techniques). Society and Law. 2018. No. 1(63). Pp. 115-121. (In Russ.)
11. Yemelyanov S. N. The Issues of Enhancement of Higher Professional Education in the Context of Integration With European Educational Space. Bulletin of the Vladimir Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2009. No. 1(10). Pp. 4-6. (In Russ.)
12. Robert Buckley, Jim Caple. The Theory and Practice of Training. St. Petersburg, 2002. 352 p. (In Russ.)
13. Fitsens Zhak (Jac Fitzenz). Human Capital Assets: How to Measure It and Raise Its Cost. Manpower. 2009. No. 3. Pp. 24-27. (In Russ.)
14. Shubina L. V. Report on the Internship in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (Durham) from the 7th till the 20th of May, 2006 and in the Kingdom of the Netherlands (Maastricht) from the 20th till the 27th of May, 2006 on the Theme “The Principles of Control of the Process of Formation of Budget Expenditures by Government Bodies Under the Conditions of Mixed Economy ”. Public Service. 2006. No. 8. Pp. 24-25. (In Russ.)
15. Zakharov V. V. Modern Models of Legal Education: Traditions and Innovations. Topical Issues of the Russian Law. 2014. No. 10(47). Pp. 34-36. (In Russ.)
16. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. Third Edition. Routledge Fal-mer, New York, 2004. Рр. 45-48.
17. Jarvis P. Erwachsenenbildung und lebenslanges Lernen: Theorie und Praxis. Dritte Auflage. RoutledgeFal-Mer, New York, 2004. 108 p.
18. Dunlop I. Arbeitsbeziehungen Systeme. New York, 1958. 142 p.
Submitted 26.06.2018