Научная статья на тему 'ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО АВТОРЫНКА'

ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО АВТОРЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО АВТОРЫНКА»

блемными долгами: либо отдельной структуры по сбору проблемных кредитов, например, дочерней компании или создание отдела в банковской структуре.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 03.07.16 г. №2Э0-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.07.2016. №27 (часть I) ст. 4163.

2. Положение Банка России от 28.06.17 г. №590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» // Вестник Банка России. 04.08.2017. №65-66.

3. Потапейко Д.А. Методы совершенствования работы банков с проблемными кредитами // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12.

4. Фурзикова Е.Г. Оценка эффективности работы методов управления проблемными потребительскими кредитами в коммерческом банке // Фундаментальные исследования. 2013. №1-2.

5. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России»: URL: http: //www.sberbank. ru.

Кондратенко А. С.1 АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

Динамика, проблемы и тенденции российского авторынка

Аннотация. В статье представлен обзор российского рынка автомобилей. Произведен анализ рынка, включающий его динамику, проблемы и тенденции. Отмечается, что в 2017г. рынок показал устойчивый рост после долгого спада. Сформулированы основные проблемы российских производителей. Показаны лидеры среди московских автосалонов. Обозначены условия для успешного бизнеса автодилеров.

Ключевые слова: рынок легковых автомобилей, сильные и слабые позиции российского автопрома, импорт автомобилей, тенденции авторынка, проблемы авторынка, рейтинг самых продаваемых моделей, рейтинги автомобильных брендов, лидеры среди автосалонов Москвы.

В первом полугодии 2017 г. продажи новых легковых автомобилей в России достигли 665 тыс. шт., увеличившись на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 623 тыс. шт. [1].

1 Кондратенко Александр Сергеевич- студент второго курса магистратуры, направление «Экономика» АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

Продажи российских автопроизводителей выросли на 8%, чему способствовал рост спроса на легковые автомобили Lada, и, в частности, на модели Lada Vesta и Lada XRAY, продажи которых в первом полугодии 2017 г. увеличились на 51% и 92% соответственно. Продажи UAZ упали на 29% из-за существенного снижения спроса на модели Patriot и Hunter.

Прирост продаж иномарок российского производства оказался выше среднеотраслевого уровня и составил 16%. По состоянию на первое полугодие 2017 г. около 62% всех продаж новых легковых автомобилей пришлось именно на данный сегмент. Усилению позиций и конкурентоспособности иномарок российского производства во многом способствовали различные программы господдержки.

Доля импорта в совокупных продажах в первом полугодии 2017 г. составила около 17% (против 22% в первом полугодии 2016 г.). Несмотря на значительное укрепление рубля за период, количество импортированных автомобилей в количественном выражении упало.

Как следует из таблицы 1, рынок продемонстрировал прирост как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Таблица 1.

Показатели продаж легковых а/м в первом полугодии 2017г.

Категории легковых а/м (без Продажи*

тыс. шт. Изменения к 2016г. млрд руб. Изменения к 2016г.

Отечественные бренды 144 8% 83 8%

Иномарки российского производства 410 16% 485 20%

Импортные новые автомобили 111 - 18% 321 - 12%

Всего: 665 7% 889 5%

*По отгрузкам легковых автомобилей

Источники: Автостат, Федеральная таможенная служба РФ, анализ PwC.

Лидерство на рынке традиционно удерживают бренды с обновленным модельным рядом.

Отмечаются ключевые тенденции на российском рынке легковых автомобилей в первом полугодии 2017 г.:

1) отечественный бренд Lada сохраняет лидирующую позицию на рынке и демонстрирует увеличение продаж, при этом рост обеспечен исключительно за счет прироста продаж автомобилей Lada Vesta и Lada XRAY. Структура продаж автомобилей бренда Lada сместилась в пользу новых моделей Lada Vesta и Lada XRAY, на которые в совокупности пришлось 37% всех продаж бренда в первом полугодии 2017 г. Они оказались единственными моделями во всей линейке моделей Lada, по которым наблюдался прирост продаж. Можно предположить, что позиции Lada Vesta будут укрепляться в дальнейшем за счет недавно представленных универсалов Vesta SW и SW Cross, которые расширили семейство данной модели;

2) Datsun является лидером по приросту продаж среди топ-15 автопроизводителей, однако пока существенно уступает по объему продаж своим ближайшим конкурентам. Прирост продаж на уровне 32% отчасти объясняется достаточно низкой базой прошлого года, а также увеличением объема продаж модели on-DO за счет расширения линейки модификаций модели;

3) изменение доли рынка легковых автомобилей по некоторым брендам приведено в таблице 2.

Таблица 2.

Изменение доли рынка легковых автомобилей по некоторым брендам

Бренд Рыночная доля Рыночная доля Изменение

1П 2 01ё г., Sä iTT 2017г., % доли рынка

Lada 19,5% 20,4% *

KIA 11,2% 12,0% t

Hyundai 10,2% 10,5% *

Renault 3,3% 9,1% *

Toyota 7,0% 6,5%

Volkswagen 5.4% 6.0% *

Nissan 5,B% 5,3%

Skoda 4,3% 4,3% =

Ford 2,9% 2,6%

Mercedes-Benz 3,0% 2,6% 4>

Chevrolet 2.4% 2,2% 4

BMW 2,3% 2,2% 4>

Mazda 1.5% 1,7% *

Dütsun 1,3% 1,6% *

Lexus 1,8% 1,6% 4>

Источники; ЛЕЕг анализ PwC

В рейтинге самых продаваемых моделей сменился лидер: Hyundai Solaris уступил место KIA Rio. KIA Rio лидировала по объему продаж на протяжении пяти месяцев 2017 г. и по итогам первого полугодия показала рост на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Самым популярным классом автомобилей по объему продаж стал сегмент SUV. С небольшим перевесом сегмент кроссоверов и внедорожников обошел по объему продаж класс B, и достиг рыночной доли в 41%. Этому способствовал выход на рынок ряда успешных моделей (например, таких как Hyundai Creta, Lada XRAY, Renault Kaptur). Кроме того, росту продаж наиболее популярных моделей SUV способствовало увеличение ценового барьера по льготным автокредитам с 1,15 млн руб. до 1,45 млн руб.

Продажи автомобилей премиальных брендов показывают отрицательную динамику на уровне минус 5% в первом полугодии 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Среди этих брендов: Mercedes-Benz, Lexus, Audi, Land Rover и Porsche. При этом прирост продаж наблюдался у BMW, Volvo, In-finiti, Jaguar, Jeep, Cadillac и Mini.

Отмечается, что уход General Motors с российского авторынка - это, скорее всего, не только экономическое, но отчасти и политическое решение. При этом политическая подноготная этого ухода экспертами не раскрывается [2].

Учитывая нестабильность российского авторынка, многие дилеры все же предпочли снизить количество заказов во избежание затоваривания. Однако на

фоне укрепления рубля и постепенной реализации отложенного спроса возник дефицит наиболее востребованных автомобилей. В перспективе ближайших месяцев следует ожидать роста спроса на автомобили нижнего и среднего ценовых сегментов.

В 2017 г. был утвержден проект «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025г.», в котором была сформулирована задача по более активному вовлечению игроков российского авторынка в глобальную цепочку поставок.

Эксперты отмечают следующие тенденции для российского автопрома в свете основных направлений проекта «Стратегии развития автомобильной промышленности».

1.Развитие технологий и инновационных компетенций.

Одними из глобальных трендов, которые обладают наибольшим потенциалом влияния на развитие российской автомобильной отрасли, являются электромобили, самоуправляемые автомобили, ТС с сетевыми возможностями, автомобили на газомоторном топливе. Государство готово оказать поддержку соответствующим проектам в России, в т.ч. в вопросах софинансирования.

2.Сохранение привлекательности производства в стране.

Планируется обеспечить стабильный внутренний спрос за счет восстановления покупательной способности населения, укрепления курса рубля, восстановления реализации инфраструктурных и строительных проектов и реализации немонетарных мер стимулирования спроса. К 2025 г. ожидается рост объема производства почти в 2 раза по сравнению с 2016 г. до уровня 2,5 млн автомобилей (включая пассажирские автомобили, LCV, грузовые автомобили и автобусы).

3.Повышение локализации производства и развитие отрасли автокомпонентов.

Для сохранения конкурентоспособной себестоимости к 2025 г. планируется увеличить уровень локализации до 70-80% для разных сегментов транспорта, а также стимулировать развитие производства автокомпонентов на российском рынке.

4.Унификация платформ и концентрация производства.

Для достижения экономии от масштаба необходима концентрация производства, поэтому в рамках Стратегии планируется сокращение существующих платформ до 6-8 «основных». Это позволит существенно снизить затраты на производство. Ожидается, что для производителей крупных платформ будет действовать режим наибольшего благоприятствования.

5.Повышение объемов экспорта.

К 2025 г. ожидается увеличение экспорта в 4 раза по сравнению с итогами 2016 г. до 311 тыс. шт. Достижению данного результата будут способствовать заключение соглашений о свободной торговле, развитие дистрибуторских сетей и партнерств, постепенное вовлечение российских производителей в глобальную цепочку поставок, конкурентоспособная себестоимость.

Самая главная проблема российских производителей: устаревшие продукты, не эффективна система организации производства и слабая компонентная база [3].

При рассмотрении критериев оценки автосалонов экспертами, учитываются несколько важных моментов [4]:

1) ассортимент моделей. Важно, насколько много моделей есть в наличии, по каким автомобилям предусмотрен тест-драйв. Насколько долго придётся ждать автомобиль с завода, если нужной модификации нет в наличии. Какие условия договора предлагаются в случае предзаказа, фиксируется ли цена на время поставки. Всё это важные моменты, не обратив внимания на которые, впоследствии можно попасть в неприятную ситуацию;

2) условия кредитования. Этим интересуются большинство тех, кто берет автомобиль в кредит. У многих салонов есть собственные выгодные условия, которые отличаются от стандартных банковских продуктов;

3) уровень работы персонала. Покупатели оценивают, насколько грамотно и достоверно предоставляется информация. Порой менеджеры не могут ответить даже на элементарные вопросы. Иногда умалчиваются или обходятся стороной некоторые спорные факты;

4) показатели гарантии и сервиса. Добросовестность компании в случае обнаружения брака или поломки имеет важное значение при выборе автосалона. Обычно до совершения покупки все продавцы предельно вежливы и внимательны по отношению к клиентам. Но, получив деньги, уже не так рьяно исполняют свои обязанности по договору. Разумеется, покупатели стараются не обращаться в салоны с негативной в этом отношении репутацией;

5) дополнительные услуги. Обычно это помощь в оформлении документации, сопровождение сделки, страхование. Наличие дополнительного сервиса является преимуществом в случае, конечно, если он не навязывается покупателю.

Автодилеры вынуждены выстраивать маркетинг в условиях массы ограничений:

- невозможность изменять характеристики автомобиля;

- жесткие ограничения от производителей (цены, скидки, бонусы, сайты, брендинг на всех уровнях);

- недоверие людей к рынку продажи авто в целом;

- январь-февраль — резкий спад продаж каждый год, до и сразу после — ажиотаж;

агрессивный заработок на дополнительном оборудовании и сервисе (особенно постгарантийном);

- в рекламе нельзя использовать несогласованные номера.

Лидерами среди московских автосалонов эксперты называют: Рольф Центр, Major City Новая Рига, Автомир Москва, АвтоСпецЦентр, Фаворит Моторс, Дженсер и др.

Выводы:

1. В российской экономике наблюдаются позитивные изменения по ряду ключевых показателей, которые, однако, остаются на достаточно низком уровне.

2. На фоне оживления экономики российский автомобильный рынок после четырех лет падения продемонстрировал рост на уровне 7% в первом полугодии 2017 г. По итогам 2017 г. прогнозируется рост рынка легковых автомобилей на уровне 7% в базовом сценарии и 11% в оптимистическом. Реализация сценария будет зависеть от экономической конъюнктуры рынка во втором полугодии 2017 г.

3. Лидерство на рынке традиционно удерживают бренды с обновленным модельным рядом. При этом автомобили из бюджетного и среднего сегментов наращивают продажи, тогда как продажи в премиальном сегменте снижаются.

4. В 2017 г. был утвержден проект «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 г.», в котором была сформулирована задача по более активному вовлечению игроков российского авторынка в глобальную цепочку поставок.

5. Уход General Motors — скорее всего, не только экономическое, но отчасти и политическое решение.

6. Сложнее всего придётся региональным дилерам, особенно с такими марками, по которым резко падают продажи.

7. В последние годы большинство дилеров уделяли больше внимания обслуживанию клиентов, в том числе и послепродажному. Также многие бренды и дилеры стали самостоятельно развивать продажи подержанных автомобилей. Три составляющие сегодняшнего автомобильного бизнеса — это продажи новых автомобилей, сервисное обслуживание и продажа подержанных машин.

8. Самая главная проблема российских производителей: устаревшие продукты, не эффективна система организации производства и слабая компонентная база.

9. Основными показателями успешной работы автосалонов являются: ассортимент моделей, условия кредитования, уровень работы персонала, показатели гарантии и сервиса, дополнительные услуги.

10. Маркетинг автодилеров требует более креативных подходов.

Список использованных источников

1. Обзор рынка легковых автомобилей в России. URL: https: //www.pwc. ru/ru/publications/Automotive-report_Final_RUS_3 -4 .pdf.

2. Что происходит с авторынком в России. URL: https: //secretmag.ru/trends/tendencies/auto .htm.

3. Методы государственного регулирования автомобильного рынка России. URL: https://revolution.allbest.ru/economy/00633711_0.html.

4.Лучшие автомобильные салоны России. URL: http://rating-avto.ru/raznoe/luchshie-avtosalonyi-rossii.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.