Научная статья на тему 'Роль чиновников по крестьянским делам и крестьянских начальников в сфере развития народного образования в Тобольской губернии в конце XIX – начале XX вв'

Роль чиновников по крестьянским делам и крестьянских начальников в сфере развития народного образования в Тобольской губернии в конце XIX – начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧИНОВНИК ПО КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕЛАМ / КРЕСТЬЯНСКИЙ НАЧАЛЬНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неупокоев Игорь Валентинович

Статья расширяет традиционное представление о функциональных обязанностях чиновников МВД дореволюционной России. На основе нормативных актов, приводя конкретные исторические примеры, автор характеризует деятельность чиновников по крестьянским делам и крестьянских начальников Тобольской губ. по созданию и развитию народных училищ в период с конца XIX по начало XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль чиновников по крестьянским делам и крестьянских начальников в сфере развития народного образования в Тобольской губернии в конце XIX – начале XX вв»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 94(47+57)+37.0(091)

Неупокоев Игорь Валентинович

Кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Курганского филиала российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте российской Федерации, [email protected], Курган

РОЛЬ ЧИНОВНИКОВ ПО КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕЛАМ И КРЕСТЬЯНСКИХ НАЧАЛЬНИКОВ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

аннотация. Статья расширяет традиционное представление о функциональных обязанностях чиновников МВД дореволюционной России. На основе нормативных актов, приводя конкретные исторические примеры, автор характеризует деятельность чиновников по крестьянским делам и крестьянских начальников Тобольской губ. по созданию и развитию народных училищ в период с конца XIX по начало XX в.

Ключевые слова: история образования, чиновник по крестьянским делам, крестьянский начальник.

Neupokoev Igor Valentinovich

The candidate of historical sciences, associate professor of humanities and social Kurgan Branch of the Russian Academy of National Economy and the State Administration under the President of the Russian Federation, [email protected], Kurgan.

THE ROLE OF OFFICIALS FOR PEASANTS AND PEASANT FOR CHIEFS IN THE DEVELOPMENT OF PUBLIC EDUCATION IN TOBOLSK PROVINCE AT THE END XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Abstract. Article expands the traditional view of the functional responsibilities of the Interior Ministry official pre-revolutionary Russia. Based on the regulations and the specific historical examples, the author analyzes the activities of officials on Peasant Affairs and the heads of peasant of the Tobolsk Province the creation and development of public schools in the period from the end of XIX and the beginning of the XX century.

Keywords: history of education, clerk of Peasant Affairs, the peasant leader.

Целью представленной статьи выступает установление степени влияния чиновников по крестьянским делам и крестьянских начальников на функционирование различных элементов системы народного образования Тобольской губернии с конца XIX - по начало XX вв. Основываясь на дореволюционных законодательных актах и архивных документах нам предстоит определить правовые критерии компетенции этих лиц и подтвердить их на конкретных историче-

ских примерах.

Институт чиновников по крестьянским делам был создан в Тобольской губ. согласно «высочайше утвержденному» 1 марта 1883 г. мнению Государственного совета. На него было возложено «наблюдение за общественным управлением сельских обывателей, рассмотрение жалоб на действия должностных лиц волостного и сельского управления и наложение на них административных взысканий за нарушение служебных

обязанностей». Их назначение и увольнение было обязанностью министра внутренних дел [5, с. 56-57]. Чиновники по крестьянским делам пользовались всеми правами государственной службы, а их число было определено губернским советом: в Тобольском, Тюменском и Туринском округах - по одному; в Тарском и Тюкалинском - по два; Ишимском, Ялуторовском и Курганском -по три, всего 16 человек на губернию. В 1893 г. для Тобольской губ. было учреждено 12 добавочных должностей чиновников по крестьянским делам [4, с. 465]. Таким образом, их общее количество было увеличено до 28 человек, в Курганском округе вместо трех стало пять. С 1888 г. чиновники по крестьянским делам вошли в состав уездных отделений Тобольского епархиального училищного совета, создаваемых с целью «ближайшего заведования церковноприходскими школами». Членом Курганского уездного отделения был назначен чиновник по крестьянским делам Ценин, Ишимско-го - Хилинский, Тюкалинского - Баторевич, Тарского - Кассачев, Туринского - Пузырев, Тюменского - Низовец, Тобольского - Скрябин1. На правах членов уездных отделений они посещали церковные школы во время обозрения ими своих округов (например, Скрябин осмотрел Плесовскую церковноприходскую школу2) и высказывали предложения по совершенствованию системы образования (Ценин предложил обратить внимание на образование женщин в деревнях3).

В реальности конкретные обязанности чиновников по крестьянским делам в качестве членов уездных отделений по отношению к церковным школам не были четко определены. В отчете ТЕУС за 1890/91 учебный год отмечалось, что поскольку они состоят в подчинении губернской администрации, обязанной заботиться о «министерских» школах, то «считают для себя церковные школы чужими, по крайней мере - другого ведомства. Еще не было примера, чтобы завелась церковная школа по инициативе или

1 Список уездных отделений Епархиально-училищного совета // ТЕВ. - 1888. - № 21/22. -С. 40, 255, 263, 267, 295, 299, 304.

2 Церковно-приходские школы в Тобольской епархии // ТЕВ. - 1890. - № 5/6. - С. 134.

3 Там же. - № 7/8. - С. 168.

при содействии чиновника по крестьянским делам; напротив, были случаи обратного свойства, когда общество, желавшее иметь у себя церковную школу, склоняемо было к устройству министерской»4.

Однако для нас в данном примере важно само проявление активности в деле открытия новой школы в губернии. Чиновники по крестьянским делам способствовали развитию школьного дела через санкционирование и разрешение созыва волостных сходов, посвященных этой проблеме. Так, чинеевский волостной старшина в рапорте 1889 г. на имя чиновника по крестьянским делам 1-го участка Курганского округа просил разрешить созвать волостной сход с целью «предложения обществу ввести в приходских училищах преподавание военной гимнастики и установления крайних сроков поступления детей в училище»5. Из собранных С-Петербургским комитетом грамотности сведений за 1894 г. следовало, что благодаря стараниям чиновника по крестьянским делам библиотека Казаркинского сельского училища «постепенно начинает увеличиваться, в будущем году будет строиться новое училищное здание, более удобное и обширное»6. В другом случае чиновник по крестьянским делам 3-го участка Курганского округа предписал Белозерскому волостному правлению «в воскресенье 27 октября 1896 г. после обедни устроить освящение нового Козьминского училища»7.

В 1898 г. были введены «Временные положения о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской». Согласно этому документу, ликвидировались должности чиновников по крестьянским делам, вместо них вводилась должность крестьянских начальников. Что касается вопросов народного образования, то на новую структуру возлагалась обязанность исполнять «поручения губернских управлений по делам, касающимся... состояния сельских школ» [1, с. 410]. Губернатор в выступлении перед крестьянскими начальниками просил «предоставлять населению

4 Церковные школы Тобольской епархии в 1890/91 учеб. г. // ТЕВ. - 1892. - № 11/12. - С. 243.

5 ГАКО. - Ф. И-187. - Оп. 1. - Д. 12. - Л. 83.

6 Там же. - Ф. И-91. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 111.

7 Там же. - Ф. И-71. - Оп. 1. - Д. 37. - Л. 37.

полную свободу ходатайств об открытии той или другой школы, сообразно местным особенностям и условиям. При возбуждении ходатайств об открытии министерских школ - входить в рассмотрение, не имеется ли уже в том селении церковноприходской, и в утвердительном случае, если открытие второй школы не вызывается числом детей школьного возраста, отклонять ходатайства. Если до сведения кого-либо из гг. крестьянских начальников дойдет о неудовлетворительном ходе школьного дела в церковноприходских школах, то по праву попечительства над крестьянским населением отнюдь не вступать лично в дело, но доводить до моего сведения для надлежащего сношения с епархиальным начальством»1. С 1907 г. крестьянские начальники были включены в состав уездных училищных советов [3, с. 399], а с 1914 г. обязывались участвовать в организации технического надзора за постройкой зданий для сельских начальных училищ Тобольской губ2.

Высокая положительная оценка деятельности крестьянских начальников была дана в отчете ТЕУС за 1899 г.: «Гражданская администрация, особенно в лице крестьянских начальников, относилась к церковным школам благожелательно и оказывала содействие к развитию церковно-школьного дела. Многие из крестьянских начальников посещают заседания уездных отделений епархиального училищного совета и принимают участие в обсуждении поступающих в отделения дел. Некоторые из них участвовали в производстве испытаний учеников церковных школ на получение льготных по воинской повинности свидетельств. В случае обращения к ним за содействием они не отказываются и нравственно, и материально поддержать церковно-школьное дело. Так, крестьянский начальник Тарского уезда Н. В. Нестеренко взял на себя труд руководства при постройке здания часовни-школы в д. Иванов Мыс. Под влиянием крестьянского начальника 3-го участка С. Н. Бестужева население Березовского прихода обязалось перевезти здание переселенческого барака,

1 Введение в Тобольской губ. института крестьянских начальников // ТЕВ. - 1899. - № 1. -С. 15-16.

2 ГАКО. - Ф. И-129. - Оп. 1. - Д. 523. - Л. 1.

предположенного к перестройке под помещение школы, к месту постройки, и давать школе отопление и сторожа. Там же г. Бестужевым население д. Березянки освобождено от содержания министерского Загваздинско-го училища, под условием, чтобы церковная школа в д. Березянке была обеспечена со стороны общества помещением, отоплением и сторожем. Во время поездок по делам службы крестьянские начальники посещали некоторые церковные школы, располагали крестьян к открытию новых церковных школ, к постройке школьных зданий, к их ремонту и содержанию, разрешали на нужды школ расходовать общественные суммы. Так, крестьянский начальник 3-го участка К. П. Нилов разрешил употребить на устройство школьного здания в д. Меньщи-ковой из общественных сумм 380 р., а на устройство школьного здания в д. Зюзиной -400 р. Крестьянский начальник 5-го участка Б. А. Шелейховский разрешил Обутковско-му сельскому обществу израсходовать из общественных сумм на устройство классной мебели для местной церковноприходской школы 60 р. Крестьянский начальник 1-го участка С. Я. Деспот-Зенович с большим интересом относится к церковным школам, не делая различий между ними и министерскими училищами. В участке его одинаково пользуются вниманием учащие министерских и церковных школ; он предоставил им право бесплатно пользоваться книгами из Курганской библиотеки, дал общественную подводу для поездки раз в неделю в город, обязал сельские общества доставлять для церковных школ и квартир учащих отопление и освещение, побуждал крестьян к ремонту школьных зданий»3.

Итак, институт крестьянских начальников на протяжении своего существования играл большую роль в инициировании открытия как светских, так и церковных школ в Тобольской губ. и епархии (для сравнения, в Иркутской и Енисейской епархиях «отмечались десятки фактов противодействия крестьянских начальников... открытию и функционированию школ ВПИ (Ведомства православного исповедания. - И. Н.)»

3 Отчет о состоянии церковноприходских школ и школ грамоты Тобольской епархии за 1899 г. // ТЕВ. - 1900. - № 17. - С. 209.

[2, с. 175]). Так, в 1902 г. крестьянский начальник 2-го участка предписал Глядян-скому волостному правлению обратиться к сельским обществам, в которых нет школ, «не пожелают ли иметь начальную школу МВД»1. В случаях положительного решения по открытию школы «общество должно представить законно составленный приговор, утвержденный местным крестьянским начальником»2. Своевременный и положительный отклик на инициативы сельских обществ и разных должностных лиц следует считать вкладом крестьянских начальников в дело развития образования. Например, курганский уездный наблюдатель церковных школ священник А. Коровин в 1902 г. просил крестьянского начальника 5-го участка «разрешить Чебаковскому сельскому обществу потребную сумму на страхование и другие нужды школы из прибылей от общественной виноторговли»3. В 1912 г. председатель Тобольского губернского училищного совета просил крестьянских начальников «вменить в обязанность волостным правлениям выдавать «Школьный отдел» (неофициальная часть «Тобольских губернских ведомостей». - И. Н.) учащим начальных училищ вместе с выдачей жалованья»4. Подобная инициатива присутствует и в рапорте Гля-дянского волостного правления за 1913 г. на имя крестьянского начальника 2-го участка о разрешении созыва волостного схода по вопросу участия в постройке и содержании училища в Кургане в память 300-летия Дома Романовых5.

На крестьянских начальниках лежала также обязанность участвовать в аттестации учеников. Так, согласно расписанию экзаменов в начальных училищах инспекций 2-го и 7-го районов Тобольской губ. роль председателя экзаменационной комиссии в с. Маку-шино и с. Камышевское была закреплена за крестьянским начальником 5-го участка, а в с. Шмаковское - за крестьянским начальником 4-го участка6.

Во многих случаях институт крестьян-

1 ГАКО. - Ф. И-129. - Оп. 1. - Д. 144. - Л. 28.

2 Там же. - Ф. И-76. - Оп. 1. - Д. 42. - Л. 4.

3 Там же. - Ф. И-201. - Оп. 1. - Д. 27. - Л. 2 об.

4 Там же. - Ф. И-129. - Оп. 1. - Д. 412. - Л. 13.

5 Там же. - Д. 441. - Л. 2.

6 Там же. Ф. И-173. Оп.1. Д.8. Л.176.

ских начальников следует рассматривать как эффективное средство давления на крестьянские общества по всем проблемам, связанным с развитием образования в сельской местности. Примером подобного давления может служить письмо за 1909 г. крестьянского начальника 5-го участка в Кривин-ское волостное правление, в котором он требует принять «самые энергичные меры к побуждению общества выполнять в точности все принятые на себя по приговорам относительно церковноприходских школ обязательства»7. В другом случае на основании предписания 1913 г. крестьянского начальника 5-го участка следовало осуществить «окопку школьного участка за счет общественных работ»8. Еще подобный пример - отчет курганского уездного наблюдателя церковных школ священника А. Коровина за 1916/17 учебный год, из которого следует, что в Лисьевской церковноприходской школе «учение началось только 3 ноября из-за того, что общество не хотело нанять квартиры, и только благодаря распоряжению г. крестьянского начальника - разложить плату на общество - школа стала функционировать»9. В 1916 г. епископ Тобольский и Сибирский, «констатировав почти повсеместный отказ сельских обществ Тобольской епархии от отопления, освещения, ассигнований на наем сторожей церковноприходских школ», просил крестьянских начальников воздействовать на общества исполнять принятие ими обязательства по содержанию школ10. В этом же 1916 г. Курганское уездное отделение ТЕУС просило крестьянского начальника «обязать общество содержать Васильевскую церковноприходскую школу»11.

Действенным элементом давления можно считать отмену крестьянскими начальниками приговоров сельских обществ по школьным вопросам. Ценным источником, в котором зафиксированы подобные факты, является журнал Курганского уездного съезда крестьянских начальников за 1915 г. Из него следует, что Дубровский сельский

7 Там же. - Ф. И-117. - Оп.1. - Д. 13. - Л. 87-87 об.

8 Там же. - Л. 499.

9 Там же. - Ф. И-201. - Оп. 1. - Д. 75. - Л. 59.

10 Крестьянским начальникам Тобольской губ. // ТЕВ. - 1916. - № 27. - С. 305.

11 ГАКО. - Ф. И-150. - Оп. 1. - Д. 26. - Л. 18.

сход отказался «дать средства на освещение Дубровского училища», Банниковский сельский сход отказался «в доставлении для школы отопления и освящения», Отножин-ский сельский сход обязал только родителей учеников осуществлять «отопление и освещение училища»1.

Архивные документы свидетельствуют и о таких фактах, в которых крестьянские начальники явно превышали свои полномочия в отношении школьного дела. В своем письме на имя инспектора народных училищ 2-го района от 22 августа 1905 г. учительница Налимовского сельского училища Баранова просила перевести ее в другое училище из-за преследования со стороны крестьянского начальника 5-го участка Лебмана. К нему она обращалась с просьбой о нуждах училища: «. обить двери, купить часы и мебель и сделать шкаф, потому что старый так мал, что не вмещает всех книг и учебных пособий, которые разбросаны всюду и могут попортиться». Но помощь не была оказана. На правах члена училищного совета Лебман стал утверждать, что не инспектор народных училищ, а он есть прямой начальник учительницы, и на этом основании ее «схватил и бросил на кровать». А она, «собрав последние силы, вырвалась и убежала»2.

В ряде случаев можно проследить попытки вмешательства в кадровые назначения учителей сельских училищ и оценки их поведения. В обращении крестьянского начальника 5-го участка к губернатору в 1907 г. содержится просьба «убрать из Макушин-ского сельского училища учительницу Реме-зову» как политически неблагонадежную3. В феврале 1906 г. крестьянский начальник 1-го участка Тюменского уезда составил отношение в губернское жандармское управление о том, что учитель Тугулым-ского училища Е. А. Коряков распространяет среди крестьян брошюры и прокламации Всероссийского крестьянского союза [6, с. 77]. О подобном идет речь и в секретном

послании инспектора народных училищ 3-го района директору народных училищ от 12 июня 1912 г.: «Крестьянские начальники Тюкалинского уезда объявляют учащим подвластного им района, что они имеют право наравне с инспекторами давать распоряжение по училищам относительно учебно-воспитательной части»4.

Итак, на многочисленных примерах нами установлено, что чиновники по крестьянским делам и крестьянские начальники имели непосредственное отношение к делу развития народного образования. От них зависели не только процесс увеличения числа учебных заведений, но и их сохранение, материальное обеспечение и полноценное функционирование.

Библиографический список

1. Временное положение о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ): собр. 3-е. -СПб.: Собств. ЕИВ Канцелярия, 1901. - Т. XVIII, отд. 1.

2. Наумова Н. И. Церковноприходские школы и школы грамоты Восточной Сибири в 1884-1917 гг. (на материалах Иркутской и Енисейской епархий): дис. ... канд. ист. наук / Н. И. Наумова. - Иркутск, 2002. - 287 с.

3. О включении в состав училищных советов в Области войска Донского непременных членов областного и окружных по крестьянским делам присутствий, а в губерниях Тобольской и Томской - крестьянских начальников // ПСЗРИ: собр. 3-е. - 1907. - Т. XXVII.

4. Об усилении состава и денежных средств местных установлений в некоторых губерниях и областях Сибири // ПСЗРИ: собр. 3-е. - 1897. -Т. XIII.

5. Об учреждениях по крестьянским делам в губерниях Томской и Тобольской // ПСЗРИ: собр. 3-е. - 1886. - Т. III.

6. Революционное движение в Тобольской губернии (1905-1914). - Тюмень, 1961.

1 Там же. - Ф. И-285. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 54.

2 Там же. - Ф. И-173. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 2-3.

3 Там же. - Ф. И-254. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 130.

4 Государственный архив в г. Тобольске. -Ф. 5. - Оп. 1. - Д. 57. - Л. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.