Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВВ.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВВ.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковно-приходские школы / образование / воспитание / методика преподавания / педагогический опыт / практика / parochial schools / education / upbringing / teaching methods / pedagogical experience / practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Кучеров Иван Владимирович

Отечественная система образования накопила значительный педагогический опыт. В статье рассматривается историко-педагогический опыт деятельности церковно-приходских школ Таврической епархии на рубеже XIX начале XX вв. Материалы исследования показывают, что церковно-приходские школы решали вопросы, связанные с распространением начального образования. За годы деятельности данных школ была выработана определенная методика преподавания, которая доказала свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Кучеров Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The domestic education system has accumulated considerable pedagogical experience. The article examines the historical and pedagogical experience of the activity of the parochial schools of the Tauride diocese at the turn of the XIX early XX centuries. The research materials show that parochial schools solved issues related to the spread of primary education. Over the years of the activity of these schools, a certain teaching methodology has been developed, which has proven its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВВ.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Одним из ключевых выводов является то, что гуманизация образования требует перехода от традиционной модели преподавания, ориентированной на передачу знаний и оценку результатов, к модели, основанной на активном взаимодействии преподавателя и студента, индивидуальном подходе и развитии разносторонних компетенций.

Кроме того, гуманизация образования требует создания благоприятной образовательной среды, где студенты чувствуют себя комфортно и могут проявлять свои таланты и интересы. Важно также обеспечить доступность образования и равные возможности для всех студентов, независимо от их социального статуса, пола или физических возможностей. Наконец, требуется постоянное совершенствование образовательных программ, методов и технологий, а также вовлечения преподавателей в процесс профессионального развития.

Литература:

1. Корепанова, И.Н. Гуманизация образования: социокультурный аспект / И.Н. Корепанова // Образование и наука в современной жизни. 2016, № 3.

2. Трусов, П.В. Гуманизация образования: понятие, содержание, проблемы и перспективы / П.В. Трусов // Вестник Кубанского государственного аграрного университета. 2015, № 1.

3. Фролова, В.П. Проблемы гуманизации образования в условиях информационного общества / В.П Фролова // Вестник транснациональной академической группы. 2017, № 2.

4. Чернышева, Л.В. Гуманизация образования: методологический аспект / Л.В. Чернышева // Педагогика. 2018, № 3.

5. Шевелева, ГЛ. Гуманистические принципы образования в современной педагогике / ГЛ. Шевелева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013, № 4.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); аспирант Кучеров Иван Владимирович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.:

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Отечественная система образования накопила значительный педагогический опыт. В статье рассматривается историко-педагогический опыт деятельности церковно-приходских школ Таврической епархии на рубеже XIX - начале XX вв. Материалы исследования показывают, что церковно-приходские школы решали вопросы, связанные с распространением начального образования. За годы деятельности данных школ была выработана определенная методика преподавания, которая доказала свою эффективность.

Ключевые слова: церковно-приходские школы, образование, воспитание, методика преподавания, педагогический опыт, практика.

Annotation. The domestic education system has accumulated considerable pedagogical experience. The article examines the historical and pedagogical experience of the activity of the parochial schools of the Tauride diocese at the turn of the XIX - early XX centuries. The research materials show that parochial schools solved issues related to the spread of primary education. Over the years of the activity of these schools, a certain teaching methodology has been developed, which has proven its effectiveness. Key words: parochial schools, education, upbringing, teaching methods, pedagogical experience, practice.

Введение. Вывозы, стоящие перед современным российским обществом, имеют глубокий и системный характер. Важным и актуальным в современной повестке остается вопрос создания эффективной системы образования, которая бы обеспечивала эффективное развитие всех сфер общественной и государственной жизни.

В современной системе образования большое внимание уделяют вопросам гражданского и патриотического воспитания, считая данные компоненты приоритетными для формирования личности подрастающего поколения. Обращение к педагогическому опыту предыдущих исторических периодов, является важным этапом как в процессе осмыслении современных происходящих изменений, так и в привлечении и использовании воспитательного потенциала существовавших образовательных систем в истории отечественного образования в настоящее время.

Цель статьи - рассмотреть педагогический опыт церковно-приходских Таврической епархии в конце XIX -начале XX вв.

Изложение основного материала статьи. Больший методический и педагогический потенциал содержится в системе дореволюционного образования Российской империи, особо выделяется период рубежа XIX - XX вв. Именно в конце XIX столетия система российского образования приобрела завершенный вид, были сформированы все ступени в образовательной сфере начиная с начального и заканчивая высшим.

Важным этапом в создании и широком распространении начального образования сыграли принятые 13 июня 1884 г. «Правила о церковно-приходских школах», которые стимулировали процесс открытия начальных церковных школ. В задачи данных учебных заведений помимо образовательных функций, таких, как основы грамоты и начального счета, входило также нравственное воспитание и привитие любви к царю и церкви. Данные школы выступали в качестве оплота государственной идеологии Российской империи действуя в идеологеме - «Православие, Самодержавие и Народность». Создаваемые церковные школы были двух типов (см. рис. 1).

типы церковных школ 1 1

период обучения два года период обучения два года

одноклассные двуклассные

Рисунок 1. Типы церковных школ

Содержание системы образования и воспитания в церковных школах свидетельствовал, а том, что в них гармонично сочетались, как образовательный аспект, так и воспитательный. Основную задачу церковно-приходских школ весь период их существования можно охарактеризовать словами одного из циркуляров - «дать учащимся религиозно-нравственное воспитание, развить в них любовь к царю и к России, обучаться в них церковному» [6, С. 812].

В Таврической епархии церковные школы стали открываться сразу же после выхода в свет правил, подписанных императором Александром III [5, С. 372-374]. Все церковными школами в регионе заведовал управляющий Таврической епархией, который на месте решал организационные вопросы, а также ведал предоставлением отчетов в Священный Синод [1,С. 34].

Таврическая епархия занимала достаточно большую территорию в 51 231 кв. версту, численность православного населения составляло 680 991 человек. Оно распределялось по территории 8 уездов: Бердянскому, Днепровскому, Евпаторийскому, Мелитопольскому, Перекопскому, Симферопольскому, Ялтинскому, Феодосийскому и двум градоначальствам: Керченскому и Севастопольскому, (самым многолюдным по количеству православного населения был Мелитопольский уезд (233 141 человек. В 1884-1885 учебном году в Таврической епархии было открыто 47 церковных школ [3,С. 776].

Православных детей в епархии, которые достигли школьного возраста (от 7 до 14 лет), было в 1891 г. было 100 068; из них 52 429 мальчиков и 47 639 девочек. Всех православных приходов в епархии, имеющих и немеющих церковноприходских школ, считается 266; из них 77 приходов - и каждый с населением в 2000 и более душ мужского пола, 121 - с населением от 700 до 2000 душ того же пола и 68 с населением до 700 душ мужского пола [4, С. 1006-1007].

К 1891-1892 учебном году уже действовало 135 церковно-приходских школ, в том числе 2 образцовые школы (при семинарии и епархиальном женском училище), одна двухклассная (Кореизская, Ялтинского уезда) и 26 школ грамоты (2 в Бердянском уезде, 4 в Днепровском, 1 в Ялтинском, 12 в Мелитопольском, 5 в Симферопольском, 1 в Феодосийском и 1 в Керченском градоначальстве).

В первые годы существования церковных школ шел процесс апробации программ и методов организации обучения и воспитания. Уже в начале XX столетия была подготовлена и опубликована методическая работа Г.Я. Маляревского, обладавшего значительным педагогическим опытом. В своей работе «Заметки о преподавании по новой программе одноклассной церковно-приходской школы», автор приводит методические советы, которые отвечают общим принципам дидактики и помогают учителям правильно учить [2].

Методические рекомендации приводятся практически по всем предметам церковной школы. В процессе обучения для Г.Я. Маляревского важными были следующие принципы обучения. Первый - последовательность и постепенность, обучение должно идти от простого к сложному, от менее трудного к более трудному. Например, Г.Я. Маляревский выделяет три этапа при обучении чтению.

На первом этапе чтения в классе, где процесс контролирует учитель. «На первых порах ученики читают обыкновенно еще с трудом, недостаточно понимают прочитанное без посторонней помощи и могут постоянно ошибаться. Поэтому им нельзя давать читать самостоятельно, что делают некоторые из неопытных учащихся, а непременно нужно вести с ними уроки классного чтения» [2, С. 39].

Задача учителя следить и исправлять ошибки, которые допустил ученик при чтении, а также объяснять непонятные слова и выражения. Чтение должно сочетаться с передачей содержания статьи по вопросам или без вопросов, связанных с текстом. То есть одновременно проходила работа по развитию речи.

Второй этап классное самостоятельное чтение. И в этом случае важно приучить учеников к внимательному и вдумчивому чтению и пониманию прочитанного. Для этого необходимо требовать от них «передачи содержания прочитанной статьи по вопросам и путем же вопросов удостоверяться в том, понятны ли им те слова, которые выражают новые для них понятия ...» [2, С. 46].

Третий этап чтение домашнее. «Давая ученикам статью для домашнего чтения, учитель должен просмотреть ее и отметить те выражения и слова, которые могут оказаться для ученика непонятными» [2, С. 47]. Их надо обязательно объяснить. Учитель должен обязательно проверить, как дети поняли материал прочитанного. Не нужно было всегда требовать полного и связного рассказа статьи, так как это отнимает много времени, но необходимо дать несколько вопросов, чтобы убедиться, помнят ли учащиеся, что они читали. Новый учебный материал должен был сообщаться ученикам постепенно, так, чтобы сообщенное усвоилось всеми основательно. Маляревский подчеркивает, что каждая работа, особенно по арифметике, должна иметь тесную связь с предыдущим материалом и быть посильной для учащихся.

Второй принцип - посильность, доступность. Здесь должна быть сознательность обучения. Этому принципу автор уделяет особое внимание. Здесь и заучивание наизусть, и сознательное усвоение стихотворений из числа лучших по своим литературным достоинствам и доступных для учеников по содержанию и изложению, и выработка навыков вдумчивого чтения.

Важно учить самостоятельному изложению мысли как устно, так и письменно. Маляревский подробно излагает ход работы над выработкой этого навыка. Он делит всю работу на три ступени (см. рис. 2).

О

1—

о

X

.0

с;

си

н

ос о X

н ^

и и

О л

5

го

и с;

X

2 X

X о

X ■у

ш о

х с;

> п

ю X

о

X

X

ш

с

>

н

и

1 ступень - составление кратких ответов на вопросы учителя из прочитанной статьи. Цель работы - нтчитьсоста&чятьправильно составленные предложения: простые, распространенные, сложные, с сочинением н подчинением

2 ступень-устный нли письменныйпересказ, плч переложение прочитанной статьи повествовательного или описательного характера с составлением плана Особый вид переложения-это изложение с изменением формы

3 ступень - составление описаний по вопрюсамучителя, рассказов но данному тану, составление писем. В последнем случае, самом трудном, надо учишь «изобретениям мыслей» и умению располагать их так, «чтобы между отдельными мыслями не было пропусков, скачков и повторений, чтобы они вытекали одна из другой» [2, С. 59]. Для этого ученик должен упражняться в составлениитанов изложения

Рисунок 2. Ступени обучению самостоятельного изложения мысли по Г.Я. Маляревскому

Привитие навыков к самообразованию. «Начальная школа в три года учения не может сообщить достаточно нужных для каждого сведений... от нее можно требовать, чтобы она развивала в учениках любознательность и любовь к чтению, которые дали бы им возможность по окончании курса продолжить свое самообразование. Если эта цель не будет достигнута, школа не вполне выполнит свою задачу» [2, С. 36].

Нравственно-воспитательное воздействие. Особенно важным в этом смысле Маляревский считает уроки русского языка. Необходимо читать статьи нравоучительного характера, и «учитель не исполнит свой долг, если статьи будут прочтены так, что не произведут благотворного впечатления на учеников». Надо воспитывать в детях любовь к добру и отвращение ко всему дурному. «Добрые навыки приобретаются, когда в школе хорошие порядки и дисциплина» [2, С. 36].

Развитие общей культуры. Поскольку количество предметов в церковно-приходской школе очень ограничено, Маляревский советует использовать уроки чтения для просвещения учащихся - читать статьи по отечественной истории, географии, мироведению и естествознанию. Уроки русского языка и арифметики призваны были сформировать культуру мышления, устной и письменной речи; чистописания - уважение к человеку; уроки Закона Божьего и славянского чтения -сопричастность к великому, к древности. «Возвышенная простота библейских повествований делает их понятными и близкими детскому уму и сердцу, а их высокая назидательность оказывает благотворное влияние на их волю» [2, С. 36].

Очень важно, считает Маляревский, пробудить в учениках интерес повлиять на их настроение. Беседа учителя должна быть живой, темп урока высокий, с быстросменяемыми видами работы. Большое внимание он уделяет закреплению знаний в виде многообразных упражнений и проверочных работ и помогает учителю распределить время по отдельным этапам обучения.

Достаточно большое внимание автор методики уделяет процессу организации письменных самостоятельных работ, ведь в школе с одним учителем им отводится 2/3 времени. Главное требование - это тщательное исправление учителем работ школьников. Маляревский предлагает три способа проверка:

1. Для младших - здесь же, на уроке. Учитель должен подходить к каждому ученику и объяснять ему его ошибку.

2. Для старших - если все выполняют одну и ту же работу, вслух нужно разбирать каждую ошибку и обязательно напоминать соответствующее правило. «Этого нельзя достигнуть, если исправлять ошибку дома, и потом давать ученикам. Некоторые по небрежности не посмотрят исправленного, некоторые не поймут, и все вообще не обратят должного внимания на исправления» [2, С. 76].

3. Когда дается разное задание или возможно вариативность ответа (составление ответов по данным вопросов, решение письменных задач, составление планов, рассказа и т.п.). Все работы учитель должен брать проверять на дом. Но, «чтобы это исправление приносило пользу ученикам, необходимо более важные ошибки разобрать в классе, в присутствии всех учеников и тут же их исправить, привлекая к этому главным образом самих же учеников» [2, С. 77].

Таким образом, с утверждением новых учебных программ для церковно-приходских школ, была принята мера, которая должна была максимально улучшить учебный процесс, а книга Маляревского попыталась унифицировать и модернизировать методику преподавания в школах, став методическим пособием для учителей церковных школ начала XX

В 1903 г. в материалах школьной переписи, проведенной по решению Таврического губернского земства в 1900 г. с целью «выяснения положения народного образования». Согласно полученным данным «на земские школы приходится 340 сообщений, на школы епархиального ведомства - 290», количество земских и церковно-приходских школ в губернии было примерно одинаковым. В сборнике подчеркивалось, что «школы, находящиеся в управлении епархиального ведомства, дают более качественное образование, в отличии от школы других типов, значительную часть учащихся данных школ девочки и девушки епархии, которые благодаря церковным школам получают образование» [7].

Выводы. Церковно-приходские школы в Таврической епархии на рубеже Х1Х-ХХ вв. выступали в качестве важного элементы системы российского образования. Они решали важные задачи в области начального образования, согласно заявленным целям должны были способствовать нравственному воспитанию, а также поддерживать и воспитывать верноподданнические чувства у подрастающего поколения.

На протяжении трех десятилетий, количества данных школ увеличивалось, содержание образовательных программ удовлетворял запросы населения начальное образования, при этом большое внимание уделялось воспитание в духе официальной государственной идеологии «Православие, Самодержавие и Народность».

Учителями церковных школ в ходе обучения накапливался практический опыт, который нашел выражение в методических работах, которые вышли в свет в начале XX века.

Методические записки Г.Я. Маляревского составленные в качестве рекомендации для учителей церковных школ, отвечают по своему содержанию законам дидактики и позволяют грамотно и рационального организовывать, как обучение, так и воспитание. Многие из предложенных идей актуальны и сегодня. Следовательно, можно констатировать, что историко-педагогический опыт церковно-приходских школ Таврической епархии был важен для своего времени, а также многие предложения могут быть использованы и современной педагогической наукой.

Литература:

1. Валитов, A.A. Учебно-воспитательный процесс в церковно-приходских школах Тобольской губернии на рубеже XIX-XX вв. / A.A. Валитов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Грамота. - 2015.-N» 12 (62): в 4-х ч. Ч. III. - С. 34-36

2. Маляревский, Г.Я. Заметки о преподавании по новой программе одноклассной церковно-приходской школы / Г.Я. Маляревский. - Спб: Училищ, сов. при Святейшем синоде, 1905. - 82 с.

3. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Таврической епархии за 1890-1891 учебный год // Таврические епархиальные ведомости. -1891,- № 23-24. - С. 1006-1007

4. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Таврической епархии за 1884-1885 учебный год // Таврические епархиальные ведомости. - 1886. -№ 15. - С. 776.

5. Полное собрание законов Российской Империи // Собрание третье. - Т. IV. - № 2318. - Спб., 1887. - С. 372-374

6. Программа учебных предметов для церковно-приходских школ // Таврические епархиальные ведомости. - 1886. -№ 16. - С. 812.

7. Сборник по школьной статистике. Вып. 1. Учащиеся. Учительский персонал. Стоимость и источники содержания школ. Приложение к докладу Губернской управы Таврическому Губернскому Земскому Собранию очередной сессии 1903 года. - Симферополь: Изд. Таврического губ. земства, 1903. -52 с.

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь);

доцент кафедры кораблевождения, кандидат технических наук,

доцент Паткаускас Александр Витаутасович

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова

и Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь);

начальник курса специального факультета Парфенцев Михаил Геннадьевич

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова

и Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь)

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННО-

МОРСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению межкультурного аспекта обучения иностранных курсантов. Определена основная задача государственно-патриотического воспитания иностранных курсантов военно-морских вузов - это овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями нашего государства независимо от того, к какой этнической группе они принадлежат так как на многие годы связали свою жизнь с нашей страной.

Ключевые слова: военно-морской вуз, высшее образование, иностранные курсанты, патриотическое воспитание.

Annotation. The article is devoted to the intercultural aspect consideration of teaching foreign cadets. The main task of the state-patriotic education of naval university foreign cadets has been determined - this is the mastery of universal values, historical experience and patriotic traditions of the state, regardless of which ethnic group they belong to, since they have connected their lives with the country for many years.

Key words: naval university, higher education, foreign cadets, patriotic education.

Введение. Межкультурный аспект обучения курсантов военно-морских вузов в России включает в себя разнонаправленные, на первый взгляд, векторы - поликультурный и национальный. Поликультурное обучение выступает обучением с акцентом на самоценности и взаимосвязи различных культур, тогда как национально-ориентированное обучение помогает сформировать общегражданское (общероссийское) мировоззрение. В связи с этим преподавание любой дисциплины в военно-морском вузе должно предполагать полиэтничность как принцип формирования личности, находящейся в условиях сосуществования этнических культур [1].

Цель статьи - определить основную задачу патриотического воспитания иностранных курсантов военно-морских

Изложение основного материала статьи. Одной из причин, обусловливающих необходимость имплементации межкультурного обучения, выступает поликультурность образовательной среды военно-морских вузов. Контингент обучающихся в таких учреждениях, как правило, отличается этнической гетерогенностью. Следовательно, процесс социализации и этнизации в курсантском военном коллективе будет в абсолютном большинстве случаев реализовываться в рамках подобных поликультурных групп. Несмотря на то, что представители всех групп, как правило, свободно владеют русским языком, они обладают различиями в культурно-этническом самосознании, ментальности и мировоззрении, являются выходцами из разных социальных окружений и общностей. Этническая групповая идентичность «несёт в себе мощный заряд в определении общих идей, стремлений, выполнении установок» [5, С. 67]; оказываясь в чужой социокультурной среде, курсанты могут проявлять избирательность в общении, группируясь в микроколлективы на основании этнического признака. Такая ситуация может негативно сказываться на формировании благоприятной образовательной среды. Посредством педагогических усилий и акцента на межкультурный аспект обучения педагоги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.