Научная статья на тему 'ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОМОРСКИХ ВУЗОВ'

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОМОРСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-морской вуз / высшее образование / иностранные курсанты / патриотическое воспитание / naval university / higher education / foreign cadets / patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Паткаускас Александр Витаутасович, Парфенцев Михаил Геннадьевич

Статья посвящена рассмотрению межкультурного аспекта обучения иностранных курсантов. Определена основная задача государственно-патриотического воспитания иностранных курсантов военно-морских вузов это овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями нашего государства независимо от того, к какой этнической группе они принадлежат так как на многие годы связали свою жизнь с нашей страной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Паткаускас Александр Витаутасович, Парфенцев Михаил Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the intercultural aspect consideration of teaching foreign cadets. The main task of the statepatriotic education of naval university foreign cadets has been determined this is the mastery of universal values, historical experience and patriotic traditions of the state, regardless of which ethnic group they belong to, since they have connected their lives with the country for many years.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОМОРСКИХ ВУЗОВ»

На протяжении трех десятилетий, количества данных школ увеличивалось, содержание образовательных программ удовлетворял запросы населения начальное образования, при этом большое внимание уделялось воспитание в духе официальной государственной идеологии «Православие, Самодержавие и Народность».

Учителями церковных школ в ходе обучения накапливался практический опыт, который нашел выражение в методических работах, которые вышли в свет в начале XX века.

Методические записки Г.Я. Маляревского составленные в качестве рекомендации для учителей церковных школ, отвечают по своему содержанию законам дидактики и позволяют грамотно и рационального организовывать, как обучение, так и воспитание. Многие из предложенных идей актуальны и сегодня. Следовательно, можно констатировать, что историко-педагогический опыт церковно-приходских школ Таврической епархии был важен для своего времени, а также многие предложения могут быть использованы и современной педагогической наукой.

Литература:

1. Валитов, A.A. Учебно-воспитательный процесс в церковно-приходских школах Тобольской губернии на рубеже XIX-XX вв. / A.A. Валитов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Грамота. - 2015.-N» 12 (62): в 4-х ч. Ч. III. - С. 34-36

2. Маляревский, Г.Я. Заметки о преподавании по новой программе одноклассной церковно-приходской школы / Г.Я. Маляревский. - Спб: Училищ, сов. при Святейшем синоде, 1905. - 82 с.

3. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Таврической епархии за 1890-1891 учебный год // Таврические епархиальные ведомости. -1891,- № 23-24. - С. 1006-1007

4. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Таврической епархии за 1884-1885 учебный год // Таврические епархиальные ведомости. - 1886. -№ 15. - С. 776.

5. Полное собрание законов Российской Империи // Собрание третье. - Т. IV. - № 2318. - Спб., 1887. - С. 372-374

6. Программа учебных предметов для церковно-приходских школ // Таврические епархиальные ведомости. - 1886. -№ 16. - С. 812.

7. Сборник по школьной статистике. Вып. 1. Учащиеся. Учительский персонал. Стоимость и источники содержания школ. Приложение к докладу Губернской управы Таврическому Губернскому Земскому Собранию очередной сессии 1903 года. - Симферополь: Изд. Таврического губ. земства, 1903. -52 с.

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь);

доцент кафедры кораблевождения, кандидат технических наук,

доцент Паткаускас Александр Витаутасович

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова

и Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь);

начальник курса специального факультета Парфенцев Михаил Геннадьевич

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова

и Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь)

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННО-

МОРСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению межкультурного аспекта обучения иностранных курсантов. Определена основная задача государственно-патриотического воспитания иностранных курсантов военно-морских вузов - это овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями нашего государства независимо от того, к какой этнической группе они принадлежат так как на многие годы связали свою жизнь с нашей страной.

Ключевые слова: военно-морской вуз, высшее образование, иностранные курсанты, патриотическое воспитание.

Annotation. The article is devoted to the intercultural aspect consideration of teaching foreign cadets. The main task of the state-patriotic education of naval university foreign cadets has been determined - this is the mastery of universal values, historical experience and patriotic traditions of the state, regardless of which ethnic group they belong to, since they have connected their lives with the country for many years.

Key words: naval university, higher education, foreign cadets, patriotic education.

Введение. Межкультурный аспект обучения курсантов военно-морских вузов в России включает в себя разнонаправленные, на первый взгляд, векторы - поликультурный и национальный. Поликультурное обучение выступает обучением с акцентом на самоценности и взаимосвязи различных культур, тогда как национально-ориентированное обучение помогает сформировать общегражданское (общероссийское) мировоззрение. В связи с этим преподавание любой дисциплины в военно-морском вузе должно предполагать полиэтничность как принцип формирования личности, находящейся в условиях сосуществования этнических культур [1].

Цель статьи - определить основную задачу патриотического воспитания иностранных курсантов военно-морских

Изложение основного материала статьи. Одной из причин, обусловливающих необходимость имплементации межкультурного обучения, выступает поликультурность образовательной среды военно-морских вузов. Контингент обучающихся в таких учреждениях, как правило, отличается этнической гетерогенностью. Следовательно, процесс социализации и этнизации в курсантском военном коллективе будет в абсолютном большинстве случаев реализовываться в рамках подобных поликультурных групп. Несмотря на то, что представители всех групп, как правило, свободно владеют русским языком, они обладают различиями в культурно-этническом самосознании, ментальности и мировоззрении, являются выходцами из разных социальных окружений и общностей. Этническая групповая идентичность «несёт в себе мощный заряд в определении общих идей, стремлений, выполнении установок» [5, С. 67]; оказываясь в чужой социокультурной среде, курсанты могут проявлять избирательность в общении, группируясь в микроколлективы на основании этнического признака. Такая ситуация может негативно сказываться на формировании благоприятной образовательной среды. Посредством педагогических усилий и акцента на межкультурный аспект обучения педагоги

должны стремиться к сплочению учебного коллектива, не стирая и не нивелируя при этом специфические черты этнического самосознания. Полиэтническое образование, согласно H.A. Дельвиг, позволять приобщить обучающихся к усвоению знаний о культурах иных этнических общностей, дает им возможность осмыслить общие черты и различия культур, и в результате сформировать этнокультурно-плюралистическое мировоззрение [4, С. 116].

Е.Ф Ковлакас приходит к схожим выводам, указывая на то, что дидактическая методология военных вузов в России априори не может выстраиваться вокруг традиций и культуры какого-то одного этноса; тем не менее, при этом нужно следовать принципу формирования общенациональной, российской культуры [7, С. 101]. A.A. Калекин также пишет о том, что культурологический подход должен быть фундаментом патриотического воспитания и обучения в целом. Сущность данного подхода представлена на рисунке 1 [6, С. 65].

3S Я X и Ф Т 5 и — анализ учебных задач и проблем сквозь призму культуры

п о И М" — конкретизация обобщенной концепции патриотизма и уход от абстрактных дефиниции

О

§ — О С акцент на личности курсанта как центрального компонента педагогической технологии

ий

1 — формированиеу курсантов способности и умения культурного самовоспитания

Рисунок. 1. Сущность культурологического подхода (A.A. Калекин)

Обучение курсантов в контексте поликультурного подхода позволяет подготовить их к жизни в российском обществе: Россия представляет собой полиэтническое сообщество, в котором толерантное межэтническое взаимодействие является не просто желательным, а необходимым. H.A. Дельвиг в данной связи говорит о том, что в приоритете образовательных программ должна быть концепция толерантности, ведь этническая толерантность - базис «истинного патриотизма». Истинный патриот не должен противопоставлять культуры и этносы, избегать риторики превосходства собственной нации, уважать достижения других народов. Толерантность есть неотъемлемый компонент нравственности будущего офицера [4, С. 117].

В целом упор на межкультурную и поликультурную компетенции есть индикатор гуманизации и модернизации военного образования в России. Работа по формированию данных компетенций должна проводиться во время лекционных и практических занятий, в рамках внеаудиторных практикумов, в процессе воспитательной работы и военно-политической подготовки [2, С. 13]. Безусловно, ремоделирование образовательных процессов в военно-морском вузе может быть осуществлено исключительно посредством институциональных и организационных мероприятий, за счет совместных усилий руководства факультетов и вузов, педагогов, психологов и кураторов. В качестве примеров внедрения поликультурного образования в образовательную среду вузов можно назвать практику проведения регулярных экскурсий с целью знакомства с укладом жизни и традициями коренных народов, групповые дискуссии на темы межкультурных противоречий в рамках преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Имеют место, помимо прочего, проектные методы работы (проекты, посвященные проблемам межкультурной коммуникации, подготовка презентаций). Курсанты могут формировать межкультурную компетенцию в ходе конкурсов, конференций, при написании статей и колонок в вузовские СМИ.

Обобщив существующие исследования по тематике внедрения межкультурного аспекта в процессы обучения курсантов военно-морских вузов, можно сказать, что компонентами подобного подхода и соответствующими данным компонентам целями должны выступать следующие:

1. Когнитивный компонент: а. осознанное понимание и знания о феноменах и аксиологии других культур; б. способность к сопоставлению (вместо противопоставления), собственного мировидения и мировидения представителей других культур и этносов; в. принятие и уважение в отношении ценностных доминант инокультурного социума.

2. Бихевиоральный компонент: а. продуктивное взаимодействие с представителями других культур; б. умение достигать взаимопонимания и моделировать ситуации поликультурного взаимодействия.

3. Рефлексивно-оценочный компонент: а. умение рефлексивно оценивать собственную коммуникативную деятельность и деятельность партнера по коммуникации; б. проведение адекватной рефлексии в отношении собственной и «чужих» культур [3, С. 21].

Таким образом, в рамках исследования, которое проводилось на специальном факультете Черноморского высшего военно-морского орденов Нахимова и Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова, в 2022 г., был проведен опрос

курсантов 1-5 курсов. Обучение в училище проходят представители Вьетнама, Анголы, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Камеруна, Мозамбика, Танзании. Курсантам необходимо было ответить на четыре вопроса, в ходе которых выявить с какими достопримечательностями города Севастополя знакомы, каким образом получена информация, готовы ли курсанты пополнить свои знания об истории Черноморского высшего военно-морского орденов Нахимова и Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова, в котором обучаются.

Первый вопрос в опросе - «Как Вы оцениваете свои знания русского языка?». Вариантов ответа было пять: отлично, хорошо, удовлетворительно, со словарем, не знаю. Количественный анализ ответа на первый вопрос среди будущих специалистов-моряков изображен на рисунке. 2.

Как Вы оцениваете свои знания русского

языка?

О 8,60%

I отлично I хорошо

удовлетворительно I со словарем не знаю

Рисунок 2. Количественный анализ ответов курсантов на вопрос «Как Вы оцениваете свои знания русского языка?»

Результаты ответов на первый вопрос показывают, что на «отлично» знают 8,6%, на «хорошо» - 34%, на «удовлетворительно» - 42,5%, со словарем - 14,9%, не знаю - 0.0%. Это говорит, о том, что необходимо, прежде всего, повысить знания русского языка.

Второй вопрос в исследовании - «С какими достопримечательностями города Севастополя знакомы?». Вариантов ответа было также пять. Количественный анализ ответов на второй вопрос среди курсантов представлен на рисунке 3.

Знакомство с достопримечательностями города Севастополя

—^—Знакомство с достопримечательностями города Севастополя Военно-исторический музей Черноморского флота Российской Федерации 7055,3

Военно-историческом музее фортификационных

сооружений «Михайловская батарея»

Балаклавский подземный музейный комплекс

,36,1

Исторический центр города

Дом офицеров 08рноморского флота РФ

Рисунок 3. Количественный анализ ответов курсантов на вопрос: «С какими достопримечательностями города

Севастополя знакомы?»

Результаты ответов на второй вопрос показывают, что больше половины обучаемых 55,3% будущих военных моряков посещали Военно-исторический музей Черноморского флота Российской Федерации; 36,1% были в Историческом центре города; 68.0% - в Доме офицеров Черноморского флота Российской Федерации, 21,3% - в Балаклавском подземном музейном комплексе и 14.9% в Военно-историческом музее фортификационных сооружений «Михайловская батарея».

В рамках третьего вопроса необходимо было определить «Откуда Вами получены сведения о памятных местах Севастополя?» Количественный анализ ответов на третий вопрос, среди будущих иностранных военных моряков представлен на рисунке 4.

по совету старшекурс...

из книг

из

телевидения от

начальника...

17

4,4

6,3

72,3

10

20

30

40

50

60

70

80

Рисунок 4. Количественный анализ ответов курсантов на вопрос «Откуда Вами получены сведения о памятных местах Севастополя?»

Результаты ответов на третий вопрос показывают, что большинство 72,3% будущих военных моряков получили информацию от начальника курса, 6,3% из телевидения, 4,4% из книг, 17,0% по совету старшекурсников. Ни один из курсантов не воспользовался образовательной средой.

В рамках четвертого вопроса курсантам необходимо было ответить «Хотите ли Вы пополнить свои знания об истории Черноморского высшего военно-морского орденов Нахимова и Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова?». Оценка осуществлялась по трем уровням, да - 36,1%, нет - 2,2%, имею достаточный объем знаний - 61,7% (см. рис. 5).

Хотите ли Вы пополнить свои знания об истории Черноморского высшего военно-морского орденов Нахимова и Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова?

I да

I нет

имею достаточный объем знаний

2,20%

Рисунок 5. Количественный анализ ответов студентов на вопрос:

«Хотите ли Вы пополнить свои знания об истории Черноморского высшего военно-морского орденов Нахимова

и Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова?»

Результаты ответов на четвертый вопрос показывают, что третья часть иностранных курсантов готовы продолжать изучение достопримечательностей города-героя.

Выводы. Задачей патриотического воспитания иностранных курсантов является овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями нашего государства независимо от того, к какой этнической группе они принадлежат. Курсанты, обучающиеся в военно-морских вузах России, должны быть включены в этот процесс так как на многие годы связали свою жизнь с нашей страной.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Приказ Министра обороны РФ от 30 мая 2022 г. № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404833517/

2. Асташова, A.A. К вопросу о формировании у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации / A.A. Асташова // МНКО. - 2021. - №6 (91). - С. 10-13

3. Бакленева, С.А. Разработка поликультурного обучения в военном вузе с позиции субъектоцентрированного подхода / С.А. Бакленева, C.B. Лазарев // THEORIA. -2021. - №3 (4). - С. 16-25

4. Дельвиг, H.A. Подготовка будущих офицеров к работе с многонациональным личным составом / H.A. Дельвиг // Гуманитарные науки .-2015. - №3 (31).- С. 113-117

5. Евдокимова, М.Г. Этническая идентичность в межкультурной коммуникации (на примере полиэтнического коллектива) / М. Г. Евдокимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-4. - С. 64-68

6. Калекин, A.A. Моделирование процесса воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода / A.A. Калекин // ЧиО. -2016. - №3 (48). - С. 63-69

7. Ковлакас, Е.Ф. Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза как основа военно-педагогической стратегии / Е.Ф. Ковлакас // Вестник ВятГУ. - 2010. - №2. - С. 105-109

Педагогика

УДК 378.2

студентка 4 курса, группы Б-Т-20 Григорьева Уйгулаана Валерьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Захарова Анна Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЕ

Аннотация. С развитием человеческого общества происходит развитие всех форм деятельности. Происходит развитие науки и техники, медицины, гуманитарных наук и других сфер жизнедеятельности. В современном обществе и среди работодателей востребованы профессионалы с высоко развитыми личностными качествами. Развитие технологической культуры человека оказывает влияние на формирование этих качеств. Технологическая культура необходима любому специалисту во всех областях деятельности, поэтому особая роль на начальном этапе подготовки отводится общеобразовательной школе. В статье рассматривается актуальная проблема приобщения детей к якутской народной культуре. Важно, чтобы дети знали историю своего народа, его традиции, культуру и промыслы, чтобы чувствовать себя частью своего народа и испытывать гордость за свой родной край. Сохранение культурных и нравственных ценностей якутского народа и передача их следующим поколениям возможно только при помощи участия детей. Одним из способов возвращения в нашу жизнь традиционных элементов якутской культуры может стать использование национальной куклы, одетой в якутскую национальную одежду.

Ключевые слова: технологическая культура, формирование, обучение, кружок, народная культура.

Annotation. With the development of human society comes the development of all forms of activity. There is a development of science and technology, medicine, humanities and other spheres of life. In modern society and among employers, professionals with highly developed personal qualities are in demand. The development of human technological culture influences the formation of these qualities. Technological culture is necessary for any specialist in all fields of activity, therefore a special role at the initial stage of preparation is given to secondary schools. The article discusses the current problem of introducing children to Yakut folk culture. It is important that children know the history of their people, their traditions, culture and crafts in order to feel part of their people and feel proud of their native land. Preserving the cultural and moral values of the Yakut people and passing them on to next generations is possible only with the help of children. One of the ways to return traditional elements of Yakut culture to our lives would be to use a national doll dressed in Yakut national clothes.

Key words: technological culture, formation, training, circle, folk culture.

Введение. Сегодня понятие «Технология», в качестве учебного предмета, содержит намного большее значение, нежели прежде. Оно распространяется на материальные, социальные и духовные аспекты человеческой деятельности, тесно между собой связанные. Таким образом, «технология» уже не означает только методы получения и преобразования сырья и материалов, но также включает в себя широкий спектр научных и социальных знаний, применение новых методов и инструментов в процессе проектирования и производства продукции, а также общество в целом. Это помогает обеспечить более целостный и комплексный подход к формированию технологической культуры у школьников [3].

Учитель технологии, занимаясь формированием технологической культуры учеников, несет на себе ответственность за развитие творческого потенциала каждого ученика и формирование их психологической и практической готовности к самостоятельной творческой деятельности. В условиях рыночных отношений, общеобразовательные учреждения не обязаны обеспечивать своих выпускников конкретной профессией, но должны формировать индивидуальность, готовую к правильному выбору профессии, учитывая мобильность функций в профессиональной сфере в условиях быстрого научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.

Изложение основного материала статьи. В современном обществе наблюдается повышенный интерес к культурным аспектам, и данное понятие обладает множеством толкований, существует более 500 определений. Если буквально переводить «культура», то это слово означает «воспитание» или «образование».

Нами было проанализировано исследование Т.А. Аверьяновой, Г.А. Касатовой и Д.А. Поляк. В исследовании Т.А. Аверьяновой и Г.А. Касатовой [1] наиболее актуальными элементами технологической культуры обучающихся общеобразовательной школы являются: технологические знания, проектно-графические знания и умения, соблюдение культуры труда, практические умения и навыки работы с материалом, продукт деятельности.

В основе диагностики оценки сформированности преобразовательных умений школьников, изложенной в труде Д.А. Поляк [2], лежит количественная оценка как одного конкретного умения, так и комплекса умений школьников, позволяющих ему осуществлять данную деятельность.

Сформированные основы технологической культуры являются критериями эффективности технологического образования школьников. Учитель технологии, как один из субъектов педагогической системы, должен владеть нормами технологической культуры на достаточно высоком уровне и создавать необходимые условия для ее формирования у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.