уровень. В результате исследования было выявлено, что специалисты по работе с одаренными склонны оценивать учащихся выше, чем учителя. Первые концентрируют внимание на сильных сторонах учащихся, вторые - более внимательны к их недостаткам. Не активные на занятиях учащиеся классифицируются учителями как «неуспевающие» и не выдвигаются для участия в специальных программах, несмотря на высокие достижения в определенной области знаний [5].
Подводя итоги по вышеизложенному, можно сказать, что современное состояние проблемы диагностики одаренности учащихся в средней школе США требует от учителей дополнительной подготовки, осознания и преодоления существующих половых и поведенческих стереотипов по отношению к одаренным учащимся. Однако обращение к американскому опыту, с учетом указанных выше недостатков и национально-региональной специфики, может иметь определенное значение для развития отечественной педагогики и школы.
литература
1. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 390 с.
2. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская. М. : Мол. гвардия, 1997. 416 с.
3. Azpeitia L., Rocamora M. Misdiagnosis of the Gifted // Mensa Bulletin. 1994. № 11. P. 1 - 6.
4. Galbraith M., Delisle J. Gifted Kids Survival. Minneapolis : Free Spirit Publishing, 1996. 296 p.
5. Powell T., Siegle D. Teacher Bias in Identifying Gifted and Talented Students // The National Research Centre in the Gifted and Talented, 2000.
Barriers in proper diagnostics of intellectual endowments of school children (USA experience)
There is given the analysis of the most widespread barriers in the diagnostics of gifted pupils in the USA secondary schools. There is revealed the discrepancy in interpreting the notion "endowments ” and characteristics of the gifted behavior; generalized the social and pedagogical, national, ethnic and gender stereotypes. There is noted at the necessity of improving modern diagnosis methods and additional teacher training on the given issue.
Key words: gifted children, barriers in the diagnostics, secondary school, foreign pedagogy.
и.А. тиКуШинА
(волгоград)
система подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых в великобритании
Характеризуется сам преподаватель дополнительного образования взрослых, описываются его функции, приводятся законодательные документы, регулирующие его подготовку, указываются институты, виды и формы подготовки.
Ключевые слова: преподаватель дополнительного образования, непрерывное образование, образование взрослых, подготовка преподавателя, функции преподавателя.
С появлением концепции непрерывного образования происходят переосмысление и расширение роли преподавателя в учебном процессе в связи с различными целевыми и ценностными ориентациями и возрастными возможностями человека. Непрерывное образование ставит перед преподавателем дополнительного образования задачу построения учебного процесса и планирования конкретного занятия с учетом многих факторов, таких как особенности и интересы учащихся определенного возраста, цели обучения, потребности слушателя и др. В связи с этим усиливается внимание к изучению международного опыта в сфере подготовки преподавателей дополнительного образования. Обращение к опыту подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых в Великобритании является наиболее продуктивным, поскольку эта страна известна своими достижениями в этой области [1; 3; 8; 10; 11], а сама система подготовки преподавателей наиболее успешно функционирует и постоянно совершенствуется.
Проанализировав разные подходы к пониманию дополнительного образования взрослых в Великобритании [3; 10; 8; 11], можно заключить, что преподаватель в данной системе - это педагог, работающий в сфере пост-первоначального образования, реализующий процесс обучения взрослых на основе профессионально-ориентированных образовательных программ продвинутого уровня, по-
© Тикушина И.А., 2010
знавательных программ гуманитарного образования (обучение как хобби) и образовательных программ по ликвидации неграмотности взрослого населения в малообеспеченных районах или странах третьего мира, учитывающий при планировании учебного процесса интересы, потребности и возрастные особенности слушателей, их жизненный опыт, мотивацию на обучение, совмещение обучения с работой или пенсионным возрастом и наличие основного образования, использующий педагогические технологии и методики, развивающие личность слушателя, повышающие его культурный, интеллектуальный и профессиональный уровни.
В Великобритании разработана достойная внимания система подготовки преподавателей дополнительного образования и контроля качества их работы. Проведенный в ходе нашего исследования анализ показывает, что британская система соответствует следующим мировым стандартам и тенденциям в области непрерывного образования [7, с. 3]:
1) усиление централизации и контроля со стороны государства для повышения качества предоставляемого образования;
2) рост значимости и поиск новых возможностей применения информационных и коммуникационных технологий в образовании;
3) постоянное реформирование образования и появление национальных стандартов подготовки, сертификации и повышения квалификации преподавателей;
4) переход от образовательной модели передачи знаний от преподавателя к студенту к конструктивистской модели, где обучающиеся становятся независимыми и самостоятельными в обучении, приобретают необходимые для жизни навыки критического мышления;
5) определение качества и эффективности образовательной модели по результатам обучения.
Качественно новым уровнем в подготовке преподавателей дополнительного образования взрослых явилось создание в результате образовательных реформ 2001-го, 2007 - 2008 гг. Устава Англии по квалификациям преподавателей дальнейшего образования взрослых, регулирующего работу, подготовку и повышение квалификации преподавателей в этой области (The Further Education Teachers’ Qualifications (England) Regulations, 2007). Данный Устав обеспечил контроль подготовки преподавателей со стороны государства и определил необходимость постоянного самосовер-
шенствования и повышения квалификации. В соответствии с этим Уставом существуют два статуса преподавателей дополнительного образования взрослых: начинающий (associate) и действительный (full), которые отличаются не количеством часов (работа на половину или на полную ставку) и не местом работы (по совместительству или основное), а объемом преподавательских обязанностей и преподавательского опыта, степенью понимания и возможностями изменения учебного плана, а также стратегиями «приведения его в действие» [3, с. 166 - 167; 9]. Преподавателям дополнительного образования взрослых необходимо получить лицензию и пройти обучение по одной из следующих программ:
1) «Обучение и навыки квалифицированного преподавателя» (Qualified Teacher Learning and Skills, QTLS) с получением диплома для преподавания в секторе непрерывного образования для действительного преподавателя;
2) «обучение и навыки начинающего преподавателя» (Associate Teacher Learning and Skills, ATLS) с получением сертификата для преподавания в секторе непрерывного образования для начинающего преподавателя.
В этом случае преподаватель в течение первых пяти лет работы в своей должности должен получить квалификацию по специальности, пройти базовую подготовку преподавателя образования взрослых (post 16 ITT) и процесс профессиональной формации в Институте обучения (Institute for Learning, IfL), т.е. практически продемонстрировать умение эффективно использовать знания и навыки, приобретенные в течение педагогической подготовки, а затем каждые пять лет подтверждать свой статус [6]. Следовательно, преподаватель может совершенствоваться в течение всей жизни - сначала как начинающий, затем как действительный. Таким образом, процесс подготовки преподавателя дополнительного образования взрослых можно разделить на подготовку к преподаванию в данной сфере и постоянное повышение квалификации, что, конечно, положительно сказывается на качестве преподавания.
В результате анализа интернет-сайтов 22 крупнейших университетов Великобритании, включая открытый университет, университеты Оксфорд, Кембридж, Варвик, Шеффилд, Суррей и др., а также официальных документов, отчетов и интернет-сайтов по подготовке преподавателей дополнительного образова-
ния в Великобритании было установлено, что обучение таких преподавателей проводится на базе университетов, общественных колледжей (community colleges), образовательных центров, центров обучения (Study Centres) или через Интернет (online). Это позволяет преподавателям выбирать наиболее оптимальные для них способ и место обучения без отрыва от работы. Подготовка преподавателей дополнительного образования взрослых в этом случае проводится разнообразными организациями и ассоциациями, созданными государством или в результате объединения университетов для контроля и развития данного направления, например, «Сеть Соединенного Королевства для подготовки преподавателей обучения взрослых» (“TTnet UK - The UK Network for Training of Trainers”), «Ассоциация колледжей для взрослых» (“ARCA - Adult Residential Colleges Association”), «Ассоциация преподавателей с частичной занятостью» (“APTT - The As-siciation of Part-Time Tutors”), «Национальный институт дополнительного образования взрослых» (“niace - National Institute of Adult and Continuing Education”), «Подготовка преподавателей взрослых по базовой грамотности и английскому языку» (““talent” - training adult literacy, ESOL and numeracy teachers”) и др. Такое многообразие организаций позволяет преподавателям дополнительного образования взрослых активно принимать участие в мероприятиях, обмениваться опытом и обучаться на курсах в соответствии с требованиями Программы постоянного повышения квалификации (Continuing Professional Development, CPD). С другой стороны, работа организаций контролируется государством через создание единых сертификатов и требований к подготовке преподавателя дополнительного образования. Это повышает качество их образования.
Данные организации предоставляют разнообразные курсы с присуждением квалификаций, сертификатов и дипломов. Например, организация «Сити и Гилдз» (“City & Guilds”) является основным провайдером обучения преподавателей дополнительного образования с предоставлением сертификата начинающего преподавателя для работы в секторе непрерывного образования («Award in Preparing to Teach in the Lifelong Learning Sector, PTLLS») или сертификата/диплома для преподавания в секторе непрерывного образования (“Certificate/Diploma in Teaching in the Lifelong
Learning Sector, CTLLS, DTLLS”). Другие организации, например «Подготовка преподавателей взрослых по базовой грамотности и английскому языку» (“talent”), также проводят обучение с выдачей аналогичных сертификатов. «Ассоциация преподавателей с частичной занятостью» (APTT) обеспечивает постоянное повышение квалификации преподавателей дополнительного образования взрослых с помощью «Программы обучения преподавателей и учредителей образования взрослых» (“PLATO - Programme of Learning for Adult Teachers and Organisers”).
Университеты принимают активное участие в обучении преподавателей дополнительного образования взрослых. В нескольких университетах (например университеты Эдинбурга и Бата) работают Отделы непрерывного образования, которые занимаются не только обучением взрослых, но и подготовкой преподавателей для работы в сфере непрерывного образования. А в таких университетах, как Оксфорд, Кембридж, Сити Лондон, Шеффилд и Варвик, организуется подготовка преподавателей дополнительного образования взрослых с получением сертификата/диплома для преподавания в секторе непрерывного образования (“Certificate/ Diploma in Teaching in the Lifelong Learning Sector, CTLLS, DTLLS”).
Анализ материала позволил выделить следующие формы подготовки преподавателя дополнительного образования взрослых:
1) обучение по Интернету (online) и дистанционное обучение (e-learning, distance learning);
2) семинары (seminars);
3) лекции (lectures);
4) мастер-классы (workshops);
5) конференции (conferences);
6) преподавательская практика (teaching practice);
7) помощь ментора или тьютора (Directed Tutorial);
8) посещение занятий коллегами (Peer-observation);
9) членство в организациях и ассоциациях по подготовке преподавателей дополнительного образования взрослых (Association Membership);
10) практические занятия с использованием книг, журналов, пособий и других методических материалов;
11) научно-исследовательская работа с публикациями статей в сборниках, созданием стендов и др.;
12) комбинирование нескольких форм обучения (combined learning).
Обучение по Интернету и дистанционное обучение являются очень популярными формами подготовки. Они позволяют преподавателям без отрыва от работы проходить обучение в университетах Великобритании или повышать свою квалификацию, принимая участие в работе различных организаций или ассоциаций дополнительного образования. В результате использования современных мультимедийных технологий преподаватель может общаться с коллегами по всему миру. Обучение по Интернету и дистанционное обучение проводят многие университеты и организации, например, Оксфордский и Ноттингемский университеты, Университет Луборо и «Ассоциация преподавателей с частичной занятостью».
Для контроля получаемых знаний и соотнесения теории и практики британские исследователи предлагают образовательную модель, в которой ментор (преподаватель курса) наблюдает каждого обучающегося в процессе преподавания взрослым [4]. Многие программы предусматривают посещение преподавателями во время обучения занятий друг друга, что позволяет получить опыт работы в разнообразных организациях и при разных условиях [5]. В этом случае начинающие преподаватели имеют возможность получить оценку более опытных, оценить свой стиль преподавания и приобретенные навыки и наметить пути совершенствования.
Большинство курсов проводится в форме семинаров, лекций с организацией преподавательской практики, что позволяет сочетать индивидуальный подход в обучении, обмен опытом в группе, теорию и практическое применение полученных знаний. Многие университеты организуют конференции и мастер-классы как для своих преподавателей, так и для обмена опытом среди преподавателей дополнительного образования взрослых разных университетов и образовательных организаций. Во многих университетах Великобритании проводятся исследования в области подготовки преподавателя дополнительного образования взрослых, что находит свое отражение в разнообразных печатных изданиях. Так, Университет Кембриджа выпускает книги и обучающее видео, а Университет Суррея и Лондонский институт экономики регулярно печатают статьи по подготовке преподавателя образования взрослых.
Университеты и образовательные ассоциации реализуют разнообразные курсы по подготовке преподавателя дополнительного образования: сокращенные программы (part-time courses), дистантное обучение (distance learning courses), обучение по Интернету (online courses), летняя школа (Summer School courses), заказные курсы (bespoke courses), курсы для получения сертификатов, дипломов, квалификаций или степеней. Это позволяет преподавателям подбирать необходимые для них курсы с учетом свободного времени и без отрыва от работы. Подготовительные курсы, контролируемые государственной «Организацией по улучшению услуг обучения и квалификации» (“Learning and Skills Improvement Service, LSIS”), а также обучающие курсы в соответствии с требованиями Программы постоянного повышения квалификации (Continuing Professional Development, CPD) обязательно включают в себя практику преподавания в различных учреждениях и составление портфолио (методической копилки). Они предоставляют гарантию последующего трудоустройства, изучают возможности использования современных технологий и Интернета для обучения и обмена опытом [2]. Это свидетельствует о переходе на новый, более качественный уровень подготовки преподавателей дополнительного образования с ориентацией на практику, потребности и интересы взрослых слушателей, поиск новых методик в преподавании, использование современных технических средств.
Таким образом, система подготовки преподавателя дополнительного образования взрослых в Великобритании успешно функционирует, постоянно совершенствуется и реформируется, разработана общая концепция единства преподавания, изучения и подготовки (combined teaching, learning and training), налажена система контроля качества обучения преподавателей и образовательных программ. Наиболее популярными формами подготовки преподавателя дополнительного образования являются дистанционное и комбинированное обучение, что обусловлено всевозрастающей ролью мультимедийных технологий в современном информационном обществе и необходимостью для преподавателей повышать свою квалификацию без отрыва от работы. Для отечественных ученых, работающих в области андрагогики, теоретический анализ британской системы подготовки преподавателя дополнительного образования взрослых,
чье становление и опыт насчитывают десятки лет, представляет большой интерес, поскольку использование лучших ее идей будет способствовать совершенствованию российской системы подготовки педагогических кадров.
литература
1. Duke Chris. Adult Education: International Perspectives from China. Croom Helm, USA, 1987.
2. eCPD: Enhancing Learning (2009). Part of the Teaching and Learning Programme. Learning and Skills Improvement Service. URL : http://ecpd. bdplearning.com/ecpd/about_ecpd.php.
3. Jarvis Peter. Adult and Continuing Education: Theory and Practice. Second Edition. RoutledgeFalm-er. N.Y., 1995.
4. Lucas, et al. Towards a professional workforce: adult literacy, ESOL and numeracy teacher education 2003-05. London : NRDC, 2006.
5. Ofsted (Office for Standards in Education) (2006). The initial training of further education teachers: Findings from 2004/05 inspections of courses leading to national awarding body qualifications. London, 2006. URL : www.ofsted.gov.uk.
6. Qualifications for teachers, tutors, trainers, lecturers and instructors in the further education sector in England (2007) // Lifelong Learning UK. Skills for Learning Professionals. URL : www.lluk.org/ias.
7. Robinson Bernadette; Latchem, Colin. Teacher Education through Open and Distance Learning: World review of Distance Education and Open Learning. N.Y., 2003.Vol. 3 : RoutledgeFalmer.
8. Rogers A. Teaching Adults. Buckingham; Philadelphia : Open Univ. Press, 1998; 3-rd ed. 2002.
9. The Further Education Teachers’ Qualifications (England) Regulations 2007 N° 2264. URL : www.opsi. gov.uk/si/si2007/uksi_20072264_en_1
10. Tight, Malcolm. Key Concepts in Adult Education and Training. 2nd edition. London and N.Y. : Routledge, 2003.
11. Митина А.М. Дополнительное образование взрослых за рубежом: Концептуальное становление и развитие. М. : Наука, 2004. 304 с.
Forms, types and institutions of teacher training for adult supplementary education
There is characterized the teacher of adult supplementary education, described his functions, given the legislative documents that regulate his training, noted the institutions, types and forms of training.
Key words: teacher of supplementary education, continuing education, adult education, teacher training, teacher’s functions.