Научная статья на тему 'Докатались'

Докатались Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Москаленко

2016 год опять выдался сложным для российского автомобильного рынка. Продажи машин продолжали падать, а их стоимость — расти. За год — изза ослабления рубля — они подорожали на 16%. Только за последний месяц минувшего года свои ценники «переписали» 25 автопроизводителей, и сейчас средневзвешенная цена новой «легковушки» уже превышает отметку в 1,3 млн рублей. По мнению экспертов, опрошенных «БЖ», в 2017 году стоимость автомобилей повысится ещё как минимум на 7%, но вместе с тем увеличится и их реализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Докатались»

2016 год опять выдался сложным для российского автомобильного рынка. Продажи машин продолжали падать, а их стоимость — расти. За год — из-за ослабления рубля — они подорожали на 16%. Только за последний месяц минувшего года свои ценники «переписали» 25 автопроизводителей, и сейчас средневзвешенная цена новой «легковушки» уже превышает отметку в 1,3 млн рублей. По мнению экспертов, опрошенных «БЖ», в 2017 году стоимость автомобилей повысится ещё как минимум на 7%, но вместе с тем увеличится и их реализация.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2016 году сократились на 11% до 1 425 791 единиц. Это на 176 319 машин меньше, чем в 2015 году. Получается, что в минувшем году было продано меньше всего автомобилей за последние 10 лет (см. инфографику). Такие данные привели «БЖ» в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). При этом если в начале прошлого года АЕБ еще предсказывала 5%-ное падение рынка относительно 2015 года (напомним, тогда рынок вообще упал на 35,7%), то уже по результатам первого полугодия скорректировало свой прогноз до близких к итоговым минус 12%. Самые низкие показатели в прошлом году были действительно продемонстрированы в июле, когда было продано 109 410 автомобилей, затем продажи стабильно росли месяц к месяцу. Декабрь, к примеру, вообще стал рекордным по годовым продажам — из салонов были буквально сметены 145 668 автомобилей (хотя в среднем в 2016 году в месяц реализовывалось около 120 тыс.). «Предновогодний бум» большинство автоэкспертов объяснили «БЖ» — «стабилизацией валютного рынка и отложенным спросом». «Российский авторынок находится в процессе финального поиска дна, но отрицательная динамика замедлилась, что не может не радовать», — подчеркнул председатель комитета автопроизводителей АЕБ и глава представительства Mazda в РФ Йорг Шрайбер.

Пальму первенства по маркам на отечественном рынке по итогам 2016 года, даже несмотря на незначительное падение продаж на 1% (до 266 296 машин), по-прежнему

держит наша Lada. «Серебряный призер» тот же — Kia (149 567 проданных автомобилей /-9%). Его «корейский собрат» — Hyundai — (145 254 шт / -10%) сохранил третью строчку. Стоит отметить, что снижение продаж показала не только первая тройка, но и еще четыре бренда, вошедших в топ-10 (см. таблицу). Исключение — Ford (+10%), Scoda (+1%) и UAZ (+1%). Они не только закончили год в плюсе, но и увеличили свою долю на рынке — на 0,6%, 0,5% и 0,4% соответственно. Несмотря на абсолютную победу некоторых марок, лидерство среди корпораций по количеству проданных авто распределяется иначе. На первом месте который год держится альянс АвтоВАЗ-Renault-Nissan (входят также Infinity и Datsun), занимающий треть рынка, и суммарные продажи которого в 2016 году составили 477 279 автомобилей (-7,9%). На втором месте концерн VW Group (Volkswagen, Audi, Skoda и Seat) с 156 712 проданными автомобилями (-4,9%). Третье место у Hyundai Group, к которой в России в октябре прошлого года присоединилась марка Genesis — 145 300 реализованных авто (-9,9%). На троих у этих групп — 54,7% от всего российского авторынка.

Наибольшее падение в 2016 году показали SsangYong (-78%), Acura (-77%), Honda (-62%), Geely (-61%) и Mitsubishi (-53%). Были в прошлом году и автопроизводители, напротив, показавшие даже трёхзначный рост продаж. Правда, с поздравлениями в этом случае следует повременить: столь невероятные результаты обусловлены лишь «низким стартом». Так, например, рост продаж автомобилей Foton в 295% объясняется только

тем, что в 2015 году было продано всего 19 машин этой марки, и увеличить это количество до 75 не составило особого труда. Безусловным же аутсайдером 2016 года нужно признать бренд Chrysler, реализовавший за год в стране всего 30 автомобилей.

Однако самый интересный срез все же не по маркам и альянсам, а по моделям, которые больше других влияют на рост рынка. У каждой автомобильной компании свои бестселлеры, являющиеся основным двигателем роста продаж. Примечательно, что все модели, находящиеся в десятке самых продаваемых автомобилей, — российского производства. Три машины — это продукция тольяттинского АвтоВАЗа, остальные — иномарки, собранные в стране. При этом впервые в истории российского авторынка иномарке удалось обойти по популярности представителя российского же автопрома. Бессменного лидера продаж последних четырёх лет Lada Granta (87 726 шт) потеснил Hyundai Solaris (90 380). Третье место у Kia Rio, который разошелся тиражом 87 662 машины. В пятёрку вошли Lada Vesta (55 174) и VW Polo (47 702). Далее следуют: Renault Duster (44 001), Toyota RAV4 (30 603), Chevrolet Niva (29 844), Renault Logan (29 565) и Lada Largus (29 341).

На фоне общего снижения продаж происходит и заметное перераспределение спроса в сегментах. По мнению главного редактора автопортала Simplycars Александра Хлынова, самым пострадавшим в прошлом году можно считать С-сегмент («средний класс» — «БЖ»). Зато свою востребованность сохраняют кроссоверы, особенно малые и компактные (SUV). «Из общих соображений понятно, что и премиальные бренды пострадают в меньшей степени, т.к. у их клиентов выше эластичность по спросу», — добавляет он.

Тот факт, что лучше всего в нынешних непростых условиях чувствуют себя производители небольших внедорожников, подтвердил «БЖ» и Йорг Шрайбер. По его оценке, на долю SUV приходится больше трети от совокупных продаж автомобилей в стране, и спрос на них год от года продолжает расти. Причины популярности кроссоверов очевидны — это их универсальность, соответствие дорожным и климатическим условиям России.

Несмотря на некоторые точки роста, как отметил также глава Комитета АЕБ, автопроизводители заработали очень скромную прибыль в прошлом году. «И если сейчас ситуация немного улучшается, то это не значит, что цены на машины будут падать, — считает он. Уже сейчас вырисовывается 2-3% роста

топ-10 самых продаваемых

марок в стране в 2016 году, шт

LADA 266 926 -1%

KIA 149567 -9%

HYUNDAI 145 254 -10%

RENAULT 117 230 -3%

TOYOTA 94 568 -4%

VW 74 221 -18%

NISSAN 70 464 -23%

SKODA 55 386 1%

UAZ 48 848 1%

FORD 42 528 10%

Источник: Комитет автопроивзодителей АЕВ. Динамика продаж приведена в сравнении с 2015 годом.

продажи в россии новых легковых и легких коммерческих автомобилей, млн шт

1,89

2,58

2,92

1,47

1,91

2,65

2,94

2,78

2,49

1,60

1,42

Источник: Комитет автопроивзодителей АЕВ

БизнЕс-журнАл | МАрт | #3 2017

59

автодело

цен в среднем по рынку в январе». Да и обещать, что январские цены смогут долго удержаться, не взялся ни один из опрошенных «БЖ» автодилеров. Их консолидированное мнение звучит так: «Прайс-листы на автомобили будут корректироваться так часто, как это потребуется — хоть каждую неделю». Первая, очередная волна повышения цен на автомобили прогнозировалась уже на февраль-март. В целом, как считает известный автоэксперт Игорь Моржаретто, рост стоимости новых машин в 2017 году может составить минимум 7%. «Из них, к примеру, три придутся на инфляцию, ещё три составит вклад компенсации разницы между ослаблением рубля по отношению к иностранной валюте, и один

процент роста «набежит» за счет необходимости установки на все новые машины комплексов ЭРА-ГЛОНАСС», — пояснил он.

Это, правда, по мнению Йорга Шрайбера, никак не должно помешать российскому авторынку закончить четырёхлетний период падения и вернуться к умеренному росту. «У него для этого есть потенциал», — уверен эксперт. В частности, в этом году, по прогнозу АЕБ, продажи автомобилей могут вырасти на 4% до 1,48 млн. Но с единственной оговоркой: такое изменение возможно при условии, что государственная поддержка автомобильного рынка в 2017 году будет на запланиро- ща ванном уровне. ■И

с надеждой на новое

По данным агентства «Автостат», средний срок владения автомобилем в России составляет четыре с половиной года для новых автомобилей и менее трёх лет для подержанных. Это значит, что российский потребитель чаще пересаживается на новый автомобиль, чем европейский покупатель, который меняет машину только тогда, когда она выходит из строя. Как раз бороться за российского клиента, «пришедшего по второму кругу», и предстоит сейчас в основном автопроизводителям. Мотивировать его на покупку они собираются кардинальным обновлением модельного ряда. «БЖ» отобрал топ-5 самых ожидаемых новинок 2017 года.

hyundai solaris

Самой популярный автомобиль в России выпускается на заводе в Санкт-Петербурге. К сборке нового, второго поколения Solaris предприятие приступило уже в январе этого года. Месяцем позже состоялась и премьера новинки. Южнокорейский производитель постарался удержать ее стоимость на прежнем уровне. Стартовая цена на Hyundai Solaris II составит 599 000 рублей. До первых покупателей автомобили доедут к концу первого квартала. При сохранившейся гамме силовых агрегатов седан стал немного крупнее (за счет прибавки в ширине и высоте), а колесная база вытянулась на 30 мм. Аналогичная смена поколений ждет и родственника Kia Rio.

Renault koleos

Французский кроссовер несколько лет назад покинул российский рынок из-за низкого спроса. Но с появлением нового поколения компания Renault решила возобновить поставки в Россию. Автомобиль построен на платформе CMF, которая уже стала основой для нынешнего Nissan X-Trail. Новый Koleos будет оснащен бензиновым двигателем мощностью 140 л.с. или 171 л.с. Купить его можно будет в России уже в первом полугодии 2017 года, но, скорее всего, он будет дороже соплатформенной модели.

lada vesta sw

Изначально АвтоВАЗ планировал выпустить Lada Vesta в кузове универсал (SW) в 2016 году, через год после появления одноименного седана. Но после смены руководства завода запуск перенесли на 2017 год. Предприятие пока не раскрывает описание комплектаций и перечень двигателей, но можно предложить, что, как и седан Vesta, универсал будет предлагаться с двумя типами двигателей тольяттинской разработки: объёмом 1,6 литра и мощностью 106 л.с. и 1,8 литра и 122 л.с. около 800 000 рублей. Старт производства запланирован на вторую половину года.

skoda kodiaq

Самый большой чешский кроссовер появится на российском рынке летом 2017 года. В Европе Kodiaq собирается уже с октября 2016 года на предприятии в Чехии. Но для нас будет организована сборка модели в России. Автомобиль может получить бензиновые двигатели объемом 1,4 литра (125 л.с. или 150 л.с.) и 1,8 литра (180 л.с.). Подробности о рублёвых ценах и комплектациях новинки пока не раскрываются, но учитывая европейский прайс-лист, стоит полагать, что Kodiaq будет чуть дороже Superb.

toyota c-hr

Компактный японский крос-i I совер C-HR может приехать в

| I Россию до конца этого года. Хотя

окончательного решения о сроках его появления в стране пока не принято, компания уже сертифицировала автомобиль для нашего рынка. Сборка модели, скорей всего, будет организована на заводах в Турции и Японии, где уже начались продажи этого кроссовера. Там автомобиль выпускается с турбомотором объёмом 1,2 литра (116 л.с.) и атмосферным двигателем объёмом 2 литра (150 л.с.). Доступна также гибридная версия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.