Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОВАЗА'

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОВАЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬНЫЙ РЯД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостеев Дмитрий Владимирович, Мишин Михаил Михайлович

В данной статье приводятся сведения об истории создания и перспективах развития автомобильного завода «ВАЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF CREATION AND PROSPECTS AVTOVAZ DEVELOPMENT

This article provides information about the history of the appearance of an automobile plant in Togliatti.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОВАЗА»

УДК 334.716.4

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОВАЗА

Дмитрий Владимирович Гостеев

студент

dima.gosteev69@gmail.com Михаил Михайлович Мишин

кандидат технических наук, доцент Meikl2@yandex.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье приводятся сведения об истории создания и перспективах развития автомобильного завода «ВАЗ».

Ключевые слова: автомобиль, строительство, развитие, модельный ряд.

Акционерное общество «АвтоВАЗ» - советская и российская автомобилестроительная компания, консолидированная дочерняя компания французской Renault Group с 2016 года. Крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе [1].

Строительство Волжского автомобильного завода (ВАЗ) - началось в 1967 году, после подготовки и выбора строительной площадки. 20 июля 1966 года ЦК КПСС и Совет министров, предварительно проанализировав 54 различных потенциальных участка, определилось с местом строительства. Выбор пал на город Тольятти Самарской области. Строительство было объявлено ударной комсомольской стройкой. Совет министров назначил заместителя министра автопромышленности Полякова В.Н. генеральным директором будущего завода, а Соловьева В.С. главным конструктором.

Технический проект строительства был подготовлен итальянским автомобильным концерном Fiat, с которым также был заключен контракт на поставку основного технологического оборудования и дальнейшее обучение специалистов [2].

Появление Волжского автозавода было обусловлено тем, что в то время в СССР производилось менее 150 тысяч легковых машин в год. В связи с этим ощущалась острая необходимость в комфортабельных и доступных автомобилях для населения [3].

Волжский автозавод был построен в рекордно короткие сроки: в 1967 году началось строительство, а в 1970 году появилась первая продукция - автомобили ВАЗ-2101, которые положили начало широко известной и популярной сегодня марке LADA.

Развитие завода дало толчок появлению и развитию не только целого ряда отраслей промышленности, но и других предприятий автопрома в России и за ее пределами. Постоянно проводимое заводом обновление модельного ряда способствовало созданию компаний по производству автокомпонентов, мелкосерийных и специальных автомобилей, организации автосборочных предприятий в России и за рубежом.

К середине 1990-х годов большая часть сбыта продукции шла через руки криминальных структур. По некоторым подсчётам, в те годы доходы преступных групп достигали около 700 миллионов рублей [4].

Несмотря на сложную криминальную обстановку, в 1990-х годах завод работал практически без остановок и сбоев. В 1993 году был собран 15-миллионный автомобиль. В 1995 началась сборка модели нового, «десятого» семейства — ВАЗ-2110. В 1996 стартовало производство «одиннадцатой» модели, в 2000 — «двенадцатой». В 90-е годы объём производства не падал ниже 529 тысяч автомобилей в год.

В конце 1990-х годов началась разработка второго поколения семейства Lada Samara. Первым автомобилем стал ВАЗ-2114, который считается преемником ВАЗ-2109.

В 2001 году «АвтоВАЗ» и компания General Motors открыли совместное предприятие GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet Niva. В начале 2000-х годов началась разработка новой модели — Lada Kalina, производство которой началось в 2004 году.

До 2005 года основными акционерами завода был трудовой коллектив и топ-менеджмент «АвтоВАЗа». Однако из-за сложной криминальной ситуации в городе в девяностные годы, завод было решено передать собственникам федерального масштаба. С 2005 года основной контроль над предприятием ушёл в «Рособоронэкспорт».

С 2005 по 2009 годы у завода сменилось три генеральных директора. В целом, в 2006-2008 годах «АвтоВАЗу» удалось добиться объёма производства в 810 тыс. автомобилей в год.

Весной 2008 года основными акционерами компании стали Renault, «Ростехнологии» и «Тройка диалог» — у них было примерно по 25% акций «АвтоВАЗа». Остальные 25% остались у миноритарных акционеров.

В 2009 году из-за экономического кризиса убытки предприятия составили 35 млрд рублей, сообщал Игорь Комаров, в то время президент-генеральный директор «АвтоВАЗа». Долги предприятия перед банками к 2009 году

превысили 37 млрд рублей. 30 марта 2009 года Правительство России решило выделить «Ростехнологиям» 25 млрд рублей на поддержку «АвтоВАЗа». Госкорпорация должна была передать предприятию эту сумму в виде беспроцентной ссуды сроком на год.

Осенью 2009 года подписано соглашение о рекапитализации «АвтоВАЗа». По нему государство оказывало заводу финансовую поддержку в объёме 54,8 млрд рублей, а Renault должен был заняться обновлением модельной линейки и запустить на заводе платформу для производства новых автомобилей Lada, а также автомобилей марок Renault и Nissan.

В 2010 году «АвтоВАЗу» удалось выйти на операционную прибыль. В следующем году завод начал производство новой модели Lada Granta. Тогда же тольяттинский автогигант купил предприятие «ИжАвто» в Ижевске.

К 2011-2012 году объём производства завода достиг уровня в 500-590 тысяч автомобилей в год. В том же году началось производство автомобиля Lada Largus и модификации Lada Granta с автоматической коробкой передач. В следующем году компания представила обновлённую Lada Kalina.

В 2013 году оформилась нынешняя структура собственности завода. ОАО «АвтоВАЗ» на 74,5% принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., в которой 67,13% акций принадлежит альянсу Renault-Nissan и оставшиеся 32,87% — госкорпорации «Ростех».

В 2015 году началось производство двух новых моделей Lada — Vesta и XRAY. Lada Vesta — автомобиль B-класса, получивший новый, «X-образный» дизайн. Собирается на платформе Lada B в Ижевске и Усть-Каменогорске (Казахстан). По данным официального сайта «АвтоВАЗа», автомобиль в минимальной комплектации можно купить за 499 тысяч рублей [5].

В апреле 2016 года автосалоны зафиксировали резкий рост продаж Lada Vesta, сообщал РБК. Если в январе месячные продажи новой модели составляли 1,6 тысяч штук, то к апрелю уровень продаж составил 4,6 тысяч штук. Согласно данным за июнь, было продано 5,1 тысяча автомобилей этой марки. Изначально

«АвтоВАЗ» планировал продать в 2016 году 50-60 тысяч автомобилей этой модели при среднемесячных продажах 4-5 тысяч автомобилей.

Lada XRAY позиционируется компанией как «городской кроссовер». Производится в Тольятти на платформе B0, где также выпускаются автомобили Renault и Nissan. По последним данным, в июне 2016 года было реализовано более 1,7 тысячи автомобилей этой марки.

Несмотря на разработку и выпуск новых моделей Lada, оптимизацию работы завода, адаптацию производства автомобилей Renault, Nissan и Datsun, 2014-2015 годы «АвтоВАЗ» заканчивал с убытками. Так, в 2015 году чистый убыток составил 73,9 млрд рублей, что почти втрое превысило показатели 2014 года.

20 июля 2016 года «АвтоВАЗ» начал праздновать своё пятидесятилетие и выпустил к юбилейной дате сайт об истории бренда и специального бота в Telegram.

По информации официального сайта «АвтоВАЗа», сейчас важнейшими приоритетами компании являются достижение рыночной доли в 20% на российском рынке, повышение эффективности производства, выход на операционную прибыль.

Новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые вышли в 2015 году, стали настоящим прорывом для марки. Используемая Х-графика - это отличительная черта современного АВТОВАЗа. Стиль разработан командой дизайнеров завода во главе с директором по дизайну Стивом Маттином. Главные акценты нового стиля LADA - это четко выраженная Х-графика, объединяющая фары, решетку радиатора и нижние воздухозаборники, подкрепленная двумя индивидуальными хромированными элементами буквы X [5].

После начала выпуска обеих моделей АВТОВАЗ распространяет новый стиль LADA и на другие существующие и перспективные модели. Формируется более понятный и современный модельный ряд. У каждого потребительского сегмента свои модели: семейство LADA Granta - это бюджетные автомобили,

Vesta и XRAY - автомобили подороже, и две узкоспециализированные модели -LADA 4x4 и Largus.

Самой популярной LADA по итогам продаж за первую половину 2019 года стала LADA Granta - своих покупателей нашли почти 64 тыс. автомобилей этого семейства, что на 40% превышает показатели прошлого года. LADA Vesta заняла вторую строчку рейтинга: за полгода продано более 55 тыс. автомобилей.

История не раз доказывала, что выпуск даже самых удачных автомобилей приходит к концу. Когда-то конвейер остановится и для Vesta, как в свое время для популярной «копейки». Но АВТОВАЗ останавливаться не намерен - до 2026 года завод пообещал запустить в серию восемь новых моделей.

Список литературы:

1. ОАО АвтоВАЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/АвтоВАЗ, свободный. - (дата обращения: 10.03.2022)

2. «Рефератбанк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://referatbank.ru/referat/preview/17318/referat-istoriya-proizvodstva-avto-vaz.html, свободный. - (дата обращения: 09.03.2022)

3. Официальный сайт ОАО АвтоВАЗ «АВТОВАЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.avtovaz.ru/pages/section 5641/5727.html, свободный. - (дата обращения: 15.03.2022)

4. Егоров Д.А., Ланцев В.Ю., Эйдзен Н.А. Анализ парка легковых автомобилей и рынка автосервисных услуг города Воронежа // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

5. «Ростех» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rostec.ru/news/istoriya-avtovaza-ot-kopeyki-do-kh-dizayna/, - (дата обращения: 15.03.2022)

UDC 334.716.4

HISTORY OF CREATION AND PROSPECTS AVTOVAZ DEVELOPMENT

Dmitry V. Gosteev

student

dima.gosteev69@gmail.com Mikhail M. Mishin

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Meikl2@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. This article provides information about the history of the appearance of an automobile plant in Togliatti.

Key words: car, construction, development, model range.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.