Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-303-308
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БЕГУНОВ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.
Одина Каххаровна Хомидова, Кадрия Рушановна Давидова, Дильноза Назаркосимовна Холбекова, Дильноза Толибовна Исмаилова, Азиз
Эргашбаевич Абдурахимов
Преподаватели Узбекского Государственного Университета физической
культуры и спорта. E-mail: odinaxamidova7@mail.com
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы исследование уровня физической подготовленности бегунов на выносливость начальной специализации. В ходе исследования были разработаны динамика скоростно-силовой подготовленности на этапе начальной специализации.
Ключевые слова: спорт, легкая атлетика, выносливость, динамика, уровень, результат.
ABSTRACT
The article deals with the problems of studying the level of physical fitness of endurance runners of initial specialization. In the course of the study, the dynamics of speed and strength training at the stage of initial specialization were developed.
Keywords: sports, athletics, endurance, dynamics, level, result.
ВВЕДЕНИЕ
Легкая атлетика является одним из самых доступных и популярных видов спорта. Велико ее оздоровительное значение. Занятия, в большинстве своем, проводятся на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы многих мышц человеческого тела. Можно сказать, что легкая атлетика является наиболее массовым из всех культивируемых в мире видов спорта.
Правильность выбранной методики спортивной тренировки во многом определяется учетом возрастных особенностей, параллельностью и последовательностью в воспитании физических качеств, важнейшими из которых для бегунов являются скоростно-силовые. Их эффективная увязка с
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-303-308
технической подготовленностью во многом решает вопрос достижения высоких результатов в юношеском возрасте без ущерба дальнейшим многолетним успехам спортсмена.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Этап начальной специализации легкоатлетов начинается в 12-13 лет и продолжается до 15-16 лет. Этот период двигательного развития детей характеризуется наиболее яркой неравномерностью прироста показателей физической подготовленности, завершением полового созревания. При переходе от этапа предварительной подготовки к этапу начальной специализации тренер должен учитывать: уровень физического развития и подготовленности, паспортный и биологический возраст спортсмена, его способности к возрастающим тренировочным нагрузкам. Цель занятий на данном этапе заключается в разносторонней подготовке спортсменов в группе видов легкой атлетики и постепенном переходе к избранной специализации. Основными задачами этапа начальной специализации являются: разносторонняя физическая подготовка, разносторонняя техническая подготовка в смежных видах легкой атлетики, воспитание морально-волевых качеств, овладение основами тактической подготовки. В ущербно-тренировочных группах 40% времени должно отводиться средствам ОФП, 40%
- СФП и 20% - средствам, повышающим эмоциональность занятий. На этом этапе происходит переориентация целевой установки занимающихся на достижение высоких спортивных результатов.
Г.Г.Сергейцева раскрывает особенности воспитания быстроты: «Быстрота
- это до определенной степени врожденное качество, трудно поддающееся воспитанию в процессе тренировки». Очень часто бег на 60 м в возрасте 10-14 лет выигрывает не самый быстрый, а самый сильный новичок (как правило, опережающий своих сверстников в физическом развитии). Многие же, даже очень быстрые дети, не могут показать высокого результата, так как у них просто не хватает сил для быстрого стартового разгона, поэтому для более точного выявления скоростных качеств (особенно у девушек) целесообразнее применять бег на 30 м с хода.
Основную роль в общей и специальной физической подготовленности спортсмена играет сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Именно эти физические качества, как органически взаимосвязанные стороны
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-303-308
физической подготовленности, в значительной мере, определяют всесторонность физического развития и высокие достижения в специализируемом виде спорта.
Стрижак А.Н. заостряет внимание на то, что один из аспектов, отражающий состояние педагогического тестирования - это соответствие используемых контрольных упражнений в специфике конкретного вида. Выбирая не специфические упражнения для педагогических проб, спортсмен на протяжении многих месяцев тренировки не имеет точного представления о времени вхождения в состояние спортивной формы или же ее сохранении, утрате.
Цель исследования путем изучения и обработки материалов тестирования, протоколов соревнований - определить достижения или показать причины низких результатов в метании молота и скоростно-силовой подготовленности в группе девушек начальной спортивной специализации.
Задачи исследования:
1. Определить уровень и проследить динамику результатов скоростно-силовой подготовленности у бегунов на выносливость на этапе начальной специализации.
2. Выявить особенности динамики скоростно-силовых качеств и результатов в двухлетнем цикле подготовки.
3. Сравнить динамику в скоростно-силовых видах тестирования и результатов за подготовительные и соревновательные периоды двухгодичных циклов.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ материалов по планированию и тестированию учебно -тренировочной группы бегунов на выносливость
3. Математическая обработка имеющихся данных.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Объясняется слабая динамика небольшим потенциалом сдвига результата за счет улучшения техники, так как этот резерв был израсходован ранее. Результаты периодов подготовки 2003 г. дают прибавки - 7% за подготовительный и 17% за соревновательный. Высокий результат соревновательного периода объясняется большим объемом выполненной
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-303-308
работы и как следствие возросшим уравнением скоростно-силовой подготовленности бегунов.
30 25 20 15 10 5 0 -5
^8-
14,8
Подгот.период
Соревн.период
Средний прирост показателей в периодах Средний прирост тестирования в периодах Рис. 2. Средний прирост результатов в тестах за подготовительный и соревновательный периоды двухлетнего цикла подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:
1. Выявлено, что прирост результатов в тестируемых упражнениях неодинаков. У бегунов за период подготовки, прирост доходит до 24% к исходному уровню и имеет тенденцию к увеличению с ростом мастерства. В упражнениях с преобладанием скоростной направленности (бег) и меньшей технической зависимости (прыжки с места) динамика результатов ниже - до 9%, что больше связано с ростом физических качеств спортсменки, чем с технической подготовленностью.
2. Установлено, что прирост контрольных результатов в скоростно-силовых упражнениях, выраженный в процентах, за весенне-летний (соревновательный) период в 1,7 раза превышает эти же показатели за осенне-зимний (подготовительный) период. И наоборот, рост результатов за подготовительные периоды двухлетнего цикла в 29 раз превышает фактически
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-303-308
остающиеся без изменений результаты за соревновательные периоды.
3. Если учесть, что рост результатов на этапе начальной специализации должен идти на протяжении всего годового цикла подготовки почти равномерно, то можно сделать вывод о несбалансированности физической и технической подготовки на протяжении исследуемых 2,5 лет в нашей группе.
4. Ввиду некоторого отставания наших бегунов в скоростно-силовой подготовленности необходимо, опираясь на новые методы контрольного тестирования поднять качество отбора детей в группы начальной подготовки. В подготовительном периоде увеличить объем скоростно-силовых упражнений.
5. Для ликвидации отставания среднего уровня спортивно - технических результатов рекомендовать сбалансировать тренировочную нагрузку. Включить в календарь соревнований несколько летних стартов
REFERENCES
1. Алабин В.Г. Начальная спортивная подготовка юного легкоатлета. - Минск: Высшая школа, 1972. - 80 с.
2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учеб. пособие. - К., 1999. - 317 с.
3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.- Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
4. Павлова О.И. Особенности тренировки юных легкоатлетов на различных этапах спортивной тренировки: Материалы Республиканского Симпозиума. Растущий организм и адаптация к физической и умственной нагрузке. - Казань, 1994. - 93 с.
5. Травин Ю.Г., Петров С.В., Латыпов И.К.Программирование тренировки юных бегунов на средние и длинные дистанции: метод рекомендации для студентов и слушателей ФПК Академия /Рос. Гос. акад. физ. культуры. - М., 1996. - 89 с.
6. Tolipovna I. D. YENGIL ATLETIKA MASHG 'ULOTLARI JAROYONIDA YOSH YENGIL ATLETIKACHI QIZLARNI MASHG 'ULOT MOTIVATSIYASINI SHAKLLANTIRISH //BARQARORLIK VA YETAKCHI TADQIQOTLAR ONLAYN ILMIY JURNALI. - 2022. - С. 352-356.
7. Давидова, К. Р., Абдурахимов, А. Э., Хомидова, О. К., Холбекова, Д. Н., & Исмаилова, Д. Т. (2022). Легкая атлетика в системе физического воспитания студентов. Science and Education, 3(10), 601-606.
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 11 |November, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-11-303-308
8. Yusupov I. A. et al. O 'ZBEKISTON YENGIL ATLETIKACHILARINING CHET EL MUSOBAQALARIDA 2018-2021 -YILLLARDAGI ISHTIROKI TAHLILI //Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). -2021. - Т. 1. - №. 3. - С. 304-312.
9. Хомидова О. К. и др. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БЕГУНОВ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ НА ЭТАПЕ МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
10. Adilov S. Q. et al. ERKIN KURASHCHILARINI MASHG 'ULOT JARAYONLARIDA MODELLASHTIRISHNI ASOSIY TARKIBIY QISMLARINI O 'RGANISH //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 4. -С. 1717-1722.
11. Anarbayev M. A., Kurganov O. N., Berdiyev F. O. FO 15-16 YOSHLI ERKIN KURASHCHILARNING UMUMIY JISMONIY TAYYORGARLIK DARAJASINI RIVOJLASHTIRISH //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. -№. 5. - С. 614-619.
12. Berdiyev F. O. ERKIN KURASHCHILARNING MUSOBAQA OLDI TAYYORGARLIK BOSQICHIDA TEZKOR-KUCH SIFATLARINI TAKOMILLASHTIRISH //Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). - 2022. - Т. 2. - №. 3. - С. 61-67.
13. Ochilovich B. F. BELDAN OSHIRIB TASHLASH USULINI BAJARISHDA ERKIN KURASHCHILARNING TEZLIK SIFATINI RIVOJLANTIRISH USLUBIYATI //TA'LIM VA RIVOJLANISH TAHLILI ONLAYN ILMIY JURNALI. - 2022. - Т. 2. - №. 6. - С. 161-165.
14. Бердиев Ф. О. СВЯЗЬ ЭМОЦИЙ С ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ БОРЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ //ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. - 2020. - №. SI-3.