Научная статья на тему 'Краткосрочные педагогические курсы в подготовке учителей для начальных церковных школ Тобольской губернии'

Краткосрочные педагогические курсы в подготовке учителей для начальных церковных школ Тобольской губернии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАТКОСРОЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / ЦЕРКОВНАЯ ШКОЛА / ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ПРАВОСПОСОБНЫЕ УЧИТЕЛЯ / SHORT-TERM EDUCATIONAL COURSES / CHURCH SCHOOL / TOBOLSK PROVINCE / LEGALLY CAPABLE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валитов Александр Александрович

В статье рассмотрена деятельность краткосрочных педагогических курсов действовавших в Тобольской губернии на рубеже XIX-XX вв. На основе изучения архивных материалов освещены вопросы организации и проведения педагогических курсов учителей для церковных школы Тобольской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валитов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHORT-term educational COURSES IN THE PROCESS OF TRAINING TEACHERS OF PRIMARY CHURCH SCHOOLS IN THE TOBOLSK PROVINCE

In the article the author considers the work of short-term pedagogical courses in the Tobolsk province at the turn of the 19 th-20 th centuries. On the basis of the archive data the author shows how the courses for teachers of primary church schools were organized and implemented in the Tobolsk province.

Текст научной работы на тему «Краткосрочные педагогические курсы в подготовке учителей для начальных церковных школ Тобольской губернии»

УДК 93/99 (37)

Валитов Александр Александрович

кандидат исторический наук, научный сотрудник лаборатории истории освоения Сибири Тобольской комплексной научной станции Уро РАН тел.: (909) 738-36-97

КРАТКОСРОЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

В статье рассмотрена деятельность краткосрочных педагогических курсов действовавших в Тобольской губернии на рубеже XIX-XX вв. На основе изучения архивных материалов освещены вопросы организации и проведения педагогических курсов учителей для церковных школы Тобольской губернии.

Ключевые слова: краткосрочные педагогические курсы, церковная школа, Тобольская губерния, правоспособные учителя.

Valitov Alexander Alexandrovich

PhD in History, Research Scientist of the Laboratory of History of Siberian Land Development of Tobolsk Complex Research Station of the Ural Division of the Russian Academy of Sciences tel.: (909) 738-36-97

SHORT-TERM EDUCATIONAL COURSES IN THE PROCESS OF TRAINING TEACHERS OF PRIMARY CHURCH SCHOOLS IN THE TOBOLSK PROVINCE

In the article the author considers the work of short-term pedagogical courses in the Tobolsk province at the turn of the 19th-20th centuries. On the basis of the archive data the author shows how the courses for teachers of primary church schools were organized and implemented in the Tobolsk province.

Key words: short-term educational courses, church school, Tobolsk province, legally capable teachers.

В XIX в. в Российской империи сложилась многоуровневая система образования. Существовали школы различного ведомственного подчинения. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. поставило вопрос о необходимости всеобщего начального образования. Вся политика в сфере образования в этот период была направлена на поиск его оптимального варианта для просвещения народа, т.е. гарантирующего возможность модернизации страны при сохранении стабильности самодержавия. В 1870-х гг. правительство стало склоняться к передаче дела народного образования в руки священников. Эта идея была притворена в жизнь обер-прокурором Священного Синода Н.П. Победоносцевым. 13 июня 1884 г. Александр III утвердил «Правила о церковно-приходских школах» (далее ЦПШ) [1, л. 3]. ЦПШ должны были давать элементарные знания по счету, письму, чтению и обеспечить воспитание учащихся в духе веры в «Бога, Царя и Отечество», «в духе церковности и государственности». Учреждение ЦПШ в Тобольской епархии было особенно важным, так как уровень грамотности в этом регионе был очень низким.

Особая роль при организации церковно-приходских школ (далее ЦПШ) отводилась педагогическим кадрам, так как именно они должны были осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся и давать элементарные знания. На основании сказанного можно заключить, что на раннем этапе существования ЦПШ очень мало было правоспособных учителей, окончивших средние учебные заведения. Педагогические кадры, которые могли вести дело воспитания и обучения в ЦПШ в Тобольской епархии, готовили средние учебные заведения духовного ведомства: Тобольское епархиальное женское училище и Тобольская духовная семинария. Однако данные учебные заведения не могли обеспечить нужного количества учителей. Так, например, Тобольское епархиальное женское училище ежегодно выпускало не более 20 учениц, при этом не все ученицы становились учительницами ЦПШ [2, с. 15].

С 1889 г. на учительские должности ЦПШ Тобольской епархии стали поступать лица со светским образованием: выпускники Тобольской Мариинской женской школы, а потом гимназии, местных прогимназий и уездных училищ. Тобольский епархиальный училищный Совет (далее ТЕУС) предварительно знакомил их с программой ЦПШ, а после привлекал их к даче открытых уроков в образцовой школе при Тобольской духовной семинарии. 17 апреля 1898 г. вышло постановление ТЕУС за № 12. Согласно ему, перед назначением на должность учителя или учительницы лица со светским образованием, а также неправоспособные должны были практиковаться в приемах обучения основных предметов. Для этой же цели некоторые неопытные учителя, согласно журнальному постановлению ТЕУС от 28 августа 1898 г. № 37 посылались в соседние благоустроенные школы, где преподавали опытные учителя [3, л. 7].

Недостаточно было законоучителей, так в ряде ЦПШ Закон Божий наряду со священнослужителями (священниками и диаконами) вели либо церковнослужители (псаломщики и др.), либо светские

учителя с законченным и незаконченным образованием. Подготовкой учителей Закона Божьего занималась Тобольская духовная семинария.

Чтобы стать правоспособным учителем нужно было пройти испытание на звание учителя начального народного училища, сельского учителя или учителя одноклассной ЦПШ. Последние были ориентированы именно на ЦПШ.

«Правила для производства испытаний по духовному ведомству на звание учителя или учительницы одноклассной ЦПШ» были составлены на основании Высочайшего повеления от 26 ноября 1888 г. и утверждены Святейшим Синодом. В правилах оговаривался порядок проведения испытаний, допускаемые к испытанию лица (православного исповедования мужчины не моложе 17 лет и женщины не моложе 16 лет, обучавшиеся ранее в казенных или общественных учебных заведениях), необходимые документы (прошение, оплаченное гербовым сбором в правление или совет учебного заведения, на базе которого предполагалось проводить испытание, свидетельства о рождении и крещении, о звании, о прохождении исповедей и святого причастия, аттестат или свидетельство о прохождении обучения в казенных или общественных учебных заведениях) для того, чтобы быть допущенным к испытанию и сроки его выполнения [4, с. 52]. Испытания на звание учителя ЦПШ производились под непосредственным руководством педагогического собрания правлений духовной семинарии и духовных училищ, либо правлениями женских училищ духовного ведомства (в зависимости от пола испытуемых) [4, с. 51].

Таким образом, благодаря организации подобных испытаний увеличивалось число правоспособных учителей ЦПШ.

Для подготовки учительских кадров для школ грамоты - (низшего звена церковных школ, дававших минимум элементарных знаний) в 1896-1897 уч. г. утверждались второклассные ЦПШ, относившиеся к категории учительских школ. По всей империи их предполагалось открыть 1 086, из которых 84 - в Сибири [5, л. 157].

На открытие и содержание этих школ с 1 января 1896 г. должны были отпускаться из сумм государственного казначейства по 1 629 000 р. ежегодно, годовое содержание каждой школы 1500 р. Эта сумма должна распределяться следующим образом: 360 р. - на жалование одному учителю, 300 р. -другому, 240 р. - учителю школы грамоты, который должен быть при каждой второклассной школе, 150 р. - заведующему школой - священнику, 150 р. - на выписку книг и школьных принадлежностей и 300 р. - на хозяйственные расходы [5, л. 157].

В Тобольской епархии уделялось большое внимание и повышению квалификации педагогических кадров: давались рекомендации малоопытным учителям, наблюдатели за ЦПШ показывали примерные уроки, некоторые учителя давали уроки с последующим их разбором, регулярно проводились курсы по методике преподавания предметов, давались рекомендации по расширению действующей программы.

В инструкциях наблюдателя ЦПШ говорилось: «наблюдатели при посещении школ первую половину года для удостоверения в степени успешности обучения каждый раз должны присутствовать на уроках учителя, хотя бы непродолжительное время - испытывать учеников в знании учебных предметов, рассматривать письменные работы и делать отметки о времени своего посещения школы в классном журнале. О результатах посещения школ они должны доносить отделению особым рапортом к 1 января и к 1 июля» [6, а 34]. Так, отец Павел, Синайский член ТЕУС сообщал: «меры, принятые о. Ишимским уездным наблюдателем и предлагаемые уездным отделением к устранению указанных недостатков целесообразны и не вызывают особых замечаний: так о. наблюдатель давал примерные уроки в присутствии неопытных учащихся, уволена учительница Останинской школы грамоты, как не отвечающая своему назначению, двух малоопытных учащих постановлено обязать в начале учебного года слушать преподавание и дать пробные уроки» [7, л. 13].

Важную роль в совершенствовании профессиональной подготовки учителей играли организуемые епархиальным начальством педагогические курсы. Основными целями курсов было следующее: улучшение процесса обучения, обмен педагогическим опытом и т. д.

Краткосрочные курсы должны были ознакомить неправоспособных учителей церковных школ с дидактическими методами обучения, а правоспособным наглядно показать применение теоретических правил на практике.

Таким образом, в работе курсов принимали участие учителя всех приходов Тобольской епархии, независимо от уровня преподавания и стажа работы.

По распоряжению Тобольского епископа Аврамия была начата разработка программы педагогических курсов. В конце 1888 г. Алексей Константинович Недосеков член ТЕУС, учитель дидактики Тобольской духовной семинарии представил предложение о проектируемых курсах, в которых

высказывался об их пользе для учителей ЦПШ, разбросанных по обширной территории Тобольской епархии, удаленных от центров просвещения и разобщенных между собой. Для проведения подобных курсов А.К. Недосеков предлагал использовать время каникул. В этом же проекте была представлена и программа проведения курсов. Епархиальный училищный Совет проект принял и представил его епископу Аврамию [8, л. 67].

С 1899 г. организация таких курсов стала традиционной. В различные годы местом их проведения были г. Тобольск (1899, 1902, 1903, 1905, 1907, 1910, 1912 гг.), г. Ялуторовск (1899 г.), г. Тюмень (1890, 1911 гг.), село Зырянко Тюменского уезда (1899 г.), село Введенского Курганского уезда (1898, 1908 гг.), село Зырянское Курганского уезда (1908 г.), г. Курган (1889, 1891 г.) [9].

Первоначально епископ Авраамий распорядился собираться учителям ЦПШ ежегодно по трем округам в следующем порядке: в 1889 г. - в г. Ялуторовске по округам Ялуторовскому, Курганскому и Ишимскому, в 1890 г. - в г. Тюмени по округам Тобольскому, Тюменскому и Туринскому и в 1891 г. - в г. Тюкалинске по округам Тарскому, Тюкалинскому, Акмолинской и Семипалатинской областям [10, с. 19].

Открытие каждого «съезда», как правило, начиналось с разъяснения пользы педагогических курсов и их цели. Затем объяснялся порядок работы и требования к собравшимся. После организационного момента начинался торжественный молебен, посвященный «славянским просветителям» св. Кириллу и Мефодию.

Занятия курсов делились на практические и теоретические. Практические занятия проводились с 9:00 утра до 13:00. Здесь в примерной школе, разделенной применительно к школьной практике на 3 группы - старшее отделение, которое готовилось к выпуску и младшее отделение, состоящее из 2-х групп (1 - умеющие читать и писать, 2 - те, кто еще только приступают к обучению) - давались первые примерные уроки. Их давал учитель образцовой школы при семинарии с целью познакомить учителей с новыми приемами преподавания всех предметов школьного обучения. После образцовых уроков открытые уроки с их последующим обсуждением давали практиканты. Они сами выбирали предмет, по которому желали бы дать урок, но при условии, что он «непременно должен быть продолжением урока, данным учителем или законоучителем образцовой школы» [11, с. 74].

Каждый из учителей и учительниц участников курсов желающий дать урок должен был на вечернем заседании представить его конспект. Конспект зачитывался и обсуждался. Особое внимание обращали на умение учителей вести занятия одновременно с тремя группами - т.е. как учитель осуществляет взаимосвязь между курсами предметов, на каком уровне происходит углубление в материал по мере перехода из одной группы в другую.

Вечерние занятия продолжались с 17:00 до 20:00 и носили теоретический характер. В лекциях по педагогике и дидактике внимание обращали на новые задачи начальной школы, давали исторический обзор развитию научной педагогической мысли, пропагандировали приемы наилучшего воспитания и обучения детей. На методику преподавания предметов, составляющих основу учебной программы одноклассной ЦПШ, обращали большое внимание. Для знакомства учителей с современной дидактико-педагогической мыслью на вечерних занятиях зачитывали статьи по наиболее актуальным проблемам.

Кроме перечисленного, на вечерних занятиях обсуждали и оценивали уроки, даваемые утром, указывая как на недостатки и методические ошибки, так и на достоинства уроков. Некоторые из учителей зачитывали собственные записки дидактико-педагогического содержания. Обсуждались наиболее интересующие учителей вопросы, касающиеся учебно-воспитательного процесса.

Вечерние занятия способствовали самообразованию учителей. Педагогические курсы длились в течение трех недель. Ход занятий заносился в протоколы, которые представляли ТЕУС.

Первый в Сибири съезд учителей церковных школ проходил в г. Ялуторовске с 5 июля 1889 г. По распоряжению епархиального начальства в город прибыло около 40 учителей ЦПШ и школ грамоты из Ялуторовского, Курганского и Ишимского округов. Учителям оплачивали проезд и выделяли содержание на время курсов - от 30 до 40 коп. на человека в день. Средства предоставлялись ТЕУС ежегодно по 500 р. Сумма выделялась из 1% сбора. В 1889 г. она составила 661 р. 51 коп. О первом опыте проведения педагогических курсов говорилось: «собрание учителей и учительниц и практикование их в преподавании - дело положительное и желательное» [12, с. 486]. В том же году педагогические курсы прошли в г. Кургане.

Важную роль педагогические курсы играли в повышении уровня педагогического мастерства неправоспособных учителей, выходцев из школ грамоты или приходских (церковных или министерских) училищ, «... потому что примерные уроки опытных учителей дадут познание гораздо более, чем чтение дидактического руководства, в большинстве случаев им недоступного» [13, с. 34].

Еще одна заслуга педагогических курсов - это ознакомление учителей со школьной про-

граммой и для унификации системы образования в церковных школах. На вечерних заседаниях обсуждались вопросы дидактики. Так, например, был поставлен вопрос о необходимости ведения в начальной школе предварительной беседы с учениками, прежде, чем непосредственно приступить к занятиям [13 с. 35].

Наиболее плодотворно курсы работали в 1907-1909 гг. Об этом может свидетельствовать и возросшая численность курсистов - 1907 г. - 70 чел., 1908 - 80, 1909 г. - 100 чел. [14].

В целом значительно улучшилась результативность курсов. Во-первых, для чтения лекций приглашались компетентные в этих вопросах люди, во-вторых, расширился набор предметов, по которым учитель церковно-приходской школы мог получить компенсацию. Кроме того, приглашая видных ученых из центра, решалась проблема своевременного получения информации о последних достижениях в дидактике, методике преподавания предметов и психологии. Так, в лекциях по педагогике и дидактике внимание учителей обращалось на новые задачи начальной школы, давался исторический обзор развития научно-педагогической мысли.

На образцовых и пробных уроках обращалось внимание на затруднения при обучении детей, подчеркивалось, что учитель должен наблюдать, чтобы урок представлял собой законченное целое. Учитель должен владеть искусством работы с детьми: уметь проводить опрос и постоянно поддерживать внимание учеников, должен уметь рационально распределять учебную нагрузку, предусмотренную программой, в соответствии с возрастом учеников.

Таким образом, целью педагогических курсов была организация помощи учителям в их труде, повышение их педагогического мастерства, а значит, наблюдался рост эффективности образования, даваемого церковно-приходскими школами.

Слушатели этих курсов становились лучшими учителями школ Тобольской епархии. На начальных этапах массового распространения церковно-приходских школ процент правоспособных учителей был низок. Кроме того, учителя в Тобольской епархии с неохотой работали в ЦПШ. Связано это было с низкой заработной платой. Некоторым учителям приходилось работать вовсе без пособия. Подготовка педагогических кадров имела важное значение, так как должна была увеличить процент правоспособных учителей, а значит, улучшить учебно-воспитательный процесс в школе. Специальных учебных заведений для подготовки учителей церковно-приходских школ не было. Возможно потому, что церковно-приходские школы рассматривались как дешевый вид образования.

Важное место в деле совершенствования педагогического мастерства отводилось организуемым епархиальным начальством курсам, которые должны были познакомить учителей с такими приемами и методами, которые делали изучаемый материал простым и доступным для восприятия, познакомить с новинками в методике, дидактике и психологии, а также дать возможность «малоопытным» учителям попрактиковаться в преподавании. Эффективность работы курсов увеличивалась год от года, а их слушатели становились достойными учителями для церковных школ Тобольской губернии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Государственный архив г. Тобольска (ГБУТО ГА). Ф. 61. Оп. 1. Д. 18.

2. Половинкин Н.С., Чернышев А.В. Роль Тобольской епархии в системе образования и просвещения в крае в XVIII - начале XX веков // Религия и церковь в Сибири: сборник научных статей и документальных материалов. Вып.

2. Тюмень, 1991.

3. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 36.

4. Головин П.Д. Десятилетие церковно-приходских школ в Тобольской епархии. Тобольск, 1894.

5. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 62.

6. Головин П.Д. Указ. соч.

7. ГБУТО ГА в г.Тобольске Ф. 61. Оп. 1. Д. 62.

8. Там же.

9. Подсчитано по Тобольским епархиальным ведомостям (ТЕВ): 1899-1910 гг.

10. Головин П.Д. Указ. соч.

11. Головин Н. Церковно-приходские школы Тобольской епархии // ТЕВ. 1890. № 3-4.

12. Головин Н. Второй краткосрочный съезд учителей и учительниц ЦПШ в г. Тюмени // ТЕВ. 1890. № 21-22.

13. Головин Н. Второй краткосрочный съезд учителей и учительниц ЦПШ в г. Тюмени // ТЕВ. 1891. № 1-2.

14. Подсчитано по ТЕВ: 1907-1909 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.