ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 370(09)
Неупокоев Игорь Валентинович
Кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Курганского филиала Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, neupokoev [email protected], Курган
РОЛЬ ЧИНОВНИКОВ МВД В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Аннотация. Статья расширяет традиционное представление о функциональных обязанностях чиновников МВД дореволюционной России. На основе нормативных актов и конкретных исторических примерах автор анализирует деятельность генерал-губернаторов, губернаторов, окружных исправников Тобольской губ. по созданию и развитию народных училищ в период с конца XVIII по начало XX в.
Ключевые слова: история образования, генерал-губернатор; губернатор; окружной исправник.
Neupokoev Igor Valentinovich
The candidate of historical sciences, associate professor of humanities and social Kurgan Branch of the Russian Academy of National Economy and the State Administration under the President of the Russian Federation, [email protected], Kurgan
THE ROLE OF OFFICIALS INTERIOR MINISTRY IN THE DEVELOPMENT OF PUBLIC EDUCATION IN TOBOLSK PROVINCE IN THE LATE XVIII - EARLY XX CENTURIES
Abstract. Article expands the traditional view of the functional responsibilities of the Interior Ministry official pre-revolutionary Russia. Based on the regulations and the specific historical examples, the author analyzes the activities of governors-general, governors, district police officer Tobolsk Province the creation and development of public schools in the period from the end of XVIII and the beginning of the XX century.
Keywords: history of education, governor-general, governor, district police officer.
Целью настоящей статьи является установление исторической роли чиновников МВД в развитии системы народного образования Тобольской губернии с конца XVIII -по начало XX вв. Для этого нам предстоит решить такие задачи, как определение правовых основ компетенции чиновников и анализ их функциональных обязанностей в образовательной сфере. В основе источниковой базы статьи лежат законодательные акты и документы исполнительного производства, хранящиеся в государственном архиве Курганской области.
Первый в истории России закон об образовании - Устав народным училищам 1786 г. - определил статус губернаторов как попечителей народных училищ. Создавае-
мые по воле Екатерины II народные училища должны были находиться в управлении приказов общественного призрения под председательством губернатора. Губернатор был обязан «стараться о распространении народных училищ», выписывать из духовных семинарий «способных по засвидетельствованию директора людей для наполнения мест учительских», помогать обеспечить главное училище «естественными вещами из всех трех царств природы», «орудиями физическими и математическими, а книгохранилища книгами, ландкартами и чертежами», осматривать училища лично при объезде губернии [12, с. 657].
В сентябре 1786 г. в 25 российских губерниях торжественно открылись народные
училища. Однако родители неохотно отдавали своих детей в школу. Поэтому, например, по распоряжению тамбовского губернатора Г. Р. Державина полиция в городах отлавливала детей школьного возраста на улицах и принудительно волокла их в училища [10, с. 47]. В Тобольской губ. процесс создания народных училищ начался с императорского указа 1788 г., которым генерал-губернаторам и губернаторам предписывалось «все нужное к таковому открытию училищ приготовить, а потом оные и действительно открыть» [8, с. 1126]. На содержание нового училища сделали пожертвования: правитель Тобольского наместничества Алябьев - 100 р., вице-губернатор Селифонтов - 50 р. Попечителями Тобольского главного народного училища с момента его учреждения и до преобразования в гимназию в 1810 г. были губернаторы: А. В. Алябьев (он заказал для физического кабинета электрическую машину, способствовал переводу училища из дома купца Мануйлова в отдельное здание [1, с. 12, 34]), затем А. Г. Толстой, Д. Р. Кошелев, Б. А. Гермес, А. М. Корнилов, М. А. Шишков1.
Новая реформа образования, проведенная Александром I в начале XIX в., изъяла учебные заведения из ведомства гражданского начальства и подчинила учебному округу при Казанском университете [9, с. 442]. Известно, что в 1816 г. университетской комиссии пришлось разбираться в конфликте между субъектами гражданской и учебной власти, точнее, в причинах «неудовольствия» губернатора фон Брина директором училищ Арнгольдтом. Комиссия встала на сторону губернатора. Директору предписали: без уведомления губернатора не предпринимать усилий по созданию новых училищ и не выходить за рамки своих полномочий. В дальнейшем совет университета принял решение
об увольнении Арнгольдта с должности директора училищ, так как тот «действовал во вверенной ему части независимо от губернского начальства» [1, с. 60-62].
В последующее время последовали многочисленные акты, изменяющие и уточняющие положение чиновников МВД в системе
1 Исторические записки о Тобольской гимназии // Тобольские губернские ведомости (ТГВ). - 1859. - № 14, отд. 2. - С. 258.
образования. Во-первых, с 1822 г. Тобольская губ. стала подчиняться Главному управлению Западной Сибири во главе с генерал-губернатором с местом пребывания сначала в Тобольске [6, с. 37], а с 1838 г. - в Омске [4, с. 336]. Во-вторых, с 1828 г. учебные заведения сибирских губерний снова подчинили «начальству тамошних гражданских губернаторов» [11, с. 1099]. В-третьих, на основании императорского указа 1831 г. вновь особо уточнялось, что учебные заведения Тобольской губ. находятся под надзором губернатора [3, с. 14], которому следовало обозревать вверенную ему губернию один раз в два года [7, с. 334]. После 1828 г. попечителями учебных заведений были губернаторы И. А. Нагибин, П. Д. Сомов, И. И. Кириллов, А. Н. Муравьев, В. И. Копы-лов,И.Г. Ковалев, Х.Х.Повало-Швейковский. Известно, что в 1839 г. Курганское уездное училище посетил губернатор И. Д. Талызин, в 1841 г. - исправляющий должность губернатора М. В. Ладышенский2.
Чтобы иметь воздействие на опаздывающих и не посещающих уроки учителей, директор Тобольской мужской гимназии статский советник Е. М. Качурин в октябре 1838 г. написал губернатору рапорт, в котором предлагал требовать от заболевших учителей медицинское свидетельство, а в случае его отсутствия вычитать из жалованья за пропущенные уроки. Губернатор согласился, заметив только, что медицинские свидетельства необходимы при продолжительности болезни в несколько дней, при «однодневных же болезненных припадках представлять свидетельства затруднительно». На основании других рапортов директора губернатор сделал замечания учителям Романову и Леману, а затем предоставил Качурину право «обратиться к денежной мере взыскания за пропущенные уроки». Выговоры от губернатора последовали также учителям Попову, Казанскому и Величковскому «за их неприличное поведение». В случае получения через месяц нового негативного отзыва от директора губернатор пригрозил доведением информации до министра народного просвещения. 6 октября 1843 г. директор просил губернатора сделать рас-
2 Государственный архив Курганской обл. (ГАКО). - Ф. И-147. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 36 об.
поряжение об увольнении учителя Велич-ковского, так как тот «постоянно замечается в нетрезвом поведении и нередко является к должности не в приличном званию наставника виде». Губернатор написал об этом представление генерал-губернатору, но тот лишь предложил «принять существенные меры к удержанию Величковского от слабости». Другой формой влияния губернатора на учебный процесс являлась его критика персонала гимназии в 1844 г .: «Некоторые из преподавателей Тобольской гимназии являются к своей должности без соблюдения должного приличия и опрятности в платье, небритыми, с безобразно длинными волосами». Кроме того, губернатор решал вопросы
о возможности изменения штатного расписания [1, с. 141-144, 148, 178].
В 1859 г. на основании утвержденного императором положения управление над гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири вверялось ее генерал-губернатору, который «есть высший блюститель точного и правильного исполнения всех постановлений по учебной части». Губернаторы обязывались иметь «надзор за соблюдением в учебных заведениях должного порядка», а также доводить сделанные при осмотре замечания до сведения генерал-губернатора [16, с. 336-337]. Приказами генерал-губернатора осуществлялись кадровые перемещения учителей (например, в 1861 г. учитель арифметики и геометрии Тобольского уездного училища Фоняков был переведен в Курганское уездное училище, а на его место назначили учителя Туринского уездного училища Мазуркевича1). Производились назначения на учительские должности (в 1861 г. был определен учителем истории и географии Ишимского уездного училища окончивший Тобольскую гимназию Вино-градов2); педагоги увольнялись в отпуск (в 1863 г. уволен младший учитель Тобольской гимназии Кузьмин в Казань, Москву, Санкт-Петербург и Вильно с сохранением жалованья3); им объявлялись благодарности (в 1863 г. благодарность «за безвозмездные и вполне полезные их труды по преподаванию
1 Назначение // ТГВ. - 1861. - № 29. -С. 126-127.
2 Там же. - № 46. - С. 215.
3 Объявления // ТГВ. - 1863. - № 40. - С. 254.
ими предметов в женских училищах Тобольской губ. » была объявлена учителям Тюменского, Тарского, Ишимского, Ялуторовского, Курганского и Березовского уездных училищ4). В 1860-е гг. директор Тобольской мужской гимназии Рудаков обратился к генерал-губернатору с целым пакетом предложений по улучшению учебного процесса. Среди них было предложение печатать протоколы педагогических советов в местных «Губернских ведомостях» и открыть свободный доступ в гимназию для всех интересующихся делом воспитания. Генерал-губернатор поддержал это ходатайство [1, с. 238-240].
Параллельно те же самые функции осуществлял и тобольский губернатор: издавал постановления на основе определения директора народных училищ о назначении на должность (в 1863 г. исправляющим должность учителя Знаменского приходского училища определен окончивший Тобольскую гимназию Морев5); объявлял благодарности (в 1874 г. - наставнице Самаровского сельского училища Марии Венгерской «за отлично-усердные и полезные ее труды в деле обучения и воспитания крестьянских детей»6, в 1875 г. - почетному попечителю сельского училища купцу 2-й гильдии Вол-чихичу «за изъявление им согласия жертвовать ежегодно на поддержание Зырянского училища по 150 р. »7); высказывал признательности (в 1882 г. - «за отлично-усердную деятельность» учительницам Черняевой, Вяткиной, Обрядовой, Мисюревой8). Следил за сроками начала и окончания учебного года: в 1889 г. Лопатинский волостной старшина на имя законоучителя Лопатинского сельского училища священника Серебрянникова отправил написанную на основе распоряжения губернатора копию предписания курганского окружного исправника «об установлении, применяясь к местным условиям, срока начала учения, окончания и приема вновь учеников» для обсуждения на волостном сходе9.
4 Благодарность // ТГВ. - 1863. - № 16. - С. 99.
5 Назначение // ТГВ. 1863. - № 17. С. 92.
6 Благодарность // ТГВ. - 1874. - № 26. - С. 1.
7 Там же. - 1875. - № 35. - С. 1.
8 Там же // ТГВ. - 1882. - № 42. - С. 4.
9 ГАКО. - Ф. И-101. - Оп. 1. - Д. 37. - Л. 96-96 об.
С 1866 г. губернаторы обязывались при кадровых перемещениях чиновников требовать от соответствующих ведомств документы об их благонадежности. В случае признания неблагонадежности губернатор имел право отменить кадровое назначение [5, с. 953]. 8 апреля 1910 г. председатель педагогического совета Курганской женской гимназии Флеммер в обращении на имя губернатора просил его уведомить, «не встречается ли препятствий к назначению» окончившей Санкт-Петербургские высшие женские курсы Зубовой на должность учительницы истории и географии. Через месяц губернатор дал следующий ответ: «На назначение Е. В. Зубовой на должность учительницы во вверенную Вам гимназию с моей стороны препятствий не встречается»1.
В 1877 г. особая комиссия Министерства народного просвещения впервые обсудила вопрос о создании отдельного Западно-Сибирского учебного округа, что должно было освободить генерал-губернатора от обязанности заведования учебными заведениями региона. В 1882 г. должность генерал-губернатора Западной Сибири была упразднена, а управление учебной частью, в частности, в Тобольской губ. передано во временное за-ведывание главному инспектору училищ Западной Сибири. Позднее, в 1885 г., в связи с созданием Западно-Сибирского учебного округа, отменили Положение об управлении гражданскими учебными заведениями Западной Сибири 1859 г., упразднили и должность главного инспектора училищ Западной Сибири2.
В результате утверждения Александром III 13 июня 1884 г. Правил о церковноприходских школах и 4 мая 1891 г. Правил о школах грамоты из числа начальных школ были выделены церковные школы. С этого времени губернатор во время ревизии губернии, кроме «министерских» школ, посещал и церковные школы. Так, в 1892/93 учебном году исполняющий дела тобольского губернатора
1 Там же. - Ф. И-63. - Оп. 1. - Д. 85А. - Л. 45, 70.
2 Краткий обзор деятельности ЗападноСибирского учебного округа за первое двадцатипятилетие его существования // Циркуляр по Западно-Сибирскому учебному округу. - 1910. - № 7/8. - С. 10.
Н. М. Богданович посетил две церковноприходские школы в Тюкалинском округе - Гра-до-Тюкалинскую и Баженовскую3. В ноябре 1910 г. Курганское отделение епархиального училищного совета в письме на имя заведующего Зюзинской церковноприходской школы священника Карпова сообщило, что по пути своего следования губернатор будет осматривать церковноприходские школы, и поэтому следует принять «меры к встрече г. губернатора во вверенной Вам школе»4.
Органом власти по заведованию церковными школами на местах становился Тобольский епархиальный училищный совет (ТЕУС). Новая управленческая структура тесно взаимодействовала с «представителем высшей правительственной в губернии власти» [2, с. 112]. Так, в 1889 г. председатель ТЕУС вошел в сношение с губернатором относительно правоспособных кандидаток на учительские должности в церковных школах из лиц, окончивших курс в светских учебных заведениях (Мариинской женской школе и прогимназиях) и не получивших назначения в «министерские» училища. Губернатор сделал распоряжение, чтобы до 30 таких кандидаток на учительские должности, если желают, обращались в ТЕУС5. В 1893 г. ТЕУС, в целях улучшения материального положения церковных школ, просил губернатора «сделать распоряжение о привлечении чиновников по крестьянским делам к содействию сим школам в материальном отношении, применив к ним циркуляр касательно министерских училищ»6. ТЕУС в своем отчете за 1893/94 учебный год предложил своим уездным отделениям через чиновников по крестьянским делам выйти на контакт с теми сельскими обществами, в которых открыты общественные питейные заведения, «на предмет отчисления известной суммы от дохода с питейных заведений» на содержание
3 Отчет Тобольского епархиально-училищного совета о церковноприходских школах и школах грамоты в Тобольской епархии за 1892/93 учеб. г. // Тобольские епархиальные ведомости (ТЕВ). - 1894. - № 12. - С. 188.
4 ГАКО. - Ф. И-31. - Оп. 1. - Д. 58. - Л. 87.
5 Головин Н. Десятилетие церковноприходских школ // ТЕВ. - 1894. - № 18. - С. 316.
6 Журнал Тобольского епархиального училищного совета августа 31 дня 1893 г. № 15 // ТЕВ. - 1893. - № 17/18. - С. 151.
или на открытие церковных школ1. Начиная с отчетов 1894/95 учебного года ТЕУС в качестве одного из видов своей деятельности напрямую называет «сношение с разными учреждениями (Тобольское общее губернское управление, казенная палата, духовная консистория и пр.) и должностными лицами (губернатор, чиновники по крестьянским делам и др.)». В свою очередь, уездные отделения отмечали, что «входили в сношения» с чиновниками по крестьянским делам2.
Немаловажное влияние на систему образования оказывали подчиненные непосредственно губернатору окружные исправники. Так, в 1846 г. губернатор обязал исправников «выслать к училищам при монастырях и церквах для обучения штатнослужительских и поселянских детей»3. В другом примере губернатор уведомил в 1888 г. духовную консисторию, что поручил окружным исправникам «предложить учителям и учительницам сельских училищ оказывать церковнослужителям содействие в приучении учеников и учениц к пению и чтению во время церковного богослужения»4.
Деятельность окружных исправников напрямую была связана с инициированием процесса открытия новых школ. Так, в 1872 г. Черемуховское волостное правление ходатайствовало перед курганским исправником об открытии в с. Черемуховском училища от казны «с назначением сумм как на наем квартиры, так равно и на содержание учителя, сторожа и самого училища с освещением, отоплением»5; в 1875 г. курганский исправник просил благочинного Курганского уезда «оказывать соревнование светским властям в развитии в народе сознания пользы образования»6. Объектом внимания исправников было наличие соответствующих зданий для школы (например, в 1886 г. курганский исправник в запросе в Чинеевское
1 Отчет Тобольского епархиально-училищного совета о церковноприходских школах и школах грамоты за 1893/94 учеб. г. // ТЕВ. - 1895. -№ 13. - С. 69.
2 Отчет ... за 1894/95 учеб. г. // ТЕВ. - 1896. -№ 12. - С. 27, 32.
3 ГАКО. - Ф. И-112. - Оп. 1. - Д. 16. - Л. 178.
4 Там же. - Ф. И-235. - Оп. 1. - Д. 288. - Л. 79.
5 Там же. - Ф. И-78. - Оп. 1. - Д. 41. - Л. 437.
6 Там же. - Ф. И-232. - Оп. 1. - Д. 9. - Л. 320.
волостное правление спрашивал, «приискано ли помещение для вновь открываемого в с. Чинеевском сельского училища»), а также решение различных вопросов по обеспечению и содержанию училищ (в своем рапорте от 1886 г. Чинеевский волостной старшина просил курганского исправника выдать деньги «на покупку часов» для учительницы Кочешевой7; в 1889 г. учительница этого же училища просила исправника «принудить Чинеевское сельское общество сделать в летнее каникулярное время поправки в здании училища и квартиры учительницы»8; в 1880 г. штатный смотритель уведомил курганского исправника, что «предназначенный для Белозерского училища список книг одобрен Ученым комитетом МНП и поэтому книги можно выписать»9). Кроме того, как официальное лицо исправник нередко выражал благодарности жертвователям на содержание училищ. К примеру, в 1883 г. «ввиду совершенного отказа крестьян Баженовской волости от содержания Куртайлинского сельского училища» тюкалинский исправник предложил сделать пожертвования. Благодарность за пожертвования через «Тобольские губернские ведомости» была объявлена купцам Мариупольским, купцу Пахотину и ряду крестьян10.
В октябре 1889 г. Тобольская Духовная Консистория вменила в обязанность причтам, чтобы они при венчании учителей и учительниц сельских училищ МНП требовали «свидетельства окружного исправника
о беспрепятственности их на вступление в брак»11. В июле 1890 г. курганский окружной исправник выдал подобное свидетельство учителю Чесноковского приходского сельского училища А. Попову в том, что «препятствий ему на вступление в законный брак с учительницею Каратчинской цпш К. Петровской не имеется»12.
Архивные материалы свидетельствуют и о том, что исправникам приходилось заниматься сбором информации по системе образования (в связи с работой статистиче-
7 Там же. - Л. 20А.
8 Там же. - Д. 20. - Л. 12.
9 Там же. - Ф. И-91. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 11 об.
10 Благодарность // ТГВ. - 1883. - № 39. - С. 1.
11 ГАКО. - Ф. И-112. - Оп. 1. - Д. 57. - Л. 484.
12 ГАКО. - Ф. И-80. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 294.
ской комиссии Вольного Экономического общества в 1901 г. курганский исправник обратился к волостным правлениям «доставить сведения о действующих в настоящее время постановлениях, правилах, инструкциях т. п. имеющих прямое или косвенное отношение к делу школьного и внешкольного образования»1), выдачей разрешений на заграничную экскурсию для учителей2, участвовать в распределении учительского жалованья (из отношения Тобольской Казенной Палаты от 1868 г. следовало, что местные исправники и сельское общество должны распределять жалованье между светскими и духовными наставниками сельских министерских училищ «смотря по трудам каждого»)3.
В некоторых случаях исправник вторгался не в свою сферу полномочий через поиск кандидатов на учительские должности. Например, в 1883 г. курганский исправник предложил законоучителю Сычевского сельского училища занять учительскую долж-ность4. Нередки случаи оценки исправниками и личностных качеств учительского персонала. В 1859 г. ишимский исправник при ревизии Ларихинской волости заметил, что священник «по грубому обращению своему оттолкнул всех желающих учиться в школе, отчего учащихся только 5 человек... »5; 3 марта 1905 г. курганский исправник в телеграмме на имя губернатора сообщил, что учитель математики Курганской женской гимназии Емельянов «явился на уроки в нетрезвом виде, вел неприличные разговоры с ученицами и наговорил дерзостей начальнице»6.
Библиографический список
1. Замахаев С. Н. Историческая записка о Тобольской гимназии. - Тобольск: Губернская Типография, 1889. - 321 с.
2. Настольная книга по народному образованию. - СПб .: Знание, 1899. - Т. 1. - 745 с.
3. О новом распределении губернских гимназий и прочих училищ на округи // ПСЗРИ: собр. 2-е. - 1832. - Т. VI, отд. 1.
4. О перемещении Главного управления Западной Сибири из Тобольска в Омск // ПСЗРИ: собр. 2-е. - 1839. - Т. XIII, отд. 2.
5. О пространстве и пределах власти губернаторов // ПСЗРИ: собр. 2-е. - 1866. - Т. XLI, отд. 1.
6. О разделении сибирских губерний на Западное и Восточное управления // ПСЗРИ с 1649 г. - 1830. - Т. XXXVIII.
7. Об обозрении Тобольской и Томской губерний и состоящего в Енисейской губ. Туруханско-го края в два года один раз // ПСЗРИ: собр. 2-е. -1831. - Т. V.
8. Об открытии главных народных училищ в губерниях // ПСЗРИ с 1649 г. - 1830. - Т. XXII.
9. Об учреждении учебных округов с назначением для каждого особых губерний // ПСЗРИ с 1649 г. - 1830. - Т. XXVII.
10. Положение об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири // ПСЗРИ: собр. 2-е. - 1861. - Т. XXXIV, отд. 1.
11. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского // ПСЗРИ: собр. 2-е. - 1830. -Т. III.
12. Устав народным училищам в Российской империи // ПСЗРИ с 1649 г. - 1830. -Т. XXII.
1 ГАКО. - Ф. И-129. - Оп. 1. - Д. 144. - Л. 7.
2 ГАКО. - Ф. И-173. - Оп. 1. - Д. 7. - Л. 615.
3 ГАКО. - Ф. И-33. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 592.
4 ГАКО. - Ф. И-34. - Оп. 1. - Д. 43. - Л. 73-73 об.
5 Там же. - Ф. И-235. - Оп. 1. - Д. 285. - Л. 272.
6 Государственный архив общественнополитической документации Курганской обл. -Ф. 6916. - Оп. 1. - Д. 64. - Л. 6.