Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ'

АНАЛИЗ УРОНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / здоровье / студенты / физическая подготовленность / легкая атлетика.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лариса Владимировна Смурыгина

В статье представлены результаты исследований уровня физической подготовленности студентов. Определена роль занятий легкой атлетикой в повышении здоровья студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лариса Владимировна Смурыгина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-384-393

АНАЛИЗ УРОНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

Лариса Владимировна Смурыгина

кандидат педагогических наук, доцент Узбекский государственный университет физической культуры и спорта

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследований уровня физической подготовленности студентов. Определена роль занятий легкой атлетикой в повышении здоровья студентов

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье, студенты, физическая подготовленность, легкая атлетика.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS IN TRACK AND FIELD ATHLETICS LESSONS

ABSTRACT

The article presents the results of research on the level of physical fitness of students. The role of athletics in improving the health of students is determined

Keywords: physical education, health, students, physical preparedness, athletics.

Правительство Республики Узбекистан в настоящее время проявляет исключительную заботу о всестороннем духовном и физическом развитии подрастающего поколения, строителей нового демократического общества. Важным аспектом в сложной проблеме воспитания нового поколения является физическое воспитание студентов, которое при правильной его постановке и организации может и должно оказывать всестороннее физическое воспитание и влиять на подготовленность молодежи.

Признавая высокую социальную значимость массового спорта, в нашей стране для сохранения и расширения здоровья были созданы соответствующие условия для привлечения населения в спортивную активность. Вместе с тем, предпринимаемые в масштабе государства практические меры по его развитию,

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-384-393

в полной мере не обеспечили целевые задачи по массовому охвату и вовлечению населения в спортивно массовую и оздоровительную работу. Во многом это было обусловлено несистемным подходом и нечетким определением компетенции структур различного иерархического уровня, а также некомпетентностью и непрофессионализмом ответственных к этому важному делу. (Постановление Президента Республики Узбекистан. От 03.06 17. О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта).

Профилактика заболеваний и укрепление здоровья студенческой молодежи - это повышение уровня физической подготовленности путем выполнения специальным образом организованной системы физических упражнений получивших название оздоровительной тренировки.

Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры, является достижение массой людей комплексных показателей физического совершенства. Под этим подразумевается оптимальная мера общей физической подготовленности, гармоничного физического развития и крепкого здоровья.

На современном этапе развития нашего общества изменился образ жизни студентов. Ведущие ученые многих стран пришли к мнению, что недостаток движений в жизни студентов, является одной из причин нарушения осанки, появления избыточного веса и других нарушений в физическом развитии.

Анализ состояния физической подготовленности студенческой молодежи показывает, что за последнее десятилетие возросло количество учащихся, имеющих низкую оценку физической подготовленности, улучшение одной из главных задач физического воспитания.

Выявлено, что разработка, совершенствование и научное обоснование технологий физической подготовки для учащихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности или отклонения в состоянии здоровья, отстает от потребностей практики. Требуется разработка и научное обоснование технологий физической подготовки учащихся всех отделений.

В связи с вышесказанным необходима комплексная разработка, совершенствование и научно-методическое обоснование инновационных технологий в сфере массовой физической культуры и спорта широких слоев населения, имеющих низкий уровень физической подготовленности или отклонения в состоянии здоровья.

Среди многочисленных средств, применяемых для совершенствования

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-384-393

физической подготовленности, оздоровления и повышения работоспособности человека, продления жизни и творческой деятельности на первом месте стоят физические упражнения, виды гимнастики, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, игровые виды спорта.

Целью настоящей работы явилось определение эффективности методики занятий легкой атлетики для повышения физической подготовленности и здоровья студентов.

Для реализации цели перед исследованием были поставлены следующие задачи:

a. Анализ научно-методической литературы по вопросам содержания и контроля физического воспитания студентов

b. Исследовать исходный уровень и динамику физического развития и физической подготовленности студентов.

Известно, что, двухразовые занятия в неделю по физической культуре не обеспечивают потребностей молодого организма в движениях и не являются в связи с этим оптимальной формой занятий физической культурой. При этом средства, которые педагоги физической культуры применяют на учебных занятиях в соответствии с программой являются неэффективными для получения спортивного и оздоровительного эффектов от занятий.

Как следствие, в последние годы, отмечается снижение уровня физической подготовленности и ухудшение состояния здоровья студентов. Это приводит к росту числа студентов, занимающихся физической культурой в вузе в специальном учебном отделении.

Количество студентов, отнесенных к специальному отделению, у разных исследователей сильно варьирует. По обобщенным данным оно составляет от 25,5% до 37% от общего числа студентов, обучающихся в том или ином вузе.

Таким образом, разработка, совершенствование и научное обоснование технологий физической подготовки для студентов, имеющих низкий уровень физической подготовленности или отклонения в состоянии здоровья, отстает от потребностей практики. Требуется разработка и научное обоснование технологий физической подготовки студентов всех отделений.

В основу рабочей гипотезы нашего исследования положено предположение о том, что научно-обоснованная методика занятий легкой атлетикой со студентами, имеющими низкий уровень физической подготовленности, будет способствовать более эффективному развитию

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-384-393

отстающих физических качеств и повышению уровня физического развития и функционального состояния.

Исследования были организованы в филиале московского государственного университета им М.В. Ломоносова в г. Ташкенте. Сбор данных осуществлялся совместно с преподавателями по физической культуре, а также часть измерений была проведена самостоятельно. В наших

исследованиях приняли участие юноши 1 -х курсов занимающихся по физическому воспитанию и относящихся к основному учебному отделению. Результаты всех занимающихся были разделены на 3 группы: 1 -занимающиеся спортом, 2 - занимающиеся самостоятельно физической культурой, 3 - не занимающиеся физической культурой кроме учебных занятий по физическому воспитанию.

Для проведения экспериментальных исследований по выявлению физического развития и физической подготовленности юношей были созданы 2 группы и проведены измерения исследуемых параметров.

Проведенные первоначальные фоновые исследования с 25 юношами позволили сгруппировать две группы (контрольная группа - 12 человек, экспериментальная группа - 13 человек).

Анализ исходных результатов в беге на 100 м показал, что у юношей контрольной группы средний показатель составил 14,4 сек; в экспериментальной группе он был на уровне 14,3 сек , как видно разница между группами была незначительная, при этом были отмечены низкие результаты - не отвечающие требованиям специальных тестов для учащихся колледжа. При втором обследовании показатели у юношей экспериментальной группы улучшились на 0,6 сек, а в контрольной группе на 0,3 сек, что соответственно составило 4,1 и 2,0%.При этом результаты в экспериментальной группе соответствовали требованиям специальных тестов на оценку «хорошо».

При первом обследовании в беге на 1000 м видно, что учащиеся групп показали результаты несколько ниже норм специальных тестов. При этом, средние показатели в контрольной группе были 4:38,2 сек, а в экспериментальной группе 4:35,3 сек. Немного лучшим был средний показатель при заключительном обследовании в контрольной группе 4:27,4 сек. В экспериментальной группе показатель были на уровне 4:15,2 и улучшились на 20,1 сек (7,3 %), а в контрольной группе положительные изменения находились в пределах 10,8 сек, в процентном соотношении он равнялся 3,8 %.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-384-393

Однако, показанные результаты еще не говорят о выполнении рекомендованных норм на оценку «сдано».

Студентам было предложено больше внимания уделять развитию выносливости, так как этот показатель может являться примером хорошего здоровья.

Прыжок в длину с места принимался у учащихся впервые, отсюда низкие исходные результаты. При первом обследовании учащиеся показали 165,3 см в контрольной группе и 166,1 см в экспериментальной группе. При этом видно, что исходный уровень был в группах одинаковый. В конце года в обеих группах произошли положительные изменения, но из-за того, что в экспериментальной группе была физическая нагрузка больше, то результаты выросли на 15,4 см, что составило 9,2%. В контрольной группе прирост составил 11,1 см (6,7%). При этом средние результаты при заключительном обследовании были в контрольной группе 176,4 см, в экспериментальной группе 181,5 см.

Поднимание ног до перекладины из исходного положения вис на прямых руках принималось у учащихся также впервые, поэтому было технически и физически тяжелым упражнением. В связи с этим, в группах был зарегистрирован низкий исходный уровень 4,6 и 5,3 раза. При заключительном обследовании в контрольной группе результат улучшился на 1,8 раза (39,1%).

В экспериментальной группе результаты у учащихся улучшились на 4,1 раза, что составило 77,3%. При этом средние результаты в группах были следующие: в экспериментальной 9,4, в контрольной 6,4 раза.

Таблица 1.

Динамика показателей физической подготовленности у юношей

Параметры ГРУ ппы Период обследова ния M± m G v t %

100 м,(сек) КГ I 14,4 2,4 1,8 7,3

II 14,1 2,3 1,9 7,2 0,3 2,0

ЭГ I 14,3 2,5 1,9 7,5

II 13,7 2,8 1,8 7,4 0,6 4,1

1000 м, (мин,сек) КГ I 4:38,2 9,4 10,2 9,2

II 4:27,4 8,6 10,3 8,7 10,8 3,8

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

DOI: 10.

412/2181-2454-2022-11-384-393

ЭГ I 4:35.3 9,4 9,4 9,1

II 4: 15,2 7,6 9,5 7,5 20,1 7,3

Прыжок в длину с места, (см) КГ I 165,3 4,3 5,4 10,3

II 176,4 4,7 5,5 10,5 11,1 7,1

ЭГ I 166,1 3,5 5,7 9,7

II 181,5 3,9 5,6 9,5 15,4 9,8

Поднимание ног до перекладины из положения вис, (раз) КГ I 4,6 0,7 1,2 6,8

II 6,4 0,6 1,3 6,5 1,8 39,1

ЭГ I 5,3 0,8 1,1 6,7

II 9,4 0,5 1,3 6,3 4,1 77,3

Подтягивание на перекладине, (раз) КГ I 7,3 2,4 1,5 8,4

II 10,7 2,7 1,7 7,3 3,4 46,5

ЭГ I 7,6 2,5 1,6 7,9

II 13,8 2,8 1,9 7,5 6,2 81,5

Сгибание и разгибание рук от пола, (раз) КГ I 15,8 3,4 3,9 9,5

II 19,6 3,5 4,3 11,2 3,8 24,0

ЭГ I 16,2 3,7 3,8 9,7

II 27,3 3,4 3,5 10,2 11,1 68,5

Подтягивание на перекладине являлось у учащихся обеих групп любимым упражнением. Исходный уровень был 7,3 и 7,6 раз при норме 8-10 раз. При заключительном обследовании показатели в контрольной группе были 10,7, в экспериментальной группе 13,8 раз, что соответствовало нормативу.

Анализ приростов по всем показателям физической подготовленности показал правильность выбранной нами оздоровительной методики. Однако, нужно заметить, что для студентов необходимо больше внимания уделить нагрузкам на выносливость, гибкость, быстроту и координацию. Тогда можно будет говорить о гармоничном развитии физических качеств.

Анализ всех результатов говорит о необходимости систематических оздоровительных и самостоятельных тренировочных занятий по легкой атлетике с обязательной общей физической подготовкой юношей и девушек.

Анализ результатов собственных исследований позволяет определить объем двигательной активности учащихся необходимый для достижения оптимального уровня физической подготовленности студентов. Кроме того, полученные в ходе исследований результаты позволяют анализировать

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-384-393

состояние физической подготовленности студентов занимающихся спортом, а также тех учащихся которые не занимаются в спортивных секциях, но систематически посещающих занятия по физическому воспитанию в колледже, играющих в различные спортивные и подвижные игры и изредка выполняющих самостоятельно упражнения на турнике, бег, прыжки, отжимания от пола и другие упражнения.

При выполнении бега на 1000 м было отмечено заметное напряжение и неумение правильно распределять силы по дистанции. Это связано с тем, что ранее учащиеся выполняли это упражнение без учета времени, поэтому показатель был в обоих группах был низкий и заметно отставал от норматива. Учащимся было предложено больше внимания уделять развитию выносливости, так как этот показатель может являться примером хорошего здоровья.

При втором обследовании показатели в обеих группах имели значительные сдвиги к повышению. Так, в контрольной группе показатель улучшился на 12 см, а в экспериментальной группе на 28 см. Средний показатель в контрольной группе был 367,2 см и соответствовал норме "сдано". В экспериментальной группе средний показатель составил 384,4 см.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критериями эффективности занятий и адекватных физических нагрузок на занятиях по физическому воспитанию явились:

- показатели роста результатов физической подготовленности и развития физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость);

- показатели уровня физического развития соответствующие нормам здоровья в данном возрасте (длина тела, масса тела, окружность и экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких и др.);

- показатели динамики функционального состояния студентов, адаптации к физическим нагрузкам (артериальное давление, частота сердечных сокращений, частота дыхания в покое и во время нагрузок; функциональная проба 20 приседаний за 30 сек, время восстановления после нагрузок);

- динамика объективных и субъективных показателей студентов во время выполнения физических нагрузок на учебных и самостоятельных занятиях указанных в дневнике самоконтроля студентов.

- знания студентов об избранном виде спорта;

- систематические занятия избранным видом спорта;

- соревновательная деятельность студентов в избранном виде спорта.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-384-393

Результаты проведенных обследований выявили низкий исходный уровень показателей некоторых функциональных систем организма, данных физического развития и физической подготовленности при поступлении в вуз. Анализ физического развития студентов обнаруживает по всем исследуемым показателям малоприметные сдвиги в статистически недостоверных пределах. Данные показатели находятся в тесной связи с их слабой физической подготовленностью. При исследовании деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем обнаруживается значительная разница показателей студентов основного и специального учебных отделений, наблюдаемая как в покое, так и при выполнении дозированных физических нагрузок.

Фоновые исследования на I этапе, до начала эксперимента показали, что улучшение отдельных результатов в течении учебного года у основной массы студентов занимающихся по общепринятой программе было недостаточно выражено по всем изучаемым показателям.

Для того, чтобы успешно сдать предложенные тесты юношам необходимо или тренироваться в секциях по видам спорта с обязательной общей физической подготовкой или самостоятельно заниматься по разученным упражнениям на уроках. Так как одних учебных занятий недостаточно для улучшения уровня физической подготовленности юношей. Результаты наших исследований показали, что технологии по физическому воспитанию студенческой молодежи должны быть пересмотрены на основе принципов оздоровительной направленности, гуманистической педагогики и психологии здоровья. В работе с молодежью необходимо с учетом индивидуальных особенностей больше опираться на самостоятельные занятия и активные методы обучения занимающихся.

ВЫВОДЫ

1. При исследовании особенностей физического развития и физической подготовленности юношей контрольной и экспериментальной групп было выявлено положительное влияние легкоатлетических занятий с поочередным использованием рекомендованных комплексов у юношей экспериментальной групп. В контрольной группе незначительные улучшения после 8-ми месяцев тренировки мы связываем с недостаточной разработкой их методики.

2. Данные педагогического исследований свидетельствуют о том, что для повышения уровня двигательной активности и развития физической

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-384-393

подготовленности студентов необходимы определенные дополнительные затраты времени на развитие физических качеств. общеразвивающими и подводящими к каждому упражнению специальных тестов

REFERENCES

1. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. /Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва. Издательский центр «Академия», 2006, - С. 45-57.

2. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры /под ред. Н.И.Чеснокова, В.Г.Никитушкина, М. ФиС, 2010, - 440 с.

3. Смурыгина Л.В. Содержание и методика самостоятельных занятий по физическому воспитанию со студентами специального учебного отделения. Дис....канд.пед.нвук, Ташкент, УзГИФК, 1994.

4. Смурыгина Л.В., Ганибаев И.Д. Определение уровня физической подготовленности студентов-легкоатлетов. Учебно-методическое пособие - Т.: 2012, - 155 с.

5. Смурыгина Л.В., Бондарь Е.А. Самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию. Учебно-методическое пособие, Издательско-полиграфический отдел ЧП «UZOQOV D.Z»,Чирчик, 2019 г.119 с.

6. Tolipovna I. D. YENGIL ATLETIKA MASHG „ULOTLARI JAROYONIDA YOSH YENGIL ATLETIKACHI QIZLARNI MASHG „ULOT MOTIVATSIYASINI SHAKLLANTIRISH //BARQARORLIK VA YETAKCHI TADQIQOTLAR ONLAYN ILMIY JURNALI. - 2022. - С. 352-356.

7. Давидова, К. Р., Абдурахимов, А. Э., Хомидова, О. К., Холбекова, Д. Н., & Исмаилова, Д. Т. (2022). Легкая атлетика в системе физического воспитания студентов. Science and Education, 3(10), 601-606.

8. Yusupov I. A. et al. O „ZBEKISTON YENGIL ATLETIKACHILARINING CHET EL MUSOBAQALARIDA 2018-2021 -YILLLARDAGI ISHTIROKI TAHLILI //Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). -2021. - Т. 1. - №. 3. - С. 304-312.

9. Хомидова О. К. и др. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БЕГУНОВ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ НА ЭТАПЕ МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

10. Adilov S. Q. et al. ERKIN KURASHCHILARINI MASHG „ULOT

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-384-393

JARAYONLARIDA MODELLASHTIRISHNI ASOSIY TARKIBIY QISMLARINI O „RGANISH //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 4. -С. 1717-1722.

11. Anarbayev M. A., Kurganov O. N., Berdiyev F. O. FO 15-16 YOSHLI ERKIN KURASHCHILARNING UMUMIY JISMONIY TAYYORGARLIK DARAJASINI RIVOJLASHTIRISH //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. -№. 5. - С. 614-619.

12. Berdiyev F. O. ERKIN KURASHCHILARNING MUSOBAQA OLDI TAYYORGARLIK BOSQICHIDA TEZKOR-KUCH SIFATLARINI TAKOMILLASHTIRISH //Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). - 2022. - Т. 2. - №. 3. - С. 61-67.

13. Ochilovich B. F. BELDAN OSHIRIB TASHLASH USULINI BAJARISHDA ERKIN KURASHCHILARNING TEZLIK SIFATINI RIVOJLANTIRISH USLUBIYATI //TA'LIM VA RIVOJLANISH TAHLILI ONLAYN ILMIY JURNALI. - 2022. - Т. 2. - №. 6. - С. 161-165.

14. Бердиев Ф. О. СВЯЗЬ ЭМОЦИЙ С ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ БОРЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ //ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. - 2020. - №. SI-3.

15. Солиев И. Р. и др. УРТА МАСОФАГА ЮГУРУВЧИЛАРНИ МУСОБА^АЛАРГА ТАЙЁРЛАШ ТЕХНОЛОГИЯСИ //Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). - 2021. - Т. 1. - №. 2. - С. 100-109.

16. Олимов М. С. УРТА МАСОФАГА ЮГУРУВЧИ СПОРТЧИЛАРДА ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИГИК ДАРАЖАСИНИ ШАКЛЛАНИШ ДИНАМИКАСИ //Fan-Sportga. - 2021. - №. 2. - С. 15-17.

17. Олимов М. С. ^ИС^А МАСОФАГА ЮГУРУВЧИЛАРНИНГ МАХСУС ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИГИНИ ШАКЛЛАНГАНЛИК ДАРАЖАСИ //Fan-Sportga. - 2021. - №. 5. - С. 3-6.

18. Солиев И. Р. ТОКИО (ЯПОНИЯ) ШАДРИДА БУЛИБ УТГАН XXXII ОЛИМПИЯ УЙИНЛАРИДА СПОРТНИНГ ЕНГИЛ АТЛЕТИКА ТУРИ БУЙИЧА УТКАЗИЛГАН МУСОБА^АЛАРНИНГ ТАДЛИЛИ //Fan-Sportga. -2021. - №. 6. - С. 13-15.

19. Солиев И. Р. и др. Енгил атлетика спорт турида машгулот ва мусобакд жараёнини бошкдриш тизимининг тахлили //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. Special Issue 1. - С. 123-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.