производства и увеличение объёма реализации, а также сохранение стабильности и непрерывности производственного процесса.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 с изм. от 01.07.2015) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: www.consultantplus.ru.
2. Белых В.С. Предпринимательское право России: учебник / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2009. - С. 13.
3. Лапина Д.А. Понятие производственной деятельности и ее основные элементы // Научный аспект. - 2013. - Т. 2, № 2 (6). - С. 198-200.
4. Матвейчук Ю.Х. Предпринимательская деятельность в России: риски и ответственность // Бизнес, менеджмент и право. - 2014. - № 2. - С. 55-57.
5. Муфтахова О.С., Нечаев А.С. Применение импортного револьверного левередж-лизинга для минимизации рисков простоев при организации производственного процесса [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Б01: Шр:/Мх. doi.org/10.12731/2218-7405-2015-9-32 - 2015. - № 9. - С. 572-585.
6. Муфтахова О.С. К вопросу определения понятия «Производственный процесс» // Вестник ИрГТУ - 2015. - № 8. - С. 197-202. (0,4 п.л.).
7. Нечаев А.С. Процесс управление российским промышленным предприятием // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - № 5-5. -С. 153-158.
АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ КОМПАНИЙ В АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
© Нелин Д.В.1
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск
В статье приводится характеристика современного рынка легковых автомобилей в России и определяются основные факторы, влияющие на его развитие. Также анализируется поведение ведущего отечественного производителя легковых автомобилей - ОАО «АВТОВАЗ».
1 Доцент кафедры «Экономика предприятий и организаций», кандидат исторических наук, доцент.
Ключевые слова: автомобилестроение, экономический кризис, конкуренция, факторы развития отрасли.
В настоящее время одной из основных проблем отечественной экономики является определение возможностей выживания отдельных предприятий и отраслей в условиях экономического кризиса. Представляется важным обратить внимание на автомобильную отрасль, как одну из ключевых.
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 января 2016 года в России насчитывалось около 41 млн. легковых автомобилей [1]. Самая большая доля парка приходится на отечественные автомобили (41,5 %) - 17 млн. штук, в том числе - LADA (33,8 %), GAZ (2,6 %), Mosk-vich (1,9 %). Японские марки занимают 22,1 % российского парка - 9 млн. штук. В ТОП-3 японских марок входят: Toyota (8,7 %), на втором месте -Nissan (4,6 %), на третьем - Mitsubishi (2,7 %). Автомобили из Германии занимают в российском парке 9,7 % - 4 млн. штук. В марочной структуре преобладают Volkswagen (3,3 %), Opel (2,2 %), Audi (1,4 %). Корейским маркам принадлежит 9,3 % парка - 3,8 млн. штук. В тройке - Hyundai (3,8 %), KIA (3,3 %), Daewoo (1,8 %). Американские бренды занимают долю в 7,4 % -3 млн. штук. В ТОП-3 входят Chevrolet (3,8 %), Ford (3,1 %), Jeep (0,1 %). Автомобилей французского происхождения в России всего 4,6 % - 1,9 млн. штук. Большая их часть представлена брендами Renault (3,4 %), Peugeot (0,7 %), Citroen (0,4 %). Автомобили из других стран (китайские, чешские и т.д.) составляют 5,5 % рынка или 2,2 млн. штук.
По данным компании PricewaterhouseCoopers максимальный объем продаж на рынке новых легковых автомобилей был достигнуть в 2012 году, когда было продано 2,8 млн. шт., в 2015 г. этот показатель снизился до 1,3 млн. шт. [3, с. 15] По итогам двух первых месяцев 2016 года российский авторынок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 20,8 %. Было продано 193 072 автомобиля (по данным АЕВ, включая легкие коммерческие).
Основными отрицательными факторами, влияющими на автомобильный рынок были:
- обострение геополитической ситуации (март 2014);
- повышение цен на автомобили, негативные ожидания потребителей, недоступность банковского кредита (декабрь 2014).
Уход некоторых брендов с российского рынка и реструктуризация бизнеса привели к перераспределению долей между остальными участниками. Увеличили долю рынка и занимали ведущие места на рынке следующие бренды LADA (18,7 % рынка), KIA (11,2 %), Hyundai (10,2 %). Относительные успехи в 2015 г. показали следующие автопроизводители:
- с локализованным производством;
- выводившие на рынок новые и обновленные модели;
- проводившие грамотную ценовую политику в условиж экономической неопределенности.
Темпы падения ниже среднт по рынку показали такие бренды как LADA, UAZ, KIA, Hyundai, Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus.
ТОП-10 производителей возглавляет группа AVTOVAZ-Renault-Nissan, реализовавшая за два первый месяца 63,6 тыс. автомобилей (-24,8 % к аналогичному периоду 2015 года, доля рынка составила 32,9 %). На втором месте -Hyundai-KIA с объемом 39,1 тыс. автомобилей (-21,6 %, с долей 20,2 %). На третьем - Volkswagen Group с объёмом 20,9 тыс. автомобилей (-24,2 %, с долей 10,8 %). Три этт группы вместе занимают более 60 % российского авторынка [1].
Можно более подробно рассмотреть положение лидера продаж на российском рынке легковык автомобилей ОАО «АВТОВАЗ».
Важным для него является то, что масштабы конкуренции в отрасли могут быть оxарактеризованы как международные, причем можно выделить следующие ее аспекты:
1) конкуренция новый автомобилей, ввозимыи из заграницы;
2) конкуренция подержанный автомобилей ввозимыи из заграницы;
3) конкуренция новый автомобилей, производимы« иностранными концернами в России.
Высокая капиталоемкость отрасли обуславливает высокие барьеры как вxода, так и выкода. С одной стороны, необxодимость значительный инвестиций затрудняет открытие новый производств. С другой - уже осуществленные капиталовложения препятствуют выжду фирм из отрасли.
Товар в отрасли является дифференцированным, значительно различающимся по качественным xарактеристикам. Вместе с тем, в одной ценовой категории у потребителя имеется значительная возможность выбора между автомобилями различный производителей.
Среди предприятий, осуществляющж сборку легковык автомобилей на территории России, основными конкурентами ОАО «АВТОВАЗ» являются:
- ЗАО «Автотор» г. Калининград (Kia, BMW, Hyundai, Chevrolet, Opel);
- ЗАО «GM-АВТОВАЗ», г. Тольятти (Chevrolet);
- ООО «ОАГ» г. Ижевск (Nissan);
- ЗАО «Рено Россия», г. Москва (Renault, Nissan);
- ООО «АК ДерВейс», Карачаево-Черкесская Республика (Lifan, Lux-gen, Chery, Geely);
- ООО «ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС», г. Калуга (Skoda, VW, Audi);
- ООО «ПСМА-Рус», г. Калуга (Peugeot, Citroen, Mitsubishi);
- ООО «ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС», г. Санкт-Петербург (Kia, Hyundai);
- ЗАО «Форд Мотор Компани», Ленинградская обл. (Ford);
- ООО «Автомобильный завод «ГАЗ», г. Нижний Новгород (Skoda, Volkswagen);
- ООО «Тойота Мотор», г. Санкт-Петербург (Toyota);
- ООО «НИССАН МАНУФЭКЧУРИНГ РУС», г. Санкт-Петербург (Nissan, Infiniti);
- Группа Компаний «SOLLERS» (Ford, SsangYong, Toyota, Mazda, Isuzu);
- ОАО «УАЗ», г. Ульяновск (UAZ).
В настоящее время основную конкуренцию автомобилям LADA составляет продукция совместных сборочных производств, осуществляющих сборку автомобилей иностранных марок на территории РФ, и в незначительной степени - продукция традиционных отечественных марок, импортированные новые и подержанные автомобили иностранных брендов, находящиеся в ценовом диапазоне до 600 тыс. руб.
Автомобили LADA Granta и LADA Kalina конкурируют с автомобилями Ravon Nexia, Ravon Matiz, Datsun on-DO, Datsun mi-DO, Geely MK, Geely GC6, Lifan Smily, Renault Logan, Renault Sandero.
Основными ценовыми конкурентами автомобилей LADA Priora являются: Ravon Gentra, Ravon Nexia, Geely GC6, Hyundai Solaris, Kia Rio, Lifan Solano, Nissan Aimera, Renault Logan, Renault Sandero, Skoda Rapid, VW Polo sedan.
Основными ценовыми конкурентами автомобилей Vesta являются Hyundai Solaris, Kia Rio, VW Polo sedan, Skoda Rapid и Nissan Almera.
Основными ценовыми конкурентами автомобилей LADA Largus являются: Citroen Berlingo VP/VU, Kia Cee'd sw, Peugeot Partner VP/VU, Renault Kangoo VP/VU.
Конкуренты автомобилей семейства LADA 4x4 - автомобили UAZ Hunter, UAZ Patriot, Chevrolet Niva, Chery Tiggo FL, Great Wall Hover H3/H5, Renault Duster, Lifan X60 [2, с. 20].
Из числа автомобилей, производимых в России, основным конкурентом «АВТОВАЗа» является продукция иностранных концернов. Вместе с тем, в настоящее время открытие новых производств маловероятно:
- заинтересованные компании производства уже открыли;
- экономический кризис не благоприятствует вхождению новых игроков, поскольку они не смогут достичь эффективного масштаба производства.
Если характеризовать движущие силы, которые могут изменить положение в отрасли, то можно сказать следующее:
1. Вхождение новых международных игроков в среднесрочной перспективе в отрасль маловероятно, поскольку значительное число иностранных компаний уже организовало автосборочные производства в Российской Федерации, а в условиях спада продаж открытие новых производств будет нерентабельным.
2. При улучшении общей макроэкономической ситуации и росте дохода населения, спрос на новые автомобили будет увеличиваться,
по мнению экспертов, восстановление рынка до объема продаж 2012 г. возможно к 2022 г.
3. Положительным для «АВТОВАЗа» является продление программы льготного автокредитования, что будет поддерживать спрос на его продукцию. Вместе с тем, в программу в 2015 г. были включены и автомобили марок, конкурирующих с «АВТОВАЗом»: Kia, Hyundai, Ford, Chevrolet, Renault. Также положительным для динамики объемов продаж «АВТОВАЗа» стало продление программы утилизации автомобилей.
Выделяются следующие ключевые факторы, которые оказывали отрицательное влияние на развитие авторынка в России:
- доходы населения;
- цены на автомобили;
- стоимость эксплуатации;
- доступность кредитов;
- потребительские настроения;
- общее состояние экономики.
Вместе с тем можно определить несколько макроэкономических факторов, которые определяли развитие рынка автомобилей в России в 2015 г.:
- геополитическая ситуация;
- цена на нефть;
- курс рубля по отношению к другим валютам;
- ситуация на рынке автокредитования;
- государственная поддержка (стимулирование рынка).
Подводя итоги, можно сказать, что снижение продаж на автомобильном рынке России было самым большим среди основных рынков мира. В 2015 году продажи новых легковых автомобилей в России в количественном выражении снизились на 45 %. Наибольшее сокращение было на рынке новых импортных автомобилей (52 %), в то время как снижение продаж отечественных брендов и локализованных иномарок составило 37 % и 45 % соответственно. Одной из главных причин падения российского авторынка явилось ухудшение макроэкономической ситуации. Вместе с тем, реализация программ льготного автокредитования, льготного лизинга и обновления автопарка позволила смягчить падение автомобильного рынка.
Список литературы:
1. АВТОСТАТ. Аналитическое агентство. Инфографика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.autostat.ru/infographics/.
2. Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Ежеквартальный отчет за 4 квартал 2015 года.
3. Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 г. и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/automotive/publications/assets/auto-market-feb-16l.pdf.