Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ВУЗА'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Паткаускас Александр Витаутасович, Парфенцев Михаил Геннадьевич

Статья посвящена рассмотрению государственно-патриотического воспитания курсантов военно-морских вузов. Патриотическое воспитание представляет собой формирование государственно-патриотического сознания и поведения. Патриотизм, кроме того, проявляется в бережном отношении к историческому и культурному наследию народов России. Отмечается, что фундаментальным базисом патриотизма выступает культура и этническая идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Паткаускас Александр Витаутасович, Парфенцев Михаил Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN THE NAVAL UNIVERSITY POLYCULTURAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the consideration of the state-patriotic education of naval university cadets. Patriotic education is the formation of state-patriotic consciousness and behavior. Patriotism, in addition, manifests itself in a careful attitude to the historical and cultural heritage of the Russian peoples. It is noted that the fundamental basis of patriotism is culture and ethnic identity.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ВУЗА»

10. Шилов, Е.К. VR-технологии в профессиональном образовании / Е.К. Шилов // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19 мая 2022. - Екатеринбург: РГППУ, 2022. - С. 247.

Педагогика

УДК 378:37.035

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики

Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь);

доцент кафедры кораблевождения, кандидат технических

наук, доцент Паткаускас Александр Витаутасович

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и

Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь);

начальник курса специального факультета Парфенцев Михаил Геннадьевич

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и

Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению государственно-патриотического воспитания курсантов военно-морских вузов. Патриотическое воспитание представляет собой формирование государственно-патриотического сознания и поведения. Патриотизм, кроме того, проявляется в бережном отношении к историческому и культурному наследию народов России. Отмечается, что фундаментальным базисом патриотизма выступает культура и этническая идентичность.

Ключевые слова: военно-морской вуз, высшее образование, поликультурная среда, патриотизм, патриотическое воспитание.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the state-patriotic education of naval university cadets. Patriotic education is the formation of state-patriotic consciousness and behavior. Patriotism, in addition, manifests itself in a careful attitude to the historical and cultural heritage of the Russian peoples. It is noted that the fundamental basis of patriotism is culture and ethnic identity.

Key words: naval university, higher education, multicultural environment, patriotism, patriotic education.

Введение. Концептуальным и ценностным ядром современной системы обучения курсантов военно-морских училищ страны выступает патриотизм. Несмотря на простоту данного понятия и его укорененность в обыденном сознании, единства в подходах к определению патриотизма нет. Более того, все большее количество исследователей говорят о том, что содержание термина «патриотизм» в контексте дидактической науки нуждается в пересмотре с учетом новых социокультурных реалий. Тем не менее, патриотизм как педагогическая категория и цель функционирования образовательной системы не утрачивает своей актуальности - напротив, важность патриотического воспитания на сегодняшний момент крайне велика. Как указывают С.Н. Томилина и С. В. Манецкая, патриотизм выступает не только мощным фактором личностного развития, но и является инструментом задач преобразования экономики страны и социума, укрепления государства в целом [9, С. 221].

В традиционной интерпретации государственно-патриотическое воспитание понимается как процесс формирования «у молодежи на основе патриотического идеала государственно-патриотического сознания, государственно-патриотического поведения базирующегося на высоких патриотических чувствах и убеждениях» [9, С. 221]. В.С. Мусина определяет патриотическое воспитание как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, в условиях усвоения обучающимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта [7, С. 45]. С.Н. Томилина и С.В. Манецкая указывают, что патриотическое воспитание курсантов морского вуза есть организованная и систематизированная деятельность государственных институтов, а также «профессорско-преподавательского и руководящего состава вуза, факультетов и курсантских подразделений», целью которой выступает формирование и развитие у курсантов знаний истории Отечества, государственного мировоззрения, патриотических убеждений [9, C. 229].

Цель статьи - проанализировать понятие патриотическое воспитание курсантов в поликультурной среде военно-морских вузов.

Изложение основного материала статьи. Патриотическое воспитание как общегосударственная ценность зафиксирована во множестве законодательных актов, федеральных стандартов и программных документов, регламентирующих функционирование системы высшего образования. Согласно тексту Национальной доктрины образования, в числе приоритетных целей и задач системы - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, граждан, которые уважают права и свободы личности и обладают высокой нравственностью. Патриотизм, кроме того, проявляется в бережном отношении к историческому и культурному наследию народов России [8]. Данная оговорка представляется нам особенно важной, ведь фундаментальным базисом патриотизма выступает именно культура, этническая идентичность, историческое прошлое, а их игнорирование при рассмотрении патриотизма и патриотического воспитания лишает саму концепцию патриотизма аксиологического базиса и наделяет ее абстрактным, декларативным характером.

Подобный подход к интерпретации патриотизма можно назвать культурологическим. Выведение категорий культуры, народа, нации и этноса на первый план в воспитании патриотизма, по нашему мнению, есть гораздо более современный и перспективный способ формирования патриотического сознания курсантов.

Современная отечественная наука накопила немалый массив знаний по вопросам аксиологии курсантов военных учреждений; отмечается, в частности, что к отрицательному полюсу ценностного спектра курсанты относят такие понятия как ложь, наркотики, нарушение закона. Ведущими ценностями курсантов выступают дисциплина, ответственность, материальное благополучие, карьера, военная служба, воинский коллектив [10, С. 56]. Сам по себе патриотизм и его культурный аспект, как правило, не присутствуют в перечнях ключевых аксиологических доминант обучающихся в военных училищах. В данной связи некоторые исследователи предпринимают попытки ремоделирования патриотического воспитания в военно-морских вузах. Способами повышения степени оформленности гражданского сознания называют создание патриотически ориентированной информационно-образовательной среды в морском вузе, применение новых концепций патриотического воспитания; изучение передового опыта внедрения воспитательно- патриотических

технологий. По мнению М.Ю. Корниловой, воспитательно-патриотический процесс в военно-морском вузе должен быть сконструирован таким образом, чтобы развить у курсантов высокий уровень познавательной компетенции, обращенной к патриотизму, к Отечеству и малой родине [6, C. 73].

А.М. Дорофеев, П.В. Тимченко, Р.Р. Туктаров выделили 5 принципов военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза (см. рис. 1) [3, C. 1392].

Рисунок 1. Принципы военно-патриотического воспитания курсантов по А.М. Дорофееву и др.

В новейших публикациях российских авторов можно встретить схожие перечни принципов патриотического воспитания; существенным их недостатком, на наш взгляд, является игнорирование аксиологического, культурного и межкультурного аспекта патриотического воспитания.

Крайне редко в научной литературе можно встретить ссылки на культурологический подход в обучении курсантов военно-морских вузов. Одним из немногих исследователей, которые учитывают культурно-аксиологический базис патриотизма курсантов, является А.А. Калекин. Согласимся с автором в том, что социокультурная ситуация, характерная для современного российского общества, приводит к необходимости поиска и имплементации новой стратегии развития патриотических свойств личности.

Культурологический подход, при этом, способен существенно повысить эффективность воспитательно-патриотической деятельности. Патриотизм сегодня декларируется в качестве общенациональной идеи, силы, консолидирующей многие народности, лейтмотива культурного развития личности. Курсантов военных вузов, в свою очередь, следует воспринимать как «активных строителей нового, демократического государства и его надежных защитников», поэтому патриотическое воспитание должно отражать идею об общенациональной силе, интегрирующей многие культурно-этнические группы, проживающие в стране [4, C. 63]. Схожий тезис можно найти в работах Е.Ф. Ковлакаса: патриотическое воспитание в его современной интерпретации может и должно строиться на принципе межнационального общечеловеческого единства [5, С. 101].

В некотором роде ориентиром для ремоделирования патриотического воспитания на базисе поликультурной аксиологии может стать советская идеологическая парадигма, связывающая воедино концепции патриотизма и интернационализма. Воспитательная модель, применяемая в отношении молодежи, имела в качестве краеугольных камней такие константы, как «единство», «дружба», «равенство», «братство» (см. рис. 2).

Рисунок 2. Советская идеологическая парадигма

Сама по себе общегосударственная идеология основывалась на идее об интернационализме - единении «трудящихся масс разных национальностей» [5, С. 101]. Конечно, перенять данную позицию в современных условиях не представляется возможным, однако, следует признать корректность ее ценностных ориентиров.

На сегодняшний день, также необходимо поддерживать здоровую и продуктивную образовательную среду в вузе. Многие курсанты, попадающие в военно-морские вузы, сталкиваются с ощущением отрыва от привычных условий быта и от культуры в целом; многие курсанты переживают «внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из-за чувства разъединённости с традиционными ценностями и нормативами» [1, С. 213]. Сейчас большинство преподавателей военно-морских вузов говорят о трудностях в обучении курсантов, принадлежащих к этническим сообществам, обусловленных их адаптацией [12, C. 85].

С позиции осуществления профессиональной деятельности в будущем, актуален межкультурный аспект обучения курсантов военно-морских вузов. Будущие офицеры должны обладать межкультурными компетенциями при взаимодействии с представителями других стран - так будущий офицер сможет качественно выполнять свои обязанности не только в своей стране, но и за ее пределами [2, С. 117], например, в ситуациях совместных учений. Будущие офицеры должны понимать, что межкультурная среда есть фактор и условие выстраивания поведенческой стратегии, реализации внешней и внутренней политики.

На сегодняшний день потребности в изучении культур и этносов ограничиваются в морских и речных учебных заведениях нашей страны изучением иностранных языков. Безусловно, владение иностранным языком для курсантов крайне важно (от него, к примеру, может зависеть безопасность экипажа, судна и груза [11, С. 113]), но, тем не менее, нельзя сводить межкультурный аспект в обучении курсантов только к иноязычной практике речевого общения. Военнослужащие зачастую вынуждены командовать этнически гетерогенным воинским коллективом, поэтому им требуется не только владение иностранным, но и умение осознавать специфику смыслового поля культуры подчинённых для поддержания доверительных уставных служебных отношений. Именно так должна проявляться этническая толерантность и истинный патриотизм, и формировать их основы нужно еще в стенах военно-морского вуза.

Важность культурологического подхода - и межкультурного, как одного из его аспектов - к воспитанию и обучению учащихся военных учреждений продиктована самой историей: цикличность цивилизационного развития демонстрирует нам, с одной стороны, множество примеров эффективного межнационального сотрудничества и межэтнической солидарности и, с другой - государственного изоляционизма и межэтнических конфликтов как результата проведения узконациональных идеологических политик. Межэтническое воспитание курсантов, по нашему мнению, есть единственно эффективный метод воспитания патриотизма, ведь «Россия была и будет государственным объединением этносов» [5, С. 101].

Выводы. Проанализировав понятие патриотическое воспитание курсантов в полиэтнической среде военно-морских вузов, можно сделать вывод, что сегодня следует, говорить о развитии концепции воспитания, так называемого гуманистического патриотизма - патриотизма, уважающего патриотизм других наций, патриотизма, выраженного в межнациональной и межэтнической солидарности внутри государства. Такой подход имеет колоссальное воспитательное и социальное значение, так как он позволит предотвратить проявления шовинизма, национализма, этноцентризма и иных деструктивных тенденций. Патриотическое воспитание курсантов представляет собой формирование государственно-патриотического сознания и поведения. Патриотизм, кроме того, проявляется в бережном отношении к историческому и культурному наследию народов России. Отмечается, что фундаментальным базисом патриотизма выступает культура и этническая идентичность.

Литература:

1. Волков, С.А. Исследование аспектов межкультурной адаптации иностранных курсантов и студентов в процессе обучения в вузе / С.А. Волков, А.И. Емелин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2010. - №3. - С. 211-215

2. Дельвиг, Н.А. Подготовка будущих офицеров к работе с многонациональным личным составом / Н.А. Дельвиг // Гуманитарные науки. - 2015. - №3 (31). - С. 113-117

3. Дорофеев, А.М. Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение / А.М. Дорофеев, П.В. Тимченко, Р.Р. Туктаров // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - №110. - С. 1383-1395

4. Калекин, А.А. Моделирование процесса воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода / А.А. Калекин // ЧиО. - 2016. - №3 (48). - С. 63-69

5. Ковлакас, Е.Ф. Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза как основа военно-педагогической стратегии / Е.Ф. Ковлакас // Вестник ВятГУ. - 2010. - №2. - С. 105-109

6. Корнилова, М.Ю. Основы моделирования патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя / М.Ю. Корнилова // ЧиО. - 2016. - №2 (47). - С. 68-75

7. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.

8. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года // Консультант. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda/. - Дата доступа: 14.03.2023

9. Томилина, С.Н. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение / С.Н. Томилина, С.В. Манецкая // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - №107. - С. 219-230

10. Ятманов, А.Н. Динамика ценностных представлений курсантов Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова / А.Н. Ятманов // Психология и психотехника. - 2017. - №4. - С. 55-59

11. Походзей, Г.В. Комплекс упражнений по развитию иноязычной межкультурной компетенции курсантов судоводительских специальностей / Г.В. Походзей // Педагогическое образование в России. - 2013. - №1. - С. 130-133

12. Смирнова, А.Н. Трудности подготовки иностранных курсантов к обучению в российском военном вузе и пути их преодоления / А.Н. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №4. - С. 84-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.