АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ, ПРИМОРСКОМ КРАЕ И г. ВЛАДИВОСТОКЕ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Цыпленкова Марина Валерьевна,
ассистент кафедры менеджмента, Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ), г. Владивосток vl-marin@mail.ru
Моисеенко Ирина Валерьевна,
ассистент кафедры маркетинга и коммерции, Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ), г. Владивосток gold4232@mail.ru
Семенова Яна Игоревна
студентка 5 курса специальности «Антикризисное управление», Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ), г. Владивосток devo4ka_90@mail.ru
Мировой экономический кризис 2008—09 гг. оказал существенное влияние на автомобильный рынок России, что проявилось в снижении всех показателей его деятельности. Однако, благодаря общему оздоровлению экономики, росту среднедушевых доходов и восстановлению рынка автокредитов, к 2011 году он вышел на
траекторию самостоятельного, устойчивого роста. Изменились и качественные показатели роста, до кризиса рынок рос в основном за счет новых и подержанных импортных автомобилей, сейчас доминируют автомашины, собранные внутри страны.
В отличие от других видов бизнеса, автомобильный объе-
диняет в себе множество различных направлений деятельности, такие как: перевозка людей (пассажирские перевозки) и грузов (грузовые перевозки); ремонт (автосервисы)и обслуживание (продажа автозапчастей, автомойки); работа специального транспорта для городского хозяйства, специальных работ, сельского хозяйства; работа дилеров по продаже автомобилей (легковых, грузовых, спецтехники), система автозаправочных станций (АЗС) и система автошкол. В качестве базового товара, вокруг которого происходит вся сфера обращения, на автомобильном рынке России представлены как новые, так и подержанные автомашины отечественного и зарубежного (Япония, США, Корея, Китай и др.) производства.
В 2010 г. автомобильные рынки стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) продемонстрировали существенный рост. В то время, как например в Германии, произошло снижение спроса, что вызвано завершением действия программ утилизации. Впервые за последние несколько лет положительную ди-
намику показал рынок США (рис. 1)1.
Как показано на рисунке 1, лидирующие позиции по продаже автомобилей с 2005 по 2010 год занимает США, далее, по нисходящей, идут Китай, Германия, и, наконец, Индия, Россия, Бразилия и Великобритания занимают последние места. Наименьшее влияние мировой финансовый кризис оказал на рынок Китая. Если в других странах такой показатель, как «объем
продаж автомобилей», имел тенденцию к снижению, то в Китае авторынок после 2008 года начал развиваться быстрыми темпами, что говорит о высоком спросе на данный товар, обусловленный доступным уровнем цен.
Восстановление российского автомобильного рынка после экономического кризиса идет более медленными темпами. Тем не менее подтверждением увеличения показателей развития рынка выступают как рас-
тущие продажи автомобилей российского производства, так и увеличение объемов продаж иностранных автомобилей (рис. 2)2.
Так, из рисунка 2 видно, что начиная с первого квартала 2010 года величины цепного прироста объёмов продаж автомобилей составляли от 33 до 73%. Посткризисное восстановление во многом происходило благодаря государственной поддержке, а также росту потребитель-
Индия
Китай
Россия Бразилия США Великобритания Германия
Рис. 1 Продажи автомобилей на основных рынках мира, млн штук
800
ь Э
о 700
ja
>5 600
а> <
ю 500
0 S
g 400
ш
ю
К 300
а
а. 200 с
1 100 я
ю
° 0
Первая волна
Основной период
Оживление рынка
28%
3 кв. 2008
4 кв. 2008
1 кв. 2009
2 кв. 2009
3 кв. 2009
4 кв. 2009
1 кв. 2010
2 кв. 2010
3 кв. 2010
4 кв. 2010
1 кв. 2011
2 кв. 2011
3 кв. 2011
Периоды наблюдения
Новые иномарки
Российские бренды
Рис. 2 Продажи автомобилей в России с июля 2008 по сентябрь 2011 г. и их среднеквартальные величины в сравнении с результатами предыдущего года, тыс. шт.
1 Автомобили: статистика продаж [[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. autoconsultant.com.ua/ russiannews/view/3471/ (дата обращения 28.03.2012 г.)].
2 Статистика продаж автомобилей в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// serega.icnet.ru/ CarSale_2010_5.html (дата обращения 20.03.2012 г.)].
ской платежеспособности. Причем со второго квартала 2011 года наблюдалось снижение темпов данного прироста, что связано с состоявшимся насыщением рынка. При рассмотрении общей тенденции изменения объемов продаж автомобилей, необходимо отметить ее неоднородную динамику, например, характерное для российского рынка ежегодное снижение продаж в первом квартале.
Рост сегмента российских брендов за последние 1,5 года составил около 46% в количественном выражении и 47% — в денежном, что произошло в первую очередь благодаря программе поддержки автомобильного рынка (программа утилизации) (табл. 1)3. Сущность данной программы заключается в том, что каждый владелец может сдать свой старый автомобиль автодилеру и взамен получить скидку на новый в размере 50 000 рублей. Купить таким способом можно автомашину, произведенную только в России. Из-за активного процесса им-портозамещения рост продаж иномарок российского производства составил 73% в количественном выражении и 100% — в денежном.
Результатом двух первых этапов программы утилизации, реализованных в 2010 году, стала выдача 400 тыс. сертификатов, заключение около 380 тыс. до-
говоров купли-продажи и передача покупателям примерно 270 тыс. машин. Необходимо отметить, что 80% всех машин, проданных по этой схеме, являются продукцией АвтоВАЗа. В 2011 году Правительство России просубсидировало утилизацию еще 100 тысяч автомобилей. Одной из основных задач было постепенное сокращение программы так, чтобы избежать
резкого снижения продаж. Некоторые автопроизводители и регионы уже озвучили планы по продлению программы утилизации или ее аналогов за счет собственных средств4.
По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2011 году в общем выросли на 39% или на
Таблица 1
Программа утилизации в России
Ход программы утилизации Кол-во, тыс.шт.
1-й этап утилизации (2010 год) 200
2-й этап утилизации (2010 год) 200
3-й этап утилизации (2011 год) 100
Итого 500
Авто, переданные покупателям в 2010 году 270
Авто, переданные покупателям в 2011 году 230
Таблица 2
Статистика продаж автомобилей по основным 20 маркам в России в 2010-2011 гг., шт.
№ п/п Марка автомобилей Периоды наблюдения Изменение, %
2010 2011
1 LADA 522 924 578 387 11%
2 CHEVROLET 116 233 173 438 49%
3 HYUNDAI 87 081 163 447 88%
4 RENAULT 96 466 154 724 60%
5 KIA 104 323 152 873 47%
6 NISSAN 79 614 138 825 74%
7 TOYOTA 79 315 119 505 51%
8 FORD 90 186 118031 31%
9 VW 58 989 118 003 100%
10 DAEWOO 74 -419 92 778 25%
11 GAZ 76 647 89 773 17%
12 MITSUBISHI 45 538 74 166 63%
13 SHKODA 45 613 74 074 62%
14 OPEL 40 877 67 555 65%
15 UAZ 49 043 57 148 17%
16 PEUGEOT 3 718 3 902 5%
17 MAZDA 3 178 4 271 34%
18 SUZUKI 3 083 2 881 -7%
19 MERSEDES-BENZ 2 211 2 526 14%
20 FLAT 2 995 2 303 -23%
3 Программа утилизации в России [Электронный ресурс] [Официальный сайт Министерства промышленной торговли России] - Режим доступа: http://www. minpromtorg.gov.ru (дата обращения 25.03.2012 г.)]
4 Там же.
740 614 штук. Среди них наибольшим спросом пользуются марки автомобилей LADA, CHEVROLET, HYUNDAI, RENAULT, KIA {табл. 2)5
Несомненным лидером по продажам являлись автомобили марки LADA, объемы, реализации которых составили в 2011 году 578 387 единиц, что на 11% больше по сравнению с предыдущим годом. Наблюдался рост популярности автомобилей марки CHEVROLET, вследствие чего в 2011 году выросли объемы продаж на 57 205 единиц {+49%). Замыкал тройку лидеров HYUNDAI, с объемами реализации 163 447 единиц, что больше по сравнению с предыдущим годом на 88%. Ниже идут марки автомобилей, продажи которых варьировались от 100 000 до 155 000 единиц, к ним относятся: RENAULT, KIA, NISSAN, TOYOTA, FORD и VW. Далее, по нисходящей, следуют марки с объемами продаж до 100 000 автомобилей в 2011 году.
Среди 25 самых продаваемых моделей автомобилей в России по итогам 2011 года первую позицию занимала KALINA, объемы продаж которой составили 142 930 единиц {+31% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.). Успешную конкуренцию ей смогла бы составить только GRANTA, готовившаяся
к продажам в декабре 2011 года (табл. 3)6.
Второе место занимала PRIORA с объемом продаж 138 697 автомобилей (+11%), на третьей позиции находилась SAMARA (+16%), оттеснившая на четвертую позицию «классические» модели LADA (2 1 04, 21 05, 2107), производства «ИжАвто». Среди иностранных моделей впереди уверенно набирающая обороты HYUNDAI Solaris -97 243 проданных авто.
В производственном сегменте в первом полугодии 2011 года также сохранялась положительная динамика — в России было выпущено 816,9 тыс. легковых автомобилей, что на 68,7% превышает этот же показатель 2010 года7. При этом рост темпов производства отмечался как по автомобилям традиционных отечественных моделей, так и по иномаркам российской сборки. В первом полугодии 2011, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, выпуск легко-
Таблица 3
Топ 25 самых продаваемых моделей автомобилей в России в 2010-2011 гг., шт.
№ п/п Модель Марка Периоды наблюдения Изменение^
2011 2010
1 Kalina LADA 142 930 108 989 31
2 Priora LADA 138 697 125 247 11
3 Samara LADA 122 473 105 457 16
4 2104/2105 LADA 112 522 138 272 -19
5 Solaris HYUNDAI 97 243 0 -
6 Focus FORD 82 457 67 041 23
7 Logan RENAULT 81 908 62 862 30
8 4x4 LADA 60 738 44 635 36
9 Nexia DAEWOO 54 567 43 943 24
10 Niva CHEVROLET 54 425 35 380 54
11 Polo VW 52 100 10 410 400
12 Rio KIA 49 858 29 165 71
13 Astra OPEL 48 030 30 432 58
14 Sandero RENAULT 45 697 19 232 138
15 Lacetti CHEVROLET 42 100 31 885 32
16 Octavia A5 SKODA 41 130 18 256 125
17 Matiz DAEWOO 38 211 30 476 25
18 Cruze CHEVROLET 37 765 18 876 100
19 Qashqai NISSAN 35 213 21 489 64
20 Cee'd KIA 28 868 26 675 8
21 RAV 4 TOYOTA 27 206 16 479 65
22 Corolla TOYOTA 27 007 16 417 65
23 Aveo CHEVROLET 25 778 22 784 13
24 Sportage KIA 23 880 20 274 18
25 X-trail NISSAN 22 768 16 158 40
5 Какие самые продаваемые автомобили в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://drivers-blog.ru/ novosti/kakie-samye-prodavemye-avtomobili-v-rosii (дата обращения 20.03.2012 г.)].
6 Статистика продаж автомобилей в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// serega.icnet.ru/ CarSale_2010_5.html (дата обращения 20.03.2012 г.)].
7 Российский автопром: состояние, тенденции, перспективы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.urpred.ru/rossijskij-avtoprom-sostoyanie-tendencii-perspekty/ (дата обращения 29.03.2012 г.)].
вых автомобилей увеличился практически на всех основных российских предприятиях.
Наряду с этим в 2010-2011 гг. в общей структуре производства доминировали иномарки российской сборки (рис. 3)8.
По сравнению с первым полугодием 2010, в 2011 году выпуск автомобилей зарубежных брендов возрос на 89% - до 480,8 тыс. ед. Столь существенный прирост позволил увеличить их долю в структуре производства легковых автомобилей за год на 6,4%9.
Таким образом, российский рынок легковых автомобилей продолжает свой рост, восстанавливаясь после кризиса. Подтверждением этого являются как растущие производственные показатели российских автозаводов, так и увеличивающиеся объемы продаж иностранных автомобилей. В 2010 году автомобильный рынок показал 30%-ный рост в количественном выражении по сравнению с 2009, в 201 1 - 45% по сравнению с 2009 годом, благодаря росту потребительской уверенности, программам государственной поддержки, увеличению доступности кредитования. Возросший спрос и эффект им-портозамещения привели к существенному увеличению объемов продаж иностранных брендов российской сборки. Феде-
ральная программа утилизации автомобилей в России дала возможность сдать старые машины и взамен получить скидку на покупку нового автомобиля. Благодаря вводу новых мощностей и увеличению использования существующих, 2011 год стал рекордным годом по объему производства легковых автомобилей в России, было выпущено около 1,7 млн легковых автомобилей. Среди 25 самых продаваемых автомобилей в России первые четыре позиции занимают модели LADA (Kalina, Priora, Samara, 2104/2105/2107), что говорит о большом спросе на «классические» отечественные автомобили. Также продолжается сотрудничество иностранных компаний с российскими автопроизводителями по организации совместных производств автомобильной техники на российской территории.
Кроме того, необходимо отметить, что ежегодно в общей структуре автомобильного рын-
1 полугодие 2010 г.
I Отечественные марки - Зарубежные бренды
ка увеличивается доля продаж подержанных автомобилей. При этом, среди регионов РФ лидирует по объемам вторичного рынка японских автомобилей Приморский край, где в 2011 году продано 11 тысяч новых иномарок и более 100 тысяч подержанных машин. Приморский край считается одной из самых «автомобильных» территорий Дальнего Востока, что подтверждается постоянным ростом организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт. Если в 2009 году были зарегистрированы 2 572 организации, то спустя два года их количество увеличилось на 271 единицу.
С ростом уровня жизни населения Приморского края возрастает объем продаж автомобилей, в результате чего повышаются и показатели деятельности организаций торговли, связанных с автобизнесом (табл. 4)10.
1 полугодие 2011 г.
Отечественные марки Зарубежные бренды
Рис. 3. Структура производства легковых автомобилей в РФ по происхождению машин, I полугодие, 2010-2011 гг., %
8 Социально-экономические показатели России: статистический сборник / Росстат. - М.: с 22011. - 420 с.
9 Обзор автомобильного рынка России [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.rview.ru/ato.htm (дата обращения 29.03.2012 г.)].
10 Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистические ежегодники. Приморскстат. -Владивосток, 2011. - 319 с.
Несмотря на постепенное восстановление автомобильного рынка после мирового финансового кризиса, такой показатель, как «среднесписочная численность работников», находится в нестабильном состоянии — рост чередуется сокращением. Оборот организаций, занимающихся торговлей автотранспортом и мотоциклами, их техническим обслуживанием и ремонтом, с 2006 по 2008 гг. увеличивался с каждым годом в среднем на 48%, но кризис в 2009 году сократил деятельность организаций практически в два раза. Однако в посткризисный период данный показатель почти достиг докризисного состояния, благодаря в первую очередь ежегодному росту собственных легковых автомобилей на 1 000 человек населения (рис. 4)11.
По данным краевого комитета государственной статистики, в Приморском крае зарегистрированы более 793 тыс. единиц автотранспорта, в том числе более 555,1 тыс. (около 70%) с правым расположением руля.
Наиболее широко распространенными на территории Приморского края являются автомобили японского производства. В марте 2011 году в Японии произошло мощное землетрясение, в результате чего из строя вышла атомная электростанция Фукусима-1. Следствием этой аварии явилось сокращение производства автотранспорта на
японских предприятиях в 3 раза, в то же время сократилось производство в Европе, т. к. Япония является не только основным производителем автотранспорта, но и поставщиком автозапчастей и комплектующих. Однако потребителей не стало меньше, а значит, спрос на автомобили сохранился.
Несмотря на сложившуюся ситуацию в Японии, импорт машин в Приморском крае вырос в два раза, поскольку, помимо Японии, основными торговыми партнерами остаются Южная Корея и Китай. Основной поток автомобилей идет из Японии, Южной Кореи, Китая и США че-
рез порт города Владивостока, из которого они «разъезжаются» по всей России.
В г. Владивостоке находится крупнейший авторынок Дальнего Востока — «Зеленый угол», вмещающий в себя более 5 000 машиномест. Здесь большая часть организаций города, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, арендуют парковки для купли-продажи и осмотра машин. Другие компании, такие как автосалоны, представленные, в частности, официальными дилерами определенных марок, осуществляют куплю-продажу и осмотр по
Таблица 4
Основные показатели деятельности организаций торговли
Наименование показателей Периоды наблюдения
2006 2007 2008 2009 2010
Оборот организаций, занимающихся торговлей автотранспортом и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт, млн руб. 9 879,4 16 889,2 22 785,6 12 881,1 21 080,2
Среднесписочная численность работников, чел. 57 365 49 615 51 410 49 466 48 115
Среднемесячная заработная плата работников, руб. 7 245 9 202 11 896 13 179 14 807
Периоды наблюдения
Рис. 4. Число собственных легковых автомобилей по Приморскому краю на 1 000 человек населения с 2001 по 2011 гг., ед.
11 Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистические ежегодники. Приморскстат. -Владивосток, 2011. - 319 с.
местонахождению их офисов (табл. 6).
Как видно из таблицы 6, в основном автосалоны занимаются покупкой и продажей машин от японских, корейских, китайских и американских производителей, также возможен привоз машины под заказ, как с левым, так и с правым рулем.
Из года в год тенденция с подержанными автомобилями
в Приморском крае не меняется. Покупать новый автомобиль «с конвейера» для населения слишком накладно, поэтому покупатели действуют по давно отработанной схеме — покупают автомобиль на вторичном рынке по приемлемой цене, и в дальнейшем, постепенно вкладывая денежные средства, приводят его в надлежащий вид и пригодное для дальнейшего использования состояние. Этим объясня-
ется повышенный спрос не только на автомобили, но и на автозапчасти — новые, реализуемые специальными магазинами и сервисными центрами и подержанные, которые можно приобрести на многочисленных рынках, в специализированных магазинах.
Согласно исследованиям агентства «Автостат» среди самых популярных японских автомобилей на данный момент мож-
Таблица 6
Перечень наиболее крупных автосалонов в городе Владивостоке
Наименование Описание Адрес и контактные данные
ДВ ЛАЙН Индивидуальный поиск и покупка автомобилей под заказ с аукционов из Японии ул. Крыгина 91 www.dvline.ru
ПасификАвто Продажа автомобилей с аукционов Японии, авто под документы, контрактные запчасти, таможенное оформление, спецтехника под заказ. ул. Борисенко 33, оф. 17 тел.: 293-45-67 www.Pacificavto.ru
Сапфир-АВТО Компания помогает в поиске и приобретении автомобилей с аукционов Японии, США, Ю.Кореи, возможна отправка в другие регионы. В наличии и под заказ любое транспортное средство, а также грузовики и спецтехника. ул. Юмашева 11а (Зеленый угол) тел.: 2577-288 www.saphireavto.ru
Такара Авто Компания, работающая в области поставок и продаж спецтехники, легковых автомобилей и запчастей от японских, корейских и китайских производителей. ул. Верхнепортовая 12, оф. 304 тел.: 230-09-89 www.Takaraavto.ru
ASTRACAR Покупка и продажа японских и корейских автомобилей под птс, каркас, конструктор, распил. Отправка по России. ул. Военное Шоссе 19-33 Тел.: 2611-452 www.astracar.ru
AvtoVladCar (АвтоВладКар) Продажа новых автомобилей из Кореи, Японии и США. Привоз машин с правым и левым рулем. ул. Народный пр-т 28 тел.: 248-41-41 www.avtovladcar.ru
EAST LINE Поставка новой и б/у спецтехники производства Китая, Ю.Кореи, Японии и США. Продажа в кредит. Продажа легковых автомобилей производства Япония, США, Ю.Корея. Доставка в регионы. Работают с юридическими и физическими лицами Ул. Уборевича 3, оф. 16 тел.: 290-34-87 www.east-l.ru
Japan Motors Продажа автомобилей с японских аукционов в наличии и под заказ. Продажа автомобилей из Японии только с правым рулем. ул. Снеговая 1б Тел.: 291-06-34 www.avtovladivostok.ru
Japanstart (Джапанстарт) Поиск и подбор автомобилей, спецтехники и мотоциклов с аукционов Японии. Продажа автомобилей европейского производства. ул. Народный пр-т 51а тел.: 244-77-44 auction@japanstart.ru
KIMURA (ООО Кимура-Владивосток) Компания занимается поставкой автомобильной техники с аукционов Японии с оказанием полного спектра услуг. ул. Светланская 12, оф.3 тел.: 241-48-35 office@kimuracars.com
Mitsubishi Motors Обслуживание и продажа новых автомобилей марки Mitsubishi. «Пасифик Авто», ул. Океанский пр-т 98а. тел.: 2459-289
Renault Полный спектр услуг по приобретению и сервисному обслуживанию автомобилей Renault. «Автосалон Renault», ул. Адмирала Юмашева, 22в. тел.: 2611-267
TOYOTA Center Продажа новых автомобилей марки Тойота с левым рулем, техническое обслуживание автомобилей Тойота, продажа сменно-запасных частей, автопринадлежностей и аксессуаров. ул. Снеговая, 24, тел.: 224-00-24 www.smv.ru
но выделить следующие: Toyota Corolla, Toyota Mark II, Mitsubishi Pajero, Toyota Crown, Suzuki Escudo, Toyota Hilux Surf, Toyota Ipsum, Subaru Forester, Toyota Caldina, Toyota Vitz12. Из данного списка видно, что жители Приморского края не выбирают только малолитражки, среди популярных авто есть и седаны, и минивэны, и универсалы, и кроссоверы и внедорожники, хэтчбэки. Неоспорим тот факт, что покупатели выбирают не только по цене и объему двигателя, но и по функциональности, следовательно, каждый тип машин имеет своих приверженцев.
Покупатель, который сомневается и боится ошибиться в выборе будущего автомобиля, может взять машину в прокате, чтобы определиться в правильности своего решения. Для этого он обращается в организации, предоставляющие автомобили в аренду. Основные фирмы по прокату автомобилей сконцентрированы в краевом центре. Всего в г. Владивостоке насчитывается около 30 компаний, занимающихся автопрокатом. Довольно распространенной услугой можно назвать аренду и прокат автомобилей с водителем, но возможен и вариант без водителя. На прокат можно взять сле-
дующие типы автомашин: стандарт, бизнес-класс, грузовики, минивэны, микроавтобусы, лимузины. Часто такими услугами пользуются для встречи зарубежных партнеров и просто бизнесменов, прибывающих во Владивостокский аэропорт. Лимузины и микроавтобусы популярны в городе Владивостоке и за его пределами для проведения свадеб и торжеств.
Также в структуре авторынка г. Владивостока необходимо выделить: автошколы, автомобильные заправочные станции, автомойки, шиномонтажные мастерские, пункты технического осмотра и др. (табл. 7).
Таблица 7
Структура автомобильного рынка города Владивостока
Наименование Характеристика Пример наиболее крупных организаций
1 2 3
Прокат и аренда автомобилей Предоставление услуг по аренде и прокату автомобилей в городе Владивостоке и в пределах Приморского края ■Alfa-Car., ул. Русская, 65, оф. 7. тел.: (423)2666-427 info@avtoprokatdv/ru
«Владрент», ул. Нижнепортовая, 1, оф. 305 (Морвок-зал). Тел.: 272-53-33
Автосервис Ремонт и техническое обслуживание двигателей, подвески, тормозной системы, ТНВД, форсунок, заправка и ремонт кондиционеров, компьютерная диагностика, регулировка развал-схождения, промывка инжекторов, электроработы. АвтоТехЦентр Ника, ул. Выселковая, 49 www.Vikavlad.ru
Ремонт и регулировка ТНВД, распределительного и рядного типа DENSO, ZEXEI, BOSH. DENSO-service, ул. Сельская, 6а
Комплексный ремонт автомобилей, ДВС, КПП, тормозной системы, ремонт триплекса, автоэлектрик, развал-схождение, сварочные работы, токарные работы, сборка конструкторов, замена узлов и агрегатов СТО «ЗЕЛЕНЫЙ БОКС», ул. Снеговая, 2а
Автошколы Подготовка водителей категории «А», «В», «С», «Д», «Е». Автошкола «АНИК», ул. Партизанская, 36; ул. Свет-ланская, 147; ул. Алеутская, 11; ул. Авроровская, 4. Тел.: 226-07-86
Автошкола «Седан - В», ул. Русская, 65; ул. Калинина, 277; ул. Фадеева, 6д. тел.: 227-19-11
Автошкола ВГУЭС ул. Гоголя, 41, оф.4303 тел.: 225-82-73
Автомобильные Заправочные станции (АЗС) Комплекс оборудования на придорожной территории, предназначенный для заправки топливом транспортных средств. НК «АЛЬЯНС» (ОАО «Приморнефтепродукт») ул. Калинина, 20; ул. Крыгина, 111; ул. Снеговая, 29а
АЗС Benzo, ул. Борисенко, 44; ул. Маковского, 56; ул. Русская, 2; ул. Фадеева 42а
НК «Роснефть», ул. 1-я Морская 9, оф. 505
12 Названы самые популярные автомобили во Владивостоке [Электронный ресурс] -Режим доступа: http:// www.minpromtorg.gov.ru/actions/utilization/32 (дата обращения 30.03.2012 г.)].
Таблица 7 (Окончание)
1 2 3
Автомойки Автомойка, мойка кузова, уборка салона, уборка багажника, мойка двигателя и моторного отсека, химчистка салона, полировка кузова. Автоцентр 777, ул. Борисенко. 40а. тел.: 221-57-32
Fresh Line, ул. Адм. Юмашева, 35. Тел.: 255-63-11
«Мойдодыр», ул. Руднева, 13в. Тел.: 244-74-05
Шиномонтажные мастерские Выполнение услуг по ремонту автошин, камер, шиномонтажу, балансировке колес. «Шинтоп», ул. Вилкова, 13б. Тел.: 253-54-45 www.shintop.ru
HiTech, ул. Адм.Кузнецова, 40б. тел.: 244-56-97
СТО Eneos, ул. Тухачевского, 66. Тел.: 234-20-34
Технический осмотр (ТО) Технический осмотр призван определить состояние транспортного средства и его соответствия стандартам, правилам и техническим нормам безопасности движения на дорогах. Пункты техосмотра: ул. Матросова, 30 ул. Руднева, 14
Автозапчасти Продажа контрактных, оригинальных и новых автозапчастей японского производителя с последующей доставкой клиенту или организации в любой регион России. ООО «Влад Ниппон», ул. Жигура, 6. Тел.: 89024885420
Автозапчасти Продажа контрактных запчастей оптом и в розницу для японских автомобилей. «Филток-2», ул. Космонавтов, 8 тел.: 229-29-29
Компания специализируется на оптовых и розничных продажах контрактных запчастей для японских автомобилей, мотоциклов и скутеров, с доставкой из Владивостока или напрямую из Японии. СКП-Транс, ул. Днепровская, 25д. тел.: 233-65-61
Автостоянки Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для парковки (хранения) транспортных средств. «ДВФУ, Автостоянка», ул. Мордовцева,12
«Автостоянка №1», ул. Пр-т 100 лет Владивостоку, 28
«Райнер», ул. Героев Тихоокеанцев, 5а
Анализ данных таблицы 7 позволяет сделать вывод, что автобизнес в г. Владивостоке широко представлен как в сфере продаж, так и в сфере услуг.
Подводя итоги, можно сказать, что внутренний рост экономики страны должен стать важным условием накопления «критической массы» производства автомобилей, необходимым для развития современной отрасли производства автокомпонентов в России. Все это и станет ключом к долгосрочному устойчивому развитию автомобильной промышленности в России и, как следствие, созданию рабочих мест для квалифицированных специалистов.
Автомобильный рынок Приморского края значительно отличается от других региональных рынков страны — опреде-
ленным соотношением продаж между новыми и подержанными автомобилями. Здесь доля вторичных продаж гипертрофированно высока. Еще одной особенностью рынка является превышение импорта над экспортом, что говорит о неконкурентоспособности отечественных производителей на мировом уровне. В этой непростой ситуации, отправной точкой распространения импортных автомобилей по всей России выступает рынок г. Владивостока, куда из Японии, Южной Кореи, Китая и США поступают не только новые и подержанные цельные автомашины, но и комплектующие к ним. Наряду с этим наблюдается рост спроса и на внутреннем рынке города, что проявляется в ежегодном увеличении числа собственных легковых автомобилей
у населения. Данное обстоятельство приводит к увеличению количества организаций, предоставляющих такие услуги автовладельцам г. Владивостока, как ремонт и обслуживание, заправка топливом, автомойка, шиномонтаж, технический осмотр и др.
Изученные данные позволяют сделать вывод о том, автомобильный рынок г. Владивостока, Приморского края и России в целом находится на этапе активного развития, он успешно вышел из кризиса и его показатели уже сейчас значительно превышают докризисные. Причем если три года назад основной объем продаж составлял импорт новых и подержанных автомобилей, то в 2010—201 1 гг. основной акцент делается на внутреннее производство.