Научная статья на тему 'Основа «Основ военной подготовки»'

Основа «Основ военной подготовки» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основы военной подготовки / подготовка граждан к военной службе / военно-патриотическое воспитание / осознанное отношение к воинскому долгу / защита своей Родины / fundamentals of military training / preparation of citizens for military service / military-patriotic education / conscious attitude to military duty / protection of one's Homeland

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Юрьевич Усков

На основе анализа взглядов выдающихся полководцев и военных теоретиков, а также военных педагогов предложен ответ на вопрос, что же является основой «Основ военной подготовки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basis of the «Fundamentals of military training»

Based on the analysis of the views of outstanding commanders and military theorists, as well as military teachers, the answer to the question of what is the basis of the «Fundamentals of military training» is proposed.

Текст научной работы на тему «Основа «Основ военной подготовки»»

Научная статья УДК 355/359

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-172-175 EDN: https://elibrary.ru/ZFVEXP NIION: 2018-0077-3/23-372 MOSURED: 77/27-024-2023-03-571

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки).

Основа «Основ военной подготовки»

Сергей Юрьевич Усков

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Москва, Россия, novos-2020@mail.ru

Аннотация. На основе анализа взглядов выдающихся полководцев и военных теоретиков, а также военных педагогов предложен ответ на вопрос, что же является основой «Основ военной подготовки».

Ключевые слова: основы военной подготовки, подготовка граждан к военной службе, военно-патриотическое воспитание, осознанное отношение к воинскому долгу, защита своей Родины

Для цитирования: Усков С. Ю. Основа «Основ военной подготовки» // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 172-175. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-172-175. EDN: ZFVEXP.

Original article

The basis of the «Fundamentals of military training»

Sergey Yu. Uskov

Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow, Russia, novos-2020@mail.ru

Abstract. Based on the analysis of the views of outstanding commanders and military theorists, as well as military teachers, the answer to the question of what is the basis of the «Fundamentals of military training» is proposed.

Keywords: fundamentals of military training, preparation of citizens for military service, military-patriotic education, conscious attitude to military duty, protection of one's Homeland

For citation: Uskov S. Yu. The basis of the «Fundamentals of military training» // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):172-175. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-172-175. EDN: ZFVEXP.

Ни один дом не был построен с крыши.

Чтобы построить что-либо устойчивое, нужно начинать с основ, с фундамента.

Р. С. Хорошев, писатель

В современных условиях кратно возрос приоритет вопросов безопасности и их значения не только для самого человека, но также для общества и государства. Это связано с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России: продолжающееся расширение блока НАТО; резкий рост военной напряженности на приграничных территориях; консолидированная псевдоисторическая, лженаучная деятельность американских и европейских исторических институтов, направленная на увеличение потока исторического контрафакта в целях раскручивания антироссийской истерии; неприкрытая, легальная героизация нацистских преступников и настойчивое

стремление адептов коричневой чумы произвести пересмотр исторических фактов, доказанных в ходе Нюрнбергского трибунала; агрессивная риторика потомков коллаборационистов и нынешних последователей идеологии нацистской Германии по разжиганию открытой русофобии; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма; и другие.

В сложившихся условиях вопросы подготовки граждан к военной службе приобрели одно из приоритетных направлений государственной политики, а воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, готовности к защите Отечества - важнейшими вопросами образования на всех уровнях. Именно поэтому с 1 сентября 2023 года в российских высших учебных заведениях вводится модуль «Основы военной подготовки». Министерство науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации разработало данный модуль для образовательных программ выс-

© Усков С. Ю., 2023

172

PEDAGOGICAL SCIENCES

шего образования - программ бакалавриата и специ-алитета. В тематический план модуля вошли разделы об основных направлениях социально-экономического, политического и военно-технического развития Российской Федерации, особенности развития международных отношений, правовые основы прохождения военной службы, строевая подготовка, основы тактической, инженерной, медицинской подготовки и другие разделы. Кроме изучения теории, предусмотрены также и практические занятия. Целью освоения модуля является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых им для становления в качестве граждан, способных и готовых к выполнению воинского долга и обязанности по защите своей Родины в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что же является основой «Основ военной подготовки», ее надежным фундаментом? Постараемся в этом разобраться.

Основа - многозначный термин: 1) внутренняя часть предмета, которая служит опорой остальным частям, каркас; внутренняя структура, обусловливающая вид, характер чего-нибудь; 2) то главное, на чем зиждется, строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь; источник, базис; 3) главные, исходные положения, принципы, элементы [1].

Обучение основам военной подготовки в образовательных организациях высшего образования является частью общей военной подготовки (Общевоенной подготовки), которая, в свою очередь, представляет комплекс мероприятий по подготовке граждан страны к военной службе, является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации, основывается на Конституции Российской Федерации и определяется Федеральными конституционными законами, Федеральными законами и законами Российской Федерации в области обороны. Цель общевоенной подготовки - дать гражданам необходимые знания и выработать навыки действий в общевойсковом бою, закалить их физически и помочь освоиться в армейской среде. К предметам общевоенной подготовки относят: строевую и огневую подготовку; общевоинские уставы; техническую и военно-медицинскую подготовку; радиационную; химическую и биологическую защиту; инженерную и общественно-государственную подготовку; обеспечение безопасности воинской службы и топографическую подготовку [2].

По мнению Василия Юрьевича Микрюкова, разработчика авторской программы, изложенной в учебнике «Основы военной службы», подготовка защитника Отечества обеспечивается военно-патриотическим воспитанием и обучением основам военной службы. Автор убежден, что указанная подготовка может быть успешной, если она опирается на достаточно разработанную теоретическую и научно-методическую базу, способствующую формированию гражданина-патриота, защитника Отечества на основе национальных культурно-исторических и воинских традиций [3].

Александр Филиппович Шрамченко, генерал-майор в отставке, кандидат военных наук, профессор, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в своем психолого-педагогическом очерке, над которым он работал более 20 лет, отметил следующее: «...Стихия войны - опасность. Но и не только опасность для жизни, это и постоянные огромные психологические и физические нагрузки на человека, обусловленные необходимостью активных действий по выполнению многообразных задач, зачастую в сложных климатических условиях, огромной ответственностью за выполнение этих задач, ответственностью за жизни товарищей. При ведении боевых действий в современных условиях нагрузка на весь личный состав увеличилась многократно. Высокие требования предъявляются к эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего, так как со значительным совершенствованием средств вооруженной борьбы стихия войны - опасность оказывает все более сильное воздействие на психику воинов. Если в прошедших войнах обстановка обычно осложнялась постепенно, кризисные ситуации легче было предусмотреть, в виду чего имелась возможность заблаговременно психологически подготовиться к надвигающейся опасности, то в современной войне кризисная ситуация может возникнуть мгновенно. В деле повышения боеспособности армии трудно переоценить значение включения каждого военнослужащего в активное решение многообразных задач и четкого выполнения обязанностей. Главной движущей силой в деятельности война являются его идеи, стремления, взгляды и убеждения. Поэтому на первом месте среди качеств военнослужащего стоят моральные качества. Эти качества позволяют выполнять задачи исходя из государственных интересов, стойко переносить любые трудности, мобилизоваться на выполнение любых сложных задач, а в бою иметь высокую эмоционально-волевую устойчивость, правильно видеть свое место в выполняемых задачах. Кроме этого, военнослужащему важно иметь высоко развитое чувство чести и достоинства, которое характеризуется его образцовым поведением и выполнением воинского долга, а также четким исполнением различных воинских ритуалов. Это чувство имеет глубокие исторические корни, и весьма ценно для несения трудной воинской службы, особенно в боевых условиях.» [4].

Обратимся к этим глубоким исторически корням.

В XVIII и в начале XIX столетия одним из решающих факторов, обеспечивших высокую боеспособность русской армии и флота стали высокие морально-боевые качества офицеров солдат и матросов, в основе воспитания которых лежали идеи защиты Отечества и интересов государства, понятия воинского долга и чести. В каждом солдате и офицере развивались прежде всего сознательное отношение к воинскому долгу и высокие моральные качества. Воинское воспитание основывалось на идеях защиты Отечества, единства многонациональной России. Приемы обучения и воспитания войск, введенные

СКИЕ НАУКИ 173

Императором Петром I, отличались практичностью и были подчинены исключительно целям войны. Генералиссимус А. В. Суворов практически показывал, какие высокие боевые качества воинов можно выработать, развивая посредством соответствующих методов воспитания и обучения природные свойства и способности русского человека. Он пришел к убеждению, что формируются они путем сознательной дисциплины и осознанного отношения к воинскому долгу и обязанностям [5].

Во второй половине XIX века российская армия вступила в новый период своего развития. В условиях технического перевооружения важное значение приобретала грамотность солдата, которая способствовала не только боевому обучению, но и развитию нравственных качеств. Существенные изменения тактики действий на поле боя требовали от каждого воина большей самостоятельности, активности, инициативы, глубокого сознания воинского долга [5].

Начало XX века связано с трагическими событиями Первой мировой и Гражданской войнами. В этот период особое значение придавалось воспитанию у воинов личной ответственности за защиту Родины, повышению военно-технических знаний, овладению сложными формами современного боя. Патриотическое воспитание велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям отечественной истории. Широко пропагандировалась деятельность Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Петра I, А. В. Суворова и М. И. Кутузова [5].

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война - одно из самых суровых испытаний в истории нашей Родины. Руководством страны была развернута гигантская работа по мобилизации сил и средств для разгрома фашистских захватчиков, вероломно напавших на Советский Союз. С каждым днем сопротивление советских войск становились все более упорными и организованными. В этих сложных условиях командование фронтов и армий, командиры и политработники всех степеней и рангов проводили неустанную кропотливую работу, направленную на совершенствование искусства ведения боевых действий, на грамотное использование оружия и боевой техники в различных условиях боя, на проявление высоких патриотических и морально-боевых качеств для обеспечения победы в сражениях и боях. Идеологическая и организаторская работа проводилась под определенными военно-политическими лозунгами, мобилизующие идеи и установки которых составляли основу политической работы по воспитанию у воинов железной стойкости в обороне, неугасаемого боевого порыва, что обеспечивало выполнение поставленных боевых задач. Победа в Великой отечественной войне была обеспечена единством действий армии и народа, высоким духовным и морально-боевыми качествами армии и флота, опорой на подвиги и дух предков. Широко звучали выдающиеся имена русских полководцев, флотоводцев и военачальников

174 PEDAGOGICAL

А. Невского, Д. Донского, К. Минина и Д. Пожарского, А. Суворова, М. Кутузова, Ф. Ушакова и многих других, которые принесли бессмертную славу русскому оружию и вдохновляли воинов на новые подвиги

[5].

Важной особенностью второй половины XX века явилось осуществление революционных преобразований в военном деле, вызванных внедрением ракетно-ядерного оружия. Обучение и воспитание личного состава в этот период строилось так, чтобы в каждом войне, в каждом воинском коллективе сформировались воедино их боевые, морально-психологические и физические качества и на основе этого выработались высокое боевое мастерство, психологическая устойчивость, постоянная готовность переносить любые испытания войны, способность сохранять в самых сложных условиях боевую активность и непоколебимую волю к победе. В эти годы военнослужащие вооруженных сил своим напряженным каждодневным ратным трудом в учебных классах, в поле, на полигоне постоянно подтверждали свою верность воинскому долгу, преданность народу, Отечеству. Советский воин олицетворял собой образец честного и добросовестного служения Родине, верности присяге, готовности в любую минуту отдать за интересы страны все свои силы, энергию, а если потребуется, и жизнь [5].

В 1990-е годы в истории отечественных Вооруженных Сил начался новый этап, связанный с распадом Союза Советских Социалистических Республик и возникновением нового государства - Российской Федерации. Радикальные изменения в стране негативно отразились на ее Вооруженных Силах, привели к снижению боеспособности армии и флота, к падению престижности воинской службы. В общественном сознании произошла деформация представления о воинском служении как патриотическом долге каждого гражданина страны. На первый план стали выступать установки меркантильно-прагматического характера, патриотические же мотивы переместились на более удаленное место или даже отошли на задний план. Произошла девальвация духовных ценностей, ориентиров воинской службы...

Одним из условий успешного развития страны является кардинальная перестройка системы военно-патриотического воспитания и военной подготовки российской молодежи. Отсутствие многие годы четкой политики в области военно-патриотического воспитания и военной подготовки молодежи привело к выхолащиванию многих славных традиций многовековой военной истории России, прецедентам подвергать сомнению целесообразность победы советского народа в Великой Отечественной войне. Тотальная демилитаризация образования привела к индифферентному отношению молодежи к истории страны, традициям своей родины, государственным институтам, обеспечивающим ее безопасность.

Выдающиеся полководцы и военные теоретики оставили нам богатое наследие. Своими личными

SCIENCES

примерами беззаветного служения Отечеству, своими ратными подвигами и трудами они призывают нас помнить о долге перед Родиной. В этих трудах содержится источник верных представлений о патриотизме, долге, чести, героическом и дисциплинированном поведении воинов в ответственные периоды жизни страны и армии. Достойная оценка этих трудов, непосредственный интерес к ним и приобщение к этому великому наследию позволят научиться сверять свои шаги в практической работе с их заповедями, указаниями и уроками, накопленными в прошедшие годы. Это богатое наследие и приобщение к нему и есть -основа «Основ военной подготовки».

Библиографический список

1. Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия: сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki (дата обращения: 19.04.2023).

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. URL: https:// mil.ru (дата обращения: 19.04.2023).

3. Основы военной службы : учебник / В. Ю. Ми-крюков. М.: ФОРУМ, 2012. 384 с.

4. Шрамченко А. Ф. Как управлять войсками (психо-лого-педагоги-ческий очерк). М. : Издательство Агентства «Яхтсмен», 1997. 304 с.

5. Панков Н. А. О долге и чести воинской в армии Российской. Т. 1. Военные документы, статьи военачальников, военных педагогов. М. : Воениздат, 2010. 440 с.

Bibliographic list

1. Public multilingual universal Internet encyclopedia: website. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (date of application: 04/19/2023).

2. Mandatory preparation of citizens for military service. Official website of the Ministry of Defense of the Russian Federation. URL: http:// mil.ru (date of reference: 04/19/2023).

3. Fundamentals of military service : textbook / V. Y. Mikryukov. M. : FORUM, 2012. 384 p.

4. A. F. Shramchenko. How to manage troops (psychological and pedagogical essay). Moscow : Publishing House of the Agency «Yachtsman», 1997. 304 p.

5. Pankov N. A. On the duty and honor of the military in the Russian army. Vol. 1. Military documents, articles of military leaders, military teachers. M. : Voenizdat, 2010. 440 p.

Информация об авторе

С. Ю. Усков - начальник учебной части - заместитель начальника военного учебного центра, кандидат военных

Information about the author

S. Yu. Uskov - head of the educational unit - deputy head of the military training center, candidate of military sciences.

Статья поступила в редакцию 18.05.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 18.05.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / Под ред. И. А. Калиниченко, В. В. Горохова [и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 431 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

ISBN: 978-5-238-03429-4

Эстетическая культура, сформированная на основе системных эстетических знаний, способствует осознанию социальной значимости своей профессии сотрудника правоохранительных органов, помогает в конкретных ситуациях использовать полученные знания, профессионально взаимодействовать с коллегами, гражданами, со СМИ и т. д. Цель учебного пособия - помочь обучающимся освоить наиболее важные категории эстетики, получить представление об основных этапах развития эстетической мысли, познакомить с решением ключевых эстетических проблем и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Для слушателей и курсантов системы образовательных учреждений правоохранительных органов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 175

Эстетическая культура

эстетическое воспитание

СОТРУДНИКОВ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.