Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИММЕРСИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

В статье рассмотрены концептуально-теоретические тенденции в определении категории «виртуальная реальность» и отдельных ее характеристик. Проанализированы возможности использования технологий виртуальной и дополненной реальности в профессиональном образовании. Выявлены ключевые преимущества и недостатки обеспечения образовательного процесса данным видом технологической поддержки. Проведено функциональное структурирование базовых возможностей VR для усовершенствования учебных методик. Сделаны выводы о дальнейшем потенциале применения технологии виртуальной реальности в контексте профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF VOCATIONAL EDUCATION

The article discusses the conceptual and theoretical trends in the definition of the category «virtual reality» and its individual characteristics. The possibilities of using virtual and augmented reality technologies in professional education are analyzed. The key advantages and disadvantages of providing the educational process with this type of technological support are identified. The functional structuring of the basic VR capabilities for the improvement of educational methods has been carried out. Conclusions are drawn about the further potential of using virtual reality technology in the context of vocational education.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Воспитательный потенциал физкультурно-спортивной среды - это «интегральное понятие, определяющееся физкультурно-спортивными ценностями и комплексом наличных в данной среде условий и возможностей для целостного развития и саморазвития личности» [6].

Физическая культура и спорт сами по себе «не делают людей лучше или хуже», не обеспечивают повышения уровня нравственности и развития характера. Они воспитывают лишь тогда, когда имеют педагогическую инструментовку. Значимый вклад в это процесс может внести студенческий спортивный клуб, который в воспитательной среде университета выступает формой включения обучающихся в образовательный процесс.

Выводы. Деятельность студенческого спортивного клуба не ограничивается достижением спортивных результатов. Это уникальная система воспитания, которая через многоцелевое общение, обеспечение активной позиции студентов, объединения усилий обучающихся и преподавателей, сплоченности групп, стремления к высоким результатам позволяет развиваться студентам как личностям.

Студенческий спортивный клуб выступает формой воспитания тогда, когда методически грамотно организована деятельность педагогов по регулированию взаимоотношений и взаимодействий в коллективе, что невозможно без тесного сотрудничества с организациями в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики, а также установления контактов с потенциальными работодателями.

Литература:

1. Волкова, Н.С. История студенческого спорта / Н.С. Волкова, В.И. Касьяненко. - Текст: непосредственный // Синергия Наук. - 2019. - № 37. - С. 109-116

2. Манжелей, И.В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта [Текст]: монография / И.В. Манжелей,

B.Н. Потапов. - Москва: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2010. - 191 с.

3. Митяева, А.М. Развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов в вузе: монография / А.М. Митяева; Орлов. гос. ун-т. - Орел: Картуш, 2005. - 175 с. - Текст: непосредственный.

4. Никитина, А.А. Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Никитина Алла Анатольевна; [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный университет»]. - Калининград, 2007. - 0 с.: 411 ил.

5. Никулин, А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Никулин Александр Валентинович; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. - Москва, 2008. - 20 с.

6. Чуракова, А.В. «Студенческий спортивный клуб как система воспитания в образовательных организациях высшего образования» / А.В. Чуракова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - №2 (54). - 2022. -

C. 187-190

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены концептуально-теоретические тенденции в определении категории «виртуальная реальность» и отдельных ее характеристик. Проанализированы возможности использования технологий виртуальной и дополненной реальности в профессиональном образовании. Выявлены ключевые преимущества и недостатки обеспечения образовательного процесса данным видом технологической поддержки. Проведено функциональное структурирование базовых возможностей VR для усовершенствования учебных методик. Сделаны выводы о дальнейшем потенциале применения технологии виртуальной реальности в контексте профессионального образования.

Ключевые слова: технологии виртуальной реальности, дополненная реальность, иммерсивный подход, профессиональное образование, виртуальная среда обучения.

Annotation. The article discusses the conceptual and theoretical trends in the definition of the category «virtual reality» and its individual characteristics. The possibilities of using virtual and augmented reality technologies in professional education are analyzed. The key advantages and disadvantages of providing the educational process with this type of technological support are identified. The functional structuring of the basic VR capabilities for the improvement of educational methods has been carried out. Conclusions are drawn about the further potential of using virtual reality technology in the context of vocational education.

Key words: virtual reality technologies, augmented reality, immersive approach, professional education, virtual learning environment.

Введение. Технологии виртуальной и дополненной реальности уверенно продолжают проникать в разные сферы жизни современного человека. Важное место они занимают в развлекательной, производственной, проектировочной, медицинской и других отраслях. Очевидно, что и в сфере профессионального образования VR и AR-технологии занимают все более значимые позиции. Во-первых, они привносят новаторские методики обучения, позволяют усовершенствовать и интенсифицировать образовательного процесса. Во-вторых, будущие специалисты во многих профессиях просто обязаны сегодня обладать высокими компетенциями по использованию VR-оборудования.

В нашем исследовании актуализируется выявление потенциала дальнейшего насыщения образовательного пространства вузов методиками и инструментами обучения с применением виртуальных сред. Рассматриваются как положительные, так и отрицательные аспекты процесса «виртуализации» профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Сама категория «виртуальная реальность» в ее современном понимании возникла сравнительно недавно - в 1984 г. Считается, что данный термин ввел в научный оборот американский визионер в области компьютерных технологий Дж. Ланьер. Под «виртуальной реальностью» он понимал создаваемый на основе цифровых технологий искусственный мир, с которым в качестве субъекта вступает в контакт человек [9]. В свою очередь,

российский социолог М.Ю. Говорухина термин «виртуальная реальность» формулирует как совокупность мыслимых миров, которые доступны с помощью технических средств, влияющих на органы чувств, или воображения [1].

По мере технологического развития, постепенного усложнения визуального, аудио- и тактильного оборудования, закономерно трансформируется и усложняется понимание виртуалистики. По мнению таких авторов, как А.П. Моисеева, О.А. Мазурина и О.А. Перепелкин, виртуальная реальность - «это многомерное, трансформируемое, смоделированное, нелинейное, организованное искусственными средствами, изменчивое и относительно самостоятельное информационное пространство моделей и образов. Оно выступает, как альтернатива и продолжение объективного мира, рефлексируется субъектом с различной степенью достоверности. В рамках виртуальной реальности субъект может взаимодействовать с другими субъектами» [7]. Такое определение с многочисленными и разнонаправленными характеристиками показывает, что особенности и потенциал VR-технологий, в том числе и в сфере профессионального образования, буквально неисчерпаемы.

Поворот педагогической науки к рассмотрению перспектив виртуальной и дополненной реальности обобщенно называется в научных работах «иммерсивный подход». Среди существующих определений категории «иммерсивный подход» наиболее емкое и содержательное представляют, по нашему мнению, Н.Ю. Корнеева и Н.В. Уварина. Авторы предлагают следующую дефиницию иммерсивности (иммерсивного подхода) в высшем и профессиональном образовании: «комплекс приемов и способов организации продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в условиях виртуальной обучающей среды, обеспечивающей интерактивность обучения за счет сенсорного мультивекторного воздействия на обучающихся. Целью подобного воздействия является практикоориентированное, высокотемповое и комплексное профессиональное развитие» [3].

С начала применения подобного рода технологических решений при создании современных образовательных сред оценивалось теоретиками педагогики в положительном плане. «Обучение в виртуальных средах дает гарантированный положительный эффект в сегменте профессионального образования. Неудивительно, что многие высшие учебные заведения стали всесторонне внедрять образовательные платформы виртуальной реальности, на которых обучение формирует благоприятные условия для взаимодействия человека с технологиями.

В настоящее время образовательные платформы виртуальной реальности стали важным учебно-методическим механизмом в вузах. Они сосредотачиваются на интерактивном обучении и сокращают разрыв между получением практического опыта и знаниями студентов, а сама виртуальная реальность объединяет обучающихся по всему миру и развивает доступность обучения» [4]. Таким образом, подчеркивается методологический, праксеологический, коммуникативный потенциал и положительный эффект применения VR в образовательной среде высшихучебных заведений и в методике преподавания. Сегодня «виртуализация высшего образования приобретает характеристики необратимой общепланетарной тенденции, которая исходит из стремления университетов к повышению качества и темпов обучения, а также приближением условий учебной активности к реальной практике профессиональной работы» [2].

Педагоги-практики, а также теоретики, изучающие разные аспекты современного высшего образования, немало внимания уделяют выявлению конкретных положительных изменений, которые привнесли VR технологические решения в работу современного профессионального образования. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе, приносит, по мнению исследователей, ряд следующих положительных моментов:

1. Наглядность материала - максимально детальное рассмотрение процессов и объектов, которые в реальной практике требуют создания конкретных условий.

2. Повышение интереса и мотивации - виртуальная и дополненная реальность предполагает обучение в геймифицированном формате, что позволяет добиваться высокой вовлеченности студентов в процесс обучения профессиональным компетенциям.

3. Безопасность - возможность без рисков отрабатывать конкретные виды специализированных профессиональных навыков и умений, не причиняя вреда себе и окружающим.

4. Сосредоточенность - при обучении в виртуальной реальности исключатся многие внешние раздражители, что ведет к более эффективному усвоению учебного материала. Студент не отвлекается на посторонние предметы, замечания товарищей и т.д.

5. Стоимость оборудования. Создание в рамках университетской структуры макетов производственных площадей, реальных медицинских кабинетов и других профессиональных моделей - мероприятия значительно затратные. Подготовка виртуальных аналогов - более экономная альтернатива [5].

Еще одно преимущество виртуальных сред приводит И.И. Полевода: «Виртуальные симуляторы и тренажеры дают возможность готовить специалистов в тех областях, где тренировки на реальных объектах связаны с большими рисками для здоровья и жизни. В ряде случаев педагог не может, по объективным причинам, предоставлять студентам доступ к технологическим установкам в связи с рисками здоровью и безопасности, тогда как виртуальная среда позволяет воссоздать потенциальные сценарии, реально возникающие в профессиональной деятельности, в том числе и форс-мажорные» [8]. Действия будущих профессионалов в сложных, экстремальных обстоятельствах лучше всего тренировать и оттачивать именно в виртуальном пространстве, не рискуя безопасностью и психическим здоровьем субъектов учебного процесса.

Подытоживая положительные характеристики технологий виртуальной реальности в контексте профессионального образования, отметим огромный потенциал развития данной сферы. Именно возможность вносить изменения, усовершенствования, внедрять новые технические решения делает VR-технологии привлекательными и полезными. «Прогресс не стоит на месте, с появлением новых технологий, совершенствуются устройства для виртуальной реальности. Эффективность VR-технологии подтверждается данными о применении в различных сферах деятельности. VR-проекты реализовываются на разных ступенях в сфере образования и обучения. Перспективы применения VR-технологии в образовании оправданы, имеют ряд преимуществ перед традиционной системой образования, хотя большинство разработок на сегодняшний день является экспериментальными. Как и любая инновация VR-технология несет в себе определенные проблемы и риски» [10].

Наличие рисков, проблем и сложностей с внедрением вызывает у многих субъектов образовательного процесса ряд обоснованных сомнения в целесообразности повсеместного или обязательно внедряемого применения VR-технологий в обучении профессиональным навыкам. К недостаткам использования виртуальной и дополненной реальности исследователи чаще всего относят:

1. Возникновение трудностей с адаптацией к VR-AR технологиям, а также негативным влиянием на здоровье студентов. При использовании оборудования виртуальной и дополненной реальности возможно проявление реакций, связанных с индивидуальными особенностями организма, например, головокружение, дезориентация и др.

2. Необходимость внесения корректировок в программы обучения на государственном уровне для достижения эффективного результата от использования технологий. Соответственно возникает необходимость в поддержке внедрения данных технологий со стороны государства, что особенно касается государственных высших учебных заведений, которые готовят специалистов по госзаказу.

3. Создание качественных виртуальных занятий, моделей. При внедрении технологий виртуальной и дополненной реальности к каждой учебной дисциплине нужно создавать индивидуальный контент [5].

Последний пункт сегодня выглядит наиболее критичным. Крайне малый процент вузовских научно-педагогических кадров подготовлен для самостоятельной работы по созданию виртуальных моделей, проектов, контента. Возникает необходимость получения преподавателями дополнительного образования, повышения соответствующей квалификации. Это, в свою очередь, требует существенных инвестиций, основная масса которых в теперешних условиях опять же ляжет на государственный бюджет. «Сегодня необходимо создать «ноу-хау» по эффективным, самоокупаемым образовательным приложениям виртуальной реальности, а также установить, при каких обстоятельствах и условиях ученые, педагоги и руководители системы образования могут использовать потенциал VR-технологий, принимая во внимание особенности методов обучения и трудности, которые необходимо преодолеть с целью расширения опыта применения данных технологий» [4].

Итак, современный этап инновационного преобразования профессионального образования характеризуется активным внедрением в цифровой образовательный процесс иммерсивных технологий обучения. Именно виртуальные мастерские позволят эффективно осваивать конкретные профессиональные операции, отрабатывать действия, умения и навыки, а в целом - получать профессиональные компетенции. Но для полноценного использования потенциала данной образовательно-технологической сферы, важно, чтобы в структуре виртуальных моделей, проектов, мастерских присутствовали следующие компоненты:

• методический сегмент (доступные методические механизмы для педагога и обучающихся);

• обучающий сегмент (тематические аудиофайлы, презентации, видеолекции и виртуальные имитаторы);

• проектный сегмент (проектная работа студентов, самостоятельно определяемая и внедряемая на базисе виртуально освоенных профессиональных компетенций);

• сегмент с цифровыми профилями обучающихся (позволяет объективно оценивать учебные успехи и достижения в рамках конкретных моделей);

• сегмент коммуникации педагога и обучающихся (контроль, рекомендации, помощь со стороны преподавателей) [6].

Подобный комплексный подход позволит выстроить оптимальные учебно-методические алгоритмы взаимодействия обучающихся и педагогов для достижения максимального эффекта процесса передачи и усвоения профессиональных компетенций. При этом, однако, необходимо помнить, что применение VR-технологий в образовании имеет и негативные последствия, о чем отмечает, например, исследовательница Н.В. Ломовцева, которая подчеркивает возможность возникновения следующих проблемных ситуаций:

• неадекватность или деформация восприятия студентом реальной действительности после длительного и регулярного пребывания в «виртуальном мире»;

• напряженность эмоциональной сферы студента из-за существенных объемов информации, визуально насыщенной представлением объектов «виртуального мира» или процессов, манипуляций, действий, которые там происходят;

• возможная неадекватность поведения студента в реальной действительности после его «пребывания» в «виртуальном мире» - эффект втянутости в альтернативную реальность;

• ослабление профессиональных навыков в реальных условиях при тренировках на виртуальном оборудовании -сложности, связанные с установлением соответствия между модельными и реальными профессиональными механизмами, действиями [6].

Однако, несмотря на сложности и возможные отрицательные моменты, виртуальная реальность неуклонно становится неотъемлемым элементом учебного процесса в профессиональном образовании. Важно полноценно использовать потенциал развития данной сферы для усовершенствования и с целью устранения возможных проблемных ситуаций. В этом плане ответственность возлагается на всех субъектов образовательного пространства - от руководителей вузов и преподавательских кадров до обучающихся.

Выводы. Подводя итоги, сделаем вывод о том, что применение VR и AR в профессиональном образовании -неизбежный процесс, который в дальнейшем только будет набирать обороты. Но сегодня стоит задача не только технологического усовершенствования технологического обеспечения учебного процесса. Уже накоплен достаточный опыт, чтобы выделять ключевые недостатки применения таких технологий. Поэтому важно в процессе дальнейшего их внедрения всячески предотвращать возможные недостатки и вред. Данной проблематике будут посвящены дальнейшие наши исследования, направленные на изучения потенциала технологии виртуальной реальности в контексте профессионального образования.

Литература:

1. Говорухина, М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности / М.Ю. Говорухина. - Екатеринбург, 2004. - С. 6.

2. Козлов, А.В. Виртуальная и дополненная реальности в высшем техническом образовании / А.В. Козлов // Современное педагогическое образование. - 2023. - № 2. - С. 114.

3. Корнеева, Н.Ю. Иммерсивные технологии в современном профессиональном образовании / Н.Ю. Корнеева, Н.В. Уварина // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 6. - С. 18.

4. Корнилов, Ю.В. Применение технологий виртуальной реальности в изучении различных предметов: обзор научной литературы / Ю.В. Корнилов, М.У. Мукашева, С.М. Сарсимбаева // Вестник СВФУ. - 2022. - № 2 (26). - Серия «Педагогика. Психология. Философия». - С. 14.

5. Кузнецова, Е.А. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в обучении студентов экономических специальностей / Е.А. Кузнецова, П.М. Видяйкина, Д.А. Таурова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. - С. 156.

6. Ломовцева, Н.В. Отношение студентов профессионального образования к обучению с применением технологии виртуальной реальности / Н.В. Ломовцева // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 4. - С. 117-118

7. Моисеева, А.П. Виртуализация как социальная трансформация и коммуникация / А.П. Моисеева, О.А. Мазурина, О.А. Перепелкин // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 316, № 6: Экономика. Философия, социология и культурология. - С. 141-146

8. Полевода, И.И. Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе / И.И. Полевода, А.Г. Иваницкий, А.С. Миканович, С.М. Пастухов // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2022. -№ 1. - С. 126.

9. Федченко, А.Д. Виртуальная реальность в современных технологиях профессионального образования / А.Д. Федченко // Вестник магистратуры. - 2020. - № 1-1 (100). - С. 47.

10. Шилов, Е.К. VR-технологии в профессиональном образовании / Е.К. Шилов // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19 мая 2022. - Екатеринбург: РГППУ, 2022. - С. 247.

Педагогика

УДК 378:37.035

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики

Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь);

доцент кафедры кораблевождения, кандидат технических

наук, доцент Паткаускас Александр Витаутасович

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и

Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь);

начальник курса специального факультета Парфенцев Михаил Геннадьевич

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и

Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению государственно-патриотического воспитания курсантов военно-морских вузов. Патриотическое воспитание представляет собой формирование государственно-патриотического сознания и поведения. Патриотизм, кроме того, проявляется в бережном отношении к историческому и культурному наследию народов России. Отмечается, что фундаментальным базисом патриотизма выступает культура и этническая идентичность.

Ключевые слова: военно-морской вуз, высшее образование, поликультурная среда, патриотизм, патриотическое воспитание.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the state-patriotic education of naval university cadets. Patriotic education is the formation of state-patriotic consciousness and behavior. Patriotism, in addition, manifests itself in a careful attitude to the historical and cultural heritage of the Russian peoples. It is noted that the fundamental basis of patriotism is culture and ethnic identity.

Key words: naval university, higher education, multicultural environment, patriotism, patriotic education.

Введение. Концептуальным и ценностным ядром современной системы обучения курсантов военно-морских училищ страны выступает патриотизм. Несмотря на простоту данного понятия и его укорененность в обыденном сознании, единства в подходах к определению патриотизма нет. Более того, все большее количество исследователей говорят о том, что содержание термина «патриотизм» в контексте дидактической науки нуждается в пересмотре с учетом новых социокультурных реалий. Тем не менее, патриотизм как педагогическая категория и цель функционирования образовательной системы не утрачивает своей актуальности - напротив, важность патриотического воспитания на сегодняшний момент крайне велика. Как указывают С.Н. Томилина и С. В. Манецкая, патриотизм выступает не только мощным фактором личностного развития, но и является инструментом задач преобразования экономики страны и социума, укрепления государства в целом [9, С. 221].

В традиционной интерпретации государственно-патриотическое воспитание понимается как процесс формирования «у молодежи на основе патриотического идеала государственно-патриотического сознания, государственно-патриотического поведения базирующегося на высоких патриотических чувствах и убеждениях» [9, С. 221]. В.С. Мусина определяет патриотическое воспитание как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, в условиях усвоения обучающимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта [7, С. 45]. С.Н. Томилина и С.В. Манецкая указывают, что патриотическое воспитание курсантов морского вуза есть организованная и систематизированная деятельность государственных институтов, а также «профессорско-преподавательского и руководящего состава вуза, факультетов и курсантских подразделений», целью которой выступает формирование и развитие у курсантов знаний истории Отечества, государственного мировоззрения, патриотических убеждений [9, C. 229].

Цель статьи - проанализировать понятие патриотическое воспитание курсантов в поликультурной среде военно-морских вузов.

Изложение основного материала статьи. Патриотическое воспитание как общегосударственная ценность зафиксирована во множестве законодательных актов, федеральных стандартов и программных документов, регламентирующих функционирование системы высшего образования. Согласно тексту Национальной доктрины образования, в числе приоритетных целей и задач системы - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, граждан, которые уважают права и свободы личности и обладают высокой нравственностью. Патриотизм, кроме того, проявляется в бережном отношении к историческому и культурному наследию народов России [8]. Данная оговорка представляется нам особенно важной, ведь фундаментальным базисом патриотизма выступает именно культура, этническая идентичность, историческое прошлое, а их игнорирование при рассмотрении патриотизма и патриотического воспитания лишает саму концепцию патриотизма аксиологического базиса и наделяет ее абстрактным, декларативным характером.

Подобный подход к интерпретации патриотизма можно назвать культурологическим. Выведение категорий культуры, народа, нации и этноса на первый план в воспитании патриотизма, по нашему мнению, есть гораздо более современный и перспективный способ формирования патриотического сознания курсантов.

Современная отечественная наука накопила немалый массив знаний по вопросам аксиологии курсантов военных учреждений; отмечается, в частности, что к отрицательному полюсу ценностного спектра курсанты относят такие понятия как ложь, наркотики, нарушение закона. Ведущими ценностями курсантов выступают дисциплина, ответственность, материальное благополучие, карьера, военная служба, воинский коллектив [10, С. 56]. Сам по себе патриотизм и его культурный аспект, как правило, не присутствуют в перечнях ключевых аксиологических доминант обучающихся в военных училищах. В данной связи некоторые исследователи предпринимают попытки ремоделирования патриотического воспитания в военно-морских вузах. Способами повышения степени оформленности гражданского сознания называют создание патриотически ориентированной информационно-образовательной среды в морском вузе, применение новых концепций патриотического воспитания; изучение передового опыта внедрения воспитательно- патриотических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.