Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ АВТОМОБИЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ АВТОМОБИЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ / СПРОС НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестакова М.А.

В статье проводится исследование ассортимента в условиях импортозамещения (на примере торговли автомобилями компании ООО «Дюк и К», г. Кемерово). В результате оценки ассортиментной политики предприятия выявлено, что основной проблемой является нерациональная структура сформированного ассортимента в условиях импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ASPECTS OF ASSORTMENT FORMATION IN THE SPHERE OF TRADING VEHICLES IN THE CONDITIONS OF IMPORT REPLACEMENT

In the article, assortment research is conducted in the conditions of import substitution (by the example of automobile trade of the company "Dyuk and K", Kemerovo). As a result of the assessment of the assortment policy of the enterprise, it was revealed that the main problem is the irrational structure of the assorted assortment in the conditions of import substitution.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ АВТОМОБИЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

выделяются, художественно разнообразные, включая в высказывания информацию соответствующего эмоционального оттенка, что достигается за счет тесного взаимодействия лексических и синтаксических средств. Повтором слов и словосочетаний достигается усиление их смысла, потому что на повторяющихся элементах невольно концентрируется внимание читателя. Лексический повтор усиливает взаимосвязь отдельных предложений, в состав которых входят повторяющиеся единицы.

Использованные источники:

1. Балли, Ш. Французская стилистика / Ш. Балли - Москва : Просвещение, 1961. - 423 с.

2. Волошин, М. А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения и поэмы 18991926 / сост. и подгот. текста В. П. Купченко, А. В. Лаврова; коммент. В. П. Купченко / М. А. Волошин. - Москва : Эллис Лак 2000, 2003. - 608 с.

3. Гак, В. Г. Повторная номинация и ее стилистическое использование / В. Г. Гак // Вопросы французской филологии. - Москва, 1972. - С. 43-75.

4. Джаубаева, Ф. И. Гармония поэтического текста А. С. Пушкина: Полисиндетон / Под ред. проф. К. Э. Штайн / Ф. И. Джаубаева. -Ставрополь : Изд-во СГУ, 2008. - 256 с.

5. Лотман, Ю. М. К основам моделирующей поэтики [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман. - Режим доступа: http : //www.ruthenia.ru/reprint/trudy ii/lotmanm.pdf. - Название с титульного экрана.

6. Москвин, В. П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь-справочник / В. П. Москвин. -3-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 941 с.

УДК 656.078.89

Шестакова М.А. магистрант 1 года обучения Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, Кемеровская область, г. Кемерово

Shestakova M.A. Graduate student 1 year, Faculty of Management and Business Russian Economic University. G. V. Plekhanova

Russia, Kemerovo ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ АВТОМОБИЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Аннотация. В статье проводится исследование ассортимента в условиях импортозамещения (на примере торговли автомобилями компании ООО «Дюк и К», г. Кемерово). В результате оценки ассортиментной

политики предприятия выявлено, что основной проблемой является нерациональная структура сформированного ассортимента в условиях импортозамещения.

Ключевые слова: анализ ассортимента; импортозамещение; совершенствование ассортиментной политики, спрос на автомобильном рынке.

MAIN ASPECTS OF ASSORTMENT FORMATION

IN THE SPHERE OF TRADING VEHICLES IN THE CONDITIONS OF IMPORT REPLACEMENT

Annotation. In the article, assortment research is conducted in the conditions of import substitution (by the example of automobile trade of the company "Dyuk and K", Kemerovo). As a result of the assessment of the assortment policy of the enterprise, it was revealed that the main problem is the irrational structure of the assorted assortment in the conditions of import substitution.

Keywords: assortment analysis; Import substitution; Improvement of assortment policy, demand in the automotive market.

Для российской экономики характерна импортозависимость в промышленности, торговле и иных отраслях. С учетом этого «Правительством России в 2014 году был взят курс на импортозамещение. В качестве основного метода его реализации было выбрано стимулирование отечественных производителей» [5]. Для сферы торговли в условиях импортозамещения акцент смещается в сторону формирования ассортимента с ориентацией на продукцию отечественных производителей.

Целью настоящей статьи является исследование специфики формирования ассортимента в сфере торговли автомобилями в условиях импортозамещения (на примере компании ООО «Дюк и К», г. Кемерово).

Обеспечение конкурентоспособности и прибыльности предприятия определяется способностью ассортимента товаров предприятия адекватно отвечать текущему потребительскому спросу. Повышение эффективности управления товарным ассортиментом предприятия является актуальной задачей в современных условиях хозяйствования [4].

Специалисты дают различные определения понятию - ассортимент, однако суть не меняется. Под ассортиментом понимается набор услуг, предлагаемых потребителям. При этом существуют разные подходы специалистов в отношении того, что именно следует относить к основным характеристикам ассортимента. В частности, в рамках одного из подходов к числу основных характеристик ассортимента относят: принцип формирования, широта и глубина [1, 2, 3].

Исследование ассортимента в условиях импортозамещения проводилось на примере компании ООО «Дюк и К», г. Кемерово. Общество с ограниченной ответственностью «Автоцентр «Дюк и К» представляет

собой группу компаний под единым брендом по предоставлению полного комплекса услуг: от реализации автомобилей Lada и Lifan с установкой дополнительного оборудования и до последующего гарантийного сервисного обслуживания.

Ассортимент реализуемых товаров включает в себя следующие бренды автомобилей:

— LADA: Lada Granta, Lada Largus, Lada Priora, Lada 4x4, Lada Kalina, Lada Vesta;

— LIFAN: Lifan X50, Lifan Cebrium, Lifan Solano, Lifan Celliya и Lifan

Smily.

На автомобильном рынке бренда LADA можно выделить 2-х основных конкурентов Автоцентра «Дюк и К» по Кемеровской области: ООО «АвтоГрад» и «Азия Авто Усть-Каменогорск». В ходе проведённого исследования реализации автомобилей по Кемеровской области были выявлены доли рынка рассматриваемых компаний в 2016 году: ООО «Автоцентр «Дюк и К» □ 41%, «АвтоГрад» □ 31% и «Азия Авто Усть-Каменогорск» □ 16%, остальные 12% распределены между менее конкурентоспособными компаниями: «Автодом», «Элга-Сибирь» и «Макс Моторс Лада». В соответствии с полученными данными, можно говорить о наличии компаний, которые занимают монополистическое положение в своих сегментах □ это «Автоцентр «Дюк и К» и «Автоград» [10].

Согласно данным ГАИ по Кемеровской области за 2016 год, на учёт было поставлено в целом 3 151 автомобилей, среди них автомобилей бренда LADA 1 277, что составляет 40% рынка (рис.1).

Кемеровский район

Центральный район

Юг Кузбасса Другие города

Рисунок 1. Распределение продаж автомобилей по Кемеровской

области в 2016 г. (%)

К Кемеровскому району относятся Крапивино, Топки, Березовский, города до 60 км, к Центральному - Ленинск-Кузнецкий, Белово, юг Кузбасса

- Новокузнецк, Киселевск, Прокопьевск.

Основными конкурентами Автоцентра «Дюк и К» по реализации автомобилей Lifan на рынке Кемеровской области являются ТЦ «Томь» с долей рынка 42% и «Сибмоторс», доля рынка которого составляет 25% при выходе на рынок в сентябре 2015г. Стоит отметить, что с июля 2015г. ООО «Автоцентр «Дюк и К» начал продажу автомобилей марки Lifan, и уже через полгода компания занимает 22% рынка.

Целевая аудитория бренда Lada: семейные люди, имеющие одного/двух детей, в среднем возрасте от 35 до 50 лет. Целевая аудитория бренда Lifan: семейные люди со средним и низким уровнем дохода. Согласно статистике, у каждого третьего клиента до приобретения автомобиля Lifan был автомобиль Lada.

Спрос на рынке автомобилей ограничивается покупательской способностью населения Кузбасса, которая в данный момент снижается в силу тяжелой экономической ситуации. В таких условиях, наряду с имеющимися подходами, реализуемыми при продаже автомобилей, следует использовать другие формы торговли и организационно-экономические инструменты. В качестве одной из таких форм торговли на мировом рынке распространен лизинг машин, оборудования, транспортных средств. В российской практике лизинг рассматривается в качестве одного из организационно-экономических инструментов, применяемых в условиях низкой платежеспособности покупателей на рынке машиностроительной продукции (в том числе автомобилей). Хотя в данной сфере «известен малый опыт лизинговых схем», специалистами подчеркивается, что «лизинг имеет большее значение, скорее, для малого и среднего бизнеса, где предметом сделок выступает недорогое оборудование» (именно для рынка автомобильной продукции лизинг оценивается в качестве перспективного инструмента) [6].

При этом обращается внимание на мнения специалистов, делающих ставку на перспективное использование лизинга при продажах автомобилей с применением скоринговых систем, моделей, обеспечивающих оперативность и удобство для лизингополучателей (за счет быстроты получения автомобилей в лизинг) и лизингодателей (за счет возможности финансировать высоколиквидные предметы, к числу которых относятся автомобили) [7]. Для автоцентра «Дюк и К» лизинговая схема может считаться перспективным направлением, ориентированным на увеличение объема продаж компании.

В последнее время предложение Автоцентра «Дюк и К» расширяется вследствие появления автомобильных новинок: Lada Vesta и модельный ряд Lifan. В Автоцентре наблюдается превышение спроса над предложением в два раза в отношении Lada Vesta. На остальные виды автомобилей предложение превышает спрос [9].

Стоит отметить, что компания «Автоцентр «Дюк и К» придерживается политики импортозамещения, поскольку основная доля реализуемых

автомобилей - отечественные. По данным, представленным на сайте ООО «Автоцентр «Дюк и К» в сети Интернет, можно заключить, что в компании присутствуют не все автомобили марки Lada и Lifan под реализацию. Это, с одной стороны, характеризует ассортимент с точки зрения его неустойчивости, что может привести к неудовлетворённости и даже потере покупателей, с другой стороны, специфика данной сферы деятельности компании и высокая стоимость объекта купли-продажи не позволяют иметь в наличии весь модельный ряд [10].

С целью наиболее точной оценки рациональности сформированного ассортимента в ООО «Автоцентр «Дюк и К» были рассчитаны следующие показатели:

— коэффициент широты ассортимента. Анализ выявил, что представленный ассортимент недостаточно широкий. Это объясняется реализацией дорогостоящих автомобилей, требующих больших площадей для размещения как в торговом зале, так и на складе. При этом можно сделать вывод о невысокой конкурентоспособности Автоцентра, так как отсутствие определённых моделей при реализации автомобилей только двух брендов может повлечь за собой увеличение периода ожидания покупателя на приобретение автомобиля;

— коэффициент полноты ассортимента. Ассортимент Lada Granta Лифтбек в ООО «Автоцентр «Дюк и К» представлен не всеми разновидностями данной модели, что объясняется невостребованностью отсутствующих автомобилей;

— коэффициент устойчивости ассортимента. Согласно расчётам, устойчивым спросом со стороны покупателей пользуется чуть больше половины всего модельного ряда, представленного в Автоцентре.

— коэффициент обновления ассортимента. Новизна ассортимента ООО «Автоцентр «Дюк и К» имеет высокий показатель, так как прослеживается замена автомобилей Changan, не пользующихся спросом, и расширение ассортимента для создания конкурентных преимуществ компании.

— коэффициент рациональности ассортимента. Для определения рациональности ассортимента следует рассчитать коэффициенты весомостей каждого показателя (таблица 1).

Таблица 1

Оценка показателей ассортимента автомобилей экспертным методом*

Характеристика Ранги согласно Оценка согласно Среднее значение

ассортимента мнению экспертов мнению экспертов коэффициентов

весомости

1 2 3 4

Широта 3 4 2

Полнота 4 3 2

Новизна 3 2 1

Устойчивость 2 1 3

*В качестве экспертов выступали специалисты Автоцентра «Дюк и

К»: руководитель отдела продаж, менеджер по маркетингу и PR, коммерческий директор. Каждый респондент оценивал степень важности указанных показателей ассортимента.

Таким образом, коэффициент рациональности составит:

Кр = ((0,48* 0,22) + (0,4 * 0,22) + (0,65 * 0,11) * (0,57 * 0,33)) : 4 = 0,

45.

Полученный результат коэффициента рациональности, равный 0,45, свидетельствует об оптимизации ассортимента в области углубления за счёт предложения новых брендов автомобилей, совершенствования путём сокращения моделей автомобилей, не пользующихся спросом, и в области стабилизации посредством увеличения моделей, пользующихся устойчивым спросом.

На основании проведенного исследования по представленному ассортименту автомобилей Lada среди конкурентов Автоцентра «Дюк и К» можно отметить следующее: в ООО «АвтоГрад» представлены такие автомобили, как Lada Granta Sport, Lada Kalina Sport и NFR. Это является конкурентным преимуществом для «АвтоГрад» и, с одной стороны, слабым местом ООО «Автоцентр «Дюк и К», а с другой стороны, ассортимент «Автоцентр «Дюк и К» сформирован исходя из существующего спроса.

Модельный ряд автомобилей бренда Lifan среди конкурентов идентичен. Соотношение цен на автомобили Lifan ООО «Автоцентр Дюк и К» и фирм-конкурентов представлено на рисунке 2.

LifniX50 Lifan I.il.ui Lifan Litan Sinily Comfort Cebniini Solano Celtiya Luxury Comfort Comfort

Рисунок 2. Цены на ассортимент автомобилей Lifan

Согласно мнению экспертов, цены на рынке автомобилей Lifan практически одинаковы, поэтому на потенциальных покупателей в большей мере будет влиять география положения компании, различные инструменты маркетинга и уровень обслуживания покупателей.

Основной проблемой является нерациональная структура сформированного ассортимента в условиях импортозамещения. Причиной является недостаточный мониторинг спроса на стадии формирования и обновления ассортимента в условиях импортозамещения. При этом «Автоцентр «Дюк и К» придерживается политики импортозамещения, поскольку более 50% реализуемых автомобилей - отечественные [9].

Таким образом, представляется целесообразным провести расширение модельного ряда автомобилей на основе импортозамещения. В качестве нового бизнес-партнёра рассматривается ОАО «Ульяновский автозавод», осуществляющий производство и сборку внедорожников отечественного бренда УАЗ. В качестве предложения можно рассматривать заключение дилерского договора на реализацию бренда УАЗ. Выбор данного автомобиля можно обосновать следующим образом:

□ согласно исследованиям auto.mail.ru, бренд УАЗ занял второе место в рейтинге лояльности с показателем 68% [8];

□ автомобили данного бренда □ это современные надёжные внедорожники с обширным выбором комфортных опций, позволяющих соответствовать широкому сегменту рынка покупателей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы применительно к деятельности предприятий в сфере торговли на рынке автомобилей (в данном случае ООО «Автоцентр «Дюк и К») в условиях импортозамещения:

- важно акцентировать внимание на формировании грамотной, рациональной ассортиментной политики предприятия, определяющей степень удовлетворенности потребителей предлагаемыми товарами и услугами;

- следует расширить модельный ряд автомобилей путем заключения дилерского договора на реализацию бренда УАЗ с ОАО «Ульяновский автозавод», осуществляющим производство и сборку внедорожников;

- наряду с имеющимися подходами, реализуемыми при продаже автомобилей, следует использовать другие формы торговли и организационно-экономические инструменты (например, такие как лизинг).

Вышеуказанные рекомендации будут способствовать повышению конкурентоспособности отечественных автомобилей и увеличению их продаж, что положительно скажется на результатах деятельности торговых предприятий-субъектов автомобильного рынка.

Использованные источники:

1. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Еремин. - М.: КНОРУС, 2012. - 656 с.

2. Маркетинг: общий курс: Учеб. пособие / Под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. - М.: Изд-во Омега-Л, 2009. - 476 с.

3. Сандракова И.В. Практический подход к оценке ассортимента розничной торговой сети // Практический маркетинг. - 2012. - № 3. - С. 31-35.

4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2014. - 640 с.

5. Никитенко С.М., Месяц М.А., Нэоджи Б. Новые кредитные инструменты для программы импортозамещения в машиностроительной отрасли // Инновации в топливно-энергетическом комплексе и машиностроении: сборник трудов Международной научно-практической конференции 18-21 апреля 2017 года / под ред. А.Н. Смирнова. - Кемерово: КузГТУ, 2017. - С. 24-28.

6. Месяц М.А. Лизинг на рынке машинно-технической продукции: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1-2.; URL: https://science-education.ru/m/artide/view?id=19980 (дата обращения: 18.05.2017).

7. Никитенко С.М., Месяц М.А. Перспективы реализации лизинговых схем на рынке горнодобывающего оборудования: организационно-экономический аспект // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. № S1-2. С. 160-171.

8. Автомобильный проект [Электронный ресурс]. - www.auto.mail.ru

9. Официальный сайт «Дюк и К» [Электронный ресурс]. - http://avtoduk.ru/

10. Ежемесячная статистика учета ТС на балансе юридических лиц в России [Электронный ресурс]. - URL: https: //www.auto stat .ru

УДК 339.13.024

Шишкова Т.В. студент 1 курса факультет Базовой Подготовки Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Россия, г. Новосибирск КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ Аннотация: Данная статья посвящена весьма актуальной теме -конкурентной политике России. В ней рассматриваются условия ее формирования и развития. Анализируется российское антимонопольное законодательство, его результативность и степень влияния. Кроме того в статье оценивается эффективность осуществляемой в России конкурентной политики, ее последствия для развития бизнеса и экономики страны, в целом.

Ключевые слова: конкурентная политика, антимонопольное регулирование, эффективность конкурентной политики, антимонопольное законодательство.

Shishkova T. V., student 1 course, Faculty of Basic Training Novosibirsk State University of Economics and Management

Novosibirsk, Russia COMPETITIVE POLICY OF RUSSIA Annotation. This article is devoted to a very topical topic - the competitive

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.