В заключении следует еще раз подчеркнуть, что удовлетворенность потребителей
образовательных услуг является основной мерой оценки качества образования.
Поэтому процедуру диагностики уровня удовлетворенности всех заинтересованных
сторон образовательного процесса нужно проводить обязательно и регулярно.
Список литературы
1. Громова З.Ф. Анализ удовлетворенности студентов образовательным процессом по токсикологической химии // Материалы ежегодной научной конференции РязГМУ, 2009. С. 309-311.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxf XbbCk.pdf/ (дата обращения 18.02.2020).
3. Меркулова О.П. Проблемы оценивания учебного процесса студентами // Высшее образование России, 2012. № 2. С. 18-23.
4. Политика в области качества ФГБОУ ВО РязГМУ. Приказ ректора №01-д от 09.01.2020.
ШКОЛЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ТАНБУРЕ В УЗБЕКИСТАНЕ Сафаров О.А.
Сафаров Орол Абдуманнонович - профессор, кафедра национального пения, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: трудно представить себе развитие музыкальной культуры народов Средней Азии без музыкальных инструментов, конечно, одними из таких музыкальных инструментов являются музыкальные инструменты с мизрубом. Этот вид музыкального инструмента использовался с древнейших времен до наших дней в сольном, ансамблевом сопровождении, любительском и профессиональном музыкальном исполнении. Танбур является основным музыкальным инструментом в исполнении национальной классической музыки Узбекистана и Таджикистана, включая всю Восточную, Среднюю Азию. Каждый оазис нашей страны имеет свои традиции и обычаи. Точно так же и его искусство, и его музыка отличаются друг от друга. Сам по себе каждый Оазис также имеет свои собственные исполнительные школы. Особенно когда речь идёт о исполнительской школе танбура, мы рассмотрим отдельные направления оазиса.
Ключевые слова: танбур, исполнительство, школа исполнительства, Бухоро, Фергана - Ташкент, Хорезм, музыка.
УДК 787.8
Национальные музыкальные инструменты, составляющие основу знаний о музыке включая музыкальный инструмент танбур, представлены в различных музыкальных источниках, написанных на арабском, персидском, турецком и других языках. Танбур известен сегодня у ряда народов Среднего Востока: танбур узбекский, таджикский, уйгурский памирский, иранский, бадахшанский, бухарский, индийский и др. И каждый из них используется в самых различных сферах современной художественной культуры - в музыкально-исполнительском творчестве и системы музыкального образования [1]. У восточных народов встречаются образцы данного музыкального инструмента с разными названиями, которые отличаются друг от друга своим расположением среды, стилем игры, звучанием, покрытием, ладом, исполнением музыкальных произведений. Трудно представить классическую музыку в Узбекистане без танбура.
17
В Бухаре во время исполнения танбур держится в вертикальном положении. При удержании в таком положении, во время исполнения произведений легче воспроизводить вибрациии которые типичны для Бухарскихтрадиционных произведений. В таком положении рука не устает, давая устойчивую вибрацию. Во время сочетании "якка зарб", "пирранг", "куш зарб" появляется своебразное исполнение, присущее только Бухарской школе исполнения на танбуре. Элементы узбекского, таджикского, иранского исполнения можно увидеть и в данной школе исполнения.
Ташкентско-Ферганские танбуристы сосредотачиваются в основном на рукоятке танбура, держа ее почти как рубаб. Одна из главных причин этого заключается в том, что в этой технике исполнения "кашиш" используются чаще, чем в традиционном Бухарском исполнительстве. Тремор звучит быстрее, чем тремор в исполнении Бухарской школе, то есть неболее мелкие вибрации, быстрые вибрации в исполнении традиционного Ташкента-Ферганы встречается чаще. Необходимо подчеркнуть, что у некоторых традиционных певцов случаи воспроизведения голоса (мы называем это "кочирим") превышают предел. Появление некоторых особенностей в традиционном танбурском исполнении находилось под влиянием таких случаев.
Надо отдельно отметить уникальное исполнительство на танбуре народных танбуристов как Султонхон Хакимов, Максудхужа Юсупов, Ёкуб Давидов, Асаткори Лутфуллаев, Маъруфхужа Тошпулатов, заслуженные артисты Узбекистана Риски Ражабий, Журабек Сайдалиев, Абдумутал Абдуллаев, Шобарот танбурчи, уста Рузматхон танбурчи, Отавали Нуриддинов и народный артист Узбекистана, профессор Тургун Алиматов [2].
Стиль традиционного танбурского исполнения Ташкента-Ферганы получил развитие и многие школы появились в этом же стиле. Это школа мастеров Рузматхана Исабаева, школа Муйдин Ходжи танбура, школа Шодмана Ходжи. Со временем самой совершенной и красивой из этих школ возникла Ташкентско-Ферганская традиционная танбурская школа Тургуна Алиматова, которая до сих пор пользуется большой популярностью. Школа, которую создал Тургун Алиматов, прежде всего это приемлемая и понятная школа для всех. Он углубил "кашиш" в своем выступлении. Раньше четвертные тоны, если редко исполнялась "кашиш" в количестве одного тона, то теперь это исполняется в количестве целого одного тона, и на основании этого учения оно также перешло на уровень полутора тон.
Глубоко вглядываясь в творчество Тургуна Алиматова, чувствуется, немало обращений к исполнению своих предыдущих учителей. Например: в исполнении "Сурнай навоси" чувствуется школа Журабека Сайдалиева, или в "Кушчинар"е мы видим технику исполнения Отавали Нуриддинова. Мы также видим некоторые элементы, характерные для смычковых инструментов в исполнении Тургуна Алиматова. Например в исполнении произведения на танбуре "Дутор ажами" мы видим, что пальцы руки подобны движению, выполняемому смычком. Потому что он дотошно знал самые лучшие и красивые элементы исполнения на танбуре, на дутаре, на гиджаке. Поэтому он признан не только лучшей танбуристом века, но и лучшим исполнителем сато века.
Когда речь идёт о макоме Хорезма, конечно, упоминается инструмент танбур. Конечно, это неудивительно. В исполнении Хорезмского макома музыкальный инструмент танбур считается самым основным и уникальным. Исполнение стучая по крошке танбура, в некоторых случаях когда основной палец нажимает струну инструмента, а остальным пальцам придавать усули считается именно изяществом Хорезмской исполнительной школы танбура.
Интересно то что запись Хорезмских макомов была начато раньше, чем Комиль Хорезми в Хиве. Об этом в книге «Хоразм мусщий тарихчаси» ("История Хорезмской музыки") объясняется: «... дутар среди хорезмского народа был очень распространённым инструментом чем танбур. Но всё таки танбур был более дисциплинированным. Хотя дутарные нагмы были такими же большими, как нагмы
танбура... некоторые музыканты из-за отсутствия удобства были вынуждены переместить свои дутарные мелодии на бумагу» [3].
Инструмент танбур также имеет свой собственный уникальный стиль исполнения, и этот инструмент имеет как традиционный, так и современный традиционный дизайн. По изучению и пропаганде этого инструмента широко используются макомные произведения как Бухоро Шашмакоми, Хорезмских макомов, Фергано-Ташкентских макомных произведений, музыкальных произведений композиторов составленных на основе макомов, музыкальных произведений характерных для музыкально-песенных трековых исполнений народного музыкального творчества, ноты макомов произведений Юнуса Раджаби, Матиниеза Юсупова и др.
Список литературы
1. Зуфаров А.М. "Узбекский танбур / Uzbek tanbur", "Вестник науки и образования". № 11 (65). Часть 4, 2019.
2. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком», «Наука, образование и культура». № 4 (28), 2018.
3. Матякубов М.Ж. «Танбурная нотация / Tanbur notation». "Вестник науки и образования". № 14 (50), 2018.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Каримова М.Н.1, Расулова З.Д.2
'Каримова Махбуба Нутфуллаевна - старший преподаватель, кафедра технологического образования, педагогический факультет;
2Расулова Зилола Дурдимуротовна - базовый докторант, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье обсуждается важность инновационных образовательных технологий в учебном процессе. Он основан на содержании развития творческого мышления учащихся с использованием программных средств обучения. Выявлены положительные аспекты внедрения инновационных образовательных технологий в деятельность высших учебных заведений. Программные средства обучения основаны на вопросах реализации эффектов учащихся через динамические иллюстрации, звуковые процессы, анимацию. Инновационные образовательные технологии представлены как системная основа образовательного процесса. Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, учебный процесс, творческое мышление, учебные инструменты.
УДК 37.02
Стремительные изменения в стране прокладывают путь для системы образования в мире, в том числе стремительное развитие современных образовательных технологий, совершенствование глобальных телекоммуникационных технологий требуют творческого подхода к работе в среде электронного обучения.
Выявлено, что из-за низкого уровня использования инновационных технологий в учебном процессе, отсутствия конкретных задач в учебных планах и учебниках, развития специальных методик проблема не решается положительно. Это означает, что сегодня подготовка знающих, квалифицированных учителей может быть достигнута путем поиска эффективных способов инновационных образовательных технологий, поощрения их к обучению и обогащения формы и содержания обучения.