Научная статья на тему 'Кадровая политика и организация учебно-воспитательной работы в церковных школах Тобольской епархии в конце XIX - начале XX века'

Кадровая политика и организация учебно-воспитательной работы в церковных школах Тобольской епархии в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНАЯ КОЛЛЕГИЯ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДУХОВЕНСТВО / PARISH SCHOOL / SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION / SPIRITUAL BOARD / HOLY SYNOD / PEOPLE'S SCHOOL / MINISTRY OF PUBLIC EDUCATION / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND THE CLERGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова Аза Мусаевна

Данная статья посвящена вопросу истории развития начального церковного образования в России и его непосредственной роли в формировании системы народного образования в целом, кадровой политике и организации учебно-воспитательной работы в церковных школах Тобольской епархии. Православная церковь, с момента ее возникновения в Русском государстве, стояла у истоков народного образования и на протяжении нескольких столетий была единственным институтом, способствующим этому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POLICY AND ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN THE CHURCH SCHOOLS OF THE TOBOLSK DIOCESE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

This article is devoted to the history of primary Church education in Russia and its direct role in the formation of the system of public education in General, personnel policy and organization of educational work in the Church schools of the Tobolsk diocese. Since its inception in the Russian state, the Orthodox Church has been at the origins of public education and for several centuries has been the only institution contributing to this process.

Текст научной работы на тему «Кадровая политика и организация учебно-воспитательной работы в церковных школах Тобольской епархии в конце XIX - начале XX века»

Социокультурные и педагогические проблемы в историческом осмыслении

Socio-Cultural and Pedagogical Problems in Historical Understanding

DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.012

УДК 371(571.12)"18/19" :27 ББК К74.03(2Рос-4Тюм)5-4

А.М. РОЖКОВА

A.M. ROZHKOVA

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛАХ ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

PERSONNEL POLICY AND ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN THE CHURCH SCHOOLS OF THE TOBOLSK DIOCESE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

Данная статья посвящена вопросу истории развития начального церковного образования в России и его непосредственной роли в формировании системы народного образования в целом, кадровой политике и организации учебно-воспитательной работы в церковных школах Тобольской епархии. Православная церковь, с момента ее возникновения в Русском государстве, стояла у истоков народного образования и на протяжении нескольких столетий была единственным институтом, способствующим этому процессу.

This article is devoted to the history of primary Church education in Russia and its direct role in the formation of the system of public education in General, personnel policy and organization of educational work in the Church schools of the Tobolsk diocese. Since its inception in the Russian state, the Orthodox Church has been at the origins of public education and for several centuries has been the only institution contributing to this process.

Ключевые слова: церковно-приходская школа, система народного образования, духовная коллегия, Святейший синод, народное училище, Министерство народного просвещения, Русская православная церковь, духовенство.

Key words: the parish school, the system of public education, the spiritual Board, the Holy Synod, the people's school, the Ministry of public education, the Russian Orthodox Church and the clergy.

Введение. Изучение исторического пути, места и роли церковноприходских школ актуально для понимания специфики историко-культурных и общественно-политических процессов развития России в конце XIX - начале XX века, особенностей взаимоотношений государства и церкви в эпоху самодержавия, характера связей духовной власти и народа в период ломки традиционных устоев. Изучение данного аспекта имеет большую историю, в дореволюционной историографии особое место занимают труды: К.П. Победоносцева [21], бывшего одним из идеологов Русской Православной Церкви (в общероссийской системе народного образования, а так же П.В. Знаменского [13], Б.В. Титлинова [31], А.Г. Дружинина [12], П.С. Шереметьева [33].

К числу региональных авторов, посвятивших свои работы состоянию народного образования непосредственно на территории Тобольской епархии

в исследуемый период, следует отнести П.Д. Головин [10, 11], Г.Я. Малярев-ского [17]. Так, П.Д. Головин в работе «Десятилетие церковно-приходских школ в Тобольской епархии» [10] раскрыл многие аспекты развития церковноприходских школ за десятилетний период их существования (1884-1894 гг.). Работы Г.Я. Маляревского - педагога, общественного деятеля, публициста конца XIX - начала XX вв., наблюдателя церковно-приходских школ Тобольской епархии, впоследствии директора народных училищ Тобольской губернии. Однако, несмотря на изученность данного вопроса существуют аспекты, требующие более детального рассмотрения. В соответствии с этим целью данной работы мы определили подробный анализ кадровой политики и организации учебно-воспитательной работы в церковных школах Тобольской епархии в конце XIX - начале XX века.

Отличительной особенностью системы начального образования России второй половины XIX начала XX вв. стало существование множества типов начальных учебных заведений.

Основу начального и низшего образования в Тобольской епархии составляли одноклассные с двухлетним курсом и двухклассные с четырехлетним курсом церковно-приходские школы. Отданы были на попечение Тобольской епархии и одногодичные школы.

Таким образом, церковные школы делились на два типа:

- церковно-приходские, которые имели такой же достаточно высокий уровень обучения, как и школы других ведомств;

- школы грамоты, которые представляли собой более низкий тип учебного заведения. Учителя таких школ не обязаны были выполнять программу церковно-приходских школ [26].

Школы грамоты были наиболее доступны там, где «не было средств открыть более дорогие школы других типов» [26]. Правила о школах грамоты утверждены были правительством 4 мая 1891 г. В них предписывалось: «Открыть в больших деревнях, по необходимости в распространении грамоты среди сельского населения» [26].

В программу обучения церковных школ входили следующие предметы: чтение церковной и гражданской печати и письма, обучение церковному чтению с переводом и объяснением прочитанного по Псалтырю, Часослову [4]. Обязательными предметами были начальные арифметические знания, Закон Божий, который подразумевал два направления: изучение молитв, священной истории и рассмотрение Богослужения, краткий катехизис; церковное пение. В двухклассных школах помимо данных предметов добавлялись начальные сведения из истории Церкви и отечества.

По мнению Г.К. Скачковой, большое внимание в учебно-воспитательном процессе церковных школ уделялось внеклассным мероприятиям, их целью было нравственное воспитательное воздействие на учащихся. К ним относились посещения храмов по воскресениям и праздничным дням, беседы со священнослужителями, участие в церковном хоре и т.д.

В процессе обучения грамоте учащимся сообщались сведения из отечественной истории, этнографии и географии. Целью в обучении арифметике было научить детей основным действиям с числами, для того, чтобы в дальнейшем каждый смог применить эти знания к решению практических задач из повседневного быта. Преподавание начальных сведений по Русской истории было тесным образом связано с курсом истории Русской Православной Церкви и преподавалось совместно.

В церковно-приходских школах Тобольской епархии использовали учебники и учебные пособия, рекомендованные специальной программой Святейшего Синода, а также учителя для подготовки к урокам пользовались пособием «Советы учителям двухлетних деревенских школ грамотности», Библией, Псалтырем, Часословом, Октоихом учебным, Букварем Синодальным, сборником арифметических задач и др.

В целях достойного обеспечения школ учебно-методической литературой, в 1886 г. по инициативе епархиального училищного Совета в Тобольске, в магазине госпожи Тихомировой был открыт книжный склад учебных пособий, который насчитывал 3300 учебных книг. Хранение книг на складе облегчило положение многих школ, находящихся далеко от центра епархии и «сообщение которых» с Тобольском было «затруднительно и редко» [11]. Благодаря Тобольскому епархиальному Совету, в этом же году были открыты еще два книжных склада в городе Сургуте и в селе Самаровском.

Важным событием в развитии церковно-приходских школ стало совещание, в июле 1893 года, по училищным делам Тобольской губернии, под председательством губернатора, на котором было признано необходимым и полезным открытие смешанных школ, где могли обучаться мальчики и девочки вместе. Так как до 1893 года гендерная составляющая была в пользу мужской части учащихся [19, 20].

Для того чтобы искоренить проблему малочисленности обучающихся девочек, приходские священники «настойчиво и дружно» убеждали крестьянские власти отдавать их в школу. Обосновывая тем, что это будущие матери - «руководительницы детей» [19].

Успехи учащихся в отчете о церковно-приходских школах и школах грамоты отмечались баллами, 3 балла обозначали отличные и хорошие знания, 2 - хорошие и удовлетворительные, 1 - «посредственные» и плохие.

Однако необходимо отметить, что в конце XIX века имелись определенные проблемы и в организации учебного процесса данных школ, например, отсутствие точно установленной даты начала учебного года. Этот недочет в организации учебного дела приводил к нарушению дисциплины. Некоторые учащиеся могли влиться в процесс обучения только в середине года. Даже в многолюдных школах весь состав учащихся с трудом собирался к зиме. Осложняло проведение занятий и то, что как отмечал Г.Я. Маляревский, в Ишимском уезде большая часть учеников не умела говорить на великорусском наречии, так как они являлись ссыльными переселенцами из Малороссии, прибывшими в Ишимкий уезд вследствие крестьянских восстаний на малой Родине. Переселенцы проживали обособлено, своими поселениями и не стремились к ассимиляции [7].

В результате, в декабре 1895 г. на собрании уездных наблюдателей церковных школ, во время общего епархиального съезда духовенства, решался вопрос о точном обозначении времени начала учебного года. Единой для всей епархии датой было установлено 15 октября. С этого момента дисциплина стала приходить в порядок.

Другой важной проблемой церковного образования конца XIX - начала XX вв. являлась нехватка педагогического состава, а так же нерадивое отношение некоторых учителей к проведению уроков [8].

В связи с этим, 20 марта 1896 г. на основании «мнений Государственного Совета» Министерством народного просвещения были утверждены «Правила для специальных испытаний на звания учителя и учительницы начальных училищ». Согласно данного документа, «полным испытаниям» подвергались лишь те, кто желали стать учителями церковных начальных училищ, у кого не было свидетельств об окончании того или иного учебного заведения, позволяющего в дальнейшем преподавать. Для успешного прохождения «испытаний» необходимо было ответить на предложенные вопросы по таким предметам, как Закон Божий, русский язык, арифметика, география и история России, учитывалось и прохождение практики. Те, у кого имелись свидетельства об окончании соответствующих учебных заведений, проходили «сокращенные испытания», т.е. необходимо было ответить по одному вопросу из каждого обязательного предмета. Не подвергались подобным испытаниям лишь те, кто успешно окончил высшие или средние учебные заведения [1, 3]. Этот документ частично разрешал все вышеперечисленные проблемы, касающиеся педагогического состава церковных школ.

Г.Я. Маляревский в статье «Одно из препятствий к открытию церковных школ», опубликованной в 1899 г., анализировал сложности, которые встречались при открытии новых церковных школ, акцентировал внимание на министерских школах, содержащихся за счет волостной повинности, то есть сельским обществом. Волости Тобольской губернии большей частью имели «от 1500 до 5000 платежных душ, от 500 до 2000 приходов», на содержание школьного помещения крестьяне расходовали 5-6 копеек в среднем на одного человека [17]. Там, где существовали министерские школы, открытие новых церковных школ практически было не возможным, так как крестьяне отказывались платить двойную сумму. Если в селе действовали одновременно две школы, министерская и церковно-приходская, как в с. Була-шевском, крестьяне отдавали предпочтение церковно-приходской. [14].

Новое «Положение о церковных школах» 1902 г. стало актом, закрепившим созидание и укрепление школ духовного ведомства. Согласно положения церковная школа делилась на две группы:

1) начальную: школы грамотности, церковно-приходскую при церквях городских и сельских, одноклассные и двухклассные, воскресные;

2) учительскую: второклассные, подготавливающие учителей для школ грамоты и церковно-учительские - для церковно-приходских школ [29, 32].

В свою очередь эти изменения нашли свое отражение и в кадровой политике в целом, и при наборе учителей в частности.

Эта политика предусматривала особую систему распределения педагогического состава в церковно-приходских школах и школах грамоты. Существовало несколько категорий учителей. Учебно-административный персонал состоял из заведующих и законоучителей церковно-приходских школ, которыми были местные священники, и из учителей и учительниц, ими могли стать, например, дьяконы, окончившие духовную семинарию. Учительницами основных предметов могли стать выпускницы епархиального училища или Мариинской женской гимназии, имевшие свидетельства на учительское звание [16].

Будущих учителей для школ грамоты подготавливали во второклассных школах. В нее принимались учащиеся, окончившие курс одноклассной начальной школы не младше 13 лет. Обучение продолжалось 3 года. Школы делились на мужские и женские, преподавание велось по программе второго класса церковно-приходской школы. Ученики знакомились с приемами и методами преподавания. В то же время, на педагогических курсах подробно о методике каждого предмета не упоминалось. Только при разборе образцовых уроков руководитель обращал внимание на методику обучения [30]. При каждой второклассной школе устраивались образцовые школы грамоты, где ученики под наблюдением опытных педагогов могли проходить практику и готовится к преподавательской деятельности.

На тех, кто окончил курс во второклассных школах, распространялась льгота по воинской повинности [6].

При церковно-приходских школах педагогические курсы не открывались, существовали только краткосрочные или временные курсы, которые проходили либо в Тобольске, либо в Тюмени. За организацию и финансирование отвечал училищный Совет при Святейшем Синоде, приглашалось обычно до 100 человек учителей из разных уездов Тобольской епархии [2].

С 1902 г. был введен четырехлетний курс обучения, который пришел на смену трехлетнего. Государственные ассигнования приобрели характер постоянных и в совокупности с местными средствами позволили провести комплекс мероприятий по созданию системы церковно-приходских школ.

Таким образом, в начале 1903-1904 учебного года в церковноприходских школах Тобольской епархии были изменены программы обучения школьников. Расширился курс предметов обучения математики, церковной и гражданской истории, дидактики и др. Кроме того, изданные Святей-

шим Синодом в 1903 г. новые программы обучения повышали требования для одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ, вводили новые предметы. С точки зрения наблюдателя Г.Я. Маляревского, новая программа давала «большую самостоятельность учителю и больше обращала внимание на умственное развитие учащихся» [27, с. 24].

В 1907 г. Г.Я. Маляревский начал реорганизацию трехклассных начальных училищ в четырехклассные, это должно было повысить качество народного образования. По этому поводу Г.Я. Маляревский писал: «наше российское начальное образование очень отстало от образования ведущих европейских стран... В просвещенных европейских государствах: Германии, Франции, Англии - давно функционирует шести, и даже восьмигодичная начальная школа» [27, с. 76]. Инспектор первого учебного района Е.О. Соколов отмечал в этой реорганизации важную положительную сторону, которая заключалась в облегчении задачи учителя, обязанного проводить уроки не с тремя, а с двумя группами.

Накопив обширный педагогический опыт, Г.Я. Маляревский написал книгу «Заметки о преподавании по новой программе одноклассной церковноприходской школы». Это пособие дало возможность сельским учителям овладеть методикой преподавания по новым учебным программам [15]. Выделены были основные принципы обучения: последовательность и постепенность; посильность и доступность; сознательность; привитие навыков к самообразованию; нравственно-воспитательное воздействие; развитие общей культуры; пробуждение в учениках интереса к урокам [25].

Однако, в одном из отчетов наблюдателя Ишимского уездного отделения священника отца Романа Горбунова встречались данные о школах, где учащие не выполняли какие-либо требования, ссылаясь на их незнание [9]. В итоге, для наведения порядка, епархиальным Советом было принято решение: «за сим на местах возложить наблюдение на уездных наблюдателей, чтобы по всем школам было заведено особое дело с обложкой, в которое обязательно должны подшиваться все указания» [9], которые поступали от училищного Совета, уездного отделения или епархиальных, уездных наблюдателей.

Но к 1912 г. появилась новая проблема, связанная с неустойчивым положением педагогического персонала церковно-приходских школ на своих рабочих местах. Например, учителя Курганского уезда получали «вознаграждения за свои труды» на 10 руб. меньше «министерских коллег». Таким образом, для учителей соблазном можно было считать переход в «лучше обеспеченные министерские училища», куда их как опытных педагогов могли принять, без сомнения [5].

В 1913 г. в Ялуторовском уезде была выявлена явная нехватка педагогического состава. На 64 школы приходилось по 61 законоучителю и 61 учителю, на должность законоучителя требовалось в срочно порядке 3 человека, на место учителя - 5 [28].

Менее заметно проявилась эта проблема в церковно-приходских школах Курганского уезда. В этом же году в данном уезде действовало 84 одно-классных школы, одна второклассная и одна двухклассная. Законоучителей в одноклассных школах всего было 84, а учителей 93, несмотря на то, что количество учителей превышало число школ, в одной из школ имелась свободная вакансия учителя, а в некоторых школах содержалось по 2 учителя [28].

Частично способствовали неустойчивому положению учителей следующие обстоятельства, приведенные на примере Кондинского края. В Конде в январе 1914 г. действовало 5 школ: в с. Болчаровском, в юртах Пуштинских, в с. Нахрачинском - министерские и в с. Леушинском и с. Са-тыженском - церковно-приходские. Учителя Кондинского края сталкивались с проблемой отсутствия медицинской помощи: «на весь Кондинский край один фельдшер (из ротных), ни одного интеллигентного человека» [19]. Расстояние до ближайшей пароходной пристани на р. Иртыше, до ближайше-

го почтового отделения составляло сотни верст, что послужило неудобством для педагогического состава. Условия, в которых приходилось жить и работать учителям Кондинского края, были менее благоприятными, чем, например, условия проживания учащих северных уездов губернии, получивших более высокое жалованье и в летнее время способных воспользоваться пароходными услугами, чего не могли позволить себе учителя Конды. Положение учителей осложнялось и отсутствием возможности пользоваться земскими или «обывательскими подводами» для проезда до ближайшей пристани и обратно к месту работы [22].

Всех учителей, разбросанных по глухим углам Тобольской губернии, поддерживало своими воззваниями «Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в учебных заведениях Тобольской губернии». Данное Общество выступало с тем, что «всякий почин организации встретит сочувствие правления, помощь и защиту», если учителя объединятся в кружки, союзы, для того, чтобы «плотной сетью охватить губернию». Таким образом, по их мнению, губерния должна была влиться «в общий поток, именуемый государством... и, соединившись воедино», быть «сильным и несокрушимым двигателем русской жизни» [1]. Помимо моральной поддержки в задачи Общества входили: «выдача нуждающимся учителям пособий, а также приискание мест службы или лиц, желающих помочь обратившемуся» [23].

По мнению Г.К. Скачковой, епархиальным начальством, для улучшения материальных условий жизни принимались дополнительные меры. Учителя имели возможность бесплатно получать квартиры, которые содержались чаще всего за счет приходской церкви, а также единовременное пособие в размере 20 рублей из средств Святейшего Синода за добросовестный труд [24].

Результаты открытий церковно-приходских школ и школ грамотности повлекли за собой массу положительных факторов. Несмотря на небольшой срок обучения в школах ученики достигали успехов в умении грамотно писать, знании арифметики, церковной истории, Закона Божия, основных молитв. В отчете одного из наблюдателей Тобольской епархии отца Виталия Вергунова сохранилось свидетельство об успеваемости учеников в церковноприходских школах. По его мнению, обучение проходило довольно успешно во всех школах. Учащиеся читали «славянскую и русскую печать бойко и четко», знали «общеупотребительные» молитвы и их краткое разъяснение, писали «довольно хорошо и бойко», решали «сложением простых чисел». Наблюдатель отец Василий Арзамасов, в своем рапорте также положительно отзывался об успехах учеников церковно-приходских школ [18].

Учебный процесс неразрывно был связан с педагогическим персоналом, более того он зависел от него. По мнению Г.К. Скачковой, выпускницы епархиального женского училища, ставшие в последующем учительницами церковно-приходских школ, обладали достаточными теоретическими знаниями и хорошими практическими навыками для того, чтобы успешно ввести обучение в начальных церковных ученых заведениях [25].

В результате анализа исследуемого периода Г.Я. Маляревский выделял несколько важных положительных сторон в деятельности церковных школ, что и обеспечивало их динамику роста. Во-первых, это «дешевизна и доступность». На одну школу приходилось расходов в среднем в 3-4 раза меньше, чем на светскую», и затраты на учащихся в 2-3 раза были ниже. Во-вторых, наиболее слаженная система контроля над церковными школами, чего в учебных заведениях другого ведомства не наблюдалось. Каждый священник, по словам Г.Я. Маляревского, в приходе которого была школа, был «уже своего рода инспектор», так как приходское священство следило за «благосостоянием» школ. К тому же учащиеся могли всегда чувствовать «над собой контроль», обратиться «за советом и указаниями, доложить о школьных нуждах». В-третьих, церковные учебные заведения во многом выигрывали, благодаря наличию методического обеспечения. Преподавание велось по «особо

составленным подробным программам, снабженным весьма обстоятельными записками», что отсутствовало в школах других ведомств. В-четвертых, особую роль играла просветительская деятельность духовенства [27].

Цель духовно-просветительской деятельности заключалась, прежде всего, в сокращении числа безграмотных крестьянских детей. Святейший Синод стремился улучшить качество церковно-школьного дела. За период 1909-1915 гг. при второклассных школах было открыто значительное число дополнительных учительских курсов. Это позволило значительно усилить учительский состав. Срок обучения в одноклассных школах был увеличен с трех до четырех лет, и соответственно расширились программы обучения.

Выводы. Таким образом, система народного образования постоянно регламентировалась и совершенствовалась на протяжении всего существования начальных церковных учебных заведений: были открыты одногодичные школы, для учителей проводились специальные курсы повышения квалификации, вводились новые предметы, видоизменялись программы и пр. Но при этом следует учитывать, что вся система церковного начального образования основывалась исходя из сложившейся и во многом себя изжившей системы, берущей свое начало много веков назад. Коренных преобразований проведено так и не было. Из этого вытекали как сильные, так и слабые ее стороны: существовала стабильная и слаженная система контроля и наблюдения за ведением обучения на местах, которую осуществляли благочинные, но с другой стороны - духовенство при всем желании не могло дать ученикам новых знаний, поскольку сами, недавние выпускники семинарий, ими не располагали.

Отсюда рождались и негативные стороны происходящего: отсутствие квалифицированных кадров, имеющих педагогический опыт, нежелания отдельных преподавателей вести занятия, поскольку на них эти обязанности были возложены приказом сверху, прием на работу людей весьма далеких от педагогики и, наконец, полное несоответствие школьных программ социальным и политическим изменениям, происходящим в обществе.

Поэтому вполне правомочно мнение ряда исследователей, называющих церковные школы «отсталыми» и далекими от совершенства. Но, в тоже время, их открытие являлось прогрессивным, так как была заложена основа начального образования в самых отдаленных районах Тобольской епархии, где большинство населения проживало в сельской местности, и было безграмотным.

Литература

1. Высочайше утвержденные мнения Государственного Совета о специальных испытаниях на звания учителя и учительницы начальных школ // Журнал Министерства народного просвещения. 1896. Ч. CCCIV. С. 3-11.

2. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник» (далее - ГАУК ТО «ТИАМЗ). Фонд ТМ кп 12052. Д. 1496.

3. ГАУК ТО «ТИАМЗ». Ф. ТМ кп 13430. Д. 2.

4. ГАУК ТО «ТИАМЗ». Ф. ТМ кп 13589. Д. 117.

5. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 123. Л. 8.

6. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 18. Л. 3.

7. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 24. Л. 12.

8. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 6. Л. 37.

9. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 196. Л. 26, 30.

10. Головин П.Д. Десятилетие церковно-приходских школ в Тобольской епархии (13 июня 1884 г. - 13 июня 1894 г.) // Тобольские епархиальные ведомости. 1894. № 13. С. 13-15.

11. Головин Н. Десятилетие церковно-приходских школ (13 июня 1884 г. -13 июня 1894 г.) // Тобольские епархиальные ведомости. 1894. № 15. 254 с.

12. Дружинин А.Г. Начальное народное образование в Тульской губернии с 1800 по 1900 год. Тула, 1901. 164 с.

13. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года // Сочинения П.В. Знаменского. Казань: ТИУ, 1881. С. 14-15.

14. Имена и события в памятных датах // Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» / сост.: А.Г. Джавахидзе. Тобольск: Возрождение Тобольска, 2010. С. 10-11.

15. Коновалова Е.Н., Шварева Л. Авторы Ежегодника Тобольского губернского музея // Лукич. 2001. № 3. 107 с.

16. Лысов А.П. Народное образование в Тюменском округе в 1897 году. Тюмень: Фонд ТИАМЗ, 1898. С. 6-7.

17. Маляревский Г. Одно из препятствий к открытию церковных школ / ред.: Н. Городков // Тобольские епархиальные ведомости. 1899. № 3. С. 50-55.

18. Отчет о состоянии церковно-приходских школ в Тобольской епархии в 1887 -1888 учебном году // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 7-8. 152 с.

19. Отчет Тобольского епархиального училищного Совета о церковно-при-ходских школах и школах грамоты в Тобольской епархии // Тобольские епархиальные ведомости. 1897. № 15. С. 47-48.

20. Отчет Тобольского епархиального училищного Совета о церковно-при-ходских школах и школах грамоты Тобольской епархии // Тобольские епархиальные ведомости. 1897. № 20. 78 с.

21. Победоносцев К.П. Вопросы жизни. М., 1904. С. 3-40.

22. Сибирский листок 1901-1907: из фондов Тоб. гос. ист.-архитектур. музея-заповедника / сост.: В. Белобородов. Тюмень, 2003. 350 с.

23. Сибирский листок 1912-1919: из фондов Тоб. гос. ист.-архитектур. музея-заповедника / сост.: В. Белобородов. Тюмень, 2003. 223 с.

24. Скачкова Г.К. Общества вспомоществования учащимся в Тобольской губернии // Общество, школа, педагог: материалы Тюменской обл. конф., г. Тобольск, 1997. Тобольск, 1997. С. 26-27.

25. Скачкова Г.К., Романова Т.В. В творческом поиске. Образовательные учреждения Тобольска. Тюмень, 2006. С. 103-105.

26. Солодова Т.И. Проблемы и методы обучения в книге Г.Я. Маляревского // Общество, школа, педагог: материалы Тюменской обл. конф., г. Тобольск, 1997. Тобольск, 1997. С. 22-24.

27. Солодова Т.И. Сплетенье судеб и времен. Тобольск, 2008. 680 с.

28. Солодова Т.И. Человек долга и чести. Жизнь и деятельность тобольского педагога Г.Я. Маляревского. Тюмень, 2012. С. 85, 197, 208, 209.

29. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Тобольск: Типография Епархиального братства, 1913. С. 18-25, 42-46.

30. Сулимов В.С. Очерки по истории народного образования Западной Сибири. Тюмень, 1995. 17 с.

31. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. (Протасовская эпоха и реформы 60-х годов). Вып. 2. Вильна, 1909. 23 с.

32. Школьный листок // Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1903. № 8. 64 с.

33. Шереметьев П.С. Народные учителя и учительницы Тульской губернии. Тула, 1898. 26 с.

References

1. Highly approved opinions of the State Council on special tests for the title of teacher and teacher of primary schools, Journal of the Ministry of public education, 1896, Part CCCIV pp. 3-11.

2. State Autonomous institution of Culture of the Tyumen region "Tobolsk historical and architectural Museum-reserve" (further - GAUK "TEAMS"). Fond TM KP 12052. Case 1496.

3. GAUK "TEAMS". F. TM KP 13430. Case 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. GAUK "TEAMS". F. TM KP 13589. Case 117.

5. GBOTO HECTARES in Tobolsk. Fond 61. Op. 1. Case 123. L. 8.

6. GBOTO HECTARES in Tobolsk. Fond 61. Op. 1. Case 18. L. 3.

7. GBOTO HECTARES in Tobolsk. Fond 61. Op. 1. Case 24. L. 12.

8. GBOTO HECTARES in Tobolsk. Fond 61. Op. 1. Case 6. L. 37.

9. GBOTO HECTARES in Tobolsk. Fond 61. Op. 1. Case 196. L. 26, 30.

10. Golovin P.D. Decade of parish schools in the Tobolsk diocese (June 13, 1884 -June 13, 1894), Tobolsk diocesan statements. 1894, N 13, pp. 13-15 (in Russian).

11. Golovin N. Decade of parish schools (June 13, 1884 - June 13, 1894), Tobolsk diocesan statements. 1894, N 15, 254 p. (in Russian).

12. Druzhinin A.G. Primary national education in the Tula province from 1800 to 1900. Tula, 1901. 164 p.

13. Znamensky PV Theological schools in Russia before the reform of 1808, Works of P.V. Znamensky. Kazan: TIU, 1881, Works of P.V Znamensky. Kazan: TIU, 1881, pp. 14-15.

14. Names and events in memorable dates, Public charity Fund "Revival of Tobolsk", comp. A.G. Javakhidze. Tobolsk, Revival of Tobolsk, 2010, pp. 10-11.

15. Konovalova E.N., Shvareva L. Authors of the Yearbook of the Tobolsk provincial Museum, Lukic. 2001, N 3, 107 p.

16. Lysov A.P. Public Education in Tyumen district in 1897. Tyumen, Foundation TEAMS, 1898, pp. 6-7 (in Russian).

17. Malarevsky G. One of the obstacles to the opening of Church schools, Tobolsk diocesan statements. 1899, N 3, pp. 50-55. (in Russian).

18. Report on the state of parish schools in the Tobolsk diocese in the 1887-1888 academic year, Tobolsk diocesan Gazette. 1889, N 7-8, 152 p. (in Russian).

19. Report of the Tobolsk diocesan school Council on parochial schools and schools of literacy of the Tobolsk diocese, Tobolsk diocesan statements. 1897, N 20, 78 p. (in Russian).

20. Report of the Tobolsk diocesan school Council on parochial schools and schools of literacy in the Tobolsk diocese, Tobolsk diocesan statements. 1897, N 15, pp. 47-48 (in Russian).

21. Pobedonostsev K.P. Questions of life. Moscow, 1904, pp. 3-40.

22. Siberian leaf 1901 - 1907: from the Tob. funds. State East.-architectures'. Museum-reserve / comp. V Beloborodov. Tyumen, 2003. 350 p.

23. Siberian leaf 1912-1919: from the Tob. funds. state East.-architectures'. Museum-reserve / comp. V Beloborodov. Tyumen, 2003. 223 p.

24. Skachkova G.K. Society of assistance to students in the Tobolsk province, The Materials of the Tyumen regional conference "Society, school, teacher", Tobolsk, 1997. Tobolsk, 1997, pp. 26-27.

25. Skachkova G.K., Romanova T.V In creative search. Educational institutions of Tobolsk. Tyumen, 2006, pp. 103-105 (in Russian).

26. Solodova T.I. Problems and methods of teaching in the book by G.J. Malerische, The Materials of the Tyumen regional conference "Society, school, teacher". Tobolsk, 1997, pp. 22-24 (in Russian).

27. Solodova T.I. Plexus of destinies and times. Tobolsk, 2008, pp. 24, 76.

28. Solodova T.I. Man of duty and honor, Life and work of Tobolsk teacher G. Ya. Malarevsky. Tyumen, 2012, pp. 85, 197, 208, 209.

29. Reference book of the Tobolsk diocese by September 1, 1913. Tobolsk, printing House of the Diocesan brotherhood, 1913. pp. 18-25, 42-46 (in Russian).

30. Sulimov VS. Essays on the history of public education in Western Siberia. Tyumen, 1995. 17 p.

31. Titlinov B.V. Spiritual school in Russia in the XIX century. (Protasov era and reforms of the 60s). Iss. 2. Vilna, 1909. 23 p.

32. School sheet, Tobolsk diocesan statements. Tobolsk. 1903, N 80, 64 p.

33. Sheremet'ev P.S. people's teacher and a teacher of the Tula province. Tula, 1898. 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.