10. Шилов, Е.К. VR-технологии в профессиональном образовании / Е.К. Шилов // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19 мая 2022. - Екатеринбург: РГППУ, 2022. - С. 247.
Педагогика
УДК 378:37.035
доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики
Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь);
доцент кафедры кораблевождения, кандидат технических
наук, доцент Паткаускас Александр Витаутасович
Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и
Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь);
начальник курса специального факультета Парфенцев Михаил Геннадьевич
Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и
Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению государственно-патриотического воспитания курсантов военно-морских вузов. Патриотическое воспитание представляет собой формирование государственно-патриотического сознания и поведения. Патриотизм, кроме того, проявляется в бережном отношении к историческому и культурному наследию народов России. Отмечается, что фундаментальным базисом патриотизма выступает культура и этническая идентичность.
Ключевые слова: военно-морской вуз, высшее образование, поликультурная среда, патриотизм, патриотическое воспитание.
Annotation. The article is devoted to the consideration of the state-patriotic education of naval university cadets. Patriotic education is the formation of state-patriotic consciousness and behavior. Patriotism, in addition, manifests itself in a careful attitude to the historical and cultural heritage of the Russian peoples. It is noted that the fundamental basis of patriotism is culture and ethnic identity.
Key words: naval university, higher education, multicultural environment, patriotism, patriotic education.
Введение. Концептуальным и ценностным ядром современной системы обучения курсантов военно-морских училищ страны выступает патриотизм. Несмотря на простоту данного понятия и его укорененность в обыденном сознании, единства в подходах к определению патриотизма нет. Более того, все большее количество исследователей говорят о том, что содержание термина «патриотизм» в контексте дидактической науки нуждается в пересмотре с учетом новых социокультурных реалий. Тем не менее, патриотизм как педагогическая категория и цель функционирования образовательной системы не утрачивает своей актуальности - напротив, важность патриотического воспитания на сегодняшний момент крайне велика. Как указывают С.Н. Томилина и С. В. Манецкая, патриотизм выступает не только мощным фактором личностного развития, но и является инструментом задач преобразования экономики страны и социума, укрепления государства в целом [9, С. 221].
В традиционной интерпретации государственно-патриотическое воспитание понимается как процесс формирования «у молодежи на основе патриотического идеала государственно-патриотического сознания, государственно-патриотического поведения базирующегося на высоких патриотических чувствах и убеждениях» [9, С. 221]. В.С. Мусина определяет патриотическое воспитание как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, в условиях усвоения обучающимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта [7, С. 45]. С.Н. Томилина и С.В. Манецкая указывают, что патриотическое воспитание курсантов морского вуза есть организованная и систематизированная деятельность государственных институтов, а также «профессорско-преподавательского и руководящего состава вуза, факультетов и курсантских подразделений», целью которой выступает формирование и развитие у курсантов знаний истории Отечества, государственного мировоззрения, патриотических убеждений [9, C. 229].
Цель статьи - проанализировать понятие патриотическое воспитание курсантов в поликультурной среде военно-морских вузов.
Изложение основного материала статьи. Патриотическое воспитание как общегосударственная ценность зафиксирована во множестве законодательных актов, федеральных стандартов и программных документов, регламентирующих функционирование системы высшего образования. Согласно тексту Национальной доктрины образования, в числе приоритетных целей и задач системы - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, граждан, которые уважают права и свободы личности и обладают высокой нравственностью. Патриотизм, кроме того, проявляется в бережном отношении к историческому и культурному наследию народов России [8]. Данная оговорка представляется нам особенно важной, ведь фундаментальным базисом патриотизма выступает именно культура, этническая идентичность, историческое прошлое, а их игнорирование при рассмотрении патриотизма и патриотического воспитания лишает саму концепцию патриотизма аксиологического базиса и наделяет ее абстрактным, декларативным характером.
Подобный подход к интерпретации патриотизма можно назвать культурологическим. Выведение категорий культуры, народа, нации и этноса на первый план в воспитании патриотизма, по нашему мнению, есть гораздо более современный и перспективный способ формирования патриотического сознания курсантов.
Современная отечественная наука накопила немалый массив знаний по вопросам аксиологии курсантов военных учреждений; отмечается, в частности, что к отрицательному полюсу ценностного спектра курсанты относят такие понятия как ложь, наркотики, нарушение закона. Ведущими ценностями курсантов выступают дисциплина, ответственность, материальное благополучие, карьера, военная служба, воинский коллектив [10, С. 56]. Сам по себе патриотизм и его культурный аспект, как правило, не присутствуют в перечнях ключевых аксиологических доминант обучающихся в военных училищах. В данной связи некоторые исследователи предпринимают попытки ремоделирования патриотического воспитания в военно-морских вузах. Способами повышения степени оформленности гражданского сознания называют создание патриотически ориентированной информационно-образовательной среды в морском вузе, применение новых концепций патриотического воспитания; изучение передового опыта внедрения воспитательно- патриотических
технологий. По мнению М.Ю. Корниловой, воспитательно-патриотический процесс в военно-морском вузе должен быть сконструирован таким образом, чтобы развить у курсантов высокий уровень познавательной компетенции, обращенной к патриотизму, к Отечеству и малой родине [6, C. 73].
А.М. Дорофеев, П.В. Тимченко, Р.Р. Туктаров выделили 5 принципов военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза (см. рис. 1) [3, C. 1392].
Рисунок 1. Принципы военно-патриотического воспитания курсантов по А.М. Дорофееву и др.
В новейших публикациях российских авторов можно встретить схожие перечни принципов патриотического воспитания; существенным их недостатком, на наш взгляд, является игнорирование аксиологического, культурного и межкультурного аспекта патриотического воспитания.
Крайне редко в научной литературе можно встретить ссылки на культурологический подход в обучении курсантов военно-морских вузов. Одним из немногих исследователей, которые учитывают культурно-аксиологический базис патриотизма курсантов, является А.А. Калекин. Согласимся с автором в том, что социокультурная ситуация, характерная для современного российского общества, приводит к необходимости поиска и имплементации новой стратегии развития патриотических свойств личности.
Культурологический подход, при этом, способен существенно повысить эффективность воспитательно-патриотической деятельности. Патриотизм сегодня декларируется в качестве общенациональной идеи, силы, консолидирующей многие народности, лейтмотива культурного развития личности. Курсантов военных вузов, в свою очередь, следует воспринимать как «активных строителей нового, демократического государства и его надежных защитников», поэтому патриотическое воспитание должно отражать идею об общенациональной силе, интегрирующей многие культурно-этнические группы, проживающие в стране [4, C. 63]. Схожий тезис можно найти в работах Е.Ф. Ковлакаса: патриотическое воспитание в его современной интерпретации может и должно строиться на принципе межнационального общечеловеческого единства [5, С. 101].
В некотором роде ориентиром для ремоделирования патриотического воспитания на базисе поликультурной аксиологии может стать советская идеологическая парадигма, связывающая воедино концепции патриотизма и интернационализма. Воспитательная модель, применяемая в отношении молодежи, имела в качестве краеугольных камней такие константы, как «единство», «дружба», «равенство», «братство» (см. рис. 2).
Рисунок 2. Советская идеологическая парадигма
Сама по себе общегосударственная идеология основывалась на идее об интернационализме - единении «трудящихся масс разных национальностей» [5, С. 101]. Конечно, перенять данную позицию в современных условиях не представляется возможным, однако, следует признать корректность ее ценностных ориентиров.
На сегодняшний день, также необходимо поддерживать здоровую и продуктивную образовательную среду в вузе. Многие курсанты, попадающие в военно-морские вузы, сталкиваются с ощущением отрыва от привычных условий быта и от культуры в целом; многие курсанты переживают «внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из-за чувства разъединённости с традиционными ценностями и нормативами» [1, С. 213]. Сейчас большинство преподавателей военно-морских вузов говорят о трудностях в обучении курсантов, принадлежащих к этническим сообществам, обусловленных их адаптацией [12, C. 85].
С позиции осуществления профессиональной деятельности в будущем, актуален межкультурный аспект обучения курсантов военно-морских вузов. Будущие офицеры должны обладать межкультурными компетенциями при взаимодействии с представителями других стран - так будущий офицер сможет качественно выполнять свои обязанности не только в своей стране, но и за ее пределами [2, С. 117], например, в ситуациях совместных учений. Будущие офицеры должны понимать, что межкультурная среда есть фактор и условие выстраивания поведенческой стратегии, реализации внешней и внутренней политики.
На сегодняшний день потребности в изучении культур и этносов ограничиваются в морских и речных учебных заведениях нашей страны изучением иностранных языков. Безусловно, владение иностранным языком для курсантов крайне важно (от него, к примеру, может зависеть безопасность экипажа, судна и груза [11, С. 113]), но, тем не менее, нельзя сводить межкультурный аспект в обучении курсантов только к иноязычной практике речевого общения. Военнослужащие зачастую вынуждены командовать этнически гетерогенным воинским коллективом, поэтому им требуется не только владение иностранным, но и умение осознавать специфику смыслового поля культуры подчинённых для поддержания доверительных уставных служебных отношений. Именно так должна проявляться этническая толерантность и истинный патриотизм, и формировать их основы нужно еще в стенах военно-морского вуза.
Важность культурологического подхода - и межкультурного, как одного из его аспектов - к воспитанию и обучению учащихся военных учреждений продиктована самой историей: цикличность цивилизационного развития демонстрирует нам, с одной стороны, множество примеров эффективного межнационального сотрудничества и межэтнической солидарности и, с другой - государственного изоляционизма и межэтнических конфликтов как результата проведения узконациональных идеологических политик. Межэтническое воспитание курсантов, по нашему мнению, есть единственно эффективный метод воспитания патриотизма, ведь «Россия была и будет государственным объединением этносов» [5, С. 101].
Выводы. Проанализировав понятие патриотическое воспитание курсантов в полиэтнической среде военно-морских вузов, можно сделать вывод, что сегодня следует, говорить о развитии концепции воспитания, так называемого гуманистического патриотизма - патриотизма, уважающего патриотизм других наций, патриотизма, выраженного в межнациональной и межэтнической солидарности внутри государства. Такой подход имеет колоссальное воспитательное и социальное значение, так как он позволит предотвратить проявления шовинизма, национализма, этноцентризма и иных деструктивных тенденций. Патриотическое воспитание курсантов представляет собой формирование государственно-патриотического сознания и поведения. Патриотизм, кроме того, проявляется в бережном отношении к историческому и культурному наследию народов России. Отмечается, что фундаментальным базисом патриотизма выступает культура и этническая идентичность.
Литература:
1. Волков, С.А. Исследование аспектов межкультурной адаптации иностранных курсантов и студентов в процессе обучения в вузе / С.А. Волков, А.И. Емелин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2010. - №3. - С. 211-215
2. Дельвиг, Н.А. Подготовка будущих офицеров к работе с многонациональным личным составом / Н.А. Дельвиг // Гуманитарные науки. - 2015. - №3 (31). - С. 113-117
3. Дорофеев, А.М. Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение / А.М. Дорофеев, П.В. Тимченко, Р.Р. Туктаров // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - №110. - С. 1383-1395
4. Калекин, А.А. Моделирование процесса воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода / А.А. Калекин // ЧиО. - 2016. - №3 (48). - С. 63-69
5. Ковлакас, Е.Ф. Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза как основа военно-педагогической стратегии / Е.Ф. Ковлакас // Вестник ВятГУ. - 2010. - №2. - С. 105-109
6. Корнилова, М.Ю. Основы моделирования патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя / М.Ю. Корнилова // ЧиО. - 2016. - №2 (47). - С. 68-75
7. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.
8. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года // Консультант. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda/. - Дата доступа: 14.03.2023
9. Томилина, С.Н. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение / С.Н. Томилина, С.В. Манецкая // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - №107. - С. 219-230
10. Ятманов, А.Н. Динамика ценностных представлений курсантов Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова / А.Н. Ятманов // Психология и психотехника. - 2017. - №4. - С. 55-59
11. Походзей, Г.В. Комплекс упражнений по развитию иноязычной межкультурной компетенции курсантов судоводительских специальностей / Г.В. Походзей // Педагогическое образование в России. - 2013. - №1. - С. 130-133
12. Смирнова, А.Н. Трудности подготовки иностранных курсантов к обучению в российском военном вузе и пути их преодоления / А.Н. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №4. - С. 84-88