Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ АТЛЕТОВ-ГИМНАСТОВ'

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ АТЛЕТОВ-ГИМНАСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность / ограниченные интеллектуальные возможности / гибкость / сила / равновесие.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Р. Ю. Машарипова, Р. Ю. Машарипова

В статье рассматриваются вопросы особенности работы с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ АТЛЕТОВ-ГИМНАСТОВ»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-730-737

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ

АТЛЕТОВ-ГИМНАСТОВ

Р. Ю. Машарипова

Ташкентский государственный стоматологический институт

Н. Ю. Пахрудинова

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы особенности работы с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Ключевые слова: физическая подготовленность, ограниченные интеллектуальные возможности, гибкость, сила, равновесие.

ANALYSIS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF ATHLETES OF SPECIAL

GYMNASTS

ABSTRACT

The article discusses the features of working with children with intellectual disabilities.

Keywords: physical preparedness, limited intellectual abilities, flexibility, strength, balance.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура и спорт являются одним из важных факторов достижения не только физического, но и духовного совершенства человека. В связи с этим в республике физическая культура и спорт стали одним из приоритетных направлений общественного развития. Об этом свидетельствует принятие Закона Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» и ряда важнейших правительственных решений, направленных на дельнейшее развитие физической культуры и спорта (1, 2).

Единство телесного, интеллектуального и мировоззренческого компонентов рассматривается как основополагающий принцип формирования физической культуры гармоничной личности, в том числе личности с нарушениями в состоянии здоровья. Совершенно очевидно, что вопросы, связанные с проблемами в состоянии здоровья, имеют самое непосредственное отношение к оценке оздоровительной эффективности занятий физической

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-730-737

культурой.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

Из всех нарушений здоровья человека ограниченная интеллектуальная возможность является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн. человек с ограниченной интеллектуальной возможностью.

Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют это не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками, как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (3, 9, 10, 11, 12,14).

Адаптивная физическая культура для детей с ограниченной интеллектуальной возможностью - это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния детей, поэтому специалисту адаптивной физической культуры для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать характерные проявления основного дефекта, особенности физического, психического, личностного развития данной категории детей (15, 16, 17).

Педагогические наблюдения проводились с целью получения сведений о естественном педагогическом процессе, сбора информации о детях с ограниченными интеллектуальными возможностями, уточнение гипотезы и метода исследования. Объектами педагогических наблюдений являлись средства адаптивного физического воспитания, поведение занимающихся, характер и величина физической нагрузки (4, 5, 6 , 7, 8, 13).

В ходе тестирования проводилась диагностика и оценка двигательной и психической сферы детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в соответствии с разработанными технологиями контроля исследуемых параметров двигательной деятельности занимающихся.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В исследовании приняли участие учащиеся, имеющие диагноз задержка психического развития, которые составили экспериментальную группу из 16 человек.

Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-730-737

максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития физической подготовленности, координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, коррекции сенсорных нарушений.

Для повышения эффективности процесса физического воспитания в указанных школах разработана методика комплексной коррекции двигательных способностей и функциональных возможностей школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями, основанная на использовании легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, в сочетании с упражнениями на дыхание и расслабление мышц. Данная методика позволяет более эффективно развивать двигательные способности подростков с данным отклонением, повышать функциональные возможности, работоспособность, успешно решать задачи социальной адаптации.

Педагогический формирующий эксперимент заключался в проведении занятий по разработанной методике, а также в получении информации о влиянии данной методики на улучшение показателей двигательных способностей, функциональных возможностей и физической подготовленности специальных атлетов-гимнастов экспериментальной группы. С целью определения эффективности разработанной методики проведен сравнительный анализ данных, полученных до и после педагогического эксперимента.

В таблице 1. приведены результаты показателей гибкости у специальных атлетов-гимнастов до и после эксперимента.

Во время исследования определялись пассивное растяжение коленного сустава, пассивное растяжение лодыжки, функциональная ротация бедра и функциональное вращение плеч.

Таблица 1.

Показатели гибкости у специальных атлетов-гимнастов до и после

эксперимента

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-730-737

Показате Коленный сустав -пассивное растяжение Икроножные мышцы -пассивное Функциональ ная ротация Функциональ ное вращение

ли растяжение лодыжки бедра плеч

левый правый левая правая левое правое левое правое

до эксперимента

X 18,50 18,56 8,06 7,56 9,81 10,63 11,81 13,06

5 9,30 8,94 4,89 4,56 4,21 3,96 9,66 9,62

после эксперимента

X 12,81 13,56 9,81 8,63 10,44 12,38 8,44 9,31

5 7,54 7,66 4,68 4,49 4,08 3,67 6,67 6,57

В таблице 2 приведены результаты показателей силы у специальных атлетов-гимнастов до и после эксперимента.

Таблица 2.

Показатели силы у специальных атлетов-гимнастов до и после

эксперимента

Функциональная сила ног (10 приседаний, сек) Частичный Функциональная

Показатели подъем тела в 1 минуту сила рук в опоре, сек

до эксперимента

X 14,88 22,44 15,63

5 4,63 10,27 3,95

после эксперимента

X 15,63 23,56 16,75

5 4,49 10,10 3,75

Для определения силы мы измерили функциональную силу ног, частичный подъем тела в 1 минуту и функциональную силу рук в опоре.

В таблице 3 приведены результаты показателей равновесия у специальных атлетов-гимнастов дои после эксперимента.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-730-737

Таблица 3.

Показатели равновесия у специальных атлетов-гимнастов до и после

эксперимента

Показатели Равновесия на одной ноге с открытыми глазами, сек Равновесия на одной ноге с закрытыми глазами, сек Функциональное сохранение равновесия, см

левая правая левая правая левая правая

до эксперимента

X 17,63 16,13 7,19 7,50 32,88 32,25

5 12,30 11,57 7,15 6,84 9,58 9,77

после эксперимента

X 18,75 17,31 8,94 10,19 35,31 33,50

5 11,80 11,15 6,81 6,67 9,31 9,42

Для определения равновесия мы провели тесты стояние на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами (сек), функциональное сохранение равновесия.

В таблице 4. приведены результаты показателей аэробных возможностей у специальных атлетов-гимнастов до и после эксперимента.

Таблица 4.

Показатели аэробных возможностей у специальных атлетов-гимнастов

до и после эксперимента

Показатели Количество шагов (2 мин) Пульс, уд./мин

до в конце через 2 минуты

до эксперимента

X 212,38 82,50 109,88 91,25

5 31,72 22,42 23,51 13,80

после эксперимента

X 222,94 74,50 96,88 82,63

5 29,46 18,94 16,20 12,47

Для определения аэробных возможностей специальных атлетов-гимнастов мы воспользовались степ-тестом. Число шагов в среднем составил

По результатам педагогического эксперимента видно, что показатель гибкости улучшился на 14,4%, силы на 5,3%, равновесия на 8,0% и аэробных

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-730-737

возможностей на 3,9%. Относительно лучшие результаты были выявлены в показателях гибкости и равновесия, так как наши атлеты - это девочки, занимающиеся художественной гимнастикой, упражнения которой помогают развивать гибкость и равновесие.

Резюмируя вышеизложенное можно сделать заключение о том, что предложенная нами методика, составленная на основе применения результатов исследования физической подготовленности, способствует высокому росту и эффективности физической подготовленности специальных атлетов-гимнастов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведённого исследования мы решили задачи, поставленные в начале работы, и выявили, что адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является, не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

Кроме того, проведя исследование, мы раскрыли, что содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности. Обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

REFERENCES

1. Закон Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» (новая редакция). 27 июля, 2000.

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О создании фонда развития детского спорта Узбекистана». 24.10.2002.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-730-737

3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие. - М.: Академия, 2009. - 272 с.

4. Керимов Ф.А. Спорт сохдсидаги илмий тадкикотлар. - Т.: ZAR QALAM, 2004. - 334 б.

5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: Владос. - 2000. - 120 с.

6. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены. Акад.пед.наук РСФСР/ М.С.Певзнер.-М.: 1959,-485с.

7. Певзнер М.С. Психологическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М.С.Певзнер, Л.И.Ростягайлова, Е.М.Мастюкова. М.: Педагогика, 1982.- 104 с.

8. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии /Л.М.Шипицына, Е.С.Иванов, Л.А.Данилов, И.А.Смирнова. СПб.: Образование, 1995. - 80 с.

9. Masharipova R. et al. The main factors of formation and physical culture in society //Systematic Reviews in Pharmacy. - 2020. - Т. 11. - №. 12.

10. Машарипова Р.Ю., Рожкова А.С. Использование нетрадиционных видов гимнастики для оптимизации занятий физической культурой в вузе //Сборник научных трудов I-Международная научно-практической онлайн-конференция «Актуальные вопросы медицинской науки в XXI веке». УДК. - 2019. - Т. 6. -С. 613-615.

11. Машарипова Р.Ю., Хасанова Г.М. Повышение двигательной подготовленности студентов-стоматологов в процессе учебных занятий физической культурой //Вестник науки. - 2020. - Т. 5. - №. 3. - С. 101-104.

12. Хасанова Г.М., Пахрудинова Н.Ю. Лечебно-корригирующая гимнастика как средство предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста //ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ И СПОРТ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. -2015. - С. 246-250.

13. Sevara M. et al. The Role of Nurses in Organizing HIV Prevention Work in Educational Institutions //Annals of the Romanian Society for Cell Biology. - 2021. -С. 3079-3088.

14. Пахрудинова Н. Ю., Хасанова Г. М., Машарипова Р. Ю. ХОРЕОГРАФИЯ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ //ББК: 51.1 л0я43 С-56 А-95. - С. 278.

15. Denisova U. J. The Relationship of Morphometric Signs of The Physique of Basketball Players With Indicators of Physical Fitness //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. - 2020. - Т. 8. - №. 3 Part II. - С.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-730-737

6-9.

16. KR M. et al. RISK FACTORS CAUSED BY CONGENITAL DISORDERS IN CHILDREN //A BIBLICAL NARRATIVE OF THE THEOLOGY OF WORK.

17. Денисова У. Ж., Машарипова Р. Ю. ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБМАННЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ 1-КУРСА НА ОСНОВЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР //Вестник науки. - 2022. - Т. 4. - №. 1 (46). - С. 18-24.

18. АХМАДАЛИЕВА С. У., ДЕНИСОВА У. Ж. РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ И ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ //ББК 60 О 23. - 2019. - С. 89.

19. Kamilova, D. N., Saydalikhujaeva, S. K., Rakhmatullaeva, D. M., Makhmudova, M. K., & Tadjieva, K. S. (2021). PROFESSIONAL IMAGE OF A TEACHER AND A DOCTOR. British Medical Journal, 1(4).

20. Kamilova, D. N., & Saydalikhujaeva, S. Kh., Abdashimov, ZB, Rakhmatullaeva, DM & Tadjieva XS (2021) EMPLOYMENT RELATIONS AND RESPONSIBILITIES OF MEDICAL INSTITUTIONS WORKERS IN A PANDEMIC IN UZBEKISTAN. Journal of Medicine and Innovations, 2, 13-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.