Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЮ МЕЛОДИИ ДУТОР ЛАЗГИ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЮ МЕЛОДИИ ДУТОР ЛАЗГИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУТАР / ЛАЗГИ / ДУТОР ЛАЗГИ / СУРНАЙ ЛАЗГИ / УФОРИ УСУЛЬ / МАКОМ / МАКОМНЫЙ АНСАМБЛЬ / СТУДЕНТ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зияева Маликахон

Существует целый ряд древних мелодий узбекского народа, каждая из них считается ценным богатством. Одной из таких мелодий является Дутор Лазги, который был создан нашим народом в древности, и труд наставников, мастеров исполнительства несравним и по сей день. Сегодня важно, чтобы мы обучали студентов таким древним мелодиям и обладали уникальным стилем в этом отношении. В этой же статье мы немного поговорим об истории Дутор Лазги и особенностях преподавания данного произведения студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЮ МЕЛОДИИ ДУТОР ЛАЗГИ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЮ МЕЛОДИИ ДУТОР ЛАЗГИ Зияева М.

Зияева Маликахон - заслуженный артист Узбекистана, доцент, кафедра инструментального исполнительства маком, Институт исскуства узбекской национальной музыки им. Ю. Ражаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: существует целый ряд древних мелодий узбекского народа, каждая из них считается ценным богатством. Одной из таких мелодий является Дутор Лазги, который был создан нашим народом в древности, и труд наставников, мастеров исполнительства несравним и по сей день. Сегодня важно, чтобы мы обучали студентов таким древним мелодиям и обладали уникальным стилем в этом отношении. В этой же статье мы немного поговорим об истории Дутор Лазги и особенностях преподавания данного произведения студентам.

Ключевые слова: дутар, лазги, дутор лазги, сурнай лазги, уфори усуль, маком, макомный ансамбль, студент, исполнительство.

УДК 787.8

Как и все виды танца, лазги имеет свою особую историю. Эта история совпала с судьбой нашего родного народа, веками жившего на этой чудесной земле. Специалисты связывают некоторые действия истории Лазги с сотворением человека. Древний "Авесто", один из шедевров нашего народа, также сыграл важную роль в становлении данного танца. Геродот, один из основоположников мировой исторической науки, в своем труде 2500 лет назад рассказывает о странном танце древних хорезмийцев на берегах реки Окс (Амударья), жгущих костер, посыпающих пламя ароматными травами, веселящихся у костра и особенно по ночам.

Тяжелая зима Хорезма в становлении лазги также оставила свое отражение. В частности, Абу Райхон Беруни отмечал в своей книге "Осор уль-Бакия" что: будет только 40 дней жарко в Хорезме, остальные месяцы будут относительно прохладными и холодными. А иностранные историки Ибн Фадлон и Абу Мансур ас-Саолибий, посетившие Хорезм, также сообщали в своих трудах. [1] Поэтому некоторые специалисты говорят, что мелкие толчки в танце — суть персидского слова "ларзидан" - обозначают название этого танца. В древнем санскрите также отмечается, что "ласья" — "танец", "ласака" — дают значение "танцор".

Сегодня в Хорезме существует 9 видов танца лазги. Они появились в разных условиях, и уже дошли до сегодняшних дней. Тотемизм - «Масхарабоз лазги» («Лазги клоуна»), анимизм «Лазги кайрок», Авесто - «Огненный лазги», мифологические - «Дутор лазги» и «Сурнай лазги», от фантазии «Хивинский лазги», которые появились в соответствии с условиями лазги «Углон бола», «Гармон лазги», появившийся лазги из смешения национальностей - это Хоразм Эроний лазги. Их стиль исполнения отличается друг от друга. Исполнитель, танцующий «Масхарабоз лазги» может не уметь танцевать «Хивинский лазги» или танцующий «Гармон лазги» не сможет станцевать «Дутор лазги» и так далее. Поэтому стиль исполнителей Лазги разный, один не похож на другого. Эти методы очень трудно освоить. У Лазги есть свой исполнитель. Считается, что Лазги может станцевать любой танцор, но это не так. Чтобы танцевать в лазги на высоком уровне, нужно обладать способностью, данной от Бога [2].

Прежде всего, поговорим о структуре Лазги. Мелодия представляет собой небольшое произведение и состоит из 3 частей. Она исполняется по усулю 6/8-мерного гул уфори. Танец начинается с медленных и простых движений - сначала пальцы, запястья, плечи, а затем все тело начинает оживать. Затем внезапно руки, ноги, тело подключаются к сложным движениям. Часть мелодии повторяется, движения танца меняются. С изменением характера мелодии и ускорением темпа танец будет идти все более интенсивно, с резким завершением. Различают танец мужчин (в духе борьбы и героизма) и женщин (лирический, юмористический).

Кроме того, с середины XX века игра сло создавалась различными исполнителями ялла лазги, исполняемые со словами: «Кимни севар ёрисан» (К. Атаниезов), «Лойик» («Достойный» (А. Атаджонов и М. Рагимов), «Сани узинг бир ёна» (О. Хаитова, Б. Джуманиезов), «Гал-гал» (Б. Хамдамов), «Паранг румол» (О. Худойшукуров), «Хоразм лазгиси» (О. Отаджонов), «Уйна уйна» (К. Рахмонов), «Ажойиб» (Т. Шомуродов) и др. Кроме того Ш. Рамазонов в своец «Хорезмской сюите», М. Юсупов в опере «Песня Хорезма» и в балете «Гульсанам», Б. Гиенко в сюите на хорезмские темы, С. Юдаков «Праздничная прогулка по Хорезму», М. Бафоев в своем «Хорезмском каприччио» плодотворно использовали мелодии той или иной лазги.

Народный артист Узбекистана Рахматжон Курбанов в своём брошюре под названием "Хоразм "Лазгиси" хасида рисола" говорит, что музыкальный лазги -это одно произведение, но в нем есть дуторный вариант и есть сурнай вариант. А в более поздние периоды формировались ансамблевые варианты. То есть во времена Феруза Мухаммада Рахима Сони был создан первый в Средней Азии макомный ансамбль, состоящий из 16 макомистов во дворце. В разных праздниках Дворца они не только исполняли макомы, но и вызывали лучших танцоров на сцену и исполняли лазги. Зрители наслаждались, наблюдая искусство танца танцоров и с восхищением слушали лазги [3].

Помимо шести с половиной макомов в Хорезме, макомы дутора и сурная были записаны как отдельные книги, то есть они дошли до нас через танбурной нотации. Хорезмская танбурная нотация - это совершенно, научно обоснованная, узбекская национальная нота. С его помощью, в мировой истории музыки, великолепный узбекский маком был впервые написан в ноте [4]. В любом деле творческий человек, который творит в любой профессии, отвлекает себя приятным, то есть приятным упражнением, которое отдыхая отвлекает по отношению к работе. Будь то дутористом или исполнителем сурная, занимающийся макомом в течение всего дня, расслабится, освежив разрешение, играя игривые мелодии, которые радуют духовность. Поэтому неудивительно, что дух тех, кто исполняет лазги, и тех, кто слушает ее, освежается, когда исполняется лазги дутора и сурная.

При обучении исполнения произведений студентов, конечно, необходимо давать необходимую информацию о работе. Затем необходимо вместе исполнить произведение и помочь ученику запомнить. Каждый исполнитель запоминает музыкальное произведение, исходя из своих способностей и возможностей. В этом отношении трудно найти единственное руководство для всех. У некоторых исполнителей более развита зрительная память, а у других слуховая память более мощная. По этой причине их методы запоминания произведения разнообразны. Дело в том, что независимо от того, каким методом запоминается музыкальное произведение, оно должно прочно закрепиться в памяти исполнителя [5].

Дутор Лазги в основном исполняется в усулях Уфори. Каждый дуторист будет исполнять мелодию лазги по-разному, то есть у каждого дуториста есть свой стиль исполнения на дуторе лазги. Кто-то во время исполнения стучит по проводу, кто-то постучит по крышке. В Дуторе лазги нет части который исполняется без усуля. Неизменно начинается с усуля. Сначала она исполняется тяжело и постепенно ускоряется и заканчивается в приподнятом духе.

Список литературы

1. Ибн Фадлон. "Путешествие в Идиль (Волга)". Ташкент, 1998.

2. Матёкубова Г. «Лазги тарихи». Ташкент, 2004.

3. Курбонов Р. «Хоразм «Лазгиси» хакида рисола», 2010.

4. Махмудова Ф.Н. "Макомы на дутаре / The dutar maqoms". "Проблемы современной науки и образования". № 4 (137), 2019.

5. Абдугаппоров А.А. "Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий". "Проблемы современной науки и образования". № 9 (142), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.