УДК 334.716.4
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОВАЗА
Дмитрий Владимирович Гостеев
студент
dima.gosteev69@gmail.com Михаил Михайлович Мишин
кандидат технических наук, доцент Meikl2@yandex.ru
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В данной статье приводятся сведения об истории создания и перспективах развития автомобильного завода «ВАЗ».
Ключевые слова: автомобиль, строительство, развитие, модельный ряд.
Акционерное общество «АвтоВАЗ» - советская и российская автомобилестроительная компания, консолидированная дочерняя компания французской Renault Group с 2016 года. Крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе [1].
Строительство Волжского автомобильного завода (ВАЗ) - началось в 1967 году, после подготовки и выбора строительной площадки. 20 июля 1966 года ЦК КПСС и Совет министров, предварительно проанализировав 54 различных потенциальных участка, определилось с местом строительства. Выбор пал на город Тольятти Самарской области. Строительство было объявлено ударной комсомольской стройкой. Совет министров назначил заместителя министра автопромышленности Полякова В.Н. генеральным директором будущего завода, а Соловьева В.С. главным конструктором.
Технический проект строительства был подготовлен итальянским автомобильным концерном Fiat, с которым также был заключен контракт на поставку основного технологического оборудования и дальнейшее обучение специалистов [2].
Появление Волжского автозавода было обусловлено тем, что в то время в СССР производилось менее 150 тысяч легковых машин в год. В связи с этим ощущалась острая необходимость в комфортабельных и доступных автомобилях для населения [3].
Волжский автозавод был построен в рекордно короткие сроки: в 1967 году началось строительство, а в 1970 году появилась первая продукция - автомобили ВАЗ-2101, которые положили начало широко известной и популярной сегодня марке LADA.
Развитие завода дало толчок появлению и развитию не только целого ряда отраслей промышленности, но и других предприятий автопрома в России и за ее пределами. Постоянно проводимое заводом обновление модельного ряда способствовало созданию компаний по производству автокомпонентов, мелкосерийных и специальных автомобилей, организации автосборочных предприятий в России и за рубежом.
К середине 1990-х годов большая часть сбыта продукции шла через руки криминальных структур. По некоторым подсчётам, в те годы доходы преступных групп достигали около 700 миллионов рублей [4].
Несмотря на сложную криминальную обстановку, в 1990-х годах завод работал практически без остановок и сбоев. В 1993 году был собран 15-миллионный автомобиль. В 1995 началась сборка модели нового, «десятого» семейства — ВАЗ-2110. В 1996 стартовало производство «одиннадцатой» модели, в 2000 — «двенадцатой». В 90-е годы объём производства не падал ниже 529 тысяч автомобилей в год.
В конце 1990-х годов началась разработка второго поколения семейства Lada Samara. Первым автомобилем стал ВАЗ-2114, который считается преемником ВАЗ-2109.
В 2001 году «АвтоВАЗ» и компания General Motors открыли совместное предприятие GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet Niva. В начале 2000-х годов началась разработка новой модели — Lada Kalina, производство которой началось в 2004 году.
До 2005 года основными акционерами завода был трудовой коллектив и топ-менеджмент «АвтоВАЗа». Однако из-за сложной криминальной ситуации в городе в девяностные годы, завод было решено передать собственникам федерального масштаба. С 2005 года основной контроль над предприятием ушёл в «Рособоронэкспорт».
С 2005 по 2009 годы у завода сменилось три генеральных директора. В целом, в 2006-2008 годах «АвтоВАЗу» удалось добиться объёма производства в 810 тыс. автомобилей в год.
Весной 2008 года основными акционерами компании стали Renault, «Ростехнологии» и «Тройка диалог» — у них было примерно по 25% акций «АвтоВАЗа». Остальные 25% остались у миноритарных акционеров.
В 2009 году из-за экономического кризиса убытки предприятия составили 35 млрд рублей, сообщал Игорь Комаров, в то время президент-генеральный директор «АвтоВАЗа». Долги предприятия перед банками к 2009 году
превысили 37 млрд рублей. 30 марта 2009 года Правительство России решило выделить «Ростехнологиям» 25 млрд рублей на поддержку «АвтоВАЗа». Госкорпорация должна была передать предприятию эту сумму в виде беспроцентной ссуды сроком на год.
Осенью 2009 года подписано соглашение о рекапитализации «АвтоВАЗа». По нему государство оказывало заводу финансовую поддержку в объёме 54,8 млрд рублей, а Renault должен был заняться обновлением модельной линейки и запустить на заводе платформу для производства новых автомобилей Lada, а также автомобилей марок Renault и Nissan.
В 2010 году «АвтоВАЗу» удалось выйти на операционную прибыль. В следующем году завод начал производство новой модели Lada Granta. Тогда же тольяттинский автогигант купил предприятие «ИжАвто» в Ижевске.
К 2011-2012 году объём производства завода достиг уровня в 500-590 тысяч автомобилей в год. В том же году началось производство автомобиля Lada Largus и модификации Lada Granta с автоматической коробкой передач. В следующем году компания представила обновлённую Lada Kalina.
В 2013 году оформилась нынешняя структура собственности завода. ОАО «АвтоВАЗ» на 74,5% принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., в которой 67,13% акций принадлежит альянсу Renault-Nissan и оставшиеся 32,87% — госкорпорации «Ростех».
В 2015 году началось производство двух новых моделей Lada — Vesta и XRAY. Lada Vesta — автомобиль B-класса, получивший новый, «X-образный» дизайн. Собирается на платформе Lada B в Ижевске и Усть-Каменогорске (Казахстан). По данным официального сайта «АвтоВАЗа», автомобиль в минимальной комплектации можно купить за 499 тысяч рублей [5].
В апреле 2016 года автосалоны зафиксировали резкий рост продаж Lada Vesta, сообщал РБК. Если в январе месячные продажи новой модели составляли 1,6 тысяч штук, то к апрелю уровень продаж составил 4,6 тысяч штук. Согласно данным за июнь, было продано 5,1 тысяча автомобилей этой марки. Изначально
«АвтоВАЗ» планировал продать в 2016 году 50-60 тысяч автомобилей этой модели при среднемесячных продажах 4-5 тысяч автомобилей.
Lada XRAY позиционируется компанией как «городской кроссовер». Производится в Тольятти на платформе B0, где также выпускаются автомобили Renault и Nissan. По последним данным, в июне 2016 года было реализовано более 1,7 тысячи автомобилей этой марки.
Несмотря на разработку и выпуск новых моделей Lada, оптимизацию работы завода, адаптацию производства автомобилей Renault, Nissan и Datsun, 2014-2015 годы «АвтоВАЗ» заканчивал с убытками. Так, в 2015 году чистый убыток составил 73,9 млрд рублей, что почти втрое превысило показатели 2014 года.
20 июля 2016 года «АвтоВАЗ» начал праздновать своё пятидесятилетие и выпустил к юбилейной дате сайт об истории бренда и специального бота в Telegram.
По информации официального сайта «АвтоВАЗа», сейчас важнейшими приоритетами компании являются достижение рыночной доли в 20% на российском рынке, повышение эффективности производства, выход на операционную прибыль.
Новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые вышли в 2015 году, стали настоящим прорывом для марки. Используемая Х-графика - это отличительная черта современного АВТОВАЗа. Стиль разработан командой дизайнеров завода во главе с директором по дизайну Стивом Маттином. Главные акценты нового стиля LADA - это четко выраженная Х-графика, объединяющая фары, решетку радиатора и нижние воздухозаборники, подкрепленная двумя индивидуальными хромированными элементами буквы X [5].
После начала выпуска обеих моделей АВТОВАЗ распространяет новый стиль LADA и на другие существующие и перспективные модели. Формируется более понятный и современный модельный ряд. У каждого потребительского сегмента свои модели: семейство LADA Granta - это бюджетные автомобили,
Vesta и XRAY - автомобили подороже, и две узкоспециализированные модели -LADA 4x4 и Largus.
Самой популярной LADA по итогам продаж за первую половину 2019 года стала LADA Granta - своих покупателей нашли почти 64 тыс. автомобилей этого семейства, что на 40% превышает показатели прошлого года. LADA Vesta заняла вторую строчку рейтинга: за полгода продано более 55 тыс. автомобилей.
История не раз доказывала, что выпуск даже самых удачных автомобилей приходит к концу. Когда-то конвейер остановится и для Vesta, как в свое время для популярной «копейки». Но АВТОВАЗ останавливаться не намерен - до 2026 года завод пообещал запустить в серию восемь новых моделей.
Список литературы:
1. ОАО АвтоВАЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/АвтоВАЗ, свободный. - (дата обращения: 10.03.2022)
2. «Рефератбанк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://referatbank.ru/referat/preview/17318/referat-istoriya-proizvodstva-avto-vaz.html, свободный. - (дата обращения: 09.03.2022)
3. Официальный сайт ОАО АвтоВАЗ «АВТОВАЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.avtovaz.ru/pages/section 5641/5727.html, свободный. - (дата обращения: 15.03.2022)
4. Егоров Д.А., Ланцев В.Ю., Эйдзен Н.А. Анализ парка легковых автомобилей и рынка автосервисных услуг города Воронежа // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
5. «Ростех» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rostec.ru/news/istoriya-avtovaza-ot-kopeyki-do-kh-dizayna/, - (дата обращения: 15.03.2022)
UDC 334.716.4
HISTORY OF CREATION AND PROSPECTS AVTOVAZ DEVELOPMENT
Dmitry V. Gosteev
student
dima.gosteev69@gmail.com Mikhail M. Mishin
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
Meikl2@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. This article provides information about the history of the appearance of an automobile plant in Togliatti.
Key words: car, construction, development, model range.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.