Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
СТУДЕНТОК БАРЬЕРИСТОК
Лариса Владимировна Смурыгина, Наталья Владимировна Асанова, Сабина Ильдаровна Шириева, Вера Васильевна Иванова-Тюрина,
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта
E-mail: shirievasabina@gmail .com
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются задачи и основные направления специальной подготовки барьеристок. Описывается методика тренировочного процнсса барьеристок на различных этапах тренировочного процесса, даны индивидуальные результаты барьеристок на 100 м по годам.
Ключевые слова: тренировочный процесс, барьеристки, специальная подготовка, содержание и обьемы физической подготовки студенток барьеристок.
MAIN ASPECTS OF THE METHOD OF THE TRAINING PROCESS OF
STUDENTS-HURDLERS
ABSTRACT
The article reveals the tasks and main directions of special training of female hurdlers. The methodology of the training process of female hurdlers at various stages of the training process is described, the individual results of female hurdlers at 100 m by years are given.
Keywords: training process, hurdlers, special training, content and volumes of physical training of hurdler students
Актуальность. Возрастание роли спорта в условиях построения независимой Республики Узбекистан, ставит перед спортивной наукой задачи поиска новых, более рациональных путей его развития, совершенствования системы подготовки спортсменов, способной обеспечить опережающие темпы роста спортивно-технических результатов у узбекских легкоатлетов по сравнению с зарубежными спортсменами. Высокий уровень современных достижений в легкоатлетическом спорте и, в частности в барьерном беге,
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
жесткая конкуренция на соревнованиях требуют разработки новых форм и методов тренировки.
Барьерный бег, это один из сложных технических видов легкой атлетики, предъявляющих высокие требования к физической и технической подготовке спортсмена. Сочетание скорости спринтера, прыгучести, гибкости, высокой координации движений даст возможность спортсмену достичь высоких результатов на этой дистанции.
Спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов в барьерном беге у женщин, представляет собой многогранный процесс физического воспитания. Барьерному бегу посвящено большое количество научных работ. Достижение высоких результатов в современном спорте невозможно без специальной физической подготовки. Проявление двигательных способностей и мышечной силы характерны для любой спортивной специализации, в том числе и для бега с барьерами. Важная роль при этом отводится воспитанию скоростно-силовых качеств.
Барьерный бег может служить обобщенной моделью многих видов спорта - ведь он предъявляет высокие требования к комплексному и одновременному проявлению всех физических качеств и технико-тактического мастерства (М.И.Степанова, М.В.Степанова, 2013).
Изучение литературных источников и обобщение опыта спортивной подготовки девушек, специализирующихся в беге с барьерами, свидетельствуют о нерешённых вопросах управления тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств. В свете современных требований на одно из первых мест выдвигается проблема построения спортивной подготовки и структура тренировочных нагрузок барьеристок.
Специфика бега с барьерами предъявляет высокие требования к проявлению скоростно-силовых способностей, особенно в момент преодоления барьеров. В последнее десятилетие Н.Н. Вдовина (2007) изучала вопросы управления скоростно-силовой подготовкой женщин, специализирующихся в беге с барьерами. М.Степанова, В. Степанов (2013) изучали подготовку высококвалифицированных бегуний на 400 м.
Однако, в настоящее время проблема соревновательной подготовки и оценки соревновательной деятельности бегуний в беге на 100 и 400 метров с барьерами является малоизученной.
Целью данной работы является совершенствование подготовки
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
студенток бегуний на 100 и 400 м с барьерами различной квалификации, устранение недостатков тренировочном процессе и повышение уровня спортивной квалификации барьеристок Узбекистана.
Задачи исследования.
1. Анализ научно-методической литературы по вопросам подготовки к соревнованиям и соревновательной деятельности бегуний на 100 метров с барьерами.
2. Изучить динамику общей и специальной физической подготовленности студенток барьеристок Узбекского государственного университета физической культуры и спорта и выявить лучших барьеристок.
3. Определить основные факторы влияющие на результат в беге на 100 метров с барьерами.
В своей работе мы выдвинули следующую рабочую гипотезу: предполагалось, что сравнительный анализ разносторонней подготовки спортсменок на тренировочных занятиях и в процессе соревновательной деятельности позволит выявить недостатки и своевременно откорректировать методику подготовки студенток барьеристок.
Научная новизна. Получены данные сравнительного анализа разносторонней подготовки спортсменок на тренировочных занятиях и в процессе соревновательной деятельности девушек в беге на 100 м с барьерами и внесена корректировка в методику подготовки барьеристок.
Практическая значимость. Результаты исследований позволяют оптимизировать процесс многолетней подготовки барьеристок, установленные значения определения общей и специальной подготовленности спортсменок дают возможность оперативно управлять ходом тренировки, своевременно вносить коррективы в его ход и с большей точностью прогнозировать спортивные достижения. Доказана эффективность контроля за состоянием общей и специальной подготовленности спортсменок на различных этапах подготовки .
Методы исследования.
1.Анализ научно-методической литературы.
2.Педагогические наблюдения.
3. Педагогические исследования
4. Педагогические тестирования.
5. Анализ сводных протоколов соревнований в беге на 100 и 400 м с
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
барьерами.
6. Анализ учебно-методической документации тренеров
7. Математико-статистическая обработка результатов исследования.
Организация и проведение исследований. В исследовании участвовали 16
спортсменок: 1 мастер спорта международного класса, 2 мастера спорта, 1 кандидат в мастера спорта, 5 обладательниц первого разряда, 7 обладательниц второго разряда. осуществлялся сбор материала: обобщение передового опыта построения тренировочного процесса в годичных циклах многолетней подготовки барьеристок различной квалификации, на основе чего были выявлены параметры объемов тренировочных нагрузок у бегуний на 100 и 400 м с барьерами. В исследованиях приняли участие бегуньи на 100 и 400 м с барьерами занимающиеся ранее у заслуженного тренера Арзуманова Г.Г., а также других тренеров Манько Н.В., Казаковой Г.М.
Результаты наших исследований согласуются с данными профессора Вячеслава Степанова (2012) в том, что в индивидуальном планировании физической и технической подготовки барьеристок высокой квалификации выделяются следующие особенности. В многолетней подготовке спортсменок центральной проблемой является планирование тренировочных нагрузок. На каждом из этапов многолетней подготовки тренировочные нагрузки должны соответствовать двум принципиальным положениям: с одной стороны должны быть адекватны возрастным особенностям спортсменок, а с другой стороны -быть ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства
При этом роль спортсменки - точнее фиксировать, формулировать ощущения в неведомых пока тренировочных задачах и соревновательных элементах - первостепенна. Только способный к такой точной диагностике своего состояния опытный и мыслящий атлет и может стать спортсменом экстра-класса.
Роль тренера - тщательно сопоставлять, анализировать эти сигналы и обоснованно, но уверенно корректировать по ним свои планы.
Установлено, что построение педагогического процесса в соответствии с объективным содержанием цели спортивного совершенствования, которое определяется не только перспективой достижения определенного уровня в беге с барьерами, но и планированием уровней комплекса слагаемых факторов, приводит к повышению надежности управления тренировочным процессом и к
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
увеличению его эффективности (Н. Асанова, Л.В. Смурыгина, 2014).
Главная цель спортивной подготовки бегуний на 100 м с/б в соревновательном периоде - достижение высоких спортивных результатов.
Основные задачи подготовки:
1. Совершенствование специальных физико-технических качеств барьеристок (в комплексе).
2. Реализация достигнутого двигательного потенциала в спортивных соревнованиях.
В период высшей соревновательной готовности основное внимание бегуний сосредоточивается на участии в главных соревнованиях сезона и тренировочных стартах.
На тренировочных занятиях соревновательная подготовка в основном нацелена на совершенствование технического мастерства спортсменок. Высокие требования, предъявляемые к разносторонней физической и технической подготовленности бегуний с барьерами, обусловливают на начальных этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной специализации) необходимость создания базы общего физического развития, овладения навыками и умениями преодоления различных препятствий, правильного выполнения разнообразных двигательных заданий.
Практика показывает, что обучающиеся барьерному бегу студентки осваивают технику барьерного бега не столько под влиянием специального обучения - показ, рассказ, подготовительные и специальные упражнения, сколько в результате приспособительных действий по ходу выполнения упражнения в конкретных условиях целостной барьерной ситуации -оптимальная высота барьеров, расстояние и т. д.
Высокие требования, предъявляемые к разносторонней физической и технической подготовленности бегуний с барьерами, обусловливают на начальных этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной специализации) необходимость создания базы общего физического развития, овладения навыками и умениями преодоления различных препятствий, правильного выполнения разработанных двигательных заданий. На начальных этапах подготовки бегуний требуется овладеть техникой бега с барьерами.
Этапы предварительной подготовки и начальной специализации благоприятны (этому также способствует юный возраст спортсменов) для развития быстроты, гибкости, ловкости, поэтому в подготовке юных
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
барьеристок в основном используются тренировочные упражнения, развивающие эти качества. На этих этапах физические качества лучше развивать по отдельности; при этом развитие одного положительно действует на рост других. Например, развитие силы и скорости движений способствует более эффективному проявлению специальной выносливости, лучшему и более быстрому освоению основ техники барьерного бега.
На последующих этапах подготовки барьеристов эффективность подобного (аналитического) развития физических качеств снижается, но заметно повышается роль комплексного развития двигательных способностей бегуний с барьерами.
Годичный цикл подготовки бегуний на 100 и 400 м с барьерами строится по принципу двухпикового планирования.
Он включает зимний и летний соревновательный периоды, каждому их которых предшествует подготовительный период. Каждый период подготовки состоит их ряда этапов на которых решаются специфические задачи и которые характеризуются строго определенной направленностью тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования.
Подготовительные периоды включают общие (базовый и развивающие) и специальные этапы. Последовательность решения основных задач подготовки такова: общий (базовый) этап - развитие силовых и скоростно-силовых качеств; специальный этап - развитие скорости и специальной выносливости.
На всех этапах подготовительного периода проводится работа по ОФП и повышению уровня СФП, формированию эффективной техники бега с барьерами и совершенствованию технического мастерства спортсменок. Поэтому на различных этапах подготовительного периода в схему недельного цикла тренировки вводятся специфические тренировочные средства, а именно: на общем (развивающем) этапе - спринтерский бег с ходу и со старта, бег с барьерами (6-7) отрезках; на специальном этапе - бег с барьерами (10-12) на отрезках.
На этапе развития спортивной формы объем специальных тренировочных средств больше чем на этапе высшей соревновательной готовности. Это обусловлено спецификой целей и задач подготовки и участием барьеристов в соревнованиях на разных этапах соревновательного периода.
При планировании годичного цикла подготовки бегуний на 100 и 400 м с/б необходимо придерживаться методического принципа последовательности
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
в решении основных задач тренировки на различных этапах. Согласно этому принципу и делаются соответствующие акценты на развитие определённых физических качеств барьериста.
1. Развитие быстроты, силы и общей выносливости (работоспособность общего характера) спортсменов - на общих этапах подготовительного периода.
2. Специальные этапы подготовительного периода: развитие быстроты -скорости бега, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости.
3. Соревновательный период: совершенствование специальных физических качеств в структуре соревновательного упражнения.
Вместе с тем практически на всех этапах подготовительного и соревновательного периодов проводится тренировочная работа по повышению уровня атлетической подготовленности барьеристок, совершенствованию их технического мастерства, формированию и совершенствованию рационального ритма барьерного бега.
Эти параметры тренировочной работы с барьерами на начальном этапе специализации обеспечивают высокую степень овладения школой барьерного бега, достаточный уровень технической подготовленности и, главное, необходимую физическую базу для повышения в последующие годы объема тренировочной работы и достижений на этой основе высоких спортивных результатов.
Таблица 1.
Содержание специальной работы с барьерами студенток бегуний на 100 и 400 м на этапе начальной специализации
Цикл подготовки В начале этапа специализации В конце этапа специализации
Неделя 40-45 барьеров, из них 12-15 барьеров, преодоленных в ритме бега на 400 м 50-60 барьеров, из них 25-30 барьеров в ритме бега на 400 м
Месяц 140-160 барьеров, из них 45-55 в ритме бега на 400 м 200-220 барьеров, из них 200110 в ритме бега на 400 м
Год 1200-1500 барьеров, из них 400-500 в ритме бега на 400 м 1800-2000 барьеров, из них 700-800 в ритме бега 400 м
Количество соревнований 3-4 8-10
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
Специальная тренировочная работа на этапе начальной специализации в достаточной мере формирует у начинающих барьеристок стойкий интерес к бегу на 400 м, обеспечивает высокую степень овладения школой барьерного бега, развития необходимых физических качеств барьеристов и их технической подготовленности. В комплексе это создает «физико-техническую» базу для дальнейшего спортивного совершенствования.
По данным протоколов соревнований у девушек в беге на 100 м с барьерами была составлена сводная таблица лучших результатов барьеристок в году. Как видно из таблицы 3.1. в беге на 60 м 100 м с барьерами у девушек принимающих участие в данном виде, в настоящее время «чистых» бегуний на 100 м с барьерами очень мало. Среди них Кибальникова Валентина, Давлятярова Лайло, Анварова Саида. Другие спортсменки выступают в этом виде в период, когда в их основном виде 400 м с барьерами или семиборье нет соревнований.
В период высшей соревновательной готовности основное внимание бегунов сосредоточивается на участи в главных соревнованиях сезона и тренировочных стартах.
Среди большего числа факторов, определяющих уровень достижений в беге на 100 м с барьерами, существуют факторы, которые в наибольшей степени оказывают влияние на рост спортивного мастерства бегуний.
Решение данной проблемы возможно на основе точных измерений и количественной обработки полученных материалов в этой связи значительный интерес представляет сопоставление (анализ) результатов в беге на 100 м с барьерами и 400 м с одной стороны и результатами на 400 м с барьерами с другой (зависимость «скорость - время»).
Таблица 2.
Лучшие индивидуальные результаты по годам барьеристок на 100 м
№ п/п Фамилия Имя 2015 2016 2017 2018 2019
1 Кибальникова Валентина 14.50 14.20 13.23 - 13.50
2 Асанова Наталья 13.87 - - 15.10 14.15
4 Асанова Ирина 14.32 15.20 15.01 14.70 14.95
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
5 Воронина Екатерина (семиборье) 16.20 16.12 15.47 15.10 15.30
6 Давлятярова Лайло 17.15 16.51 16.23 15.27 15.42
7 Анварова Саида 17.80 16.37 16.30 15.70 15.42
Знание этой взаимосвязи дает возможность тренерам и спортсменам с большой степенью точности предсказывать результат, который может показать спортсмен в любой момент тренировочного процесса.
Сравнение средних скоростей бега на дистанции 100 м с/б при выполнении нормативов мастера спорта показывает, что они практически одинаковы.
Таблица 3.
Сравнительные результаты барьеристок в беге на короткие дистанции
Контрольные КМС Асанова МС Валентина МСМК Асанова
упражнения Ирина Кибальникова Наталья
60 м 7,90 7,30 7,15
100 м 12,40 12,10 11,90
200 м 26,40 26,10 24,40
В процессе воспитания выносливости барьеристок требуется решить ряд задач по всестороннему развитию функциональных свойств организма, определяющих общую выносливость и специальные виды выносливости.
Силовая подготовка барьеристок должна осуществляться в направлении, как повышения силовых возможностей, так и в совершенствовании способности в их эффективной реализации в процессе соревновательной деятельности - бег на выносливость.
В качестве ориентиров в подготовке квалифицированных бегуний на 400 м с барьерами на этапе спортивного совершенствования могут служить следующие модельные характеристики: длина тела 172-175 см, масса тела 58-64 кг; результаты в беге: на 400 м с/б 55,0-56,0 сек, на 400 м гладкие 52,0-53,0, в беге на 200 м 23,0-23,6, в беге на 100 м 11,5-11,8; промежуточные результаты в беге на 400 м с/б: первые 200 м - 24,5-25,5, вторые 200 м - 27,0-28,0 сек; разница результатов: между временем бега на 400 м с/б и 400 м гладких 3,0-3,5 сек, между временем бега на 200 м на первой половине дистанции бега с
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
барьерами -3,0-4,0.
Таблица 4.
Показатели в прыжковых упражнениях барьеристок
Контрольные КМС МС Валентина МСМК Асанова
упражнения Асанова Ирина Кибальникова Наталья
Прыжок в длину с 250 255 280
места (см)
Прыжок в длину с 540 560 580
разбега (см)
Тройной прыжок с 720 760 790
места (см)
Прыжок в вверх с места 43,0 43,0 48,0
(см)
Анализ проведенных исследований показал, что до настоящего времени неизвестны оптимальные объемы нагрузки беговых средств подготовки, соответствующие определенным квалификационным нормативам и планируемым результатам, применяется большое количество разнохарактерных методов, которые в большинстве своем научно не обоснованы.
С повышением спортивной квалификации уменьшается перепад между лучшим и худшим временем преодолевания барьерных отрезков. Так у мастеров спорта эта разница составила 0,70 сек, у кандидатов в мастера спорта она была - 1,78, у перворазрядников - 0,79 сек. Таким образом, спортсменки должны пробегать всю дистанцию равномерно без значительных колебаний скорости. И поэтому лучшая результативность бега на 400 м с барьерами обеспечивается не только высокой скоростью преодоления первых барьеров, но и сохранением на этой скорости на протяжении всей дистанции.
В настоящее время методика индивидуальной тренировки в барьерном беге недостаточно разработана. В практике тренерской работы необходим систематический учет некоторых индивидуальных особенностей спортсменок. Исследованиями подтверждено, что индивидуальные данные, отражающие особенности физического развития и физической подготовленности спортсменок, целесообразно в каждом отдельном случае сопоставлять с
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
принятыми в настоящее время в планировании тренировочного процесса, так называемыми «модельными характеристиками».
Наличие разноречивых рекомендаций по вопросам контроля за скоростно-силовой подготовленностью объясняется, по видимому, тем, что еще не определены достаточно четко педагогические критерии оценки двигательных качеств, проявляющихся в видах легкой атлетики.
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы показал, что рост достижений в беге на 100 и 400 м метров с барьерами связан с постоянным совершенствованием физической и технической подготовленности спортсменок. У авторов нет единого мнения о соотношении барьерной и беговой подготовки для барьеристок высших разрядов. В рекомендуемых планах тренировочной работы недостаточно учитывается уровень подготовленности барьеристов и последовательность увеличения объемов основных средств тренировки с повышением мастерства спортсменок.
2. Один из путей оптимизации соревновательной деятельности барьеристок и методов подготовки бегуний на 100 и 400 м с барьерами состоит в обоснованном планировании спортивного результата и в достижении того уровня развития технической и физической подготовленности спортсменок, т.е. факторов которые обеспечивают планируемый результат.
3. Выявлены наиболее эффективные средства скоростно-силовой подготовки барьеристок. К их числу относятся: упражнения со штангой, набивными мячами, прыжковые упражнения и скоростное пробегание отрезков дистанции. Определена наиболее рациональная последовательность распределения нагрузки и средств скоростно-силовой подготовки барьеристок в годичном цикле тренировки.
REFERENCES
1. Асанова Н., Смурыгина Л.В. Инновационные технологии в процессе многолетней подготовки студентов в беге на 400 м с барьерами / Таълим тизимини ривожлантиришда таълим боскичлари уртасидаги интеграция жараёнларини чукурлаштириш. Республика илмий-амалий анжуман маърузалар тезислари туплами. Тошкент давлат иктисодиёт университети. 2014.03.01. 2 кисм. , - 2014, -С. 285-288 б.
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
2. Вдовина В.Н. Управление скоростно-силовой подготовкой женщин, специализирующихся в беге с барьерами (на примере подготовки команды ЦСКА по легкой атлетике). Автореф. дисс...канд.пед.наук., Санкт-Петербург, 2007, - С. 4-12.
3. Смурыгина Л.В., Асанова Н. Содержание физической и технической подготовки высококвалифицированных бегуний на 400 м с барьерами /"Соглом бола йили"га багишланган талаба ва магистрантларнинг илмий-амалий анжумани материаллари туплами, 28.02.2014 й, 1 кдсм, 59-61 б.
4. Soliev I.R., Kholbekova D.N., Davlatyorova L. B., Azamova G. E. / Improvement of technical training in short running athletics. // Academic Research in Educational Sciences. Volume2/Special issue 1/2021
5. Soliev Iqrorjon Roziqovich, Smurygina Larisa Vladimirovna TECHNOLOGIES FOR PREPARING RUNNERS AVERAGE DISTANCES TO COMPETITION //Emergent: JOURNAL OF EDUCATIONAL DISCOVERIES AND LIFELONG LEARNING (EJEDL). 2776-0995 Volume 2, Issue 10, Oct, 2021. Indonesian Journal Publisher, Yogyakarta 55253, Indonesia
6. Солиенв И.Р, Смурыгина, Л. В., Олимов, М. С., Расулова, Т. Р., Иванова-Тюрина, В. В., Каримов, Ф. М. УРТА МАСОФАГА ЮГУРУВЧИЛАРНИ МУСОБАКДЯАРГА ТАЙЁРЛАШ ТЕХНОЛОГИЯСИ // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2),
7. Степанова М.И, Степанова М.В. Барьерный бег на 400 метров для женщин. Продолжение истории ХХ1 век.// Легкая атлетика № 3-4,2013, - С. 12-15
8. Tolipovna I. D. YENGIL ATLETIKA MASHG „ULOTLARI JAROYONIDA YOSH YENGIL ATLETIKACHI QIZLARNI MASHG „ULOT MOTIVATSIYASINI SHAKLLANTIRISH //BARQARORLIK VA YETAKCHI TADQIQOTLAR ONLAYNILMIY JURNALI. - 2022. - С. 352-356.
9. Давидова, К. Р., Абдурахимов, А. Э., Хомидова, О. К., Холбекова, Д. Н., & Исмаилова, Д. Т. (2022). Легкая атлетика в системе физического воспитания студентов. Science and Education, 3(10), 601-606.
10. Yusupov I. A. et al. O „ZBEKISTON YENGIL ATLETIKACHILARINING CHET EL MUSOBAQALARIDA 2018-2021 -YILLLARDAGI ISHTIROKI TAHLILI //Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). -2021. - Т. 1. - №. 3. - С. 304-312.
11. Хомидова О. К. и др. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БЕГУНОВ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ НА ЭТАПЕ
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-348-360
МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
12. Adilov S. Q. et al. ERKIN KURASHCHILARINI MASHG „ULOT JARAYONLARIDA MODELLASHTIRISHNI ASOSIY TARKIBIY QISMLARINI O „RGANISH //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 4. -С. 1717-1722.
13. Anarbayev M. A., Kurganov O. N., Berdiyev F. O. FO 15-16 YOSHLI ERKIN KURASHCHILARNING UMUMIY JISMONIY TAYYORGARLIK DARAJASINI RIVOJLASHTIRISH //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. -№. 5. - С. 614-619.
14. Berdiyev F. O. ERKIN KURASHCHILARNING MUSOBAQA OLDI TAYYORGARLIK BOSQICHIDA TEZKOR-KUCH SIFATLARINI TAKOMILLASHTIRISH //Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). - 2022. - Т. 2. - №. 3. - С. 61-67.
15. Ochilovich B. F. BELDAN OSHIRIB TASHLASH USULINI BAJARISHDA ERKIN KURASHCHILARNING TEZLIK SIFATINI RIVOJLANTIRISH USLUBIYATI //TA'LIM VA RIVOJLANISH TAHLILI ONLAYN ILMIY JURNALI. - 2022. - Т. 2. - №. 6. - С. 161-165.
16. Yusupova M. Y. Sport takomillashuv guruhlarida dzyudochilarning kuch va tezkor kuch qobiliyatlarini rivojlantirish //Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). - 2022. - Т. 2. - №. 3. - С. 78-82.
17. Бердиев Ф. О. СВЯЗЬ ЭМОЦИЙ С ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ БОРЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ //ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. - 2020. - №. SI-3.