Научная статья на тему 'Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии'

Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4702
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECTIVE METHOD / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROJECTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетка В. В.

В статье рассматривается вопрос эффективного применения метода проектного обучения в процессе формирования профессиональных компетенций выпускников специальности 072501. Дизайн (по отраслям). Освещены принципы работы над проектом и методика его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PROJECTIVE METHOD OF TEACHING AS A MEANS OF REALIZATION OF A PROFESSION ORIENTED EDUCATION

The article considers the problem of effective application of the projective teaching method in the process of forming the professional competences of graduating students of speciality 072501 Design (on branches). The principles of work at project and methodology of its realization are described.

Текст научной работы на тему «Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии»

а следовательно и на его дальнейшее трудоустройство.

Реализация стандартов третьего поколения требует применения в образовательном процессе современных образовательных технологий, таких как: кейс-метод, метод проектов, моделирование производственных ситуаций, применение информационно-коммуникационных технологий.

Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержание, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную взаимосвязь всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенных

единиц учебного материала, методического руководства и системы контроля.

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы) [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 488 от 12.11.2009. - URL: http://kg-college.ru/college/obr_ standart.htm (дата обращения18.01.2013).

2. Бондарева С. Р. Теоретические и практические аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL: http://lfostu.ucoz. ru/publ/filosofija_obrazovatelnogo_uchrezhdenija/problemy (дата обращения18.01.2013).

3. Голищева К. Э. Опыт, проблемы и развитие СПО в сфере перехода к ФГОС - 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stvcc.ru/prep/articles/expirens/ (дата обращения 12.01.2013).

УДК / UDC 377.5 В. В. Решетка

V. Reshetka

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

A PROJECTIVE METHOD OF TEACHING AS A MEANS OF REALIZATION OF A PROFESSION ORIENTED EDUCATION

В статье рассматривается вопрос эффективного применения метода проектного обучения в процессе формирования профессиональных компетенций выпускников специальности 072501. Дизайн (по отраслям). Освещены принципы работы над проектом и методика его реализации.

The article considers the problem of effective application of the projective teaching method in the process of forming the professional competences of graduating students of speciality 072501 Design (on branches). The principles of work at project and methodology of its realization are described.

Ключевые слова: метод проектов, профессиональные компетенции, проектная деятельность.

Keywords: projective method, professional competences, projective activity

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего

поколения направлены на формирование профессиональных компетенций специалиста, ведущими технологиями становятся практикоориентированные и интерактивные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и, соответственно, овладение комплексными умениями по организации учебного процесса в новых условиях.

Сегодня метод проектов является одним из эффективных методов практико-ориентиро-ванной технологии, позволяющий рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» -вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [1].

Проектный метод обучения кардинально отличается от классических: студенты само-

стоятельно ставят цель и определяют пути ее достижения, осуществляют поиск, отбор, обобщение и анализ необходимой им информации (преподаватель выступает в роли консультанта).

Метод проектов - это способ обучения, при котором в процессе самостоятельного планирования и активного выполнения определенного типа заданий происходит решение значимой для обучающихся проблемы и создаются условия для формирования профессиональной компетентности, а проектная деятельность рассматривается как деятельность обучающихся в определенных рамках.

Проект - это 6 «П»:

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Помимо традиционного использования проектной деятельности - курсовое и дипломное проектирование, данная технология применяется как особый вид педагогической деятельности [2].

Основные цели метода проектного обучения:

• научить студентов самостоятельно достигать намеченной цели;

• научить студентов предвидеть минипроблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели;

• сформировать у студентов умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией);

• сформировать у студентов навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта, работы и делового общения в группе.

Этапы организации проектной деятельности.

Подготовительный:

• поиск проблемного поля,

• выбор темы и ее конкретизация.

Поисковый:

• уточнение тематического поля и темы проекта, ее конкретизация,

• определение и анализ проблемы,

• постановка цели проекта.

Аналитический:

• анализ имеющейся информации,

• сбор и изучение информации,

• поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности,

• составление плана реализации проекта,

• анализ ресурсов.

Практический:

• выполнение запланированного продукта исследовательской деятельности,

• текущий контроль качества продукта деятельности,

• внесение (при необходимости) изменений в творческий продукт деятельности.

Презентационный:

• подготовка презентационных материалов (слайд- презентация, портфолио),

• презентация проекта,

• изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, публикация).

Контрольный:

• анализ результатов выполнения проекта,

• оценка качества проекта.

Объекты оценки при проектировании:

• результативность проектной деятельности;

• продукт проектной деятельности;

• продвижение обучающегося (личностные приращения: узнал, научился, смог, понял, преодолел...);

• уровень сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся [3].

В процессе обучения студентов специальности 072501. Дизайн (по отраслям) работа над проектами занимает особое место, позволяя студенту приобретать знания, которые не достигаются традиционными методами обучения. Например, для овладения профессиональным модулем ПМ 01 «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских] проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов» студентам необходимо выполнить два моно-, четыре междисциплинарных и 1 курсовой проект. Проекты носят многосторонний и углубленный характер. По виду их можно разделить на два типа: прак-тико-ориентированные и творческие. К первому типу можно отнести проекты, которые занимаются решением определенной проблемы и имеют практический характер. В результате проектирования студенты должны предоставить доклад, реферат, слайд-презентацию и альбом чертежей проектируемого объекта.

Задачи проектов второго типа определены менее четко. Студенты должны выбрать предмет для проектирования, изучить материал по технологии декорирования, выполнить изделие, предоставить доклад, слайд-презентацию и творческое портфолио.

Если более детально посмотреть на эти два типа проектов, то можно обнаружить разные подходы, касающиеся организации процесса

руководства проектами и их оценивания. Каждый этап проектирования способствует получению студентами новой информации и приращением определенного блока знаний и умений.

Работа со студентами над проектом проводится с использованием различных форм организации занятий: вводная лекция, практическая работа, консультация, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа. На каждый вид проектной деятельности преподаватель составляет паспорт дизайн-проекта.

Паспорт дизайн-проекта Тема. Понятие «фирменный стиль», элементы стиля.

Цель проекта: разработать элементы фирменного стиля стирального порошка.

Проект по содержанию: монопредметный - выполняется в рамках учебного материала по одному предмету.

По уровню усвоения учебного материала: текущий - в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной задачи.

По формам организации: групповой - выполняется скоординированной группой обучающихся.

По срокам выполнения: краткосрочный - выполняется в рамках одного занятия по определенной теме - 2 часа; По результату выполнения проекта: практический - непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта в виде конкретного продукта деятельности (макет вывески, презентация).

Этап первый. Предварительное уточнение информации, обсуждение задания, принятие общего решения по теме, формирование творческих групп, определение лидера. Выбор темы осуществляется заранее преподавателем.

Этап второй. Планирование - анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, рекомендации по выбору информационных источников.

Группы вырабатывают план действий: собирают информацию, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. Преподаватель координирует ход выполнения проекта.

Третий этап. Принятие решения - сбор и уточнение информации, обсуждение различных вариантов макета, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. Препода-

ватель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность.

Четвертый этап. Выполнение проекта. Обучающиеся работают над проектом и его оформлением (необходимо разработать элементы фирменного стиля: товарный знак, логотип, фирменный стиль, слоган, подготовить выступление по защите проекта). Преподаватель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность.

Пятый этап. Презентация - защита проекта. Обучающиеся докладывают о результатах совместной работы в творческих группах. Преподаватель организует экспертизу (в качестве экспертов приглашаются преподаватели, работодатели, выпускники по специальности 072501. Дизайн (по отраслям).

Шестой этап. Оценка результатов - оценка выполнения проекта: достижение целей, полученные результаты, анализ причин недостатков.

В таблице 1 представлены критерии оценки защиты проекта.

Таблица 1

Критерии оценки защиты проекта

№ п/п Критерии оценки Максимальное количество баллов

1 Образное решение 3

2 Графическое решение 3

3 Цветовое решение 2

4 Логика изложения 2

Итого 10

После подсчета баллов выставляется оценка за защиту проекта в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 Соответствие баллов отметке

Кол-во баллов Отметка за защиту проекта

0-2 Неудовлетворительно - защита проекта не заслуживает положительной оценки

3-6 Удовлетворительно

7-8 Хорошо

9-10 Отлично

Проектная деятельность для студента имеет особенное значение, когда он видит результаты своего труда. Поэтому преподавателю необходимо подумать, где и как будут представлены работы его студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очень важным моментом проектного обучения является рефлексия. Рефлексия студентов, рефлексия преподавателя - преподаватели обмениваются своими идеями, знакомятся с различными представлениями исследований других групп, анализируют собственные успехи и недочёты, сообщают о приобретённых в ходе работы над проектом новых умений и качеств, необходимых человеку в его профессиональной деятельности.

С каждым проектом навыки проектной деятельности студентов совершенствуются. Обучение проектной деятельности позволяет студенту проявить свои способности, научиться защищать свой проект, аргументировать свои выводы, просто стать успешным. В проектной деятельности получают развитие и психологические качества личности студента. Растет самооценка, уверенность в себе, усиливается

мотивация на достижение успеха, развивается внимание, память, осваиваются различные формы межличностной коммуникации.

Таким образом, метод проектов способствует становлению профессионального самосознания и развитию профессионально значимых компетенций в процессе профессиональной подготовки дизайнера современной среды. Проектное обучение как метод практикоориентированной технологии позволяет обеспечить достижение гарантированного результата формирования компетенций на уровне профессионального практического применения.

1. Полат Е. С. Метод проектов // Метод проектов: на-уч.-метод. сб. / БГУ. Центр проблем развития образования. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - С. 39-47. - (Современные технологии университетского образования. Вып. 2).

2. Ануфриева О. И. Использование проектных технологий как фактор повышения качества среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 3. - С. 3-6.

3. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. -1995. - № 6. - С. 39-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.