УДК 377.031
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ДИЗАЙН»
© 2013 А.В.Деревицкая
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
Многопрофильный колледж
Статья поступила в редакцию 27.11.2012
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты методики развития художественно-проектной компетенции формирующей специалиста (выпускника) в профессиональной области «дизайн». В предложенной методике процесса развития художественно проектной компетенции, выявлена и обоснована необходимость применения проектного метода и методов эвристики.
Ключевые слова: художественно-проектная компетенция, проектный метод, эвристический метод.
"Основным результатом профессионального образования на современном этапе выступает компетентность будущего специалиста, рассматриваемая как совокупность научных знаний и умений, креативных способностей, самостоятельности, адекватной самооценки, гуманистических ценностных ори-ентаций, эмоционально-волевой регуляции поведенческих проявлений личности. Компетентность характеризуется мобилизационной готовностью реализации в любой требующей этого ситуации, причем природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, т. е. при наличии ценностно-смыслового отношения, глубокой личностной заинтересованности будущего специалиста в данном виде деятельности.
Изменения, наблюдаемые в профессиональной деятельности студентовхудожественно-творческих специальностей, обуславливают повышение значимости художественно-проектной составляющей профессиональной подготовки компетентного специалиста, а именно художественно-проектной компетенции (ХПК).
В нашем исследовании художественно-проектная компетенция (ХПК) понимается какличностная, ин-тегративная, формируемая характеристика способности и готовности выпускника (специалиста), проявляющаяся в художественном проектировании, на основе владения специальными дизайнерскими знаниями и умениями с использованием современных технологий и методов дизайн проектирования.
Таким образом, развитие ХПК студентов в про-фессиональномобразовании является процессом преобразования, изменения существующего субъективного опыта дизайн деятельности, появление новых компонентов, влияющих непосредственно на последовательные и целенаправленные изменения личности студента — ее мотивационно-ценностного отношения в профессиональном становлении.
Обосновать содержание методики развития художественно-проектной компетенции студентов в профессиональной области «дизайн» являлась одной из центральных задач нашего исследования.
Анализ работ по проблеме компетентностного подхода в образовании таких исследователей как, В.И.Байденко, В.А.Болотов, И.А.Зимняя, В.В.Сериков, Ю.Г.Татур, Ю.В.Фролов, А.В.Хуторской, В.Д.Шадриков, И.С.Якиманская и др. дал возмож-ностьутверждать, что профессиональная компетентность определяет такие качества специалиста, как: единство теоретических знаний, практическую подготовленность, владение на достойном уровне профессиональными навыками, способность осуществлять все виды профессиональной деятельности, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, умение общаться, способность нести профессиональную ответственность за результаты своей творческой деятельности.
При этом на первое место при профессиональной подготовке будущих специалистов выдвигается не информированность студента, а умение общаться с многочисленными профессиональными проблемами. Грамотно подготовленный специалист не только «знает», но и «мыслит». Для развития компетентного специалиста, студенту на протяжении всего процесса обучения необходимо привить умение осознавать поставленную учебную проблему, расставлять приоритеты, умение планировать свою деятельность, проецировать результат, адекватно оценивать приобретенный новый опыт, самостоятельно контролировать эффективность собственной деятельности, развивать свой художественно-творческий потенциал.
Следует подчеркнуть, что в контексте нашего исследования, методика в дизайне - одна из самых сложных и противоречивых проблем теории худо-жественного-проектирования, это связано с молодостью большинства направлений дизайн-деятельности и принадлежностью дизайна к сфере искусств, в которой результативность нередко достигается при свободе творчества, а не в рамках его жесткой регламентации. Поэтому методика дизайна заимство-
Деревицкая Анна Владимировна, преподаватель. E-mail: [email protected]
вана из самых разнообразных источников. Ее большая часть взята из различных видов искусств: архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, театра и кинематографа и разных областей техники, экономики, социологии, прикладных наук (например, бионики).
С точки зрения исследователей Е.В.Ткаченко и С.М.Кожуховской новейшая концепция дизайн-образования и обучения дизайнеров призвана преодолеть объективную разноплановость дизайна установкой на освоение методов собственно проектной деятельности1. При этом, как утверждаютавто-ры, акцент делается не только на умение проектировать все или что-то, а и на усвоение общих универсальных основ проектной деятельности.
Вопросы, связанные с развитием проектной деятельности, освещены в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых в области философии, педагогики и психологии - В.П.Беспалько, Н.В.Бордовской, Л.С.Выготского, В.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, И.П.Подласого, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина, Л.В.Фридмана, А.В.Хуторского и др. Проблеме формирования проектной деятельности посвящены и диссертационные исследования О.И.Генисаретско-го, В.А.Григорьева, А.Д.Ильяшевой, В.С.Куликова, А.Г.Наумова, Е.В.Ткаченко, С.М.Кожуховской, Т.В.Усатой, В.А.Федорова, В.П.Фалькои др.
В исследованиях установлено, что в основе проектного обучения лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно структурировать и актуализировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение увидеть, обосновать и успешно решить любую проектную задачу. Владения проектной деятельностью позволяет студентам распознавать проблему, преобразовывать ее в цель своей деятельности, разрабатывать план достижения этой цели, осуществлять его, добиваться результата и, провести анализ, что целенаправленно формирует и развивает художественно-проектную компетенцию студентов в профессиональной области дизайна.
Неслучайно в методике нашего исследования проектный метод определился как основополагающий в процессе развития ХПК студентов в профессиональной области дизайна. Как пишет Е.С.Полат -«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей су-ти»2. Категория проектной технологии как педагогической технологии получила в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке достаточно глубокую теоретическую разработку.
1 Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития. - Екатеринбург: 2004. - С. 24.
2 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3. - С. 12.
Педагогическая технология при этом, по утверждению А.М.Новикова, - это система условий, форм, методов, средств и критериев решения по-
~ ~ 3
ставленной педагогической задачи3.
Необходимо отметить, что проектная технология развития художественно-проектной компетенции -это совместная учебно-познавательная, творческая и художественно-проектная деятельность студентов, и преподавателей в профессиональной области «дизайн», направленной на достижение результата этой деятельности. Таким образом, обучение студентов художественно-проектной деятельности предполагает освоение ими системы специальных знаний, формирование и развитие необходимых художественно-проектных умений и приобретение художественно проектного опыта, что и составляет основу для развития художественно-проектной компетенции, как важной составляющей профессиональной компетентности дизайнеров разных направлений и специализаций. В этом смысле проектное обучение как продуктивная технология становится своеобразным «тренажёром», в котором осуществляется подготовка к профессиональной деятельности и создается личная система ценностей на основе рефлексии по поводу результатов деятельности.
Проектная деятельность позволяет придать личностный смысл профессиональным знаниям, даёт возможность студенту и преподавателю реализовы-вать собственные художественно-проектные идеи и замыслы. Художественное проектирование в образовательном процессе развивает у студентов такие качества как склонность к практическому влиянию на окружающую среду, интерес к процессу и результатам этого влияния; активность и работоспособность при исполнении решений посредством собственных практических действий, а также потребность в самореализации4.
Такие исследователи как Н.Ю.Бугакова, Т.М.Ка-уда, Н.В.Матяши др.отмечают, что процесс художественно-проектной деятельности студентов становится основой для самовыражения, саморазвития, и самореализации студента, в ходе осуществления которой реализуется принципиндивидуализации обучения, заключающийся в развитии индивидуальных способностей и склонностей в процессе учебных и вне учебных занятий. В связи с этим можно утверждать, что традиционные практики обучения в профессиональном образовательном процессе и художественно-проектная практика принципиально отличаются качеством вовлеченности участников в обучающий процесс. Если в одном - исполнение, то в проектном содержании - личностная вовлеченность в порождение проектных инициатив, замыслов художественно-проектной деятельности.
3 Новиков ЛМПрофессиональное образование. России Перспективы развития. - М.: 1997. - С. 97.
4 Федоров В.А. Художественно-проектная компетенция педагога профессионального обучения в области дизайна: Проблемы формирования - Екатеринбург: 2010. - С. 61.
Частично-поисковый или эвристический метод обучения
Метод обучения заключающийся в организации активного поиска решения учебно-познавательных задач
выдвинутых в обучении А К самостоятельно
или
N V
сформулированных под руководством преподавателя л \ на основе эвристических программ и указаний
либо
Рис.1 Структура эвристического метода обучения
Современные эвристические методики в художественном проектировании
■ Метод ассоциаций ■ это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти (явления природы, события в обществе, предметы действительности); ■ ассоциации: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные (форма лужи на асфальте, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне).
■ Метод аналогий ■ метод решения поставленной задачи ■ интерпретацией творческого источника и превращение его путем трансформаций в проектное решение (например: способ «переплетения»-из декоративно-прикладного искусства и т.д.)
■ Бионически й метод ■ бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных особенностей формы, новых свойств поверхностей и фактур, через анализ конкретных объектов бионики (крылья насекомых, конструкция цветка) ; ■ метод предполагает перенести внимание на объекты природы; увидеть в обычном интересную идею, принцип, способ
■ Метод наводящей задачи ■ решение исходной задачи и определение тех показателей, которые мешают решению данной задачи; ■ поиск сходных чужих идей (журналы мод, выставки, показы моделей одежды и прически, посещение семинаров и мастер классов, )в тщательном анализе их достоинств и недостатков.
■ Метод гиперболы ■ создания гротескного образа широко используется в современном модном эскизе, а так же в моделях некоторых дизайнеров одежды для создания наиболее выразительного образа (И. Мияке, Дж. Гальяно, А. Мак-Квин, Д. Ван Ноттен).
■ Метод передовых технологий ■ новейшие технологии которые используются в проектировании для создания художественного проекта, способных изменять внешний вид (пластику формы, фактуру ,композицию, цвет, освещение и т.д.).
Рис. 2. Эвристические методики, используемые в художественном проектировании
В исследованиях А.Г.Куликова и В.П.Наумова сущность процесса художественного проектирования заключается в моделировании - создании модели объекта в соответствии с общественной, социально-культурной, утилитарно-практической, эстетической функциями и закономерностями формообразования и выделяютследующие этапы проектирования5: 1) подготовительный этап - сбор и обработка информации; 2) этап творческого поиска решения; 3) этап эскизирования; 4) этап творческой раз-
5 Куликов А.Г., Наумов В.П. Технология проектной деятельности. - М.: 2010. - С. 78.
работки; 5) графическое исполнение проекта и макетирование.
Обзор и анализ этапов художественного проектирования, представленных различными исследователями В.А.Григорьевым, В.С.Куликовым,
A.Г.Наумовым, Т.В.Усатой, В.А.Федоровым,
B.П.Фалько показывает, что в подходе к данному вопросу принципиальных различий у исследователей нет. Каждый этап, представляющий часть проектировочной деятельности, характеризуется собственными задачами, механизмом и результатом проектной деятельности.В нашем исследовании проектная методика развития ХПК, теоретическая и
практическая работа студентов строится следующим образом6: 1) осмысление проблемной ситуации; 2) предпроектный анализ; 3) определение принципов и средств решения задачи; 4) формирование формального образа; 5) анализ проектной ситуации; 6) эскизный поиск принципиальных решений; 7) проектная проработка.
Разработанные на рубеже прошлого столетия идеи проектного обучения со временем претерпели определенную эволюцию. Учитывая направленность проектного метода на формирование проектной культуры, которая, по словам И.А.Зимней, предполагает искусство планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления, проектный метод все больше становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы профессионального образования7. В связи с этим впедагогической практикепроектный метод не является принципиально новым, но, вместе с тем, его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Рассматривая в исследовании сущность художественного проектирования,необходимо заметить, что при решении творческихи художественно -проектных задач проектным методом не всегда можно добитьсяпоявленияновых интересных (креативных) решений и оригинальных идей в разработке проекта.Опыт коллег и собственный педагогический опыт показывает, что развитие проектного мышле-ния,творческого воображения, а также нетривиальных путей решения творческих задач, преодоление психологической инерции происходит путём использования возможностей методов эвристики.
Таким образом, актуальность активизации творческого поиска, направленная на развитие проектного мышления студента и на интенсификацию самого процесса проектирования, привела к оправданной необходимости применения эвристического метода в нашем исследовании по развитию художественно -проектной компетенции студентов в профессиональной области «дизайн». Данный метод характеризуется в педагогическом словаре как частично-поисковый метод, как организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности8. (Рис. 1).
Эвристика (от греч. Heurisko - отыскиваю, открываю) - это наука, изучающая продуктивное творческое мышление9. Большой вклад в развитие
эвристических методов внесли американские и российские ученые, которые пришли к выводу, что плодотворным может быть изучение и практическое внедрение наряду с традиционными эмпирическими приемами нетрадиционных методов, так называемых технологических приемов творчества., которые позволяют разбудить в будущем специалисте инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способности, развить логику мышления в профессиональном направлении, развивая художественно-проектную компетенцию. В исследовании обобщены и практически внедрены некоторые современные эвристические методики, представленные на рис.2.
Эвристические методы обучения на современном этапе развития образования присутствуют практически в каждой классификации методов обучения в качестве отдельной группы. Основания эвристического обучения изложены А.В.Хуторским в монографии «Эвристическое обучение: Теория, методология, практика». По мнению автора, дидактическая эвристика - наука об обучении как открытии; это педагогическая теория, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности10.
Процесс мышления студентов при этом приобретает продуктивный характер, поэтапно направляясь и контролируясь педагогом или самими обучающи-мися.Признавая значимость «эвристического метода» в ряду проблем развития художественно-проектной компетенции студентов в профессиональной области «дизайн», следует выделить методику провоцирования художественного творчества студентов через «эвристическое погружение», при этом анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие «погружения» практически не сформулировано. При самом общем подходе под «погружением» подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованные занятия одним (или несколькими близкими) дисциплинами.
6 Деревицкая А.В. Теоретические аспекты развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа. -Челябинск: 2011. - С.67.
7 Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: 2000.- С. 112.
8 Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь - М.: 2003. -С. 165.
9 Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методо-
логия, практика. — М.: 1998. - С. 16.
10 Хуторской А.В. Эвристическое обучение: .... - С. 97.
Рис. 3. Система типов структур эвристических занятий организуемых со студентами в профессиональной области «дизайн»
Структура эвристических занятий
Эвристическое погружение (сквозное курсовое проектирование) Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. студенты составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце её изучения.
Метапредметное обучение (дипломное проектирование) Последовательно рассматриваются различные концепты темы: исторический, методологический, технологический, художественный и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации по теме. Концепты предлагаются преподавателем или составляются студентами
Эвристическая образовательная ситуация (конкурс профессионального мастерства) Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития эвристической образовательной ситуации: мотивация деятельности, постановка проблемы; индивидуальное или коллективное решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; изучение культурно-исторических аналогов, результаты, рефлексия и оценка деятельности.
Согласно А.В.Хуторскому, цель эвристического «погружения» — «не пройти программу, а организовать такую деятельность ребят, которая бы им была близка по духу и в которой они не только бы изучили что-то новое, но и реализовали свой опыт и знания, получили и осознали свой личный результат. Ключевым моментом такой технологии является, по мнению ее создателя, эвристическая образовательная ситуация» при которой преподаватель в эвристическом «погружении» стремится достичь личного творчества обучающихся, происходящего в созидаемых педагогом условиях11. В нашем исследовании «погружение» - это специальная организация концентрации внимания и усилий (художественно -проектной направленности) студентов и преподавателей над проектной проблемной ситуацией, решение которой достигается посредством интеграции содержания, методик и форм активного обучения, создавая интегративно-развивающую среду с особым творческим климатом; формирующим характер интерактивного взаимодействия субъектов образо-вательногопроцесса.
При этом содержание понятия «взаимодействие» в психологическом словаре трактуется как: «... процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь»12. Взаимность процесса взаимодействия педагога и учащегося подчеркивал Л.С.Выготский. Его точка зрения - только взаимная активность, как педагога, так и учащегося способна создать активную среду13. В практике нашего исследования по развитию ХПК
11 Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: .... - С. 121.
12 Карпенко А.А. Краткий психологический словарь. - Ро-стов-н/Д.: 1998. - С. 76.
13 Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д.: 1998. - С. 154.
используются несколько типов структур эвристических занятий, представленных на Рис. 3.
В процессе эвристических уроков и сотворческо-го взаимодействия студентов и преподавателей в результате проектного обучения, обогащается вита-генный опыт каждого, происходит присвоение и развитие норм и ценностей проектной культуры, обеспечивая становление готовности будущего специалиста к самоорганизации и самонаучению. Всё это является психологическим основанием развития профессиональных компетенций, таких как ХПК, которые в большей степени есть продукт саморазвития субъекта, а не «научения извне».
Таким образом, использование технологии проектирования и различных методов эвристики является в нашем исследовании частью методического комплекса, направленного на развитие художественно-проектной компетенции студентов в профессиональной области дизайна, что позволит сформировать грамотного компетентного специалиста обладающего не только знаниями, умения и навыками художественного проектирования, но и способностью, и готовностью реализовать их в работе.
Компетентность предполагает наличие у обучающегося внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как к ценности, формирование которой, в нашем исследовании способствует проектная методика. Проектная методика по развитию ХПК по сути призвана стимулировать интерес студентов творческих профессий к профессиональным проблемам, и через художественно-проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний, т.е. соединение академических знаний с прагматическими при со-
блюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Методы творчества, необходимые для решения творческих задач проектирования помогает постичь эвристика - наука, изучающая продуктивное творческое мышление, посредством эвристических уроков и современных эвристических методик художественного проектирования.В связи с этим, предложенные аспекты методики по развитию
ХПК студентов формируют способности выхода за рамки предмета своей профессии, а также обладание творческим потенциалом для саморазвития и самореализации. Профессионально развиваясь, такой специалист имеет возможность создавать что-то новое (инновационное) в своей профессии и нести ответственность за принятое решение, определять цели, исходя из сложившихся у него ценностных оснований.
BASIC ASPECTS OF THE METHODOLOGY OF DEVELOPMENT ARTISTIC-DESIGN COMPETENCE FOR STUDENTS IN THE PROFESSIONAL SPHERE OF «DESIGN»
© 2013 A.V.Derevitskaya Magnitogorsk State Technical University. Multisectoral College
This article discusses some aspects of the methodology of development artistic-design competence, which is forming specialist (graduate) in the professional field of «design». In the proposed method of development process, the necessity of project and heuristic methods application was identified and justified. Keywords: artistic-design competencies, project method, heuristic method.
Derevitskaya Anna Vladimirovna, teacher. E-mail: [email protected]